Лексический разбор слова - что это такое? Примеры. Лексический разбор слова - что это? Как разбирать лексический разбор

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

    ключевые слова (словосочетания);

    слова, употребленные в переносном значении;

    синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;

    слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);

    заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);

    профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

    объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;

    уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

    подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

    провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

    показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Упражнение 1 . Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста.

В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянн ый к северу от столицы... Насыпные землян ые валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанн ый говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не поща дил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь землян ые валы, когда- то вздыбленн ые руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произра стающие на этих валах...

(А.Стрижев)

1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний . Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

Для справок

Городи"ще , -а, ср.Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.
Лихоле"тье , -я, ср. (устар.) . Время смут, бедствий.
Пря"сло , -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни. <...>
Тын , -а, м. (обл.) . Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).

(Из Толкового словаря русского языка)

Проверьте себя!

Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.

Упражнение 2 . Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания .

Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь 3 , и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими 2 днями. Может быть 7 , душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем 4 ? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец...

(А.Стрижев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.

Упражнение 3 . Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?

Души"ца , -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).

1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это...

Упражнение 4 . Найдите «лишнее» .

1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.

Упражнение 5 . Подготовьтесь к выразительному чтению.

У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.

(С.Я. Маршак)

1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова . Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может .
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Упражнение 6 . Определите основную мысль текста.

Одного дружинника 2 , как раз в деловые часы, начала хватать болезнь: скука, немогота, смертная тоска. Дружинник говорит сам себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся. У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет на товарищей. Встану да поработаю, пока жив».
Через силу он сползал с нар и начинал работать. И чудное дело: лихая слабость начала отходить от него, когда он трудился.
Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся немощи. Доброй мыслью побеждал печаль и победил цингу: болезнь оставила его.

(Б.Шергин)

1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота , принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд .

Упражнение 7 . Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их .

Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственн о очень точно и логично раз граничивать смысл слов, ис пользуя чаще всего общепринятые, закрепленные словарем значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).

В этих семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть , и каждое из этих слов отличается свойственными ему, (не)завися щими от автора смысловыми оттенками. Поляны – печальные , потому что луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная ; песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска) ; поэту – грустно . «Скучно, грустно...» – говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:

Грустно, Нина: путь мой скучен...

А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик , которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик) , отуманен а печалью.

(Е.Эткинд. Разговор о стихах)

1. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы – «то же, да не то же».

Упражнение 8 . Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.

У тонкого сна на краю,
покорного рвуще му мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной...
И труд золотой, добровольный,
настоянн ый на тишине.
Рас троганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.

(Ю.Лошиц)

1. Найдите в поэтическом тексте ключевые слова. Какое имя существительное является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам предложения, используя графические обозначения, первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать непременно не спеша , чтобы их впитывала, впивала наша душа? Как автор характеризует этот труд души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения, в которых слово книга будет являться ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге, которую вы не только читаете «не спеша», но и перечитываете, размышляете над ней, анализируете и содержание, и язык, и композицию...

1) Бартер:

Лексическое значение: Бартер - англ. Barter, прямой безденежный обмен товарами или услугами.

Другое значение: Бартер - договор мены.

Значение прямое.

Синонимический ряд: сделка, обмен, товарообмен.

Слово заимствовано с английского языка.

Слово профессиональной лексики.

Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

  • 2) Дилер:
  • 1. Дилер - одушевленное лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг, драгоценных материалов и т. д. Дилеры действуют от своего имени и могут выступать посредниками между брокерами, другими дилерами и клиентами.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: медведь, бык, бизнесмен, торговец, посредник, коммерсант, перекупщик, джобер, арт-дилер.
  • 3) Брокер
  • 1. от англ. Broker, Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет клиентов.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: авиа брокер, агент, посредник, биржевик.
  • 5. Слово заимствовано с английского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 4) Барбекю:
  • 1. Блюда, приготовленные под открытым небом на углях. К барбекю относятся как грилированные, так и верченые блюда, то есть все, что жарится над углями: на рашпоре, гратаре, вертеле, шпажках или прутьях. Барбекю называется сама жаровня для приготовления жареных или копченых продуктов, и процесс приготовления, и блюдо приготовленное таким способом.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: блюда, соус.
  • 5. Барбекю - строго западное слово.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 5)Инсинуация:

Инсинуация (от лат. insinuatio, буквально - вкрадчивость) преднамеренное сообщение отрицательных сведений (или даже измышление, клевета), имеющее целью опорочить кого-либо, подаваемое намёком (т. е. не прямо, а косвенным указанием на факты и обстоятельства) или тайно. Цель инсинуации -- подорвать в слушателях и/или читателях доверие к объекту инсинуаций, следовательно, к его доводам или поведению.

