Опорное колесо для прицепа: варианты конструкций, удобство эксплуатации. Опорное колесо для прицепа – простыми словами

Опорное колесо для прицепа, или подкатное – приспособление для повышения маневренности и устойчивости этого агрегата. По сути, принцип работы основан на домкратном механизме, нижняя часть которого оснащена колесом. Фиксируется на дышле, обжимаясь хомутом или привариваясь. Поворотные хомуты создают дополнительные удобства при перемещении. Опорное колесо способствует грамотной развесовке транспортируемого груза и простоте эксплуатации прицепа без содействия автомобиля.

Основные преимущества опорного колеса

Подкатное колесо для прицепа обладает обширным списком положительных качеств:

  • Упрощает перемещение прицепного агрегата.
  • Облегчает захват сцепной головкой за шар фаркопа при помощи домкратного механизма.
  • Не требует дополнительной подставки под дышло.
  • Обеспечивает безопасность при расцепке автоприцепа с фаркопом, принимая удар падения на себя.
  • Незамысловатая конструкция позволяет создать опорное колесо для прицепа своими руками.
  • Довольно низкая стоимость.

Выбираем опорное колесо для прицепа

Приобретение опорного колеса для прицепа предполагает отслеживание некоторых его технических характеристик:

  1. Вид устройства.
  2. Принцип работы.
  3. Полезную нагрузку.
  4. Материал изготовления шин и дисков.

Съемное или складываемое:


Автомат или механика?

Схема автоматически складываемого опорного колеса на прицепе

Конструкция опорного колеса представляет собой телескопическую систему, то есть две трубки: шток и корпус. Автоматическая система подразумевает присутствие кронштейна, при отжиме которого колесо автоматически опускается вниз. А механическая представляет собой обычное домкратное устройство.

Грузоподъемность опорного колеса. Варьируется от 0,15 до 0,5 тонны для легковых авто:

  • 0,15 – для автоприцепа полной массой до 0,75 тонны.
  • 0,3 – при массе от 1 до 2,5 тонны.
  • 0,5 – до 3,5 тонны.

Опорном колесе из цельной резины прицепа КМЗ 8284 51

Для грузовиков значение выше 0,8-1,5 тонны.

Резина и диски для опорного колеса являются важной составляющей. Опорное колесо для прицепа оснащается пневмо шиной или цельной резиной. Пневматические шины имеют лучшее сцепление с рельефом дороги и не буксуют на песке, но требуют своевременной подкачки.

Относительно дисков, то они делаются из пластика или стали. Хотя пластик выдерживает значительные нагрузки, стальные диски имеют больший запас прочности.

Популярные модели опорных колес

Популярные европейские компании по производству опорных колёс для автоприцепов:

  • WINTERHOFF – Германия.
  • AL-KO – Германия
  • SPP – Польша.
  • KNOTT-Autoflex – Венгрия.

Самые ходовые образцы:


Подкатное колесо для прицепа – вспомогательное средство, позволяющее обращаться с агрегатом максимально практично. Это не обычная опора, но средство, упрощающее эксплуатацию автоприцепа. Оно облегчает и ускоряет его перемещение без помощи машины.

Видеоролик о преимуществах опорного колеса на легковом прицепе

Изготовление опорного колеса для прицепа своими руками – интересный вариант отточить мастерские навыки. А при выборе заводского варианта стоит обратить внимание на присутствие в рукоятке подшипника, который упростит и продлит использование устройства.

Здравствуйте, друзья! Каждый из нас стремится сделать эксплуатацию своего автомобиля и вспомогательных средств максимально удобной и практичной. Одной из таких составляющих выступает опорное колесо для прицепа. Оно же подкатное. Но называйте так, как вам удобно.

Это не просто опора, а средство, позволяющее значительно упростить обращение с автоприцепом, сделав его перемещение легким и быстрым, не задействуя при этом саму машину.

Задачи

Подкатное колесо выполняет предельно простую, но очень полезную задачу. Оно дает возможность перемещать автоприцеп, не соединяя его с авто и не пытаясь сложными маневрами его куда-то припарковать или перенести.


Изначально для легкового прицепа использовали опорную ногу с хомутом. Такая конструкция позволяла в основном фиксировать прицепное транспортное средство на одном месте. Но если водитель мог приложить определенные физические усилия, то и сместить ТС было возможно.

Подкатники монтируются на дышло прицепа, фиксируясь хомутом или методом сварки. Поворотный хомут предпочтительнее, поскольку позволяет придать колесу оптимальное положение при перемещениях ТС.

С помощью подкатных колес эти процедуры удалось сделать проще и физически легче. Теперь не нужно напрягать всю свою силушку богатырскую, чтобы поднять и удерживать прицеп на весу.


Основные преимущества

Хорошая опора с подкатным колесом обеспечивает высокий уровень эксплуатационного комфорта водителю. Опорные колеса можно сделать своими руками. Для этого понадобятся специальные колеса без штока, какие-то металлические трубки и ряд вспомогательных деталей.

Если заморачиваться со сборкой не хотите или самодельное устройство не вызывает доверия, можно просто купить в Москве, Новосибирске, в Самаре, СПб или в Екатеринбурге, к примеру. Да в любом городе можно найти это простейшее приспособление. Брать б/у не советую. Цена девайса небольшая, а покупка подержанного устройства — это всегда риск.


Вы для себя решили, что вашему прицепу обязательно нужно подкатное колесо. Это логично, поскольку оно обладает важными достоинствами.

  • Простота перемещения ТС. Когда на прицепе есть опора на колесе, вы сможете легко и быстро загнать его в гараж, выкатить оттуда и переместить в любое другое место. Особых физических усилий прикладывать не приходится;
  • Упрощенный монтаж замка. Вы сможете без проблем установить сцепное устройство, поскольку поддерживать дышло или подкладывать под него что-либо не придется;
  • Устанавливая ТС на фаркоп автомобиля, его нужно поднять за дышло. При наличии колеса процедура упрощается в разы;
  • Безопасность. В экстренных ситуациях, если ТС отцепится от фаркопа, автоприцеп упадет не на замок, а на колесо, как самую нижнюю точку. Специалисты советуют монтировать их слева по ходу движения, чтобы при случайном отцепе прицеп вылетел на обочину, а не проезжую часть. Хотя, выбрав хорошее , таких проблем быть не должно.


На этом остановимся. Представленных пунктов достаточно, чтобы понять, насколько много полезного дает установка опорного колеса.

Устанавливать конструкцию можно на любые . Потому если у вас или Крепыш, к примеру, их легко дополнить такой системой. Да и для лодочного прицепа подкатное колесо пойдет только на пользу.

Но нужно еще правильно выбрать устройство. Опираться нужно на несколько основных параметров:

  • тип конструкции;
  • параметры грузоподъемности;
  • вариант исполнения диска и пр.


Предлагаю пройтись по пунктам отдельно. Это позволит вам понять, какие бывают опорные колеса, какая между ними разница и кому стоит отдать предпочтение конкретно в вашем случае.

Съемное или складываемое

Начните с этого. Съемные устройства устанавливаются на опорную ногу тогда, когда нужно зафиксировать ТС на одном месте и по мере необходимости его перемещать.

Есть и складываемые конструкции. Здесь при опускании автоприцепа стойка с колесом в режиме автомат устанавливается в свое рабочее положение. Когда ТС соединяют с фаркопом автомобиля, вся конструкция складывается под дышлом и совершенно не мешает дальнейшей эксплуатации.


На некоторых подкатных устройствах доступна функция регулирования высоты опорной ноги.

Автомат или механика

Опорные колеса бывают автоматическими и механическими.

  • Механическая конструкция представлена в виде двух трубок — корпус и шток, на котором монтируется само колесо. Вращая рукоятку через винтовую передачу, шток выдвигается из корпуса или задвигается внутрь него, позволяя опустить или поднять дышло. Потому девайс также называют телескопическим;
  • Автоматический вариант тоже телескопический, но конструкция дополнена движением кронштейна, на котором стоит колесо. Раздвигая устройство, шток выдвигается и отжимается кронштейн вместе с шиной. Складывая, шток прячется и поджимается опорное колесо.


У автомата очевидные преимущества, хотя при редкой эксплуатации прицепа это не особо скажется на уровне комфорта водителя.

Грузоподъемность

Опираясь только на фото и видео, нельзя точно сказать, на какую нагрузку рассчитано устройство. А по грузоподъемности они могут серьезно отличаться. Варьируется этот показатель от 150 до 500 килограмм для легковых прицепов.

Если у вас небольшой прицеп до 750 кг, тогда для него достаточно взять опорник с параметром вертикальной нагрузки до 150 кг. Когда полная масса ТС 1-2,5 тонны, опорное колесо выбирают на 300 кг. Уже в случае с грузовыми прицепами требуется грузоподъемность от 800 до 1500 кг.


Дополнительно советую обратить внимание на опорный подшипник в рукоятке опорного колеса. Если он есть, это упростит и продлит срок эксплуатации устройства.

Резина и диски

Резина может быть цельной или пневматической. Пневмошины отличаются более плавными ходовыми характеристиками. Но за этим преимуществом скрывается необходимость в тщательном уходе за конструкцией. Потому думайте сами, что для вас в приоритете.


Что касается дисков, то они бывают пластиковыми и стальными. Особой разницы в условиях эксплуатации между ними нет. Они оба выдерживают ту нагрузку, под которую они были спроектированы. Хотя для некоторых материал диска может играть определенную роль при выборе.


Если говорить про производителей, то тут конкретных рекомендаций давать не могу. Каждый опирается на свои характеристики и требования. Плюс у всех разные финансовые возможности.

Скажу только, что покупать дешевые устройства не имеет никакого смысла. Они быстро изнашиваются и доставляют больше хлопот, чем приносят пользы. Ходовыми считаются колеса от Winterhoff, Al-Ko, SPP и Knott. Это все европейские компании, которые хорошо себя зарекомендовали на российском рынке.

СВОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП ДОПОЛНИЛ ПОДЪЕМНЫМ УСТРОЙСТВОМ. ТЕПЕРЬ РАЗГРУЖАЮ И ЗАГРУЖАЮ ТЯЖЕЛЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАМНОГО ЛЕГЧЕ И БЫСТРЕЕ.

Подготовка прицепа

Из профильной трубы сечением 50×50 мм сварил подрамник (фото 1 п. 1) нужного размера, прикрутил к нему болтами дышло и ось колес.

К задней перекладине основания приварил шарниры (фото 2), при помощи которых закрепил на нем раму с кузовом (крепление позволяет использовать прицеп в качестве самосвала).

К боковым перекладинам подрамника на одном уровне приварил фиксирующие замки (фото 3), препятствующие подъему прицепа во время движения.

Для устойчивости конструкции при погрузке или разгрузке сзади к углам подрамника приварил выдвижные подставки (фото 1 п. 2) из профильной трубы и пластин.

Важно!

Высоту подставок необходимо подбирать, исходя из расстояния от подрамника до земли.

Подъемная платформа

Из профильной трубы сечением 50×50 мм сварил небольшую прямоугольную раму (фото 4 п. 1) для установки крана и прикрепил ее к передней перекладине подрамника. Внутри одной из труб получившейся подставки зафиксировал выдвижную ножку (2).

Из листового металла толщиной 5 мм вырезал площадку (3) нужного размера и приварил к ней кусок трубы d 89 мм (4) длиной 300 мм (можно длиннее) - это основание крана. Для надежности трубу с площадкой дополнительно соединил ребрами жесткости.

Из трубы d 79 мм изготовил стойку (5) На одном ее конце закрепил параллельно две пластины (6), а нижний торец заварил и вставил его в основание, предварительно насыпав внутрь последнего смазанные шарики от подшипников (это позволяет стойке свободно вращаться).

Между пластинами стойки болтом закрепил стрелу (7), изготовленную из отрезков труб сечением 60×60 и 50×50 мм.

Для регулировки стрелы по наклону (3 рабочих положения и 1 походное) и вылету (3 положения) в трубах и пластинах просверлил отверстия (8) нужного диаметра, в которые вставляются стопоры (9) К стреле приварил пластину и закрепил на ней ручную лебедку. Готовую крановую установку прикрутил к раме.

Подъемное устройство для автомобильного прицепа своими руками: фото


Свой автомобильный прицеп дополнил подъемным устройством. Теперь разгружаю и загружаю тяжелые предметы намного легче и быстрее.

Подготовка прицепа


Из профильной трубы сечением 50x50 мм сварил подрамник (фото 1 п. 1) нужного размера, прикрутил к нему болтами дышло и ось колес. К задней перекладине основания приварил шарниры (фото 2), при помощи которых закрепил на нем раму с кузовом (крепление позволяет использовать прицеп в качестве самосвала).


К боковым перекладинам подрамника на одном уровне приварил фиксирующие замки (фото 3), препятствующие подъему прицепа во время движения.

Для устойчивости конструкции при погрузке или разгрузке сзади к углам подрамника приварил выдвижные подставки (фото 1 п. 2) из профильной трубы и пластин.


Важно!
Высоту подставок необходимо подбирать, исходя из расстояния от подрамника до земли.


Подъемная платформа


Из профильной трубы сечением 50x50 мм сварил небольшую прямоугольную раму (фото 4 п. 1) для установки крана и прикрепил ее к передней перекладине подрамника. Внутри одной из труб получившейся подставки зафиксировал выдвижную ножку (2)

Из листового металла толщиной 5 мм вырезал площадку (3) нужного размера и приварил к ней кусок трубы d 89 мм (4) длиной 300 мм (можно длиннее) - эго основание крана. Для надежности трубу с площадкой дополнительно соединил ребрами жесткости.

Из трубы d 79 мм изготовил стойку (5) На одном ее конце закрепил параллельно две пластины (6), а нижний торец заварил и вставил его в основание, предварительно насыпав внутрь последнего смазанные шарики от подшипников (это позволяет стойке свободно вращаться).

Между пластинами стойки болтом закрепил стрелу (7), изготовленную из отрезков труб сечением 60x60 и 50x50 мм. Для регулировки стрелы по наклону (3 рабочих положения и 1 походное) и вылету (3 положения) в трубах и пластинах просверлил отверстия (8) нужного диаметра, в которые вставляются стопоры (9). К стреле приварил пластину и закрепил на ней ручную лебедку. Готовую крановую установку прикрутил к раме.

Приобретая себе автомобиль, многие автовладельцы, со временем, приходят к мысли, что им просто необходим прицеп. И это не удивительно, так как багажное отделение транспортного средства имеет ограниченный объем, а иногда возникает потребность в перевозке крупногабаритных грузов.

Автомобильные для легковой машины могут отличаться по своему внешнему виду, но у них у всех есть схожие конструкционные особенности:

  1. Два автоколеса – для возможности перемещения изделия с помощью авто.
  2. Прочная и надежная металлическая рама, способная выдерживать довольно большие нагрузки.
  3. Сцепной шар, предназначенный для подсоединения к транспортного средства.

Конечно, существует еще несколько важнейших узлов, которые могут входить в конструкцию подобных изделий. Например, опорное колесо для прицепа.

Для чего предназначено опорное колесо

Предназначение опорного колеса для легкового прицепа – обеспечивать возможность перемещения всей конструкции без использования для этой цели самого автомобиля. Подкатное колесо пришло на смену опорной ноги с хомутом. Второй вариант предназначен прежде всего для фиксации изделия на одном месте, но и позволяет его перемещать, за счет прикладывания определенного физического усилия.

Подкатное колесо для прицепа заметно облегчает этот процесс, так как не требует использования физической силы для поднятия и удержания изделия на весу.

Выбор подкатного колеса для прицепа

На самом деле выбор подобного устройства достаточно не прост, так как существует довольно существенное разнообразие доступных вариантов. Съемный тип – устанавливается на опорную ногу только во время необходимости зафиксировать прицеп на одном месте и возможности в дальнейшем легко его переместить с места на место.

Складываемый вариант – что такое? При опускании прицепа на опору подобная конструкция автоматически выставляется в рабочее положение. Во время подсоединения автомобильного прицепа к транспортному средству, опорное подкатное колесо для прицепа прячется под дышло всей конструкции, тем самым, совершенно не препятствуя дорожному движению, даже в экстремальных условиях. Также существуют варианты, позволяющие легко изменять высоту опорной ноги, которая заканчивается таким колесом.

Естественно, что хомут опорного колеса прицепа является важнейшей составляющей частью всей конструкции. Именно эта часть изделия позволяет человеку легко управлять довольного габаритной и не самой легкой конструкцией, которой является прицеп для легкового автомобиля.

У любого автолюбителя также существует выбор того, как стать владельцем подобной системы:

  • Приобрести автоприцеп сразу с установленным опорным колесом.
  • Заказать подобную услугу для своей собственности в одной из автомастерских.
  • Произвести апгрейд самостоятельно, если есть свободное время и некоторый опыт в подобном деле.

Изготавливаем подкатное колесо своими руками

Для примера изготовления подобной конструкции самостоятельно, мы решили рассмотреть вариант создания подкатного колеса из домкрата своими руками.

Что для этого необходимо:

  • Старый домкрат от Жигули;
  • Колесико необходимого размера, которое можно легко приобрести на ближайшем развале или в магазине;
  • Металлическая пластинка;
  • Болты для крепежа;
  • Грунтовка по металлу и краска.

Из инструмента потребуется:

  • Дрель по металлу с определенным диаметром сверла;
  • Сварочный аппарат;
  • Кисточки для проведения покрасочного процесса.

Преимущество этого варианта заключается в его простате и быстроте.

Процесс выглядит так:

  1. К домкрату крепится колесико и металлическая пластинка с помощью сварки.
  2. Готовую систему грунтуют и красят – учитывая эксплуатацию под открытым небом и на различных дорожных покрытиях, это сделать необходимо.
  3. Выбирается место на дышле металлической рамы. Важно выбрать такое месторасположение, чтобы установленное нововведение не мешало при использовании автоприцепа и не создавало опасных ситуаций. При этом, была максимально удобной для использования человеком.
  4. Делаются отверстия в дышле и пластине. Конструкция фиксируется на автоприцеп. Конечно, можно закрепить ее и с помощью сварки, но в таком случае не будет возможности быстро демонтировать ее в случае необходимости.

Система, собранная из минимума деталей, полностью готова к испытаниям и активной эксплуатации. Главное достоинство этого варианта заключается в том, что теперь поднимать дышло тяжелого автоприцепа не будет представлять проблем даже для не самого развитого физически человека.