Кафедра медицинской информатики и статистики. Кафедра медицинских информационных систем

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ

Кудрина Валентина Григорьевна


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент

Гончарова Ольга Валентиновна

125445, г. Москва, ул. Беломорская, д. 19/38

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
КУДРИНА Валентина Григорьевна доктор медицинских наук профессор,
Заслуженный врач РФ
заведующий кафедрой
В 1973 году закончиласанитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1996 году присвоено ученое звание профессор поспециальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения».
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1993 году докторскую.

На кафедре с 1997 года, ведет разделы организации здравоохранения, управления качеством медицинской помощи, менеджмента в здравоохранении, информационных технологий в здравоохранении.

Кудрина Валентина Григорьевна, родилась в г. Москве. Закончила I ММИ им. И.М. Сеченова. С 80-х годов научная деятельность связана с проблемой информатизации здравоохранения. Это направление В.Г.Кудрина развивала в НПО «Медсоцэкономинформ» МЗ РФ (1990-1997), работая ученым секретарем, затем заместителем директора НПО и руководителем компьютерно-аналитического центра научных медицинских исследований. Разработке ИТ и экспертных процедур посвящена докторская диссертация «Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой»(1993). С 1997 г. работает в РМАПО (ныне РМАНПО) , заведует кафедрой медицинской статистики и информатики, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ (с 1996 года), академик Международной академии информатизации, член "Российского общества по организации здравоохранения и общественному здоровью".

Входит в состав экспертного совета МЗ РФ по использованию ИТ в сфере здравоохранения, в состав УМК по общественному здоровью и здравоохранению УМО вузов России, в диссертационный совет по общественному здоровью и здравоохранению при ЦНИИОИЗ МЗ РФ, в экспертную группу по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» Центральной аттестационной комиссии МЗ РФ. Член редколлегии журналов «Общественное здоровье издравоохранение», «Медицинский вестник МВД».

В числе публикаций:
- Кудрина, В.Г. Методологические и технологические основы информатизации профессионального последипломного медицинского образования / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, С.С.Сошников // Глава 16 в монографии «Стратегия информатизации медицины». – М.: Момент. – 2012. – С.369-385.

Кудрина, В.Г. Эффективность обучения медицинских работников информационным технологиям / В.Г.Кудрина, Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. / М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. – 248с.

Кудрина, В.Г. Современный уровень инновационного развития последипломного медицинского образования и его перспективы / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, Д.О.Сапралиева // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2014. - №3. – С. 50-54.

Сапралиева Д.О. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона: монография / Д.О.Сапралиева, В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева/ М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2015. – 216 с.

Кудрина, В.Г. Теория и практика индикативного планирования в здравоохранении / В.Г.Кудрина, Д.О.Сапралиева // Здравоохранение Российской Федерации. – 2016. – Том 60 (2). – С. 60-65.

Кудрина, В.Г. Проектный подход в решении актуальных задач здравоохранения / В.Г.Кудрина, С.Г.Комаров, О.В.Гончарова // Проблемы городского здравоохранения. – Выпуск 21: Сборник научных трудов / Под ред. з.д.н. РФ, д.м.н., проф. Н.И.Вишнякова. – СПб, 2016. – С. 53-57.

Кудрина, В.Г. Современные аспекты организации медицинской помощи в Российской Федерации / В.Г.Кудрина // Медицинский вестник МВД. Научно-практический журнал. – М., 2017. – Том LXXXIX. - №4. – С. 2-5.

Кудрина, В.Г. Информационные ориентиры для развития системы целевой подготовки медицинских работников / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, С.Г.Комаров, П.С.Экажева // Врач и информационные технологии. Научно-практический журнал. – М., 2017. - № 3. – С. 121-127.

Кудрина, В.Г. Теоретические и практические вопросы медицинской статистики в реформировании системы здравоохранения / В.Г.Кудрина, А.В.Погонин, С.Г.Комаров, О.В.Гончарова // Психическое здоровье. – 2017. - №9. – С. 11-17.

ГОНЧАРОВА Ольга Валентиновна кандидат медицинских наук доцент доцент

Заведующий учебной частью.

В 1994 году окончила санитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию.
ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Автор более 50 публикаций.
На кафедре с 2001 года, ведет разделы экспертизы качества медицинской помощи, стандартизации и кодирования в здравоохранении, МКБ-10, анализа деятельности ЛПУ.

ХАЛЯСТОВ Игорь Николаевич доктор медицинских наук профессор
В 1985 году окончил лечебно-профилактический факультет Куйбышевского медицинского института им. Д.И. Ульянова.
В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2009 году докторскую.
Автор более 50 публикаций.
Преподает на кафедре с 2012 года, ведет разделы организации клинико-экспертной работы, менеджмента качества медицинской помощи.
ШАМШУРИНА Нина Григорьевна доктор экономических наук профессор профессор
В 1982 году окончила Московский финансовый институт.
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 году докторскую.
В 2015 году прошла Программу профессиональнойпереподготовки «Преподаватель высшей школы» (288 час) в ГБОУ ВПО «Первый МГМУимени И.М. Сеченова»
Автор более 130 публикаций.
На кафедре с 2011 года, ведет разделы экономики здравоохранения, статистической оценки экономических решений, экономической статистики в здравоохранении.
БЕРСЕНЕВА Евгения Александровна доктор медицинских наук доцент профессор
В 1997 году окончила Российский Государственный Медицинский Университет.
В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2006 году – докторскую.
Автор более 160 публикаций. Имеет 15 свидетельств Роспатента.
На кафедре с 2014 года, ведет разделы информационных технологий в здравоохранении, медицинской и биологической статистики, защиты информации в медицинских организациях.
КАРИМОВА Дания Юсуфовна доктор медицинских наук
профессор,
Заслуженный врач РФ
профессор
В 1970 году окончила педиатрический факультет Казанского государственного института им. С.В. Курашова.
В 2007 году окончила московский институт юриспруденции.
В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году докторскую.
Автор более 100 публикаций.
На кафедре с 2003 года, ведет разделы правовых аспектов управления здравоохранением, аналитического анализа правовых решений.
АНДРЕЕВА Татьяна Вадимовна кандидат педагогических наук доцент доцент

В 1995 году закончила Московский государственный университет культуры по специальности «информационные системы в социально-культурной сфере».
Прошла курс повышения квалификации для преподавателей высших учебных заведений в объеме 588 часов по специальности: «Педагогика и психология высшей школы. Методика преподавания технологии автоматизированной обработки данных» и учебу в аспирантуре на кафедре педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики».
Автор более 60 публикаций. Прошла сертификацию по программным продуктам.

Преподает на кафедре с 2001 года, ведет разделы практической реализации информационных технологий, информационно-компьютерной подготовки специалистов здравоохранения.

Куратор циклов повышения квалификации «Вопросы компьютеризации в учреждениях здравоохранения» и «Планирование и статистический анализ результатов НИР» .

ЛИПАТОВА Елена Львовна кандидат медицинских наук доцент доцент
В 1979 году окончила санитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию.
ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Автор более 50 публикаций.
На кафедре с 1989 года, ведет разделы демографии, анализа здоровья населения, медицинского страхования, планирования и статистического анализа результатов НИР, экспертных оценок в здравоохранении, менеджмента в здравоохранении.
САВОСТИНА Елена Анатольевна доктор медицинских наук доцент
В 1980 году окончила лечебный факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2006 году докторскую.
Преподает на кафедре с 2006 года, тематика – работа с персональными данными, разработка и внедрение региональных информационных программ и медицинских информационных систем.
ЩЕЛЫКАЛИНА Светлана Павловна
кандидат медицинских наук доцент

В 2009 году с отличием закончила ГОУ ВПО Российский Государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова Росздрава по специальности «Медицинская кибернетика».

В 2012 году окончила аспирантуру по специальности 03.01.09- «Математическая биология и биоинформатика» ГБОУ ВПО «Российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 03.01.09- математическая биология и биоинформатика. В 2013г. прошла эксклюзивный курс по STATISTICA Automated Neural Networks. В 2014 г. прошла повышение квалификации по программе «Инженерия знаний и визуально-аналитическое мышление» на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». В 2016 г. прошла обучение на базе ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет" по «Актуальным проблемам коммерциализации результатов научной деятельности». На кафедре с 2015 года, ведет семинары по обработке и статистическому анализу результатов медицинских и медико-биологических исследований, методам статистического анализа в оценке деятельности медицинских организаций.

ЗАЙЧЕНКО Наталия Михайловна старший преподаватель
Окончила Московский экономико-статистический институт.
Преподает на кафедре с 2000 года, ведет разделы анализа деятельности ЛПУ, правил ведения статистической документации, учета и отчетности в ЛПУ.
КОМАРОВ Сергей Георгиевич
кандидат медицинских наук Доцент кафедры

В 2002 году закончил Медицинский государственный медико-стоматологический университет по специальности «Лечебное дело».

В 2009 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Преподает на кафедре с 2017 года, ведет разделы по анализу деятельности лечебно-профилактических учреждений, медицинской статистике и мероприятиям по внедрению Московского стандарта поликлиники.

Кафедра медицинской статистики и информатики организована в 1945 году как кафедра санитарной статистики. До 1949 года ее возглавлял известный ученый – профессор А.М. Мерков. В то время кафедра проводила специализацию врачей, работающих во вновь организуемых кабинетах медицинской статистики лечебно-профилактических учреждений. Это был период становления санитарно-статистической службы страны, реформы статистического учета и отчетности. Кафедра провела первый в стране цикл врачей – руководителей санитарной статистики республик и областей.

В 1949 году кафедра была объединена с кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения. На кафедре читался курс по медицинской статистике, которым руководила профессор И.С. Случанко.

В связи с созданием факультета международного здравоохранения и реорганизацией кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения приказом по ЦОЛИУв от 01.02.1973 г. создана кафедра медицинской статистики и демографии, заведующим которой назначается профессор, впоследствии член-корр. РАН Е.Н. Шиган. Под его руководством в 1978 г. кафедра получила название кафедра медицинской статистики и кибернетики. С 1996 г. по 1998 г. кафедрой руководил профессор В.П Невзоров.

С 1998 г. и по настоящее время руководит кафедрой, которая была переименована в кафедру медицинской статистики и информатики, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ В.Г.Кудрина.

Долгое время на кафедре работали: д.м.н. профессор И.С. Случанко, к.м.н. доцент С.В. Иванов, к.м.н. доцент В.П. Стоногина, к.м.н. доцент Э.Г. Федорова.

