Христианские первомученики на руси феодор варяг и сын его иоанн. О чем нас предупреждают первые христианские мученики руси феодор и иоанн

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает , варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

По-стра-дал за Хри-ста вме-сте со сво-им сы-ном св. му-че-ни-ком Иоан-ном в 983 г. в Ки-е-ве. Точ-ное про-ис-хож-де-ние их неиз-вест-но; воз-мож-но, что они на-зы-ва-лись ва-ря-га-ми не по про-ис-хож-де-нию, а по во-ин-ско-му зва-нию. Св. Фе-о-дор дол-гое вре-мя был на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии, где и при-нял Св. Кре-ще-ние. Вер-нув-шись на Русь, он на-учил свя-той ве-ре и сы-на сво-е-го Иоан-на. В 983 г. ве-ли-кий князь Вла-ди-мир, то-гда еще рев-ност-ный языч-ник, по-сле во-ен-ной по-бе-ды над ят-вя-га-ми по-же-лал при-не-сти жерт-ву идо-лам. «Стар-цы и бо-яре» по-со-ве-то-ва-ли кня-зю из-брать для жерт-вы юно-шу или де-ви-цу. Жре-бий пал на сы-на Фе-о-до-ро-ва Иоан-на. Св. Фе-о-дор не дал сы-на в жерт-ву, а вы-сту-пил со сме-лой про-по-ве-дью пе-ред тол-пой языч-ни-ков и дол-го вра-зум-лял их, го-во-ря о тще-те их бо-гов и о Бо-ге Еди-ном. То-гда разъ-ярен-ная тол-па умерт-ви-ла св. му-че-ни-ков Фе-о-до-ра и Иоан-на. Ме-сто по-гре-бе-ния их неиз-вест-но.

Полные жития мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского

Свя-тые му-че-ни-ки Фе-о-дор Ва-ряг и сын его Иоанн жи-ли в Ки-е-ве в Х сто-ле-тии, ко-гда ва-ря-ги, пред-ки ны-неш-них шве-дов и нор-веж-цев, при-ни-ма-ли осо-бен-но де-я-тель-ное уча-стие в го-судар-ствен-ной и во-ен-ной жиз-ни Ру-си. Куп-цы и во-и-ны, они про-кла-ды-ва-ли но-вые тор-го-вые пу-ти в Ви-зан-тию и на Во-сток, участ-во-ва-ли в по-хо-дах на Ца-рь-град, со-став-ля-ли зна-чи-тель-ную часть на-се-ле-ния древ-не-го Ки-е-ва и кня-же-ских на-ем-ных дру-жин. Глав-ный тор-го-вый путь Ру-си - из Бал-тий-ско-го мо-ря в Чер-ное - на-зы-ва-ли то-гда "путь из ва-ряг в гре-ки".

На ва-ряж-скую дру-жи-ну опи-ра-лись в сво-их на-чи-на-ни-ях во-жди и устро-и-те-ли ран-ней рус-ской го-судар-ствен-но-сти. Как и сла-вяне, сре-ди ко-то-рых они жи-ли, мно-гие из за-мор-ских при-шель-цев под вли-я-ни-ем Ви-зан-тий-ской Церк-ви при-ни-ма-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Ки-ев-ская Русь за-ни-ма-ла сре-дин-ное ме-сто меж-ду язы-че-ской Скан-ди-на-ви-ей и пра-во-слав-ной Ви-зан-ти-ей, по-это-му гос-под-ству-ю-щи-ми в ду-хов-ной жиз-ни Ки-е-ва ока-зы-ва-лись по-пе-ре-мен-но то жи-ви-тель-ное ве-я-ние хри-сти-ан-ской ве-ры, шед-шее с юга (при бла-жен-ном Ас-коль-де в 860-882 гг., при Иго-ре и свя-той Оль-ге в 940-950-х гг.), то гу-би-тель-ные вих-ри язы-че-ства, на-ле-тев-шие с се-ве-ра, от Ва-ряж-ско-го мо-ря (при Ве-щем Оле-ге, убив-шем Ас-коль-да в 882 г., при вос-ста-нии древ-лян, убив-ших Иго-ря в 945 г., при кня-зе Свя-то-сла-ве, от-ка-зав-шем-ся при-нять Кре-ще-ние, несмот-ря на на-сто-я-ния сво-ей ма-те-ри, рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги).

Ко-гда в 972 г. (по дру-гим дан-ным, в 970 г.) Свя-то-слав был убит пе-че-не-га-ми, ве-ли-ким кня-зем Ки-ев-ским оста-вал-ся на-зна-чен-ный им стар-ший сын, Яро-полк. Сред-ний сын, Олег, бы-лин-ный Воль-га Свя-то-сла-вич, дер-жал Древ-лян-скую зем-лю, млад-ший, Вла-ди-мир, - Нов-го-род. Прав-ле-ние Яро-пол-ка (970-978 гг.), как прав-ле-ние его баб-ки, Оль-ги, вновь ста-ло вре-ме-нем пре-иму-ще-ствен-но-го хри-сти-ан-ско-го вли-я-ния на ду-хов-ную жизнь Ру-си. Сам Яро-полк, по мне-нию ис-то-ри-ков, ис-по-ве-до-вал хри-сти-ан-ство, хо-тя, воз-мож-но, ла-тин-ско-го об-ря-да, и это ни-как не со-от-вет-ство-ва-ло ин-те-ре-сам скан-ди-нав-ских дру-жин-ни-ков - языч-ни-ков, при-вык-ших счи-тать Ки-ев опло-том сво-е-го вли-я-ния в зем-лях сла-вян. Их пред-во-ди-те-ли по-ста-ра-лись по-ссо-рить меж-ду со-бой бра-тьев, вы-зва-ли меж-до-усоб-ную вой-ну Яро-пол-ка с Оле-гом, а по-сле то-го, как был убит Олег, под-дер-жа-ли Вла-ди-ми-ра в борь-бе про-тив Яро-пол-ка.

Бу-ду-щий кре-сти-тель Ру-си на-чи-нал свой путь убеж-ден-ным языч-ни-ком и опи-рал-ся на ва-ря-гов, спе-ци-аль-но при-ве-ден-ных им из-за мо-ря, в ка-че-стве во-ен-ной си-лы. Его по-ход на Ки-ев 978 го-да, увен-чав-ший-ся пол-ным успе-хом, пре-сле-до-вал не толь-ко во-ен-но-по-ли-ти-че-ские це-ли: это был ре-ли-ги-оз-ный по-ход рус-ско-ва-ряж-ско-го язы-че-ства про-тив на-рож-дав-ше-го-ся ки-ев-ско-го хри-сти-ан-ства. 11 июня 978 го-да Вла-ди-мир "сел на сто-ле от-ца сво-е-го в Ки-е-ве", а несчаст-ный Яро-полк, при-гла-шен-ный бра-том для пе-ре-го-во-ров, при вхо-де в пир-ше-ствен-ный зал был пре-да-тель-ски убит дву-мя ва-ря-га-ми, прон-зив-ши-ми его ме-ча-ми. Для устра-ше-ния ки-ев-лян, сре-ди ко-то-рых уже мно-гие, как рус-ские, так и ва-ря-ги, бы-ли хри-сти-ане, в вос-ста-нов-лен-ном и укра-шен-ном но-вы-ми идо-ла-ми язы-че-ском свя-ти-ли-ще бы-ли со-вер-ше-ны неиз-вест-ные до то-го вре-ме-ни у дне-пров-ских сла-вян че-ло-ве-че-ские жерт-во-при-но-ше-ния. В ле-то-пи-си ска-за-но о по-став-лен-ных Вла-ди-ми-ром ку-ми-рах: "И при-но-си-ли им жерт-вы, на-зы-вая их бо-га-ми, и при-во-ди-ли к ним сво-их сы-но-вей и до-че-рей, и жерт-вы эти шли бе-сам... И осквер-ни-лась кро-вью зем-ля Рус-ская и холм тот".

Ви-ди-мо, к это-му пер-во-му пе-ри-о-ду тор-же-ства язы-че-ства в Ки-е-ве при во-кня-же-нии Вла-ди-ми-ра сле-ду-ет от-не-сти ги-бель свя-тых му-че-ни-ков Фе-о-до-ра Ва-ря-га и сы-на его Иоан-на, ко-то-рую мож-но в этом слу-чае да-ти-ро-вать 12 июля 978 г. Воз-мож-но, впро-чем, что по-двиг свя-тых ки-ев-ских ва-ря-гов-му-че-ни-ков имел ме-сто ле-том 983 го-да, ко-гда вол-на язы-че-ской ре-ак-ции про-ка-ти-лась не толь-ко по Ру-си, но и по все-му сла-вя-но-гер-ман-ско-му ми-ру. Про-тив Хри-ста и Церк-ви по-чти од-новре-мен-но вос-ста-ли языч-ни-ки в Да-нии, Гер-ма-нии, при-бал-тий-ских сла-вян-ских кня-же-ствах, и всю-ду вол-не-ния со-про-вож-да-лись раз-ру-ше-ни-ем хра-мов, убий-ством ду-хо-вен-ства и хри-сти-ан-ис-по-вед-ни-ков. Вла-ди-мир в тот год хо-дил в по-ход на ли-тов-ское пле-мя ят-вя-гов и одер-жал над ни-ми по-бе-ду. В озна-ме-но-ва-ние этой по-бе-ды ки-ев-ские жре-цы и ре-ши-ли сно-ва устро-ить кро-ва-вое жерт-во-при-но-ше-ние.

Жил сре-ди ки-ев-лян, со-об-ща-ет пре-по-доб-ный Нестор Ле-то-пи-сец, ва-ряг по име-ни Фе-о-дор, дол-гое вре-мя до то-го про-быв-ший на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии и при-няв-ший там Свя-тое Кре-ще-ние. Язы-че-ское имя его, со-хра-нив-ше-е-ся в на-зва-нии "Ту-ро-ва бож-ни-ца", бы-ло Тур (скан-ди-нав-ское Тор) или Утор (скан-ди-нав-ское От-тар), в ста-рин-ных ру-ко-пи-сях встре-ча-ет-ся то и дру-гое на-пи-са-ние. У Фе-о-до-ра был сын Иоанн, кра-си-вый и бла-го-че-сти-вый юно-ша, ис-по-ве-дав-ший, как и отец, хри-сти-ан-ство.

"И ска-за-ли стар-цы и бо-яре: Бро-сим жре-бий на от-ро-ков и де-виц, на ко-го па-дет он, то-го и за-ре-жем в жерт-ву бо-гам". Оче-вид-но, не без умыс-ла жре-бий, бро-шен-ный язы-че-ски-ми жре-ца-ми, пал на хри-сти-а-ни-на Иоан-на.

Ко-гда по-слан-ные к Фе-о-до-ру со-об-щи-ли, что его сы-на "из-бра-ли се-бе бо-ги, да при-не-сем его им в жерт-ву", ста-рый во-ин ре-ши-тель-но от-ве-тил: "Не бо-ги это, а де-ре-во. Нын-че есть, а зав-тра сгни-ет. Не едят они, не пьют и не го-во-рят, но сде-ла-ны че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми из де-ре-ва. Бог же Един, Ему слу-жат гре-ки и по-кло-ня-ют-ся. Он со-тво-рил небо и зем-лю, звез-ды и лу-ну, солн-це и че-ло-ве-ка, и пред-на-зна-чил ему жить на зем-ле. А эти бо-ги что со-тво-ри-ли? Они са-ми со-тво-ре-ны. Не дам сы-на мо-е-го бе-сам".

Это был пря-мой вы-зов хри-сти-а-ни-на обы-ча-ям и ве-ро-ва-ни-ям языч-ни-ков. Во-ору-жен-ной тол-пой языч-ни-ки ри-ну-лись к Фе-о-до-ру, раз-нес-ли его двор, окру-жи-ли дом. Фе-о-дор, по сло-вам ле-то-пис-ца, "сто-ял на се-нях с сы-ном сво-им", му-же-ствен-но, с ору-жи-ем в ру-ках, встре-чал вра-гов. (Се-ня-ми в ста-рин-ных рус-ских до-мах на-зы-ва-ли устро-ен-ную на стол-бах кры-тую га-ле-рею вто-ро-го эта-жа, на ко-то-рую ве-ла лест-ни-ца). Он спо-кой-но смот-рел на бес-но-вав-ших-ся языч-ни-ков и го-во-рил: "Ес-ли они бо-ги, пусть по-шлют од-но-го из бо-гов и возь-мут мо-е-го сы-на". Ви-дя, что в чест-ном бою им не одо-леть Фе-о-до-ра и Иоан-на, храб-рых ис-кус-ных во-и-нов, оса-ждав-шие под-сек-ли стол-бы га-ле-реи, и ко-гда те об-ру-ши-лись, на-ва-ли-лись тол-пой на ис-по-вед-ни-ков и уби-ли их...

Уже в эпо-ху пре-по-доб-но-го Несто-ра, ме-нее чем через сто лет по-сле ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га ки-ев-ских ва-ря-гов, Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь по-чи-та-ла их в сон-ме свя-тых. Фе-о-дор и Иоанн ста-ли пер-вы-ми му-че-ни-ка-ми за свя-тую пра-во-слав-ную ве-ру в Рус-ской зем-ле. Пер-вы-ми "рус-ски-ми граж-да-на-ми небес-но-го гра-да" на-звал их спи-са-тель Ки-е-во-Пе-чер-ско-го Па-те-ри-ка, епи-скоп Си-мон, свя-ти-тель Суз-даль-ский († 1226; па-мять 10 мая). По-след-няя из кро-ва-вых язы-че-ских жертв в Ки-е-ве ста-ла пер-вой свя-той хри-сти-ан-ской жерт-вой - со-рас-пя-ти-ем Хри-сту. Путь "из ва-ряг в гре-ки" ста-но-вил-ся для Ру-си пу-тем из язы-че-ства в Пра-во-сла-вие, из тьмы к све-ту.

На ме-сте му-че-ни-че-ской кон-чи-ны ва-ря-гов свя-той рав-ноап-о-столь-ный Вла-ди-мир воз-двиг впо-след-ствии Де-ся-тин-ную цер-ковь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, освя-щен-ную 12 мая 996 го-да (празд-ну-ет-ся 12 мая). В нее бы-ли пе-ре-не-се-ны в 1007 г. мо-щи свя-той рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги. Во-семь лет спу-стя здесь об-рел ме-сто по-след-не-го упо-ко-е-ния сам свя-той Вла-ди-мир, кре-стив-ший Рус-скую зем-лю, а в 1044 г. его сын, Яро-слав Муд-рый, пе-ре-нес в эту цер-ковь остан-ки сво-их дя-дей, Яро-пол-ка и Оле-га, пред-ва-ри-тель-но "кре-стив их ко-сти". Оче-вид-но, по-след-нее вы-зва-но бы-ло тре-бо-ва-ни-ем цер-ков-ных пра-вил о по-втор-ном Кре-ще-нии хри-сти-а-ни-на при от-сут-ствии до-сто-вер-ных сви-де-тельств о пер-вом Кре-ще-нии. С дру-гой сто-ро-ны, в древ-нем Ки-е-ве при-да-ва-ли боль-шое зна-че-ние древ-не-хри-сти-ан-ским ска-за-ни-ям о воз-мож-но-сти по осо-бой ми-ло-сти Бо-жи-ей по-смерт-но-го со-вер-ше-ния Та-ин-ства Кре-ще-ния над людь-ми, скон-чав-ши-ми-ся вне цер-ков-но-го об-ще-ния. Та-кой рас-сказ чи-та-ет-ся, на-при-мер, в из-вест-ном па-мят-ни-ке древ-не-рус-ской учи-тель-ной ли-те-ра-ту-ры - "Из-бор-ни-ке 1076 го-да", при-над-ле-жав-шем сы-ну Яро-сла-ва Муд-ро-го, бла-го-че-сти-во-му кня-зю Свя-то-сла-ву († 1076).

Ди-вен Бог во свя-тых Сво-их. Кам-ня и брон-зы не ща-дит вре-мя, а ниж-ний сруб де-ре-вян-но-го до-ма свя-тых ва-ря-гов-му-че-ни-ков, со-жжен-но-го ты-ся-чу лет на-зад, со-хра-нил-ся до на-ших дней; он был об-на-ру-жен в 1908 го-ду, во вре-мя рас-ко-пок в Ки-е-ве, у ал-та-ря Де-ся-тин-ной церк-ви.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

Св. мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в X в., когда предки нынешних шведов и норвежцев принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси – из Балтийского моря в Черное – называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, – Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников – язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преп. Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин ответил: «Не боги это, а дерево. ...Не дам сына моего бесам»... Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.

Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал Феодора и Иоанна епископ Симон, святитель Суздальский. Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю. ...Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.