  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: намёк, сплетня, клевета, измышление, навет, наговор, пасквиль, оговор, поклеп, извет, диффамация, обговаривание.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 6)Чипсы:
  • 1. Картофель, зажаренный в масле в виде очень тонких ломтиков разной формы.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: кушанье.
  • 5. Слово «чипсы» происходит от английского «chip» - «пластина».
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим.
  • 7)Экспансия:
  • 1. Экспамнсия (от лат. expansio -- распространение, расширение) -- территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: распространение, расширение.
  • 5. Слово заимствовано из латинского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 8)Камикадзе:
  • 1. Камикадзе (япон. букв. - ветер богов), название японского летчика - смертника, действовавшего против кораблей противника во время 2-й мировой войны. По американским данным, камикадзе потопили 45 и повредили около 300 боевых кораблей.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: боевик, лётчик, смертник, тейсинтай.
  • 5. Слово заимствовано с японского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Устаревшее слово.
  • 9) Дайвинг:
  • 1. (англ. diving
  • 2. Слово многозначное: а) подводное плавание; б) материал.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: подводное плавание, технодайвинг, фри-дайвинг, экстрим-спорт.
  • 5. Слово заимствовано с английского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 10) Фазенда:
  • 1. (порт. fazenda) - в Бразилии крупное поместье, земельное или скотоводческое; то же, что асьенда, эстансия.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: поместье, эстансия, асьенда.
  • 5. Слово заимствовано с португальского языка.
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 11) Сари:
  • 1. Сари, женская одежда в Индии. Представляет собой прямую полосу ткани (длина 4,5--9 м, шириной 1 м), один конец которой два раза обёртывается вокруг бедер, драпируя ноги; верхний край С. укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают этот конец на голову, как шаль. Под С. надевается короткая кофточка с короткими рукавами. В разных областях Индии, а также у различных групп населения существуют некоторые особенности в манере надевать С. Чаще всего его нижняя часть подобна юбке, но иногда -- длинным или коротким шальварам.
  • 2. Многозначное слово: а) Сари - женская одежда в Индии; б) Сари - город в Иране.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: одежда.
  • 5. Слово заимствовано с Индийского языка.
  • 6. Общеупотребительная лексика.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 12) Пролонгация:
  • 1. Пролонгация - (фр. prolongation лат. prolongare удлинять) - продление договора, осуществляемое до момента истечения срока его действия с целью обеспечения его непрерывности.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: продолжение, отсрочка, продление, экстраполяция, экстраполирование.
  • 5. Слово заимствовано с французского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
  • 13) Пиюрализм:
  • 1. (от латинского pluralis - множественный) - политологический термин, означающий многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил, открыто проявляющихся в западной плюралистической демократии.
  • 2. Слово однозначное.
  • 3. Значение прямое.
  • 4. Синонимы: многообразие, триолизм, учение.
  • 5. Слово заимствовано из латинского языка.
  • 6. Слово профессиональной лексики.
  • 7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Схема

1. Общая характеристика текста (функционально-смысловой тип, стиль, жанр, коммуникативная задача автора, тема, основная мысль, возможный заголовок).

2. Слово в тексте: информативная и структурно-композиционная роль в реализации коммуникативной задачи автора (соотнесенность с тематической структурой текста, роль в выражении связности текста).

3. Семантическая структура слова: однозначное оно или многозначное, значения многозначного слова, их типы и связь друг с другом.

4. Значение слова в данном тексте (с использованием толкового словаря), способ толкования значения.

5. Тип лексического значения:

– по способу номинации: прямое или переносное;

– по степени семантической мотивированности: немотивированное (непроизводное) или мотивированное (производное); производно-прямое (неэмоциональное), производно-переносное (эмоциональное);

– по возможности лексической сочетаемости: свободное или несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);

– по характеру выполняемой функции: номинативное или экспрессивно-синонимическое.

6. Системные связи слова: возможность синонимии, антонимии, омонимии – с определением их типа.

7. Происхождение: исконно русское, заимствованное – с определением языка-источника и его признаков.

8. Принадлежность к активному или пассивному словарному фонду: является активным, актуальным, историзмом, архаизмом (с определением типа), неологизмом или окказионализмом.