В настоящее время на кафедре работают 4 профессора и 5 доцентов, которые постоянно повышают свою квалификацию в области организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики, правовых и экономических аспектов.

Кафедра систематически оказывает помощь практическим органам здравоохранения в анализе и оценке деятельности его служб. На протяжении многих лет кафедра курировала международные курсы ВОЗ, а также международные циклы по управлению и информатизации, являясь сотрудничающим центром ВОЗ по системному анализу, статистике, моделированию и прогнозированию в здравоохранении.

Сотрудники кафедры являются постоянными участниками всероссийских и региональных форумов по медицинской статистике, информатике, тренингов по инновационным формам обучения, участвуют в разработке нормативных документов, экспертной работе, в частности, в подготовке отзывов на учебные программы послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Обучение на кафедре организовано в виде лекций, семинаров, учебных конференций, практических занятий, тренингов, мастер-классов, в том числе на базах ЛПУ. На кафедре создан компьютерный класс, в котором ведется курс по компьютерной подготовке работников системы здравоохранения, а также совершенствуются профессиональные навыки пользователей информационных систем отрасли. Учебный план кафедры постоянно совершенствуется в зависимости от запросов практического здравоохранения и медицинской науки.

Основное направление работы кафедры – высшее образование и дополнительное образование организаторов здравоохранения, сотрудников МИАЦ и бюро медицинской статистики, тематическое усовершенствование по вопросам клинико-экспертной деятельности, анализ деятельности медицинских организаций. В особую группу выделяется обучение преподавателей и научных сотрудников медицинской статистике и работе в современной информационной среде.
Ежегодно на кафедре обучается около 250 специалистов из организаций федерального уровня, а также из регионов, служб и ведомств, отдельных медицинских организаций России. За годы работы кафедры сложился и постоянно расширяется круг слушателей, приезжающих на учебу по 4-5 раз, чтобы подтвердить сертификат специалиста или пройти обучение на вновь открытых циклах повышения квалификации.

На кафедре проводятся циклы:

профессиональная переподготовка врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (576 часов)

профессиональная переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием по специальности «Медицинская статистика» (288 часов)

повышение квалификации врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (144 часа), повышение квалификации «Анализ деятельности и оценка качества медицинской помощи в ЛПУ» (144 часа),

повышение квалификации медицинских работников со средним медицинским образованием «Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации» (144 часа),

ПК «Международная классификация болезней – 10» (72 часа),

ПК «Вопросы компьютеризации в учреждениях здравоохранения» (72 часа),

«Организационно-методические мероприятия в учреждениях здравоохранения по снижению заболеваемости и смертности населения» (72 часа),

«Правила оформления «Медицинского свидетельства о смерти», выбор и кодировка первоначальных причин смерти в соответствии с МКБ-10» (72 часа).

В связи с лицензированием медицинских организаций различных форм собственности, организационно-правовой и ведомственной принадлежности на кафедре разработаны, утверждены и внедрены циклы повышения квалификации: «Экспертиза временной нетрудоспособности и экспертизы качества медицинской помощи» (144 часа)

В рамках образовательной программы подготовки научных сотрудников и преподавателей ВУЗов, ежегодно проводится обучение по теме «Планирование и статистический анализ результатов НИР» (144 часа).

Форма проведения циклов: очная, очно-дистанционная и выездная.

Для овладения практическими организационными навыками в рамках учебных циклов на кафедре разработаны симуляционные задания по разделу «Медицинская статистика. Информационно-коммуникационные технологии в здравоохранении», которые формируют базовые компетенции специалистов организационного профиля.

Программа обучения может быть адаптирована к особенностям профессиональной деятельности слушателей за счет изменения времени освоения соответствующих модулей и разработки программ повышения квалификации «под заказ» практического здравоохранения с включением дистанционных блоков обучения.

Слушатели, освоившие программу повышения квалификации и успешно прошедшие итоговую аттестацию или государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца о дополнительном профессиональном образовании в зависимости от количества учебных часов – диплом о прохождении профессиональной переподготовки, сертификат специалиста и/или удостоверение о повышении квалификации.

Основные направления научной работы на кафедре:

Научное обоснование инновационных подходов к информатизации для непрерывного профессионального медицинского образования.

Научное обоснование информационного вектора высшего и дополнительного профессионального медицинского образования.

Разработка и внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Разработка и внедрение нового поколения «активированного» учебного и тестового материала для углубленной подготовки врачей-статистиков и средних медицинских статистиков.

Разработка прикладных учебных курсов для компьютерной подготовки врачей и среднего медперсонала.

Разработка бумажных и электронных учебных материалов с возможностью оперативной актуализации контента и интерактивного использования.

Научная тема, разрабатываемая на кафедре – «Оценка эффективности обучения медицинских работников информационным технологиям» входит в отраслевую научно-исследовательскую программу «Последипломное образование медицинских кадров», № государственной регистрации 01200216501.

