Древнее царство пирамиды. Как египетские пирамиды стали причиной экономического кризиса в древнем царстве

Из всех вопросов, связанных с пирамидами, самый сложный, пожалуй, – это их постройка. Даже римский автор Плиний, который считал, что пирамиды – это «бездельное и глупое выставление напоказ царского богатства», нашел чему в них подивиться. «Самый интересный вопрос, – писал он, – это то, как камни подняли на такую большую высоту».

Возможно, каждый приезжий еще в те времена, глядя на эти колоссальные монументы, думал: как же их построили? В одной только Великой пирамиде насчитывается более двух с четвертью миллионов каменных блоков, некоторые из них весят семь с половиной тонн. Количество затраченных усилий – даже если бы применялось современное оборудование – поражает воображение. Причем всегда следует помнить, что древние египтяне построили эти шедевры самыми простыми способами – до римлян в Египте не знали даже подъемного блока. И при добыче камня, и при постройке каменщики пользовались медными зубилами и, возможно, какими-то железными орудиями, а также кремневыми, кварцевыми и диоритовыми дробилками. Единственными дополнительными инструментами были деревянные ломы, а также деревянные салазки и цилиндры для перевозки. Немаловажным фактором были также специальные знания надсмотрщиков, которые наблюдали за своевременным исполнением различных операций.

Однако передвижение блоков, которые весили от 8 до 10 тонн (а некоторые – до двадцати пяти), отнюдь не казалось трудным тем людям, которые позднее перевозили колосс Рамсеса II в Рамессеум на западе Фив. (Эта гигантская статуя, сделанная из одного каменного блока, весила не менее 1 тыс. тонн.) Еще одним таким подвигом стала перевозка гранитных обелисков, которые все еще стоят в храме Карнак в Луксоре, в Матарии близ Каира, в Танисе на востоке Дельты и во многих странах вне Египта. Некоторые из них весят не менее 300 тонн. Их приходилось привозить из каменоломен, которые находились на самом дальнем юге, близ Асуана, сгружать с барж и ставить вертикально на пьедесталы – и все это в ограниченном пространстве, среди уже существовавших зданий.

Действительно, процесс добычи и перевозки камня и сама постройка этих памятников были настолько обычным делом, что египтянам казалось, что об этом и говорить-то не стоит. Большинство имеющейся у нас информации основано на изучении самих памятников, особенно незаконченных, когда умерли те, для кого они строились.

В ранние годы своего царствования каждому новому фараону приходилось заниматься множеством важных дел. Во-первых, ему предстояла длительная и сложная церемония коронации и решение административных проблем, вызванных сменой монарха. Он должен был также наблюдать за постройками в силу своей обязанности достойно похоронить предшественника.

Однако в конце концов фараон решал построить свою собственную гробницу и давал архитекторам и надсмотрщикам распоряжение заняться этим проектом. Выбор места для новой пирамиды зависел от множества обстоятельств. Фараон мог выбрать участок близ гробниц своих предков, а мог и предпочесть новое место. Однако оно должно было располагаться на западном берегу Нила, над долиной. Этому месту отдавали предпочтение по двум причинам: во-первых, египтяне верили, что царство мертвых находится на западе, там, где садится солнце; во-вторых, западное плато, особенно вблизи древней столицы – Мемфиса, подходило лучше, чем другие места. Плато находится близ обработанной земли; оно резко поднимается на высоту около 200 футов; его поверхность почти совершенно плоская, лишь с немногими природными «дефектами». Более того, к плато вели долины, которые в древности рабочие использовали как своего рода «пандусы» для подвоза стройматериалов, а также место строительства должно было состоять из сплошной скальной массы, чтобы выдержать чудовищный вес проектируемых построек. Вокруг должно было быть достаточно много места для размещения различных построек пирамидного комплекса и гробниц придворных, которые стремились к особой милости – быть похороненными вблизи государя, которому они служили всю жизнь. Еще одно требование – достаточное количество камня в легкодоступных местах.

В тот день, когда место было выбрано, начинались приготовления. Высшие чиновники фараона непосредственно наблюдали за постройкой пирамиды, и сам монарх время от времени приходил, чтобы посмотреть, как идет работа. Строители ничего не оставляли на волю случая. Архитекторы работали по плану, в который обычно были включены все внутренние коридоры и комнаты, хотя некоторые вырубались позднее, из сплошной массы камня. Надсмотрщики тщательно рассчитывали, что им понадобится; бригады каменщиков (у каждой бригады было свое название) начинали вырубать блоки нужных размеров. В основном для строительства использовался известняк из окрестностей пирамид. Некоторые детали, как, например, облицовка коридоров и камер, требовали лучшего известняка, который также добывался вблизи Мемфиса. Внешняя облицовка практически всегда изготавливалась из превосходного белого известняка, который добывали в каменоломнях Туры на восточном берегу Нила, немного южнее современного Каира. Кроме того, отправлялись экспедиции за гранитом в Асуан и в другие специально отобранные каменоломни.

Рис. 4. Перевозка каменных блоков из каменоломен Туры

Тем временем архитекторы фиксировали точное положение пирамиды. Как правило, пирамиды строились так, чтобы их грани были обращены к четырем сторонам света, чтобы вход на севере смотрел на Полярную звезду. Ориентация была не таким уж трудным делом, поскольку египтяне достаточно хорошо знали астрономию, чтобы разработать практический календарь уже на ранней стадии своей истории.

Затем место нужно было разровнять. Предполагают, что это делалось довольно легко: вокруг нужного участка копали рвы, которые затем заполняли водой. Однако не обязательно все выдающиеся части старались сровнять: некоторые из них можно было включить в само здание.

После этого рабочие начинали вырубать основу пирамиды. Лучший пример этой стадии работы – неоконченная гробница фараона Небки в Завиет-эль-Ариане между Гизой и Абу-Сиром, где можно видеть идущий вниз коридор, котлован для погребальной камеры с полом из гранитных блоков и гранитный саркофаг. (Весьма знаменательно, что саркофаг ставили на место уже на столь ранней стадии строительства.)


Рис. 5. Перевозка колоссальной статуи. Из гробницы Джхутихотепа. Эль-Берше

Для транспортировки камней рабочие строили пандусы, которые вели из долины, где располагались каменоломни, на плато. Камни, добытые за рекой или в отдаленных местах, везли на баржах по Нилу и складывали на берегу неподалеку от пирамиды. Теперь начиналась собственно доставка. На камне из каменоломен Туры есть изображение, показывающее перевозку блоков, на котором мы видим волов, везущих салазки. Это было необычно. В основном в качестве тяги использовали большое количество людей, которые тащили салазки за веревки. Согласно другой сцене и сопровождающим ее надписям, 172 человека тащили алебастровый колосс номарха Двенадцатой династии Джхутихотепа из каменоломен Хатну-ба в близлежащий Эль-Берше в Среднем Египте. Высота этой статуи составляла более 6,5 метра, и весила она более 60 тонн. Здесь также показаны люди с ломами; другие льют из сосудов жидкость, чтобы деревянные полозья салазок не загорелись от трения. Обычно думают, что эта жидкость – вода, однако, если мы посмотрим на копии этого изображения, особенно на те, что были сделаны в начале XIX в., когда цвета были еще свежими, мы увидим, что это, скорее всего, молоко. С практической точки зрения это, видимо, было более полезно, поскольку молочный жир дополнительно смазывал полозья. Количество людей, работавших на этого провинциального губернатора, сочли достойным внимания. Автор текста с гордостью пишет об их могучих руках и говорит, что у каждого была сила тысячи человек.

Существовал обычай при перевозке особенно крупных или важных памятников ставить на них приношения и жечь благовония – видимо, затем, чтобы боги благоволили этому делу и привели его к успешному окончанию.

Рабочие весьма тщательно обтесывали грани каменных блоков и клали их на место, используя тонкий слой известкового раствора. После того как укладывали несколько первых рядов камней, уже нельзя было работать без новых приспособлений, которые позволили бы строителям достичь большей высоты. По тем памятникам, которые остались незаконченными, мы с уверенностью можем сказать, что для этой цели служили насыпи из земли и щебня. Подпорные стенки из кирпича удерживали щебень на месте; когда работа была закончена, все пристройки убирали. Последние открытия в Саккаре показали, что такие насыпи сооружались вокруг Незаконченной ступенчатой пирамиды, и, поскольку она не была закончена, они все еще остаются на своих местах. Можно предположить, что египтяне использовали этот способ строительства и при постройке настоящих пирамид. Постройка таких пандусов была почти столь же грандиозной задачей, как строительство самих пирамид. Специалисты в подробностях обсуждали этот вопрос, были выдвинуты различные гипотезы, но большинство согласны с тем, что все пирамиды были построены с помощью пандусов.

Внешнюю облицовку клали на пирамиду снизу вверх, по мере постройки, или же сверху вниз, когда строительство заканчивали и убирали насыпи. Оба способа возможны. Судя по конструкции некоторых мастаб, более разумно предположить, что рабочие ставили облицовку на место по ходу работы и обкладывали поверхность, снося насыпи.


Рис. 6. Разрез насыпи (пандуса), использовавшейся при строительстве пирамиды (по Круну)

Дополнительными вопросами, которые необходимо было решить, являлись кормление и размещение людей, работающих на строительстве пирамид, и подача воды для питья и строительства. Бесплодное, каменистое плато лишено воды, и здесь нельзя копать колодцы. Ответ на эти вопросы был в великолепных организаторских способностях египтян. Они строили примитивные бараки, в каждой комнате проживала бригада не более чем из десяти человек. Специальная группа готовила еду и таскала воду для питья и мытья. Одежда и инструменты выдавались с царских складов.

Такую работу нельзя было сделать за несколько лет. Единственное свидетельство о том, сколько же времени требовалось на постройку пирамиды, оставил нам Геродот. Он упоминает, что на сооружение пирамиды Хуфу понадобилось тридцать лет, из которых десять ушли на строительство насыпной дороги и высекание дополнительных построек. Геродот говорит, что рабочих было 100 тыс. человек и что они менялись каждые три месяца. Осматривая пирамиду и соглашаясь с той цифрой, которую приводит Геродот, мы должны прийти к выводу, что сооружение такого памятника с помощью древних технологий вряд ли отняло бы меньше времени и усилий.

Из-за всех сложных церемоний, связанных с культом умерших, пирамиды окружали множеством других построек. Все это вместе составляло то, что называют пирамидным комплексом. В гробницах-мастабах Первой и Второй династий кладовые для приношений окружали погребальную камеру умершего, членов его семьи и домочадцев. Все это было скрыто навеки, и вход в гробницу (с севера) блокировали и запечатывали. У восточной стороны гробницы стояла простая молельня, основными атрибутами которой были стела или надгробный камень и стол для приношений. Царские гробницы Абидоса были разграблены и разрушены, многое утрачено навсегда. Не следует забывать и о том, что методы раскопок в XIX в. были менее точными, чем современные, и поэтому археологи могли пропускать детали, которые нам кажутся значительными. Например, во время недавних раскопок гробниц этого периода в Саккаре и Хелуане археологи обнаружили ямы для лодок. Они были выкопаны по бокам мастабы – вне зависимости от того, принадлежали ли они представителям царского рода или частным лицам. Возможно, были они и в абидосских гробницах, однако ускользнули от внимания археологов XIX в.

Как мы уже видели, в начале Третьей династии произошли значительные изменения в конструкции царских гробниц. У гробниц нового типа – ступенчатых пирамид – на северной стороне находился храм, а на южной – большая гробница фараона. Фактически последняя должна была использоваться не для погребения, а для чего-то другого, поскольку Джосер был похоронен в своей Ступенчатой пирамиде. На восточной стороне не было обнаружено никаких следов часовни и до сих пор не было обнаружено и лодок.

Царствование Снофру, основателя Четвертой династии, стало началом новой эры в египетской архитектуре. Именно этим временем датируются первая настоящая пирамида и пирамидный комплекс: они стали общепринятой моделью для строителей. Комплекс состоял из следующих частей:

Пирамида в каменной ограде (иногда ее называют теменос ).

Заупокойный храм перед восточной стороной пирамиды.

Молельня перед входом на севере .


Рис. 7. Пирамидный комплекс Пепи II на юге Саккары (Реставрация)

Небольшая ритуальная пирамида в собственной ограде снаружи стены южной ограды главной пирамиды. У этой пирамиды также был свой небольшой храм с двумя стелами спереди у восточного фасада и, возможно, храм перед входом с северной стороны. Она никогда не использовалась для погребения, в ее небольшой внутренней камере находились только вазы и керамика.

Вырубленные в скале ямы в виде лодок. Они пока не были обнаружены вокруг пирамид Снофру, поскольку те места, где они могли бы находиться, все еще не полностью раскопаны, но они встречаются у пирамиды сына Снофру – Хуфу, а также в Абу-Роаше, у Второй пирамиды Гизы и в других местах. Задолго до обнаружения больших деревянных ладей к югу от Великой пирамиды в одной из больших ям для ладей, принадлежащих к тому же комплексу, были обнаружены куски позолоченного дерева и канатов.

Большой пандус (насыпная дорога) связывал ограду верхней пирамиды с нижним храмом близ границы обрабатываемой земли.

Нижний храм находился на нижнем конце дороги и служил входом в весь комплекс. Здесь стояло множество статуй и стел.

Тело умершего фараона привозили в нижний храм, чтобы омыть и очистить его; затем оно подвергалось различным процессам мумификации. Ученые доказали, что в эпоху Четвертой династии в этом храме проходили три важные церемонии. Первая из них – омовение и очищение тела. Этот ритуал продолжался недолго. Второй – мумификация – длился гораздо дольше. (В гробнице одной из цариц в Гизе засвидетельствовано, что между ее кончиной и погребением прошло 272 дня.) Третья церемония, именовавшаяся «Отверзание уст», исполнялась после завершения мумификации в день погребения. Это был магический обряд, предназначенный для того, чтобы тело снова смогло говорить и пользоваться приношениями в другой, намного более важной жизни, которая должна была начаться после смерти.

Рис. 8. Жрец хем-нечер. Изображение в одной из гробниц некрополя Гизы

Омовение тела могло происходить в первом зале нижнего храма, а может быть, и на его крыше. Мы не знаем, где происходило бальзамирование. Однако все специалисты согласны с тем, что «Отверзание уст» производилось перед статуями в большом зале храма. Позднее эти церемонии проходили в заупокойном храме к востоку от пирамиды.

После того как мумию клали в гробницу, вход в пирамиду закрывался навеки: он был скрыт за одним из камней облицовки, а жрецы начинали свои службы, которые должны были длиться вечно. Заупокойные службы по умершему фараону в храмах при пирамидах состояли в основном в ежедневных приношениях; каждый предмет сопровождался специальной молитвой или другим ритуалом. Эти приношения напоминали подачу на стол вполне земного обеда. Приношения сопровождались церемонией очищения, в которой важную роль играли курения, шарики натра и чистая вода. За этим действом следовали возлияния и конечное очищение. Были также специальные обязанности и церемонии в официальные праздничные дни, которых в египетском календаре хватало. Народ, возможно, принимал в них участие и имел доступ к отдельным частям храмов.

Сын умершего фараона должен был подготовить погребение своего отца, принять участие в некоторых церемониях и завершить незаконченные части гробницы. Некоторые исполняли свой долг добросовестно, некоторые – только отчасти (если занимались этим вообще). Несомненно, важным фактором была и политическая ситуация в эпоху перемен.

Жрецы, которые служили богам, царям и царицам, назывались хем-нечер (слуги бога). Те, кто служили культу лиц нецарского достоинства, именовались хем-ка (слуги Ка). Кроме того, культы и фараонов, и частных лиц требовали услуг жрецов (очистителей). Жрецы уаб служили фараону при его жизни; этим титулом величали также врачей. Как среди хем-нечер, так и среди уаб были различные степени. Некоторые были новобранцами, некоторые – наблюдателями и надсмотрщиками.

Жрецы читали молитвы и песнопения особым способом, с особыми жестами и позами. Если церемония совершалась не по ритуальной традиции, она считалась недействительной. Для каждой пирамиды требовалось большое количество жрецов, занятых ее культом; они делились на смены, которые стояли на посту в определенное время дня и в определенные дни месяца. У большинства жрецов были и мирские должности. Женщины также могли занимать определенные должности в жречестве культа пирамид; им не был закрыт путь и к самой высокой должности – хем-нечер . Определенные жреческие звания были наследственными в некоторых семьях на протяжении многих поколений. Это объясняет то, что одно и то же имя встречается среди жрецов различных периодов. Например, в эпоху Древнего царства жил человек по имени Снофрухотеп, занимавший должность «наблюдателя за жрецами Снофру», и в эпоху Среднего царства можно было встретить человека с тем же самым именем и титулом. Он, скорее всего, был потомком первого Снофрухотепа. Люди, принимавшие участие в культе бога или фараона, зачастую носили имена, в которые входило имя бога или царя, которому они служили.

Фараоны завещали своим гробницам большие угодья, так что жрецы могли делать приношения вечно. Пожертвования были бессрочными, и культы фараонов, похороненных в период Древнего царства, продолжали существовать тысячи лет. Известно, что жрецы Снофру, Хуфу, Джедефра и Хафра продолжали свое служение в руинах храмов еще при Птолемеях. За поместьями следило огромное количество светских чиновников. Это были охранники, писцы, хозяева тайн (секретари), надсмотрщики и люди, которые смотрели за имуществом храма. Вдобавок были крестьяне-арендаторы, которые обрабатывали земли в поместьях при пирамидах и в обмен снабжали храмы продуктами. Административные здания этих поместий обычно стояли неподалеку от храмов. Тут же находились и дома жрецов.

Итак, молчащие ныне руины пирамид и их храмов некогда были полны жрецами, совершавшими приношения умершим фараонам. Сегодня мы находим здесь только камень, щебень, а иногда – стены. Но некогда пирамиды с их блестящей белой облицовкой озаряли окрестности, рядом возвышались величественные храмы, в залах которых звенели гимны и песнопения достойных жрецов, таких торжественных и величественных в своих белых одеждах. Алтари, покрытые цветами, ломились от приношений, и атмосферу благоговения дополнял аромат благовоний. Но хотя сейчас не слышно молитв и в стенах больше не звучит эхо песнопений жрецов, фрески и надписи, погребенные в могилах и храмах, свидетельствуют о яркой жизни, потухшей с течением веков.

Древнее Царство считается продолжением истории раннединастической линии фараонов Древнего Египта. Он начинается с правления IV династии царей. Как полагают они были потомками Хуни, последнего фараона III династии. В Туринском списке, по сути, перечислены все правители первых пяти из них без обозначения сроков правления. Это означает, что его составители причисляли всех их к одной группе.

Период Древнего Царства в Египте

Древнее Царство было ограничено от других значительностью изменений в культурной, политической и религиозных сферах, которые отличают его от первых трех периодов истории.

Самым выдающимся достижением в это переходное время Древнего Египта является строительство ступенчатых пирамид с гладкой совершенной поверхностью . Смена религиозных предпочтений ознаменовала собой начало величайших технических открытий. Первая ступенчатая , построенная в районе Саккара, являлась олицетворением лестницы к звездам. А с другой стороны считалась символом солнца.

Эволюция архитектурных навыков Древнего Царства раннединастического периода была завершена строительством комплекса на плато Гиза . Пирамида Майдум повторяла очертания гробницы Снофру, первого короля IV династии. Ломанная пирамида в Даншур также была построена этим царем согласно истории Древнего Царства. Углы пирамид стали выставляться на уровне 51 градус, что гарантировало устойчивость строения и уменьшало давление от веса каменных блоков.

Пирамиды Древнего Царства

История возникновения традиции возведения пирамид во время Древнего Царства в Египте было нечем иным, как демонстрация их силы и создание за счет этого соответствующего давления на сознание общества.

Строительство пирамид было бы невозможным без условий процветающей экономики и сильной централизации аппарата упрвления, а также умелого управления на местах для организации поставки материалов и пополнения сокровищницы царя за счет налогов и сборов.

Художники и ремесленники оттачивали свое мастерство, производя все более изысканные предметы искусства для членов правящей семьи. Высококачественная отделка гробниц являлась прямой демонстрацией богатства и статуса владельца усыпальницы.

Согласно историческим данным во время правления IV династической линии царей Древнего Египта также были проведены некоторые военные кампании на юге в отношении соседствующей Нубии, где была построена оборонительная крепость в Бухен недалеко от 2-й катаракты (порог Нила). Эта крепость символизировала вторжение египетских войск в . Также она имела коммерческое значение, поскольку на ее территории велась торговля нубийцев и египтян. Древняя Нубия была богата сырьем и особенно золотом и представляла особый интерес для Египта.

Добавление в титул фараона слов «Сын Ра » связан с историей правления Джежефре и указывает на повышение культа Солнца. Более того он подчеркивал статус царя как представителя высших сил на земле.

В течение периода правления V группы царей Древнего Царства в Египте религиозный культ Солнца прочно получил широкое распространение. Для совершения обрядов цари строили солнечные храмы. Это объясняет, почему памятники архитектуры того времени были менее технологичны, чем их предшественников: основное внимание в проектах строительства уделялось храмам и святилищам, чем самому зданию пирамиды.

Похоже власть V династии была не менее централизованой. Гробницы, построенные вблизи усыпальницы царей, имели еще более сложную дорогостоящую отделку. Некоторые зажиточные граждане имели возможность построить склеп не только вблизи некрополя Мемфиса, но и в собственной провинции.

Гробница последнего царя этой династии впервые за историю Древнего Египта была украшена так называемыми Текстами пирамид, которые повествовли о судьбе фараона в загробной жизни среди звезд и высших существ.

