Виды речи по русскому языку. Виды речи

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об

Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.

Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.

Внешний – это устный и письменный способы общения.

В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.

Устная речь.

В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.

1. Диалог.

Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).

Особенности диалога:

  • Условная краткость, лаконичность реплик;
  • Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
  • Фразы имеют недоговоренный характер;
  • Активно применяется мимика, жестикуляция;
  • Обратная связь, обмен эмоциями;
  • Оценка ситуации «онлайн»;
  • Использование характерной бытовому стилю лексики;
  • Возможность непредвиденной концовки.

2. Монолог.

Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).

Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.

Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:

  • Связного изложения мыслей;
  • Логичного, доходчиво построения речи;
  • Соблюдения литературных норм и правил языка;
  • Учета индивидуальных особенностей аудитории;
  • Постоянного ;
  • Обдуманных мимики, жестикуляции.

Активное и пассивное восприятие устной формы речи.

Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.

Если слова собеседника находят отклик в нашем , мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.

Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.

Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, а также других факторов.

Письменная речь.

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент.

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь.

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Альтернативные виды речи: кинетическая.

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: - устной, - письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Устная и письменная формы речи

Как уже указывалось, современный русский литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична, письменная речь вторична. Для письменной речи существуют специальные графические знаки, передающие элементы звучащей речи. Любой литературный язык имеет обе формы, однако не все национальные языки имеют письменную форму, для некоторых из них устная форма остается единственной формой существования.

Письменная и устная формы речи различаются по ряду признаков.

1. По наличию адресата. Письменная речь адресована ко всем и к каждому в отдельности, иначе говоря, к отсутствующему, поскольку пишущий не видит конкретного читателя; устная речь предполагает наличие в момент реализации речи собеседника, слушателя.

2. По форме реализации. Письменная речь графически оформлена, она подчиняется нормам письменной речи (орфографическим, пунктуационным); устная речь звучащая, подчиняется интонационным нормам и нормам орфоэпии.

3. По характеру порождения. Письменная речь может совершенствоваться, редактироваться неоднократно; устная речь спонтанна, она формулируется в присутствии адресата, одномоментно, даже если предварительно тщательно обдумывается.

4. По отношению к адресату. Письменная речь создается при отсутствии адресата, который не может оказать на пишущего какого-либо влияния; устная речь реализуется при непосредственном присутствии адресата, который может оказывать на говорящего влияние, корректировать его, побуждая его менять форму или содержание речи.

5. По времени существования. Печатные (письменные) источники имеют практически неограниченный «срок хранения»; устная речь (даже если она сохранена в качественной записи) имеет тенденцию к порче и утрате.

Традиционно признается тесная взаимосвязь и тесное взаимодействие устной и письменной форм речи. В 80-е годы ХХ века состояние русского литературного языка характеризовалось тем, что ведущая роль оставалась за письменно-литературной разновидностью. Что касается ситуации начала ХХ1 века, то она существенно изменилась: наблюдается сильное влияние стихии устной речи на письменную речь. Это проявляется в широком употреблении элементов устной речи в книжно-письменных источниках (особенно в прессе и в художественной литературе), например разговорной, просторечной и других пластов сниженной лексики.

Несмотря на то, что в устной речи «куются все изменения языка» (Л.В.Щерба), приоритет письменной основы русского литературного языка сохраняется, поскольку при конкуренции форм больше шансов на выживание имеет форма, которая поддерживается письмом, литературно-книжной традицией.

Форма речи (устная или письменная) влияет на отбор языкового материала (грамматического, лексического). В зависимости от того, из какого языкового материала (слов, грамматических конструкций) строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Книжная и разговорная речь существует в устной и письменной формах.

Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения, а разговорная речь используется в полуофициальной обстановке, а также в обиходно-бытовой сфере общения.

Книжная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение норм в книжной речи считается недопустимым и оценивается как ошибка. Следование литературной норме проявляется на разных языковых уровнях. Наиболее заметны различия между книжной и разговорной речью проявляются на уровне лексики.

Основной состав книжной речи - нейтральная лексика. Она встречается в любом виде речи: и в устной беседе, и в учебниках, и в научных статьях, и в разных жанрах художественной литературы и газеты. В словарях такие слова не снабжены пометами: человек, стол, часы, город, страна, телевизор, лекция, театр, работать, ходить, ездить и др. Нейтральная лексика представлена всеми грамматическими категориями слов (частей речи). Нейтральная лексика является основой словарного состава языка и фоном, на котором выделяются слова «письменной речи» и слова «устной речи».

К лексике книжной речи относят слова, употребляющиеся в письменных разновидностях литературного языка: в научных статьях, учебниках, деловых бумагах, в официальных документах и не употребляющиеся в непринужденных беседах, в повседневной речи.

Лексика письменной речи представлена 3-мя группами слов:

1)лексика книжная, 2) лексика высокая, 3) лексика официальная.

Книжные слова придают речи общее «книжное» звучание. Наиболее резко выражена «книжность» у заимствованных слов, обозначающих абстрактные понятия: индифферентный, конфиденциальный, конъюнктура, альтернатива и др. Книжное звучание имеют слова из старославянского языка: весьма, поистине, в течение, в продолжение, вследствие того что, поскольку – постольку, а также существительные с суффиксами –ани(е), -ени(е): собирание, возникновение, проникновение, исчезновение и др.

Высокая лексика имеет оттенок приподнятости, нередко торжественности: избранник, творец, кончина, свершение, отчизна, сподвижник, державный, незабвенный, претворить, предначертать, воздвигнуть и др. Она используется, когда речь идет о значительных событиях.

Официальная лексика используется в документах: начисление, надлежит, местопребывание, соискание (позиции, должности) и др.

Книжная лексика употребляется во всех письменных разновидностях речи: в учебниках, в публицистике, в научных статьях, в газетных материалах и др. Использовать книжные слова необходимо умеренно и только в тех случаях, когда невозможна замена его более простыми нейтральными словами. Злоупотребление книжной лексикой может придавать письменному тексту сухой или неестественный характер.

К лексике устной речи относятся слова, характерные прежде всего для непринужденного разговора. Однако основу словаря непринужденной беседы составляет также нейтральная лексика.

Среди слов устной речи выделяют разговорную лексику и просторечную лексику. Разговорная лексика подразделяется на литературно-разговорную и разговорно-бытовую. К литературно-разговорным относят такие слова, которые имеют по сравнению с нейтральными, с одной стороны, и книжными, с другой, некоторый оттенок сниженности, но в целом они допустимы во всех формах речи. Например, слова заочник, вечерник, забрать, справлять новоселье и др.

Разговорно-бытовые слова используются в обиходном общении. Они не нарушают общепринятых языковых форм, однако их употребление, например, в официально-деловом и научном стилях было бы неуместным. Нередко они обладают дополнительной окраской: неодобрительное, шутливо-фамильярное (например, баловень, анонимщик, баламут и др.). Сюда же относятся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами субъективной оценки, например: огурчик, морковочка, сапожище, легонький, лгунишка )

От собственно разговорной лексики отличаются просторечные слова, которые по своей экспрессивно-стилистической окраске еще более снижены. Некоторые из них находятся в пределах литературного употребления и сближаются со словами разговорными (например, балагур, чмокать ), другие имеют ярко выраженный отрицательный смысл и стоят вне границ литературного употребления, например: облапошить, балбес, бузотер и др. Сюда же относятся вульгарная и бранная лексика. Сравните: нейтр. рука , разг. ручка, прост. лапа; нейтр .пропустить, разг. проморгать , прост. проворонить; нейтр. сообразительный, разг. сметливый, прост. башковитый.

Характеризуя современную языковую ситуацию, лингвисты отмечают активизацию использования элементов просторечия в необычных, ранее не свойственных ему сферах коммуникации – в средствах массовой информации, в официальной речи, в публицистике, в авторском повествовании художественных текстов. Современное просторечие – «это(и в первую очередь) особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками» (В.В.Химик). В просторечии сложно взаимодействуют нелитературная речь малообразованных городских жителей, областные говоры, отчасти разговорная форма литературного языка, профессиональная речь. Что касается синтаксиса, то просторечие не может быть четко отграничено от разговорной формы литературного языка. Безусловно, просторечными являются те языковые средства, которые или окрашены экспрессией подчеркнутой грубости, или явно противоречат литературной норме, воспринимаются как безусловно неправильные (В.В.Химик. Современное русское просторечие как динамическая система, СПб,1998). Интересно, что исследователи выделяют 2 разновидности просторечия: «старую» и «молодую». Носителем первой являются горожане старшего возраста, не имеющие образования, носителем второй – горожане среднего и молодого возраста, имеющие незаконченное среднее образование и не владеющие нормами литературного языка, их речь содержит много жаргонизмов. В настоящее время обе разновидности называют «городским просторечием».

Различия устной и письменной речи проявляют себя не только на уровне лексики, но и в грамматике. Например, различия на уровне синтаксиса проявляются в использовании разных синтаксических конструкций: в письменной речи широко используются причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения со сложными союзами, имеющими книжный оттенок (оттого что, поскольку, ибо, если…, то; не только…, но и; в то время как, не только, но и ), конструкции с «книжными» предлогами (вследствие, в результате, по причине ). В то же время в устной речи указанные выше конструкции либо не используются совсем (например, причастные и деепричастные обороты), либо используются в ограниченном количестве, либо заменяются другими структурами (например, придаточными предложениями).

Обобщая сказанное, отметим, что при реализации каждой из форм речи в зависимости от того, какой языковой материал используется, можно получить многообразие вариантов. Так, например, если ученый пишет статью для научного журнала, он использует книжную речь в письменной форме. Выступая на конференции, ученый пользуется книжной речью в устной форме. Рассказывая коллеге в письме о конференции, ученый использует письменную форму разговорной речи, а дома, в кругу семьи, прибегает к устной форме разговорной речи.

При этом не следует забывать, что книжно-письменная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение которых недопустимо. Устная же речь не столь строга в соблюдении норм.

Существуют различные виды речи:
1) речь жестов и звуковая речь;
2) письменная и устная речь;
3) внешняя и внутренняя речь.

Современная речь является по преимуществу звуковой речью. Однако в настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является как бы дополнением к основному тексту речи.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека. Внешняя речь может быть письменной и устной.

Письменная и устная речь тоже тесным образом связаны между собой, но выполняют разные функции. Устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, а письменная речь – как деловая, научная, предназначенная не для присутствующего рядом собеседника.

Устная речь более выразительная, т.к. используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Ее специфика в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Она обычно требует предварительной подготовки. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Существенная черта монологической речи — логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Монологическая речь всегда рассчитана на определенную аудиторию. Она становится понятнее и убедительнее благодаря интонационным средствам: паузы, замедление или ускорение темпа речи, ударения, выделения голосом отдельных слов или фраз, вопросы к аудитории и др.

Диалогическая (или разговорная) речь происходит между 2-мя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют выразительные средства, такие как: интонация, с которой произносится то или иное высказывание; мимика и пантомимика говорящего. Они делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них. Кроме того диалогическая речь очень экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того чтобы диалог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно говорить, но и уметь слушать партнера.

Поэтому недостаток диалогической речи состоит в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли.

Устная речь может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью-беседой, с другой — речью, ораторским вы­ступлением, докладом, лекцией. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т. д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Письменная речь реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия. Она может быть адресована конкретному человеку или всем людям. Чтобы содержание письменной речи было правильно воспринято, необходимо уметь в развернутой форме описывать его.

Письменная речь оказывает огромное влияние как на жизнь всего общества, так и на отдельного человека. Она дает возмож­ность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усвоить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования его духовного мира. Письменная речь излагается, как правило, в форме определенно­го текста. Для правильного восприятия и понимания текста имеет боль­шое значение его структура и характеристика.

С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает следующими особенностями:

1) в ней используется графический код (письменность);
2) в ней большой значение имеет лексика (выбор сочетания слов), грамматика и знаки препинания.

Письменная речь даёт возможность развить интел­лектуальные способности, стать образованным и духовно богатым человеком, познать природу и общество, быть в курсе всех собы­тий, происходящих в мире.

Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности. Она социальна по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь — это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Внутренняя речь может быть внутренней беседой. Случается, особенно при на­пряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определен­ным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргумен­тации, и тогда она обращена к какой-то аудитории.

Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоцио­нально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно.

На основе внутренней речи осуществляется интеллекту­альная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравствен­ные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стрем­ления, сомнения и верования.

Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправ­дывает самого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить дальше, чему верить, каким следовать идеа­лам и какие цели ставить. Используя внутреннюю речь, человек осуществляет самовнушение, аутогенную тренировку. Под влиянием самовнушения человек может проявить такую силу духа, что казалось бы это превосходит все возможности и ресурсы человеческой психики.

Помимо внутренней и внешней речи есть еще эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Она проявляется и у взрослых, и у детей. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух. Также эгоцентрическая речь широко применяется при подготовке к устному выступлению с целью предварительного проговаривания (репетиции) его содержания, при закреплении усвоенной информации.

От внутренней речи можно перейти к внешней. Для этого надо изменить структуру высказывания и найти новые формы выра­жения ее содержания. Т.е. надо перейти от сжатого и свер­нутого во внутренней речи высказывания к развернутому, пове­ствовательному высказыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается. Известно, например, какие муки испы­тывает человек, пытаясь найти наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, знаний, чувств и других психических состояний.

Ирина Базан

Литература: Р.С. Немов «Психология», кн.1 С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» П.А. Сорокун «Общая психология»