Что значит крестный ход. Что такое крестный ход на самом деле

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок . Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями, которые несут хоругви, иконы, кресты и другие святыни. Он совершается вокруг церкви, из храма в храм, направляется к водоему или к другому объекту святыни православной. Крестные ходы проходят по разным случаям — во славу Иисуса Христа, почитаемых святых, церковных праздников. Они бывают: пасхальные, поминальные, освещение воды, погребальные, миссионерские и другие.

Крестные ходы стали частью жизни православного мира. Самые известные из них пасхальные, которые начинаются близко к полуночи. Пасха празднуется ежегодно и рассчитывается на каждый год отдельно. Критерием является день равноденствия весной и такого явления, как полнолуние. Первый воскресный день после этих явлений и будет днем пасхи.

Пасхальный Крестный ход — великое событие для православных, которые принимают участие в этом ходе. Основная суть — верующие, во главе со священнослужителями идут навстречу благостной весточке о воскрешении Христа. В это время в церкви звонят колокола. Участники шествия поют праздничные песнопения. Совершается крестный ход в ночное время с Великой Субботы на Светлое Воскресение. В соответствии с этим в 2019 году Крестный ход будет в ночь с 27 на 28 апреля, в 2020 — с 18 на 19 апреля.

В дни, когда проходят православные праздники, совершение крестного хода определяется общиной.

По сложившейся традиции Крестные ходы проходят во многих населенных пунктах: городах и селах и имеют определенную цель. Их перечень очень большой. Они приурочены к разным событиям и православным датам. Вот некоторые из них:

  • Великорецкий — проходит с иконой почитаемой Великорецкой Николая Чудотворца с 3 по 8 июня;
  • Калужский — с иконой Божьей матери, даты проведения: 28.06-31.07;
  • Курский — с иконой Божьей Матери Знамение Курской-Коренной 9 пятница по Пасхе;
  • Саратовский — проводится в честь памяти Российских новомученников и исповедников с 26.06 по 17.07;
  • Георгиевский — по местам славы и героической обороны Ленинграда с 5 по 10 мая;
  • Самарский — с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу. Проходит в первый день Поста Петрова, продолжается 3 дня.

Крестный ход суть

Совершение крестного хода имеет всегда какую — то цель и проводится только с благословения архипастыря, архиерея. Крестный ход выражает народную единую веру, объединяет людей и увеличивает число верующих. Впереди хода несут фонарь, который символизирует Свет Божественный.

Несут Хоругви — выносные знамена, на которых запечатлены лики святых.

Иконы, Евангелие и всевозможные святыни несут священнослужители и верующие, которые участвуют в процессии. Крестные ходы освещают все вокруг — землю, огонь, воду, воздух. Молитвы людей, иконы, окропление святой водой, фимиам — оказывают священное действие на окружающий мир.

Причиной проведения Крестного хода может быть различной:

  • Крестный ход организуется конкретной церковной общиной и приурочивается к православному празднику или событию. Например, освещение храма или торжество в честь почитаемой иконы.
  • Пасхальный — в Вербное воскресенье, в течении светлой Седмицы.
  • Праздник Крещения Господня — в это время освещается вода.
  • Погребальные — процессия провожает покойного на кладбище.
  • Миссионерские, цель которых привлечение верующих в свои ряды.
  • Государственные праздники или мероприятия.
  • Чрезвычайные происшествия — войны, стихийные бедствия, эпидемии.
  • Крестный ход, происходящий в храме.

Шествие Крестного хода происходит относительно солнца против его движения. Староверы идут по часовой стрелке, т.е. по движению солнца. В зависимости от цели, крестный ход идет вокруг церкви, из храма в храм, к святыне, которую почитают. Крестные ходы есть короткие по времени, например на Пасху и многодневные, проходящие несколько дней.

В наш век технического прогресса Крестный ход может проводиться на вертолете или самолете священнослужителями, которые облетают над определенной территорией с чудодейственной иконой. 2 января 1941 года на самолет погрузили списки иконы Тихвинской Божьей Матери и облетели с ней Москву. Большая вероятность того, что именно этот облет остановил врага в наступлении на город.

История Крестный ход России

Со времен незапамятных ведет свою историю Крестный ход. Константину — императору Римскому во время битвы в 312 году, явилось знамение на небе в виде креста, надпись на котором была — Сим победиши!

Константин приказал изготовить знамена, на которых были изображены кресты, впоследствии названы Хоругвями.

Примером Крестных ходов на Руси послужила Константинопольская церковь. Обращение к богу всеобщей молитвой в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций. Со времен Ветхого завета мы знаем, что были торжественные шествия. Город Иерихон и его осада — в книге Иисуса Новина написано: город покорится, если обходить его шесть дней с ковчегом завета. День седьмой знаменовался криками народа и стены Иерихона рухнули.

Церковь Христианская в первое время своего существования проводила тайные ночные шествия. Мощи православных мучеников переносились. В конце четвертого века Христианство было узаконено. Крестные шествия стали проходить открыто, чему православные радовались. В память мучеников проходили Крестным ходом по городам и селам с песнопениями и молитвами, посещали места Страстей Христовых. Литания, так назывались эти шествия.

Литания — перевод с греческого означает моление усердное.

Так же известен факт об Иоанне Златоусте, который завел правило Крестного хода, чтобы народ отвлекся от всякой ереси. Было это в 4-5 веке.

Одновременно с Крещением Руси пришла традиция проводить шествия — Крестные ходы. Освещение народа проходило на берегу Днепра, которое сопровождалось торжественным проходом с несением лика святых. С тех пор эта традиция стала регулярной. Крестные ходы проходили по разным случаям. Народ верил, что совершая шествие, читая молитвы под открытым небом, они призывают Господа Бога помочь в их бедствиях и бог слышит их и помогает.

Проведение Крестных ходов на Руси широко представлено в картинах русских художников. Вот некоторые из них:

Зайцев Е. Молебен на Бородинском поле

Б.М.Кустодиев

Н.К.Рерих

А.В.Исупов

И.Е.Репин

К.Е.Маковский

Великорецкая икона, краткая история с фото

История обретения иконы датируется 14 веком. Крестьянин села Крутицы, Агалков Семен, шел по своим делам и увидел в лесу сеяние. На обратном пути его опять привлек свет, который к себе манил. Не удержавшись, он приблизился к этому божественному свету и был удивлен, когда ему показался образ Николая Чудотворца. Впоследствии оказалось, что икона способна исцелять болезни. Узнали это так: у жителя деревни были больные ноги и ходить он не мог, приложившись к иконе, он исцелился. С тех пор пошла слава про икону. Это событие произошло на берегу реки Великой, поэтому икону прозвали Великорецкая. Духовенство обратилось к крестьянам перенести икону чудотворную в Хлынов, чтобы обеспечить ее безопасность и чтобы больше людей могли приложиться к иконе чудотворной. То место, где явилась икона, люди захотели отметить, они построили часовню, а впоследствии храм.

Город Хлынов переименовали сначала в город Вятку, потом в Киров — так он называется до сих пор.

Икона представляет собой гравюры, которые изображают жизнь и деяния святителя, их 8:

  1. Учение святого Николая.
  2. Сон царя Константина и явление ему чудотворца Николая.
  3. Спасение Димитрия со дна моря святым Николаем.
  4. Сион — служба святого Николая.
  5. Спасение корабля от потопа святым Николаем.
  6. Избавление от меча трех мужей.
  7. Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена.

  8. Упокойное погребение святого Николая.

В середине сам образ Николая Чудотворца.

В 1555 году икона побывала в Москве. Храм Василия Блаженного тогда только строился. Один из пределов храма был освещен в честь иконы чудотворной.

В 2016 году вновь случилось чудо в селе Великорецком. Прославился Трифонов монастырь на подворье которого, был обнаружен лик Николая Чудотворца. Один из послушников монастыря, захотел сделать заслонку для окна технического в сарае, где держали домашнюю скотину. Это был кусок старого железного листа.

Обнаружила лик Николая Чудотворца на железном листе, староста подворья, которая пришла чистить снег. Она почувствовала, что на нее кто-то смотрит. Таким образом, лик явился людям еще раз.

Великорецкий Крестный ход маршрут

Крестный ход, его традиции и атрибуты, с иконой чудотворной святителя Николая, начался после перенесения ее в город Хлынов края Вятского. Было условлено каждый год возвращать икону на место ее обретения. Хранилась она в храме святого Прокопия Устюжского, впоследствии построили Никольский собор специально для этой иконы.

В 30-е годы двадцатого века Крестный ход был запрещен. Когда наступила перестройка, отношение власти начало постепенно меняться. Постепенно традиция стала возрождаться. Сначала было разрешено на берегу реки Великой богослужение, затем шествие от села Чудиново. Сейчас маршрут полностью восстановлен. Каждый год, в начале июня, тысячи людей желают принять участие в этом мероприятии.

Маршрут довольно длинный и может показаться, что пройти такой путь пешком невозможно. Его протяженность более 150 км. Начинается Крестный ход с Панихиды в Успенском Кафедральном соборе в 7 часов утра. В 8 часов — в г. Кирове, в Свято-Успенском кафедральном соборе происходит Божественная литургия. На площади Соборной монастыря Свято-Успенского, Трифонова, в 10 часов — молебен и оттуда же в 11 часов начинается Крестный ход. Встречает его Троицкая церковь города Кирова. Следующий пункт — село Бобино.

Можно воспользоваться автобусами, которые сопровождают Крестный ход и перевозят людей по мере их наполнения. Автобусы так же ждут паломников в г. Кирове и доставляю прямо к пункту назначения, в село Великорецкое.

Чтобы совершить Крестный ход по всем правилам, необходимо получить благословение у батюшки. При подготовке нужно заранее запастить необходимыми вещами и водой.

  1. Возьмите с собой пару пластиковых бутылок. Воду можно набрать в пунктах остановки, так же воду специально подвозят.
  2. Купите специальный туристический коврик для ночлега.
  3. Необходимые лекарства, которые понадобятся в пути, соберите дорожную аптечку.
  4. Еду брать не надо, ее можно купить. Организуются пункты выдачи горячей пищи и чая.
  5. Сухофрукты и орехи не займут много места и утолят голод.
  6. Дождевики, в случае если пойдет дождь.
  7. Из вещей — рассчитывая, что ночи могут быть холодные, теплые вещи необходимы.
  8. Головной убор, очки от солнца спасут от жаркой и знойной погоды.
  9. Удобная обувь, вторая пара может понадобиться.
  10. Средства от насекомых — комаров и мошек.

Во время остановок можно перекусить, работает полевая кухня. По желанию каждого паломника, вещи можно погрузить в автобус, который едет к местам остановок. Ночлег каждый обеспечивает себе сам, кто-то берет с собой палатку. По пути следования, в деревнях, добрые люди приглашают идущих поесть и переночевать.

Собираясь на многодневный Крестный ход, нужно помнить, что это тяжелый путь и готовиться к нему нужно заранее.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко