Нет никаких универсальных моделей мира. Спонтанные абстракции влада багно

В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.

Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.

В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.

Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.

Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.

Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.

Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.

Когда мы думаем об абстракции с точки зрения искусства, на ум приходят великие художники, такие как Джексон Поллок или Пит Мондриан, но живопись – не единственное художественное поле, в которое вступает абстракция. Начиная с первой фотографии в мире в XIX веке художественные фотографы экспериментировали с манипуляциями камерой – якобы используемой для захвата реальности, – чтобы дать другое представление о мире вокруг нас.

Но что именно делает фотографию абстрактной? Может показаться сложным дать точное определение, но есть множество характеристик, которые составляют абстрактную фотографию. Чаще всего абстракция происходит, когда фотограф фокусируется на фрагменте естественной сцены, изолируя ее от своего контекста.

Обнуляя по цвету, текстуре, линии, форме, геометрии, симметрии или отражению сцены, этот фотограф искажает наше восприятие реального мира и знакомых объектов. Например, если вы сделаете снимок зеленого яблока, но увеличите только каплю воды, стекающую по ярко-зеленой корке, таким образом, чтобы зритель не сразу узнавал объект, но в большей степени управлялся ощущением, то вы сделаете снимок абстракции.

История абстрактной фотографии

Жанр получил толчок благодаря сюрреалисту Ман Рэю и лидеру Баухауса Ласло Мохой-Надю, но в действительности вывел эту практику на новый уровень американский фотограф Альфред Стиглиц. Общепризнано, что его серия «Music – A Sequence of Ten Cloud Photographs» – это первый преднамеренный набор абстрактных фотографий. Созданный в 1922 году, он длился на протяжении двенадцати лет, во время которых Стиглиц сделал сотни фотографий облаков, которые в конечном итоге назвал «Эквиваленты» .


Альфред Стиглиц «Эквиваленты»

Введя практику в теорию, в своем эссе 1929 года об истории фотографии Уолтер Бенджамин проницательно заметил, что абстракция и фотография не являются взаимоисключающими. «Это другая природа, которая говорит с камерой, а не с глазом». Это дало еще одно разрешение художникам расширять границы фотографии, используя ее для других целей вне реализма.

Абстрактная фотография сегодня

В настоящее время – широко известный художественный жанр. Такие фотографы, как Аарон Сискинд и Майнор Уайт известны своими работами, граничащими с живописью. Фактически, Сискинд тесно сотрудничал с Поллоком в 1950-х и 1960-х годах.


Аарон Сискинд Майнор Уайт

На данный момент Tомас Руфф и Вольфганг Тильманс являются двумя ведущими именами в абстрактной фотографии. Руфф, в частности, исследует возможности манипулирования веб-изображениями в неузнаваемых формах. Он также часто берет материал из научных источников, например, в своей серии «Cassini» , которая возникла на основе снимков NASA.




Интересно, что Тильманс использует в своих работах непосредственно сам процесс создания, как например его серия «Silver » использует реакцию фотографической бумаги на свет, чтобы создавать абстрактные фотографии.


Ниже работы других известных фотографов абстракционистов.


Armand Dijcks
Brandon Mike Danae Falliers
David Johnson
Kevin Saint
Kevin Saint
Kim Keever Roland Fischer Roland Fischer
Simone Sbaraglia
Sylvie de Burrie Thomas Lohr
Thorsten Scheuermann
Thorsten Scheuermann
Zack Seckler
Zack Seckler

Будем рабы увидеть в комментариях имена ваших любимых фотографов абстракционистов, а еще лучше вместе с фотографиями! :)

Абстрактная фотография кажется чем-то неуловимым и сложным для описания определенным термином. Возможно, так случилось из-за абстрактной натуры идеи «абстракции» и закрепившихся неправильных представлениях об этом виде съемки.

