Что значит- жить с Богом в душе? Вера как опыт жизни в боге.

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Мне нравится народная поговорка «Человек сам кузнец своего счастья». Там где нет усилий, невозможно достигнуть Царствия Божия.

Вот что говорил святитель Григорий Нисский: «Быть по образу Божиему свойственно нам по нашему сотворению, а быть по подобию — зависит от нашей деятельности»

Так какая же должна быть у нас, мирян, «деятельность», чтобы мы и себя нашли и про Бога не забыли? И что же есть святость и возможно ли достичь ее в наше время?.

Святость — это дар Божий, обретаемый человеком по действию благодати Божией. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Святость- не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении от греха.

Когда дают оценку духовной высоты человека то, прежде всего, оценивается степень его смирения. Чем чище становилось на сердце, тем более святые возрастали в смирении. Мирским же людям очень сложно понять это правило- «чем святее, тем смирнее» Как можно быть смиренным, если ты столько добрых поступков видишь в себе.

Один подвижник так объяснял суть смирения: «Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени».

Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин (Милов): «На лице смиренного отблеск радости, незлобия и красоты. Он приветлив и ласков ко все, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность…»

Так что же нужно увидеть в своем зеркале души? Надо понуждать себя к смирению в мыслях и чувствах, к самоуничижению в действиях и к постоянной памяти о совершенных им в жизни грехах.

Как развить в себе смирение, живя в миру, где смирение считается за слабость и боязнь постоять за себя?!

Может, и нам поискать тех, кто помог бы смирить себя и вытравить нашу гордость? Пусть это будут наши близкие и родные люди — кому как не им достается от нашей гордости, кому как не им, видно наше самолюбие?

При оскорблениях не надо повторять в памяти и помнить оскорбительных и резких слов. При неприязни к кому-либо надо принуждать себя делать ему что-то доброе.

О. Александр Ельчанинов дает и такие советы: «Самое радикальное средство от гордости - быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательным к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание - какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки».

Действительно - чем нам гордиться? Что мы имеем, чего не получили от Бога? Все способности, дарования, таланты, вся возможность их развития и применения - все идет от Творца и Промыслителя. Если помогаем другим, то ведь избыток посылается нам от Бога; трудимся - но силы и крепость даются только Богом; молимся по вере, но вера опять-таки даруется Богом и т. д. (Еф. 2:8–9).

Всем талантливым, способным, сильным и богатым, надо не столько гордиться, сколько страшиться ответа перед Богом за надлежащее использование данных им многих талантов; ведь от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48).

Если бы даже что-либо и было совершено нами доброго, то мы не знаем, - не погубили ли мы это доброе нашими страстями и погрешностями; дела милосердия - тщеславием и гордостью; служение ближним - их осуждением; молитву - рассеянностью и небрежностью; пост - самолюбованием и самодовольством и т. п.

В итоге, каждый христианин должен вычеркнуть из своей памяти все то, что кажется ему добрым из совершенного им в жизни и почитать себя еще ничего не достигшим. И если нужна нам надежда на спасение, чтобы не впасть в отчаяние, то эта надежда должна основываться более всего на искупительной Жертве Христа, кровию Своей омывшего грехи всего мира, и на Божием милосердии. Это, конечно, не исключает необходимости наших усилий, чтобы усердным исполнением Господних заповедей снискать это Божие милосердие, так нам необходимое.

О многом, что делали праведники, мы не знаем, но всегда знаем, что они были людьми прячущимися, скрывающими все свои дела, убегающими от людской молвы. Напоказ они ничего не делали. Жизнь праведника никогда не была известна в подробностях. О некоторых святых мы даже не знаем ничего, кроме того, что они имели блаженную кончину. Величайшие дела совершаются как бы «с глаза на глаз» с Богом.

Человек словно не помнит того, что сделал. Встретил, положим, в большой толпе расслабленного, исцелил его и тотчас затерялся в толпе и сам потерял из памяти свое чудо. Но не только скрывают свои дела святые угодники, но еще и принимают на себя поношения, как заслуженные и, если кто обвиняет их, то не оправдываются. О таких непонятных уму житейского человека поступках существует много свидетельств.

Поэтому одним из средств к приобретению смирения является знакомство с великими святыми. Изучение их жизни и меры их подвига не может не смирить нас, показав нам наглядно нашу собственную духовную нищету. Поэтому духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения - основы добродетелей.

Одного старца спросили: «Кто суть козлища в Евангелии, а кто –агнцы?» Старец сказал: «Козлища-это я, агнцев знает Бог».

И нам, когда мы видим от ближних почитание себе, не следует радоваться этому. Все это не полезно нам.

Для нас полезно когда нас учат, обличают, вразумляют и бранят нас. И будем почитать как благодетелей людей, которые так относятся к нам(из книги «Современная практика православного благочестия»).

О церковной жизни на Сахалине, о том, какой способ проповеди Православия наиболее действенен там, где много сектантов, как строить духовную жизнь в мирской суете больших городов, не малодушествовать, не бояться быть православным, - беседа с архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном (Доровских) .

Владыка, вы подвизаетесь на Сахалине. Скажите, пожалуйста, жизнь на Сахалине как-то отличается от жизни в «большой России»?

Я могу сравнивать только с одним городом - с тем, в котором я родился и вырос, - с городом Воронежем. Это, по сравнению с Южно-Сахалинском, большой город - миллионник, а у нас на Сахалине в областном центре проживает всего 200 тысяч населения, в области - 500 тысяч. Я бы не хотел говорить, где лучше, где хуже, - такие оценки в большой мере субъективны. Но моя внутренняя оценка такова: мне более комфортно общаться с нашими прихожанами, с захожанами, с отрицающими Бога людьми именно на Сахалине.

Расскажу такой случай. Лет восемь назад (я тогда был секретарем епархии) пришел ко мне бывший глава идеологического отдела обкома партии и говорит: «Отец Тихон, вы знаете, что я атеист?» Я говорю: «Знаю. Но у нас с вами хорошие человеческие отношения». Он: «Да, это так. У меня случилось горе: супруга скончалась. Она была христианкой. Я бы хотел, чтобы вы ее отпели». Я отпевал ее около дома. У нас есть такая, можно сказать, традиция: отпеваем людей около подъездов - так мы пытаемся их в правильное русло направить. Конечно, такие скорбные службы правильно проводить в храмах или на кладбище, но не всегда это удается. Дом - бывший обкомовский, вышли из квартир и спустились вниз, к подъезду, бывшие обкомовские работники. И знаете, меня приятно удивило сочувствие и понимание того, что вот человек сам не исповедует христианство, в Бога не верит, но из любви и внимания к почившей супруге попросил священника ее отпеть. Это вызывает уважение к такому человеку.

Это пример для нас, христиан, как относиться к людям, которые позиционируют себя как неверующие. А как нам относиться к людям, исповедующим другие религии, и к инославным?

Апостол Павел заповедал нам относиться ко всем благожелательно. Это лучший совет. А благожелательный настрой скорее подвигнет человека задуматься: «Может быть, я действительно неправильно верю? Может быть, действительно в православной вере истина? Может быть, действительно есть Господь?»

- Как современным людям рассказывать о Христе? И как вы проповедуете слово Божие на Сахалине?

Если мы по нашим делам и мыслям соответствуем званию христианина, это и будет нашим свидетельством о Христе

На мой взгляд, в любой миссии, а Курильская епархия - прежде всего миссионерская, главное - твое личное поведение, твое отношение к окружающим, но в первую очередь - к Господу. Ты должен понимать, Кто есть Господь, что значит ходить пред очами Божиими, и стараться, чтобы твое внутреннее и внешнее состояние этому соответствовали. И если мы действительно по нашим делам и по нашим мыслям соответствуем званию христианина, то это и будет нашим свидетельством о Христе.

- То есть наша задача - просто быть хорошими христианами?

Да, свидетельствовать о Христе не только словом. Конечно, и слова нужны, но прежде всего поступки, дела и наши молитвы. В первую очередь молитвы! Когда человек подходит и просит: «Помолитесь, есть проблема», лучшее исполнение этой просьбы любому христианину - и пастырю, и мирянину - не откладывать в долгий ящик. Тут нельзя сказать механически: да, мол, помолюсь. Спросите имя больного или больной, за кого молиться, воздохните, перекреститесь, постарайтесь помянуть человека. А молитвы изменяют не только наше физическое состояние, но - и это самое главное - состояние нашей души.

Известно, что на Сахалине довольно много сектантов. Как вы ведете проповедь в этой среде, какие просветительские или миссионерские проекты реализуете?

У нас есть и миссионерский центр, и духовно-просветительский. Мы стараемся помогать тем людям, которые попали в тоталитарные секты и просят помощи.

Дело это очень непростое. И потому для нас очень важен опыт работы подобных центров в других регионах России, поскольку с нуля начинать подобную деятельность практически невозможно. И мне весьма приятно, что у нас тесные контакты с Александром Леонидовичем Дворкиным, который не раз приезжал к нам.

Наш центр во имя Иринея Лионского занимается вспомоществованием тем, кто оказался втянутым в тоталитарные секты. Центр занимается и конкретной практической работой, и аккумулированием, объединением и осмыслением того опыта, тех наработок, которые есть и у наших коллег, и у нас.

Но остро стоит проблема кадров. Нужны помощники, нужны волонтеры из мирян, нужны неравнодушные священники. Постепенно мы ее решаем, волонтеры находятся. Тут тоже главное - внимание к человеку. Вот ты приехал с лекцией, поговори с теми, кто пришел ее послушать, пригласи на службу, чтобы они тоже помолились. Попроси кого-то помочь на службе… Надо, чтобы человек понимал: его труд тоже нужен Церкви. И тогда он будет считать себя частью Церкви, он будет причастным. Ведь когда храм строится всем приходом, каждый человек будет считать этот храм своим домом. Так же и здесь.

Один из аргументов сектантов: необязательно ходить в храм, чтобы быть с Богом. И слова священномученика Илариона (Троицкого): «Без Церкви нет спасения», - сегодня как никогда актуальны. Как донести до людей идею, что без Церкви нет спасения? Как им показать, что надо быть в Церкви, надо быть причастным к ее Таинствам?

Наверное, легче объяснить это в праздник Крещения Господня, когда очень многие приходят за крещенской водой. Сами люди интересуются, спрашивают: «А что такое крещенская вода? Почему она помогает?», и мы, отвечая на их вопросы, можем, начав рассказывать о свойствах крещенской воды, о купании в этот день, потом перейти к Таинству Крещения, далее к другим Таинствам, совершаемым в Церкви, рассказать о самой Церкви, о спасении… Здесь, на мой взгляд, самое главное - терпение, понимание, что не в один миг человек может преобразиться. Мы же не все старцы Оптинские. Это преподобный Варсонофий стал в одну ночь блистательным старцем. А процесс преображения души человеческой требует времени и труда, постепенности и постоянства.

Постоянство и терпение - это категории, большинству людей сегодня совершенно непонятные - при том ритме, в котором они живут, особенно в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Как сделать так, чтобы Бог и в этом ритме жизни был в твоем уме на первом месте?

Утро не должно начинаться с телевизора. Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы краткой!

Первый шаг к этому - понимание того, что Господь рядом, что Господь о нас промышляет, и мы должны свидетельствовать о Христе. Ну, а из таких бытовых шагов - постараться отказаться от телевизора вообще. Радикально. Телевизор - это вор времени. Это только так кажется, что, когда мы смотрим какие-то шоу, развлекательные программы, утренние каналы, мы можем отдохнуть или напитаться чем-то познавательным. Нет! Напитаемся скорее всего пустотой. Или какими-то отрицательными вещами. Утро не должно начинаться с телевизора.

Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы с краткой молитвы! Умылись - «Господи, помилуй!» И детей к молитве приучать. Как? Когда родители будут молиться, дети, глядя на них, тоже будут молиться. Дети, особенно маленькие, как губки всё впитывают. И, конечно же, любое, даже самое маленькое дело, начинать тоже с молитвы: «Господи, помоги».

Есть аспект, который мы всегда упускаем: мы зачастую просим Господа о чем-то, а вот поблагодарить Его забываем. Литургия - это же благодарение! С какими мыслями мы должны подходить на Причастие? Не с мыслями, что вот мы только что исповедовались, Господь простил нам наши грехи… Мы должны с чувством благодарности ко Господу подходить к таинству Причастия и радоваться, что Господь дает нам такую возможность. Преподобный Серафим Саровский говорил: нам грехи прощаются не только тогда, когда мы их исповедуем, но и когда мы причащаемся. Евхаристическая жизнь очень важна. Если мы исповедались, помолились - так, чтобы не отвлекаться умом, хотя бы две минуты из того времени, что идет Божественная Литургия, - причастились, то мы уйдем из храма действительно преображенными.

Нужно сопрягать свою жизнь с ритмом богослужебной жизни Церкви. По возможности стараться это делать. Какие-то семьи и прихожане каждое воскресенье участвуют в Литургии, кто-то, может быть, через воскресенье, а кто-то всей семьей ходит и на всенощные бдения под праздники, и на Божественную Литургию. На Сахалине Божественная Литургия служится и по будням, и в праздники в 8 часов утра, чтобы прихожане смогли перед рабочим днем помолиться, попросить у Господа поддержки.

Итак, утро начали с молитвы, но и днем, на работе, тоже не нужно забывать молиться. Особенно если начинается какой-то нездоровый спор. Да даже когда здоровый спор, на минутку отрешиться от него, обратиться ко Господу, и Он даст нам силы не втянуться сердцем в этот спор, не иметь к кому-то неприязни после спора, молитвой погасить пламя ссор, которые иногда возникают, умиротворить наши отношения с другими людьми.

