Цветовые решения в интерьере: советы, фото. Оптические иллюзии в интерьере или как изменить пространство

Что в комнате должно быть темнее - пол или стены? А может быть потолок? Все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться. Перед вами 8 рецептов: как расширить пространство, опустить потолок, раздвинуть или приблизить стены силой цвета.

  • 1 из 1

На фото:

Ваш любимый способ визуального изменения пространства? Роспись или фремка - обманка на стене (например, фотообои с пейзажем или архитектурным сооружением) создают эффект перспективы. Зеркало, повешенное напротив окна, благодаря отраженному свету и виду, тоже визуально расширяет пространство.

1. Как расширить пространство

Самый простой из «проверенных» рецептов — оформить потолок и стены одним и тем же материалом.

В загородных домах это получается само собой (см. пример на фото).

Не грех воспользоваться рецептом и в квартире: вы всегда можете оклеить потолок теми же обоями.


  • 1 из 1

На фото:

2. Как «опустить» потолок и «раздвинуть» стены

Не всегда нужно выбирать одинаковые материалы и оттенки для оформления темных и светлых поверхностей в контрастном сочетании. Чтобы убедиться в наличии контраста на глаз, достаточно прищуриться: так вы сразу увидите более темную или более светлую массу цвета.


  • 1 из 1

На фото:

3. Как подчеркнуть горизонтали


  • 1 из 1

На фото:

4. Как «удлинить» комнату

Не обязательно использовать в комнате контрастные отделочные материалы: в роли светлой стены может выступать фасад встроенной мебели (как на фото).


  • 1 из 1

На фото:

5. Как «укоротить» комнату

Пространства открытой планировки после сноса «лишних» стен теряют свою форму. Чтобы зрительно выровнять пропорции, рекомендуется «отсечь» светлую зону темной дальней стеной либо темным интерьером.


  • 1 из 1

На фото:

6. Как «уменьшить» комнату

Комнаты-шкатулки особенно любимы английскими и французскими декораторами. Считается, что такая обстановка в кабинете, гостиной или спальне создает особый камерный эффект.


  • 1 из 1

На фото:

7. Свет «в конце тоннеля»

Светлое пятно притягивает взгляд, человеку приятно идти на свет: используйте этот прием ориентирующего освещения задней стены при оформлении коридоров и холлов .


  • 1 из 1

На фото:

8. Комната уже, но длиннее

Это вариант для смелых: далеко не каждый решится на темный «давящий» потолок. Однако парные светлые стены зрительно уравновешивают пропорции комнаты.


  • 1 из 1

На фото:

9. Ощущение простора

Обязательно «разбавьте» белый яркими цветовыми пятнами. Либо используйте «теплые» оттенки белого цвета.


Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вы продвинутый пользователь и не понаслышке знакомы со скандинавским дизайном, чёрный вас не испугает. Дизайнер Дарья Московцева рассказывает о том, как правильно с ним работать.

О возможных вариантах использования белых дверей в интерьерах разных стилей, а также об особенностях их оформления рассказывает Степан Бугаев, основатель студии Точка дизайна.

В оформлении данной квартиры дизайнер Татьяна Аленина использовала насыщенные темные цвета. Грамотное сочетание сложных оттенков позволило получить яркий, целостный, драматичный образ.

SaloneDelMobile.Milano 2017 в очередной раз представил профессионалам свои открытия. О новинках миланского салона 2017 рассказывает нашим читателям дизайнер Лела Кавтарадзе.

Правильное использование цвета очень важно, ведь с его помощью мы можем решить множество интерьерных задач. Какие же оттенки и их комбинации будут наиболее актуальны для жилья в современном стиле?

Новый год остался позади, до весны еще далеко, а так хочется красоты и романтики. Почему бы не подарить себе и любимому человеку еще один восхитительный и незабываемый праздник?

Почему бы не отойти от привычных розовых и красных валентинок, амуров и стрел? Посмотрите на праздник свежим взглядом и обратитесь к трендам наступившего года.

Невесомый и светлый интерьер дает свободу и ощущение легкости, а именно этого так не хватает в тесных, душных городах и мегаполисах. Поговорим об особенностях оформления интерьеров в светлых тонах.

Какие цвета сейчас в тренде в интерьерной моде? Какие существуют беспроигрышные варианты цветовых сочетаний? Какова идеология мастерской Geometrium. Рассказывают Алексей Иванов и Павел Герасимов.

Неправильный подход к белому цвету может сделать помещение вместо светлого и простороного бледным и раздражающим. Как сохранить баланс и сделать квартиру или дом действительно уютными и стильными?

О том, как капля оранжевого цвета убивает скуку в любом монохромном интерьере, и почему «внутренние дети» - лучшие дизайнеры, рассказывают Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, «Поле-Дизайн».

Делла Джуста безустанно культивирует итальянский стиль на российской почве. О силе рисунка, напрасной боязни серого цвета и особом подходе к минимализму – читайте в нашем интервью.

О тайнах стиля минимализм, особенностях белого цвета и интерьерах, существующих вне времени, рассказывает руководитель архитектурного бюро Александра Фёдорова.

Дизайнеры давно отправляются за вдохновением в этнотуры. Посетив дворец Долмабахче в Стамбуле или монастырь Ват Ксьенг Тхонг в Лаосе, они несут злато-серебро в европейский интерьер.

Когда англичане начали красить стены в цвет Магнолия, чем коллекции шести уважаемых британских марок отличаются друг от друга. Рассказывает Алексей Елисеев (Manders).

