Цели и содержание технических регламентов. Порядок разработки и принятия технических регламентов

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

28. Порядок разработки и принятия технических регламентов
Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
-прозрачность процедур разработки;

Возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;

Достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Цели стандартизации

1)Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан имущества физических и юридических лиц, объектов с учётом риска возникновения ЧС, (чрезвычайных ситуаций) повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.

2)Обеспечение конкурентно – способности и качества продукции, работ и услуг, единство измерений. Рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости.

3)Содействие соблюдению требованию ТР обязательно утверждается перечень стандартов.

4)Создание систем классификации и кодирования систем каталогизации, обеспечение качества продукции.

Принципы стандартизации

1)Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, представляющих и потребляющих продукцию.

2)Системность стандартизации.

Системность – это рассмотрение данного объекта, как части более важной системы.

3) Динамичность и опережающее развитие стандарта.

4)Эффективность

5)Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг).

6)Принципы гармонизации (разработка гармонизированных стандартов).

7)Чёткость формировок положений стандарта.

8)Соответствие законодательству, так же нормам и правилам надзорных органов.

9)Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов.

10)Объективность проверки требований.

31)КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНДАРТОВ В РФ

Стандарты Государственной системы стандартизации классифицируются на категории и виды. Критерием деления стандартов на категории является уровень их утверждения и сферы действия, деления на виды - содержание.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ – наднациональный стандарт);

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);

Стандарты отраслей (ОСТ);

Стандарты предприятий (СТП);

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).

^ Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - это наднациональный -региональный стандарт (бывший стандарт СССР), принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно. С целью обеспечения непрерывности производства к межгосударственным стандартам отнесен действующий фонд государственных стандартов СССР с сохранением обозначения «ГОСТ», так как оно содержится во многих листах технической и нормативной документации и широко известно в мире. Объектами стандартизации ГОСТ являются продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, в частности:

Продукция массового применения, в том числе продукты питания;

Объекты научно-технических и социально-экономических программ;

Составляющие элементы крупных научно-хозяйственных комплексов (транспорт, связь, охрана окружающей среды и др.);

Общие требования, правила и нормы (например, допуски и посадки, правила оформления строительных чертежей, правила оформления библиографии, номинальные ряды частот и подобное). Стандарты на эти объекты объединяются в единые взаимоувязанные комплексы.

Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Регистрационный номер присваивается по мере поступления утвержденных стандартов на регистрацию, независимо от группы продукции (например, пищевые продукты, нефть и нефтепродукты и так далее). В обозначении стандарта, входящего в состав комплекса, в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют комплекс стандартов.

Обозначение межгосударственного стандарта: ГОСТ 6441 -77 «Изделия кондитерские пастильные»;

35. . Основные условия членства в ВТО в части стандартизации и применения санитарных и фитосанитарных норм определены в Соглашении по техническим барьерам и торговле (ТБТ) и Соглашении по санитарным и фитосанитарным нормам (СиФН).
Технические барьеры в торговле - различия требований отечественных технических регламентов и стандартов с требованиями международных стандартов, имеющих более ограничительное воздействие, чем это необходимо для достижения установленных законодательством целей разработки технических регламентов и стандартов.
Основные принципы, выполнение которых необходимо для присоединения России к указанным соглашениям, заключаются в следующем:
1. Все страны имеют право использовать: меры, необходимые для обеспечение качества их экспорта, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений; технические регламенты и стандарты; требования к упаковке и маркировке товаров; процедуры оценки соответствия техническим регламентам и стандартам, санитарно-ветеринарным нормам.
2. Эти меры должны применяться в качестве средства произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, включая их собственную территорию; эти меры не должны представлять собой средства скрытого ограничения международной торговли и не должны создавать излишних препятствий в международной торговле;
3. В отношении стандартов и технических регламентов товарам, импортируемым из другого государства, должен предоставляться режим, не менее благоприятный, чем тот, что предоставляется подобным товарам национального производства или подобным товарам, происходящим из любой другой страны.
4. Санитарные и фитосанитарные нормы должны быть основаны на достаточных научных обоснованиях и принципах, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации.
5. Все названные меры должны носить открытый, гласный характер. Все страны должны ограничить торговлю не более, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты; должны предоставлять информацию о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и назвать центры, ответственные в своих странах за предоставление таких сведений.
Для выполнения условий членства в ВТО в части Соглашения по ТБТ и Соглашения по СиФН необходимо решение следующих задач:
1) Обеспечение гармонизации отечественных стандартов, а также нормативных органов исполнительной власти с международными стандартами.
2) Информационное воздействие с государствами – членами ВТО.
Для решения этих задач необходимо: проведение сопоставительного анализа отечественных стандартов, а также иных приравненных к ним нормативных документов с международными, для выявления как сущностных (содержательных), так и оформительских различий между ними.

Под техническим регламентом понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент может быть принят:

  • международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством;
  • межправительственным соглашением;
  • федеральным законом;
  • указом Президента Российской Федерации;
  • постановлением Правительства Российской Федерации.

Технические регламенты принимаются в целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований;
  • область распространения.

По первому признаку - способу установления требований - технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

технических регламентах - в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих . Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран - участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений - с другой. Пример таких регламентов - европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

  • общие (горизонтальные);
  • специальные (вертикальные);
  • макроотраслевые.

Общие (горизонтальные) технические регламенты разрабатываются на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными.

Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.

Специальные (вертикальные) технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом.

Кроме того, в практике технического регулирования выделяют макроотраслевые технические регламенты, которые связывают общие технические регламенты и специальные.

1. Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2009 N 189-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними действиям по проектированию, строительству, перевозке, производству, монтажу, хранению, наладке, эксплуатации, реализации, оценке соответствия, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Не распространяет свою силу на область экономического нормирования (на ценообразование, сметное нормирование в строительстве и т.п.). Занимается такими вопросами, как порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, стандартизация, цели, принципы и формы подтверждения соответствия, обязательное подтверждение соответствия, нарушение требований технических регламентов, отзыв продукции, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и т.д.

Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость; единство измерений;

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции.Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов.

Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.
Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего - это дальнейшая дебюрократизация экономики , отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административ-ной опеки со стороны федеральных органов исполнительной влас-ти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности , связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО ) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер , что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

  • разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - к продукции и процессам );
  • установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • в области оценки соответствия .

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:

  • технические регламенты;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ , на государственные образовательные стандарты , положения о бухгалтерском учете , на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.
Объектами обязательных требований являются:

  • продукция;
  • процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
  • правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
  • правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.
Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами . Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.
В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу » как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ремонту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона являются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.
К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг - для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;
  • соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники - для обеспечения возможности практического применения требований Закона;
  • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей - отсутствие организационной, административной, экономичес-кой, финансовой и любой другой формы зависимости;
  • единая система и правила аккредитации;
  • единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия - для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;
  • единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации - подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;
    • недопустимости совмещения полномочий органа государствен-ного контроля и органа сертификации - подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринима-тельскую деятельность;
    • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию - подчеркивается государствен-ная функция аккредитации;
    • недопустимости внебюджетного финансирования государ-ственного контроля за соблюдением требований технических регламентов - обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера . Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ . Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.
Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.
Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона.
Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответсвующих целям технических регламентов.

Глава 7. Технические регламенты

Технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

7.1 Цели применения технических регламентов

Технические регламенты применяются в целях :

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий , вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Таким образом, целью принятия технических регламентов является установление обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Эти требования сводятся в основном к установлению для продукции и процессов различных норм и показателей технического характера.
Другая цель - предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей - достигается установлением иных обязательных требований. Для достижения этой цели технические регламенты должны обеспечивать предоставление достоверной информации и исключать появление недостоверной информации. Обеспечение единства измерений является одной из мер, которая предупреждает введение потребителей в заблуждение вследствие недостоверных результатов измерений. Поэтому метрология, одной из задач которой является обеспечения единства измерений, должна входить в сферу технического регулирования, т.е. Закон предусматривает разработку технических регламентов по ОЕИ.

7.2 Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования , обеспечивающие:

  • безопасность (излучений, механическую, пожарную, промы-шленную, термическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную);
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений .

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямое действие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.
Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.
Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению . В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющий вред жизни или здоровью , накапливаемый при длительном использовании этой продукции. Он может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.
Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некоторых видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

7.3 Виды технических регламентов

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции и процессам определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов. Эти регламенты применяются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий, сооружений, пожарной безопасности;
  • биологической и экологической безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов. Они устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых цели Закона не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

7.4 Порядок разработки и принятия технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом . Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо . О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать:

  • информацию о том, в отношении какой продукции или процесса будут устанавливаться разрабатываемые требования;
  • краткое изложение цели и обоснование необходимости разработки;
  • информацию о способе ознакомления с проектом;
  • фамилию, имя, отчество и почтовый адрес разработчика проекта.

Проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта.
Предусмотрен следующий порядок принятия технического регламента. Субъект права законодательной инициативы вносит в Госдуму проект федерального закона о техническом регламенте, который направляется Госдумой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство в течение шести месяцев направляет в Госдуму отзыв для принятия проекта закона в первом и последующих чтениях с учетом заключения экспертной комиссии.
Существует особый порядок разработки и принятия технических регламентов:

  • в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент своим указом без его публичного обсуждения;
  • технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации. В таком случае он издается постановлением Правительства РФ.

7.5 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламен тов

Органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов контроля являются федераль-ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение контроля. Государственный контроль осуществляется должност-ными лицами этих органов, причем, не любыми должностными лицами, а руководителями (или их заместитедями) государствен-ных организаций.
Объектами государственного контроля являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Предметом контроля - соблюдение требований технических регламентов на них. В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Органы государственного контроля вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции и приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Законе установлены четыре основания ответственности контролируемых субъектов:

  • нарушение требований технических регламентов;
  • неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля;
  • причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
  • возникновение угрозы причинения вреда.

Субъектами ответственности во всех случаях являются изготовитель, исполнитель, продавец. При нарушении требований к продукции наступает гражданско-правовая ответственность . Причем, определяющим является не сам факт нарушения, а его последствия , в частности, причинение вреда жизни или здоровью человека или имущественного ущерба. Реализуется ответственность путем возмещения убытков и взыскания неустойки. За нарушение требований к продукции может наступать и уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) в случае производства и обращения продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Субъектами ответственности по всем процессам являются исполнители. Основными требованиями к процессам должны обеспечивать их безопасность для людей и окружающей среды, сохранность продукции и имущества. За нарушение требований технических регламентов к производственным процессам, к эксплуатации продукции (оборудования, объектов строительства) возможна административная и уголовная ответственность.
В случае причинения вреда в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда впредь. Возмещение вреда регулируется ГК и Законом РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель освобождается от ответственнос-ти , если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение и т.п.) или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.