Вот такой постоянный труд, постоянное усилие над собой - ведь Царство Небесное силой нудится - поможет нам горе иметь сердце, чтобы не всё наше внутреннее пространство было занято бытовыми делами, чтобы, как говорится, быт нас не заел.

Владыка, вы вспомнили евангельские слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Сегодня приходится слышать разговоры о том, что современному человеку традиционная церковная жизнь тяжела и нужно ее несколько облегчить: сделать службы более краткими и понятными, перевести их с церковнославянского на русский язык, облегчить и подсократить посты… Как вы относитесь к подобным «подстраиваниям»?

Церковь не должна подстраиваться под человека, но человек должен встраиваться в ритм Церкви

Это не Церковь должна подстраиваться под человека, а человек должен встраиваться в ритм Церкви. Человек должен встраиваться в церковный язык, должен, как говорят святые отцы, плавать в Священном Писании. Церковь не должна меняться - человек должен меняться. А Церковь должна свидетельствовать о Христе - это ее основная задача. Всё остальное: социальное служение, проекты просветительские, культурологические и прочее - это как бы фоновая программа. Основная задача Церкви - свидетельствовать о Христе, и она ее выполняет. Ведь даже когда человек не понимает что-то из того, что читается во время богослужения, сердце-то его, как камертон, отзывается, входит в ритм божественных глаголов. Я уж не говорю о том, что многое с церковнославянского языка на русский и перевести невозможно, не потеряв часть смысла, глубину и красоту. Конечно, если что-то непонятно человеку, это нужно ему объяснить. Но и он сам, повторюсь, должен приложить усилие. Нужно постараться прочувствовать внутренний ритм богослужения.

Вот говорят о том, что службы длинные. Но когда устанавливаешь какую-то особую службу или молебен, например водосвятный, после всенощного бдения или вечернего богослужения, думаешь: «Люди устали, никого не будет», а смотришь - почти никто и не ушел. Все остаются на этот молебен и с удовольствием молятся. Сама Божественная Литургия, на мой взгляд, в наших храмах не слишком долгая. Вот всенощное бдение или вечернее богослужение иногда в каких-то храмах служатся долго, а в других - короче. Можно выбрать, в какой храм идти. Выбор есть у каждого. Но нужно всё-таки, как я уже говорил, некое понуждение себя.

А что касается каких-то перемен, реформ… Этот процесс всегда очень и очень длителен, здесь никакие резкие движения - да даже и плавные! - неуместны. Потому что Церковь - это корабль. А чтобы корабль развернуть на другой курс, сколько нужно потратить усилий! И не факт, что, плывя по новому курсу, этот корабль не нарвется на рифы.

О постах: мы не должны забывать, что пост - это в первую очередь ограничение наших мыслей, наших взглядов, а не какая-то диета. У нас же всё часто сводится к ограничениям в еде.

Владыка, скоро начнется Великий пост. Как к нему подготовиться? Какие бы советы в связи с этим вы могли бы дать? И насколько, с вашей точки зрения, допустимы разные послабления? Ведь многие станут искать этих послаблений, ссылаясь как раз на то, что пищевые ограничения в пост не главное.

Когда я был студентом Воронежского политехнического института, мы постились достаточно строго. И рыбу Великим постом не ели. Я тогда еще недоумевал: как же так, в некоторых духовных школах дают семинаристам рыбу в пост, это неправильно. Так вот, мы постились строго, в результате - учеба страдала, молитва не шла. Голова гудит, когда не хватает питания. Так что тут нужен некий разумный подход, ведь у каждого свой организм.

В пост отказываться нужно, прежде всего, от того, что конкретно тебе мешает молиться

В посте две составляющие: наши помыслы, наши устремления и ограничение в пище, которое помогает загнать в некую узду наше тело. Но загонять в узду нужно тело здоровое. А если тело больное? Я бы посоветовал начать с отказа от развлечений. У нас у каждого своя забава, бес подсовывает каждому своё: кому телевизор, кому какие-то клубы, кому компьютерные игры - да всё что угодно, лишь бы отвлечь от поста, лишь бы отвлечь человека от молитвы. И отказываться, прежде всего, нужно от того, что конкретно тебе мешает молиться.

Вот подходит человек и говорит: «Не могу без шоколада, у меня голова начинает болеть. Как же быть? Ведь в пост шоколад есть нельзя…» Что же, если болит голова без шоколада, ешь шоколад - и смиряйся, укоряй себя за то, что не можешь без шоколада жить, молись и радуйся, ходи в храм.

Желательно чаще ходить в храм Великим постом, исповедоваться чаще, чем в обычное время, вне поста. И ближнего не есть - а это, конечно же, самое главное.

И еще есть один момент: если мы хотим получить сугубое прощение за какие-то наши грехи, то мы должны смиряться, когда против нас, как нам кажется, кто-то плохо думает, кто-то плохо говорит. А ведь часто это нам только кажется, и в действительности ничего подобного нет. А если кто-то и враждует с нами, так сугубо помолись за своего врага Великим постом. Пожелай ему здравия и спасения. И я убежден, что этот враг если уж не станет твоим другом, то точно не будет противодействовать тебе ни в чем.

Я бы посоветовал каждому человеку постом думать о своем внутреннем состоянии, даже о взглядах. Куда мы смотрим? На что мы смотрим? На что наши сердца направлены? На что наши мысли направлены? Дай Бог, чтобы мы могли это время использовать не праздно, а как хороший купец - с некоей прибылью.

На Сахалине, к сожалению, овощи и фрукты стоят гораздо дороже рыбы. И поэтому у нас, в общем-то, благословляется Великим постом вкушение рыбы, кроме, естественно, среды и пятницы, первой седмицы Великого поста, Страстной седмицы. По силам, как человек может. Надо учитывать и особенности региона тоже. Один из наших батюшек долгие годы служил в Таджикистане, так он все сетовал: «Ну что это такое! В Таджикистане поешь немного баранины, чаю зеленого попьешь - и сыт целый день. А здесь поешь мяса и все равно ищешь-рыщешь, как волк, чего бы еще съесть». Чтобы не искушаться, если есть какая-то потребность у человека в питании в разумных пределах, то следует эту потребность удовлетворять. Тогда мы сможем глубже молиться и не думать о том, что мы голодны. А когда человек голоден, он раздражается. И этого допускать не нужно.

Если кто-то кого-то любит укорять - за тот же пост, - задумайтесь об этом. Во-первых, мы не имеем права делать замечания другим людям, а во-вторых, если мы их делаем, то надо делать так, чтобы не входила в наше сердце неприязнь к этому человеку. Особенно Великим постом. Помните, как александрийский сапожник молился? «Все в этом городе спасутся, один я погибну». Вот такой настрой должен быть.

И такой внутренний настрой позволит нам спокойно пройти поприще поста, и не просто спокойно, а так, чтобы после него, как при химической реакции, появился некий сухой остаток.

Владыка, вы сказали, что надо обращать внимание, на что направлено наше сердце. В Псалтири Давид говорит: «Даст тебе [Господь] по сердцу твоему» (Пс. 19: 5). А что именно Господь дает нам по сердцу нашему? И как настраивать свое сердце, чтобы получить именно то, что нам нужно, а не то, что мы хотим?

Нужно учиться видеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию

Я могу посоветовать одно: постараться увидеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию. Мне вспоминается, как она девушка жаловалась мне: «Когда я была студенткой, мне мой друг, тоже студент, сделал предложение выйти за него замуж, а мама сказала: “Рано еще о браке думать”. Я ему отказала, но больше меня никто в жены не звал. Я осталась незамужней». На эту ситуацию можно посмотреть по-разному. С одной точки зрения, эта девушка не согласилась выйти замуж, а пара, вероятно, была бы хорошая. А с другой точки зрения, может быть, маме Господь открыл волю Божию: не надо той девушке вообще выходить замуж, но спасать свою душу, молиться о родителях. Нужно везде видеть волю Божию, а не козни человеческие. Мы же в большей мере склонны видеть какие-то интриги, кого-то считать виноватым в своей не сложившейся карьере или личной жизни.

Мы должны помнить, что нами управляет Господь, а Господь - любящий Отец, Он создает ситуацию, именно наиболее подходящую для нашего спасения. И нам нужно любую ситуацию, даже плохую, принять: «Господи, всё из Твоей руки». А если мы видим, что некие козни, явные и неявные, интриги в нашем коллективе связаны с каким-то конкретным человеком, мы должны помолиться за этого человека. Мы не должны на этого человека злобиться.

Мы доброе всё принимаем, а плохое стараемся отвергнуть, говоря: «Господи, ну за что мне это?» У нас всё только наши хотелки, причем здесь и сейчас. Вынь да положь, как говорится. И если это не исполняется, ропот: «Господи, почему Ты нам этого не даешь?!» А это неполезно. Ведь мы же верим, что Бог есть, но почему-то Ему - не верим, не доверяем. Ведь если каждую ситуацию мы не воспринимаем как из руки Божией, то мы Богу не доверяем! Я бы посоветовал просто довериться Богу. Но это не значит быть безразличным, индифферентным в каждой ситуации.

Господь дает нам не только за то, что мы сделали, но и за наши твердые намерения это сделать. И если обстоятельства - внешние или даже внутренние - не позволили сделать что-то, тут не провал в нашей жизни, просто Господь не благословил этого по какой-то причине. Чтобы мы не превозносились, не считали себя выше всех.

В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, чаще всего говорит: «Не бойтесь!», «Дерзайте!» Он призывает их не быть малодушными. Этот призыв обращен и ко всем нам. Но порой замечаешь, что нынешние христиане малодушествуют. Допустим, если они видят, что происходит нечто неправильное, они боятся сказать, как правильно. А недавно мы проводили на сайте опрос на тему: «Если вы идете мимо храма, каковы ваши действия?» Выяснилось, что лишь только четверть ответивших готовы остановиться и перекреститься. Около 5% могут зайти в храм, а все остальные - то есть большинство, - проходя мимо, скажут про себя: «Господи, помилуй», но постесняются показать свою веру крестным знамением. Не перекреститься, не поклониться, но только про себя: «Господи, помилуй»! Как нам преодолеть страх и малодушие, владыка?

Очень серьезный и глубокий вопрос. И на него однозначного ответа нет и быть не может, поскольку в каждой местности, как я уже говорил, свои особенности. Например, на Сахалине епархия молодая - первый священник приехал туда в 1989 году. Соответственно, и культура там иная. Но… Еду я как-то мимо храма, стоящего на противоположной стороне улицы. Смотрю: идут мои хорошие знакомые, муж и жена. Люди, я бы не сказал, что глубоко воцерковлённые, но вот они поравнялись с храмом, супруга остановилась, перекрестилась на храм, поклонилась - и они пошли дальше. Эта культура, внутреннее состояние души формируются со временем, не сразу. И тут, на мой взгляд, очень важно, чтобы наши священники и волонтеры, занимающиеся с детьми в воскресных школах, поднимали и такие вопросы тоже.

У нас на Сахалине есть гарнизонный госпиталь. Я туда лет 10 назад ходил два раза в неделю крестить. Когда четыре человека крестились, когда шесть. Сейчас люди либо сознательно крещенные, либо сознательно некрещённые, а тогда был такой период неопределенности, что ли. И меня удивляло вот что: ко мне подходили солдатики и просили: «Батюшка, дай мне крестик. Вот мусульмане свою веру показывают, а я православный». Хотя, если бы не было мусульман, он бы не вспомнил о своей вере, к сожалению. Здесь есть такой фактор: «вопреки»…

И очень важно работать с детьми. У нас тесные контакты с Белгородской духовной семинарией. У этой семинарии миссионерская направленность, и они присылают к нам священников и семинаристов. В этом году белгородцы приехали на Рождество и были приятно удивлены тем, что в храме много детей. У нас обычно на Рождество в ночь служба, а утром, в 9 часов, - поздняя Божественная Литургия. И в ночь - полный храм, так что все в собор не помещаются, и утром - полный храм: всё пространство заполнено детьми. И для нас это привычная ситуация. И если ребенок, проходя мимо храма после воскресной школы, будет креститься - родителям станет стыдно не делать так же: они тоже будут креститься, идя мимо церкви.

- И так постепенно будет идти воцерковление нации, нашего народа…

Надо воцерковлять детей. Через детей будет идти и воцерковление взрослых

Именно. Более того, я считаю, что воцерковление наших взрослых как раз и будет идти через детей, особенно сейчас, когда есть возможность воцерковлять детей, работая с ними и в воскресных школах, и в православных гимназиях, и во многих и многих просветительских проектах. Обратная связь есть везде и всегда.

- Владыка, в завершение беседы прошу вас пожелать что-нибудь читателям портала « ».

Я бы хотел, прежде всего, поблагодарить портал за те материалы, которые он публикует. Все материалы интересны, но особенно хотелось бы отметить рубрику о подвижниках нашего времени, о старцах. Когда читаешь об этих людях, начинаешь понимать, что Церковь-то жива именно тогда, когда являет святых людей. И основное назначение Церкви - являть святых людей. И еще понимаешь, что, во-первых, святые рядом с тобой живут, а во-вторых, что этот путь для тебя не такой уж и длинный. Нужно только дерзать. Преподобный Серафим Саровский говорил: «В деле нашего спасения нам не хватает решимости». И я бы хотел всем пожелать исполниться той решимости, которую имели современные подвижники. Чтобы мысль о том, что, вот, мол, были когда-то времена, когда люди становились святыми, а сейчас всё по-другому, даже и не появлялась. Христос всегда один и Тот же. И когда мы устремляемся к Нему, Господь дает нам гораздо больше благодати, чем мы можем помыслить.