Что мы знаем о самых сложных и самых дружелюбных цветах в интерьере? Какой цвет называют спасением архитекторов? Рассказывают руководители студии архитектуры и дизайна «ДОМ-А».

Подбирая цветовую палитру для детской комнаты, помните, что это помещение – не полигон для дизайнерских экспериментов, и восприятие цвета у детей имеет свои особенности, которые нужно учитывать.

Кто и как выбирает цвет года? А также: какая палитра будет актуальна этой осенью и каковы цветовые тренды 2014-го? Рассказывает Руководитель Британского Института цвета Акзо Нобель.

Как классику превратить в супероригинальный объект? Какие цвета в тренде в этом сезоне? Впечатлениями от последнего Миланского мебельного салона делится декоратор и телеведущая Елена Теплицкая.

Архитектор Сергей Чобан рассказывает об опыте создания авторской мебели для ванной, своих предпочтениях в интерьерном дизайне и размышляет о разумном компромиссе, из которого рождается жилой интерьер.

Мебельные гарнитуры как основа обстановки уходят в прошлое. В современном интерьере уверенно соседствуют разнородные предметы, отличающиеся по цвету, стилю и фасону. Но подбирать их нужно уметь.

Существует немного людей, полностью довольных своим домом. Кому-то собственная квартира кажется слишком тесной, других не устраивает слишком большая площадь полупустых комнат, третьим не нравится высота потолков. Значительно улучшить дизайн дома без дорогостоящих перепланировок помогут оптические иллюзии в интерьере . Именно они помогают изменить визуальное восприятие помещений, основанное на закономерностях психологического восприятия цвета, освещенности и геометрического рисунка. Используя законы оптических иллюзий, можно визуально расширить и сузить помещение, увеличить или уменьшить высоту потолков, сделать длинную комнату приближенной к квадрату. Оптические эффекты позволяют достаточно просто решить многие проблемы неудачной планировки интерьеров.

Цветовые иллюзии

Правильный выбор цвета и цветовых сочетаний - чрезвычайно мощный инструмент в руках дизайнеров. При помощи различных цветов и их насыщенности можно визуально изменять пространство во всех трех измерениях. Разрабатывая , следует выбирать те цвета, которые зрительно расширяют помещение. К ним относятся белый, бежевый, желтый, голубой, синий, холодный сине-зеленый, люминесцентные оттенки, жемчужный, бледно-зеленый, серый с синевой.

Тем, кто предпочитает создать иллюзию более тесной и уютной комнаты следует остановить свой выбор на черном, темно-коричневом, цвете морской волны, фиолетовом, оранжевом, красном. Теплые матовые оттенки обычно также делают комнату менее просторной, в то время как прохладные глянцевые краски зрительно увеличивают ее. Есть также нейтральные цвета, которые практически не изменяют восприятие пространства: зеленый, пурпурно-красный и серый.

Светлый потолок делает комнату выше, в то время как темный цвет потолка зрительно понижает высоту помещений. Чтобы еще более увеличить оптическую иллюзию высокого потолка в интерьере, можно дополнительно покрасить пол в яркий цвет, который отвлечет внимание от потолков.

Светлый пол в любых оттенках желтого цвета создает оптическую иллюзию теплого и просторного помещения, но при этом кажется не особенно основательным. Любые оттенки красного цвета эффектно выделяют плоскость пола. Синий цвет создает иллюзию широкого пола, но одновременно с этим не располагает к долгому пребыванию в комнате.

Геометрические иллюзии

Очень просто создавать необходимые оптические иллюзии в интерьере, правильно подбирая геометрию декоративных элементов. Например, горизонтальные линии визуально расширяют комнату, создавая эффект большего пространства, но одновременно зрительно понижают помещение. Вертикальные линии, напротив, сужают пространство, но визуально увеличивая высоту потолков. Не крупные элементы декора также расширяют , в то время как большие элементы уменьшают площадь комнаты.


Белые объекты на темном фоне визуально делают пространство больше, расширяя и удлиняя его. Если стены комнаты визуально разделить на отдельные сегменты при помощи цвета, молдинга или декора, то комната также будет казаться больше, чем помещение того же размера с однотонными стенами без дополнительных украшений.

Созданию оптической иллюзии в интерьере с низкими потолками поможет использование вертикально расположенного декора (картин и постеров соответствующего формата, длинных торшеров, отдельных полос драпировки на стенах).

Световые иллюзии

При использовании оптических иллюзий для визуального изменения пространства существенный эффект может быть достигнут корректным использованием освещения. Хорошо освещенный потолок делает комнату выше, особенно в сочетании с зеркальными панелями на потолке. Использование ламп холодного света, приближенного к дневному, еще больше «поднимет» потолок. Если, напротив, требуется зрительно снизить потолок, то лучше использовать настенные светильники, расположенные чуть выше человеческого роста, с регулировкой светового потока вниз.


Равномерное освещение стен и использование напольной подсветки углов сделает комнату шире и просторнее. Чтобы создать оптическую иллюзию более тесного интерьера, нужно, напротив, осветить верхние углы комнаты.

С помощью световых оптических иллюзий в интерьере можно значительно улучшить вид длинной узкой комнаты. Для этого достаточно равномерно осветить три стены, а дальнюю узкую несколько затемнить. В этом случае комната визуально будет казаться близкой к квадратной форме.


