Кто такой дух святой и что он делает. Святой Дух Бог? Библия об этом Кто такой бог святой дух

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К. Юнг пришел к выводу, что архетипом этого образа является волнистая, холмистая земля, покрытая высокой травой, колеблемой ветром. В этом образе Дух ощущается как творящий, космический, природный ветер. Во многих мифологических сюжетах проникновение в человека Духа Святого делает его совсем другим. В иудаизме, например, человек становится мужественным, неудержимым, способным к несепию царского сана. В христианстве Дух Святой открывает тайну любви и добра. Дух близок к познанию. В христианском предании распространен сюжет, в котором Дух Святой играет на священных писателях и святых как на «музыкальных инструментах». В современных представлениях Дух Святой связывается с получением откровения, совпадающего с -экстатической религиозностью ранее достаточно умеренных верующих. Духи - мифологические существа, которые связываются с трансфизическими состояниями человека. Развитые представления насчитывают 7-12 духовных состояний, высшие из которых невозможно понять человеку из-за свойств, отсутствующих в нашем мире. Обычно выделяют астральное, эфирное, ментальное, нирванное и другие состояния. Иногда духи противопоставляются богам как духовным сущностям более высокого, но принципиально отличного от последних плана. В буддийской традиции только человек способен в цепи перерождений достигать высоких духовных степеней, включая и абсолютное состояние - нирвану. В современной традиции считается, что существует ряд духовных миров - измерений, нахождение в которых определяется содержанием духовности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Святой Дух

(Holy Spirit). В НЗ третье лицо Троицы; в ВЗ сила Божья.

ВЗ. В ВЗ дух Господа (riiah yhwh ; LXX: to рпеита kyriou) есть выражение Божьей силы, продолжение самого Бога. С его помощью Бог совершает свои могущественные деяния (напр., ЗЦар 8:12; Суд 14:6 и дал.; 1 Цар 11:6). Поэтому понятие "дух" в ВЗ иногда выражено оборотами, относящимися к другим проявлениям Божьей силы, как, напр., "дела рук Его [Божьих]" (Пс 18:2; 101:26); "слово Господа" (Пс 32:6; 147:15,18) и "дух премудрости" (Исх 28:3); "мудростьБожия" (ЗЦар3:28); "духразумения" (Иов 32:8). И др.евр. словоriiah, и греч. рпеита ассоциируются со словами "дыхание" и "ветер"; в древних культуpax эти явления были связаны с невидимой духовной силой, т.е. "духом" (ср. Ин 3:8). Очевидно, что творящее слово Божье (Быт 1:3 и дал.) тесно связано с Его творящим дыханием (Быт 2:7). "Дух Божий" и обе эти идеи равнозначны. Дух Божий, выступающий посредником в творении, основа жизни людей и животных (Иов 33:4; Быт 6:17; 7:15).

В ВЗ Дух Божий это, прежде всего, дух пророчества. Дух Божий вдохновлял пророков. Эта сила иногда вводила людей в транс, но всегда сообщала пророкам Божью волю, крую они открывали людям ("так говорит Господь"). Иногда пророк называется "человеком Божьим" (1 Цар2:27;ЗЦар 12:22ит.д.).В Ос 9:7 пророки названы "вдохновенными". В ВЗ постоянно звучит мысль о том, что пророки вдохновлялись Духом Божьим (Чис 11:17; 1 Цар 16:15; Мих 3:8; Иез 2:2).

Понятие "Святой Дух" встречается в ВЗ дважды (Пс 50:13; Ис 63:1011,14), и оба раза речь идет о Святом Духе Божьем, из чего становится ясно, что имеется в виду сам Бог, а не Святой Дух, как Он называется в НЗ. В ВЗ отсутствует идея о полуавтономном Божественном лице Святом Духе. Скорее здесь можно найти специальные выражения, обозначающие дело Божье, которое совершается вместе с людьми и через них. Дух Божий так же свят, как Его слово и имя; все они стороны Его откровения, и поэтому противостоят всему материальному и человеческому. В.з. авторы, в особенности пророки, с нетерпением ожидали, когда Бог, Который свят ("среди тебя Святый", Ос 11:9), изольет от Духа своего на всякую плоть (Иоил 2:28 и дал.; Ис 11:1 и дал.; Иез 36:14 и дал.) и человек станет святым. Мессия (раб Яхве) это тот, на ком " почиет дух Господень" (Ис 11:1 и дал.; 42:1 идал.; 63:1 идал.). Его приход знаменует время спасения (Иез 36:14 и дал.; ср. Иер 31:31 и дал.).