С чего начинать новую Жизнь с Богом

Что такое Жизнь с Богом? Прежде всего – это желание стать лучше, это желание избавляться от грехов, это желание очищать и развивать духовно свою душу, для чего именно ваша душа родилась в этом Мире.
Основными составляющими нового вашего этапа жизни с Богом должны быть:
  • Вера в Бога.
  • Меняем мировоззрение, меняем мысли. Например, ходим на Божьи науки, учим духовные законы жизни
  • Прощение всех и всего – начало новой жизни.
  • Покайтесь и веруйте в Евангилие

Загляните на пару минут в калейдоскоп вашей жизни… Что бы вы хотели там поменять? Или что хотели бы еще сделать? Чего вам не хватает? Конечно, если цепляться только за материальную сторону нашей жизни, то будем как белка в колесе крутиться. А если же человек, настроив струны своей души к Богу, посягнет и духовные законы его, то легко находит своей путь реализации и предназначения. В храме мы встречаемся с Господом Богом. И соблюдать церковную жизнь надо постоянно, а не только 2 раза в год, по праздникам, “забегая” в храм. Ведь церковная жизнь – это комплекс всего:

  • Доброделание
  • Участие в богослужебной жизни Церкви
  • Участие в Таинствах, особенно в регулярном Таинстве Исповеди и Причастия
  • Индивидуальная молитва дома
  • Чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным и многое другое.
  • Помогать и другим обрести путь истинный.


Прежде хочу выделить основные две духовные цели каждого в этой жизни с Богом:

1. Избавление от грехов и обращение на путь спасения души

  • Перестаем делать сознательно кому-то “больно”: словами, поведением, кражей, изменами, нелюбовью, жадностью, действиями “на зло” и т.д.
  • Отдаем все долги (материальные, финансовые и духовные), если есть.
  • Учимся прощать и любить ближнего, миримся, делаем добрые дела, помогаем.
  • Изменяемся в лучшую сторону (избавляемся всего “плохого” а нашей душе и характере.)
2. Очищение и духовное развитее души.
  • Осознание себе грешника и желание покаяться
  • Принятие (для некрещеных)
  • Принятие и Таинства причастия
  • Принимаем участие в службе Божьей по воскресеньям и праздникам (18 основных)
  • Принятие участие в Таинстве Соборования
  • Заказываем требы или молебны за здоровье себя и близких
  • Заказываем требы за упокой предков
  • Ставим свечи за здравье себя и близких
  • Ставим свечи за упокой предков
  • Читаем основные молитвы дома утром и/или вечером
  • Принимаем, по необходимости, участия в вычитках (экзорцизм)
  • Принимаем участие в Таинстве Миропомазания
  • Принимаем Таинства Брака (венчания)
  • Размещаем дома основные иконы
  • Очищаем свой дом – заказываем освящение дома
  • Соблюдаем пост
  • Слушаем Божьи науки (реколлекции, святые миссии, школа катехизиса)
  • Читаем Библию и другую духовную литературу.
  • Приклоняемся в церковным святыням

Эти 2 основные духовные цели должны идти нога в ногу с нашими земными целями, не забывать о здоровье души ни на миг, так как любое заболевание души сразу проявляется негативно на внешней стороне нашей с вами жизни.

И напоследок, хочу добавить, что начинать очищение и развитие души надо сразу всей семьей вместе, и в комплексе и с серьезностью подходить к этому делу. Если уже решили начинать жизнь с Богом и хотите, что бы он вам и Вселенная всегда помогали, тогда и вы должны часть своей души и времени посвятить Богу. Главное не останавливаться при разочарованиях, не терять веры, и помнить, что все только к лучшему. Да, и не надо сразу от Бога ждать перемен к лучшему, сначала будет тяжело, так как очищение, это как уборка помещения, только в нашем случае, это уборка души, энергетики человека. Только очистившись от всего плохого, душа сразу начнет наполняться светом, и вы сами почувствуете по положительным событиям в вашей жизни.

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1-4).

Церковь говорит не о теории, и наши отношения с Церковью - это не взаимоотношения с теорией или учением. Мы были бы очень наивными людьми, если бы подвизались в жизни во Христе по той причине, что являемся последователями какой-либо теории, пусть она даже и кажется самой прекрасной. Церковь зиждется на опыте, прежде всего опыте апостолов, и он продолжается в каждом новом поколении. Иными словами, каждый святой человек, каждый человек, имеющий в своей жизни опыт общения с Богом, может повторить сказанное здесь святым апостолом Иоанном: что мы слышали, видели, осязали - то есть что мы пережили.

Это не что-то такое, что пережили апостолы, а потом оно перестало существовать, и мы просто верим в опыт апостолов, - это то, что постоянно присутствует в Церкви. Если этого опыта у нас нет, тогда наша вера еще несовершенна, она абстрактна, это не вера от зрения, основанная на опыте, - от зрения, вкушения, слушания, - а вера, которая основана на принятии определенных ценностей: «Я верю, что Бог существует, что Он сказал вот это, сделал это, жил в такие-то годы, совершил это чудо, совершил другое чудо». Это тоже вера, но она вводная, несовершенная, и мы не можем - да это и не нужно - останавливаться на ней.

Разумеется, мы принимаем ее как ступеньку, на которую ступаем, чтобы подняться вверх, но нам никогда нельзя останавливаться на первой ступеньке, нужно всегда перешагивать на следующую. Это как ты не можешь остаться в первом классе, как бы хорошо тебе там ни казалось, а надо переходить и в следующий, затем и в следующий после него - так и вера должна перейти в опыт Бога, чтобы Бог мог и для тебя стать чем-то конкретным, реальным, тем, чем ты живешь, а не чем-то абстрактным и неопределенным.

Что было от начала.

Это напоминает то, как святой Иоанн Богослов начинает свое Евангелие: «В начале было Слово» . Тут тоже говорится: что было от начала. И само Священное Писание тоже начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю» .Как вы знаете, слово начало у греков означает не просто «начало» или «власть» - у него исключительно много значений. Это сильный и многозначный термин, так же как слово логос.

Что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Видите, святой евангелист Иоанн сначала объясняет и свидетельствует, что то, о чем он дальше будет говорить, - это его опыт. То, что он видел, слышал и пережил; он ничего не будет писать об истории Христа. Не думайте, что после этого он начнет пересказывать события из жизни Христа. Апостолы не думали составлять исторический рассказ о жизни Христа, они не писали некую «Историю Христа», они писали о вечной жизни, которую Христос дает тем, кто любит Его и имеет общение с апостолами; и это общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом.

Апостолы пишут все это, чтобы совершенной была радость людей, то есть наша с вами радость. Этот записанный опыт имеет целью известить нас о вечной жизни. Проповедь и слово Церкви - это слово о вечной жизни.

Но, слыша слова «вечная жизнь», не думайте, что это значит, будто нужно, презрев настоящую жизнь, отправиться в церковь, чтобы там слушать рассказ о вечной жизни и о том, что это такое - вечная жизнь, та жизнь, которая будет после смерти. А мы думаем подобным образом, не правда ли? Когда мы слышим слова «вечная жизнь», мы говорим: «Ну, вот когда мы умрем, тогда и начнем жить вечной жизнью! А сейчас пока еще погоди, ты сначала умри, а уже когда умрешь, тогда и увидишь, что там будет и что это за вечная жизнь и прочие истории! Ну ладно, старики еще могут верить в подобные вещи, потому что они уже у входа в вечную жизнь, но чтобы молодой человек занимался сейчас вечной жизнью?..»

А что это значит - вечная жизнь? Два слова - вечная и жизнь . Вечная, потому что она никогда не кончается, а все, что никогда не кончается, - бессмертно: оно побеждает смерть и тление и подает человеку именно то, чего ему недостает, потому что человек не может жить среди смерти, не может обрести покоя среди тленных вещей. Все, что ограничено, не может утешить человека, потому что он по природе своей неограничен, поскольку является образом Божиим, он сотворен Самим Богом, и его нельзя уложить в схемы и пределы, он не может вместиться в то, что умирает, он не согласен на смерть. Он не сотворен для смерти и поэтому обретает покой и чувствует себя целостным только в том, что вечно.

Поэтому святой апостол Иоанн и говорит тут о вечной жизни. И то, что вечно, - это не смерть, это не счастье или что-нибудь еще, а жизнь, вечная жизнь.

Христос называет Себя жизнью: «Я есмь путь и истина и жизнь» . То, чего мы ищем и чего хотим, - это реальная жизнь, реальный смысл жизни, сама жизнь. Христос - наша жизнь, и Он - жизнь вечная. Без Него наша жизнь - ад.

Без Него, без Бога, человек не может жить по-настоящему, он может жить биологически, но на самом деле быть мертвым: он уже не живет, он умер, находясь вдали от Бога. Мы все чувствуем это, когда живем вдали от Бога или делаем то, что отдаляет нас от Него. Мы понимаем, что это отлучает меня от Бога, а когда я оторван от Бога, я в аду, когда же с Ним, то будь я даже в аду, ад для меня становится раем.

В конечном счете, Христос - это рай, а Его отсутствие - ад. Когда Бог отсутствует, тогда будь ты даже в раю, рай становится адом.

У Церкви есть одна реальная цель - дать нам опыт вечной жизни, Царства Божия, которое является мощной реальностью. Оно мощная реальность, но для кого? Для тех, кто подвизается, чтобы ощутить присутствие Бога в сердце своем, для тех, кто борется, чтобы выбросить из себя все, что отлучает от Бога.

Многие говорят: «А это грех? Курение - это грех, батюшка? А делать ставки на лошадей - это грех?» Грех ли это, грех ли то? Бог не составил нам какого-то каталога грехов, какой-то конституции, которая систематизировала бы грехи. Грех - это все, что отделяет нас от Бога. Если я начну любить что-нибудь больше Бога - это грех. Если буду любить себя больше Бога - это грех. Если я начну любить деньги больше Бога - это грех, если буду любить все что угодно и любовь к этому будет сильнее любви к Богу - да, это грех, потому что это связывает мое сердце, пленяет его и приковывает этими воззрениями к тому, что отдаляет меня от Бога.

Грех отдаляет меня от вечной жизни, Царства Божия, от моей связи с Богом. Поэтому вечная жизнь - это опытное переживание людей, которые подвизаются по силам своим - сколько сил хватит, но всем сердцем - жить вечно с Богом.

Для этой борьбы нужно иметь сильное сердце. Если ты робок - ты не можешь подвизаться, если боязлив, дрожишь и пугаешься - тогда это трудно, ты не будешь преуспевать с легкостью.

Спросил некто одного авву (из «Патерика»):

Авва, скажи мне, как я могу спастись?

Если у тебя есть сердце, ты можешь спастись!

Бывает ли человек без сердца? Оно есть у всех, так что же он хочет этим сказать нам? Если сердце твое хочет этого, если у тебя есть сила, решимость, воля, ты можешь спастись.

Кто-нибудь скажет: «Я грешный человек, у меня есть страсти, ужасные страсти, я порабощен своими страстями. Не могу избавиться от них, они действуют во мне. Как я могу спастись? Я хочу этого, но не могу. Не могу избавиться от всего этого. Что же это со мной?!»

Да, вечная жизнь, Царство Божие и опыт Бога - это не результат одних наших сил. Да и каких сил? Малых, которые у нас есть и если они есть. То, чего хочет Бог от нас, - это воля, чтобы я захотел. Если я хочу, то я получу силу от Бога. Отдай Богу свое намерение - и получишь от Него Его силу. Скажи: «Я хочу подвизаться, возлюбить Бога, быть всегда вместе с Богом! Но во мне есть много того, что тянет меня назад!» Сейчас это не имеет значения. Отдай Богу свою волю и затем обрати свое бессилие, порабощение и терзание в страстях себе на пользу - духовным образом, с помощью смирения и покаяния, чтобы это бессилие смогло превратиться в силу.

Объясню. Вот я хочу сделать что-то. Например, ребенок хочет пойти домой, а другой ребенок держит его и не пускает. Первый начинает громко кричать: «Мама! Мама! Такой-то не пускает меня домой!» Он кричит и зовет свою мать, видя, что кто-то держит его и не дает пойти домой. Конечно, мать приходит, освобождает его и ведет домой.

Бог делает то же самое. Когда человек призывает Его своей волей, хотя сам и не может сделать ничего, тогда Он вмешивается, Божия благодать сходит и дает человеку в дар то, что он хочет. Поэтому в действительности наше спасение - это не наше дело, а Божие. Наше дело - это наша воля, наше желание.

Но, к сожалению, когда мы растем, вместе с нами растут и страсти, порабощающие нас, и случаются такие сильные страсти, которые берут нас в плен и получают над нами полную власть. Страсть настолько сильна, что первое, что она выводит из строя, когда действует, - это наш ум. Тогда она может взять руль в свои руки и увезти тебя, куда только захочет. Она будет владеть ключами от машины, сядет в нее, схватится за руль и укатит машину, куда ей вздумается. Когда ум пленен, все остальное происходит уже само собой.

Страсть имеет свойство напрямик поражать ум. Она хватает его, пленяет и затем уводит тебя, куда захочет. Ты можешь говорить и теоретически знать, что вот это все делать не нужно. Да, но в эту минуту никто не думает о теориях. Кто держит руль - тот и ведет машину.

Итак, Бог приходит к немощному человеку, чувствующему свое бессилие, чувствующему затруднение, в котором находится из-за своих страстей, но вопреки всему призывающему Бога, желающему жить с Богом, быть вместе с Ним. Человек обращает себе на пользу тот факт, что является пленником, и изо всех сил взывает к Богу, чтобы Он освободил его. Бог действительно вмешивается и по таинственному Промыслу Своей любви подает человеку силу, не разрушая его другими страстями и гордостью, и помогает ему освободиться.

Поэтому ответственность за то, что мы не будем жить вечной жизнью с Богом, всецело ложится на нас. И не столько потому, что мы не совершили каких-либо дел, а потому, что не призывали Бога помочь нам. Какие дела может сделать мертвый человек? Умерший человек? Какие дела? Парализованный, раненый человек что может сделать? Мы духовно уязвлены и полумертвы, ибо грех нейтрализовал наши силы и поработил нас.

Мы не можем совершать важных и больших дел, но можем призывать Бога. Этого у нас отнять не может никто. Вспомните того слепца из Евангелия, который услышал шум, когда Христос проходил мимо, и спросил:

Что там такое?

Это идет Иисус Назарянин.

Как только он услышал, что идет Иисус, тут же принялся звать:

Иисусе, Наставниче, помилуй нас, помоги нам!

Люди говорили ему:

Да не кричи ты, не поднимай шума!

А он - продолжает. Чем больше ему говорили, чтобы он не кричал, тем сильнее он звал и поднял такой вопль, что заставил Бога, заставил Христа, Который, естественно, знает все, но он заставил Его остановиться и сказать ему:

Чего ты хочешь?

Таким должен быть и человек, ищущий Бога, - он должен искать Его всем сердцем, невзирая на то, что происходит вокруг него, невзирая на свои страсти и грехи. Может, я и согрешил, может, я прошел через многое, может, в настоящий момент я не могу отсечь всех страстей, потому что я их раб, но никто не может заткнуть мне рот (я имею в виду не эти уста, а внутренние), никто не может заткнуть мне сердце, чтобы я не искал Бога. Искание Бога - это вопрос сердца, любви, это значит чувствовать, ощущать, что ты нуждаешься в Боге, это значит чаять Бога, жаждать Его.

Вы знаете, что такие люди, к сожалению, редко встречаются, и в наши дни их, может, станет еще меньше. Однако они реально обретают Бога - те, кто ищет Бога с сильным желанием, с жаждой, притягивающей Божию благодать, и она, сойдя, изгоняет страсти и грех. Тогда Бог становится самой сильной реальностью в них, Он уже не далек, а присутствует в них.

Не знаю, видели ли вы таких людей, но если видели, то поймете, что главное, что их отличает, - это не совершаемые ими чудеса, пророчества или знамения, все это нечто второстепенное и третьестепенное, - а их огромное желание жить воистину в Боге, возлюбить Бога. Такие люди существуют.

И знаете, иногда это приходит с годами. Я вспоминаю одного старика, который пришел в наш монастырь, желая стать монахом, в 80 лет. У него была семья, дети, ну - 80-летний дед. Чего же ты хочешь, дедушка, в свои 80 лет?! Почему ты не остался дома, благословенный человек, чтобы дети заботились о тебе, у тебя же там своя комната с мягкой постелью и добротными одеялами, ты ел бы себе жареного цыпленка с макаронами, а ты пришел сюда, в монастырь? Чем ты будешь питаться тут? Здесь ведь посты да похлебки, грубая пища, и жизнь твоя будет без тех удобств, которые у тебя есть там. Кто будет за тобой смотреть здесь, где отсутствуют человеческие утешения?

Помню, когда он приходил на бдения, я порой говорил ему:

Дедушка, ты не хочешь пойти прилечь?

Смотрел я, как он, бедняга, мучается, стоя на бдениях всю ночь напролет:

Дедушка, почему бы тебе не пойти отдохнуть?

Нет! Мы пришли подвизаться! - и сжимал руку свою в кулак, бедняга, сжимал свою руку и говорил: - М-ы п-р-и-ш-л-и с-ю-д-а п-о-д-в-и-з-а-т-ь-с-я!

И смотришь, бывало, на него, беднягу, плетущегося в зимнюю стужу, молящегося целые ночи напролет. Нам, молодым еще, это было не в тягость, а для пожилого человека все это было тяжко. Но сердце приказывало ему. В нем появилось такое непреодолимое желание, такая жажда Бога под конец жизни, хоть раньше он и не был таким. Естественно, что и смерть его была преподобной.

Поэтому человек никогда не должен отчаиваться. Мы не знаем, что происходит в нашей душе или в душе другого человека. Но те, кто на самом деле побеждает, - это люди, сердце которых приказывает. Те, кто холоден, как говорит Писание … если ты холоден, теплохладен, то ты ничего не сможешь, так не получится. Бог говорит, что Он отвергнет теплохладного как еду, которая не прожарена, не сварилась как следует, не приготовлена.

А для чего все это?

Чтобы радость ваша была совершенной.

Иными словами, все это было написано, чтобы вы имели общение с вечной жизнью, с Христом, чтобы вы преодолели смерть, не боялись ее, чтобы мы поняли, что то, чего нам недостает и в чем мы нуждаемся в своей жизни, - это Сам Бог, потому что Бог вечен, Бог выше всего человеческого.

В сущности, каждый человек ищет Бога, даже если и не понимает этого. Все это делает нашу радость совершенной. Первым словом, которое Христос произнес после Своего Воскресения, было: радуйтесь! Мы произносим его и сейчас - «херете» , что значит «радуйтесь, имейте в себе радость».

Евангелие - это Евангелие радости, но не той радости из стишка, который мы читали в детстве: «Мне весело, тра-ля, тра-ля». Мы говорили так, когда были малы, и эта радость продолжается, только пока не закроется ярмарка, это радость балаганная, а когда закончится балаган - не будет и радости. А Божественная радость совершенна, она не изменяется, не сводит тебя с ума, ведь человеческая радость иногда заставляет нас говорить слова и творить вещи, не слишком логичные.

Божественная радость - это внутренняя радость, которая проявляется вовне, когда ее переживают, но она стабильна и не зависит от внешних событий. Внешне, может, все видится в плохом свете, но внутренне человек полон радости, и знаете даже что бывает? Когда человек овладел искусством духовной жизни, тогда чем более неприятным кажется внешнее, тем больше в нем растет истинная радость.

Святой апостол Иаков говорит в одном месте: «Радуйтесь великой радостью, когда впадете в искушения» - в скорби, испытания. Однако не в духе мазохизма, с ним у нас ничего общего нет, а чем больше человек борется за Бога, тем больше и в большей степени Бог присутствует в нем. Чем больше Бог присутствует в человеке, тем больше человек испытывает радость.

В той школе, которую мы посещали сегодня утром, один ребенок спросил меня:

Владыко, может ли сегодня человек стать святым?

Конечно, может, - ответил я ему.

А молодой человек может стать святым? Это легко?

Молодому человеку стать святым еще легче.

Конечно, он не спросил меня как. Он ограничился этим. Видимо, не поверил мне. «Да он просто морочит нам голову!» - сказал он (себе, конечно)! Или же полностью поверил в это. Может, и так. Но он не попросил дальнейших разъяснений.