Многие описывали данную тему со своей субъективной точки зрения и в этой статье я попытаюсь представить мою структуру работы с абстрактной съемкой. Она не будет ни верной, ни ошибочной, но ее можно применить к своим работам, процессу мышления и креативным идеям.

Что такое абстракция? На почве этого вопроса можно развести целую дискуссию. Фотографы навсегда привязаны к предметам, которые они снимают. Неразрывная связь с «реальностью» создает иллюзию того, что мы всегда видим перед собой фотографию чего-либо и это иногда задает тон снимка, либо же полностью портит его. Такой взгляд на фотографию полагается на то, чтобы увидеть объект в окружающем мире, полагаясь на их совместную связь.

В общих чертах, абстракция - это процесс, во время которого информация аккуратно удаляется, оставляя только очертания и ослабляя связь «объект-фотография». Например, возьмите лист бумаги и ручку, положите руку с пальцами врознь и обведите ее.

Теперь у вас есть только контур, модель руки без текстуры кожи, цвета, глубины формы и т.д. У нее даже нет отпечатков! Примерно так работает абстракция, мы отбрасываем часть информации и оставляем только то, что нам нужно. Контур, изображенный на скриншоте выше - это не обязательно моя рука. Таким образом, связь между субъектом и изображением теряется.

Абстрактные идеи сильнее обобщены, чем их исходные субъекты. Например, понятие «еда» более абстрактно, чем «фрукты», а «яблоко» - это уже конкретика. Может быть еще более детальный вариант - «зеленое яблоко». Таким образом осуществляется переход от абстракции к точному понятию.

Вы можете сказать: «Но на рисунке же ясно, что это рука. Как это может быть абстрактным изображением?». Это ловушка неверного понимания, в которую многие попадают. Изображения становятся абстрактными не потому, что перестают узнаваться. Это случается благодаря тому, что они передают не сам объект, а другие его качества - линии, текстуры, цвет, форму, узоры, ритм и т.д.

Способы создать абстрактную фотографию

Если абстракция отходит от определенных и конкретных вещей, как нам направить ее движение? Позвольте сказать, что все фотографии в какой-то мере абстрактны! Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы направляете объектив на трехмерный мир и на выходе получаете двухмерную, плоскую картинку. Вы только что оставили одно измерение позади. Это один уровень абстрагирования, несмотря на то, что мы уже к нему привыкли.

Также, если взять цветную фотографию и конвертировать ее в черно-белый, вы отбросите сведения о цвете. Однако, истинное значение абстрактных фотографий идет намного глубже, чем упомянутые выше примеры.

Абстракция методом изоляции или исключения

Глядя на объект, вы можете увидеть возможность для создания абстрактной фотографии, так как некоторые участки могут содержать обособленные от самого предмета контрастные линии, текстуры, цвета, фигуру или форму. Это можно сделать либо во время съемки, либо при помощи кадрирования на этапе постобработки, чтобы изолировать нужные участки.

Снимок выше - один из видов абстракции, в которых основной объект, каким бы он ни был, отсекается. В итоге у нас осталось две сильные линии с острыми краями и интересная блестящая текстура. Это уже не фотография «чего-либо», а нечто, предоставленное как самостоятельная часть, отделенное от основного объекта и полностью полагающееся на линии, формы, узоры, текстуру, цвет, ритм и структуру.

Абстракции методом увеличения дистанции

По мере того, как мы отдаляемся от субъекта, информация теряется. Это может стать особенно заметно на больших расстояниях, например, при аэрофотосъемке, где видимость ухудшается по мере роста высоты.

Фотография выше - одна из работ моей серии Инфракрасные ландшафты (Infrared Earthscape). Я сделал их из окна самолета, когда летел из Провиденса в Солт-Лейк-Сити, используя камеру, способную снимать в инфракрасном свете. Похожие на текстуру детали состоят из огромных холмов, гор и долин. При этом всё выглядит крошечным, словно текстура кожи под микроскопом. Конечно, густое снежное покрытие тоже сыграло свою роль в процессе абстрагирования, убрав некоторые детали.

Абстракция методом сокращения дистанции

Когда мы очень близко подбираемся к некоторым субъектам, вещи, которые обычно малозаметны, могут проявиться как отделенные абстрактные детали. На снимке выше присутствуют толстые линии, исходящие из похожей на арку полосы, и черная обводка. Сам объект при этом становится нематериальным. Яркий сплошной оранжевый цвет еще больше подчеркивает абстрактность.

Абстракция в движении

Еще один способ отбрасывать информацию, создавая тем самым абстрактную фотографию - движение. Двигаться может сам субъект, фотограф, камера или все вместе. Это можно получить, например, перемещая камеру вверх во время съемки деревьев. Хотя это может исключить часть информации, деревья все еще остаются основным элементом, хотя и в более импрессионистичной манере. Я говорю о движении, которое в большей степени растворяет информацию, оставляя позади некоторые цвета, узоры и линии.

Снимок выше был сделан из двигающегося поезда поздним вечером, где-то между Провиденсом и Вашингтоном. Линии и цвета получились из-за движения поезда и моего преднамеренного вращения камеры.

Абстракция методом случайных узоров

Вы можете узнать или не узнать то, что представляет этот снимок - это не важно. Ключ в том, что я никак не контролировал создание этого узора. Единственным решением был момент, когда я нажал на кнопку спуска затвора. Я основывался не на том, что видел, а на своих ожиданиях, что камера должна запечатлеть узор в течении 5-6 секунд, какой бы формы он ни был. Во время процесса съемки я забраковал множество кадров, так как результат был мне не интересен по определенным причинам.

Абстракция методом перемен

Цвет и оттенки - важные элементы фотографии. Мы ожидаем получить определенную связь между разными участками снимка и их цветами. Эту ожидаемую структуру можно поменять либо на этапе постобработки, либо непосредственно во время съемки, создав совершенно другой вид абстрактной фотографии.

Снимок выше - еще одна работа из моей серии Инфракрасные ландшафты . Она сделана при помощи камеры, чувствительной к инфракрасному свету. Обычно такие фотографии имеют другие цвета в зависимости от того, как они взаимодействуют с инфракрасным светом и сенсором фотоаппарата. Я еще и самостоятельно изменил цвета, добавив сюрреалистичности. Результат -снимок безымянной местности, наполненный сложными для распознавания деталями. Текстура, узоры, линии и новый цвет стали структурными элементами, а не определенным местом на карте. Даже обычная инверсия может создать интересные абстрактные изображения из некоторых фотографий.

Выводы

Узнаваемости объекта нечего делать в абстрактной фотосъемке. Я считаю, что фундаментальное различие в том, представляет ли художник объект либо другую графическую структуру. Посмотрите на работы Аарона Сискинда (Aaron Siskind), на которых можно различить шелушащуюся краску или кучу камней. По мере быстрого исчезновения этой узнаваемости вы остаетесь с поверхностью фотографии и ее содержимым, отделенным от объекта. Еще один пример - фотография стены дома от Андре Кертеса (André Kertész), на которой четко видно, что перед нами здание, но нет никакого смысла на этом концентрироваться, ведь кадр полон разных геометрических фигур, создающих сильную структуру. Снимок вполне может иметь абстрактные качества или читаться разными способами.

Я изложил свой взгляд на создание абстрактных фотографий, предоставив вам почву для размышлений. Я использую такую же структуру, когда смотрю на абстрактные работы других фотографов. Вам этот подход может пригодиться для работы или понимания абстрактной съемки, а может быть бесполезным. В любом случае, я буду готов услышать ваши мнения в комментариях.