Межзаветный иудаизм. В межзаветном иудаизме идея "Святого Духа", как ее понимали позднее, в н.з. время, еложилась не сразу. После того как в.з. пророки возвестили приход Духа в мессианскую эпоху спасения, в иудаизме возникает представление о том, что дух пророчества в Израиле кончился вместе с последними библейскими пророками (Книга Варуха [Сирийская рукопись], 85:3; 1 Мак 4:46; 14:41; ср. Пс 74:9). Время от времени звучит надежда на то, что начинается новая эра, в особенности в апокалиптическом движении, где обычно приветствовали мнимого мессию и/или пробуждение пророческого духа (ср. Деян 5:3 и дал.). В этом смысле очень показательна кумранская община: она считала себя причастной к исполнению мессианских упований Израиля и полагала, что призвана приготовить "пути Господу" (Ис 40:3; ср. 1QS 8.1416). Кумранская литература свидетельствует и о том, что дух пророчества все больше и больше воспринимался как "Святой Дух Божий" (1QS8. 16; Дамасский документ II. 12). Понятие "Святой Дух" иногда встречается в книгах ВЗ (4 Езд 14:22; Ис 5:14), но, как и в раввинистических сочинениях, оно обычно означает "Божий дух пророчества". Т.о., мессианские чаяния иудаизма, в т.ч. и упования на то, что Бог изольет Дух свой (напр., 1 Енох 49:3, цит. Ис 11:2; ср. Пророчества Сивиллы, III, 582, основанные на Иоил 2:28 и дал.), неотделимы от убеждения, что вместе с исчезновением последних пророков Святой Дух перестал обитать в Израиле. Святой Дух понимался как Божий Дух пророчества, крый будет ниспослан очистившемуся Израилю в новом веке, когда придет Мессия.

Книги премудрости расширили представления о Святом Духе, в частности через персонификацию премудрости, поскольку эта идея переплеталась с идеей Духа. Уже в Притч 8:22 и дал.; Иов 28:25 и дал. премудрость предстает как более или менее независимая сторона силы Божьей (как посредник творения), и она наделена чертами, крыми в НЗ наделен Святой Дух. Премудрость "вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю" (Сир 24:3). Она дыхание силы Божьей (Прем 7:25); своей премудростью Бог "устроил человека" (Прем 9:2). Господь излил премудрость " на все дела Свои и на всякую плоть" (Сир 1:910). Более того, премудрость исполнена Духа и неотделима от Него (Прем 7:22; 9:1; ср. 1:5). Т.о., евреи н.з. времени были знакомы с этими идеями, поскольку они выражены в НЗ, идеями, крые коренятся в этих представлениях, но идут дальше них и приводят к неожиданным выводам. Иисус учил, что Его мессианство и помазание Духом предсказаны в ВЗ (Лк 4:18 и дал.; цит. Ис 61:12), и называл Дух Божий Духом Святым (Мф 12:32), как принято в межзаветном иудаизме. Этот Дух предсказывал через пророков, что грядущий Мессия принесет спасение и Дух изольется на всякую плоть. Иисус углубляет это представление о Святом Духе, говоря о Нем как о личности (Ин 15:26; 16:7 и дал.), через Которую Бог действует в Церкви.

НЗ. Н.з. учение о Святом Духе коренится в представлениях о том, что Дух Божий есть выражение Божьей силы и пророческого духа. Иисус и вслед за Ним Церковь соединили эти идеи, исходя из того, что Святой Дух это эсхатологический дар Божий. Марию осенила "сила Всевышнего", т.е. Святой Дух (Лк 1:35; ср. 9:35); этот образ перекликается с в.з. рассказом о том, как облако покрыло скинию, "и слава Господня наполняла скинию" (Исх 40:35; в Ис 63:11 и дал. Божье присутствие названо Святым Духом Божьим). Лука рассказывает о власти Иисуса изгонять бесов "перстом Божьим" это в.з. выражение означает силу Божью (Лк 11:20; Исх 8:19; Пс 8:4). Эта сила и есть "Дух Божий" (Мф 12:28), т.е. Святой Дух (Мф 12:32). Во время крещения Иисуса на Него сошел Дух Божий (Мк 1:10; "Дух Божий", Мф 3:16; "Святой Дух", Лк 3:22), подтвердивший, что Он сын Божий и Мессия (Мф 3:31 и дал.). Иисус возвратился от Иордана, " исполненный Духа Святого" (Лк 4:1), и после искушения начал служение "в силе духа" (Лк 4:14). Вслед за Иоанном Крестителем Иисус возвестил, что приблизилось Царство Божье (Мф 4:17; ср. 3:1) и его приближение отмечено присутствием Святого Духа (Мф 12:28 и дал.) в знак грядущего спасения (Лк 4:18 и дал.; Деян 10:38).

