Окр мир 3 кл полезные ископаемые. Полезные ископаемые

Конспект урока в 3 классе

Тема урока: Полезные ископаемые

Цель урока: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых.

Задачи: 1. Образовательные:

1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;

1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;

1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

2. Развивающие:

2.1. Развитие умения анализировать объекты;

2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

2.4. Расширение кругозора;

2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

3. Воспитательная:

3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», картинки, карта, атласы, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

Литература: учебник Плешков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение.

Ход урока:

    Организационный момент

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос.

Что такое экономика?

Какие природные богатства использует экономика?

От чего же зависит успех труда в экономике?

    Самоопределение к деятельности

Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли.

Ребята посмотрите на доску. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(написаны слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем.

Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

А что такое горные породы? (Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

Какие еще горные породы вы знаете? (Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

Молодцы!

Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

(Изучать горные породы)

Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

    Гимнастика для глаз

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

    Работа по теме урока

    Беседа. Что такое полезные ископаемые.

А почему полезные. Как вы думаете? (Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

Почему ископаемые? (Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

    Работа с учебником.

Ребята открываем страницу 46. И читаем первый абзац.

Кто же мне может сказать, что такое полезные ископаемые?

Назовите мне жидкое полезное ископаемое.

Назовите газообразное полезное ископаемое.

Для чего добывают полезные ископаемые?

Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

(Геологи).

Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

(Шахтеры)

    Словарная работа (произнесите хором эти слова и запомните их)

Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

Перечислите газообразные? (Природный газ)

    Физкультминутка

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

    Знакомство с некоторыми полезными ископаемыми

Нефть

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

Природный газ

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

Уголь

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Известняк

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Гранит

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения.

Все полезные ископаемые делят на три группы:

1. горючие (каменный уголь, торф, нефть)

2. рудные (металлические) (медная руда, железная руда)

3. нерудные (строительные) (известняк, глина, песок

А кто из вас сможет привести по несколько примеров полезных ископаемых для каждой из группы.

    Работа по учебнику

Открываем страницу 47. И читаем для чего же добывают полезные ископаемые? (для использования в экономике)

С. 48 – 49, как добывают полезные ископаемые.

Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (глину, песок, железную руду, известняк, гранит)

Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (каменный уголь)

Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (нефть, газ)

Какие полезные ископаемые добывают из недр Земли? (железную руду, гранит)

Как вы думаете почему добыть полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

    Закрепление изученного материала

А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» -Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)

Торф Твёрдое

Природный газ

Песок Жидкое

Минеральная вода

Известняк

Уголь Газообразное

Дизельное топливо

Алюминий

    Подведение итогов урока.

С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

    Домашнее задание

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

Для чего нам необходимо это знать?

Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

Вы посажены в группы по 5 человек.

Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

Как вы думаете, кто такие геологи?

Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

Какие задачи ставили в начале урока?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1. Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

В недрах Земли хранятся природные богатства - полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Рис. 1. Добыча нефти

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые - одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные - это железо и все его сплавы - применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные - алюминий, медь, никель и многие другие - активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные - серебро, золото, платина, палладий - обладают уникальным свойством - они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Рис. 2. Золото - благородный металл

  • радиоактивные - уран, плутоний, радий и другие - способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых - это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье - асбест, известняк, слюда - горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье - апатит, сера, калийные соли - используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы - мрамор, гипс - используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни - изумруды, рубины, топазы - обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Рис. 3. Алмаз - самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

1 слайд

Свойства полезных ископаемых ископаемые Урок окружающего мира 3 класс презентация к уроку учителя начальных классов Головановой Татьяны Геннадиевны

2 слайд

Гранит Грани т (итал. granito, - зерно) -Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

3 слайд

Природный газ Природный газ - это смесь нескольких газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных органических пород Чистый природный газ не имеет цвета и запаха..

4 слайд

Нефть Нефть (греч. ναφθα - вспыхивать, воспламеняться) - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

5 слайд

Железная руда 1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

6 слайд

торф Торф (нем. Torf) горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.

7 слайд

Каменный уголь У голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

8 слайд

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Твердые: (гранит, песок, руда) Жидкие: (нефть, миниральная вода) Газообразные: природный газ

9 слайд

Известняк Известня к - осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

10 слайд

Свойства известняка Камень Состоит из частичек скрепленных между собой белого ил светло-серого цвета Тяжелее воды Плотный Растворяется под действием уксусной кислоты

11 слайд

12 слайд

Свойства мрамора Камень Твердый и плотный Различной окраски Состоит из отдельных блестящих зернышек Хорошо полируется

13 слайд

Глина Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.