И вам, и мне неоднократно приходилось слышать от людей, вполне сведущих если не в фотографии, то в культуре, что абстрактная фотография «не для них», что это противоречит природе фотографии, что абстракция бессмысленная, заумная, холодная и далее по списку отрицательных качеств, которыми мы обыкновенно наделяем то, что нам непонятно и неблизко.

Но случается, что произведение «абстракции» вдруг цепляет зрителя, открывается ему, привораживает собою. Как правило, люди, внезапно оценившие абстрактную фотографию, продолжают всматриваться и в другие произведения абстрактного искусства в ожидании возможности еще раз пережить тот острый и глубокий опыт открытия. Становятся ли они приверженцами абстракции? Те, кто обрел глубокое переживание, чаще всего не стремятся кричать о нем на каждом углу, подобно людям, получившим глубокий духовный опыт: внутри, глубоко внутри у человека происходит нечто, доселе ему неведомое, чему трудно подобрать определение и что трудно выразить словами, что остается как важное воспоминание, сокровище, о нем молчат, чтобы сберечь.

Энциклопедии в один голос утверждают, что абстракция (абстракционизм) в искусстве — это направление нефигуративное, не имеющее выраженного сюжета, формальное, отвлеченное (точный перевод с латыни), стилизующее реальность (некоторые идут дальше, называя процесс стилизации упрощением). Возможно ли это в фотографии? зачем это в фотографии? Как это связано с общими процессами в культуре в эпоху развития нашего медиа 1 ?

Абстрактная фотография - явление, осознанию которого в культуре только исполнится сто лет. Но как форма, как изображение, созданное с другими целями, при этом вполне укладывающееся в представления об абстракции, эта фотография гораздо старше, наверное, почти как все сюжеты (назовем абстрактный сюжет «непонятным»), она существует столько же или почти столько, сколько существует сама фотография. Что, как не абстракция, есть первые тени на соленых бумагах Тальбота 2 , где только сам изобретатель да зритель, которому подсказали, что там есть изображение (а) и что это изображение означает вид из окна дома (б), могут увидеть нечто? Но когда в культуре ХХ века появляется категория абстракции, когда ее начинают применять для определения характера изображений, тогда и старый снимок Тальбота, и многое другое, что было снято до «эпохи абстракции», начинает вписываться в новый контекст.

Абстракция (форма изображения) - древняя, как само изобразительное искусство. Но абстракция как определение для отвлеченных (и знаковых 3) изображений появляется только в 1910-х годах в связи с живописью и теоретическими работами Василия Кандинского 4 . С высоты сегодняшнего дня, вглядываясь в первые изображения человеческой руки в пещерах, в наскальные рисунки, где сюжеты охоты и шаманства перемежаются орнаментами и неупорядоченными (на первый взгляд) линиями, точками, мы восклицаем: абстракция! Но она не была таковой для первобытного человека. она была полна смыслом, утерянным в веках. древние изображения - протописьмо, попытка визуального рассказа, где соединяются пространство и время, уже произошедшее (сцена охоты) становится фактом настоящего для зрителя, «читающего» изображение, а линии, возможно, были способом уточнения места и времени, количества и проч.

Так же и искусство дальнего Востока, и монохромная живопись, и каллиграфия для европейского глаза, не обученного той, восточной системе «чтения» изображения, - абстракция. мы оцениваем ее в эстетических категориях формы, но останавливаемся, не в силах перешагнуть через порог этих визуальных текстов.

Для понимания абстрактного искусства ХХ века создано множество теорий восприятия: это искусство воздействует «чистой формой», она может влиять на зрителя (если он готов к тому в момент соприкосновения с изображением), на его эмоции, образную память, даже на физиологию. Ярчайший пример - живопись американского художника родом из Витебской губернии, классика модернизма марка Ротко. Некоторые виды абстракции (например, работы Казимира малевича - буквально изобразительное выражение его теорий) не иллюстрация (для понимания которой необходим сопроводительный текст, без него иллюстрация бессмысленна), но образ, в котором теория находит визуальное претворение. для глубокого понимания таких произведений важно знание теоретического наследия художника? да, но не только. Будучи образом, абстракции влияют на зрителя непосредственно всей своей формой, правда, как и в случае с искусством древних или искусством Востока, которые чужие по языку формы, они остаются предметами с закрытой глубиной значений. Исследователи творчества Кандинского (а вслед за ними и теоретики, генерализирующие теории абстракции в искусстве) подчеркивают, что абстрактное изображение изначально конкретно, художник, создавая его, опирается на свой опыт соприкосновения с реальностью, что абстракция - форма интерпретации реальности, не всегда видимой, подчас это - интерпретация внутренних образов художника, его реакции на реальность (факты биографии, литературные произведения, резюмирование бесед с другими людьми или прочитанных книг, реакции на природу, городские ландшафты, даже на свет). В этом смысле абстракция - закодированное послание. Ее код известен художнику, но далеко не всегда он считает важным передать ключ зрителю буквально, как, например, в названии картины Кандинского «Святой Георгий», или в виде дневниковых записей... Повторюсь, абстракция останется авторской скорописью, заметками для личного пользования, если не несет в себе образа. Это тончайшая материя, которую легко прорвать неверными словами. Когда от произведения абстракции в визуальных искусствах (живописи, графике, фотографии, кинематографе, скульптуре и т.д. 5) зритель требует однозначного ответа: что здесь изображено? - он лишает произведение глубины, подобно тому, как вопрос: о чем написано? о чем музыка? или о чем станцевано? - лишает смысла поэзию, музыку, современный балет.

В фотографии осознанное творение абстракции начинается после Первой мировой войны - когда в Европе и в России художники, уже освоившиеся на территории абстрактного искусства, начинают интересоваться медиа фотографии. Мохоли-Надь, Родченко, Ман Рэй - для них фотография становится одним из инструментов, с помощью которых художник претворяет опыт своего общения с современным миром. Т.е. находит те формы интерпретации, которые будут созвучны (вот он переход между изображением и музыкой, между разными видами искусств, синтез творчества ХХ века) современному человеку.

Недавно Чеховский фестиваль привозил в Москву произведение знаменитого французского балетмейстера Жозефа Наджа (он сам вышел на сцену в этом балете) «Sh-bo-gen-zo» 6 . В рецензиях было сказано, что это история взаимоотношений самурая и воспитанной в традициях японской дамы. На сцене в современных брючных костюмах, в угловатых исковерканных позах двигались, как в танце суфиев, две фигуры, мужская и женская. Там был сюжет, который трудно пересказать, - в любом слове рискуешь впасть в неточность; были главы (части балета); была пронзительная, как в японском традиционном театре, музыка. Но это было больше, чем история отношений самурая и японской дамы: мужское и женское? или сразу инь и ян, тем более что классический текст «Шо-бо-ген-зо» - собрание буддийских коанов, толкований термина «Шо-бо-ген-зо»: «видения умудренным Буддой глазом смысла вещей». В зале стояла тишина, такая, как бывает, когда впадают в транс, некоторые зрители также молча плакали. Было ли это свидетельством того, что их захватила экзотическая история? Или это была экстраполяция личного опыта на сведенный до предельной абстракции танец?