Результаты научных исследований и образовательных новаций:

представлены на Международных, Национальных, Всероссийских и региональных форумах в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Н.Новгород, Уфа, Улан-Уде, Тольятти;

отражены в монографиях «Совершенствование информационной базы профессиональной деятельности врача-специалиста» (В.Г.Кудрина с соавт., Москва-Тольятти, 2002, 352с.); «Фундаментальные основы клинической эпидемиологии» (В.Г.Кудрина с соавт., Москва-Саратов, 2004, 413с.); «Офтальмологическая служба в условиях реформирования здравоохранения» (Под научной редакцией академика РАН, профессора Л.К.Мошетовой. Тюмень, 2005, 256 с.);

опубликованы более чем в 110 печатных работах, отражены в 7 учебно-методических пособиях, ведущих журналах «Проблемы стандартизации в здравоохранении» (2000, №1; 2003 №5), «Экология человека» (2000, №4; 2001, №2), «Российские медицинские вести» (2001, №1), «Информационные технологии в здравоохранении» (2001, №6-7), «Главный врач» (2003, №4), «Проблемы управления здравоохранением» (2004, №6; 2007, №5), «Омский научный вестник» (2004, Вып. 28), «Врач и информационные технологии» (2007, №4; 2008 №5; 2011 №6; 2017 №3), «Медицинский вестник МВД» (2014, №3; 2017, №4,5,6), «Менеджер здравоохранения» (2012 №1), «Кубанский научный вестник» (2008, №1-2), «Общественное здоровье и здравоохранение» (2014, №3), «Здравоохранение Российской Федерации» (2016, Том 60 (2), «Психическое здоровье» (2017, №5, 9).

Результаты научной деятельности кафедры учтены в материалах по модернизации отрасли здравоохранения, а также ведомственных служб железнодорожного транспорта, МВД РФ и газовой отрасли.

Наибольшая активность кафедры отмечена в мероприятиях по проблемам развития информационного вектора в здравоохранении и в последипломном профессиональном медицинском образовании:

Российские научные форумы «МедКомТех» (2003, 2004).

Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в системе модернизации здравоохранения» (2005).

Международные конференции «Информационные технологии и общество» (2006, 2007, 2009, 2010).

Международный форум «Информационные технологии в управлении» (Н.Новгород, 2008).

Ежегодных международных конгрессах и выставках «Информационные технологии в медицине» (2008-2017)

Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование» (2012-2017) и др.

Оформлены в свидетельствах РосПатента об официальной регистрации программ для ЭВМ (2001, 2003, 2005).

В свидетельстве РосПатента № 2003620232 от 20 октября 2003 г. зарегистрировано авторское право на «Базу данных тестовых заданий для контроля знаний работников здравоохранения в системе последипломного образования» (Авт.: Л.К.Мошетова, В.Г.Кудрина и др.).

Проблемам разработки информационных технологий и экспертных процедур, развитию медицинской статистики, посвящена защищенная В.Г. Кудриной в 1993 г. докторская диссертация на тему «Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой». Ею обоснован научно-технологический подход при создании информационных технологий в здравоохранении, который она успешно внедрила в том числе в диссертационных работах своих учеников – защитившихся 5 докторах и 29 кандидатов медицинских наук практически во всех сферах деятельности – управленческой, медицинской помощи, науки, образования.

Исследования проведены в рамках подготовки за период 2000-2013 гг. докторских (Н.А.Коновалова, 2000; А.С.Шкода, 2005; Т.Ю.Грачева, 2006; С.В.Зубов, 2006; К.И.Попандопуло, 2008) и кандидатских диссертаций, среди которых очные и заочные аспиранты кафедры Б.С.Будаев, 2001; Н.Н.Иващенко, 2004; Т.Л.Макарова, 2010; Н.Г.Дзеранова, 2013; Д.О.Сапралиева, 2014; В.А.Поздняков, 2015.

Обучение на кафедре проводится по модульному принципу на основе учебно-методического комплекса, включающего программы для высшего и дополнительного образования врачей по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье», предварительный, текущий, промежуточный контроль знаний, итоговую аттестацию или итоговую государственную аттестацию в форме зачета/экзамена и/или защиты выпускной квалификационной работы.

Программы разработаны в соответствии с новыми правовыми и нормативными документами: ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минздрава РФ №66н от 03.08.2012 «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», Приказом Минобрнауки РФ №499 от 01.07.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Приказами Минтруда РФ №293н от 21.03.2017 №293 «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», №768н от 07.11.2017 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранении и общественного здоровья», а также в соответствии с пакетом документов, регламентирующих высшее образование.

В настоящее время в учебном процессе используются:

Учебно-методическое пособие «Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 43 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Учебно-методическое пособие «Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова. – М., 2017. – 50 с.

Учебно-методическое пособие «Экспертные оценки в здравоохранении» / Авт.: В.Г. Кудрина, Е.Л. Липатова, О.В. Гончарова. – М., 2010. – 38 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Учебно-методическое пособие «Применение международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) в практической работе лечебно-профилактических учреждений» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 51 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Контрольно-измерительные материалы по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» для текущего и промежуточного контроля дополнены «Тестовыми заданиями по медицинской статистике и информатике» / Авт.: В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 280 с.

Все учебно-методические материалы актуализируются и используются в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В качестве дистанционных технологий используются интернет-ресурсы «Источники данных международной и национальной медико-социальной статистики и научных публикаций в удаленных базах данных» / Составители и модераторы по web-семинару В.Г. Кудрина и С.С. Сошников.
Учебно-методические материалы, сопровождающие учебный процесс на кафедре, обновляются в зависимости от учебной программы и запросов слушателей.

