Инновационные методы генерирования идеи. Практические методы генерирования новых идей

участники спора с неизбежностью от конфронтации переходят к сотрудничеству и сотворчеству.

Поэтому с эвристическими методами генерирования новых идей познакомимся более подробно.

Этапы и приемы публичного выступления (ораторской речи)

Приемы и средства; ора-

торского искусства

1. Вступление

Овладеть вниманием ауди-

Начать выступление с неожи-

тории, возбудить ее интерес,

данной реплики, факта, юмо-

завоевать ее доверие

ристического замечания

2. Постановка

Показать актуальность про-

Обращение к интересам лю-

проблемы

блемы, проанализировать ос-

новные противоречия, частные

проблемы, сформулировать

тетные высказывания. анализ

общую проблему

устоявшихся, но неправильных

точек зрения. Показ личной

заинтересованности в решении

проблемы

3.Расчленени

Четкое выделение перечня

Обоснование логики решения

е проблемы

проблем, задач, вопросов, рас-

проблемы, выстраивание об-

на подпроб-

крытие их сущности

щей схемы решения пробле-

лемы, задачи,

мы, идеи, гипотезы, способа

решения, возможных резуль-

татов последствии

4. Изложение

Показ в сравнительном анали-

Доказательные суждения, ар-

подходов,

зе как собственных подходов,

гументы, использование прие-

способов ре-

так и других альтернативных

мов критического анализа,

шения от-

точек зрения, способов реше-

сравнения, сопоставления

дельных про-

ния проблемы

5. Обобще-

Сконцентрировать внимание

Утверждение, интегрирующее

аудитории на главном, резю-

основную идею, мысль. Ис-

ключение

мировать скачанное

пользование самого сильного

аргумента, крылатой фразы,

афоризма, факта. Показ пер-

спективы развития событий

5.7. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

В своей жизни вы, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и

весьма неожиданные суждения и идеи, которые проявляются благодаря высоко-

развитому интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все осно-

вания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.

И в школе, и в вузе, к сожалению, развитию интуиции, способностей к гене-

рированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги школ, вузов и других учебных заведений в основном обращают внимание на логические методы решения задач, в том числе творческих.

Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических и эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:

а) логические методы -методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.; б) эвристические методы.

Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что их можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного выбора правил деятельности в решении задач можно выделить два больших класса предписаний: алгоритмы или алгоритмические предписания и эвристики эвристические предписания. Если алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то и эвристические предписания лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятное направление поиска решения, но не гарантируют успех.

Итак, что же следует понимать под эвристическими методам и решения

творческих задач?

Эвристические методы решения творческих задач - это система прин-

ципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и правила деятельности решающему творческие задачи, стимулирующие интуитивное мышление и генерирование новых идеи, существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Правила решения творческих задач также часто называют эвристическими правилами, а отдельно взятое правило, прием решения творческой задачи часто называют эвристикой.

О продуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задач хорошо знают изобретатели и рационализаторы. Однако и они часто используют их стихийно. А это всегда чрезвычайно затрудняло их практическое применение. Поэтому обучение учащихся решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике в основном осуществлялось методом проб и ошибок, то есть далеко не лучшим образом. Правда, как в отечественной (в работах Г. С. Альтшуллера, Г. Я. Буша), так и в зарубежной практике имеются серьезные попытки описать методические рекомендации для изобретателей, например, метод «мозгового штурма», метод сннектики и др. Но эти методические рекомендации, как правило, не ориентированы на их применение в обучении. Вместе с тем от-

крываются вполне реальные возможности их педагогического осмысления и, что

особенно важно, педагогического представления как системы принципов и правил учебно-творческой деятельности. С учетом сказанного в рамках этого параграфа

зарождения, открытая соответствующего эвристического метода; б) попытался уточнить соответствующую педагогическую закономерность и на ее основе сфор-

мулировать принципы и правила практической реализации соответствующего метода в учебном процессе; в) указать достоинства и наиболее общие недостатки,

границы применения метода.

Продвигаясь именно в этом направлении, последовательно раскроем эвристические методы учебно-творческой деятельности, которые могут быть широко

применены в практике обучения.

тод «мозгового штурма». Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака»

предложены американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач).

Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели этого метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.).

Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели «шлюза». Творческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода в шлюзе. Поэтому нужно открыть шлюз, чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций - все это выполняет роль «шлюза». Диалог в

условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего открыть шлюз, высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

В настоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговой атаки».

Прямая коллективная «мозговая атака»

Прямая «мозговая атака» как метод коллективного решения творческой задачи, как упоминалось ранее, был предложен А. Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождения от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии (или, как его обычно называют, руководителя сессии). Руководитель сессии должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников сессии обычно составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования, разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамен-

Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку

в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и

рациональные, а потом отбирается самая оптимальная с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Массовая «мозговая атака»

Массовая «мозговая атака», предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельные сессии прямой «мозговой

атаки». Длительность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее оригинальную.

«Мозговой штурм» - диалог с деструктивной отнесенной оценкой

Этот метод был предложен исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

1-й этап - формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

2-й этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки;

3-й этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на со здание творческой, непринужденной обстановки);

4-й этап - систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи, и, согласно признакам, идеи классифициру-

ются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

5-й этап - деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

6-й этап - оценка критических замечании, высказанных во время предыдущего этапа практически используемых идеи. В расчет берутся только те идеи, которое не были отвергнуты после критики, а также выдвинутые контридеи.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники «мозговой атаки» рационально распределяются на группы:

1) генерирование идей; 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контридей.

Выше кратко описаны самые типичные модификации метода «мозговой атаки». Встречаются и другие названия этого метода: метод «мозгового штурма», метод «отнесенной оценки». Термин «мозговая атака» нам представляется не совсем удачным, так как «мозг» - понятие физиологическое, а «атака», «штурм» - понятия, заимствованные из военного лексикона. Как нам кажется, с педагогической точки зрения более удачно данный метод назвать методом коллективного поиска оригинальных идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на сле-

дующих педагогических закономерностях и соответствующих им принципах. Первая закономерность и соответствующий ей принцип - сотворчества

(сотрудничества) педагога и учеников. Педагог, опираясь на демократический

стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выдвигает свои. И чем более развиты способно-

сти педагога к сотрудничеству (к сотворчеству), тем эффективнее, при прочих

равных условиях, решение творческих задач его учениками.

Вторая закономерность и соответствующий ей принцип - доверие твор-

ческим силам и способностям учеников. Все ученики выступают на равных: шуткой, удачной репликой учитель поощряет милейшую творческую инициативу своих

учеников.

Третья закономерность и принцип - это использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции.ЭТОМУ в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и практический анализ генерирования идей.

Правила применения метода коллективного поиска оригинальных идей

Для педагога

Для учащихся, студентов

1. Учащиеся, студенты делятся на ма-

1. Обсуждение проблемы начинайте с

лые, по 5-7 человек, группы: а) генери-

дальних подходов, желательно неод-

рования идеи: б) критического анализа

нократного ее формулирования.

предложенных идеи; в) защиты крити-

куемых идей; г) окончательной оценки

предложенных идей. Не исключена

возможность, что все учащиеся класса

поэтапно выполнят все вышеуказан-

ные функции решения творческой за-

дачи последовательно.

2. Педагог должен стремиться к доб-

2. Выдвигаемые идеи целесообразно

рожелательному, демократическому

фиксировать, например в тетради, на

стилю общения, а для этого предо-

доске или при помощи магнитофона.

ставлять всем учащимся высказывать

любые идеи, " рассуждать вслух, бро-

сить подходящую реплику, шутку.

3. Педагог должен постоянно поощрять 3. На этапе генерирования идей любая и направлять ход дискуссии, приобщая критика запрещена.

к решению творческой задачи всех участников дискуссии.

4. На первых этапах (на этапе генери- 4. Будьте доброжелательны друг к дру-

рования идей) никто из учащихся не

гу, не забывайте, что чувство юмора и

имеет права критиковать предложения, положительные эмоции хорошо стиму-

выдвинутые идеи, высказывать ирони-

лируют фантазию и воображение.

ческие замечания, т.е. педагог добива-

ется абсолютного запрета критики.

5. В процессе генерирования идеи пе-

5. В процессе генерирования идей ис-

дагог постоянно поощряет и направля-

пользуйте аналогии, попытайтесь объ-

ет ход дискуссии, побуждает учащихся

единить или, наоборот, разъединить

к поиску аналогий, объединению или,

элементы, интенсифицировать или

наоборот, разъединению элементов,

замедлить анализируемый процесс и

интенсификации или, наоборот, за-

медлению процесса, поиску все новых

функций объекта и т.д.

6. На этапе критики идей любая форма их защиты запрещена. Автор выска-

занной идеи должен и сам высказать свое мнение о ее недостатках.

7. На заключительных этапах дискуссии критика вновь запрещена, высказываются лишь предложения в пользу конкретизации, развития наиболее оригинальной идеи. предложения по ее практической осуществимости.

8. Общий итог выдвинутых идей, обобщающих критических замечаний подво-

дит педагог

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность педагогического

руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутина мышления, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный педагогический микроклимат создаем условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также не применим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требуем сравнительно высокого педагогического мастерства, способностей к импровизации, чувство юмора. В процессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создаются иллюзии некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой за-

дачи. Логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным.

Метод эвристических вопросов

Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метол эвристических вопросов целесообразно прим снять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике преподавания (учителя математики, физики) их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильного ответа. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя, на исследования которого автор этой книги опирался при разработке правил и систематики эвристических вопросов.

Следует отметить, эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о ка- ком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключе-

вых эвристических вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Если поста-

вить эти семь вопросов в виде матрицы взаимосвязи, то пересечение, например, вопросов 1 и 5 дает новый вопрос: кто - чем?

кто? субъект 1

зачем? цель

средство 5

когда? время 7 Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях

и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. (Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.)

2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).

Правила метода эвристических вопросов

Для педагога

Для учащихся, студентов

1. Эвристический вопрос должен

1. Запоминайте наиболее характер-

стимулировать мысль, а не подсказы-

ные эвристические вопросы и по воз-

вать идею решения задачи.

можности систематизируйте их.

2. В вопросах должна быть мини-

2. Ставьте перед собой такие вопро-

мальная информация.

сы, которые бы: а) упростили задачу;

б) позволили осмыслить задачу с но-

вой. неожиданной точки зрения: в)

стимулировали использование полу-

ченных знаний, опыта решения других

задач; г) позволили разбить задачу на

подзадачи: д) побуждали нас к само-

контролю.

3. При постановке серии вопросов постепенно снижайте уровень проблемности задач, разбивайте задачу на подзадачи, этапы. Необходимо, чтобы задачи были логически взаимосвязаны; интересно поставлены; стимулировали как логические, так и интуитивные процедуры мышления; каждый новый вопрос давал бы новый, неожиданный взгляд на задачу.

Эвристические вопросы, стимулирующие решение творческих задач

\. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед

собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли

удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Вве-

дите подходящее обозначение.

Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

2. Поиск идеи решения и составление плана решения. Как найти связь между данными и неизвестными? Не известная ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее решения? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную?

Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить часть условий? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?

3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли вы доказать, что он правилен?

4. Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли проверить правдоподобность полученного результата? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Нельзя ли решить задачу, обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач. Не следует также превращать метод эвристических вопросов в «эвристическую мышеловку» для

учащихся, на это обращали внимание советские педагоги еще в 20-30-е годы. Так, А. П. Пинкевич, критикуя злоупотребления педагогов и дробление вопросов, постановку бесконечного числа мелких вопросов в процессе использования эвристического метода, писал: «Больше всего в этом грешат методисты, применяю-

щие так называемый эвристический метод, метод вопросов и ответов, где на каждом шагу перед мыслью ребенка расставляется «мышеловочная индукция»P 1 P .

Метод многомерных матриц

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «Морфологического ящика» или метод «морфологического анализа». Наиболее полное обоснование и практическое применение это метод получил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф. Цвики. С опорой на этот метод Ф. Цвики получил значительное число изобретений. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями или изобретателями, Ф. Цвики разделил их на три больших класса:

1) проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число уже известных элементов;

2) проблемы, для решения которых требуется использовать еще не известные новые элементы;

3) проблемы больших чисел.

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач

заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.д.) или

комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет составить

такую комбинацию не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа

новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Нельзя не заметить, что наименование метода «морфологический ящик» для целей обучения является не совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода, сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого «ящика» не получается, а в поисках новых идей удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.

Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Наряду с достоинством имеются и недостатки, ограничивающие применение метода многомерных матриц. Даже при решении задачи средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным.

Он не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применение метода требует определенного навыка и мастерства и со стороны преподавателя, и со стороны учащегося.

Эвристические правила применения метода многомерных матриц

1. Помните, что метод многомерных матриц дает положительные результаты как на этапе выявления проблемы (противоречий), так и в процессе разработки новых идеи и их всевозможных комбинаций.

2. При составлении матриц добивайтесь полного перечня признаков (характеристик, идей, процессов) с целью их системного анализа.

3. Старайтесь преодолеть у учащихся

3. Не спешите отбросить вновь най-

стремление к поверхностному анализу

денную идею, а стремитесь всесторон-

вновь полученных комбинаций элемен-

не ее осмыслить и проанализировать.

4. Побуждайте учащихся к поиску не

4. При построении матриц целесооб-

любых, а оригинальных оптимальных

разно использовать более 7 элемен-

идей и решений.

тов, т.е. двухмерная матрица должна

быть не более 7х7 (7 - оптимальное

число признаков, более которого их

трудно удержать в оперативной памя-

5. Помните основные этапы применения многомерных матриц:

а) Уточнение формулировки проблемы.

б) Выделение всех возможных параметров объекта исследования пли изобретения.

в) Систематизация, а при возможности классификация выделенных параметров (признаков, процессов, идей и т.д.) объекта исследования или изобретения.

г) Построение многомерной (вначале двухмерной) матрицы для целей систем-

ного анализа возможных комбинаций, сочетании (параметров, признаков. про-

цессов, идей и т.д.) объекта исследования и изобретения.

д) Системный анализ и критическая оценка всевозможных комбинаций, иссле-

дуемых или конструируемых элементов с точки зрения оптимальности их практического применения для достижения поставленной цели.

е) Отбор из всех возможных комбинаций наиболее приемлемой и рациональной.

Метод инверсии

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов учеб- но-творческой деятельности, ориентированный на поиск решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и

здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда стереотипные приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллической, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример. Объект исследуется с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.

Заметим, что этот метод иногда, например, в психологической литературе, не без основания называют также методом обращения. Так, А. Ф. Эсаулов приводит классический пример решения задачи методом обращения (или по терминологии, которой придерживаются большинство изобретателей, методом инверсии): гениальное изобретение ракеты К. Э. ЦиолковскимP 2 P . В своей повести «Вне земли» К. Э. Циолковский писал, что «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...»P 3 P .

Метод инверсии базируется на принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления).

Несомненными достоинствами метода инверсии является то, что он позволяет развить диалектику мышления учащихся, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций, находить оригинальные решения, порой весьма неожиданные, творческих задач различного уровня трудности и проблемности.

Эвристические правила применения метода инверсии

Для педагога

Для учащихся, студентов

1. Побуждайте учащихся к неоднократ-

Начните решать задачу с ее пере-

ной переформулировке задачи с целью

формулировки. Нельзя ли сформули-

ее глубокого осмысления.

ровать задачу, обратную данной.

2. Чаще наряду с прямой задачей

Помните, что инверсия - поиск идей

ставьте перед учащимися обратные

в направлениях, противоположных тра-

диционным взглядам, убеждениям,

противоположных здравому смыслу и

формальной логике.

3. Вырабатывают у учащихся диалек-

Всякой идее ищите контридею.

тику анализа и рассуждений.

4. Побуждайте учащихся в процессе

Стремитесь в процессе решения

решения творческих задач использо-

творческих задач использовать проти-

вать противоположные процедуры,

воположные процедуры, средства.

средства.

Недостатками и ограничениями этого метода является то, что он требует от

учащихся достаточного высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта учебно-творческой деятельности. Отмечаются также педаго-

гические трудности в подборе и конструировании творческих задач, которые требовали бы применения метода инверсии.

Метод эмпатии (метод личной аналогии)

Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогий является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогий живой природы с неживой, например в области техники. В этих последних аналогиях могут быть в свою очередь установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессам и т.д.

В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например, значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности этого человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписываю! чувства, эмоции самого человека; человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, механизма, со своими собствен-

ными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте. Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии учащийся как бы сливается с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравою смысла» и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии может широко использоваться не только в решении технических, но и, например, литературных задач, задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: «Мадам Бовари - это я!» А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать», адресован-

ной начинающим писателям, характеризуя творческий процесс, особое внимание

уделял воображению и эмпатии: «В борьбе за жизнь и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение.

Познание - это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и

факты социальной жизни, короче говоря: познание есть мышление. Воображение

тоже в сущности своей мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, «художественное», можно сказать, что воображение - это способность при-

давать стихийным явлениям природы: и вещам человеческие качества, чувства, даже намерения. Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашептывала странные былины», «лес нахмурился», «волна

хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стекла запотели», - хотя у стекла нет потовых желез»P 4 P .

При разработке альтернатив – способов управленческих действий по достижению поставленной цели – используют методы как индивидуального (интуитивный, суждений, рациональный), так и коллективного решения проблем.

Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными.

Коллективные методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив.

К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив относят морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и другие.

Для помощи ЛПР(лицам принимающим решения) привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив.

Метод мозгового штурма. Метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками.

Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что, если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах. А если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетными коллегами.

Поэтому при применении метода Дельфи осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов (рис. 3). Этапы опроса повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

Рис. 3. Последовательность этапов метода Дельфи.

Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

Эвристические методы. «Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Они основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки».

Особенности обработки информации человеком являющиеся основой

процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и другое.

Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

Метод морфологического анализа. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), то есть применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям.

«При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:

Составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема;

Разрабатываются варианты решения проблемы;

Специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

Текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения: полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен управленческий опыт и имеется обширная документация о решениях, условия их реализации и самих результатах».

Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результат действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводиться сведения о наименованиях УР, основанных результатах каждого решения ожидаемой эффективности.

Метод анализа иерархий базируется на парных сравнениях между собой альтернатив и критериев. Под альтернативами понимаются различные варианты выбора, то есть то из чего вы выбираете. Под критериями понимаются различные значимые для выбора свойства(характеристики) альтернатив.

На первом этапе метода необходимо определится с двумя списками. В первом списке(списке альтернатив), будет, то между чем и чем мы делаем выбор. Во втором списке(списке критериев), будет, то по каким признакам мы делаем свой выбор. Следующий этап метода анализа иерархий - определение степени важности критериев. На следующем этапе метода производятся парные сравнения всех альтернатив по каждому из критериев. На последнем этапе, основываясь на иерархии альтернатив, человек делает свой осознанный выбор.

Методы генерирования идей

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Нам трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Методы, описанные в этой статье, помогут вам преодолеть эти ограничения.

Майкл Стивенс (Michael Stevens), руководитель The Industrial Society

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией . В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Методы, описанные в этой статье, помогают преодолеть эти ограничения.

Различные методы

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement), что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

В этих упражнениях также проявляется гибкость мышления. Чем дальше заходят ваши идеи, тем более изобретательным становится ваше мышление . Скорость и гибкость обычно возрастают с практикой, поэтому, когда у вас есть пара минут на то, чтобы расслабиться, эти упражнения могут быть и забавными и полезными.

"Поток сознания"

Этот метод состоит в том, чтобы позволить разуму "бродить", намеренно его не направляя. Вы называете первое, что приходит на ум в ответ на инициирующее слово , символ , идею или картинку, затем используете это как "спусковой механизм", быстро повторяя процесс снова и снова, чтобы создать поток ассоциаций. Важно избегать подтверждения связи между последовательными идеями. Это стимулирует спонтанность и появление идей, лишь краем связанных с инициирующим словом.

"Поток сознания" вскрывает глубинные пласты памяти, помогая вам обнаруживать отдаленные отношения, подобные тем, которые выявляются при использовании мысленных карт. Для того чтобы идеи были продуктивными, их необходимо зафиксировать либо письменно, либо на диктофон , либо электронно. Это может помешать свободному течению идей и поэтому требует практики.

Обсуждение

Очень простой способ получения дополнительных идей - это обсуждение проблемы с другими людьми. У них часто бывает другой взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы. Даже если они не могут напрямую "одарить" вас какими-нибудь значительными идеями, то, что они говорят, может послужить для вас "спусковым механизмом" для запуска новых "линий" мышления. Обсуждение вашей проблемы с другими людьми - очень важное дополнение к другим методам генерирования идей.

Фантазирование

На фантазирование смотрят косо и активно отговаривают от его использования в качестве серьезного навыка мышления; его считают причудливым, потворствующим ненужным фантазиям и непродуктивным. В действительности это - один из основных инструментов мышления для всех, кто способен хорошо решать проблемы. У этого метода есть несколько важных свойств:

Сам термин "фантазирование" помогает вам думать в игровой, раскованной манере.

Его можно использовать в свободные минуты.

Он включает в себя только мысли, но не действия, поэтому он не связан с риском.

Это "закрытый" метод, поэтому другие люди не могут вас высмеять.

Он часто включает в себя чувства и эмоции , добавляющие ценное измерение вашему мышлению.

Мыслями можно манипулировать быстро, а потенциальные препятствия - предвидеть.

Вознаграждение можно себе ясно представить, и оно действует как стимул.

Этот метод помогает разрабатывать планы, подготавливающие вас к поиску информации и возможностей, которые помогут вам достичь поставленных целей.

Продуктивное фантазирование необходимо направлять к конкретной цели. Этот метод часто называют "принимать желаемое за действительное". Нет никакого криминала в том, чтобы желать невозможного. Изобретатели делают это все время. Если вы установите для себя высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

Визуализация

Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и может быть полезна при решении многих типов проблем. Например, если бы вам пришлось разработать формулу определения размера ковра для покрытия винтовой лестницы , то вы бы, вероятно, автоматически представили себе эту лестницу. И исходя из этого, вы начали бы придумывать методы проведения расчетов на основе формы ступеней. В других ситуациях выбор мог быть оказаться не столь очевидным, но визуализация - очень мощный и гибкий способ размышления о проблемах , и это умение можно развить в себе с практикой.

Инкубация

Если вы "увязли" в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней. Как только вы впитываете в себя всю релевантную информацию и прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией , неосознанно ища релевантные отношения и модели. Часто новая идея или даже решение приходят на ум после этого "инкубационного" периода.

Фраза "с этим надо переспать" возникла потому, что сон - это период вынужденной инкубации. Существует много сведений о людях, просыпавшихся с новым пониманием проблемы, над которой они работали . Говорят, что немецкий химик Кекуле обнаружил кольцевую структуру бензола после того, как увидел во сне змею, кусающую себя за хвост. Если время позволяет, то откладывание проблемы в сторону на некоторое время может помочь вам выработать новый взгляд, если не решение.

Контрольные списки

Это - списки вопросов, стимулирующих работу мысли. Они могут подсказать, где искать определенную информацию, и подхлестнуть работу мысли. Контрольные списки для генерирования идей действуют так: вам задается вопрос о том, каким будет результат, если вы будете манипулировать информацией определенным образом. Их можно применять к идеям или объектам, т. к. они были разработаны для различных целей. Один из хорошо известных примеров - Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, - состоит из серии "стимулирующих" вопросов под следующими рубриками:

Использовать для других целей?

Адаптировать?

Модифицировать?

Увеличить?

Уменьшить?

Заменить?

Переделать?

Полностью изменить?

Объединить?

К рубрике "Переделать" относятся, например, такие вопросы: "Переставить компоненты?", "Другие модели?", "Другая компоновка?", "Другая последовательность?", "Поменять местами причину и следствие?", "Изменить скорость?", "Изменить график?"

Аналогия

Одна из опасностей в решении проблем - это выбор решения для текущей проблемы на основании того, что оно оказалось эффективным для решения похожей (аналогичной) проблемы в прошлом. Однако аналогии также могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы. Ярким примером того, как аналогия может привести к инновации , является флотационный метод при производстве стекла. Занимаясь мытьем тарелок, Аластер Пилкингтон заметил, что жир плавает в воде. Улучшенный флотационный метод заключался в том, что расплавленное стекло плавало поверх слоя расплавленного олова. Говорят также, что немецкий печатник Иоганн Гуттенберг, посетив праздник "молодого" вина , увидел аналогию между виноградным прессом и концепцией книгопечатания.

Природный мир полон аналогий, которые особенно полезны в таких областях, как машиностроение и проектирование. Вы можете искать аналогии или можете наткнуться на одну из них случайно , работая над проблемой.

Насильственные отношения

Это простой метод, при котором вы можете намеренно думать о сочетании несвязанных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата. Существует много коммерческих продуктов, которые являются результатом такого сочетания, например, многофункциональный верстак, швейцарский армейский нож, "говорящие" именинные открытки. Более сложный вариант этого метода используется при морфологическом анализе, и похожие результаты можно получить с помощью составления списков свойств (атрибутов).

Составление списков свойств

Это аналитический метод, используемый для определения способов улучшения продукта, услуги или системы. Он состоит из трех этапов:

1. Описание физических свойств или характеристик каждого компонента проблемы.

2. Описание функций каждого компонента.

3. Изучение каждого компонента по очереди, чтобы понять, приведет ли изменение его физических свойств к улучшению его функции.

В качестве простого примера можно привести отвертку. Существуют усовершенствованные "навороты" для отвертки, включая индикатор электрического тока, многочисленные сменные насадки, магнитные лезвия и храповики.

Составление списков свойств также применимо для поиска альтернативных областей, в которых можно использовать продукт или услугу; в этих случаях нужно найти применение их отдельным свойствам. Например, свойства оптических волокон позволили задействовать их в столь различных сферах, как телекоммуникации, медицина и создание выставочного и рекламного освещения.

Составление списков свойств используется и при стоимостно-функциональном анализе. Это связано с рассмотрением стоимости каждого компонента единого целого в отношении к функциям , которые он выполняет. Компоненты, являющиеся непропорционально дорогими по отношению к их функциям, могут быть исключены, или могут быть найдены пути снижения их стоимости. Цель - увеличение отношения стоимости к затратам.

Также возможно применение этого метода в аналитических системах при поиске областей потенциальных улучшений. Например, можно проанализировать свойства отходов для поиска путей их использования в качестве сырья для изготовления другого или нового продукта. В идеале при этом будут использоваться элементы существующей производственной системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

  1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

  1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

Как распределяются роли по цветам:

  1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
  2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
  3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
  4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
  5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
  6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
  1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

  1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

  1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

  1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.