С самого начала своего служения Иисус осознает себя ЦаремМессией, победителем и в то же время страдающим рабом из в.з. пророчества (Ис 42:1 и дал.; ср. Мк 10:45); в иудаизме эти идеи не смешиваются. Мессия должен благовествовать Божью волю и спасение в будущем веке. Это более величественное обетование, чем "суд народам", крого чаяли евреи. В своей проповеди в назаретской синагоге Иисус признал себя Мессией, о Котором пророчествовал Исайя (Ис 61:12а). Читая Св. Писание, Он остановился на словах "проповедовать... день мщения" (хотя слова из Ис 61:1 "исцелять сокрушенных сердцем" вошли в Его поучение из Мф 5:4). Эта мысль звучит и в словах Иоанна Крестителя: тот ли Он, "Которому должно придти" (Лк 7:1823). Иоанн Креститель возвестил, что Иисус "будет крестить Святым Духом и огнем " в знак приближения нового века (спасения и суда, Лк 3:15 и дал.; обратите внимание на связь между судом и огненным "крещением" в Лк 3:17). Но Иисус подчеркивает положительный, спасительный смысл грядущего нового века. Его символизирует крещение Святым Духом (Деян 1:5; 11:16).

Иисус относится к Святому Духу как к личности. Это особенно видно в Ин, где Дух назван "Утешителем" (т.е. Заступником, Защитником). Сам Иисус был первым Утешителем (Ин 14:16) и после своего ухода обещал послать ученикам другого Заступника Духа истины, Святого Духа (14:26; 15:26; 16:5). Святой Дух будет обитать в верующих (Ин 7:38; ср. 14:17), наставит учеников "на всякую истину" (16:13), научит их всему и напомнит им все, что Он говорил им (14:26). Святой Дух будет свидетельствовать об Иисусе, и ученики тоже должны свидетельствовать о Нем (Ин 15:2627).

В Деян 2:14 и дал. ап. Петр объясняет, что во время Пятидесятницы исполнилось пророчество Иоиля и Бог излил Дух на всякую плоть (Иоил 2:28 и дал.). Дух излился на евреев и на язычников (Деян 10:45; 11:15 и дал.), и обратившиеся смогли получить дар Духа для спасения через покаяние и крещение во имя Иисуса Христа (Деян 2:38). По словам Петра, для обратившихся исполнилось пророчество Иоиля, обещавшего дар Святого Духа: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш " (Деян 2:39; Иоил 2:32). Апостолы несли свое служение, исполнившись Святого Духа (4:31; 6:5; 7:54 и т.д.), и Святой Дух (в Деян 16:7 Он назван Духом Иисуса) направлял новорожденную Церковь (Деян 9:31; 13:2; 15:28; 16:67). В ранней Церкви силой Святого Духа совершались исцеления и изгнание злых духов. Как обещано в Иоил 2:28, в только что созданной Церкви были видения и пророчества (Деян 9:10; 10:3; 10:3; 10:10 и дал.; 11:2728; 13:1; 15:32). Опыт ранней Церкви подтвердил, что наступила мессианская эпоха.

Ап. Павел учил, что Святой Дух, излившийся в новое время, творит новую жизнь в верующем, и этой объединяющей силой Бог созидает христиан в Тело Христово (Рим 5:5; 2 Кор 5:17; Еф 2:22; ср 1 Кор 6:19). Из Рим 8 видно, что для ап. Павла дух Дух Божий и Дух Христов это и есть Святой Дух (ср.: дух пророков в 1 Пет 1:10 и дал. назван Духом Христовым), и эти выражения, как правило, взаимозаменимы. "Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его " (Рим 8:9); но " все, водимые духом Божьим, суть сыны Божии" (Рим8:14). Мы все имеем доступ кОтцу "водномдухе" (Еф 2:18), ибо мы " одно тело и один дух "(4:4). Мы все крестились одним духом в одно тело, и "все напоены одним Духом" (1К0р 12:13). Верующий получает духа усыновления или "сыновства" (Рим 8:15), духа Сына Божьего (Гал 4:6), Которым мы взываем: "Авва Отче!" это сыновнее обращение к Отцу впервые употребил единородный Сын Божий (Мк 14:36).

Верующие объединены "в жилище Божие" Духом (Еф 2:22). Каждому дана благодать по мере дара Христова (Еф 4:7; ср. Рим 12:3), и Христос поставил одних пророками, других апостолами, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4:11) для созидания Тела Христова. И Дух дает разные духовные дарования для различных видов служения (1 Кор 12:45,7), все для общего блага. Во всем должна быть любовь. Плоды Духа любовь, радость, мир (Гал 5:22 и дал.). Бог заключил новый завет (Иер 31:31 идал.; Иез 36:14 и дал.; 26)всердцах людей завет Духа (2 Кор 3:6 и дал.). Верующие получили залог Духа (2 Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14), имеют "начаток" Духа, они "запечатлены обетованным Святым Духом" (2Кор 1:22; Еф 1:13; 4:30). Эти выражения указывают на внутреннее напряжение нового века: новый век наступил, и дух излился, однако все творение ожидает окончательного завершения. Хотя "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии " (Рим 8:16) и имеем начаток духа (Рим 8:23), мы ожидаем усыновления (8:23). Пока же у христиан есть Утешитель Дух, Который "ходатайствует засвятыхповолеОтца" (Рим8:27).

Патристическая и средневековая теология. Патриотический период привнес мало нового в библейские представления о Святом Духе. Апостольские мужи развивали н.з. идею о том, что Дух действует в Церкви, вдохновляет пророков и проявляется в разных служениях (Варнава, 12:2; св. Игнатий. "К Филадельфийцам", 7:1). В "Учении двенадцати апостолов" описываютсястранствующие христианские пророки, но со временем это духовное дарование становится чистой абстракцией. В патристической теологии постоянно звучит мысль о том, что дух в.з. пророчества это тот же Святой Дух, вдохновлявший апостолов(Юстин. "Диалоги", 17; 51; 82; 87; Ириней Лионский. "Против ересей", II, 6.4; III, 21.34); апостолы это "носители духа" (pneumatophoroi), как некогда называли в.з. пророков (Ос 9:7; LXX). Еще в IVв. н.э. считалось, что Святой Дух наделял Церковь силой и даже вдохновлял авторов некрых неканонических писаний.

Хотя "троичная" формула из Мф 28:19 встречается уже у апостольских мужей, первый, кто употребил слово "Троица" по отношению к Божеству, был Феофил Антиохийский (" К Автолику", 2:15). Тертуллиан говорил о божественной природе Святого Духа. Вокруг этой идеи внутрицерковные споры велись целое тысячелетие. Тертуллиан стремился примирить противоречия между авторитетом Духа в Церкви и авторитетом апостольского предания и Св. Писания как полученного откровения. Одно время он находился под влиянием монтанизма: монтанисты возвещали постоянное присутствие Духа в Церкви. Однако Церковь отвергла монтанизм в пользу объективного авторитета апостольского предания, отраженного в Св. Писании. Позиция Церкви, выступавшей против монтанистской ереси, привела к оскудению пророчества и других духовных даров. В " Каноне Муратория" (строки 75 и дал.) говорится, что число пророков строго определено. Ипполит Римский в "Апостольском предании" возвышает харизматических лидеров над церковной иерархией, но ограничивает понятие пророка лишь каноническими пророками. В кон. IV в. Иоанн Златоуст говорил, что духовные дары остались в прошлом.

Перед Никейским собором Церковь была поглощена знаменитыми "христологическими спорами" и уделяла мало внимания учению о Святом Духе. В Никейском символе веры говорится о вере в Святого Духа, но ничего не сказано о Его божественности и отношении с Отцом и Сыном. Этот вопрос стал центральным в Церкви в кон. IVв. На Константинопольском соборе Никейский символ был дополнен определением о Святом Духе: "Ив Духа Святого Господа животворящего, от Отца исходящего; Ему с Отцом и Сыном воздаем поклонение и славу". Разгорелись споры вокруг вопроса об источнике Духа, в частности, не следует ли Его считать исходящим от Отца и Сына. Вслед за Августином, крый учил об исхождении Духа "и от Сына" (полат. filioque), в 589 г. на соборе в Толедо Западная церковь добавила это определение к НикеоЦареградскому символу веры. Восточная церковь отвергла учение о filioque, и Символ веры создал конфессиональную основу для раскола между Востоком и Западом, крый фактически уже произошел.

Хотя в Церкви обсуждались и другие вопросы, касавшиеся Святого Духа, западных теологов попрежнему больше всего интересовал вопрос об исхождении Духа. Ансельм Кентерберийский продолжил эти споры в эпоху схоластики. Ансельм считал, что разум лучше всего доказывает истинность христианского учения о Троице. Хотя многие не соглашались с этим аргументом, [Зап.] Церковь поддерживала учение о filioque. Петр Ломбардский отстаивал filioque, ссылаясь на Св. Писание, и Четвертый Латеранский собор вновь утвердил троичную формулу и filioque. Хотя Фома Аквинский считал,что тайна троичности относится к числу тех истин, крые одним разумом без веры постигнуты быть не могут, тем не менее он подтвердил, что Дух исходит от Отца и Сына, находящихся в нерасторжимом единстве. Эти дебаты продолжались вплоть до XV в., когда Флорентийский собор вновь попытался объединить Западную и Восточную церкви. Он подтвердил догмат о filioque, и хотя для того, чтобы преодолеть разногласия с Восточной церковью, в Символ веры были внесены незначительные изменения, Греческая православная церковь не приняла новый символ. Католическая церковь осталась на прежних позициях, и разногласия между Западом и Востоком в этом вопросе существуют по сей день.

