Вселенские соборы в истории христианства. История церкви

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь : 1. Никейский , 2. Константинопольский , 3. Ефесский , 4. Халкидонский , 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й .

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры .

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры , который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе , при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория , который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне , при императоре Маркиане .

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия , который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством , а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха . При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I .

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе , при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым .

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон ", а по-русски "Кормчая Книга ", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре .

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, несмотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткие Сведения о Евангелии. Слово «евангелие» принадлежит греческому языку, в переводе на русский язык оно означает «доброе известие», «благая весть» (благовестие).Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасении человеческого рода от греха, проклятия и

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Краткие церковно-исторические сведения Содержание: Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге. До Миланского эдикта. После Миланского эдикта (313 г.). Вселенские Соборы. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Краткие сведения о переводах Писания Греческий перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Самый близкий к оригинальному тексту Писания Ветхого Завета есть перевод александрийский, известный под именем греческого перевода семидесяти толковников. Он был начат по

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Краткие сведения об имаме аль-Бухари Имя и нисбы аль-БухариИмя имама - Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья - Абу ‘Абдуллах.Рождение и детствоИмам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194

Из книги Перевоплощение душ автора Берг Филипп

Краткие сведения об имаме аз-Зубайди Выдающийся знаток хадисов Абу-ль-‘Аббас Зайн ад-дин Ахмад бин Ахмад бин Абд ал-Латиф аш-Шарджи аз-Зубайди, лучший мухаддис Йемена своего времени, улем и автор ряда трудов, родился в пятницу двенадцатого рамадана 812 года хиджры в селении

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ААРИ – см. Лурия, рабби Ицхак.ААРОН БАГДАДСКИЙ (приблизительно середина девятого века). Жил на юге Италии. Р. Элеазар говорит о нем, как о «проникшем во всей тайны». Эти тайны он черпал из Мегилот, которые были тогда основными мистическими

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

Глава 1 Краткие географические сведения Одной из отличительных особенностей географии Америки является наличие в этой состоящей из двух материков части света мощного «хребта»: простирающейся от Арктики до Антарктиды горной системы, которая может похвастать

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Глава 2 Краткие исторические сведения Люди, первыми ступившие на американский континент, несомненно, не подозревали, что делают именно это. Почти наверняка они были охотниками, следовавшими на восток за стадами мамонтов и оленей-карибу из северо-восточной Сибири через

Из книги Отец Арсений автора

2. ПОНЯТИЕ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ «Пространный Катехизис» дает следующее определение Вселенского Собора: «Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между

автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ОТЦА АРСЕНИЯ Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Из книги автора

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Леонид Андреевич Беляев (род. 1948 г.), доктор исторических наук, руководитель сектора в Институте археологии РАН. Специалист по городской археологии, древнерусской культуре, истории архитектуры и строительства, иконографии. Обладает обширным

Из книги автора

Краткие сведения о Коране Коран является священной книгой мусульман, он представляет собой запись тех “откровений”, которые Мухаммед изрекал на протяжении двадцати с лишним лет. Откровения эти собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов). В канонической версии

Из книги автора

Краткие сведения о Библии Библия состоит из семидесяти семи книг - пятидесяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. Несмотря на то, что её записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она, в отличие от Корана,

Вселенские соборы (по-гречески: синодой ойкоменикой ) – соборы, составлявшиеся при содействии светской (императорской) власти, из представителей всей христианской церкви , созывавшихся из различных частей греко-римской империи и так называемых варварских стран, для установления обязательных правил касательно догматов веры и различных проявлений церковной жизни и деятельности. Император обыкновенно созывал собор, определял место его заседаний, назначал определенную сумму на созвание и деятельность собора, пользовался правом почетного на нем председательствования и скреплял своею подписью акты соборного деяния и (фактически) оказывал иногда влияние на его решения, хотя принципиально и не имел права суждения в вопросах веры. Полноправными членами собора являлись епископы, как представители различных поместных церквей. Догматические определения, правила или каноны и судебные решения собора утверждались подписью всех его членов; скрепление же соборного акта императором давало ему обязательную силу церковного закона, нарушение которого каралось светскими уголовными законами.

Истинными Вселенскими соборами признаются только те из них, постановления которых были признаны обязательными во всей христианской церкви, как восточной (православной), так и римской (католической). Таких соборов считается семь.

Эпоха Вселенских соборов

1-й Вселенский собор (Никейский 1-й) собирался при императоре Константине Великом в 325, в Никее (в Вифинии), по поводу учения александрийского пресвитера Ария, что Сын Божий есть творение Бога-Отца и потому не единосущен Отцу (арианская ересь ).Осудив Ария, собор составил символ истинного учения и утвердил «единосущие» (омо усия) Сына с Отцом. Из многих списков правил этого собора подлинными считаются только 20. Собор составляли 318 епископов, многие пресвитеры и диаконы, из которых один, знаменитый Афанасий , руководил прениями. Председательствовал на соборе, по мнению одних ученых, Осия Кордубский, по мнению других – Евстафий Антиохийский.

Первый Вселенский собор. Художник В. И. Суриков. Храм Христа Спасителя в Москве

2-й Вселенский собор – Константинопольский, собирался в 381 г., при императоре Феодосии I , против полуариан и константинопольского епископа Македония. Первые признавали Сына Божия не единосущным, только «подобосущным» (оми усиос) Отцу, а вторые провозглашали неравенство третьего члена Троицы, Святого Духа, объявляя его лишь первым творением и орудием Сына. Кроме того, собор рассмотрел и осудил учение аномеев – последователей Аэция и Евномия, учивших, что Сын вообще не подобен Отцу (аномойос ), но состоит из отличной от него сущности (этероусиос), а также учение последователей Фотина, возобновившего савеллианство и Аполлинария (Лаодикийского), которые утверждали, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души,так как ее заменяло Божество Слова.

На соборе этом, издавшем тот Символ веры , который принят теперь в православной церкви, и 7 Правил (счет последних не одинаков: их считают от 3 до 11), присутствовало 150 епископов одной восточной церкви (полагают, что западные епископы не были приглашены). Председательствовали на нем последовательно трое: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и Нектарий Константинопольский.

Второй Вселенский собор. Художник В. И. Суриков

3-й Вселенский собор , Эфесский, собирался в 431 г., при императоре Феодосии II, против архиепископа константинопольского Нестория, учившего, что воплощение Сына Божия было простым обитанием Его в человеке-Христе, а не соединением Божества и человечества в одном лице, почему, по учению Нестория (несторианству ), и Богородица должна называться «Христородицею» или даже «Человекородицей». На соборе этом присутствовали 200 епископов и 3 легата папы Целестина; последние прибыли уже после осуждения Нестория и лишь подписались под соборными определениями, голос же папы во время заседаний собора имел председательствовавший на нем Кирилл Александрийский. Собор принял 12 анафематизмов (проклятий) Кирилла Александрийского, против учения Нестория, а в окружное его послание были включены 6 правил, к которым были присоединены еще два постановления по делам о пресвитере Харисии и о епископе Регине.

Третий Вселенский собор. Художник В. И. Суриков

4-й Вселенский собор , Халкидонский, собирался в 451, при императоре Маркиане, против архимандрита Евтихия и его защитника Диоскора, архиепископа Александрийского, учивших в противоположность Несторию, что в Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно божеское естество, которое в видимом человеческом образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло. Таким образом, по учению этому, тело Христово не было единосущнымнашему и имело лишь одну природу – божественную, а не соединённые нераздельно и неслиянно две – божественную и человеческую. От греческих слов «одна природа» ересь Евтихия и Диоскора получила название монофизитства . На соборе присутствовали 630 епископов и, в их числе, три легата папы Льва Великого. Собор осудил предшествующий Эфесский собор 449 (известный под именем «разбойнического» по своим насильственным действиям по отношению к православным) и особенно председательствовавшего на нем Диоскора Александрийского. На соборе было составлено определение истинного учения (напечатано в «книге правил» под именем догмата 4-го Вселенского собора) и 27 правил (правило 28-е было составлено на особом заседании, а 29-е и 30-е правила являются лишь извлечениями из IV деяния).

5-й Вселенский собор (Константинопольский 2-й), собирался в 553 г., при императоре Юстиниане I , для разрешения спора о правоверии епископов Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые, за 120 лет до этого, в писаниях своих оказались отчасти сторонниками Нестория (такими писаниями признаны: у Феодора – все сочинения, у Феодорита – критика анафематизмов, принятых 3-м Вселенским собором, а у Ивы – письмо к Маре, или Марину, епископу Ардаширскому в Персии). Собор этот, состоявший из 165 епископов (папа Вигилий II, бывший в это время в Константинополе, на собор не пошел, хотя и был приглашаем, ввиду того, что сочувствовал взглядам тех, против кого собирался собор; несмотря, однако, на это, он, а равно и папа Пелагий, признали этот собор, и только после них и до конца VI в. западная церковь не признавала его, а испанские соборы даже и в VII в. не упоминают о нем; но в конце концов он был признан и на Западе). Собор правил не издавал, а занимался рассмотрением и улаживанием спора «О трех главах» – так назывался спор, вызванный указом императора 544 г., в котором, в трех главах, рассматривалось и осуждалось учение трех вышеупомянутых епископов.

6-й Вселенский собор (Константинопольский 3-й), собирался в 680 г. при императоре Константине Погонате, против еретиков-монофелитов , которые, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества (как и православные), но в то же время вместе с монофизитами допускали лишь одну волю, обусловливаемую единством личного самосознания во Христе. На соборе этом присутствовало 170 епископов и легаты папы Агафона. Составив определение истинного учения, собор осудил за приверженность к учению монофелитов (представителем последних на соборе был Макарий Аптиохийский) многих восточных патриархов и папу Гонория, хотя последний, а также некоторые из монофелитских патриархов, умерли лет за 40 до собора. Осуждение Гонория было признано папой Львом II (Агафон в это время уже умер). Правил и этот собор также не издавал.

Пято-шестой собор . Так как ни 5-й, ни 6-й Вселенские соборы правил не издавали, то как бы в дополнение их деятельности, в 692 г. при императоре Юстиниане II в Константинополе был созван собор, получивший название Пято-шестого или по месту заседаний в зале с круглыми сводами (Труллон) Трулльским. На соборе присутствовало 227 епископов и делегат римской церкви – епископ Василий с острова Крита. Собор этот, не составивший ни одного догматического определения, но издавший 102 правила, имеет весьма важное значение, так как на нем впервые от лица всей церкви был произведен пересмотр всего действовавшего в то время канонического права. Так на нем были отвергнуты апостольские постановления, утвержден состав канонических правил, собранных в сборники трудами частных лиц, исправлены и дополнены прежние правила и, наконец, изданы правила, осуждающие практику церквей римской и армянской. Собор воспретил «подделывать, или отвергать, или принимать другие правила, кроме надлежащих, с ложными надписаниями, составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиною».

7-й Вселенский собор (Никейский 2-й) созывался в 787 г. при императрице Ирине, против еретиков-иконоборцев , учивших, что иконы суть оскорбительные для христианства попытки изобразить неизобразимое и что почитание их должно вести к ересям и идолопоклонству. Кроме догматического определения собор составил еще 22 правила. В Галлии 7-й Вселенский собор был признан не сразу.

Догматические определения всех семи Вселенских соборов были признаны и приняты и римскою церковью. В отношении же к канонам этих соборов римская церковь держалась взгляда, высказанного папой Иоанном VIII и выраженного библиотекарем Анастасием в предисловии к переводу деяний 7-го Вселенского собора: она принимала все соборные правила, за исключением тех, которые противоречили папским декреталиям и «добрым римским обычаям». Но помимо 7 соборов, признаваемых православными, римская (католическая) церковь имеет свои соборы, признаваемые ею вселенскими. Таковы: Константинопольский 869 г., предавший анафеме патриарха Фотия и объявивший папу «орудием Св. Духа» и неподсудным Вселенским соборам; Латеранский 1-й (1123 г.), о церковной инвеституре, церковной дисциплине и освобождении Святой земли от неверных (см. Крестовые походы); Латеранский 2-й (1139 г.), против учения Арнольда Брешианского о злоупотреблении духовною властью; Латеранский 3-й (1179 г.), против вальденсов ; Латеранский 4-й (1215 г.), против альбигойцев; Лионский 1-й (1245 г.), против императора Фридриха II и о назначении крестового похода; Лионский 2-й (1274 г.), по вопросу о соединении католической и православной церквей (унии ), предложенном византийским императором Михаилом Палеологом ; на соборе этом в Символ веры было прибавлено в соответствии с католическим учением: «Святой дух исходит и от сына»; Венский (1311 г.), против тамплиеров , беггардов, бегинов, лоллардов , вальденсов, альбигойцев; Пизанский (1404 г.); Констанцский (1414 – 18 гг.), на котором был осужден Ян Гус ; Базельский (1431 г.), по вопросу об ограничении папского самовластия в церковных делах; Ферраро-Флорентинский (1439 г.), на котором состоялась новая уния православия и католичества; Тридентский (1545 г.), против Реформации и Ватиканский (1869 – 70 гг.), установивший догмат папской непогрешимости.

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1-35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа , действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое . Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком , а Пресвятую Деву Марию — Богородицей .

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно .

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле . Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой , так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия , который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

Вселенские соборы - это встречи епископов (и других представителей высшего духовенства мира) христианской церкви на международном уровне.

На таких собраниях выносятся на всеобщее обсуждение и согласование важнейшие вопросы догматического, политико-церковного и дисциплинарно-судебного плана.

Каковы признаки Вселенских христианских соборов? Наименования и краткие описания семи официальных встреч? Когда и где происходили? Что решалось на этих международных собраниях? И многое другое - об этом расскажет данная статья.

Описание

Православные Вселенские соборы изначально являлись важными событиями для христианского мира. Каждый раз рассматривались вопросы, которые впоследствии оказывали влияние на ход всей церковной истории.

Потребность в подобных мероприятиях для католической веры менее велика, поскольку многие аспекты церкви регулирует центральный религиозный лидер - папа Римский.

Восточная же церковь - православная - имеет более глубокую потребность в таких объединяющих собраниях, имеющих масштабный характер. Поскольку вопросов также накапливается достаточно много и все они требуют решения на авторитетном духовном уровне.

Католики за всю историю существования христианства признают на сегодняшний день 21 состоявшийся Вселенский собор, православные - только 7 (официально признанных), которые были проведены еще в I тысячелетии от Рождества Христова.

Каждое такое мероприятие обязательно рассматривает несколько важных тем религиозного плана, предоставляются вниманию участников разные мнения авторитетных духовных лиц, принимаются единогласно важнейшие решения, которые затем оказывают влияние на весь христианский мир.

Несколько слов из истории

В ранние века (от Рождества Христова) собором называли любое церковное собрание. Немного позже (в III столетии нашей эры) таким термином стали обозначать встречи епископов для решения важных вопросов религиозного характера.

После провозглашения императором Константином толерантности к христианам, высшие духовные лица смогли периодически собираться в общем соборе. А церковь в масштабе всей империи начала проводить Вселенские соборы.

В таких встречах принимали участие представители духовенства всех поместных храмов. Главой этих соборов, как правило, назначался Ромейский император, который придавал всем важным решениям, принимаемым в ходе данных встреч, уровень государственных законов.

Также император был уполномочен:

  • созывать соборы;
  • делать денежные взносы на осуществление некоторых затрат, связанных с проведением каждой встречи;
  • назначать место проведения;
  • наблюдать за порядком через назначение своих чиновников и так далее.

Признаки Вселенского собора

Есть некоторые отличительные особенности, который присущи исключительно Вселенскому собору:


Иерусалимский

Еще его называют Апостольским собором. Это первое такое собрание в истории церкви, которое состоялось ориентировочно в 49 году нашей эры (согласно некоторым источникам - в 51 году) - в Иерусалиме.

Вопросы, которые рассматривались на Иерусалимском соборе, касались иудеев и соблюдения обычая обрезания (все за и против).

На данном собрании присутствовали сами апостолы - ученики Иисуса Христа.

Первый собор

Вселенских соборов всего семь (официально признанных).

Самый первый был организован в Никее - в 325 году нашей эры. Его так и называют - I Никейским собором.

Именно на этом собрании император Константин, который не был христианином на тот момент (а сменил язычество на веру в Единого Бога только перед самым уходом из жизни, крестившись) объявил свою личность, как главу государственной церкви.

А также назначил христианство главной религией Византии и Восточной Римской империи.

На первом Вселенском соборе был утвержден Символ Веры.

А еще данная встреча стала эпохальной в истории христианства, когда произошел разрыв церкви с иудейской верой.

Императором Константином были утверждены принципы, которые отражали отношение христиан к иудейскому народу - это презрение и отделение от них.

После первого Вселенского собора христианская церковь стала подчиняться светскому управлению. При этом она растеряла свои главные ценности: возможность давать людям духовную жизнь и радость, быть спасительной силой, обладать пророческим духом, светом.

По сути, из церкви сделали "убийцу", преследователя, который гнал и убивал невинных людей. Это было страшное время для христианства.

Второй собор

Состоялся второй Вселенский собор в городе Константинополе - в 381 году. В честь этого и назван I Константинопольский.

На данном собрании обсуждалось несколько важнейших вопросов:

  1. О сути понятий Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог-Святой Дух.
  2. Утверждение нерушимости Символа Никейского.
  3. Всеобщая критика суждений епископа Аполлинария из Сирии (достаточно образованного человека своего времени, авторитетной духовной личности, защитника православия от арианства).
  4. Установление формы соборного суда, что подразумевало принятие еретиков в лоно церкви после их искреннего раскаяния (через крещение, миропомазание).

Серьезным событием второго Вселенского собора стала кончина первого его председателя - Мелетия Антиохийского (сочетавшего в себе кротость и ревностное отношение к православию). Произошло это в самые первые дни заседаний.

После чего Григорий Назианзин (Богослов) на некоторое время взял правление собором в свои руки. Но вскоре отказался от принятия участия в собрании и покинул кафедру в Константинополе.

В итоге главным лицом данного собора стал Григорий Нисский. Он был образцом человека, ведущего святой образ жизни.

Третий собор

Данное официальное христианское мероприятие международного масштаба состоялось летом, в 431 году, - в городе Эфесе (а потому называется Эфесским).

Проходил третий Вселенский собор под руководством и с разрешения императора Феодосия Младшего.

Главной темой собрания стало лжеучение патриарха Константинопольского Нестория. Было раскритиковано его видение относительно того, что:

  • Христос имеет две ипостаси - божественную (духовную) и человеческую (земную), что Сын Божий родился изначально человеком, а затем с ним соединилась Божественная сила.
  • Пречистую Марию необходимо называть Христородицею (вместо Богородицы).

Этими смелыми уверениями Несторий в глазах других священнослужителей восставал против утвержденных раннее мнений о том, что Христос родился от непорочного зачатия и что искупил грехи человеческие своей жизнью.

Еще до созыва собора этого строптивого патриарха Константинопольского пробовал образумить патриарх Александрийский - Кирилл, но тщетно.

На Эфесский собор прибыло порядка 200 священнослужителей, среди которых: Ювеналий Иерусалимский, Кирилл Александрийский, Мемон Эфесский, представители святителя Целестина (папы Римского) и другие.

По окончании данного международного мероприятия ересь Нестория была осуждена. Это облачилось в соответствующие записи - «12 анафематизмов против Нестория» и «8 правил».

Четвертый собор

Проходило мероприятие в городе Халкидоне - в 451 году (Халкидонский). В то время правителем был император Маркиан - сын воина по происхождению, но завоевавший славу отважного солдата, который по воле Всевышнего стал во главе империи, женившись на дочери Феодосия - Пульхерии.

На четвертом Вселенском соборе присутствовало порядка 630 епископов, среди которых: патриарх Иерусалимский - Ювеналий, патриарх Цареградский - Анатолий и другие. Также прибыл священнослужитель - посланник папы Римского, Льва.

Были среди остальных и негативно настроенные представители церкви. Например, патриарх Максим Антиохийский, которого прислал Диоскор, и Евтихий с единомышленниками.

На данном собрании рассматривались следующие вопросы:

  • осуждение лжеучения монофизитов, которые утверждали, что Христос обладал исключительно божественной природой;
  • постановление о том, что Господь Иисус Христос является истинным Богом, а также истинным Человеком.
  • о представителях Армянской церкви, которые в своем видении веры объединились с религиозным течением - монофизитами.

Пятый собор

Состоялась встреча в городе Константинополе - в 553 году (потому собор назван II Константинопольским). Правителем в то время был святой благоверный царь Юстиниан I.

Что решалось на пятом Вселенском соборе?

Прежде всего, рассматривалось правоверие епископов, которые при жизни в своих работах отражали несторианские мысли. Это:

  • Ива Эдесский;
  • Феодор Мопсуетский;
  • Феодорит Кирский.

Таким образом, главной темой собора был вопрос «О трех главах».

Еще на международном собрании епископы рассматривали учение пресвитера Оригена (он в свое время говорил о том, что душа живет до воплощения на земле), который жил в III столетии от Рождества Христова.

А также осуждали еретиков, которые не соглашались с мнением об общем воскресении людей.

Собралось здесь 165 епископов. Открывал собор Евтихий - Константинопольский патриарх.

Римского папу - Виргилия - трижды приглашали на заседание, но он отказывался присутствовать. И когда соборный совет пригрозил подписать постановление об отлучении его от церкви, он согласился с мнением большинства и подписал соборный документ - анафему относительно Феодора Мопсуетского, Ивы и Феодорита.

Шестой собор

Данному международному собранию предшествовала история. Византийское правительство приняло решение присоединить течение монофизитов к православной церкви. Это повлекло за собой появление нового течения - монофелитов.

В начале VII столетия императором Византийской империи был Ираклий. Он был против религиозных разделений, а потому все силы прикладывал для того, чтобы объединить всех в одну веру. Даже имел намерение собрать собор для этого. Но до конца вопрос так и не решился.

Когда на трон взошел Константин Пагонат, вновь стало ощутимым разделение между православными христианами и монофелитами. Император решил, что православие должно восторжествовать.

В 680 году в городе Константинополе был собран шестой Вселенский собор (названный еще III Константинопольским или Трулльским). А до этого Константин низложил патриарха Константинопольского по имени Феодор, который принадлежал к течению монофелитов. А вместо него назначил пресвитера Георгия, который поддерживал догматы православной церкви.

На шестой Вселенский собор всего приехало 170 епископов. В том числе представители папы Римского, Агафона.

Христианское учение поддерживало идею о двух волях Христа - божественной и земной (а монофелиты имели другое видение на этот счет). Это и было утверждено на соборе.

Длилась встреча до 681 года. Всего было 18 заседаний епископов.

Седьмой собор

Состоялся в 787 году в городе Никее (или II Никейский). Созван был седьмой Вселенский собор императрицей Ириной, которая хотела официально вернуть право христиан почитать святые образы (она сама втайне поклонялась иконам).

На официальной международной встрече была осуждена ересь иконоборчества (что позволили легально в храмах рядом со святым крестом размещать иконы и лики святых), а также восстановлены 22 канона.

Благодаря седьмому Вселенскому собору стало возможно почитать и воздавать поклонение иконам, но ум свой и сердце важно устремлять к живым Господу и Богородице.

О соборах и святых апостолах

Таким образом, всего за I тысячелетие от рождества Христова было проведено 7 Вселенских соборов (официальных и еще несколько поместных, которые также решали важные вопросы религии).

Необходимы они были для того, чтобы уберечь служителей церкви от ошибок и привести к покаянию (в случае совершения таковых).

Именно на таких международных встречах собирались не просто митрополиты, епископы, а настоящие святые мужи, духовные отцы. Эти личности всей своей жизнью и от всего сердца служили Господу, принимали важные решения, утверждали правила и каноны.

Выход за них означал серьезное нарушение представления об учении Христа и его последователей.

Первые такие правила (по-гречески «оросы») еще назвались «Правилами святых Апостолов» и Вселенских соборов. Всего их насчитывается 85 пунктов. Провозглашены они были и официально утверждены на Трулльском (шестом Вселенском) соборе.

Свое начало эти правила ведут от апостольского предания и сохранились изначально только в устной форме. Их передавали из уст в уста - через апостольских преемников. И, таким образом, правила оказались донесенными до отцов Трулльского Вселенского собора

Святые отцы

Кроме Вселенских (международных) встреч духовных лиц, также организовывались поместные собрания епископов - из какой-то конкретной области.

Решения и постановления, которые утверждались на таких соборах (локального значения) также впоследствии были восприняты всей православной церковью. В том числе и мнения святых отцов, которых еще называли «Столпами Церкви».

К таким святым мужам относятся: мученик Петр, Григорий Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский.

А их положения относительно православной веры и всего учения Христова были сведены в «Правила Святых Отцов» Вселенских соборов.

Согласно предсказаниям этих духовных мужей, официальная восьмая международная встреча будет носить не истинный характер, это будет скорее «сборищем антихриста».

Признание соборов церковью

Согласно истории, православная, католическая и другие христианские церкви сформировали свое мнение относительно соборов международного уровня и их количества.

А потому официальным статусом обладают лишь два: первый и второй Вселенские соборы. Именно эти признаются всеми церквями без исключения. В том числе и Ассирийской церковью Востока.

Древневосточной же православной церковью признаются первые три Вселенских собора. А византийской - все семь.

По мнению же католической церкви, за 2 тысячи лет состоялся 21 мировой собор.

Какие именно соборы признаваемы православной и католической церквями?

  1. Дальневосточная, католическая и православная (Иерусалимский, I Никейский и I Константинопольский).
  2. Дальневосточная (исключение ассирийская), католическая и православная (Эфесский собор).
  3. Православная и католическая (Халкидонский, II и III Константинопольские, II Никейский).
  4. Католическая (IV Константинопольский 869-870 гг.; I, II, III Латеранские XII век, IV Латеранский XIII век; I, II Лионские XIII век; Вьеннский 1311-1312 гг.; Констанцский 1414-1418 гг.; Ферраро-Флорентийский 1438-1445 гг.; V Латеранский 1512-1517 гг.; Тридентский 1545-1563 гг.; I Ватиканский 1869-1870 гг., II Ватиканский 1962-1965 гг.);
  5. Соборы, которые признавались Вселенскими богословами и представителями православия (IV Константинопольский 869-870 гг.; V Константинопольский 1341-1351 гг.).

Разбойничьи

История церкви знает и такие соборы, которые претендовали на то, чтобы называться Вселенскими. Но они не были приняты всеми историческими церквями по ряду причин.

Главные из разбойничьих соборов:

  • Антиохийский (341 год нашей эры).
  • Миланский (355 г.).
  • Эфесский разбойничий (449 г.).
  • первый иконоборческий (754 г.).
  • второй иконоборческий (815 г.).

Подготовка Всеправославных соборов

В XX столетии православная церковь пробовала осуществить подготовку восьмого Вселенского собора. Планировалось это в 20-е, 60-е, 90-е годы прошлого века. А также в 2009 и 2016 годах нынешнего столетия.

Но, к сожалению, все попытки до сих пор ничем не оканчивались. Хотя русская православная церковь находится в состоянии духовной активности.

Как следует из практического опыта относительно данного мероприятия международного масштаба, признать собор Вселенским может только такой же, который будет последующим.

В 2016 году планировалось организовать Всеправославный собор, который должен был состояться в Стамбуле. Но пока там осуществилась лишь встреча представителей православных церквей.

В планируемом восьмом Вселенском соборе будут участвовать 24 архиерея - представителей местных церквей.

Проводить мероприятие будет Константинопольский патриархат - в храме Святой Ирины.

На данном соборе планируется рассмотреть следующие темы:

  • значение Поста, соблюдение его;
  • препятствия к бракосочетанию;
  • календарь;
  • церковная автономия;
  • взаимоотношение православной церкви к другим христианским вероисповеданиям;
  • православная вера и социум.

Это будет значимым событием для всех верующих, а также для христианского мира в целом.

Выводы

Таким образом, подводя итоги всему изложенному выше, Вселенские соборы имеют поистине важное значение для христианской церкви. На этих встречах происходят значимые события, которые отражаются на всем учении православной и католической веры.

А еще эти соборы, которые характеризуются международным уровнем, имеют серьезную историческую ценность. Поскольку такие мероприятия происходит только в случаях особенной важности и необходимости.

ЗАЧЕМ БЫЛИ НУЖНЫ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ?
Если в той или иной научной дисциплине приняты неверные теоретические постулаты, то экспериментальные опыты и исследования не приведут к ожидаемому результату. И все усилия будут напрасны, т.к. результаты многих трудов будут ложные. Так и в Вере. Апостол Павел это сформулировал очень четко: «Если нет Воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и Вера наша» (1 Кор. 15:13-14). Тщетная вера – это значит вера не истинная, неправильная или ложная.
В науке из-за ложных посылок могут бесполезно трудиться многие годы какие-то группы исследователей, или даже целые научные объединения. Пока они не распадутся и исчезнут. В вопросах же Веры, если она ложная, страдают огромные религиозные объединения, целые народы, и государства. И погибают они, как в физическом отношении, так и в духовном; как во времени, так и в вечности. В истории примеров этому – множество. Вот почему Святой Дух Божий собирал на Вселенские Соборы святых отцов – лучших представителей человечества и «ангелов во плоти», чтобы ими были выработаны такие догматы, которые могли обезопасить Святую Истинную Веру Православную от лжи и ересей на тысячелетия вперед. Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1.Никейский, 2.Константинопольский, 3.Ефесский, 4.Халкидонский, 5.Константинопольский 2-й. 6.Константинопольский 3-й и 7.Никейский 2-й. Все решения Вселенских Соборов начинались с формулы «Изволися (угодно) Духу Святому и нам…» . Поэтому все Соборы не могли быть действенны без главного его участника – Бога Духа Святого.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Первый Вселенский Собор состоялся в 325 г ., в гор. Никее , при императоре Константине Великом . Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Свт.Николай Чудотворец, Свт. Иаков Низибийский, Свт. Спиридон Тримифунтский, Свт. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом .
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры .
На этом же Соборе было постановлено всем праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи по юлианскому календарю. Определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 г ., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом . Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так же, как и Ангелы.
На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. Неоценимую роль в разрешении тринитарных споров (о Пресвятой Троице) оказали святые отцы – каппадокийцы: свт. Василий Великий (330-379), его брат свт. Григорий Нисский (335–394), и его друг и подвижник свт. Григорий Богослов (329–389). Они смогли выразить смысл право- славного догмата о триединстве Бога в формуле: «одна сущность – три ипостаси». И этим помогли преодолеть церковный раскол. Их учение: Бог Отец, Бог Слово (Бог Сын) и Бог Святой Дух – это три ипостаси, или три лица одной сущности – Бога Троицы. Бог Слово и Бог Святой Дух имеют вечное начало: Бога Отца. Бог Слово вечно «рождается» только от Отца, а Святой Дух вечно «исходит» только из Отца, как из единственного начала. «Рождение» и «Исхождение» — два разных понятия, нетождественных друг другу. Таким образом, у Бога Отца только один Сын – Бог Слово – Иисус Христос. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры , который и служит руководством для Церкви на все времена, и до сего дня. Он является главным изложением смысла Веры Православной и возглашается народом на каждой Божественной Литургии.
ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Вселенский Собор состоялся в 431 г ., в гор.Ефесе , при императоре Феодосии II Младшем . Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория , который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно и обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею . Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году , в гор. Халкидоне , при императоре Маркиане . Собор был созван против лжеучения архимандрита Евтихия , который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в другую крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, поэтому в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством , а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).
На Соборе присутствовало 650 епископов. Однако, правильное вероопределение, победившее ересь Евтихия и Диоскора, было достигнуто трудами свт. Кирилла Александрийского, свт. Иоанна Антиохийского и свт. Льва, Папы Римского. Таким образом, Собор сформулировал православное учение Церкви: Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Бога Отца, по человечеству Он родился от Святого Духа и Пресвятой Девы, и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Пятый Вселенский Собор состоялся в 553 году , в гор. Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I . Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.
На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. На этом же Соборе была осуждена ересь Оригена об Апокатастасисе – учении о всеобщем спасении (то есть всех, в том числе и нераскаявшихся грешников, и даже демонов). Этот Собор также осудил учения: «о предсуществовании душ» и о «перевоплощении (реинкарнации) души». Осуждены также еретики, не признававшие всеобщее Воскресение мертвых.
ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году , в гор. Константинополе , при императоре Константине Пагонате , и состоял из 170 епископов.
Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю .
После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Византийской Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний , патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое , и по этим двум естествам – две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной . Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии, как православное. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.
Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым . Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон» , а по-русски «Кормчая Книга» , которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе так же были осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка), и др.
СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году , в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.
Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре . Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы; почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселенских соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей. А лютеране не признают ни одного Вселенского Собора; они отвергли Церковные Таинства и Священное Предание, оставив в почитании только Священное Писание, которое сами же и «редактируют» в угоду своим лжеучениям.