Начиная с VI династии Древнего Царства наблюдается постепенный упад экономики и культуры. Хотя военные действия продолжались, на востоке дельты Нила, то есть на территории и Нубии, централизованная власть фараона претерпевала упадок. Возможно, это было вызвано долгим правлением Пепи II, когда власть была сосредоточена в руках центрального органа власти и наместников в провинциях Древнего Египта.

Другим ключевым фактором в снижении роли власти стало убывание разлива Нила. Необходимо было принимать меры для обеспечения плодородия земель. Губернаторы регионов и наместники, которым удалось управлять водной стихией укрепили свои позиции ослабив власть в столице.

Царям не хватило авторитета для предотвращения раскола, который начался во время 1-го переходного периода. Фараоны периодаДревнего Царства Египтаначали терять свою власть, которая переходила к отдельным предводителям.

Периодизация Древнего Царства в Египте:

IV династия Древнего Египта (2575 — 2465 до н.э.)

V династия Древнего Египта (2465 — 2323 до н.э.)

VI династия Древнего Египта (2323 — 2150 до н.э.)

Древнее Царство – период в истории древнего Египте охватывает временной промежуток в несколько веков III тыс. до н.э. (ок. 2707-2150 гг. до н.э.). Точные временные рамки выделить сложно, но согласно описаниям древнегреческого историка Менефона, существование Древнего царства приходится на правление фараонов от III до VIII династии.

Этот период был важным в истории Древнего Египта, именно в это время государство стало централизованным, сплотив под единым управлением экономическую и политическую жизнь страны.

Основателем Древнего Царства по праву считается фараон , который смог окончательно укрепить централизованную власть и оградить государство от набегов синайских кочевников и нубийцев. Построив шестиступенчатую пирамиду в некрополе , Джосер положил начало так называемой эпохе пирамид. Именно на этот период приходится строительство пирамид в Гизе.

Быстрое развитие металлургии и производство более совершенного оружия позволило фараонам Древнего Царства сформировать постоянную армию, и захватить медные рудники на Синайском полуострове. К концу существования Древнего Царства, стали активно противостоять центральной власти, вынуждая фараонов V и VI династии идти им на значительные уступки. Эти уступки в дальнейшем и привели к распаду Древнего Царства в Египте.

Во времена расцвета Древнего Царства, в его состав входили земли северной Нубии, и небольшие территории на берегу Суэцкого залива.

Столицей фараонов Древнего Царства являлся город Мемфис (Инбу-хедж), вплоть до начала первого переходного периода.

В последнее время мы как-то упустили из вида тему египетских пирамид. А она отнюдь не закрыта. О чем свидетельствует и недавно появившийся на ВО материал «из сумасшедшего дома» о том, что их строили при помощи шлюзовой системы размером больше самой пирамиды. Так что последняя статья про пиромидоманию и пирамидоидиотизм появилась вовремя. Но… остановились мы на пирамидах последних царей VI династии, при которых власть фараонов из Мемфиса в Египте сделалась чисто номинальной. Страна распалась на множество мелких независимых княжеств, которые могли состоять из нескольких либо даже одного нома. Так, эпоху Древнего царства сменил период упадка и раздробленности Древнего Египта (или первый переходный период), вслед за которым началось уже Среднее царство, хронологически расположенное между 2040 и 1783 гг. (или 1640) до н. э.

Основателем Среднего царства считается фараон Ментухотепа II. Но он не стал строить себе пирамиду, а построил уникальный погребальных храм с могилой в его основании, а вот пирамиду построили уже над этим храмом. Это единственное такое сооружение в Египте. Вот так выглядит его реконструкция (слева). Справа – храм царицы Хатшепсут.


Графическая реконструкция храма Ментухотеп II. Но… есть и такая точка зрения, что никакой пирамиды у этого храма не было!


А вот так оба эти храма выглядят сегодня.

Сразу же отметим: фараоны Среднего царства тоже построили пирамиды, которые несомненно заслуживают внимания. Но поскольку построены они все далеко от туристических и международных трасс, люди посещают их даже еще реже, чем описанные нами пирамиды своих предшественников, что стоят в «тени великих пирамид». А большинство людей вообще считает, что пирамид в Египте всего три!


Так называемая «Черная пирамида» фараона Аменемхета III в Дашуре. Справа – «Ломаная пирамида» фараона Снофру. Ну и кто же туда поедет?

При это самая отдаленная из пирамид этой эпохи находится всего лишь в 80 километрах на юг от Каира, за Фаюмским оазисом, в Иллахуне; ну, а ближайшая от Каира в 40 километрах, в Дашуре. К некоторым из пирамид Среднего царства ведут дороги, проложенные в пустыне, или скорее это намек на дорогу; и когда ты едешь по ней на машине, то шины буксуют, а воздушный фильтр намертво забивает песок. К каким-то пирамидам ближайшей деревни можно и вовсе пройти только пешком. Здесь вокруг одна пустыня, песок, щебенка и… развалины пирамид! Понятно, что проверять, входит ли лезвие ножа между камнями, сюда никто не ездит. Не проверяют на них и лазерную резку каменных блоков, сделанную любезными пришельцами – очень уж далеко они расположены и нетипичны, с точки зрения «пирамидоидиотов».


Кстати, еще раз о кладке, в которую не просунешь и лезвие ножа. Вот образец кладки «ломаной пирамиды» Снофру – отца Хуфу. Правда, это эпоха Древнего Египта, но «качество работы» видно очень хорошо.

Зато их и не так много (всего девять!) и все их можно обойти и внимательно рассмотреть. Все они выстроены при XII династии, которая правила в Египте с начала XX и вплоть до конца XVIII века до н. э. К ним можно отнести и еще одну пирамиду, которая принадлежала царю Ментухотепу II из предыдущей XI династии. Правда, это всего только лишь пирамидальная надстройка над его заупокойным храмом. Опять-таки не все ученые считают, что она вообще была. Как бы там ни было, но находится этот храм в 500 километрах от Каира на юг, напротив знаменитого Луксора, на западном берегу Нила.


Фараон Ментухотеп II. Каирский музей.

Итак, сооруженные царями XII династии пирамиды имели то же предназначение и внешний вид, что и пирамиды Древнего царства, но во всем остальном между ними расхождения очень велики. Дело в том, что у этих «новых пирамид» есть некое унифицированное основание, стороны которого равны 200 египетским локтям, или 105 метрам; и только у двух самых последних пирамид этой династии эти размеры ровно вполовину уменьшены. А еще они должны были казаться более стройными и воздушными, так как наклон их стен равнялся 56°. А вот ориентировке их по сторонам света не придавалось особого значения; поэтому их входные коридоры далеко не всегда смотрят на север. В некоторых случаях они были устроены на юге, а в одном случае коридор смотрел на запад. Другими были и подземелья: это были настоящие лабиринты из коридоров и многочисленных камер; а сам саркофаг мог находиться в совершенно неожиданном месте. Заупокойные храмы почему-то всегда строились ниже уровня основания пирамиды, что тоже визуально повышало ее высоту. Ограда – всегда четырехугольной формы. Впрочем, самое большое различие пирамид Среднего и Древнего царства было отнюдь не снаружи, а находилось внутри и заключалось в технологии строительства. «Древние» строились из камня, «средние» – из щебня и глины.

То есть правителям Среднего царства в силу каких-то причин пришлось отказаться от использования обтесанных каменных блоков и заменить их простым необожженным кирпичом, каменной крошкой, а для заполнения щелей так и вовсе песком.


Так называемая «Черная пирамида» фараона Аменемхета III вблизи. Время ее не пощадило.

И какая к тому была причина? Что, пришельцы улетели и перестали помогать? Или причина куда более прозаическая: «упадок могущества и богатства» царей Среднего царств. Хотя в принципе ни эта, не многие другие причины не являются достаточно убедительными. В самом деле, ну были междоусобицы Переходного периода, были, никто не спорит. Но затем страна опять была объединена под властью одного царя. Так что в экономическом отношении Египет эпохи Среднего царства был вполне процветающим государством. Прокладывались оросительные каналы, закладывались новые города, возводились храмы и светские постройки. Например, при XII династии был выстроен и знаменитый Лабиринт, который Геродот посчитал выше колоссальных храмов в Фивах и даже великих пирамид в Мемфисе. Соответственно увеличилось народонаселение, а победоносные войны в Нубии и Азии позволили напитать страну вожделенным золотом и рабами. Источники сообщают, что последних раздавали сановникам в качестве награды за службу, а частным лицам – продавали. Поэтому маловероятно, чтобы фараоны Среднего царства так бедствовали, что экономили именно на пирамидах, или, что для их возведения не хватало рабочих. Причина замены каменных пирамид на кирпичные заключалась, несомненно, в чем-то другом.