9. Сфера употребления: общеупотребительное или ограниченное в своем употреблении: территориально ограниченное – с определением типа диалектизма; профессионально ограниченное: термин, профессионализм (в какой профессиональной среде употребляется) или социально ограниченное; жаргонизм, арготизм.

Образец

Жрецы сделали все, чтобы навсегда стереть в сердцах людей память о реформаторе-фараоне и его жене-красавице легендарной Нефертити. Но судьба готовила им бессмертие. При раскопках древней столицы в мастерской скульптора Тутмеса были найдены их портреты.

Самый известный из этих портретов – портрет Нефертити в царском головном уборе – хранится сейчас в Берлинском музее. Портрет полон настоящего дыхания жизни. С изумительной легкостью и тонкостью передал гениальный скульптор эту изящно величавую посадку головы на длинной шее, прелестный рисунок чуть улыбающихся губ, узкие миндалевидные глаза, прикрытые тяжелыми веками.

После тридцати пяти веков забвения вновь открыта миру утонченная, одухотворенная красота Нефертити. (О. Николаевская)

Бессмертие

Это текст смешанного функционального типа, в котором преобладает описание – в данном случае это описание ситуации, однако есть и элементы повествования, так как в тексте сообщается и о событиях, следующих друг за другом (жрецы сделали…, судьба готовила…, были найдены портреты… и т. д.), а также элементы рассуждения – тезис «Но судьба готовила им бессмертие» получает развитие и доказательство в последующих абзацах; стиль текста – публицистический, так как в нем реализуются информативная и воздействующая функции. Задача автора – убедить адресата в том, что одухотворенная красота Нефертити, запечатленная гениальным скульптором, бессмертна. В данном тексте говорится о найденном портрете Нефертити. Значит, тема – портрет Нефертити . Основная мысль – утонченная, одухотворенная красота Нефертити бессмертна. Возможный заголовок – красота Нефертити, запечатленная на портрете, бессмертна.

Слово бессмертие участвует в структурировании вербально выраженной ремы текста – судьба готовила им бессмертие. Текстообразующая роль рассматриваемой лексемы заключается в ее ключевой позиции в семантической структуре текста-рассуждения о бессмертии красоты.

Слову бессмертие позволяют выполнять выявленную выше коммуникативную задачу в тексте следующие его лексические признаки:

это слово многозначное, так как имеет несколько значений:

1. Вечное существование, не прекращающееся бытие. Бессмертие природы. 2. Высок. Неувядаемая посмертная слава. (МАС)

Первое значения является прямым. Это главное, исходное значение, второе – производное от первого – переносное (перенос по сходству), метафоричное.

В данном тексте слово употреблено во втором значении: бессмертие – ‘неувядаемая посмертная слава’; это переносное значение, метафора, так как в этом значении слово является не прямой, а опосредованной номинацией явления (по сходству в проявлении); по степени семантической мотивированности лексическое значение мотивированное (производное, вторичное),

т. к. мотивировано прямым значением (во втором значении бессмертие – это слава, то есть известность, признание, популярность, а значит, ‘вечное существование, не прекращающееся бытие’ в памяти многих людей); свободное, т. к. имеет свободные связи с другими словами, ограниченные лишь предметно-логическими отношениями; экспрессивно-синонимическое, так как имеет эмоционально-экспрессивную окраску высокое и называет явление, вызывающую позитивное (уважительное) к себе отношение; по характеру связей в лексической системе данное значение является детерминированным, так как обусловлено значениями других слов (слава, известность, признание, популярность ), представляя их экспрессивно-синонимический вариант.

Анализируемое слово бессмертие входит в синонимический ряд семантико-стилистических синонимов, различающихся и оттенками значений, и стилистической окраской: слава, известность, признание, популярность, имя; лавры (книжн.), бессмертие (высок). Имеет языковой антоним (к 1-ому знач.) смерть . Омонимов нет.

По происхождению исконно русское, собственно русское; образовано префиксально-суффиксальным способом от общеславянского СМЕРТЬ (ср.: бел. бессмяротнасць, не ўміручасць (высок.), укр. безсмертність, невміру щ ість (высок.).

Относится к активному словарному фонду, лишено оттенков устарелости или новизны. Общеупотребительное, так как его употребление не ограничено ни профессионально, ни территорально, ни социально. По стилистической окраске – книжное, относится к высокой лексике, входит в коннотативно положительную группу слов.

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.