Сегодня очень легко стать святым, очень легко, потому что встречаешь такое сопротивление, такие трудности в жизни, и так легко действительно стать не только святым, но и мучеником. Например, ребенок идет в школу и говорит там:

Я верю в Христа и Церковь! - и подвизается, чтобы хранить воздержание, внимать себе, блюсти чистоту, в конечном счете - не идти за всеми. Как представлю себе всю ту волну, которая поднимется против него…

На самом деле эти дети, которые поступают в таком духе, не понимают, что их укрепляет Божия благодать, - они не понимают этого, для них все легко, потому что, когда присутствует благодать, человек преодолевает все. Но потом, когда подрастут, они поймут, что это была великая благодать - не малая, а великая благодать укрепляла их, и они невредимыми преодолели все трудности и сложности, вызовы и искушения. Словно ничто не могло с ними справиться.

И не только это. Даже малые дети в общеобразовательной школе, когда их увидят, что они церковные, с готовностью несут на себе крест Церкви. Можно услышать, как им говорят:

О, ты ходишь в церковь, причащаешься! Ты с попами, и сам тоже станешь попом? А ты будешь попадьей?

Но ребенок несет свой крест, держит его и борется.

Кто же это, укрепляющий этого ребенка, этого человека? Он силен, если только Бог присутствует и живет в его сердце и у него есть сильные переживания, гораздо более сильные и интенсивные, чем то, что предлагает ему мир. Потому что, чтобы выдержать натиск, вызов и привлекательность греха, надо иметь в самом себе такие опытные переживания, которые были бы не только направлены против греха, но и сильнее его.

Человек бывает привлечен могучей Божией силой - и это тайна, он сам не может разобраться в этом как следует, понять это, объяснить. Он объяснит это позднее, когда, преуспев в духовной жизни, обернется назад и увидит, что это действительно была благодать. Я видел много детей, много людей, которые помнят свое вхождение в Церковь и знают, сколько благодати они получили от Бога - этой дарованной благодати, которая притянула их, скажем так.

Бог - наша радость. Для нас радость - Христос, а не что-то иное. Христос - наша радость, и когда Он присутствует, мы радостны, а когда отсутствует, то, что бы мы ни делали, все попусту.

У каждого из нас, конечно, есть свой образ успешного человека, то есть если спросить у кого-нибудь: «Скажи мне, кто, по-твоему, действительно счастлив, кто преуспел, кому можно позавидовать?» - то один может сказать: «Президент», - другой скажет: «Сын Онассиса» или сам Онассис. То есть чтобы иметь корабли, самолеты, дома, прислугу и массу всего еще. Что представляет себе каждый? «Если бы я был как он!»

Однако все эти вещи, столь привлекательные для человека, несут на себе некую печать - печать тления. Смерть кто побеждает? Кто может даровать нам вечность? Кто может гарантировать мне мою вечность? Избавить меня от страха смерти, которая безжалостно заявится, чтобы перечеркнуть все вокруг меня, а в какой-то момент и меня самого? На самом деле один только Бог дает сердцу человека это, только Христос побеждает смерть и дарует нам жизнь вечную.

Отличительная черта вечной жизни - вечная радость. Такой человек действительно радостен, абсолютно радостен и счастлив.

Если у кого-то нет жажды Бога, он должен постараться стяжать ее. Как? Как приходит жажда к человеку? Вы знаете? Это немного похоже на отсутствие аппетита. Ты говоришь тому, у кого нет аппетита:

Съешь, сыночек, вот это!

Не хочу!

Съешь то!

Не хочу!

Не ест и не ест. Да что же это такое! Неужели мы бросим его, чтобы он умер? Ведь если он не будет есть, то в какой-то момент умрет. И ты говоришь ему:

Ну поешь капельку, попей молочка. Хоть тебе и не хочется, но заставь себя поесть немножко, пару ложечек, чтоб не умереть!

На следующий день он съест уже три ложки, а потом четыре. И, как говорят в народе, «аппетит приходит во время еды».

Кто хочет стяжать жажду Бога, тот приобретает ее двумя главными способами - молитвой и чтением. Когда он начнет молиться, пусть и немного, то пусть немножко понудит себя обращаться к Богу, выражать свою жажду перед Богом. Пусть скажет: «Христе, помилуй меня! Помоги мне! Я хочу полюбить Тебя, помоги мне полюбить Тебя, познать Тебя!»

Затем пусть начнет читать понемножку, исследовать слово Божие. Наша эпоха - это эпоха чтения, он должен привыкнуть к чтению и таким образом увидит, как подвизались другие люди, что они делали, как почувствовали Бога, как переживали Его, он узнает о Боге. А если он не знает этого, то как же он сможет полюбить то, что ему неизвестно?

Если он не знает, он должен больше узнать о Боге. Так как это написано Духом Святого Бога - а Божие имя, Христово имя живоносно и исполнено Святого Духа - и когда человек входит в соприкосновение с этими вещами, то его душа, которая функционирует независимо от мозга, питается сама собой.

Приведу вам простой пример. Когда я был отроком, лет четырнадцати, я начал больше интересоваться Церковью. Пошел в книжный магазин, купил себе книг и стал читать их. В одном углу там стояли религиозные книги. Я все их купил. Читал их, затем прятал или забрасывал туда, где бы их не нашла мама, которая проводила тщательные поиски, не найдет ли какую-нибудь религиозную книгу, - и если бы она ее нашла, то дома был бы бой.

У меня был велосипед, и я брал его, покупал книги, шел в парк, читал их, а потом прятал их в кусты или оставлял.

И вот - а я уже прочел все другие книги - на полке осталась только одна, она называлась «Подвижнические слова» аввы Исаака Сирина. Я сказал себе: поскольку это подвижнические слова и это христианство, то куплю эту книгу. А теперь представь себе - я не понял там ни единого слова, я ничего там не понял. Признаюсь, что абсолютно ничего там не понял. Как сейчас не понимаю, так и тогда не понимал, словно читал на турецком или армянском…

Невзирая на это, я прочел ее всю целиком, причем с огромной жаждой. Ничего не понял, но, несмотря на это, она меня воодушевила. Почему? Потому что это написано Святым Духом. Ум этого не понимает, но у души другие чувства, она понимает это и питается им.

И в храме, например, видишь младенцев. Зачем мы их водим в церковь и причащаем? Ведь дитя не понимает, однако ты видишь, что оно принимает благодать, чувствует ее и принимает всецелую благодать на себя, потому что душа его действует.

Чтение, например. Может, ты многого и не понимаешь, но это тебе не помеха, ты читай, хоть и не понимаешь. Это прикосновение к Духу, по действию Которого написаны эти книги, постепенно притягивает нашу душу, то есть Бог притягивает душу человека, а у нее есть собственные рецепторы. У ума нашего они одни, а у души есть другие рецепторы, и она ищет Бога и распознаёт Его, понимает и принимает.

И так приходит жажда - когда человек постепенно начнет подвизаться в молитве и чтении, и когда разгорится ревность, он совершает великие дела.

Перевела с болгарского Станка Косова