Изменение цветовой гаммы комнат, правильный выбор рисунка обоев и светильников, использование зеркал позволят эффективно создать необходимые оптические иллюзии в интерьере без дорогостоящих затрат на перепланировку или дизайн-проект. Практически любую комнату можно сделать гораздо более привлекательной, просто изменив визуальное восприятие помещения.

С помощью цвета можно придавать интерьеру необходимый визуальный объем. Кроме того, современный интерьер во многом опирается на форму и цвет предметов, находящихся в нем. В свою очередь, цветовой тон, свойства цвета, его возможности могут создавать оригинальную атмосферу и управлять формой как самого помещения, так и предметов находящихся в нем. Для удобства организации света в жилище или офисе, все колористические решения и контрастные сочетания необходимо учесть еще при проектировании интерьера.

Цвет поверхности

Для выявления формы плоскостной поверхности ее можно выделить одноцветной равномерной окраской в пределах ее границ, контрастом к прилегающим поверхностям, интенсивным цветным контуром. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно изменяя этим их вид. Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета также деформируют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлениях, «утяжеляют» или «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.

В современном интерьере с усложненным «переливающимся» пространством, перепадом уровней и высот форма ограждающих поверхностей имеет сложное, многоугольное, динамичное очертание в противоположность традиционной статичной форме прямоугольника или квадрата.

Характер усложненной формы и геометрическую четкость ее границ можно подчеркнуть приданием ей фактурного насыщенного цветового тона , большим контрастом между плоскостями стены, пода и потолка или, наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием контраста между смежными плоскостями.

При всем многообразии членений стен и потолков (проемами, нишами, выступами, встроенным оборудованием, швами отделки), их можно сгруппировать в несколько типов:

  • Гладкие нерасчлененные одноцветные поверхности создаются обычно в небольших помещениях. Все швы обязательно маскируются.
  • Полы с полосами, направляющими движение, членят пространство на отдельные функциональные зоны или подчеркивают его глубинность.
  • Полы орнаментальные предполагают особую декоративность.
  • Полы со свободным рисунком делают интерьер оригинальным, необычным.

Ограждающие поверхности могут члениться и только цветом. В табл. 2 показана зависимость восприятии плоскостной формы от линейных членений цветом.

Вообще способов зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохранения. Цветовая целостность или расчлененность стен, потомков и полов определяют ощущение масштаба пространства и его величины. Так, крупнофигурный броский по цвету или светлоте рисунок пола зрительно уменьшает плоскость пола и все пространство вообще. Монохромная, светлая, мелкофактурная окраска, напротив, увеличивает пространство.

Таблица 2

№ п/п Схема членениия № п/п Схема членениия Особенности зрительного восприятия плоскости
I Ощущение устойчивости, расширения и понижения формы (иррадиация). IX Иллюзии закругления плоскости.
II Ощущение покоя, сужения и повышения формы (иррадиация). X Иллюзия глубинности.
III Динамизм. XI Иллюзия искажения плоскости при изменении очертания контура.
IV Иллюзия увеличения высоты и сужения формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XII Иллюзия вогнутости.
V XIII Изменение масштаба, плоскость кажется меньше, чем в п. XIV.
VI Понижение и расширение формы (оптический обман при четком ограничении по контуру). XIV Плоскость кажется больше, чем в п. XIII.
VII Выявление качества плоской поверхности. Членение воспринимается как фактура (подчеркивается однородность поверхности). XV Членение воспринимается реальным.
VIII Иллюзия глубинности. Крупные членения «выступают» из плоскости.

Вес, насыщенность, фактурность цветов создают впечатление легкости или тяжести, иллюзорно меняют размеры поверхности. Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Так, темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше.

Большие цветовые плоскости – стены, пол, потолок, должны быть малонасыщенными по цвету, так как они активно воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Чаще всего цвет стен служит фоном для предметов, наполняющих помещение, и поэтому он должен отступать. Относительная цветовая нейтральность фона хорошо сочетается с самыми различными цветами вещной среды, подчеркивает композиционную значимость предметов обстановки (мебели, декоративных, драпировочных и; обивочных тканей, картин, статуй и т.д.). Этому служит цвет стен, дополнительный к цвету предметов, роль которых в помещении доминирует. Вспомогательные же поверхности (опоры, окна и двери, мебель и оборудование, ткани, перегородки) желательно окрашивать в выступающие, поверхностные, фактурные, средне-насыщенные цвета. Соотношение площадей всех цветов должно сохранять выразительность каждого из них в отдельности и целостность всех вместе. Чем больше цвет отличается по чистоте, яркости и насыщенности от остальных цветов, тем меньше должна быть его площадь.

Пространственные свойства цвета позволяют зрительно фиксировать положение плоскости в пространстве или иллюзорно его изменять. При этом меняется и представление о форме и величине пространства (табл. 3 и 4).