Возможно, опыт падения Древнего царства наглядно показал, что каменные пирамиды, увы, не спасают тела погребенных монархов и все их сокровища от грабителей. Ни величина, ни массивность каменной кладки не обеспечивают им вечный покой, и они нашли иной способ противодействия нечестивцам. Теперь под пирамидой закладывалось множество запутанных коридоров, многие из которых заканчивались тупиками, чтобы сбить грабителей с толку; погребальные камеры были превращены ими в неприступные блиндажи и размещены так, чтобы люди, незнакомые с планировкой пирамиды, не нашли бы их до скончания века. То есть наземная часть усыпальницы теперь потеряла свое былое значение. Вот почему и строить ее можно было уже не из камня, а из кирпича, хотя внешне этой тайны она и не выдавала. Пирамиды по-прежнему облицовывали турским известняком, так что из чего они сделаны внутри догадаться было нельзя. Хотя… все же ведь знали о том, из чего она была сделана. Достаточно было кого-нибудь из строителей «пригласить на пиво».


От пирамиды Аменемхета I осталась лишь куча глины и песка.


А это вход в нее…

Строительство «кирпичной пирамиды» также не требовало стольких рабочих рук и каторжного труда, как пирамиды из камня. Хотя задача архитектора в данном случае была намного сложнее. Каменные блоки старых пирамид держались за счет гравитации и силы трения, а вот многочисленные слои необожженных кирпичей легко могли уплотниться, осесть, отчего пирамида могла легко развалиться. Шумеры и вавилоняне знали об этом и когда строили зиккураты, то применяли тростниковые рогожи и прокладывали ими слои кирпичей. Египтяне изобрели особую технологию, напоминающую метод секционного строительства. При возведении пирамиды из угла в угол по диагонали возводились каменные перегородки. Затем к ним с двух сторон под косым углом пристраивали поперечные стенки – тоже из камня. Возникало крестообразное основание, имевшее подобие решетки. Затем этот каркас заполняли кирпичами или щебенкой, а все щели засыпали обычным песком. Материалы наверх везли по земляным насыпям на деревянных санях или тащили носильщики в корзинах – тут-то уж явно никакие гидроподъемники не требовались. Чтобы надежно укрепить плиты облицовки, нижние ее плиты делали из гранитных плит. Ну, а вершину по традиции венчал гранитный пирамидион.


Зато пирамидион с вершины «Черной пирамиды» сохранился относительно хорошо и сегодня находится в Каирском музее.

«Не ставь меня ниже каменных пирамид...» – такая надпись, по словам Геродота, была сделана на одной из таких пирамид. Причем посетил он Египет уже когда эти пирамиды лишились свой каменной облицовки, и на них никто не обращал внимания, кроме местных жителей, воровавших с них камень. Шататься по огненной пустыне ради кучи камней, торчащих из глины? Да боже упаси! Вот почему вплоть до конца минувшего столетия археологи тоже не обращали на них внимания. Им хватало и всего остального.


Изображение урея на венце Сенусерта II, найденного в его пирамиде и, видимо, потерянное грабителями.


Пектораль Сенусерта II.

Но совершенно неожиданно пирамиды Среднего царства вызвали живой интерес во всем мире. Первый раз произошло это еще в 1894 году, когда Морган нашел знаменитое «Дашурское сокровище», а второй раз уже в 1920 году, когда нечто подобное близи Иллахуна обнаружил археолог Питри. После этого их стали исследовать и в итоге узнали очень много интересного…


Пирамида фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне. Типичная пирамида Среднего царства из необожженного кирпича, поэтому сильно разрушилась, и сегодня ее высота всего лишь 15 метров. Основанием является естественная скала – необычное решение, которая затем была окружена каркасом из каменных блоков. Вход впервые был перемещен на южную сторону, чтобы запутать грабителей, а подземные коридоры представляют собой самый настоящий лабиринт с устроенными в нем колодцами-западнями. Саму погребальную камеру устроили в 20 метрах в стороне центра пирамиды, где ей следовало бы находиться по обычаю, и вдобавок заглубили в основание на 12 м. Но в ней все равно сохранился лишь великолепно сделанный саркофаг (пустой) из красного гранита, и жертвенный стол из белого алебастра. Именно на полу в погребальной камере в окаменевшем иле археологи и нашли несколько потерянных грабителями уникальных произведений искусства. Больше ничего ценного в пирамидах не найдено вообще!

Продолжение следует...