Как выжить в мороз: лайфхаки от животных. Советы сибиряков: как выжить в мороз на зимней трассе Выживание в мороз

В жизни может произойти множество непредвиденных ситуаций. Одна из таких – ситуация, когда остаетесь один на один с морозом. Далее речь пойдет о том, как выжить при морозе – 15 советов. Можно выделить несколько ситуаций, в которых человек может оказаться на морозе.

Как не замерзнуть зимой

  1. Вы отправились в поход и ? У вас есть преимущество – вы выходили на улицу подготовленным и тепло одетым. Перед подобными походами следует готовиться тщательно и быть готовым к тому, что вы можете заблудиться или что-то пойдет не так. Вот несколько советов перед выходом в поход.
  2. Одежда. Одевайтесь по принципу капусты. Наденьте больше одежды: футболка, рубашка, теплая кофта и куртка. Вместо перчаток лучше одеть варежки. Перчатки могут перетянуть пальцы рук и они замерзнут гораздо быстрее. Рекомендуется держать пальцы вместе. Обувь должна быть теплой и с толстой подошвой, желательно, водонепроницаемой. Избегайте обуви с плотно перетянутыми шнурками, это затруднит циркуляцию крови в организме и существенно сократит срок выживания на морозе. Следует хорошо обмотать лицо шарфом или любой тканью. Идеально, если есть термобелье, оно поможет дольше сохранить тепло.
  3. За 20 минут перед выходом жирно намажьте лицо противобарьерным кремом. Его можно купить в любой аптеке. Если такого крема нет, используйте детский жирный крем. Это создаст защитную пленку на коже и предотвратит ее обморожение дольше.
  4. Плотно поешьте перед выходом. Пока ваш организм занят перевариванием пищи, тепло будет сохраняться как можно дольше.
  5. Возьмите с собой термос с теплым чаем. Зимой он вам пригодится.
  6. Не забывайте двигаться, пока вы двигаетесь, вы останетесь в сознании как можно дольше. Но не переусердствуйте, ведь энергия в подобной ситуации очень важна.
  7. Если случилось, что на заснеженной трассе зимой у вас сломалась машина, и вы остались посреди дороги неподготовленным.
  8. Не рекомендуется уходить далеко от автомобиля. Ждать помощь возле него благоразумнее, чем бродить по трассе. Когда автомобиль остынет, оставаться внутри железной коробки не стоит. Исключение – сильный ветер. Если же на улице безветренно, то выбирайтесь из машины и начинайте действовать.
  9. Необходимо соорудить из снега и машины некий вакуум и развести в центре костер. Отправляться за дровами в лес нецелесообразно, поэтому жгите покрышки. Одна покрышка горит около часа. Когда и они закончатся, жгите все, что горит.
  10. Не забывайте периодически двигаться, приседать. Оставаться долгое время в состоянии покоя не рекомендуется.
  11. Плотно обмотайтесь одеждой, тканью, шарфами – все, что есть. Но не перетягивайте сильно ноги и другие конечности.
  12. Оставшись зимой на улице почти раздетым и неготовым к этой ситуации.
  13. Не прекращайте двигаться. Лучший вариант – бежать легким бегом в направлении помощи. Не бегите слишком быстро, так вы быстро устанете и лишь ускорите возможное обморожение. Постарайтесь закрыть лицо одеждой.
  14. Если есть аптечка, примите таблетку аспирина. Аспирин разжижает кровь и улучшает ее циркуляцию
  15. Не пейте алкогольные напитки. В обычных условиях организм человека на холоде сужает сосуды для сохранения тепла. Алкоголь же их расширяет и снижает чувствительность. Вы не поймете, что получили обморожение, а замерзнете быстрее.
  16. Не курите. Никотин может вызвать спазм сосудов, что ускорит обморожение.
  17. Самое главное – не паникуйте и не унывайте. Настрой человека очень важен в критических непредсказуемых ситуациях.

В одной Европе (включая европейскую часть России) число обмороженных и погибших от холодов в эту аномальную зиму исчисляется сотнями. Снегом перекрываются трассы даже в южных регионах. Но, по прогнозам синоптиков, морозы даже не собираются уходить. Как выжить, если вдруг попали в снежный плен на трассе? Как не обморозиться и не замерзнуть? Советы читателям "Правды.Ру" дают эксперты.

Рекомендаций, как не дать морозу себя погубить, уже достаточно много в интернете. Поэтому мы решили обратиться не к залежам сетевой информации, а к профессионалам, которые не раз проходили и огонь, и воду, и, конечно же, морозы. Вот что советует читателям "Правды.Ру" путешественник, организатор одиночной лыжной экспедиции "Северный полярный круг" Степан Савин :

"Давайте вспомним историю: многие северные народы смазывали лицо толстым слоем жира, который защищал их кожу от обморожения. Сегодня необходимость мазаться именно жиром, конечно, отпала, медицинская косметика нынче на высоте. Отличный способ не дать коже пропасть на морозе — защитить ее от холода с помощью механического барьера, то есть крема, который так и называется — "барьерный". Такие средства содержат специальные компоненты, серин или NMF, которые поддерживают достаточный уровень естественной увлажненности и защищают кожу от мороза. Но не выходите на улицу ранее, чем через 20 минут после нанесения крема.

В сложных ситуациях на морозе (допустим, у вас на трассе сломалась машина) никогда нельзя падать духом. Человек, который умеет сохранять бодрость духа, всегда найдет выход из любой напасти. Вспоминаю такой случай. На разных участках одной из пустынных сибирских трасс в тридцатиградусный мороз почти в одно и то же время забуксовали две машины. Водитель одной из них лег в кабине, уснул и через пару часов замерз насмерть. Второй вылез из машины, слил немного топлива, зажег костер, все время двигался. Даже, по его рассказам, песни пел в голос. И дождался помощи. Вот что означает бодрость духа.

В сильные морозы надевайте просторную многослойную одежду и двойные рукавицы. Но ни в коем случае не перчатки, где каждый палец отдельно, это опасно. То есть вместо одного толстого свитера лучше наденьте несколько кофт, которые могут быть и потоньше. Очень хорошо пользоваться так называемой "мембранной одеждой" и надевать под нее синтетическое термобелье. Почему именно синтетическое?

Все дело в том, что хлопчатобумажная нижняя одежда под мембраной впитывает влагу и остается сырой, что очень опасно. Чаще всего неприятности приносит не сам мороз, а пот, который, охлаждаясь, доставляет неудобства. Под шубы или пуховики в мороз надевают одежду из натуральных тканей. Нижнюю одежду перед тем, как надеть, повесьте на 10 минут на батарею, чтобы она согрелась.

Если вы собираетесь провести на морозе достаточно долгое время, допустим, по работе, очень важно, так сказать, правильно "заправиться" пищей. Самое "зимнее мясо" — это вообще-то свинина, и именно с нее надо начинать свой рабочий день на холоде. Белки, которыми богата свинина, повышают обмен веществ примерно на 40 процентов и таким образом согревают организм.

Не возбраняется приправлять свинину специями, которые тоже стимулируют обмен веществ. Также можно приправить порцию мяса хреном. Он обладает антибактериальными свойствами, так как содержит фитонциды, а также выделяет летучие вещества — растительные антибиотики, которые убивают вредные микробы. Конечно, в другие сезоны такая "диета" неприемлема, но для тех людей, которые работают или просто долгое время чем-то занимаются на морозе, она желательна".

"Часто вижу молодых людей, которые даже в мороз не носят головной убор. Эдакое юношеское бахвальство, совершенно бессмысленное. У некоторых людей на холоде начинаются сильные головные боли. Порой таким людям кажется, что челюсти замерзли и голова сейчас треснет пополам. Это признаки так называемой морозной мигрени. Это очень опасное заболевание. Если не относиться к нему серьезно, можно "заработать" невралгию тройничного нерва. Поэтому не выходите из помещения без теплого головного убора и не курите, ведь никотин, как и холод, вызывает спазм сосудов.

Как выжить в мороз

Нежданно нагрянувшие морозы в два счета доказали нам,

что жить зимой мы не умеем. Разучились! Догадываясь, что зима наверняка припасла нам еще два-три подобных сюрприза, мы собрали для тебя несколько антиморозных рецептов. Каждый выстрадан, можно сказать, на собственном опыте.

Не стоит двигаться в темпе «аллегро», стремясь сократить время в пути. Иди ровно и спокойно, не ускоряясь и не замедляясь. Дыши через нос, неглубоко и нечасто, в том же спокойном, размеренном ритме. Подбородок и рот лучше спрятать в воротник или шарф, а выдыхать нужно таким образом, чтобы горячее дыхание не увлажняло их поверхность.

Носишь очки? Металлическая оправа опасна тем, что может спровоцировать обморожение переносицы и висков. Поэтому за 40 минут до выхода на улицу смажь переносицу бальзамом «Спасатель» или любым жирным кремом. Обморожение кожи, получаемое от длительного соприкосновения с металлом, проходят долго, и на лице могут остаться пятна, как от ожога.

Когда на улице минус тридцать, замечаешь, что многие детали одежды коварно, даже предательски отдают тепло морозной улице. Например, перчатки. Шерстяные или из натуральной кожи, они просто отказывают согревать руки. В мороз их лучше заменить старомодными двухслойными варежками: пальцы, находясь все вместе, греют друг друга. и не мерзнут. Шерстяные рукавички эффективнее, чем перчатки, пусть даже на натуральном меху.

Лучший способ сохранить тепло в самый жестокий мороз известен под кодовым названием «семь одежек». Даже самый толстый свитер (в единственном количестве) хуже сохранит тепло под пуховиком или шубкой, чем рубашка, тонкий свитер и пиджак. Не надо стесняться одеваться по принципу капусты! Многослойное облачение поможет тебе провести на морозе 7-10 минут и без особых неприятностей дойти до остановки.

На эту тему есть старинный анекдот.

На улице -25, По тратуару идёт девушка в капроновых колготках и миниюбке. Ей говорят: «чтож ты творишь, ты же себе всё отморозишь!!» - Ну и что, зато КРАСИВО!

Следом идёт мужик в тулупе и ушанке. Спрашивают: «Что ты оделся как БОМЖ?» - Ну и что, зато ТЕПЛО!

Еще один рецепт напоследок. Перед выходом на сильный мороз задержись на минуту-две в подъезде. Подумай: в квартире плюс двадцать, на улице минус тридцать - перепад температур составляет целых 50 градусов! Это очень много. Пусть организм найдет температурный баланс, и тогда спокойно выходи на воздух.

P.S. И запомните. Никогда, НИКОГДА не пейте спиртное на морозе «для сугреву». Сначало вам кажется что стало теплее, но это ощущение илюзорно.

На самом деле спиртное расширяет сосуды и переохлаждение организма происходит намного быстрее!

Зима - это сложное время для автомобиля, а что уж говорить про суровые зимы на российском Севере, где температура минус 40 - дело обычное. К дальней дороге здесь нужно готовиться основательно, в противном случае можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью.

Сибирское издание «Амурская правда » поделилось советами о том, как выжить зимой на дороге, оставшись один на один с поломанным авто, и что стоит взять с собой, отправляясь в дальний путь.

Каждый год регистрируются трагические случаи смертей на дороге, когда люди гибнут не в ДТП, а от мороза. Ломается машина, садится мобильный телефон, и незадачливый водитель оказывается на грани жизни и смерти, оставшись в одиночестве на зимней трассе. Как же максимально эффективно подготовиться к долгой дороге, чтобы не оказаться бессильным перед стихией зимы и холода? Дельные советы об этом дают сотрудники МЧС и бывалые водители-дальнобойщики.

На морозной дороге действует закон: спасение замерзающего зависит только от него. От форс-мажоров никто не застрахован, поэтому нужно быть готовым ко всему. А всем, кто оказался в заглохшей или застрявшей в снегу машине, первым делом нужно звонить по номеру службы спасения 112. В противном случае остается надеяться только на родных и знакомых, которые начнут искать пропавшего водителя. На морозе жизнь спасет умение развести огонь: живительное тепло поможет пережить часы ожидания.

«Самое главное в такой ситуации - сохранить здравый рассудок. Нужно ясно мыслить, не растеряться и осознавать, что делаешь. В самом крайнем и безвыходном случае, если уже совсем замерзаешь - да даже спали ты свою машину! Автомобиль ведь можно купить, жизнь не купишь», - говорит дальнобойщик с многолетним стажем Виталий Рябов.

Зимой перед дальней дорогой нужно тщательно подготовить автомобиль: под завязку запастись топливом, тщательно проверить двигатель и аккумулятор, обязательно залить качественный антифриз, а также позаботиться о теплоизоляции кузова и капота, утеплить сиденья.

Во время подготовки к поездке стоит внимательно изучить маршрут, отметив на трассе кафе и населенные пункты. При этом нужно учитывать, что на АЗС вас могут даже не пустить погреться, ведь персоналу заправки это может быть запрещено, они рискуют деньгами. В случае непредвиденных ситуаций лучше рассчитывать на кафе и ни в коем случае не идти наобум.

«Чтобы идти, нужно знать, в какую сторону. Порой люди уходят в противоположном от населенного пункта направлении. Не знаешь, куда идти, - лучше не ходи. Нельзя ориентироваться навскидку: если на ту звезду смотреть, попаду домой», - продолжает водитель большегруза Виталий Рябов.

На случай ЧП положите себе в багажник вещи, которые могут вам понадобиться в экстремальной ситуации: бумажный скотч, свечи, покрывала или полиэтиленовую пленку для окон, стеганые одеяла, теплую одежду, саперную лопатку, свечи, термос с горячим питьем.

Бывалые водители никогда не выезжают из гаража зимой, предварительно не захватив с собой меховую верхнюю одежду, а также перчатки, шапку и обувь на меху, стеганые одеяла. Нелишним будет надеть термобелье. Непременно нужно позаботиться о запасах еды. Захватите с собой как минимум пару бутербродов, шоколад, высококалорийные орехи. Обязательно с собой должен быть термос с горячим питьем. Проверьте аптечку, положите в нее все лекарства, которые вам могут понадобиться в экстренной ситуации.

Перед поездкой нужно не только пополнить счет на телефоне и зарядить аккумуляторы, но и не полениться и обязательно предупредить родных, близких или даже соседей. Если вы не выйдете на связь, они смогут забить тревогу - и к вам быстрее придет помощь. В случае ЧП первым делом звоните по телефону 112 - это единый номер вызова экстренных оперативных служб для набора со всех операторов мобильной связи и стационарных телефонов. Также пользователи мобильных сетей МТС и «МегаФон» могут набрать номера 010, 101, пользователи «Билайна» - 001 и 101.

Если двигатель все же заглох, водителя может спасти костер неподалеку от автомобиля. Поэтому в дорогу зимой обязательно нужно взять спички, а еще лучше захватить с собой спиртовую лампу и свечи. В крайнем случае можно жечь шины. При этом нужно соблюдать аккуратность с открытым огнем и не разжигать его в непосредственной близости от машины.

«Это элементарно - в бардачке надо всегда иметь зажигалку, пару коробков спичек. Можно потихоньку жечь тряпки, ветки. Можно разрыть снег и достать траву. На крайний случай всегда можно начать жечь шины. На машине пять колес, одно запасное, начните с него, - советует опытный водитель Виталий Рябов. - На случай, если не сработала зажигалка и нет запасного топлива, можно добыть горючее из бака. Для этого понадобятся острый предмет вроде отвертки и бутылка. Можно пробить бак, набрать топлива, плеснуть его на ветки или траву и поджечь. Или же просто купите пару бутылок жидкости для розжига мангалов и возите с собой в багажнике».

Горячительные напитки при ЧП могут помочь только для того, чтобы растереться алкоголем, это только в случае, когда уже оказался в тепле. Пить на морозе нельзя, ведь можно потерять контроль над ситуацией или заснуть.

Утеплить машину можно, оклеив дверные проемы по периметру широким бумажным скотчем. Уплотнение дверей автомобиля не герметично, и липкая лента поможет устранить сквозняки. Занавесьте окна - через стекла быстрее всего уходит тепло. Это можно сделать с помощью покрывал, тряпок или полиэтиленовой пленки. В итоге вы окажетесь в автомобиле, словно медведь в берлоге.

«Нужно обращаться за помощью к другим: машите руками, тормозите автомобили, которые проезжают мимо. В крайнем случае можно поставить машину поперек дороги, тогда остановятся точно», - советует Виталий Рябов.

В багажнике обязательно должна быть саперная лопатка, с помощью которой можно откопать машину, слетевшую с дороги, или утеплить ее снегом в ожидании помощи. Для этого набросайте небольшой снежный вал до дверного порога, что позволит отгородить днище автомобиля от попадания холодного воздуха.

Удачи на зимних дорогах!

Зима - это сложное время для автомобиля, а что уж говорить про суровые зимы на российском Севере, где температура минус 40 - дело обычное. К дальней дороге здесь нужно готовиться основательно, в противном случае можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью.

Сибирское издание « » поделилось советами о том, как выжить зимой на дороге, оставшись один на один с поломанным авто, и что стоит взять с собой, отправляясь в дальний путь.

Каждый год регистрируются трагические случаи смертей на дороге, когда люди гибнут не в ДТП, а от мороза. Ломается машина, садится мобильный телефон, и незадачливый водитель оказывается на грани жизни и смерти, оставшись в одиночестве на зимней трассе. Как же максимально эффективно подготовиться к долгой дороге, чтобы не оказаться бессильным перед стихией зимы и холода? Дельные советы об этом дают сотрудники МЧС и бывалые водители-дальнобойщики.

На морозной дороге действует закон: спасение замерзающего зависит только от него. От форс-мажоров никто не застрахован, поэтому нужно быть готовым ко всему. А всем, кто оказался в заглохшей или застрявшей в снегу машине, первым делом нужно звонить по номеру службы спасения 112. В противном случае остается надеяться только на родных и знакомых, которые начнут искать пропавшего водителя. На морозе жизнь спасет умение развести огонь: живительное тепло поможет пережить часы ожидания.

«Самое главное в такой ситуации - сохранить здравый рассудок. Нужно ясно мыслить, не растеряться и осознавать, что делаешь. В самом крайнем и безвыходном случае, если уже совсем замерзаешь - да даже спали ты свою машину! Автомобиль ведь можно купить, жизнь не купишь», - говорит дальнобойщик с многолетним стажем Виталий Рябов.

Зимой перед дальней дорогой нужно тщательно подготовить автомобиль: под завязку запастись топливом, тщательно проверить двигатель и аккумулятор, обязательно залить качественный антифриз, а также позаботиться о теплоизоляции кузова и капота, утеплить сиденья.

Во время подготовки к поездке стоит внимательно изучить маршрут, отметив на трассе кафе и населенные пункты. При этом нужно учитывать, что на АЗС вас могут даже не пустить погреться, ведь персоналу заправки это может быть запрещено, они рискуют деньгами. В случае непредвиденных ситуаций лучше рассчитывать на кафе и ни в коем случае не идти наобум.

«Чтобы идти, нужно знать, в какую сторону. Порой люди уходят в противоположном от населенного пункта направлении. Не знаешь, куда идти, - лучше не ходи. Нельзя ориентироваться навскидку: если на ту звезду смотреть, попаду домой», - продолжает водитель большегруза Виталий Рябов.

На случай ЧП положите себе в багажник вещи, которые могут вам понадобиться в экстремальной ситуации: бумажный скотч, свечи, покрывала или полиэтиленовую пленку для окон, стеганые одеяла, теплую одежду, саперную лопатку, свечи, термос с горячим питьем.

Бывалые водители никогда не выезжают из гаража зимой, предварительно не захватив с собой меховую верхнюю одежду, а также перчатки, шапку и обувь на меху, стеганые одеяла. Нелишним будет надеть термобелье. Непременно нужно позаботиться о запасах еды. Захватите с собой как минимум пару бутербродов, шоколад, высококалорийные орехи. Обязательно с собой должен быть термос с горячим питьем. Проверьте аптечку, положите в нее все лекарства, которые вам могут понадобиться в экстренной ситуации.

Перед поездкой нужно не только пополнить счет на телефоне и зарядить аккумуляторы, но и не полениться и обязательно предупредить родных, близких или даже соседей. Если вы не выйдете на связь, они смогут забить тревогу - и к вам быстрее придет помощь. В случае ЧП первым делом звоните по телефону 112 - это единый номер вызова экстренных оперативных служб для набора со всех операторов мобильной связи и стационарных телефонов. Также пользователи мобильных сетей МТС и «МегаФон» могут набрать номера 010, 101, пользователи «Билайна» - 001 и 101.

Если двигатель все же заглох, водителя может спасти костер неподалеку от автомобиля. Поэтому в дорогу зимой обязательно нужно взять спички, а еще лучше захватить с собой спиртовую лампу и свечи. В крайнем случае можно жечь шины. При этом нужно соблюдать аккуратность с открытым огнем и не разжигать его в непосредственной близости от машины.

«Это элементарно - в бардачке надо всегда иметь зажигалку, пару коробков спичек. Можно потихоньку жечь тряпки, ветки. Можно разрыть снег и достать траву. На крайний случай всегда можно начать жечь шины. На машине пять колес, одно запасное, начните с него, - советует опытный водитель Виталий Рябов. - На случай, если не сработала зажигалка и нет запасного топлива, можно добыть горючее из бака. Для этого понадобятся острый предмет вроде отвертки и бутылка. Можно пробить бак, набрать топлива, плеснуть его на ветки или траву и поджечь. Или же просто купите пару бутылок жидкости для розжига мангалов и возите с собой в багажнике».

Горячительные напитки при ЧП могут помочь только для того, чтобы растереться алкоголем, это только в случае, когда уже оказался в тепле. Пить на морозе нельзя, ведь можно потерять контроль над ситуацией или заснуть.

Утеплить машину можно, оклеив дверные проемы по периметру широким бумажным скотчем. Уплотнение дверей автомобиля не герметично, и липкая лента поможет устранить сквозняки. Занавесьте окна - через стекла быстрее всего уходит тепло. Это можно сделать с помощью покрывал, тряпок или полиэтиленовой пленки. В итоге вы окажетесь в автомобиле, словно медведь в берлоге.

«Нужно обращаться за помощью к другим: машите руками, тормозите автомобили, которые проезжают мимо. В крайнем случае можно поставить машину поперек дороги, тогда остановятся точно», - советует Виталий Рябов.

В багажнике обязательно должна быть саперная лопатка, с помощью которой можно откопать машину, слетевшую с дороги, или утеплить ее снегом в ожидании помощи. Для этого набросайте небольшой снежный вал до дверного порога, что позволит отгородить днище автомобиля от попадания холодного воздуха.

Удачи на зимних дорогах!