Таблица 3

№ п/п Схема пространства Характеристика цветов
I Любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой поверхности. Форма и величина пространства воспринимаются как подлинные, Ощущение неустойчивости пола.
II Отступающие, независимые, холодные, преимущественно светлых оттенков мало насыщенные, неброские, легкие, мелкофактурные (светло-голубой, синий, зеленый, голубо-зеленый, белый и серый) Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия расширения пространства. Ощущение неустойчивости пола.
III Выступающие, поверхностные, теплые, насыщенные, интенсивные, броские, плотные, тяжелые, фактурные (темно-красный, красно-коричневый, оранжевый, желтый, черный). Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия сужения пространства, Ощущение замкнутости, цельности, явно ощутимого ограничения. Неопределенность основания.
IV Выступающие цвета стен, отступающий – потолка, локальный - пола (п. I). Ощущение ограничения пространства по глубине и ширине, замкнутости. Иллюзия увеличения высоты.
V Отступающие цвета стен, выступающие – пола и потолка. Ощущение понижения высоты помещения, но расширения его по ширине и глубине.
VI Отступающие цвета стен и потолка, выступающий – пола. Форма воспринимается как подлинная. Ощущение устойчивости пола, раскрытая, расширения и легкости пространства.
VII Выступающие цвета фронтальной стены, пола и потолка, отступающие – боковых стен. Ощущение изменения формы, ограничения пространства по высоте и глубине, его понижения, расширения.
VIII Выступающий цвет фронтальной стены, локальные (п. I) – боковых стен и пола, отступающий – потолка. Изменение формы. Ощущение сокращения глубины, фронтальный характер пространства, значимость фронтальной плоскости.
IX Выступающие цвета боковых стен, локальные (п. I) – пола и потолка, отступающий – фронтальной стены. Ощущение изменения формы, глубинность, ограничение пространства по ширине и раскрытие в глубину.
X Выступающий цвет боковой стены, отступающий – остальных стен, локальные (п. I) – пола и потолка. Ощущение деформации пространства, одностороннего ограничения и раскрытия пространства вглубь и в одну сторону, нарушение равновесия и цельности.
XI Облицовка зеркалами стен и потолка, локальный ИЛИ выступающий цвет пола. Эффект «отсутствия» ограждающих поверхностей.

Таблица 4

№ п/п Схема пространства Характеристика цветных членений Особенности зрительного восприятия пространства
I Все стены (не на полную высоту) и пол окрашены в выступающие цвета, потолок и верхняя часть стен – в отступающие. Изменение пропорций, иллюзорное понижение высоты и расширение пространства вследствие изменения соотношения высоты и ширины.
II Стена окрашена в отступающий цвет, пол – в локальный (любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой), потолок и верх стен – в выступающий. Ощущение давящей тяжести сверху и раскрытие в стороны.
III Произвольное членение плоскости выступающими, отступающими и локальными цветами вне связи с подлинным очертанием плоскостей. Полная деформация пространства, невозможность уяснить его подлинную форму.
IV Пол и нижняя часть стен окрашены в выступающие цвета; стены и потолок – в отступающие. Изменение пропорций, расширение и легкость пространства, ощущение надежности пола, зрительное увеличение его площади.
V Вертикальные, линейные элементы и пол окрашены в выступающие цвета, стены и потолок – в отступающие или локальные. Выявление глубинности пространства, ритм членения приобретает в пространстве ведущее значение.
VI Полосы на потолке и полу, стены выполнены в выступающем цвете, пол в локальном (п.II), потолок – в отступающем. Иллюзорное ощущение замкнутости пространства, увеличение высоты.
VII Линейные элементы выражены в выступающем цвете, пол и потолок – в локальном, торцевая стена в отступающем. Ощущение глубинности пространства, направленности зрительного движения.

Цвет в пространстве

Обычно размещение цветов, прежде всего, подчиняют логике пространственной структуры интерьера. В зависимости от соотношения размеров и главной оси движения форма может восприниматься как статичная или как динамичная и, соответственно этому, как центрическая, фронтальная или глубинная. В статичном пространстве – насыщенный, плотный, фактурный, теплый цвет на всю высоту стены, единый цветовой фриз утвердят значение стены, подчеркнут своей непрерывностью и протяженностью замкнутость, изолированность пространства.

Цвет позволяет выразить идею целостности и нерасчлененности «текучего пространства» общей одноцветной плоскостью стен либо пола или потолка. Пронизывая прозрачные плоскости остекленных перегородок, цвет ограждающей поверхности объединяет смежные помещения и внутреннее пространство с внешним.

Для связи интерьера с экстерьером, создания ощущения незамкнутости внутреннего пространства его замыкают, стенами, в том числе, и их цветом, с одной или нескольких сторон, а остальные застекляют по всей высоте. В вестибюли и холлы через остекление вводят необычные для интерьера цветоносители – наружное замощение, газоны и даже кустарник. Стены выполняют из Кирпича в «пустошовку» или бутовой кладкой камня грубого окола.

Выше рассматривалось отдельное замкнутое помещение. Значительно шире возможности цвета в многокомнатном здании, там при переходе же из одного пространства в другое происходит разрыв в цветовых впечатлениях, они накапливаются, и. синтезируются в сознании последовательно, по мере движения. Продуманным размещением в сложном пространстве здания цветовых акцентов и интервалов между ними можно:

  • сделать наглядной и ясной структуру пространства, его пластику, масштаб, пропорции, ритм построения, облегчить зрительное восприятие интерьера;
  • объединить в единое целое разнообразные элементы пространства, выявить их связи;
  • совмещением цветовых и пространственных акцентов подчеркнуть значение главного пространства – ядра композиции и соподчиненность ему других пространств, создать динамику движения к центру, установить последовательность восприятия пространства;
  • выявить структурные узлы – горизонтальные и вертикальные коммуникации, коридоры, переходы, холлы, лестницы;
  • придать черты индивидуальности безликой однообразной протяженности коридорной коммуникации, изменить представление о ее действительных размерах, зафиксировать пересечение глубинных осей, места поворота движения;
  • сконцентрировать внимание на эффектных ракурсах, характерных узлах.
  • иллюзорно устранить назойливые архитектурные детали, придать пластическую выразительность объемно-пространственной форме;
  • усилить впечатление замкнутости или раскрытия пространства, подчеркнуть его симметричность или асимметрию, динамизм или статичность, выявить центричность, фронтальность или глубинность композиции;
  • расчленить единое пространство на функционально обособленные или смысловые зоны;
  • организовать графики движения, усилить ощущение главной композиционной оси, обеспечить нарастание эмоционального напряжения от периферии к смысловому центру.

С помощью цвета ритмическое развертывание пространства или контрастная смена пространственных впечатлений получает цветовое подтверждение и подчеркивается светом.

Цвет и форма

Широки возможности цвета и в воздействии на восприятие форм внутри интерьера – строительных элементов, колонн, оборудования, мебели и т.п. Цвет позволяет: выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы. Он также может расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное. Кроме того, цвет иллюзорно изменяет представление о геометрическом виде и величине формы. Он может подчинить форму пространству или пространство форме, объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними. С помощью цвета можно выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить. Цвет содействует с помощью целенаправленной группировки форм выявлению особенностей пространства, обеспечивает цветопредметную целостность интерьера, гармонизирует по этому критерию его среду. К примеру: оконные и дверные откосы, ниши и проемы, окрашенные в один цвет со стеной, усиливают впечатление ее толщины, объемности и материальности. Окрашенные намного светлей стены, они лишают ее монументальности, превращают в подобие ширмы, в лучшем случае зрительно облегчают.

Цветоносители

При реализации цветового решения интерьера , автором воплощается не просто абстрактный цвет, а его выражение в форме конкретного материала, и лучшие из них – природные материалы. Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты и мягки по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре. Особая трепетная жизнь цветного просвечивающегося мрамора и его узорчатое многоцветье, причудливая слоистость и теплота древесины, цветовое многообразие керамики, мягкое свечение цветных витражей, матовая белизна фарфора, мерцание мозаичной смальты – все это неисчерпаемые источники цветовых ощущений.

Цветосочетания, неудачные при окраске, иногда приобретают высокое эстетическое звучание в композициях из природных материалов. Так, широко известно благородное сочетание зеленого малахита с желтой бронзой. Своеобразны по цвету некоторые металлы, и хотя их цветовая гамма невелика, ее вполне можно применять при решении интерьера. Так, желтый цвет золота и латуни отличается от желтого цвета других материалов. Неповторимы белый или сероватый цвет серебра, алюминия и цинка, красноватый цвет меди.

Опыт показывает, что если колористическое решение интерьера основывается на цвете природных материалов в сочетании с одним основным цветом (в народной архитектуре чаще всего – белым), колористическая ошибка практически исключена.

Такой традиционный материал, как бумажные обои с мелкой сетчатой фактурой, при хорошем качестве изготовления создают поверхности красивых бархатных пастельных цветовых тонов. Богатой палитрой обладает облицовочный кирпич и керамическая плитка.

Цветовые тона , получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Так, они предполагают очень большое количество оттенков и способов их разнообразия. Кроме того, красящие составы удобны, экономичны. Однако степень выразительности цветов красителей настолько значительна, что требует очень осторожного к себе отношения.

Материал и его цвет

Между ними есть глубокая внутренняя связь. Цвет таких матовых, шероховатых, крупнозернистых с четко различимой фактурой поверхностей, как кирпич, штукатурка, клеевая окраска, сукно, воспринимается плотным и материальным. Они наилучшим образом соответствуют теплым – коричневым, красным, оранжевым, желтым, малонасыщенным светлым и особенно белым, поверхностным, выступающим цветам, которые активно выявляют фактурность этой поверхности. Холодные оттенки – зеленые, голубые, синие – на гладких поверхностях с мелкозернистой трудно различимой глянцевой фактурой, выглядят менее материальными, воздушными, плоскими, расположенными на неопределенном расстоянии. Это цвета – отступающие, независимые, маскирующие природу материала.

В особо декоративных породах камня – мраморах, гранитах, лабрадоритах, габбро – только зеркальная полировка полностью выявляет их природную структуру и цвет. Особая декоративность и красота колорита армянских туфов проявляется при матовой фактуре поверхности. Красота и причудливость рисунков и колорита таких ценных пород дерева, как орех, карельская береза, чинара, карагач, красное дерево, ильм и другие, обнаруживаются в различных срезах только под прозрачным покрытием, не искажающим природного цвета материала.

И наоборот, грубо невежественной и уродливой выглядит подкраска старой бронзы масляной краской, отделка чугунных капителей золотой масляной бронзой, окраска облицовочного кирпича в голубой цвет или кладки из гранитного бута – в розовый, настилка пола линолеумом имитирующей внешний вид мрамора, но не его твердость и др.

Цвет и функция

Обеспечение оптимальной цветосветовой среды предполагает достаточно широкие границы для творческой свободы дизайнера. Основные цветовые тона стен и потолка должны находиться в пределах средневолновой части спектра (синевато-зеленые, голубовато-зеленые, зеленые, зеленовато-желтые, зеленовато-коричневые, желтые, золотисто-коричневые). Для потолка желателен белый цвет. Для полов применяются, наряду с основными, также и вспомогательные цвета, лежащие в пределах более широкого диапазона, включающего группу красно-золотистых и синих цветов. Для мебели и оборудования в дополнение к основным и вспомогательным на площади, не превышающей 10%, допускаются акцентные цвета полного спектра, кроме пурпурных и фиолетовых.

Однако нужно обратить внимание на то, чтобы цвет не противоречил, а помогал реализовать функцию предмета. Синий водопроводный кран горячей воды – не просто неудачный парадокс, это ложная информация, которая угрожает неприятностью – можно невольно обжечься. На лестничных ступенях темно-синего цвета легко оступиться, так как у них проступь и подступенок неразличимы. При всей красоте окраски красно-оранжевый холодильник хуже, чем белый, отражает тепловые лучи, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены.

Гармония цветов в интерьере

В интерьере цвета выступают неразрывно, в реальном сочетании и воплощении. Самые привлекательные и красивые сочетания принято называть гармоничными. Возможности гармоничных сочетаний цветных элементов интерьера неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам – контрастным и нюансным гармониям.

Контрастные гармонии . Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разнонасыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым.

Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно:
– выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам;
– впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов;
– общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов;
– целостность, сдержанность сочетаний.

Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета.

О художественном образе интерьера

Архитектура, проектирование интерьера – не изобразительное искусство, это более родственно музыке, так как эмоционально воздействует на человека через ассоциации и образные представления. В развитом пространстве цвет, подчиняясь форме, иллюстрирует ее, совпадая е формой, создает синхронность, созвучность воздействия, а иногда умышленно разрушает форму, исполняя сольную партию, переставляет акценты, вносит в интерьер неожиданные ноты, яркие образы, ликующие краски, но всегда беспрекословно подчиняется общей гармонической теме.

Цветовые ассоциации на характерные тона разобраны в отдельной статье. Так, с синим цветом ассоциируются, например, прочные и специфические ощущения воздуха, жидкости, дали и глубины, воспоминания об окрашенных в этот же цвет предметах природы – воде, небе, отдаленных предметах; коричневый цвет – земной, зеленый напоминает о растениях. Однако цветовое решение интерьера способно не только усиливать образные ассоциации, порождаемые архитектурной формой, но и само самостоятельно может порождать такие ассоциации, во многом определять образную характеристику помещения. В этом случае она выступает в своей самой главной роли, как выразитель сложного мира чувств и переживаний, символ идей.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

Цвет - это наиболее важный фактор, который нужно учитывать при оформлении интерьера своего жилища. Каждый человек всегда стремится создать гармоничную атмосферу в своём доме. Для этого нужно знать, что различные сочетания цветов не только воздействуют на нашу психику и настроение, но и на восприятие пространства интерьера.

С помощью цвета можно создать иллюзию огромного пространства в рамках маленького формата и «сузить» необъятные просторы. Для этого будем учиться узнавать цвета.

Цветов и их комбинаций великое множество. Они делятся на главные, основные и сложные.

Главные цвета: красный, жёлтый и синий. Они ещё называются первичными. Именно с помощью их смешивания, мы получаем это великое множество цветов и оттенков.

Первичные цвета, соединяясь между собой, образуют вторичные : Красный + Жёлтый = Оранжевый. Жёлтый + Синий = Зелёный. Красный + Синий = Фиолетовый. Красный + Жёлтый + Синий = Коричневый.

Итак, основные цвета - это оранжевый, зелёный, фиолетовый, красный, жёлтый, синий.

Если мы соединим все вторичные цвета между собой, то получим третичные цвета : Оранжевый + Зелёный = Жёлто-коричневый. Оранжевый + Фиолетовый = Красно-коричневый. Зелёный + Фиолетовый = Сине-коричневый.

Все остальные цвета, полученные с помощью комбинаций, называются четвертичными, пятеричными. И это уже сложные цвета.

Так же цвета разделяют на лёгкие, средние, тяжёлые, тёплые, холодные и нейтральные. Считается, что вся синяя гамма - холодная. Это цвета воды, льда и неба. Зелёная гамма - нейтральна. От жёлтого к красному идёт тёплая гамма - цвета огня.

Лёгкими цветами считаются холодные, малонасыщенные, светлые тона - небесный цвет.

Тяжёлыми - тёмные, плотные цвета. Это - оливковый, коричневый.

Итак, подведём итоги. Тёплые тона оптически уменьшают помещение и придают интерьеру интимный характер. Они также могут быть использованы для акцентирования отдельных элементов интерьера. В небольших комнатах используйте светлые оттенки этих цветов, если вы не хотите изменять пропорции интерьера.

Чем светлее цвет стен, тем просторнее, кажется помещение, тем легче в нём дышится и работается. Также с помощью цвета можно исправить пропорции интерьера комнаты или предмета, зрительно уменьшить или увеличить объём, сделать стены выше или ниже.

Тёплые тона - жёлтые, оранжевые, красные - имеют свойство приближать окрашенные поверхности. Холодные цвета кажутся удалёнными от наблюдателя.

Если вы стремитесь оптически увеличить комнату, то используйте светлые тона в интерьере, более тёмные тона лишены этого свойства. Поскольку холодные тона производят прохладные впечатления, их лучше использовать в спальнях. Низкая комната с потолком, окрашенным светлым холодным тоном, зрительно покажется более высокой.

Если комната очень вытянута в длину, то исправить это вы сможете с помощью окрашивания дальней стены более интенсивного тона и таким образом «приблизить» её. Небольшие помещения окрашивают в пастельные тона, чтобы комната казалась свободной и просторной.

При отделки помещений помните, что характер узора, композиция орнамента, размер рисунка и направленность линий очень меняют восприятие объёма интерьера. Высоту вы можете увеличить, если поклеите обои с вертикальными полосами, горизонтальные полосы, наоборот, сделают вашу комнату широкой и с низкой высотой.

Правильные геометрические рисунки сделают пространство интерьера статичным, а диагонали и зигзаги его дезорганизуют.

Что такое насыщенность цвета?

Кроме цветовых переходов между насыщенными цветами существует ещё их тоновая растяжка. Растяжка цвета от самого светлого до самого тёмного даёт нам больше оттенков. При декорировании интерьера можно использовать тёмные и светлые оттенки одного цвета. Это называется комбинированием тон в тон. Для самых больших поверхностей используют приглушённые и светлые тона.

Для акцентов интерьера комнаты берут яркие и насыщенные тона. Комбинирование тон в тон может угрожать вам монотонностью, но от этого избавит присутствие зелени или аксессуаров контрастного цвета в интерьере.

Что такое контрастность цвета?

Каждый цвет имеет только один контрастный цвет. Для удобства советую воспользоваться специальным цветовым кругом. Количество делений в цветовом круге может быть от 8 до 160 и более. Если контрастные цвета поместить рядом, то они могут создавать довольно резкие сочетания. Поэтому пользуйтесь ими очень осторожно. Приглушённые оттенки этих цветов могут давать красивые созвучия.

На усиление или ослабление восприятия человеком контрастных цветов влияют расстояния и освещение. Чем больше расстояние между контрастной парой цветов и глазом, тем менее активно они выглядят и наоборот. Окружающий фон так же влияет на усиление или ослабление контрастов в интерьере: на чёрном фоне они сильнее, чем на любом светлом. Контрастные сочетания лучше использовать для столовых, прихожих, комнат для игр или в интерьере кухни.

Цветовой контраст будет эффектнее, если использовать цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга. Зелёный - Малиновый. Красный - Голубой. Оранжевый - Синий. Жёлтый - Фиолетовый. Но наиболее приятные цветовые схемы могут быть получены при сопоставлении цветов, не столь резко контрастирующих друг с другом, например красивого оливково-зелёного с анилиново - красным цветом. Контрастная схема не потеряет своей эффектности, будучи составленной, в слегка приглушённых тонах.

Например: классическому красному и зелёному противостоят кораллово - розовый тон и золотисто-зелёный. Чёрный и белый - это полные контрасты, их не относят ни к холодным, ни к тёплым цветам. По законам цветовой гармонии, чёрный, серый и белый сочетаются с любым из хроматических цветов (все цвета спектра). Серый цвет в одиночестве может показаться скучным, поэтому он очень подходит как фон и его в интерьере используют в сочетании с другими цветами. Нейтральные и сдержанные тона могут быть идеальным фоном для солидной мебели и красивых картин, для любой дорогой и ценной вещицы.

Смягчённые контрасты

Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Например: вместо обычного чистого синего и оранжевого мы возьмём синий с лёгким оттенком зелёного и кораллово - оранжевый. Контраст остаётся насыщенным, но не столь резким, как при сочетании обычных контрастов. Есть и другой способ достижения подобной гармонии в интерьере - это двигаться вверх или вниз по цветовой шкале обоих цветов, добавляя в них белый или чёрный цвет.

Резкие контрасты

Первоначальное значение при работе с контрастными цветами имеет соблюдение принципа пропорциональности соотношения цветов. Каждый цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, какой цвет находится по соседству. Если два сильных цвета размещены рядом в равных пропорциях, то глаз мечется от одного к другому, вызывая у вас раздражение. Это происходит потому, что каждый дополнительный цвет легко вызывает у вас воспоминание о нюансах другого, создавая визуальное замешательство.

Вы можете проверить этот эффект, посмотрев 15 секунд на ярко - зелёный предмет и затем, зажмурив глаза, увидеть этот же образ, но окрашенный дополнительным красным цветом.

Чтобы ослабить напряжение, возникающее при сопоставлении двух дополнительных цветов, нужно при оформлении интерьера помещения варьировать количество каждого из них. Когда мы работаем с контрастными цветами, то размещаем тёплый цвет рядом с холодным. Когда мы имеем дело с такими смелыми сочетаниями, то лучше всего расположить холодные тона на больших плоскостях в качестве фона, в то время как тёплые использовать в качестве цветовых акцентов.

Что такое монохромные цвета?

Монохромные сочетания - это самый лёгкий способ достижения гармонии в благоустройстве и оформления вашего интерьера. Основан этот способ на нюансировке и варьировании тонов одного цвета.

Правила смешивания

Белый цвет всегда даёт рождение новому оттенку.

Чёрный цвет «убивает» любой оттенок в любом интерьере.

Полуконтрастные цвета

Вернёмся к цветовому кругу. Все те цвета, которые расположены в цветовом круге под углом 90 градусов и есть полуконтрастные цвета. Для каждого цвета существует два полуконтрастных (красный - жёлтый, красный - фиолетовый).

Тональные цвета

Для мягкого и не раздражающего интерьера. Красно-оранжевый тон. Оранжево - жёлтый тон. Жёлто - зелёный тон. Зелёно - голубой тон. Голубо-синий тон. Сине-фиолетовый тон. Фиолетово-малиновый тон. Малиново - красный тон.

Наша жизнь – это то, что мы видим ежедневно, то, что нас окружает. В первую очередь, это наш дом. Поэтому так важно жить в красивом и правильно устроенном пространстве. Об этом хорошо знают дизайнеры по интерьеру. Впрочем, эти знания все чаще становятся достоянием общественности. Сегодня мы с помощью специалистов Архитектурной дизайн-студии Театра Линий поговорим о некоторых правилах оформления интерьера.

Стиль и цвет в интерьере

Первым делом определите для себя функциональные потребности вашей семьи, после чего попробуйте условно разделить квартиру на зоны, где будете спать, работать, готовить и есть, принимать ванну. Подумайте, какой стиль вам ближе, для этого полистайте интерьерные журналы. Что-то обязательно порадует глаз и покажется достижимым.

Очень важно понять, какая цветовая гамма станет для вас наиболее комфортно и приятной глазу. Для этого стоит прислушаться к своему внутреннему состоянию. Подумайте, какой цвет действительно ваш.

От основного цвета и акцентов в интерьере будет зависеть в дальнейшем ваше настроение и самочувствие. И если акценты можно быстро поменять, с цветом стен это проделать будет сложнее. Именно поэтому многие предпочитают светлые, бежевые тона. Ряд особенностей в выборе цвета индивидуален для разных психотипов. Например, известно, что красный цвет возбуждает. Но если холерика длительное пребывание в красной гостиной может привести к перенапряжению, то на расслабленного меланхолика это может оказать положительный «бодрящий» эффект.

В отношении колористических экспериментов с полом дизайнеры предупреждают: голубой цвет и все его оттенки под ногами не располагают к долгому пребыванию в комнате, хотя при этом она кажется большой и просторной, а желтый делает жилище свободным и солнечным, но зрительно не дает ощущения надежной опоры.

Расширяем пространство

Обратите внимание на конфигурацию жилья, его проблемные зоны. Увеличить зрительно пространство помогут зеркальные и глянцевые поверхности, светлые тона, или наоборот контрастные темные. Все зависит от дозировки и сочетания.

К числу классических приемов создания оптических иллюзий относятся, например, создание подвесного потолка и использование подсветов в верхней зоне помещения – это помогает зрительно увеличить высоту помещения. Того же эффекта можно достичь, покрасив пол в насыщенный цвет или покрыв его лаком, а также если поклеить обои с крупным рисунком, контрастным к основному фону.

Зрительно раздвинуть стены можно с помощью цветового противопоставления вертикальных и горизонтальных ограждающих плоскостей, а также при «сталкивании» контрастных фактур. Ощущение большего простора в небольшой комнате возникнет, если использовать в отделке светлые прохладные тона – оттенки серо-голубого, жемчужного, бледно-зеленого. Если же комната, наоборот, очень просторна, то ей подойдут пастельные или насыщенные тона теплой гаммы.

Изменению восприятия пространства чрезвычайно способствует и фактура отделочных материалов и предметов интерьера. Например, горизонтальные полосы зрительно растягивают помещение, создавая эффект увеличения площади, но с одновременным уменьшением его высоты. Вертикальные, наоборот, визуально сжимают пространство по горизонтали, увеличивая его по высоте.

Игра с пространством

Вот несколько приемов, которые помогут вам зрительно увеличить пространство. Допустим, имеется вытянутое узкое помещение. Превратить его в квадратное можно с помощью зеркал. По длинной стене с определенным интервалом (шагом) располагаем зеркала на всю высоту, от пола до потолка. Так будет казаться, что за стеной узкой комнаты находится что-то еще. «Зазеркалье» визуально увеличит ширину комнаты.

Еще один прием: условно делим комнату на две зоны и располагаем зеркала, вытянутые, вертикальные, напротив друг друга, монтируя их на длинные стены на границе перехода одной зоны в другую, тем самым разбивая зрительно пространство. Так мы получим, две зоны квадратной формы, а одну из них можем и развернуть в противоположную сторону, так как зеркала дадут нам эффект бесконечности. Вообще любые предметы с зеркальной или глянцевой поверхностью, также создадут эффект увеличения пространства за счет отражающих поверхностей.

Чтобы зрительно увеличить высоту потолка, можно применить графический ход – например, используя вертикальную полосу на обоях, или выкрасить ее цветом по рисунку, насыщенным и контрастным относительно фонового основного тона. Или же можно создать эффект окон, задекорировав узкие вертикальные ниши матовым стеклом от пола до потолка, за которым скроем подсветку. Такие вертикальные световые «окна» вытянут наше помещение визуально по высоте, а если при этом использовать глянцевое напольное или потолочное покрытия, то этот эффект усилится, посредством отражения на примыкающих поверхностях. Любая графическая вертикаль, светильник, узкий и высокий, также помогут решить данную задачу.

Скрытые резервы

Нередко обитателям дома хочется в интерьере больше «воздуха». Но с другой стороны, нужно куда-то складывать вещи. К счастью, для профессионального дизайнера две эти задачи не являются взаимоисключающими. Сегодня актуально скрытое размещение предметов и оборудования. Таким образом, сохраняется чистота линий, присутствует ощущение свободного пространства. Это достигается с помощью ниш и встроенных шкафов, гардеробных. Системы хранения можно полностью скрыть от посторонних глаз, оформив двери встроенных хранилищ одинаково с остальной поверхностью стены. В некоторых случаях, напротив, дверное полотно сознательно выделяют, превращая в дополнительный аксессуар или даже в произведение искусства, например, с помощью фресок.