  1. Материалы сайта Минздрава России (режим доступа)- http://www:rosminzdrav.ru.
  2. Бондарева И.Б., Сергиенко В.И. Математическая статистика в клинических исследованиях: практическое руководство. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 304 с.
  3. Вайсман Д.Ш. Использование международной классификации болезней в практике врача: монография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 152 с.
  4. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. - М., «Медиасфера», 2008. - 460с.
  5. Гагаринов А.В. Правовые основы здравоохранения: Учебник для ВУЗов. - М: Академия, 2006. – 192 с.
  6. Гланц С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459с.
  7. Информатика и медицинская статистика / Под ред. Г.Н.Царик. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 304 с.

  8. Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 256 c.
  9. Авива Петри, Кэролайн Сэбин. Наглядная медицинская статистика: Пер. с англ. под ред. В.П.Леонова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 168 с.
  10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2010. – 512 с.
  11. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288 с.
  12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). – ВОЗ, Женева. – Т.1. – Часть 1. – 698 с.: Т.1. – Часть 2. – 633 с.: Т2. – 179 с.: Т.3. – 923 с.
  13. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство под редакцией В.И.Стародубова, О.И.Щепина и др. - М: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. - 624 с.
  14. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник /Авт.: О.П.Щепин, В.А.Медик. - М: «ГЭОТАР-Медиа», 2011г. - 592 с.
  15. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранении: Учебник. - М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 544 с.
  16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №294 «Государственная программа «Развитие здравоохранения»».
  17. Приказ Минздрава РФ от 03.03.2016г. №136 «Об организации работ по независимой оценке качества услуг медицинскими организациями.
  18. Приказ Минздрава РФ от 10.05.2017г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
  19. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012г. №2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»».

Кафедра создана в 2013 году на базе Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева министерства здравоохранения Российской Федерации.

Заведующий: д.м.н., проф. А.И. Карачунский, заместитель директора по международной и инновационной деятельности ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева.
Базовая кафедра обеспечивает учебный процесс в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева - крупнейший в Европе центр по лечению и исследованию онкологических заболеваний детей и подростков. Это уникальное медицинское учреждение, где слились опыт и инновации. ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева активно сотрудничает с региональными и федеральными центрами. Под руководством ведущих специалистов ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева ведётся разработка и внедрение эффективных протоколов терапии заболеваний крови, злокачественных новообразований, патологий иммунной системы и других тяжелых заболеваний детского возраста. Непрерывно совершенствуются и развиваются различные научные направления, которые значительно улучшают выживаемость детей с крайне тяжелыми заболеваниями.

Для повышения эффективности лечения и организации научных исследований в ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева активно разрабатываются и внедряются современные информационных системы и технологии. При проведении научных исследований привлекаются специалисты в области математического моделирования, анализа данных, создания и применения медицинских информационных систем.

Контакты

Адрес ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева: Москва, ул.Саморы Машела, д.1. Телефоны:
(+7 495) 287-65-70 доб. 5588 - заведующий кафедрой,
(+7 495) 287-65-70 доб. 6988 - заместитель заведующего.
Адрес в интернете: www.fnkc.ru .

Образовательная деятельность

Кафедра предлагает обучение студентов в бакалавриате (профили) и магистратуре (магистерские программы).

Направление подготовки бакалавров 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в здравоохранении» (факультет Информационные технологии)

Базовая подготовка в области математики, информатики, технологий разработки и внедрения информационных систем. Профиль позволяет изучить основы медицинской информатики с акцентом на оптимизацию процессов в здравоохранении и предоставление высокотехнологичной медицинской помощи. Особое внимание будет уделено особенностям разработки медицинских информационных систем, контексту их внедрения и использования: нормативная база в области здравоохранения, требования информационной безопасности, условия современных клинических центров, новейшие технологии интеграции медицинских систем.

Направление подготовки бакалавров 010400.62 «Прикладная математика и информатика», профиль «Математические методы в здравоохранении» (факультет Кибернетика)

Углублённая подготовка в области математики, включая методы математического моделирования и анализа данных.

Базовая подготовка в области информатики, технологий разработки и внедрения информационных систем. Углублённая подготовка в области математики, включая математическое моделирование, доп. главы статистики, анализ данных. Профиль позволяет изучить основы медицинской информатики с акцентом на клиническую информатику и проведение клинических исследований различного вида. Особое внимание будет уделено доказательной медицине, накапливаемым в области здравоохранения данным, требованиям к анализу данных клинических исследований и используемому при этом математическому аппарату.

Магистерская программа «Медицинские информационные системы» по направлению 230400.68 «Информационные системы и технологии» (факультет Информационных технологий)

Подготовка высоко востребованных специалистов по оптимизации и автоматизации процессов в здравоохранении. Используя передовой международный опыт, профессионалы-клиницисты и их коллеги в области медицинских информационных систем прочитают необходимые дисциплины по современным технологиям информационной поддержки деятельности учреждений здравоохранения (nursing informatics nursing informatics и смежных областей.

Магистерская программа «Поддержка и анализ результатов клинических исследований» по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (факультет Кибернетики)

Подготовка высоко востребованных специалистов по информационной поддержке клинических исследований любого уровня. Используя опыт проведения мультицентровых клинических исследований в области детской онкологии, клиницисты-исследователи из ФНКЦ и их зарубежные партнёры прочитают необходимые дисциплины по доказательной медицине, медицинской статистике, планированию, проведению и анализу результатов клинических исследований, современным технологиям информационной поддержки клинической деятельности (clinical informatics ). На базе ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева и других центров-партнёров пройдёт научно-исследовательская практика и подготовка магистерской диссертации по открытым проблемам clinical informatics и смежных областей.

Научная деятельность

На кафедре ведутся исследования, связанные с профилем деятельности ФНКЦ ДГОИ. Основной акцент делается на методологии и методах доказательной медицины, проведении международных мультицентровых клинических исследований, медицинской статистике, новых методах диагностики, трансплантации костного мозга, трансляционной медицине. При этом используются современные математические модели и методы, реализованные в крупных программных комплексах. Собственный парк диагностического оборудования и центр обработки данных ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева позволяет решать задачи любого класса сложности в области онкологии и иммунологии.

Партнёры

Партнёрами кафедры являются ведущие:

  • российские и зарубежные ИТ-компании, работающие над создание комплексной информационной системой ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева: IBM, IBS, 1C, Bell Integrator, Системы связи и телемеханики, Корус консалтинг ИТ и др.;
  • российские онкологические и реабилитационные центры;
  • европейские клинические центры: Charite (Германия), Медицинский Университет Берлина и др.

Преподавательский состав

Занятия на кафедре ведут специалисты ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева в клинической и научно-исследовательской деятельности (д.м.н., проф. А.И. Карачунский, д.м.н. А.Ф. Карелин, д.м.н., проф. М.А. Масчан), специалисты в области информационных технологий (к.т.н., доц. А.А. Незнанов, А.В. Павлюк, И.В. Ашенбреннер), зарубежные партнёры (Prof. Dr. Gunter Henze, Медицинский Университет Берлина).

Получаемые студентами знания и навыки

  • Понимание задач и проблем IT-поддержки здравоохранения.
  • Ориентация в актуальном правовом поле, знание базовых стандартов IT-поддержки здравоохранения.
  • Умение оценивать и выбирать инструменты, предлагаемые на рынке программного и аппаратного обеспечения для сферы здравоохранения.
  • Навыки описания бизнес-процессов в сложной слабо формализованной области медицинской информатики.
  • Знания, необходимые для развертывания, настройки и эксплуатации медицинских информационных систем.
  • Опыт участия в клинических исследованиях и умение обрабатывать их результаты.

Читаемые дисциплины

  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов
  • Медицинские информационные системы
  • Математические методы планирования и обработки результатов клинических
  • Телекоммуникации и коллабративные технологии
  • Аутсорсинг медицинских информационных технологий
  • Безопасность функционирования информационных систем
  • Юридические и социальные аспекты медицинской информатики
  • Методологические основы медицинской информатики
  • Проектирование взаимодействия с пользователем медицинских информационных систем
  • Клиническая информатика
  • Математическая поддержка клинических исследований
  • Методы и программные средства интеллектуального анализа данных
  • Организация мультицентровых клинических исследований
  • Информационная поддержка мультицентровых клинических исследований
  • Хранилища данных и информационная безопасность
  • Математические модели распознавания образов

Практики студентов

  • Научно-исследовательская практика
  • Производственная практика

Поступление на бакалавриат


Направление 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в здравоохранении»

  • Вступительные испытания (ЕГЭ): математика, физика, русский язык.

Факультет Кибернетики
Направление 010400.62 "Прикладная математика и информатика", профиль «Математические методы в здравоохранении»

  • Вступительные испытания (ЕГЭ): математика, информатика, русский язык.

Поступление в магистратуру

Факультет Информационных технологий
Магистерская программа «Медицинские информационные системы» направление 230400.68 «Информационные системы и технологии»
Факультет Кибернетики
Магистерская программа "Поддержка и анализ результатов клинических исследований" направление 010400.68 "Прикладная математика и информатика"
Вступительные испытания: математика (письменно), английский язык (квалификационный).

Поступление в аспирантуру

Специальности:

  • 05.13.11 - «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»
  • 05.13.18 - «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»

Вступительные испытания: философия, иностранный язык, специальность.

Требования к зачету для студентов факультета клинической психологии

Студент должен продемонстрировать навыки применения современных информационных технологий: сетевых технологий, технологий по обработке текста, изображений, по созданию компьютерных презентаций.

Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:

    В виде печатной работы (Word)

    расставленные номера страниц (наверху по центру), колонтитулы;

    титульный лист (по центру - полностью название университета и кафедры, тема итоговой работы; информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О, – выровнена по левому краю, сдвинута вправо; внизу по центру – город, дата).

    обязательно наличие электронного варианта.

    В виде презентации, выполненной в PowerPoint

      на титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе Word.

      в презентации:

        продуманный дизайн (оформление фона, цвет и размер шрифтов, соответствующая содержанию разметка, макет и т.д.)

        использовать графические элементы

        анимации объектов и переходов слайдов

        смену слайдов по щелчку и по времени

Вариант 1.

Реферат на тему: " Применение компьютерных технологий в психологии" (например, в психологических исследованиях, в практической психологии, в организации психологической помощи и т.д.)

Обязательно: собственное резюме по изложенным материалам и комментарий, источники, характеристика источников.

Для реферата использовать 3 современных источника (выпущены за последние три года ), например, три свежих статьи из авторитетных Интернет-ресурсов:

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии" для студентов факультета клинической психологии

Вариант 2. Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по психологии и оценка найденной информации

    Определить направление поиска информации в Интернете (например, патопсихология, психосоматика, когнитивная психология,нарушения речи и т.п.).

    Найти 3 сайта по заданной теме (или включающие в себя обширные разделы по данной тематике), содержащих научные, практические статьи для специалистов по выбранной теме и/или другие материалы для клинического психолога в большом объеме.

    Дать характеристику каждого сайта:

    Адрес (URL)

    Название сайта, логотип

    Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.

    Структура, количество и качество материалов в разделе по выбранной тематике (количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме; в каком виде представлена информация – полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).

    Для кого предназначена информация (практикующие специалисты, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.)

    Обновляемость материалов (когда и какие в последний раз вносились изменения в раздел сайта по выбранной тематике).

    Оценить посещаемость сайта.

    Возможно включить в работу краткий обзор наиболее актуальной статьи.

  1. Дата посещения.

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии" для студентов факультета клинической психологии

Задания по теме: «Текстовый редактор MS Word»

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Используйте справочную систему MS Word.

См. справку: http://office.microsoft.com/ru-ru/word-help. Примеры поисковых запросов: скрытые символы, поиск и замена и т.п.

Сохраняйте каждое задание в отдельном файле с указанием в имени файла темы задания и фамилии исполнителя. Не забывайте сохранять изменения в файле, при этом не закрывайте окно программы – это необходимо для сохранения истории ваших действий и проверки задания преподавателем.

Задание 1.

См. Приложение 1

Скопируйте текст из Приложения 1 (ниже по тексту) в новый документ с сохранением исходного форматирования!

Вам необходимо убрать неверное форматирование текста.

Включите отобразить все знаки (знак «пи»): вкладка главная , группа абзац . Просмотрите текст, обратив внимание на неверное форматирование.

Выделите весь текст. Не снимайте выделение до особого указания.

Установите шрифт – Times New Roman, цвет черный, размер 14.

Для нижеследующих операций используйте команду Заменить (вкладка главная , группа редактирование – заменить – больше – специальный ).

Замените непечатаемый символ «разрыв строки» на «знак абзаца».

· знаки табуляции – заменить «знак табуляции» на ничто, т.е. оставляем поле "заменить на" пустым,

· переносы – заменить «мягкий перенос» на ничто,

· неразрывные пробелы и множественные пробелы – заменить «пустое пространств» на один пробел.

Убираем ведущие и концевые пробелы абзаца (заменить сочетания знака «пи» с пробелом на знак «пи»):

· первая замена – «знак абзаца» +пробел на «знак абзаца» ,

· вторая замена – пробел+«знак абзаца» на «знак абзаца» .

Чтобы избавиться от пустых абзацев, выполните многократную замену: два знака абзаца на один (пока не останется замен).


Теперь выделение можно снять

Задание подготовила ст. преподаватель Геворкян Р.Н. .

Приложение 1

Новые данные

На сегодняшний день известно, что специфические признаки ГК у большинства пациентов либо слабо выражены, либо вообще отсутствуют . Имеется ряд опубликованных данных о случаях ГК, которые были клинически представлены только гипертензией и/или сахарным диабетом (СД) . Таким образом, как и целый ряд других заболеваний, ГК трансформировался от клинически яркого заболевания до клинически скрытого. На наш взгляд, изучение случаев со слабо выраженными клиническими проявлениями представляет безусловный интерес.
Большинство исследований, цель которых состояла в определении распространенности клинически скрытого ГК в специфических популяциях, было проведено среди пациентов с СД 2 типа (СД2). В доступной нам литературе было обнаружено порядка 20 исследований, посвященных скринингу скрытого ГК у пациентов с СД2. Однако ряд из них содержал принципиальные методологические ошибки, поэтому они не были приняты нами во внимание при дальнейшем анализе. Таким образом, можно выделить 7 исследований (табл. 1). Несмотря на различный дизайн, их объединяет основной критерий включения в исследование – это отсутствие специфических клинических признаков ГК у пациентов с СД2.
В 2003 г. B.Catargi с соавт. было проведено проспективное исследование 200 пациентов с ожирением и СД2, госпитализированных в связи с плохой компенсацией углеводного обмена (HbA1c>8%). Согласно тщательному объективному осмотру, ни у одного пациента не было выявлено специфических признаков ГК. На первом этапе исследования выполнялся супрессивный тест с 1 мг декса­метазона (СТД). Целью второго этапа было подтверждение гиперсекреции кортизола, определение уровня АКТГ, циркадности секреции кортизола, свободного кортизола в суточной моче, ночного кортизола, СТД 4 мг. Пациентам, у которых имел место хотя бы один не нормальный результат теста, выполнялись визуализирующие методы исследования. Итого, частота встречаемости ГК без специфических признаков в этом исследовании составила 5,5%.
I.Chiodini с соавт. провели исследование среди 294 госпитализированных пациентов с СД2 старше 30 лет. Данное исследование включало контрольную группу пациентов без диабета, сопоставимых по возрасту, индексу массы тела (ИМТ), госпитализированных в тот же период. Распространенность клинически скрытого ГК у пациентов с диабетом составила 9,4% и была в 4,8 выше по сравнению с контрольной группой. Аналогично, G.Leibowitz с соавт. провели скрининг клинически скрытого ГК среди 90 пациентов с плохо компенсированным СД2 (HbA1c>8%) и избыточной массой тела. Распространенность клинически скрытого ГК, согласно результатам данного исследования, составила 3,3%. В другом исследовании скрининг ГК проводился у 100 пациентов с впервые диагностированным СД2 . При этом не учитывались ни наличие ожирения, ни плохая компенсация диабета. Распространенность клинически скрытого ГК в данной группе составила 1,0%.
Стоит отметить, что имеются исследования с отрицательным результатом, то есть те, в которых распространенность ГК была равна 0,0%. К примеру, скрининг клинически скрытого ГК у 154 пожилых мужчин (старше 65 лет) с СД2 посредством определения кортизола в слюне в 23.00 не выявил ни одного случая . Также в исследовании K.Mullan с соавт. не было выявлено ни одного случая клинически скрытого ГК среди 201 пациента с СД, имеющего минимум 2 критерия из 3: HbA1c>7%, ИМТ>25 кг/м2, гипертензия.
Таким образом, цифры распространенности клинически скрытого ГК в популяции пациентов с СД2, согласно приведенным выше данным, варьируют от 0,0 до 9,4% . Согласно проведенному A.Tabarin мета-анализу исследований, распространенность скрытого ГК составляет 1,98% (95% CI 0,00–5,25). Однако учитывая, что значения распространенности в исследованиях статистически различались (р<0,0001), полученная цифра 1,98% не отражает истинную картину .
Необходимо уточнить, что окончательный диагноз клинически скрытого ГК требует развития гипокортицизма после хирургического вмешательства и гистологического исследования удаленного образования гипофиза или надпочечника. Однако только 24% пациентов с СД с предполагаемым клинически скрытым ГК было выполнено оперативное вмешательство . Вероятно в некоторых случаях имела место гипер­диагностика клинически скрытого ГК. Но даже если учитывать только пациентов, у которых был подтвержден диагноз клинически скрытого ГК посредством развития гипокортицизма после оперативного вмешательства и проведения гистологического исследования, то распространенность клинически скрытого ГК варьирует от 0,0 до 3,3%. Различия между значениями распространенности по исследованиям были статистически незначимы (р=0,71). Отсюда следует, что распространенность, исходя из объединенной оценки, составляет 1,11% (95% CI 0,11–2,10). Принимая во внимание распространенность СД2 в мире, полученная цифра в абсолютной величине оказывается огромной.
Таким образом, можно предположить, что основывая скрининг на наличии специфических симптомов ГК, многие пациенты с ГК могут оказаться вне поля зрения врачей.

Используемые тесты

Для исключения ГК в качестве скрининговых тестов на сегодняшний день применяются следующие методы: определение свободного кортизола в суточной моче, СТД 1 мг и определение свободного кортизола в слюне, измеренного в 23.00 . Последние два теста используются также для скрининга клинически скрытого ГК. Вне зависимости от того, какому тесту будет отдано предпочтение, существует ряд факторов, влияющих на точность, воспроизводимость, чувствительность и специфичность теста.

Влияние СД

Как известно, стресс и гипогликемия являются самыми мощными стимулами для активации гипоталамус-гипофиз-надпочечниковой оси. Соответственно, при проведении скрининга при плохо контролируемом диабете может быть получено большое число ложноположительных результатов .

Данные нескольких исследований свидетельствуют в пользу того, что СД и его осложнения (гипертензия, нейропатия, микроангиопатия) ассоциированы с функциональной активацией гипоталамус-гипофиз-надпочечниковой оси . Кроме того, H.Liu с соавт.показали, что возраст, СД и гипертензия были независимо ассоциированы с повышенным уровнем вечернего кортизола в слюне .

Заключение

Подводя итоги по всем необходимым для проведения скрининга пунктам, можно заключить, что на сегодняшний день недостаточно аргументов для внедрения системного скрининга клинически скрытого ГК у пациентов с СД2.

Однако нужно сказать, что исследования, направленные на скрининг клинически скрытого ГК в специфических популяциях, безусловно, необходимы, и, в первую очередь, для того чтобы выявить его истинную распространенность, которая, вероятно, выше, чем предполагалась ранее. Уже поставлен ряд вопросов, которые невозможно игнорировать. Например, имеет ли это состояние повышенную заболеваемость и смертность? Ответственно ли оно, по крайней мере, частично, за метаболические нарушения у пациентов? Будет ли выгода от хирургического лечения с точки зрения заболеваемости и стоимости по сравнению с фармакологическим? Безусловно, все это требует проведения серьезных крупномасштабных контролируемых рандоми­зированных исследований.

И, тем не менее, в то время пока мы ожидаем результатов таких исследований, однозначно можно советовать клиницистам быть более бдительными и клинически настороженными в отношении ГК у пациентов с СД.

http://dmjournal.ru/ru/articles/catalog/2012_4/2012_4_95

Кафедра медицинской информатики МГМСУ