Одним из самых сложных заданий для детей во всей школьной программе по русскому языку является разбор слов по лексическому значению. Для того, чтобы его выполнить, необходимо применять словари синонимов, омонимов, антонимов, лингвистические слова, а также словаря фразеологизмов русского языка. Лексический анализ слова выполняется по плану, который будет предоставлен далее в статье. Также будут рассмотрены примеры выполнения разбора.

Для того, чтобы выполнить разбор слова с точки зрения его лексических характеристик, необходимо придерживаться специального плана:

  1. Сначала определяется лексическое значение слова, употребление его в контексте. Например, слова, которые имеют только одно значение, называют однозначными. Если у слова несколько значений – оно многозначное. При этом слова могут иметь переносное значение.
  2. Далее вам необходимо определить, к какому типу значения принадлежит слово в данном контексте. Оно может быть прямым или переносным. Например, медведь – животное (в прямом значении), медведь – неуклюжий человек (может употребляться в переносном значении).
  3. Если мы определим, что слово многозначное, то нужно указать все формы значения через запятую. Здесь нужно воспользоваться толковым словарем русского языка, чтобы не упустить все имеющиеся значения слова.
  4. Если слово употребляется в переносном значении, дайте ему определение, охарактеризуйте его. Например, в словосочетании «каменная статуя» – словом «каменная» обозначается предмет, который сделан из холодного, твердого материала – камня, а в словосочетании «каменное лицо», оно обозначает отсутствие эмоций на лице, невозмутимость.
  5. Найдите все существующие антонимы данного слова и запишите их. Антонимы могут быть как однокорневые – счастье – несчастье; быль – небыль и т.д., так и разнокоренные – друг – враг, злой – добрый.
  6. Необходимо найти все существующие синонимы к слову в том значение, в котором оно находится. Синонимы используются для более точного выражения мысли, придания им ярких окрасок, избегания тавтологии. Пример синонимов: счастливый – веселый, радостный, ликующий, торжествующий и т.д.
  7. Определите, является ли слово заимствованным из других языков или оно относится только к русскому языку. Есть несколько определений, по которым можно определить заимствовано оно или нет. Большинство заимствованных слов содержат букву «ф», а также те, у которых есть приставки «гидро», «био», «вет», «мото», «радио». Русских слов, которые начинаются на «А» в русском языке тоже очень мало. Слова дочь, мать, дуб, пруд являются исконно русскими. Баскетбол (от англ. Basket – корзина, Ball – мяч) – это слово из английского языка.
  8. Установите сферу употребления разбираемого слова, определите лексическое значение. Возможно слово относится к идиомам – «остаться с носом», значит «остаться ни с чем»; к жаргонизмам (слова, используемые в узких кругах людей) – «атас», значит «тревога».
  9. Необходимо определить, относится ли оно к устаревшим. Определите отношение слова к архаизмам или историзмам, если оно является устаревшим.
  10. Определить, принадлежит ли рассматриваемое слово фразеологизмам.

Пример анализа слова по лексическому значению

Из этого предложения «Ветка яблони прятала меня от солнечных лучей» возьмем для лексического анализа слово «ветка».


Как было сказано выше, чтобы провести разбор слова как лексической единицы, вам необходимо обзавестись некоторыми словарями, которые помогут вам в дальнейшей работе. Такие словари можно найти в сети Интернет.

Толковый словарь Ожегова онлайн

Этот словарь будет полезен всем учащимся и тем, кто интересуется русским языком в индивидуальных целях. Словарь Ожегова включает значения русских слов, содержит примеры употребления в предложениях и другую информацию. Этот словарь поможет найти не только значения слов в распространенном употреблении, но и значения в переносном смысле, а также ознакомиться с новыми значениями слова.

Словарь был создан в 1949 году известным лексикографом и ученым С. И. Ожеговым и является самым распространенным и полным словарем на данный момент. На сегодняшний день в нем имеется более семидесяти тысяч слов. Интернет сервис http://ozhegov.textologia.ru/ представляет собой электронную версию словаря Ожегова, которая в точности соответствует бумажной. На данном этапе слова продолжают добавляться пользователями и проверяться на подлинность редакторами сервиса.

Чтобы воспользоваться словарем для лексического разбора нужно:


Как подобрать синонимы к слову при лексическом разборе

Для нахождения синонимов русского языка вы можете воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Одним из них является http://www.synonymizer.ru/ . С помощью него вы можете найти все существующие синонимы в русском языке, нажав при этом одну кнопку. Сайт очень прост в управлении.

Для того, чтобы найти синонимы: