Синтаксические роли инфинитива в предложении. Дидактический материал по русскому языку на тему "синтаксические свойства инфинитива" (11 класс)

Характерными особенностями инфинитива являются его субъектная соотнесенность и модальность значения, возникающая в словосочетании, они наблюдаются в большинстве случаев его употребления в предложении.

Инфинитив выступает в синтаксических функциях: подлежащего, именной части составного именного, составного глагольного, сложного модального сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, а также инфинитив сочетается с конструкциями.

Во всех перечисленных синтаксических функциях наряду с инфинитивом полнозначных глаголов употребляется инфинитив связочных глаголов, сочетающихся с предикативным членом. Инфинитив редко выступает изолированно; обычно он является центром инфинитивной группы с зависящими от него дополнениями и обстоятельствами. Независимое употребление для инфинитива не характерно.

Как зависимый компонент инфинитив употребляется в следующих словосочетаниях:

а) в глагольных словосочетаниях:

He was busy….he liked to give it all of his attention

Он был занят…ему нравилось уделять этому все его внимание;

б) в адъективных словосочетаниях:

He had no desire to stick to anything

У него не было желания придерживать чего либо…;

в) в трехчленной глагольной конструкции как «объектно-предикативный член»:

He watched her take bottle after bottle from the sideboard…

Он наблюдал как она брала бутылку за бутылкой из буфета…

Инфинитив, как член предложения обладает следующими синтаксическими функциями:

а) Подлежащего:

To know her is to love her. - Знать ее, значит любить.

Можно выделить два случая употребления инфинитива в функции подлежащего :

1. Связь с каким-либо деятелем отсутствует, что наблюдается при высказывании общеизвестных истин, не связанных с конкретной ситуацией или конкретным действующим лицом. Формальными признаками такого высказывания являются: форма настоящего времени в простом составном сказуемом с простой глагольной формой и часто так называемое «симметричное построение», т.е. наличие инфинитива и в подлежащем и в сказуемом:

To exploit a person is to make money out of her without giving her an equivalent return

Использование человека - значит делать на нем деньги без представления ему равноценного возврата.

2. Связь действия инфинитива с деятелем выступает достаточно ярко в тех случаях, когда высказывание связано с конкретной ситуацией. Сказуемое чаще всего стоит в форме прошедшего времени или перфекта настоящего времени; производитель действия выражен притяжательным местоимением в объектном падеже, существительным в общем падеже или же выясняется из контекста:

To tend him became almost the sole business of her life

Забота о нем стала почти единственным делом ее жизни.

Выступая в функции подлежащего, инфинитив передает наиболее обобщенное значение действия, не соотнесенного ни с каким субъектом:

To reach the escarpment top meant another spell among the trees (Sillitoe).

Досягаемость вершины откоса, означает другое очарование между деревьями.

В остальных случаях действие инфинитива соотнесено с семантическим субъектом, обозначенным подлежащим:

«I have no wish to listen to anybody"s private conversation » (Christie)

- «У меня нет желания слушать чьи-либо интимные разговоры.»

б) Составной части сказуемого:

именной (как предикатив):

All they do is to make trouble

Все что они делают, это создает суету…

Инфинитив имеет собственную субъектную соотнесенность в предикативной конструкции с for , встречающейся довольно редко, а также в составе именной части сказуемого, он уточняет значение предикатива - прилагательного:

It"s extremely funny for me to be consoling you (Snow)

Для меня крайне забавно утешать тебя.

глагольного составного сказуемого:

There seemed to be no sense in all this

Казалось, там не было никакого смысла в этом.

She seemed do annihilate the whole vast organization

Казалось, она уничтожает всю многочисленную организацию.

сложного модального сказуемого:

«So don"t ask me. I can "t tell»

- «Так что, не спрашивай меня. Я не могу сказать тебе».