В конце 1920-х, когда абстракция стала привычным языком современного искусства, знаменитый американский фотограф Альфред Стиглиц создает серию, вошедшую в историю искусства под названием «Equivalence». Небо и ветки, просто облака, ни верха, ни низа, все части композиции равны по значению, отсюда «равнозначность» в названии, отсюда - мостик к послевоенной американской фотографии второй волны абстрактного искусства. И эта же серия Стиглица - утверждение ценности личного опыта, личных откровений: небо открывается художнику не как сюжет, но как бесконечность, которой художник равен. Незадолго до создания «Equivalence» фотограф открывает Intimate Gallery, личную галерею. Исследователи, зараженные практицизмом, объясняют странность названия размерами маленькой комнаты, выделенной под галерею. Но дело в другом: Стиглиц, галерист с 20-летним опытом (его прошлые детища - журнал и галерея Camera Work, позже 291 gallery в Нью-Йорке), представлявший самые свежие эксперименты современного искусства, совершенные по обе стороны Атлантики, приходит к новому пониманию: искусство - очень личная вещь, ей не надо много места, чтобы собеседовать со зрителем. По сути, новая галерея - комната для медитаций, как в японском доме, где можно сидеть напротив уникального произведения, смотреть, размышлять, жить с ним.

Абстракция в фотографии - путь личного, медленного или внезапного, как порыв бури, проникновения вглубь смысла. Это не просто сфотографированный фрагмент поверхности (предмета), не просто фиксация света. Это опыт. И сотрудничество фотографа и зрителя.

Даже опыты формальной композиции, например поиски «вращающейся композиции» (где ни верха, ни низа, настолько все сбалансировано, что работает и как вертикаль, и как горизонталь - некое идеальное композиционное решение для новой иллюстрированной прессы) классика советского фотоавангарда Елеазара Лангмана, требуют «искусности глаза», причем от обоих, того, кто композицию нашел, и того, для кого ее нашли. Об абстракциях Александра Александровича Слюсарева вообще надо говорить специально и неторопливо, столько он успел насобирать своих частиц «коанов».

Для разного зрителя - разное искусство. Безусловно, абстрактное искусство чаще всего подается как искусство интеллектуалов, зрителей, знающих идеи, а не только знакомых с опытами внешнего мира.

Можно сказать и по-другому: абстракция - удел людей письменности. Хочу подчеркнуть разницу между людьми письменности и литературоцентричности. Первые готовы к восприятию знаков, чтению отдельных знаков вплоть до их символической или исторической глубины и готовых к созданию новой письменности - чем, собственно, занимаются художники абстрактного искусства (абстрактной фотографии), каждый вырабатывая свою письменность. Вторые, литературоцентричные, воспринимают сюжет, понимают значения произведения в протяженном высказывании, для них знак - часть системы, но не «колодец смыслов». Это не значит, что между людьми письменности и литературы лежит непереходимая граница различий, как между психологическими типами личности. Все изменчиво, и человек, выросший на мыльных операх руин литературы, может быть поражен молнией абстракции и станет адептом учения, прежде ему чуждого.

1 Речь идет не о фотографии для СМИ (медиафотография), а о фотографическом медиа, или медиуме, - о совокупности понятия о фотографии как инструменте и о фотографии как способе выражения (и авторском, и целой эпохи).
2 Имеется в виду первое изображение из сохранившихся, полученное Генри Фоксом Тальботом в 1835 году («Зарешеченное окно в Аббатстве Лакок») и хранящееся сегодня в Национальном музее фотографии, кино и телевидения (Национальном медиамузее) Великобритании.
3 Знаковых - стремящихся к форме знака и к наполненности скрытым смыслом, которая знаку присуща.
4 Свидетельством того, что идея «абстракции» уже «витала в воздухе», не была «изобретена» Кандинским, но уловлена им, является тот факт, что во второй половине ХХ века шла баталия историков и наследников литовского художника Микалоюса Чюрлениса и Василия Кандинского за право первенства в употреблении термина «абстракция» в его художественном понимании.
5 Я имею в виду новые виды искусств, рождающиеся на платформе современных технологий в последние полстолетия.
6 «Дом истинного сокровища для глаза верно обученного», памятник китайской буддийской литературы, автор Эйхей Дохуи, XII век.

Абстрактная фотография это уход от реальности, от узнаваемости объектов, когда все внимание уделяется деталям, особенностям, текстуре, цвету. В ней нет устоявшихся правил, нет сюжета, но обязательно есть идея, смысл, есть загадка. Снимать можно что угодно, в разных техниках, используя самую простую камеру, и получать интересные, оригинальные фотографии.

Поскольку абстрактная фотография включает в себя множество техник и направлений, то детального руководства для занятия этим видом фотоискусства не может быть в принципе. Есть общие рекомендации, которые могут пригодиться на первых порах.

Что снимать при абстрактной съемке?

Тем и интересна, что объектом для съемки может быть абсолютно все – предметы, тени, фактура, цвет. Включайте воображение. Находите вокруг себя вещи, на которые другие люди внимания не обращают, ищите что-то особенное в обычных предметах, будьте внимательны к деталям. Вас что-то заинтересовало, заставило остановиться, всмотреться? Возможно – это и есть будущий снимок — в абстрактной фотографии главенствует принцип «почувствовал – снял». Необычный рисунок можно увидеть во всем – в узоре песка на пляже, коре дерева, в лепестке цветка, листьях. Если вы на побережье, ищите места, в которых вода собрала листья и камни, снимайте мокрую гальку, следы на песке, рисунок прилива и отлива, блики на воде. Город тоже прекрасное место для абстрактной фотографии. Современные здания часто имеют необычную форму, странные углы, изгибы, цветовые пятна, много стекла. Пробуйте снимать с низких и высоких точек, фотографируйте улицы, кружева кованых оград, узоры обветшалых стен. Ну и конечно макросъемка! Есть масса интересных предметов, которые легко узнать на снимках, сделанных с расстояния. Но если снять тот же самый предмет в макро или снимать только определенный участок – получится необычное абстрактное фото.


Цвет и свет.
В абстрактной фотографии цвет – самый мощный способ воздействия на зрителя и самый простой способ сделать снимок привлекательным. При съемке абстракций вы ничем не ограничены. Неважно, гармонируют цвета или упор сделан на контраст, снимок может быть ярким, красочным или монохромным чтобы подчеркнуть текстуру объектов. Один из творческих приемов – выделение цвета. Например, дерево, на котором еще не распустились листья, снять на фоне голубого неба. Или яркий предмет на белом фоне.

Как снимать абстракцию?

Исходной точкой для получения хорошего абстрактного изображения должен быть хороший снимок с правильной фокусировкой, отэкспонированный, скадрированный. Не стоит уповать на графические программы – если снимок изначально плохой, то никакие эффекты на смогут сделать его хорошим. Смотрите в видоискатель, а не на дисплей камеры. Если снимаете в режиме «макро», то видоискатель должен быть полностью заполнен предметом – иначе в снимке будут пробелы. При пейзажной съемке широкоугольным объективом (если снимаете перед собой с близкого расстояния) не забудьте посмотреть вокруг видоискателя – при широком угле ваши ноги тоже могут оказаться в кадре. Что касается правил экспозиции и композиции – абстрактная фотография может следовать устоявшимся канонам или нх нарушать. Работайте в ручном режиме, снимайте с разной выдержкой и диафрагмой. Экспериментируйте!

Чем снимать?

Не обязательно иметь в своем арсенале макрообъектв. Абстрактное фото можно сделать используя любую оптику. Телеобъектив при съемке городской архитектуры даст возможность сжать перспективу и приблизить цветовые пятна и объекты друг к другу. С широкоугольником можно снимать с близкого расстояния и на фоне голубого неба. Очень удобен в работе фиксовый 50 мм. объектив – у него широкая апертура, снимки получатся красочными, художественными.

Стоит ли тратить время на занятие абстрактной фотографией?
Увидеть необычное в простом дано не каждому, и не каждому зрителю интересны фотографии, на которых мало что понятно. Если решите попробовать свои силы в этом виде фотоискусства, будьте готовы к тому, что ваш шедевр не все поймут и оценят. Воображение у всех работает по-разному, и лишь немногие люди увидят на снимке то, что вы хотели показать.