Реформация. Средневековая теология придавала большое значение проявлениям Святого Духа, включая освящение и "просвещение" верующих, но лишь деятели Реформации открыто признали, что Дух действует в Церкви. Отчасти это было связано с отвержением католического догмата, согласно к-ром у церковное предание гарантирует правильное истолкование Библии и истинность вероучения. Эта позиция привела к тому, что в реформатской теологии центральную роль стали играть идея sola Scriptura ("только Писание") и действие Духа в спасении, а не католическое учение о "непрерывной преемственности, восходящей ко Христу". Лютер отрицал религиозный экстаз (субъективная уверенность в прямом руководстве Духа без помощи Св. Писания или церковной иерархии), но ставил Дух выше церковной иерархии и считал, что Дух действует через Слово (Евангелие), прежде всего в проповеди и таинствах, и потому участвует в спасении, воздействуя на душу и призывая человека довериться Христу. Сама вера это мистический дар Божий, благодаря к-ром у верующие mit Gottein Kuche werden (" сливаются с Богом воедино "). Без благодати и действия Духа человек не может быть принят Богом или получить спасающую веру ("О рабстве воли", 1525). Это делает Святой Дух с помощью Слова Божьего. Т.о., спасение даруется Божьей милостью. Лютер хотел сказать, что проповедь Слова (Евангелия) это прежде всего действенное Слово Божье, к-рое звучит после того, как Дух подействовал на сердце слушателя. Для Лютера Слово главное таинство, ибо вера и Святой Дух приходят через евангельскую проповедь и учение (Рим 10:17); крещение и Тайная вечеря суть "таинства Слова", поскольку они возвещают Слово Божье. Лютер отдавал предпочтение устной проповеди, но считал, что она совместима с записанным Словом. Христианекая проповедь должна быть верной Св. Писанию, а чтобы быть верной Св. Писанию, Церковь должна проповедовать.

Слово Божье (прежде всего вопло!ценный Логос) это проводник Духа. Человек должен донести смысл Св. Писания до людей, а Бог вселяет в их сердца свой Дух. Таким образом слово Св. Писания становится Словом Божьим ("Лекции о псалмах"; "Лекция на Послание к римлянам"). Св. Писание невозможно понять без действия Духа.

Дух неизбежно приходит туда, где звучит Слово Божье. Дух не действует в отрыве от Слова. Лютер не принимал различения между словом "внешним" и словом "внутренним". С другой стороны, он отвергал католическое учение о том, что Дух и церковные обряды едины, а таинства действенны сами по себе (ex opere operato). Так, Христос присутствует в таинствах и в Св. Писании через Дух, и лишь когда Христос присутствует в Слове посредством Духа, оно становится живым Словом Божьим. В противном случае Св. Писание было бы буквой закона и исторической хроникой. Но Дух превращает Слово Божье в Благую весть (противостоящую закону). Дух не прикован к Слову; Он причастен вечной славе Божьей и существует отдельно от Слова и нашего мира. Открывая волю Божью, Дух приходит вместе с Его Словом.

Меланхтон был ближайшим сподвижником Лютера, хотя в их подходах к теологии наметились некрые различия. Меланхтон оставлял человеку больше свободы для ответа на евангельский призыв, но вслед за Лютером подчеркивал первостепенную роль Духа в спасении. В споре о "действительном присутствии" Христа в евхаристии Meланхтон проявил больше гибкости, чем Лютер, но в принципе встал на сторону Лютера, что явствует из Аугсбургского исповедания и "Апологии Аугсбургского исповедания". Цвингли отошел от идей Лютера и Меланхтона в вопросе о действии Духа в таинствах, отрицал необходимость крещения и свел смысл Вечери Господней к воспоминанию о жертве Христовой. Радикальные деятели Реформации тоже разошлись во взглядах с Лютером и Меланхтоном: они ставили непосредственное откровение выше Св. Писания. Религиозные "мечтатели" (Schwarmer) осуждали лютеран и католиков за их приверженность букве Св. Писания и предлагали взамен поверять Библию религиозным опытом.

Кальвин учил, что Дух возрождает человека, просвещает его разум, чтобы он мог принять дары Христовы, и запечатлевает их в сердце. Под действием Духа сердце раскрывается навстречу Слову и таинствам. Кальвин пошел дальше Лютера. Он утверждал, что не только устная проповедь Слова посредник Духа, но сама Библия по своей сути Слово Божье ("Женевский катехизис"). Дух действует во время чтения Св. Писания так же, как и во время проповеди, и Слово Божье то, что проповедуют или читают, действенно благодаря Святому Духу. Божественное происхождение Св. Писания удостоверено свидетельством Духа; Св. Писание это Слово Божье, к-рое Бог дал людям с помощью Духа через ограниченную человеческую речь. Поэтому экзегет должен уяснить, зачем Бог дал нам Св. Писание (напр., при современном применении ВЗ, "Наставления в христианскойвере", 2.8.8). Высшеедоказательство подлинности Св. Писания состоит в том, что в нем говорит сам Бог, т.е. в тайном свидетельстве Духа ("Наставления...", 1.7.4). Свидетельство Духа стало печатью на наших сердцах, запечатлев "очистительнуюжертву Христа". Святой Дух это сила, с помощью крой Христос приводит нас к себе ("Наставления...", 3.1.1). Хотя Кальвин отверг рациональные доказательства как средство удостоверить истинность Св. Писания, межконфессиональные споры привели к определенному окостенению реформатской мысли, и реформатские теологи вынуждены были разрабатывать схоластические доказательства, чтобы преодолеть субъективизм теории удостоверения истинности у Кальвина (ср. "Дортскиеканоны").

В XVII в. последователи голландского теолога Якоба Арминия выступили против строгого кальвинизма. Арминий стремился смягчить суровую доктрину Кальвина о предопределении, допуская, что человек даже волен отвергнуть дар Божьей благодати. Дортский синод осудил взгляды Арминия, но они имели широкое хождение в Англии. Английский проповедник XVIII в. Дж. Уэсли был воепитан на арминианстве. Благодаря ему методизм принял отчетливо арминианский характер. Уэсли считал, что в деле спасения Бог сотрудничает со свободной волей человека, но не воздействует на него силой. Бог не просто дает человеку оправдывающую благодать, и человек не просто получает эту благодать через веру. Скорее это единый процесс: Бог дает благодать, а человек ее принимает. Поеле этого Святой Дух продолжает действовать, освящает человека, и верующий ощущает сердцем Его могущественное дыхание. Бог "дышит" в душе человека, и душа "дышит Богом" через это духовное общение Бог поддерживает свое существование в нашей душе. Освящение это возрождение человека по образу Божьему в праведности и святости. Оно производится Духом через веру, дарует спасение от греха и совершенство в любви. Добрые дела необходимы как продолжение веры; "полное освящение" и самосовершенствование цель каждого христианина.

Новое время. Если пуританство породило движение квакеров, делавших акцент на субъективном восприятии Святого Духа ("внутренний свет" Дж. Фокса), так что Св. Писание стало лишь вторичным источником познания и веры (Р. Баркли. "Апология истинно христианской теологии"), то методизм XVIII в. предложил более взвешенный подход к действию Святого Духа. Позднее методизм отводил центральную роль Духу после обращения. Современное движение святости, представленное церквями, входящими в Христианскую ассоциацию святости, развивает методистские взгляды на действие Духа поеле обращения.

В XX в. возродилось пятидесятничество, к-рое тоже развивало методистские представления об освящении. Оно выросло из "вторичного опыта" и придавало большое значение "крещению Святым Духом ", видя в нем завершение двуступенчатого процесса спасения.С самого начала " говорение языками " было объявлено главным доказательством крещения Духом, хотя внимание пятидесятников привлекали и другие "дары Духа", особенно исцеление. Начав с фундаментализма и библицизма, пятидесятничество переросло в т. н. харизматическое движение, к-рое охватило весь протестантизм и даже проникло в католицизм. Представители этого движения обычно рассказывают о своем " крещении Духом", и считается, что говорение языками важнейшее проявление этого опыта.

Одно из важнейших открытий XX в. в понимании природы Святого Духа связано с учением К. Барта. Барт был реформатским теологом и лидером движения неоортодоксии (т.н. диалектической теологии, или теологии кризиса), направленного против либерализма XIX в. Он и его последователи порвали с теологией классического либерализма, основанной на религиозном опыте и самопознании (Шлейермахер, Ритчль, Фейербах). Барт подчеркивал "бесконечное качественное различие" между Богом и человеком и пророчески говорил "нет" "всякому человеческому самодовольству". В его сочинении "Послание к римлянам" говорится о "кризисе" теологии: все, что человек знает о Боге, открыл ему сам Бог. Барт развивал идею об откровении Бога о самом себе ("Церковная догматика", 1/1 и 1/2). Вопервых (и это главное), Иисус воплощенный Логос, Слово Божье. Слово Божье присутствует в проповеди Евангелия и "в словах Писания " (ср. с учением Лютера о Духе и Слове). Слово Божье это сам Бог, явивший Себя в Св. Писании. Писание свято, и оно есть Слово Божье, поскольку посредством Духа оно было и будет для Церкви свидетелем божественного откровения. Это свидетельство не есть само откровение. Вера в Иисуса, в особенности в Его воскресение, осуществляется посредством Святого Духа. Субъективное восприятие "в Духе" есть аналог объективного восприятия "во Христе". Божья благодать проявляется и в объективном откровении Бога во Христе, и в субъективном усвоении человеком этого откровения через Дух. Согласно Св. Писанию, Бог, открываясь нам, просвещает нас Святым Духом в познании Слова Божьего. Излияние Духа это откровение Божье. В этой реальности мы вольны быть детьми Божьими, познавать, любить и восхвалять Его. Дух как субъективная реальность Божьего откровения делает возможным и реальным существование христианства в мире, ибо, замечает Барт, " где Дух Господень, там свобода " (2Кор 3:17). Боготкрывает себячеловеку и тем самым делает человека свободным (" Евангельская теология").

Заключение. В этой статье мы попытались показать многообразие христианской мысли о природе Святого Духа. Есть чтото парадоксальное в том, что этот дар Божий так часто был предметом разногласий и разделений в Церкви. Будущее представляется не менее сложным, чем прошлое, поэтому нам стоило бы смиренно вспомнить о Божьем веемогуществе и нашей слабости.

Поскольку Бог во Христе ознаменовал мессианскую эпоху излиянием Святого Духа, связь человека с Богом изменилась навсегда. Отныне закон не может быть средством притеснения или лишения прав. Иисус проповедовал мессианское благовестие: освобождение пленным, прозрение слепым и Благую весть бедным; новый закон жизни теперь начертан в сердцах людей. Поэтому мы должны опасаться всякого нового законничества, к-рое использует Св. Писание для того, чтобы уничтожать и притеснять, превращая благовествование Христово в мертвящую "букву". Мы должны сознавать, что Писание богодухновенно и Дух животворит. Лишь тогда Св. Писание принесет нам пользу. Дух нельзя считать принадлежностью элиты или знаком отличия. Евангелие Иисуса Христа это весть о том, что Святой Дух излился на всякую плоть. Все, кто злоупотребляет Св. Писанием и Духом, должны услышать призыв Божий: "Обетование обращено ко всем, кто близко и кто далеко, их столько, сколько Господь позовет ".

Кто такой Святой Дух?

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно - так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту - кому в какой ситуации молится? День Святого Духа - отличный повод разобраться.

В Священном Писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле. По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом , к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» - юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» - это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально - «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов. Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка - действительно, одна из функций адвоката. Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

А что говорят на эту тему богослужебные тексты сегодняшнего дня? «Дух Святой… Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости», «Дух Святой - свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения; Бог - и боготворящий; Огонь - от Огня исходящий; говорящий, действующий, распределяющий дарования».

Здесь появляется тема силы, света, которым Дух святой наполняет жизнь человека, различных дарований (подарков, талантов), которые Он посылает людям; «благости» (то есть доброты и чуткости к другим людям). В конечном итоге Дух Святой - «боготворящий» , то есть делающий людей богами, по выражению святителя Афанасия Великого.

Другой важный аспект состоит в том, что Святой Дух пребывает в Церкви, Он обеспечивает ее единство и цельность. Дух помогает преодолевать разобщенность: «когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа» (кондак праздника Троицы) и делает тех, кто ему послушен, единой Церковью.

У святых отцов

«Святой Дух - невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, - Он направляет тесным путем самоотвержения…» (Филарет Московский)

«Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)» (Феофан Затворник)

Итак, действие Святого Духа в человеке похоже на некоторое представительство, голос Божий в человеке. Действительно, мы видим, что слово «параклетос» употреблено осознанно, и юридическая аналогия неслучайна.

Кроме того, Святой Дух помогает человеку меняться («дух весны»), дает ему силы для роста.

Резюме

Итак, Святой Дух:

· обеспечивает единство верующих между собой;

· наполняет человека силой, светом; подает «плод духа» (Гал. 5:22);

· является источником «даров Духа» (1Кор. 12:1-10) - человеческих и сверхчеловеческих талантов и способностей.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке - знак его избрания Богом , как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» - цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной - такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог - это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники - древние и современные - понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога - как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Вопрос: «Кто такой Святой Дух? Я видел это имя фразу в нескольких местах на вашем сайте.»

Наш ответ: Святой Дух - реальная личность. Он послан Богом, чтобы пребывать в истинных последователях Иисуса Христа после воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса (Деяния 2). Иисус сказал Своим апостолам...

«И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам.» (Иоанна 14:16-18)

Святой Дух - не смутная божественная тень, не безликая сила. Он — личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы. Иисус сказал Своим Апостолам...

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:18-20)

Бог есть Отец, Сын и Святой Дух. И все божественные атрибуты, приписываемые Отцу и Сыну, в равной степени приписываются Святому Духу. Когда человек рождается свыше через веру и принятие Иисуса Христа (Иоанна 1:12-13; Иоанна 3:3-21), Бог поселяется в этом человеке через Святого Духа (1Кор. 3:16). Святой Дух обладает интеллектом (1Кор. 2:11), эмоциями (Рим.15:30), и волей (1Кор. 12:11).

Первостепенная роль Святого Духа состоит в том, что он свидетельствует об Иисусе Христе (Иоанна 15:26, 16:14). Он доносит до человеческих сердец истину об Иисусе Христе. Святой Дух также действует как наставник христиан (1Кор. 2:9-14). Он открывает Божью волю и Божью истину верующему. Иисус сказал своим ученикам...

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (От Иоанна 14:26).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.» (От Иоанна 16:13)

Святой Дух был дан, чтобы жить в тех, кто верит в Иисуса, чтобы формировать Божий характер в жизни верующего. Святой Дух производит в наших жизнях любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Галатам 5:22, 23). Он делает это так, как мы никоим образом не могли бы сделать своими силами. Вместо того чтобы стараться быть любящими, терпеливыми, добрыми, Бог просит нас положиться на Него, а Он Сам произведет эти качества в наших жизнях. Таким образом, христианам сказано ходить по Духу (Гал. 5:25) и быть исполненными Духом (Еф. 5:18). Святой Дух дает силу христианам нести служение, которое способствует духовному росту других христиан (Рим. 12; 1Кор. 12; Еф. 4).

Святой Дух также выполняет определенную функцию и для неверующих. Он обличает человеческие сердца, говоря им истину о том, что мы грешны, нуждаемся в Божьем прощении; о том, как праведен Иисус - Он умер вместо нас, за наши грехи; и о Божьем окончательном суде над миром и теми, кто не познали Его (Иоанна 16: 8-11). Святой Дух пробуждает наши сердца и умы, призывая нас покаяться и попросить у Бога прощения и новой жизни.

Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука . Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: , спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс называется эволюцией (от плотной материи к более тонкой, незримой). В этом процессе Он все обращает (возвращает) к Себе. А выдох Бога – это процесс инволюции (от тонкого к более плотной материи), где Он проявил в творении всего существующего, ибо все из Него произошло. Он есть начало и конец всему. Святой Дух поддерживает жизнь всего существующего, защищает законы Бога и приводит их в исполнение, воздает по справедливости и милосердию. Он все вокруг животворит, лелеет, утешает и вразумляет, лишь бы мы перенесли свой взор на Него и попросили Его о милости.

Святой Дух — путеводитель и наставник, друг и помощник. Он защищает нас за правду и отдает себя как дар в помощь всему живому и людям. Ибо Бог обещал нам помощь Святого Духа гонимым за Него и дарование Святого Духа всем просящим о том. Дух Божий – есть вдохновение, порыв к Вечной жизни. Он открывает или проявляет себя миру по своему благоволению. Он является благоуханием и Светом Бога. Святой Дух – есть личностное и безличностное существующее. Он себя открывает как личным выражением жизни, образом Бога и Богом, а безличностью Святой Дух себя проявляет как неведомой, незримой силой.

Как стяжать Святой Дух

Святой Дух – есть порыв Любви Бога или сила Любви Бога. Дух Божий – есть красота и свет Божественной Истины, которая находится во всем существующем. Святой Дух – есть свобода и бесстрашие, а не дух рабства и боязни. Он делает нас праведниками, уводя наше сердце, достоинство и честь от греха, безумия, страсти и невежества. Дух Божий, так же как и Господь, близок к нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас с Богом. Все духовные подвижники стяжали (притягивали) Святой Дух, посредством духовных практик, и таким образом они обретали подобие Бога. Стяжая Дух Божий, они одухотворялись или обожествлялись, становились одно целое с Богом.

В нашей жизни мы можем притягивать Святой Дух: когда мы правильно мыслим, делаем мудрый шаг или совершаем благой поступок по отношению к людям и миру; вспоминаем о Боге; исполняем Его Волю и т. п.

Совершая такие действия, срабатывает : «подобное притягивает подобное» или закон притяжения: «куда или на кого мы обращаем свой внутренний взор, то это нас и поддерживает», такова Воля Бога. На духовном пути развития, когда мы, что-либо осознаем, то в этот момент к нам устремляется Святой Дух и закрепляет в нашем разуме и сердце истинное знание. Святой Божий Дух воздействует на нашу душу, который нас делает мудрыми и любящими, сострадательными и милосердными, нежными и ласковыми. Он возвещает нам весть от Бога и дает вдохновение на благое деяние. Святой Дух делает человека целителем, верующим, смиренным, пророком или возвестителем Воли Божьей. Когда Святой Дух овладевает нами в полной мере, мы становимся орудием Божьего промысла в этом мире.


Метки: ,