(4) с конструкциями: «would + инфинитив», «used + инфинитив», «come + инфинитив», «(is) going + инфинитив»:

«And we used to laugh at `em

- «Мы имели обыкновение смеяться над ним»;

«I would like to think it over, Mr. Dersingham », …

- «Мне бы хотелось обдумать это, Мистер Дерзингхем»,…

в) Дополнения: Leila had learned to dance at boarding school (Mansfield) - Лейла научилась танцевать в интернате.

После глаголов to allow, to order, to beg, to as, to request, to teach мы часто сталкиваемся с двумя дополнениями, одно из которых выражено инфинитивом:

He asked me to walk in (Collins) - Он попросил меня пройти сюда.

Инфинитив может быть выражен сложным дополнением:

I never saw you act this way before

Я никогда раньше не видел, чтобы вы так поступали.

Следует отметить, что прямое дополнение - понятие, соотносимое с косвенным и предложным дополнением, поскольку прямое дополнение является частным случаем дополнения вообще-случаем, когда объектные отношения выражаются нулем. Инфинитив не может сочетаться с предлогом и тем самым не может выполнять функцию предложного дополнения.

г) определения: I have no desire to go there - У меня нет желания идти туда.

В функции определения инфинитив соотнесен с определяемым как со своим субъектом, активным или пассивным, в тех случаях, когда определяемое выражено конкретным существительным, неопределенными или отрицательными местоимениями, прилагательными или числительными в роли предметного члена.

Инфинитив в функции определение часто встречается также после слов the first, the second, the third, the last и т.д. и равен по значению определительному придаточному предложению со сказуемым в том же времени, в котором стоит глагол в главном предложении. Инфинитив в этом случае переводится на русский язык глаголом в личной форме:

I"m sure he will be the first to come to the meeting

Я уверен, что он придет первым на собрание.

Инфинитив в функции определения употребляется также для указания назначения предмета, выраженного существительным или местоимением:

She gave him some water to drink

Она дала ему попить воды.

д) В функции обстоятельства инфинитив употребляется:

1. для выражения цели:

And as he said this he tried to make Miss Matfield accept a friendly leer ,…

И так как он сказал это, он постарался заставить Мисс Метфилд принять дружелюбный взгляд,…

Перед инфинитивом, выражающим цель, могут стоять союзы in order, so as «чтобы, для того чтобы». Эти союзы, однако, редко употребляются, в особенности в разговорной речи. При переводе на русский язык перед инфинитивом, выражающим цель, обычно ставится союз «чтобы, для того чтобы»:

He worked hard so as (in order) not to lag behind the other students

Он усердно работал, чтобы не отставать от других студентов.

2. для выражения следствия (со словами too, enough):

His eyes were sharp enough to look after his own interest (Heym)

Глаза у него были достаточно зоркие, чтобы позаботиться о собственной выгоде.

При переводе на русский язык в этом случае перед инфинитивом всегда ставится союз «чтобы». В английском предложении перед инфинитивом, выражающим следствие, союзы in order и so as не употребляются. In order и so as могут стоять только перед инфинитивом, выражающим цель .

3. для выражения сравнения, вводимое союзами as if и as though;

She nervously moved her hand towards his lips as if to stop him … (Dickens).

Она нервно протянула руку к его губам, как будто хотела остановить его…

4. для выражения некоторых обстоятельств:

She was driven away, never to revisit this neighborhood (Bronte)

Она была вынуждена уехать и больше не вернулась в эти места.

e) Инфинитив с относящими к нему словами образует ряд фразеологических сочетаний, употребляемых в качестве вводного члена предложения : to tell the truth, to begin with, to be frank, to be sure, to say nothing but, и т.п.;

Now look here , to begin with , there"s Turgis

Для начала, обратим внимание на Тарджиса.

ж) Инфинитив может сочетаться с союзными наречиями (when, where, why, how ), с союзами (whether, as if, in order, so as ) и с союзными предложениями (who, what, which ):

«…..but it"s beginning to look as if we can"t compete »

- «…но это начинает выглядеть, как будто бы мы не можем состязаться»;

That "s what he said - Вот, что он сказал.

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться .
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.

Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.

1. Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2. Перечитывать произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3. Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4. Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится у берегов озера Байкал.
5. К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.

Упражнение 8.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)


Упражнение 10.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)

Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)

В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?

1. Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)

2. Дать можно только богатому и помочь можно только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)

3. Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким каким его осуществили родители. Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)

4. Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)

5. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)

6. Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)

7. Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)

8. Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)

9. Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)

10. В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать все великолепно делать. (К. Паустовский.)

11. За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)

12. О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)

13. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)

14. Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)

15. Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)

16. Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)

17. Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)

18. Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)

19. Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».

20. Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое

6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.

7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.

8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

О.М. Чупашева

Определяем синтаксическую функцию инфинитива

Инфинитив - начальная форма глагола - очень подвижен в синтаксическом отношении: он может занимать в предложении различные позиции. Не всегда легко; установить синтаксическую функцию зависи­мого инфинитива: она определяется рядом условий. Анализу этих усло­вий и способов определения синтаксической функции зависимой неоп­ределенной формы глагола и посвящена данная статья.

На синтаксическую функцию инфинитива влияют его связи в предложении с теми или иными частями речи. Он может относиться к личным глаголам, к словам категории состояния (то есть к наречиям в функции сказуемого в безличных предложениях), к существительным. Чаще всего инфинитив связан с личным глаголом, но не всегда занима­ет одну позицию с ним. Здесь вступает в силу другое условие - харак­тер инфинитива. Сравним два предложения: 1) Я хочу больше читать ; 2) Я советую вам больше читать . В первом предложении действие личного глагола (хочу ) и инфинитива (читать ) "принадлежит" одному субъекту (я ). Инфинитив в таком случае называют субъектным .

Во втором предложении действие, обозначенное личным глаголом (советую ), осуществляется одним лицом (я ), а действие, обозначенное инфинитивом (читать ), предназначается для другого (вам - вы ), то есть действия, обозначенные личным глаголом и инфинитивом, "при­надлежат" разным деятелям. Инфинитив в таких предложениях назы­вается объектным .

Заметим, что другой деятель не всегда называется в предложении (ср.: Я советую больше читать ), но это не меняет сути инфинитива: он остается объектным. Личный глагол в предложении является ска­зуемым. Объектный инфинитив никогда не занимает одну позицию с личным глаголом, то есть не бывает сказуемым. Для определения его синтаксической функции пользуемся обычным способом - подставля­ем вопрос: советую (что? ) читать - дополнение. Аналогично: Гос­под уфологов и экстрасенсов просим не беспокоиться (из газеты). Инфинитив не беспокоиться объектный: просим - мы, не беспоко­иться - господа уфологи и экстрасенсы. Просим (о чём?) не беспоко­иться - дополнение. Еще примеры: Крокодилам тут гулять воспре- " щается (К. Чуковский); Мы предложили читателям поработать частными детективами (из газеты). Нередко инфинитив в подобных предложениях можно заменить однокоренным существительным, ко­торое также выступает в функции дополнения: советую чтение, про­сим о спокойствии, воспрещается гуляние (прогулки), предложили работу.

Объектный инфинитив может быть обстоятельством цели: Я позва­ла к себе друзей мириться (В. Долина). Позвала (с какой целью?) ми­риться.

Более сложно определяется синтаксическая функция субъектного инфинитива. Он может занимать одну позицию с личным глаголом, об­разуя с ним составное глагольное сказуемое, однако только в тех слу­чаях, когда сочетается с вспомогательными глаголами. Надо хорошо знать типы вспомогательных глаголов. Их, как известно, три разряди: 1) фазовые, 2) модальные, 3) эмоциональные.

Фазовыми называют глаголы, обозначающие начало, длительность или окончание действия, например: начать (начинать), приступить (приступать), продолжиться (продолжаться), завершить (завер­шать), закончить (заканчивать), перестать (переставать) и др.

Модальные глаголы - это глаголы, выражающие отношение гово­рящего к содержанию высказывания и его достоверности: мочь (смочь), уметь (суметь), хотеть, желать (пожелать), решить (ре­шать) и т.п.

Эмоциональные глаголы выражают чувства, эмоции: любить, бо­яться, пугаться (испугаться) и др.

Следовательно, инфинитив является частью составного глагольного сказуемого при условии, если сочетается с одним из глаголов перечис­ленных групп. Например: люди в масках, в разных касках Дружно на­чали плясать (Г. Вильнов); Мы продолжали играть в эту жалкую иг­ру вконец растерявшихся людей, хотя давно уже знали всё (Ю. Наги­бин); Лес может лечить даже во сне (из газеты); У этого окна любил сидеть Пушкин (С. Гейченко); Никто из нас В жизни не осмелится на­кинуться на мельницы (Ю. Ким). Составные глагольные сказуемые в этих примерах - начали плясать, продолжали играть, может лечить, любил сидеть, не осмелится накинуться.

Если же субъектный инфинитив относится к личному глаголу, не входящему в группу вспомогательных, то он выступает в роли иного члена предложения, не сказуемого, например: Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку , В Африку гулять ! (К. Чуковский). Не ходите (с какой целью?) гулять - обстоятельство цели. Я привык­ла платить дорогою ценой (В. Долина). Привыкла (к чему?) пла­тить - дополнение. Инфинитив - обстоятельство цели часто бывает при глаголах движения (идти, бежать и под.). Однако надо помнить о многозначности слов. Так, глагол пойти многозначен: наряду со значе­нием "передвигаться" он может выступать в переносном значе­нии - "начать делать что-н., начать осуществляться" (Ожегов С.И. Словарь русского языка).

В последнем случае он выступает как вспомогательный и вместе с инфинитивом образует составное глагольное сказуемое. Ср.: И пошли они смеяться - Лимпопо (К. Чуковский). Пошли смеяться = начали смеяться , это составное глагольное сказуемое с фазовым личным гла­голом со значением начала действия.

Инфинитив может зависеть от слов категории состояния, тогда он включается в состав сказуемого, например: А впрочем, ботинки на­деть Нельзя без расходу, - В них можно стоять и сидеть В любую по­году (Н. Матвеева). Инфинитив надеть зависит от слова категории со­стояния нельзя и образует с ним сказуемое; инфинитивы стоять и си­деть образуют сказуемое со словом категории состояния можно .

Инфинитив способен примыкать к существительному. Его синтак­сическая функция при этом определяется обычным способом - подста­новкой вопроса: Я боролся за право работать, как хочу (из газеты). За право (какое?) работать. Мы и не ставили перед собой цели орга­низовать что-то сверхординарное (из газеты). Цели (какой?) органи­зовать. Как видим, инфинитивы при существительных в рассмотрен­ных предложениях выступают в функции определения.

В инфинитиве возможно совмещение значений определения и до­полнения. Проанализируем предложение: Любителей поиграть на деньги было достаточно везде и всегда (из газеты). Любителей (ка­ких?) поиграть - определение; любителей (чего?) поиграть - допол­нение. Такое явление наблюдается прежде всего при отглагольных су­ществительных.

Представим наши рассуждения о синтаксической функции зависи­мого инфинитива в виде алгоритма:

1) Определите, к какой части речи относится инфинитив.

2а) К личному глаголу.

3) Определите характер инфинитива: субъектный или объектный.

4а) Объектный инфинитив → не входит в состав сказуемого.

5) Подставьте вопрос от личного глагола к инфинитиву, назовите функцию инфинитива.

46) Субъектный инфинитив.

6) Определите, является ли личный глагол вспомогательным.

7а) Личный глагол вспомогательный → инфинитив входит в состав сказуемого.

76) Личный глагол не является вспомогательным - см. 5.

2в) К существительному - см. 5.

В заключение предлагаем упражнение для самостоятельной работы.

1) Во время сборов и учёбы скауты изучают приёмы выживания в природной среде, стараются овладеть другими полезными навыками (из газеты). 2) Давай друг другу поклянёмся Не делать худа никогда (В. Долина). 3) Я еще и своим двум сыновьям - 25 и 30 лет - предоста­вляю возможность трудиться (из газеты). 4) Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме (А. Чехов). 5) И в лес убежали [зверята] играть и скакать И даже спасибо забыли сказать, Забыли сказать до свидания (К. Чуковский). 6) Они страшно рады очередному поводу собраться вместе на массовые гулянья (из газеты). 7) Кто велел тебе с шарман­кою бродить? (В. Долина). 8) И теперь, душа-девица, На тебе хочу же­ниться! (К. Чуковский). 9) [Сергей Львович] Шёл с ним [приказчиком] осматривать усадьбу, оранжерею, вольер, пруды (С. Гейченко). 10) Я развлечь вас постараюсь Старомодной пасторалью (В. Долина). 11) Я не стал скрывать мой возраст, но я начал стараться умалчивать о нём (Е. Евтушенко).

Синтаксическая роль инфинитива

ГУО «Гимназия №2 г. Минска »

Булыгина Л.Н.


Что такое «инфинитив»?

Инфинитив

(от лат. modus infinivus

неопределённый способ) –

исходная форма, обозначающая

действие вне связи с лицом.

Другие названия инфинитива

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола


Цели и задачи

  • Обобщить сведения о синтаксических функциях инфинитива в предложении.
  • Формировать умение разграничивать инфинитив в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели.
  • Законспектировать новый материал с целью применения его на практике.

Инфинитив в роли подлежащего Повторение

  • 1 Списать предложения, расставить знаки препинания.
  • Подчеркнуть грамматические основы.
  • При каком условии инфинитив является подлежащим в предложении?

Тире ставится

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Царскосельский дворец архитектурное

чудо своего времени.

2. ИНФИНИТИВ --- ИНФИНИТИВ

Учить ум точить.

3. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Тридцать и двести пятьдесят шесть двести

восемьдесят шесть.


Тире ставится

4. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ИНФИНИТИВ

Любимое занятие лицеистов кататься на коньках

по озеру.

5. ИНФИНИТИВ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жить «для общей пользы» завет выпускников


Тире ставится

6. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тридцать два года время существования

Лицея в Царском Селе.

7. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Время обучения лицеистов шесть лет.


Тире ставится

8.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

Образовать юношу в Лицее значит

дать ему обширные знания

и прекрасно воспитать его.


Наличие инфинитива,..

  • заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

ИНФИНИТИВ

грамматическое

значение

лексическое

значение

Он начал писать сочинение .


Составное глагольное Составное именное сказуемое сказуемое

  • Минск есть столица Республики Беларусь
  • Минск является столицей Республики Беларусь.
  • Осенняя погода была дождливой.
  • Задача сложна.
  • Дни стали короче.
  • Лето оказалось дождливым
  • Небо кажется хмурым.
  • глагол-связка + именная часть
  • (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие )
  • Я люблю читать исторические книги.
  • Я продолжаю учиться в гимназии.
  • Я хочу поступить в институт.
  • Я могу учиться только на отлично.
  • Я готов учиться
  • Мне нужно учиться
  • вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив

Основные вспомогательные глаголы и краткие прилагательные, предикативные наречия в роли вспомогательных глаголов

1.Начало, конец, продолжение действия

(фазисные

глаголы )

2.Возможность, необходимость действия (модальные глаголы)

3.Желательность

действий.

Глаголы со значением желания)

1)начать

2)мочь

4.Эмоциональная оценка действия.

Глаголы со значением процессов мысли, психических переживаний

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

бросить

приняться

остаться

4) любить

ненавидеть

уметь

научиться

успеть

потрудиться

Я начал учиться

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Предикативные наречия в

роли вспомогательных глаголов

Глагольно-именной

описательный

оборот

3)хотеть

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

спешить

терпеть

Рад Надо

должен нужно

обязан возможно

намерен необходимо

волен невозможно

властен нельзя

склонен легко

согласен трудно

горазд весело

готов грустно

достоин

желать

мечтать

пытаться

стараться

Мне нравится учиться

Я должен учиться

Мне нельзя не учиться

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

принять реше-

ние

Я не могу не учиться

Я имею желание учиться


Различай инфинитив

часть сказуемого дополнение обстоятельство цели

Действие того же действие другого при глаголах лица лица движения

по сравнению со вспомогательным глаголом


Инфинитив как часть составного глагольного сказуемого

  • Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
  • Юноша хотел разобраться в своих проблемах.

Действие того же лица


Инфинитив в роли подлежащего

  • Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.
  • Стихи выразительно читать – большое искусство.

Один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой неопределенной формой глагола


Инфинитив в роли дополнения

чему?

  • Леса учат человека понимать прекрасное.
  • Капитан приказал команде покинуть корабль.

Действие другого лица


Инфинитив в роли обстоятельства цели

с какой целью?

  • Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы.
  • На юг я приехал работать над книгой.
  • На юг я приехал для работы над книгой.

При глаголах движения

в некоторых случаях такой инфинитив

можно заменить существительным

с какой целью?


Инфинитив в роли определения

какое?

  • Не раз поднималось в её душе непреодолимое желание высказать все без утайки.
  • Путешественники еще сделали усилие пройти вперед.

какое?


Подводим итоги урока


Самоанализ

  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Было трудно…

Домашнее задание

  • Теория
  • Упражнение

Гилясова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Слайд 2

соб..рать

обв..нять

грус..ный

об..жаться

здра..ствуй

Ключевое слово урока

Слайд 3

собИрать

обвИнять

грусТный

обИжаться

здраВствуй

Ключевое слово урока

Слайд 4

И Н Ф И Н И Т И В

Ключевое слово урока

Слайд 5

Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

Тема урока

Слайд 6

Инфинитив

Синтаксическая роль

Главные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Основные термины и понятия

Слайд 7

2.Надо уважать старость.

Проверка домашнего задания

Слайд 8

Найди ошибку

3.Бегать по эскалатору запрещается.

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

1.Я быстро стал спускаться с холма.

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 9

Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

Проверь себя

3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 10

2.Надо уважать старость.

надо уважать - СГС

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

буду поступать - ПГС

6.У него появилось желание убежать отсюда.

убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8.Он поехал в санаторий подлечиться.

подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

9.В одиночестве способен жить не каждый.

способен жить - СГС

Проверка домашнего задания

Слайд 11

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Программа действия

Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

Слайд 12

Способы определения

синтаксической роли инфинитива

в предложении

с помощью схем-инструкций

Слайд 13

1.Инфинитив в роли подлежащего

Слайд 14

2.Инфинитив в роли сказуемого

Слайд 15

3.Инфинитив в роли дополнения

Слайд 16

4.Инфинитив в роли определения

Слайд 17

5.Инфинитив в роли обстоятельства

Слайд 18

Синтаксическое лото

Слайд 19

Синтаксическое лото

Я буду рисовать портрет

Я начал рисовать

портреты людей, и это

мне понравилось.

Желание рисовать

появилось у меня рано.

Я специально приехал

2.Пришло указание остановить все работы.

указание (какое?)остановить - определение

3.Ни о чём я спрашивать не буду.

(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

попросил (о чём?)остановить - дополнение

Проверьте ответы

Слайд 23

Домашнее задание

1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

Можно взять слова:

встретить

остановить

спрашивать

говоритьи др.

2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды