Определительное придаточное предложение. Основные типы придаточных предложений Местоименно определительные придаточные предложения примеры

ЗНАЧЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Вопросы, на которые отвечают придаточные

Свойства

Средства связи с главным предложением

Примеры

Определительные придаточные

какой?

Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово.

Только союзные слова

КАКОЙ,КОТОРЫЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ,КУДА,ОТКУДА,КУДА, и др.(все они заменяются на КОТОРЫЙ)

Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер

Местоимённо-определительные

(если подставляем ВСЕ ТО и предложение получается,то это мест.-определит.)

какой? Кто именно? что именно?

Относятся к местоимениям ТОТ, КАЖДЫЙ, ВЕСЬ,ТАКОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ,ЛЮБОЙ,ДРУГОЙ, НИКТО,НИЧТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ,ЧТО-ЛИБО и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять до и после определяемого слова.

Только союзные слова

КТО, ЧТО, (ТОТ…КТО,КАКОЙ,ЧЕЙ,ЧТО); ТАКОЙ…КАКОЙ, (ВЕСЬ,КАЖДЫЙ,ВСЯКИЙ…КТО).

Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. Кто ищет, тот всегда найдёт.

Изъяснительные

падежные вопросы

Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам(сказать,думать,чувствовать), реже к сущ-ным(просьба, мысль,надежда и др.), прилагательным(уверен, рад и др.), наречиям(хорошо,надо,странно и др.) Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения)

В главной части может быть указ.слово

Союзы: ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ,КАК БЫ. Союзные слова : КТО, ЧТО,КАКОЙ, КАКОВ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ,ГДЕ,КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ,ПОЧЕМУ и др.

Частица ЛИ, употреблённая в значении союза

Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили, будто его видели в городе. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют, кто их любит. Я не знаю, буду ли дома вечером.

Присоединительные

Что можно к этому добавить?

Похожи на добавочные замечания

Только союзные слова

ЧТО(в косв. Пад.), ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ

(можно заменить на ЭТО,ЭТОМУ)

Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия

как? каким образом?

Присоединяются к слову ТАК или к сочетанию ТАКИМ ОБРАЗОМ,

Союзное слово КАК союзы ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, СЛОВНО,ТОЧНО,КАК БУДТО

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Меры и степени

сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?

Присоединяются к одному слову- обстоятельству,выраженному наречием СТОЛЬКО,СТОЛЬКО,ТАК,ДОСТАТОЧНО и др.

часто встречаются указат.слова

Прид.часть стоит после главного

Союзные слова СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО союзы, ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, СЛОВНО,ТОЧНО,КАК БУДТО

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил

Места

Где? куда? откуда?

Присоединяются к одному слову- обстоятельству,выраженному местоименным наречием ТАМ,ТУДА,ОТТУДА,КУДА-ТО,ГДЕ-НИБУДЬ,НИГДЕ,ВЕЗДЕ,ВСЮДУ

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения)

часто встречаются указат.слова

Только союзные слова

ГДЕ,КУДА,ОТКУДА

Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт

Времени

Когда? Как долго? В какое время? С каких пор? До каких пор?

Присоединяются к о всей главной части или к одному слову- местоименному наречию ТОГДА, ВСЕГДА

Союзы КОГДА, (КОГДА…ТО), ПОКА, ЕДВА,ТОЛЬКО, КАК ВДРУГ, КАК ТОЛЬКО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, В ТО ВРЕМЯ КАК,ДО ТОГО КАК,ПЕРЕД ТЕМ КАКС ТЕХ ПОР (С ТЕХ ПОР, КАК), ДО ТЕХ ПОР ПОКА и др.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Условия

При каком условии? В каком случае?

Присоединяются к о всей главной части др

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения.

Только союзы ЕСЛИ (ЕСЛИ…ТО, ЕСЛИ…. ТАК, ЕСЛИ… ТОГДА), КОГДА(=ЕСЛИ), РАЗ,КОЛИ,КОЛЬ СКОРО, ЕЖЕЛИ

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком

Причины

Почему? Отчего? по какой причине?

Присоединяются к о всей главной части.

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения

Только союзы ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК(ТАК КАК …ТО), ИБО, БЛАГО,БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО,ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО И ДР

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Цели

С какой целью?Зачем?

Присоединяются к о всей главной части.

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения

Только союзы ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ,С ТЕМ ЧТОБЫ,ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ВО ИМЯ ТОГО ЧТОБЫ, ДАБЫ и др

Союзы-частицы ЛИШЬ,ЛИШЬ БЫ,ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО

Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов

Сравнения

Как что? Подобно чему? Чем что? Как? В срвнении с чем?

Присоединяются к о всей главной части или к одному слову-сравнит. Степени прил. Или наречия, а также к словам ИНОЙ,ДРУГОЙ, ПО-ИНОМУ, ПО-ДРУГОМУ,ИНАЧЕ

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения

Только с оюзы КАК,БУДТО, КАК БУДТО,СЛОВНО,ТОЧНО,ПОДОБНО ТОМУ КАК,ТАК ЖЕ КАК, КАК БЫ, БУДТО БЫ, КАК БУДТО БЫ, ЧЕМ, ЧЕМ - ТЕМ,НЕЖЕЛИи др

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Присоединяются к о всей главной части

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения

Союзы ХОТЯ, ХОТЬ,НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО,ДАРОМ ЧТО,ПУСТЬ, ПУСКАЙ;

Союзные слова КТО,ЧТО, КАКОЙ,СКОЛЬКО…НИ; ГДЕ,КОГДА,КУДА,ОТКУДА,КАК …НИ

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.

Следствия

Что является следствием этого? И что в результате?

Присоединяются к о всей главной части

Придаточная часть может стоять в любом месте (до, после, внутри главного предложения

Союз ТАК ЧТО

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Некоторую трудность в изучении русского языка создаёт сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Рассмотрению вопросов, касающихся этого раздела, будет посвящена данная статья.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Сложным предложением является языковая конструкция, в которой присутствует более одной грамматической основы - подлежащего и сказуемого. Причём сложноподчиненное предложение с придаточным определительным отличается наличием главной части и зависимой. Придаточное предложение обозначает признак предмета, названного в главном, и отвечает на вопросы "какой, который".

В речи часто встречаются сложноподчиненные предложения. Примеры можно привести такие.

Пёс бежал по лугу (какому?), который пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая (которую?), которая была уже двадцатой по счёту.

Зачем нужны сложные предложения?

Некоторые люди считают, что все свои мысли легко выразить короткими фразами, «без заморочек». Они утверждают, что сложноподчиненное предложение с придаточным определительным следует заменять двумя одноосновными простыми.

В некоторых случаях они правы. Особенно когда дело касается «многоэтажных» построений с несколькими подчинениями, причастными и деепричастными оборотами. Такие конструкции читать сложно, понять смысл сказанного - и того труднее. Но что может получиться, если постоянно заменять на несколько простых все сложноподчиненные предложения? Примеры, данные выше, мы попробуем преобразовать в упрощённые варианты.

Пёс бежал по лугу. Луг пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая. Она была уже двадцатой по счёту.

Получились вполне понятные и доступные для чтения предложения. Нам просто нужно было заменить союзные слова существительными либо местоимениями. Однако в первом случае налицо повтор слова в соседних предложениях, что нежелательно. Да и на слух этот вариант больше напоминает материал из букваря для осваивающих чтение малышей, а не на красивую русскую речь.

Разбор сложного предложения

Чтобы верно расставить знаки препинания в сложноподчинённых грамматических конструкциях, требуется умение находить грамматические основы в их частях. Например, разберём предложение.

Птица села на ветку дерева, которое сгорбилось под тяжестью снега.

Главная часть - птица села на ветку дерева , где птица - подлежащее, а села - сказуемое. Подчинительное предложение здесь таково: оторое сгорбилось под тяжестью снега" . Союзное слово «которое » вполне можно заменить словом «дерево ». Тогда получится полноценное простое предложение: «Дерево сгорбилось под тяжестью снега », где грамматическая основа - «дерево сгорбилось ». Поэтому при разборе придаточного предложения указывается подлежащим «которая » - именно это слово является главным здесь.

Поможет разобраться более точно схема сложноподчиненного предложения. Прямоугольником обозначается главная часть, кружком - подчинительная. Также следует указать в схеме связующее союзное слово и расставить знаки препинания.

Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

Если автор использует данную конструкцию в речи, он соединяет главную часть с второстепенной при помощи союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «кто», «что», «откуда», «куда», «где» . Разделяются части сложноподчиненного предложения запятой. Причём слова "чей, который, какой " являются основными, а все остальные из списка - неосновные, указывающие на признак предмета косвенно. Но их (неосновные связующие союзные слова) всегда можно заменить основным «который ».

Я обожаю дом в деревне, где прошло моё детство.

В данное конструкции союзное слово «где » легко заменяется словом «в котором ». Можно поставить вопрос к придаточному «Я обожаю дом в деревне (какой?), где прошло моё детство».

Часто в главной части присутствуют указательные слова «тот» («та», «то», «те»), «такой», «каждый», «всякий», «любой».

Я уважаю тех людей, что грудью защищали Отечество своё.

Где и когда ставится запятая в сложноподчинённых предложениях

  • В речевых конструкциях, где есть придаточные определительные, между главной частью и зависимой ставят запятую.

Вот и кинотеатр, где они целовались на последнем ряду.


Над лесом, в котором мы собирали грибы, сгустились чёрные тучи.

  • Иногда в придаточном обнаруживается наличие усилительно-ограничительных слов (союзов или их сочетаний, частиц, вводных слов). Таковыми являются особенно, в особенности, в частности, даже, в том числе, а также, а именно, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и других. Их относят к придаточному, а запятую ставят таким образом, чтобы не отделять усилительно-ограничительные слова от самого придаточного.

Хорошо отдыхать в деревне, в особенности рядом с которой протекает речка.

  • Если перед нами сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, не связаными между собой соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо , то запятой разделяют все простые предложения.

Ручей бежал мимо прекрасной сказочной лужайки, которая пестрела цветами, над которой порхали яркие бабочки.

В каких случаях запятую не ставят в сложных предложениях

  • Встречаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, которые являются однородными и связаны между собой одиночными соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо.

Мне нравится смотреть на малышей, которые играют в песочнице или которые увлечённо рассматривают картинки в книжке.

  • Не стоит выделять запятыми придаточное, состоящее из одного слова.

Я взял бы книгу, но не знаю какую.

  • Не выделяют запятой придаточное, если перед подчинительным союзным словом стоит отрицательная частица "не ".

Я должен был видеть не какая это работа, а почему и кем она написана.

Положение связующего слова в сложноподчинённом предложении

Трудность при разборе может появиться в том случае, когда связующее союзное слово оказывается не в начале придаточного, а в середине его или даже в конце.

Осторожно наступало рождественское утро, ждали с нетерпением которого все малыши.

Всех слушателей покорила та певица, аплодисментов не жалели для которой.

Однако схема сложноподчиненного предложения, в котором связующее союзное слово находится не в начале придаточного, строится таким образом, как будто оно стоит сразу после запятой.

Стилистические ошибки в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным

Довольно часто люди допускают откровенные ляпы в речи. А какое предложение сложноподчиненное будет иметь искажённый смысл?

То, где наблюдается неверное расположение определительного придаточного относительно слова из главной части, признак которого указывается. Если поставить определение далеко от него, вся конструкция может принять искажённый смысл.

Фраза может стать и вовсе нелепой, если между определяемым словом и придаточным определительным поставить члены предложения, зависящие от других слов. Например:

Татьяна любила кушать варенье ложкой, что приготовила бабушка.

Из предложения можно сделать вывод, что бабушка была мастерицей по части изготовления ложек. А это совсем не так! Бабушка варила варенье и никогда не делала предметов кухонной утвари. Поэтому правильным вариантом будет такой:

Татьяна любила кушать ложкой варенье, что приготовила бабушка.

А вот в тех случаях, когда между придаточным и определяемым словом стоят члены предложения, зависящие именно от него, то конструкция имеет право на существование.

Татьяна любила кушать варенье ложкой, раскрашенной ярким орнаментом, которую подарил ей её дед.

Здесь словосочетание «раскрашенной ярким орнаментом» является зависимым от «ложки», поэтому ляпа не получилось.

Да, многообразен и труден русский язык! Сложноподчиненные предложения занимают здесь не последнее место. Однако умение правильно использовать их в речи и безошибочно расставлять знаки препинания, можно добиться красивого и яркого описания.

Не всё золото, что блестит. [всё …], (с. сл. что…).

Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот , кто скис в тридцать. [не тот …, (кто …), а тот], (кто…).

Каков сад, таковы и яблоки. (Каков …), [таков …].

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет. (Кто …), [тот …].

Предложения этого типа часто передают обобщённую мысль, афоризм, сентенцию.

Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).

СПП с изъяснительной с то 2

В СПП с придаточной изъяснительной указательное местоименное слово в главной части, как правило, является факультативным .

Он сказал о том, что скоро вернётся.

Он не отрицал того, что виновен.

Я убеждён в том, что этот человек честен. [… глаг. + _ то 2 ], (с. что…).

Тип связи – присловный, механизм -- союзный.

Соотносительное слово то 2 в СПП с придаточной изъяснительной является обязательным в следующих случаях:

1) при глаголах начать(ся), начинать(ся), кончить(ся), кончать(ся), состоять, сводиться, заключаться.

Всё началось с того , что я пропустил занятие по синтаксису.

А закончилось всё тем , что я не сдал экзамен. [… глаг. + то 2 ], (с. что …).

Тип связи – корреляционный, механизм – местоименно-союзный.

2) в сочетаниях дело в том, вопрос в том, проблема в том .

Дело в том , что нужно разобраться в тонкостях структуры СПП.

Моя проблема в том , что некогда этим заниматься.

3) при глаголах эмоционального состояния и соотносительных с ними причастиях (поражён тем, смущён тем, оскорблен тем ).

Её застарелая нравственность была оскорблена тем , что дочь её позволила целовать себя до брака (Помяловский).

4) при прилагательных с качественно-характеризующим значением (замечателен тем, хорош тем, удивителен тем, страшен тем ).

Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (Ф. Достоевский).



Филологический факультет знаменит тем , что здесь учатся самые красивые девушки.

5) если придаточная изъяснительная занимает позицию одного из членов однородного ряда.

Он говорил о лете и о том , что быть поэтом женщине нелепость

(А. Ахматова).

6) если при опорном слове имеется отрицание с дальнейшим противопоставлением.

Рад не тому , что лекция закончилась, а тому , что впереди ещё две пары.

7) если соотносительное местоимение акцентируется усилительной частицей или вводным словом.

Радуюсь именно тому , что впереди ещё две пары.

СПП с придаточной места

Придаточными места называются части СПП, содержащие указание на место действия или проявления признака, выраженного в главной части, и отвечающие на вопросы где?, куда?, откуда?.

Средства связи

Придаточные места связываются с главной частью при помощи союзных слов где, куда, откуда . В качестве соотносительных слов в главной части выступают местоименные наречия там, туда, оттуда, всюду, повсюду, отовсюду, везде .

Смелый там найдёт, где робкий потеряет. [… там …], (где…).

Где кто родился, там и пригодился.Где любовь да совет, там и горя нет. (Где …), [там …].

Куда иголка, туда и нитка. (Куда …), [туда …]

Везде , где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает
(Ж. Ж. Руссо).
[Везде, (где…), …].

СПП с придаточными места характеризуются наличием корреляционной пары:

там – где, туда – где, туда – куда, туда – откуда, всюду – где, везде – где, повсюду – куда.

Место придаточной части не является фиксированным: она может находиться в постпозиции, в интерпозиции, в препозиции.

Союзные слова где, куда, откуда могут осложняться усилительной частицей ни . В главной части при этом употребляется наречие с обобщённым значением – всюду, везде . Благодаря этому СПП места получает обобщённо-усилительный оттенок.

Всюду , куда я ни обращался, мне помогали. [Всюду, (куда ни…), …].

NB! Подводные камни!

1. Иногда указательное слово в главной части может отсутствовать.

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё (Ф. Тютчев).(Где …) и (…), .

В РГ подобные конструкции рассматриваются как СПП расчлененной структуры.

2. Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельства места.

Впереди, где кончалась чаща, стояли березы. [Обст-во места, (где …), …]. Впереди (где именно?)

Мы спускались вниз, куда вёл указатель «Спортивный зал». […обст-во места], (куда …).Вниз (куда именно?)

Структура расчлененная, связь детерминантная (распространяется член предложения), придаточная – уточняющая места.

Все посмотрели туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели налево, где были вывешены таблицы. [ …обст.места], (где…).

Все посмотрели налево, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, где были вывешены таблицы. [ …сущ.], (где…).

Многие придаточные места превратились в устойчивые сочетания:

где угодно, куда следует, куда прикажете, куда хочешь, куда глаза глядят, куда ворон костей не уносил, куда Макар телят не гонял.

Выпускников филфака можно встретить где угодно .

Едут они по распределению куда глаза глядят.

Отвечают на вопросы определений (какой? какая? какие? ). Другое название - придаточные местоимённые. Присоединяются с помощью союзных слов: какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др. А также союзов: чтобы, как,и тому подобное, словно и др. Редко с помощью частиц (ли и т.д.).

Примеры

    [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка).

[Прозвенел будильник],(который подарила мне моя бабушка ).

    [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился).

[Дом,(где я родился ), сгорел дотла].

    [А.С. Пушкину поставили не один памятник]. А.С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить).

[А.С. Пушкину,(чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить ), поставили не один памятник].

    [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё).

[В тот день,(когда я понял всё ), жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на вопросы косвенных падежей (кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т.д. ). Присоединяются с помощью союзных слов: кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько А также союзов: что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Стоят после или в середине главного предложения.

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

    [Я точно уверен]. Уверен в чем? (В том, что Земля имеет форму шара).

[Я точно уверен в том],(что Земля имеет форму шара ).

    [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника).

[Он узнал],(сколько дней прошло с запуска первого спутника ).

    [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал).

[Они поняли],(зачем я это сделал ).

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части. Присоединяются с помощью союзных слов: что, куда, откуда, где, когда, как, почему Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

    Он волновался ,(почему и не смог успешно сдать экзамен ).

    Мой брат так и не открыл книгу за все это время ,(что не давало мне покоя )

Придаточные обстоятельственные

Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Делятся на три основные группы:

    придаточные времени и места;

    придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;

    придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.

Придаточные времени и места

Придаточные времени указывают на время протекания действия в главном и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Средством связи являются союзы едва, пока, перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как. как только, когда, в то время как.

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

    [Уже смеркалось].Смеркалось когда? (когда мы приехали домой).

[Уже смеркалось], (когда мы приехали домой).

    [Я тебя отлично видела].Видела до каких пор?(пока ты стоял позади толпы).

[Я тебя отлично видела],(пока ты стоял позади толпы).

Придаточные места указывают на место, где совершается действие в главном предложении и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Присоединяются с помощью союзных слов: где, куда, откуда. В главном предложении им обычно соответствует указательные слова там, туда, откуда.

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.

Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин) — [существительное, (где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [существительное (что ).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла. (Ф. Тютчев) — [существительное], (когда ).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома.

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

местоименно-определительные придаточные какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что ).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. (А. Пушкин) — (Кто ), [местоимение ].

videotutor-rusyaz.ru

Придаточные определительные немецкий язык

Относительные местоимения используются для соединения определительных придаточных немецкого языка с главными предложениями. В определительных придаточных предложениях спрягаемая форма глагола уходит в конец предложения. Определительными придаточными в немецком языке называют такие придаточные предложения, которые выступают определением (атрибутом) к имени существительному и занимают позицию после него. Такие предложения дают имени дополнительную характеристику и снабжают его различными пояснениями. Как правило, такие придаточные относятся к имени и следуют непосредственно за ним. Именно поэтому они могут занимать место в любой части предложения в зависимости от того, где стоит соответствующее имя.

Относительные местоимения, вводящие определительные придаточные в немецком языке, склоняются следующим образом:

Падеж

Neutrum (средний)

Maskulinum (мужской)

Femininum (женский)

Plural (множеств.)

Nominativ / Genitiv

Dativ / Akkusativ

Чтобы правильно составить определительное придаточное предложение, необходимо для начала определиться с относительным местоимением, что определяется двумя параметрами: числом и родом, соответствующим определяемому (характеризуемому) имени. Падеж, в который необходимо поставить относительное местоимение, вытекает из информации, заключенной в придаточном предложении. То есть, если опорное слово стоит в Nominativ, в этом же падеже будет стоять и относительное местоимение. То же самое касается Akkusativ и Dativ.

Nominativ :

Опорное слово (число и род) в главном = грамматическим категориям опорного слова в придаточном ® Nominativ

  • Das kleine M ä dchen , das uns so überrascht hat, heisst Katharina. – Маленькую девочку, которая нас так поразила, зовут Катарина (определяемое существительное – субъект главного предложения – и относительное местоимение совпадают в числе, роде и падеже: единственное - средний - именительный).
  • Der junge Maler , der das Gemälde seines Wettbewerbers gestohlen hat, wurde verhaftet. – Молодой художник, который украл картину своего соперника, был арестован (определяемое существительное – субъект главного предложения – и относительное местоимение совпадают в числе, роде и падеже: единственное – мужской - именительный).
  • Diese komische Frau , die uns alle ihre Blumen geschenkt hat, lief schnell weg. – Эта странная женщина, которая подарила нам все свои цветы, быстро убежала (определяемое существительное – субъект главного предложения – и относительное местоимение совпадают в числе, роде и падеже: единственное, женский, именительный).
  • Die finnischen Touristen , die uns beim Mittagessen so gestört haben, sind letztendlich weggefahren. – Финские туристы, которые так мешали нам за обедом, наконец-то уехали (определяемое существительное – субъект главного предложения – и относительное местоимение совпадают в числе и падеже: множественное – именительный).
  • Придаточные определительные – немецкий Akkusativ

    Опорное слово в главном (число и род) = грамматическим категориям опорного слова в придаточном ® Akkusativ

    • Der Zauberstab, den der Weihnachtsmann unserem Kind geschenkt hat, hat ihn total fasziniert. – Волшебная палочка, которую Дед Мороз подарил нашему ребенку, его полностью очаровала.
    • Das ganze Vermögen, das er erben wollte, war weg. – Все имущество, которое он хотел унаследовать, исчезло.
    • Die letzte Seite seines Heftes, die für seine Notizen vorgesehen war, wurde ausgerissen. – Последняя страница его тетради, которая была предусмотрена для его записей, была вырвана.
    • Unsere letzten Errungenschaften, die alle anerkannt haben, haben jetzt keinen Sinn. – Наши последние достижения, которые признали все, теперь не имеют никакого смысла.

    Придаточные определительные – немецкий Dativ

    Опорное слово в главном (число и род) = грамматическим категориям опорного слова в придаточном ® Dativ

  • Mein guter Bekannter , dem normalerweise keiner glaubt, hat alle im Streit besiegt. – Мой хороший знакомый, которому обычно никто не верит, победил в споре всех.
  • Seine Schwester , der er Blumen geschenkt hat, war etwas enttäuscht. – Его сестра, которой он подарил цветы, была слегка разочарована.
  • Der Kleine, dem wir das Spielzeug geschenkt haben, hat sich etwas gewundert. – Малыш, которому мы подарили игрушки, немного удивился.
  • Unsere Kinder, denen die Schule sämtliche neue Lehrbücher in diesem Jahr geschenkt hat, sind auf das nächste Schuljahr vorbereitet. – Наши дети, которым школа в этом году подарила все новые учебники, к новому учебному году подготовлены.
  • Придаточные определительные – немецкий Genitiv

    Опорное слово в главном (число и род) = грамматическим категориям опорного слова в придаточном ® Genitiv

  • Das Kätzchen , dessen Geschlecht nicht bestimmt werden konnte, wurde Vox genannt. – Котенка, пол которого не мог быть определен, назвали Воксом.
  • Der Baum, dessen weit ragende Wurzeln unsere Nachbarn stören, soll von dir gefällt werden. – Дерево, далеко простирающиеся и вздыбливающиеся корни которого мешает нашим соседям, должно быть тобою срублено.
  • Die kleine schlaue Maus, deren Hunger inzwischen noch grösser geworden ist, hat ihren Versuch wiederholt. – Маленькая хитрая мышь, голод которой за это время усилился, повторила свою попытку.
  • Heute kommen zum Abendessen unsere Nachbarn, deren Enkelkinder immer mit unserem Tobias spielen. – Сегодня на ужин придут наши соседи, чьи внуки всегда играют с нашим Тобиасом.
  • Придаточные определительные в немецком могут присоединяться к главному предложению с помощью относительных местоимений с предлогами . В таких случаях падеж, в котором должно стоять относительное местоимение, определяется управлением соответствующего предлога, который всегда предшествует относительному местоимению, например:

  • In sieben Minuten kommt der Schnellzug , mit dem wir weiter fahren. – Через семь минут прибудет скорый поезд, на котором мы поедем дальше («mit» требует Dativ, поэтому относительное местоимение стоит в Dativ).
  • Er hat die Zeitschrift mitgebracht, f ü r die wir uns so interessiert haben. – Он прихватил с собой журнал, которым мы так интересовались («für» требует Akkusativ, поэтому относительное местоимение стоит в Akkusativ).
  • Придаточные определительные в немецком могут также соединяться с главным предложением при помощи относительного местоимения в Genitiv с предлогом . В этом случае местоимение стоит в Genitiv, а падеж имени определяется соответствующим предлогом. Например:

  • Das ist der beste Sportler aus unserer Mannschaft, von dessen Meisterschaft wir überzeugt sind. – Это лучший игрок из нашей команды, в мастерстве которого мы уверены.
  • Wir haben eine Frau gesehen, in deren Händen Monika ihr Handy erkannt hat. Мы увидели женщину, в руках которой Моника узнала свой мобильный телефон.
  • Придаточные определительные могут также вводиться относительным местоимением «который - welcher», что, однако, происходит значительно реже и призвано, как правило, помочь избежать лишних повторений. Например:

  • Auf der Terrasse hat er das Brot gegessen, das seine Frau vor einer Stunde aus den Ofen geholt hat. = Auf der Terrasse hat er das Brot gegessen, welches seine Frau vor einer Stunde aus dem Ofen geholt hat. – На террасе он ел хлеб, который его жена час назад достала из печи. (Относительное местоимение «welches» помогает избежать повтора «das»).
  • Придаточные определительные в немецком языке могут также присоединяться к главному при помощи относительных наречий «где - wo» и «куда - wohin». Если опорное слово выражает какое-либо пространственное или временное понятие, то вместо предлога может использоваться относительное наречие «где - wo» и «куда - wohin». Если опорное слово подразумевает перемену места, то вместо соответствующего предлога может употребляться относительное наречие «куда - wohin». Например:

  • Unsere Männer haben entschieden, zu einem Waldsee zu fahren, in dem man wunderbar angeln kann. = Unsere Männer haben entschieden, zu einem Waldsee zu fahren, wo man wunderbar angeln kann. – Наши мужчины решили поехать на одно лесное озеро, в котором (= где) можно прекрасно половить рыбу.
  • Gerhild studiert an der FBU in Dahlem, an der auch ihre ältere Schwester studiert hat. - Gerhild studiert an der FUB in Dahlem, wo auch ihre ältere Schwester studiert hat. – Герхильд учится в СУБ в Далеме, в котором (= где) училась также и ее старшая сестра.
  • Heute, wo wir keine Prüfungen mehr abgeben müssen, können wir uns richtig erholen. – Сегодня, когда нам больше не нужно сдавать никаких экзаменов, мы можем как следует отдохнуть.
  • Er möchte morgen in einen Nachtklub gehen, in den seine neuen Freunde ihn eingeladen haben. Er möchte morgen in einen Nachtklub gehen, wohin seine neuen Freunde ihn eingeladen haben. – Он хочет завтра пойти в один ночной клуб, в который (куда) его пригласили его новые друзья.
  • Придаточные определительные могут относиться не только к существительному, но и в некоторых случаях к местоимению главного предложения. К местоимениям, которые могут выступать в качестве опорных слов, относятся неодушевленные указательные и неопределенные местоимения (все - alles, многое - manches, это - das, что-то - etwas, то - dasjenige, ничего - nichts, то же самое - dasselbe, многое - vieles и пр.). Если такое местоимение связано со словом в главном предложении, которое также является местоимением, то такое местоимение относится ко всему придаточному предложению и передает весь его смысл в общем. В этом случае используется местоимение «что - was», например:

  • Warum habt ihr alles, was ihr gewusst habt, plötzlich vergessen? – Почему вы вдруг забыли все, что знали?
  • Das, was du deinen Nachbarn mitgeteilt hast, ist blöd. – То, что ты сообщил своим соседям, глупость.
  • Das war etwas, was unseren Vorstellungen nicht entsprach. - Это было нечто, что не соответствовало нашим представлениям.
  • Придаточные определительные в немецком языке могут также стоять после субстантивированного суперлатива (прилагательного в превосходной степени). Например:

  • Das war das Angenehmste , was sie je erlebt hat. – Это было самое приятное, что ей когда-либо довелось пережить.
  • Das wird das Interessanteste sein, was unsere Kinder sehen werden. – Это будет самое интересное, что увидят наши дети.
    • Придаточные определительные в немецком языке могут относиться ко всему главному предложению в целом. В отдельных случаях, когда относительное местоимение относится к целому предложению, используется местоимение «что - was». Например:
    • Einige Sch ü ler haben sehr gute Kenntnisse gezeigt , was die Schulleitung und deren Eltern sehr erfreut hat. – Некоторые ученики показали очень хорошие знания, что очень порадовало школьное руководство и их родителей.
    • Unsere Partner haben uns viele zus ä tzliche Unterlagen ü bergeben , was uns bei unseren Untersuchungen unterstützt hat. – Наши партнеры передали нам много дополнительной документации, что поддержало нас при проведении наших исследований.
    • Если относительное местоимение в придаточном определительном предложении, относящемся ко всему главному предложению, стоит после предлога, необходимость использования которого продиктована особенностью управления смыслового глагола, то оно сливается с «wo». Например:

    • Ende Mai fahren wir ans Meer , worauf unser kleiner Sohn sich schon lange freut. – В конце мая мы едем на море, чему (в предвкушении чего) наш маленький сын уже давно радуется.
    • Sie verspricht morgen um 14:00 hier zu sein, woran keiner von ihren Familienmitgliedern glaubt. – Она обещает быть здесь завтра в 14:00, чему не верит никто из членов ее семьи.
    • online-teacher.ru

      По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные . Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:

      1) [Всего, (что знал еще Евгений ), пересказать мне не­ досуг ) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не т о, (что мни­ те вы ), природа ]. (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].

      Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).

      Ср.: [Тот человек , (который приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].

      [Тот , (кто приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].

      В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, напри­мер:

      (Кто жил и мыслил ), [тот не может в душе не пре­ зирать людей] . (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].

      Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

      или приехать к нам в офис по адресу:

      РФ, г.Москва, Партийный переулок, дом 1 метро Серпуховская, Добрынинская

      Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

      Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

      2.2.1. Придаточные определительные

      2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

      1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

      2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным .

      3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова : тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

      4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

      Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Гоголь).

      [сущ., (в которую – союз. слово), ].

      Давайте помечтаем, например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

      [сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)

      В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

      [сущ. + указ. слово], (когда – союз. слово)

      У Слободкина возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) – от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто.

      2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который.