Как стать учителем без педагогического образования. Они умеют измерять успех по-своему

Учитель в нашем обществе – это востребованная профессия. Еще со времен древней Греции профессия педагога была актуальной и значимой для людей. А сегодня всё больше и больше молодых людей идут работать в учителями в школу. Говорят, что учитель – это призвание. А вот что нужно сделать для того, чтобы призвание стало профессией. Итак, как стать учителем.

Самый простой способ, как стать учителем в школе – это закончить педагогический колледж или лицей. Однако после окончания такого учебного заведения работать можно будет только с младшими классами. Для того, чтобы работать со старшеклассниками, необходимо закончить педагогический ВУЗ. Это может быть университет, институт или академия. Главное, с педагогической направленностью.

Стать учителем в школе можно и без педагогического образования. Наличие высшего образования тут тоже необязательно. Если вы неплохо владеете токарным станком, играете на музыкальном инструменте или знаете теоретическую физику, а также можете научить этому другого – то школа может взять вас на работу. Решение выносится администрацией школы. В последнее время практика брать на работу специалиста без педагогического образования становится всё популярнее.

Студентам педагогических ВУЗов стоит заранее думать о трудоустройстве в школе. Начиная со 2-3 курса, будущий специалист проходит практику в школе. Идти желательно в то учебное заведение, где планируешь работать. Важно показать себя компетентным педагогом, чтобы получить характеристику, которая потом поможет устроиться на работу. Кроме того, можно попробовать свои силы на педагогическом поприще. Может быть, работа с детьми – это не ваше.

После окончания обучения часто стоит вопрос: как устроиться на работу в школе. Тут есть несколько вариантов:

  • Поиски через газеты и сайты, предлагающие вакансии
  • Через знакомых и друзей
  • Остаться работать после квалификационной практики
  • Самостоятельно обзвонить все школы города
  • Найти информацию в местных органах образования

Стоит помнить, что искать интересующую вас вакансию учителя необходимо в мае-июне. Именно в это время набирается педагогический состав школы.

Если вы устроились на работу в школу, часто возникает вопрос, как стать хорошим учителем. Универсального рецепта тут нет. Профессионализм и авторитет зависит от множества факторов. Харизма педагога, умение налаживать отношения с учениками – важные качества для учителя. Кроме того, можно быть талантливым специалистом в своей области и хорошо преподавать материал, в психологии это называется «власть знатока». Опыт приходит с годами. Если у вас в первое время ничего не получается, не стоит расстраиваться. В профессии учителя важно любить своё дело и постоянно развиваться как личность и специалист.

В наше время при сложившемся в обществе отношении к профессии учителя разве может кто-то желать стать учителем? Оказывается, да! Причем, все чаще стремятся стать учителями молодые парни и девушки вовсе не потому, что податься больше некуда, а от чистого сердца. К тому же, в последнее время практика приема на работу учителем специалистов без педагогического образования популяризируется. Как стать учителем в школе?

Стать учителем в «классической версии» — это окончить педагогический колледж или лицей для преподавания в младших классах или же педагогический университет (институт), чтобы стать учителем старших классов. Казалось бы, все очень просто. Но на самом деле, стать учителем может оказаться довольно сложно.

Скорей всего, в качестве первого места работы учителем придется выбрать школу: обычную или частную. В обычных школах часто появляются открытые вакансии - сказывается «текучка» кадров. Но уровень оплаты труда педагогов в обычных школах оставляет желать лучшего, а потому большим «спросом» пользуются частные школы, где, как считается, условия лучше. Но и «конкурс» на место в частной школе выше, чем в школе обычной.

Какие требования могут предъявляться в школах к кандидатам в учителя? Конечно же, все зависит от того, каковы специфические особенности предлагаемой вакансии. Так, обязательно понадобятся соискателям профессиональные знания по предмету, педагогические навыки, умение ладить с детьми. Не лишним для будущего учителя окажется также умение пользоваться компьютером и интернетом, владение различными педагогическими методиками.

Чтобы найти школу, в которой требуются учителя, можно воспользоваться любым из доступных методов : найти вакансию по объявлению в газете или на специализированных сайтах по поиску работы, самостоятельно обзвонить местные школы и спросить об открытых вакансиях. Кроме того, получить информацию об имеющихся вакансиях можно также в местных органах управления образованием.

Чтобы стать учителем, искать доступные вакансии стоит в мае-июне и в конце августа . Обычно именно в это время в школах наблюдается острая нехватка педагогов. При трудоустройстве просто диплома, подтверждающего квалификацию будущего учителя, может оказаться вполне достаточно. При этом наличие практического опыта преподавания может стать большим дополнительным «плюсом» в пользу соискателя.

Кстати, как уже упоминалось, стать учителем в школе можно не только после окончания учебного заведения с педагогической специализацией — также можно попробовать себя в этой роли и после окончания любого другого ВУЗа. Дело в том, что правом преподавания в учебных заведения I-III уровней аккредитации, в том числе в школах, обладают все выпускники высших учебных заведений. Правда, все же решение о приеме на работу учителем специалиста-непедагога принимать будет администрация школы.

Стать учителем в школе в наше время решаются только искренне преданные этой профессии люди — люди, которые любят детей, любят делиться знаниями. Пусть же каждый новый учитель несет высокое знамя этой профессии с гордостью!

Практически каждый второй ребенок с детства мечтает стать учителем. Парадокс, но эта профессия кажется легкой и привлекательной только поначалу. На представителе этой сферы деятельности лежит огромная ответственность за себя, и, главное, за десятки, а то и сотни детей - будущих представителей взрослого социума.

Роль учителя в жизни ребенка

Профессию учителя во все времена считали самой благородной и необходимой, одной из главных в социальном обществе. Ведь именно он помогает не только получить знания и овладеть ими, приобрести различные нужные в жизни навыки и умения, но и оказывает большое влияние на становление личности. Кто такой учитель для маленького ребенка? Он вносит большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, по крупицам и небольшими шагами выращивает и превращает совсем маленького человечка во взрослого и умного гражданина.

Вклад длиною в жизнь

Учитель наполняет ребенка знаниями, опытом и мудростью как драгоценную вазу. Ведь каждый пронесет этот весомый вклад через всю свою жизнь. Кто такой учитель во взгляде младшего школьника? Это очень важный и значимый в жизни каждого человек, участвующий в воспитании и становлении личности наравне с родителями и родственниками. В школе дети растут на глазах у своих учителей и порой становятся им очень родными и близкими людьми. Очень часто именно первые педагоги играют огромную роль в становлении характера ребенка, его приоритетов и жизненных ценностей. Придя в школу, малыш там встречает именно учителя. Вырастая, дети также окружены своими наставниками. И дальше, выпускаясь из стен школы, детей ведут по жизни учителя: в колледжах, техникумах, университетах и институтах.

Учитель - отличный выбор профессии для выпускников

Многие дети, повзрослев, серьезно задумываются над выбором своей профессии. И многие хотят идти по следам своих мудрых наставников, поэтому выбирают важную и нужную профессию - педагог. Кто такой учитель для тех, кто только заканчивает школу? Конечно же, верный старший друг, с которого можно взять пример и последовать ему. И тогда школьники задумываются: а как стать учителем?

Ответ на этот вопрос сможет дать все тот же наставник. Школьный учитель может подсказать, помочь с выбором. Ведь нужно четко знать, каким преподавателем вы хотите стать. Есть учителя младших классов, где все предметы охватывают программу начальной школы. А есть учителя, которые обучают одному или двум конкретным профилирующим предметам.

Если у ребенка гуманитарные наклонности, то ему смело можно выбирать профессию педагога русского языка и литературы. У любителей путешествовать есть отличный выбор преподавать географию. Очень интересная профессия - учитель информатики. У детей, имеющих способности к точным наукам, есть шанс выучиться на преподавателя алгебры и геометрии, химии, физики. Для творческих личностей прекрасной будет возможность получить образование по профессии учителя рисования, труда или музыки. А полиглотам можно выбрать факультет иностранных языков. Выбор огромный, ведь все зависит только от желания выпускников. Тогда на вопрос, как стать учителем, обязательно найдутся все ответы. Существуют для данной профессии и интересные мероприятия.

Участие в уникальном конкурсе

Такие конкурсы обычно начинаются поэтапно - в крупных городах сначала проводятся по районам. А затем лучших участников и финалистов приглашают на городской конкурс, где и выявится лучший учитель года каждого города. В мероприятии могут принять участие абсолютно все категории педагогов. Тут есть и учитель информатики, и английского языка, и физики, и даже физкультуры. Их оценивают по многим параметрам. Квалификация учителя в этом случае также учитывается.

В конкурсе могут участвовать как новички, так и опытные педагоги. Оценивает участников строгое, но справедливое жюри. Конкурс «Учитель года» включает в себя эссе - это представление о своем жизненном кредо, о своем опыте и приоритетах, касающихся профессии.

Также обязателен на втором этапе показ мастер-класса, где задействованы ученики разных возрастов. Тогда учителям дается прекрасная возможность показать все свои профессиональные качества как специалиста.

И в заключение всегда бывает очень увлекательный и самый активный творческий конкурс. Ведь каждый учитель уникален и обладает множеством талантов - кто-то хорошо поет, а кто-то танцует.

Педагог - это еще и артист по жизни, играющий каждый день разные роли на своих уроках. Донести учебный материал до своих воспитанников увлекательно - одна из задач истинного наставника. Самый достойный учитель, педагог и победитель этого конкурса обязательно будет выбран как пример для подражания.

Ценность каждого учителя предметника

Почетное звание учителя не может быть дано каждому. К этому обязательно нужно иметь призвание или интерес. Ведь учитель - он же еще и воспитатель, так как педагогика обязательно включает в себя и воспитание как неотъемлемую часть в становлении личности маленького человека.

Преподавателю необходимо не только на пятерку самому знать учебный материал, но и в ходе своих уроков ненавязчиво воспитывать подрастающее поколение. Например, учитель литературы на примере классических произведений донесет до ребенка потребность человека в добре и понимании, любви и дружбе. Преподаватель иностранных языков не только должен научить детей свободно владеть нужными знаниями, но и прививать любовь и интерес к культурам различных народов. А учитель географии обязательно воспитает в детях любовь к красоте своей родины и своего родного края. Каждый педагог важен и несет свой вклад в развитие учеников, до краев наполняя чашу знаний ребенка.

Учитель младших классов - воспитатель

Для учителя младших классов крайне важно быть еще и воспитателем, ведь непростая задача обучать неусидчивых и подвижных малышей. Работая с данным возрастом, преподаватель должен быть и наставником, и фантазером, и немножко волшебником, и сказочным героем, так как маленькие дети воспринимают весь процесс обучения только через игру.

Но это еще и самая увлекательная классификация учителя. Ведь именно с детьми, только что переступившими порог школы, можно вновь возвратиться в детство, преподнося занимательные уроки в виде развлечения.

Здесь необходимы и яркие картинки, и мягкие игрушки. И обязательны развивающие игры. И много наглядного красочного материала, и даже мультфильмы и различные детские песенки будут кстати. Только тогда уроки будут интересными и запоминающимися, а маленькие ученики с удовольствием будут схватывать знания на лету. Ну а такой педагог уж точно станет настоящим школьным другом каждому ребенку.

Учитель - почетная и важная профессия

Быть учителем - значит, проживать насыщенную, активную, разнообразную и многогранную жизнь. Ведь кроме уроков и занятий с ребятами, часто организовываются различные походы в театры, музеи и кино. А как любят школьники совместные поездки на природу или экскурсии! Вот тогда учитель и проявляет себя не только как опытный наставник, но и как мудрый друг. Тот, кто выбирает для себя почетную и важную профессию учителя, делает огромный вклад не только в развитие подрастающего поколения, но и в социальное общество, и делает свою жизнь более ценной, наполненной, значимой и интересной. Каждый педагог - удивительный и неповторимый мастер, который превращает маленьких и несмышленых малышей в умных, талантливых, способных взрослых людей, достойных членов общества.

Ответственность - прежде всего

Планируете стать учителем? Воспитывайте в себе ответственность. Помните: вы - авторитет в глазах будущих учеников. Как бы это ни звучало, но вы обязаны обладать твердым характером, уметь отказывать. В этой профессии, как и во всех других, есть подводные камни. И только с опытом, смешанным с настойчивостью, вы сможете их преодолеть.

Айкью Ревью продолжает делать обзоры профессий - мы берем интервью только непосредственно у специалистов и выведываем все профессиональные секреты. Сегодня наша тема - «Профессия Учитель». Своим жизненным опытом с читателями поделится молодая учительница математики из Белоруссии. Вы узнаете о плюсах и минусах работы в школе, как стать учителем без педагогического образования и с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться представителям этой уважаемой профессии.

Учитель начальной школы

Почему я выбрала профессию учителя

Меня зовут Татьяна, стаж работы - 5 лет, я - учитель математики в гимназии в городе Гродно, Беларусь. Профессия учителя вызывала восхищение у меня еще в детстве, но тогда я думала, что учителем быть очень просто: пришел в кабинет, сел на стул - и сиди себе, рассказывай детям материал. Но на деле все оказалось совсем по-другому.

Учитель - это человек, который должен быть грамотным, современным, воспитанным, с правильно поставленной речью, с хорошими манерами. Он должен понимать и чувствовать и детей, и свой предмет, иметь определенный жизненный опыт и стараться его передать детям.

Какое образование нужно для работы педагогом

Сегодня практически все учителя имеют высшее образование, возможно, некоторые окончили и колледжи (или техникумы), а затем прошли переподготовку по данной специальности. Во всяком случае, если вы планируете работать учителем в городе, вам необходимо получить высшее образование (и на работу охотнее примут, и зарплата будет выше).

Говорят, что есть два варианта высшего образования, которые выбирают школьники: первый - легко поступить, но тяжело учиться, второй - тяжело поступить, но легко учиться. Так вот, мы имеем дело с первым.

На самом деле, конкурсы практически во всех вузах страны на педагогические специальности самые низкие . Поэтому берут всех, но остается на выпуске всего 30-40% поступивших.

Естественно, учитель должен:

  • владеть определенным комплексом знаний по своему предмету;
  • уметь писать планы;
  • знать психологию;
  • знать методику преподавания предмета.

Но, я скажу, что не менее важны и человеческие качества.

Процесс трудоустройства

По окончании учебы у вас будет два варианта - выбрать 2-годичное распределение или самому найти работу (в Белоруссии существует система распределения после получения высшего образования за счет средств государственного бюджета - прим. ред. ). По распределению вас направляет вуз. Тут как повезет, могут и в деревню, могут и в город, все зависит от вашего рейтинга при обучении (наш поток распределяли, такое чувство, что по прописке, чтоб не платить «подъемные» за переезд). Можно найти работу самому, тут следует обойти максимальное количество учреждений образования (школ, колледжей) и обращаться непосредственно к завучу или директору. Не стоит расстраиваться, если вас сразу не берут, могут записать ваш телефон и тогда, если вакансия освободится, вам перезвонят.

Часто студенты последних курсов подрабатывают в школах (на замене), а потом там и остаются. Конечно, на собеседовании директор обращает большое внимание на выписку из диплома (почему-то считается, что красный диплом — это самый высокий показатель, но это не так, можно иметь высшую отметку, а материал не уметь преподнести), так что можете ее просто не брать. Это не показатель ума. Хороший вы учитель или нет, и вы и директор поймете только по истечении некоторого времени.

Обязательно одевайтесь на собеседование соответственно случаю, деловой стиль всегда приемлем, возьмите с собой блокнот, чтоб делать пометки (может вы там и не напишете ничего, но так вы покажете, что относитесь серьезно к работе). Главное - не волноваться, учителями не разбрасываются, их и так мало. Так что, если не здесь, то в другом месте вас точно возьмут.

После подписания трудового договора или контракта, к вам, скорее всего, приставят наставника, который будет за вами наблюдать и подсказывать, но на деле никто не хочет «за так» перетруждаться , так что придется самому бегать и спрашивать, просить. Вначале страшно что-то сделать не так. Но учителя — народ отзывчивый, они всегда помогут и подскажут, ведь делиться опытом так приятно!

Суть работы учителя - ежедневная рутина


Работа учителя

Насчет самой работы могу сказать, что бумажной волокиты гораздо больше, чем работы . Где-то это оправдано, где-то - нет. Конечно, начнем с того, что нужно писать план к каждому уроку - это примерно 1-2 листа текста. Заполнять ежедневно журнал, проверять тетради не реже 1 раза в неделю, плюс контрольные, изучение методической литературы, писем и документов из отдела образования и приказов администрации.

В принципе, если вы не классный руководитель, то работать еще терпимо. Но если вам «повезло» стать классным руководителем, то на вас взваливается еще груз проблем: проверка дневников, сбор денег за питание ежедневно и оплата за питание, звонки родителям, если ребенок не явился в школу, проверка присутствия учеников 2 раза в день (ведь некоторые могут убежать с уроков), организация классных часов и родительских собраний, планирование воспитательной работы с детьми на полгода вперед, посещение с детьми различных мероприятий, выставок, кинотеатров, и, конечно же, рабочая суббота! Даже если у вас третий урок по счету, вы все равно обязаны приехать к первому, дабы осуществить все перечисленные процедуры.

Вроде все неплохо, но давайте более подробно разберем одно из мероприятий, например, поход в кино . Нужно накануне провести инструктаж с детьми о правилах поведения, подписать инструктаж в приемной у директора, один вложить в папку классного руководителя для проверки, найти желающих (представьте, перед вами поставили план - 15 чел., а хотят пойти 5, ведь все мероприятия в субботу, а в субботу дети ездят к бабушкам, проводят время с родителями, идут в гости и т.д.). Конечно, вы не имеете права заставить ребенка отказаться от поездки за город с родителями, но план тоже надо выполнять!

Вот и получаешь потом от администрации нагоняй за то, что пришло мало людей на мероприятие! И это всюду! Мало сдали на ремонт – виноват! Не хотят питаться в столовой, потому что после этой еды у взрослого до конца дня изжога, не говоря уже о детях – тоже виноват!

Ты всегда за все в ответе: на перемене — дежурства (тут бы передохнуть, ан нет), после уроков — совещания, вечером — собрание. Бывало, выйдешь на работу в 7.00 и приходишь домой в 21.00, а еще планы писать и спать ложишься этак к часу ночи, а утром на работу. Вначале всегда тяжело, не знаешь за что взяться, что сделать. Потом привыкаешь, используешь уже готовые материалы. Это все приходит с опытом.

Как преподавать эффективно


Учебная доска

С детьми работать интересно, преподавать интересно, а все остальное - волокита и излишнее напряжение! Говорят, что учителя медленнее стареют, я в это верю, на это просто нет времени. Хотелось бы получать от работы удовольствие, но это редкость, по крайней мере, у меня.

У учителя должно быть много фантазии, ведь материал не просто преподнести, нужно сделать это так, чтоб ребенок понял, а главное - запомнил . Ну что интересного в синусах и косинусах? Сказку не расскажешь, вроде дети уже в 10 классе. Вот и вспоминаешь, что кардиограмма - это та же синусоида, считаешь, рисуешь, сравниваешь. Учитель должен быть всесторонне развитым, ведь одна наука сама по себе не может существовать, они все связаны.

Сколько платят школьным учителям в 2015 году


Зарплата учителя в России

Многие уходят из профессии из-за низкой зарплаты, но, в принципе, заработать можно. В работе учителя существуют такие понятия как ставка и категория . Сейчас ставка - 20 часов в неделю, то есть примерно 5 уроков в день. Сколько платят за ставку учителю? Будучи молодым специалистом, работая на одну ставку, вы будете получать максимум 150$ (это у нас в Гродно), через 2 года вы можете сдать на вторую категорию, это еще плюс 10%, через 5 лет — на первую категорию, еще плюс 10%, и потом через 5 лет — на высшую, еще плюс 10%. Кроме того, к ставке добавляют премии (до 50% от ставки), премии за высокие достижения в труде - это конкурсы, выступления на педсоветах (еще плюс 20%). У меня в школе учитель максимум мог получить 300$, и это было почти за 2 ставки с учетом премий. Больничные оплачиваются, но только в размере 70% от оклада.

Справка : Наша героиня рассказывает о ситуации в Белоруссии. Что касается России, средняя зарплата учителей с 1 сентября 2015 года составляет 35000 рублей - данные министра образования и науки Дмитрия Ливанова (из интервью «Российской газете» перед Днем знаний). Мэр столицы Сергей Собянин и глава департамента образования Исаак Калина называют цифру в 70 тысяч рублей в качестве средней зарплаты учителя в Москве в 2015 году.

Карьерная лестница в системе образования

Конечно, как добавляют, так и отнимают, правда, очень редко. Главное - на работе присутствовать в здравом уме и светлой памяти. Можно вырасти до завуча, зарплата примерно такая же, но больше административной работы - составить расписание, проследить, проконтролировать, с детьми работают они мало, только на полставки. Директора назначает начальник местного отдела образования, тут, конечно, если нет - то не пробиться.

Дополнительные доходы и репетиторство

Но учитель всегда может взять подработку - репетиторство, причем официально и без официального оформления своей деятельности. Достаточно только заплатить единый налог на репетиторство, около 20$ в месяц (речь о Белоруссии, в России нужно платить 13% НДФЛ с дохода - прим. ред.), и пожалуйста, работай.

Нынче час репетиторства стоит 5-10 долларов. Многие работают в школе так, для стажа, основной заработок — именно на репетиторстве.

Плюсы и минусы профессии учителя

У профессии учителя много и плюсов, и минусов, вообще, зависит от человека, что он хочет видеть - этот самый плюс или минус. С детьми никогда не скучно, ты всегда в курсе всех новостей, всех новинок, владеешь молодежным сленгом и т.д.

Выбрав профессию учителя, позаботьтесь о своих ногах и удобной обуви, так как на работе особо не посидишь. На уроке - к каждому подойди, проверь, правильно ли ребенок решает, на перемене - в учительскую — сдать или взять журнал, в течение дня — проверить, все ли дети на месте, сводить в столовую на обед, зайти расписаться в каком-нибудь приказе, подготовить доску для следующего урока, а если кабинет на третьем этаже, а учительская на первом, то перемена превращается в кросс!


Усталость после работы

На работе очень быстро устаешь, приходишь домой - и ничего не хочешь, только спать. На своих детей времени мало, муж также остается почти без внимания. Тяжело. Конечно, если вы не фанат своей работы, то можете относиться к этой работе совсем по-другому. Но, как показывает практика, в этой профессии надолго задерживаются лишь те, кто самоотверженно жертвует собой, своим здоровьем ради тех, кто, возможно, и на улице не поздоровается, встретив любимого учителя через пару лет.

Мы, учителя, работаем не за деньги и не ради большинства тех, кто нас не уважает, а ради тех единиц, которые любят нас, и став Людьми с большой буквы, придут на очередной вечер встречи с выпускниками и скажут долгожданное: «Спасибо вам за все, что вы для меня сделали!». Вот такие мы чудаки! Присоединяйтесь!

Расскажем, какие навыки нужно приобрести, чтобы стать учителем, и как сделать это, не имея педагогического образования.

Вспомните: когда вы учились в школе, с каким чувством ждали начала учебного года? Если вы были любимчиком в классе, то наверняка 1 сентября на самом деле было праздником. И, конечно, у вас был любимый учитель, глядя на которого хотелось стать успешным профессионалом, и уже в 40 лет пользоваться таким же заслуженным уважением. Если все это про вас, добро пожаловать в учительскую профессию!

Чтобы вступить в ряды сеющих разумное, доброе, вечное, лучше всего получить профессиональное образование. Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории. Каким вы будете — строгим руководителем или чутким духовным наставником — решайте сами. И стоит ли получать педагогическое образование — решать тоже только вам.

Да-да, чтобы учить других, необязательно иметь специализацию педагога. Например, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков обучался на кафедре источниковедения истории России. Итоги конкурса 2018 года объявят в октябре, и, возможно, победителем снова станет молодой педагог. Как превратить «хочу» в «могу» и стать хорошим учителем, расскажем далее.

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности. Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов.

Что нужно учителю младших классов:

  • любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой. Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
  • чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку. Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
  • стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа... И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники. Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
  • умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта. «За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать... Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

Как стать учителем без педагогического образования

В 2012 году был принят «Закон об образовании». Этот документ рассказывает, можно ли стать учителем, не имея специального образования. По закону, педагогическую деятельность могут осуществлять не только те, кто имеет педагогическое образование, но и лица, имеющие высшее или среднее специальное образование в смежных областях. Проще говоря, если вы учились по экономической специальности, вы можете стать учителем математики. Для этого достаточно пройти курсы переподготовки по профессии. А вот если вы учились на технического специалиста, но хотите преподавать литературу, без дополнительного образования будет сложно обойтись.

Сегодня школа требует от учителя развития основных компетенций — способностей к решению каких-то задач. Не будем загружать вас терминами, расскажем просто о сложных вещах. Что требуется от педагога:

  • иметь определенное мировоззрение. Это не значит, что есть мировоззренческий шаблон, под который нужно подстроиться. Это означает, что учитель должен иметь четкую позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • иметь ценностные ориентиры. Преподаватель должен привить ребенку правильные моральные установки. Не навязать свое мнение, а именно поставить на верный путь, научить ориентироваться среди духовных ценностей;
  • хотеть учиться. Педагог не должен останавливаться на пути познания нового. Информация устаревает за 3 года. Поэтому учитель должен постоянно получать новые знания и совершенствовать свои профессиональные качества;
  • приобрести навыки работы с информацией. Нужно уметь подавать знания так, чтобы их было легко воспринимать. Кроме того, в современном информационном пространстве много неточных сведений. Учитель должен не только распознавать верную информацию среди остальной, но и обязательно научить этому детей;
  • уметь общаться. Проблема коммуникации очень актуальна. Научить детей общаться — одна из главных задач учителя.

А вот конкретные советы для тех, кто хочет стать учителем:

Русского языка и литературы. Наверное, любовь к слову — это то, чего нельзя отнять. Если вы с самого детства любите читать, рассказывать стихи и вообще, складно говорить, то эта профессия для вас. Чтобы стать учителем русского языка и литературы, поступайте на филологический факультет.

Иностранного языка. Без знания языков вряд ли получится стать хорошим преподавателем. Также необходимо изучить рынок труда и узнать, учителя каких языков требуются в школах. Чаще всего в школах преподают английский, немецкий, французский языки. А вот если вы придете в среднюю общеобразовательную школу со знанием китайского, вряд ли вы найдете себе там место. Поэтому, поступая в вуз, выбирайте с умом. Учителей иностранного готовят на филологическом факультете или на факультете иностранных языков.

Математики и информатики. Дважды два — четыре, дважды два — четыре... Если вы с раннего детства запомнили эту простую истину из песни, а позже полюбили складывать, вычитать, умножать, делить, эта профессия для вас. А информатика неотделима от математики, ведь на числах строится вся компьютерная наука. Двери открыты на физико-математический факультет или на факультет высшей математики, или факультеты механики, компьютерных наук. В общем, все специальности, где есть слово математика, для вас.

Физики . Этот предмет зачастую вызывает сложности в изучении. Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно хотеть разбираться в окружающем мире, понимать физические процессы, сложные природные явления. Если это будет интересно вам, вы сможете «заразить» этим интересом своих учеников. Тогда заниматься физикой будет проще и интересней. Специалистов готовят на факультетах физики и математики, физики и астрономии, естествознания и физики... Как и для математиков, ключевое слово всегда подскажет вам, куда поступить.

Истории и обществознания . Человечество прошло долгий путь развития. Предкам пришлось пережить огромное количество войн, политических изменений, культурных преобразований, и все это требует тщательного изучения. Став учителем, вы сможете дать ответ на известный вопрос Бернарда Шоу: «Что скажет история?» Факультеты истории и права ждут вас.

Физкультуры . Левой! Левой! На месте стой! Если вашей любви к спорту можно только позавидовать, смело идите в учителя физкультуры прививать ее младшему поколению. Дети и так любят прыгать и бегать. Вам остается только направить их энергию на нужное дело, чтобы заниматься физкультурой было не только весело, но и полезно. Физруков готовят в спортивных вузах. Напомним, чтобы стать учителем, необязательно получать педагогическое образование. Поэтому даже если вы стали специалистом спортивной медицины, обучение физкультуре может стать вашим основным видом деятельности.

Биологии . Сколько тайн таит в себе любой организм! И как сложен окружающий нас мир... Все это очень сложно и очень интересно. Познав все тонкости этой естественной науки, смело отправляйтесь к школьникам.

Химии . Самое интересное в химии — это эксперименты. Научитесь правильно проводить их, и для детей химия станет любимым учебным предметом. Факультеты естественных наук вас ждут.

Рисования . Говорить об искусстве — одно, а вот преподавать искусство — совсем другое. Рисовать любят почти все, но создать академический рисунок не каждому под силу. Конечно, не обязательно заставлять учеников рисовать с натуры или составлять идеальные композиции. Задача учителя ИЗО — пробудить в учениках любовь к искусству.

Кем бы вы ни хотели стать — учителем математики, физкультуры, ОБЖ, музыки или труда, главное - всегда добиваться поставленных целей и чувствовать себя на своем месте.

В настоящее время очень популярны занятия йогой и танцами. Для обучения на инструктора по танцам можно обратиться на хореографический факультет вуза. А вот инструкторов по йоге не обучают в институтах — вам нужно будет обратиться в специальные школы йоги.

Как стать учителем в США и других странах

Какие требования предъявляются к учителям в других странах? В США будущий учитель должен потратить в университете определенное количество часов на предмет, который он хочет преподавать. В Германии обязательно нужно подтвердить свой диплом, пройдя тестирование по предмету. В Китае учитель — одна из самых почитаемых профессий, поэтому китайские учителя имеют много привилегий, но и требования к уровню подготовки очень большие. В Канаде учителя работают в небольших группах, поэтому вам нужно быть узким специалистом в одной области.

Неважно, будете вы учителем в России или за границей, главное — любить свою профессию и проводить уроки с пользой для детей.