Нэцкэ какие из них утеряны. Нэцкэ в японской культуре

С древнейших времен люди верили, что различные талисманы и маленькие копии статуй богов приносят всяческие блага - удачу, прибыль, счастье в семейной жизни, защиту от недругов и болезней. В качестве талисманов выступал любой объект природы - от камней до воды в крохотных бутылочках.

Тем, кто имеет при себе оберег, зачастую кажется, что фортуна будет к ним благоволить. Но зачастую люди не имеют точного понятия о том, что у каждого талисмана есть определенное значение. К примеру, если желать счастья в доме, но использовать для этого , вполне вероятно, что ни того, ни другого в должной мере вы не получите.

На востоке и по сей день очень трепетно относятся к талисманам. Одним из таких амулетов являются фигурки Нэцкэ - вырезанные из дерева и камня изображения людей, богов, животных. Многие коллекционируют эти статуэтки. У каждой фигурки свое предназначение, которое помогает исполнить то или иное желание.

Виды Нэцкэ

Наиболее известные фигурки Нэцкэ, которые можно увидеть не только у каждого коллекционера, но и у людей, даже не планирующих собирать их - это , и , изображенное в виде симпатичного толстяка с мешком богатства за плечами и золотыми монетами в ладошке. Жаба символизирует богатство и процветание, а Хотэй дарует счастье и может исполнять желания.

Также существуют следующие разновидности Нэцкэ:

1. Катабори. Небольшие резные изображения людей и животных.

2. Анабори. Раковины, внутри которых изображаются различные сюжеты.

3. Саси. Фигурка - брелок, имеет отверстие для шнурка или ленты, чтобы всегда носить с собой.

4. Маска. Маленькая копия маски Но - специальной женской маски, используемой актёрами японского театра кабуки.

5. Мандзю. Небольшие круги из слоновой кости либо два полукруга.

6. Итараку. Маленькие коробочки, сплетенные из тростника.

7. Рюса. Похожа на мандзю, но полая внутри, и с небольшой резной каймой.

8. Кагамибута. Симпатичная фигурка в виде шара.

Из чего изготавливают Нэцкэ

Материал для изготовления этих фигурок имеет огромное значение. Талисманы из камня помогают обрести твердость воли, а из дерева - здоровье и процветание. Конечно, видов камней и пород деревьев - огромнейшее количество, и каждая вырезанная фигурка из определенного материала имеет свое назначение.

Самая популярная порода деревьев для изготовления Нэцкэ - это сакура, которая обладает положительной энергетикой и помогает обрести душевное равновесие. Фигурки из сакуры высоко ценятся. Принимать в дар такую статуэтку стоит в хорошем настроении и благодушном расположении духа, ведь дерево впитывает негативную энергию, и обязательно потом вернёт её обладателю амулета.

Другой известный материал - дерево самшит, дающее здоровье и долголетие. Фигурки из самшита наделяют обладателя красотой, замедляют процессы старения и очищают ауру.

Ещё один подходящий материал для Нэцкэ - олений рог. Вырезанные из кости фигурки приносят удачу и благополучие. Костяные изображения Нэцкэ чаще всего представляют собой демонов и водных тварей - змей, рыб. Демоны не представляют опасности, и, несмотря на страшные лица, заставляют фортуну повернуться лицом к обладателю фигурки.

Бывает и такое, что фигурки изготавливают из камня, самый популярный материал - минерал нефрит. Но это весьма кропотливое и долгое занятие, да и вырезать все необходимые детали и атрибуты, полагающиеся фигуркам, достаточно сложно. Камень с трудом поддается подобной детальной обработке. Поэтому кости и дерево при изготовлении Нэцкэ остаются вне конкуренции.

Значение самых известных фигурок Нэцкэ

Помимо небезызвестных жабы и Хотэя, существует еще несколько популярных фигурок, которые приносят различные блага.

Боги:

Мудрец Дарун - улыбчивый старик с длинной бородой дарует мужество и твердость духа.

Дайкоку - милый толстяк с мешком риса в руках является хранителем очага и с удовольствием дарит обладателю фигурки богатство и процветание.

Эбису - симпатичный дедушка со связкой рыбы в руках привлекает удачу и помогает удержать ее.

Шоусим - хмурый мудрец олицетворяет здоровье и долгую жизнь.

Футэн - жизнерадостный божок, выступающий в роли . Его фигурку, как оберег, берут с собой в дальнюю дорогу.

Дзюродзин - улыбающийся толстячок приносит в дом счастливую и долгую жизнь без забот.

Бэйндзайтен - женское божество для милых барышень, охраняет очаг и с радостью одаривает благополучием.

Бисямонтен - бородатый бог-воин, с ним не страшны воры.

Фукурокудзю - длиннобородый большеголовый бог мудрости.

Животные:

Собачки - оберег от неудач и помощник в семейном взаимопонимании.

Бык - изобилие и богатство.

Золотая рыбка - так же, как и жаба, привлекает удачу в денежных делах, и кошелек никогда не будет пуст.

Почитаемое существо, друг и охранник. Мудр, силен и богат.

Карпы (два или девять) - любовь и понимание в семье.

Орел - помощник в построении карьерного роста.

Три обезьяны - защитники от нечистой силы, магниты для успеха и богатства.

Также существует вазочка с пионами, которая приносит счастье и любовь в семейную жизнь.

Для того чтобы обрести все блага, недостаточно купить фигурку Нэцкэ или принять ее в дар. Чтобы в дом в полной мере посыпалась удача и ее сопутствующие радости, нужно верить в силы Нэцкэ, а также знать, как правильно расположить фигурки в доме. В этом поможет небезызвестное , которое растолкует, куда лучше поставить фигурку для привлечения наибольшего потока положительной энергии.


Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.


рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,

Похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно - «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера . Оно относится к статуэткам , выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и - редко - из дерева . Такие окимоно возникли позже - не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.

История

Прототипы нэцкэ

Вопрос о происхождении нэцкэ может быть решён двояко: нэцкэ - японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих «аспектов» нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии , на Крайнем Севере и в Эфиопии . В сущности «нэцкэ» появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это - веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры. В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В период Мин (1368-1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) - изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая , в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай. «Нэцкэ» - не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуй , хайсуй и хайси . Но именно эти названия - по-китайски соответственно: сюань-чуй , пэй-чуй и пэй-цзы - использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы . Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно (唐物, «китайская вещь») и то:бори (唐彫り, «китайская резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцкэ превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы .

До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» (Записи о делах древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро (火打ち袋) - мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794-1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное повествование о монгольском вторжении» у человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335-1573) хиути-букуро стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как и раньше.

Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821-1841 годов «Разговоры в ночь Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами - фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.

Первые нэцкэ

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка лошадей» один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу , в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать «золотым веком» нэцкэ.

История нэцкэ в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603-1868) - времени расцвета искусства горожан - купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии (бакуфу) был принят курс на сохранение раз созданной структуры общества. Неоднократно выпускались «законы против роскоши», целью которых было строгое разграничение «благородного» и «подлого» сословий в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города. Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Нэцкэ и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили своё удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров нэцукэси - резчиков нэцкэ. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки нэцкэ ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий японцев конца XVII-XIX веков.

Возникновение школ резчиков-нэцукэси

В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака , Томотада и Масано из Киото . Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.

Нэцкэ и современность

Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это - достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых - резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в нэцкэ исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах кимоно вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими нэцкэ: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: нэцкэ, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные нэцкэ.

Эстетика нэцкэ

Типология (виды) нэцкэ

  • катабори (形彫) - самый известный вид нэцкэ , компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII - начало XIX века).
  • анабори (穴彫) - подвид катабори , сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
  • саси (差) - Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси - приспособление оби -хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
  • маска (яп. 面 мэн ) - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски но , по своим свойствам сходна с катабори и мандзю /кагамибута
  • итараку - нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
  • мандзю (饅頭) - нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
  • рюса (柳左)- Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854-1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
  • кагамибута (鏡蓋) - тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцкэ. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ - например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов - соробан , компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы, используемые при изготовлении

Материалы нэцкэ разнообразны.

  • Слоновая кость в истории японского искусства - материал довольно «молодой». До периода Токугава о ней знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай . Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь - плектры для сямисэна . Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцкэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.
  • Дерево - традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других -
  • кипарисовик японский (хиноки ).

Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика . Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет

  • самшит японский (цугэ ) -

твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки , использовали лёгкую и мягкую древесину

  • корейской сосны (тёсэммацу ),

отличающуюся красновато-жёлтым оттенком. Нэцкэ резали и из

Символика материала

В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Сюжеты

Основная статья: Сюжеты нэцкэ

Более любого другого искусство нэцкэ отразило природу породившего его общества. Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев вследствие обычаев и законов. В результате нэцкэ показывают все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:

  • люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и т. д.
  • животные: знаки восточного гороскопа и другие
  • растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
  • божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, нэцкэ изображающие одного из семи богов удачи , которые, согласно синтоизму , приносят удачу
  • предметы; самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное
  • абстрактные: символы мон , узоры
  • сексуальные (春画 сюнга ): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утончённой символической форме на эротическое содержание

Одни нэцкэ изображают простые объекты, другие - целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.

Организации коллекционеров

В 1975 году было создано Международное общество нэцкэ (International Netsuke Society). На данный момент INS является крупнейшей международной организацией коллекционеров нэцкэ, и объединяет коллекционеров, проживающих в 31 стране мира. INS сотрудничает с большинством американских музеев и галерей с целью организации регулярных выставок японской миниатюрной пластики. Дважды в год INS проводит международные конференции, которые включают лекции, семинары-практикумы от ведущих экспертов и общественных организаций в области нэцкэ. Также INS издает ежеквартальный журнал International Netsuke Society Journal.

В 2011 году на ежегодной конференции INS было принято решение о создании отделения по странам СНГ Международного общества нэцкэ. В созданную организацию вошли искусствоведы, культурологи, историки, коллекционеры нэцкэ из разных стран СНГ. Председателем отделения по странам СНГ Международного общества нэцкэ был избран Борис Филатов (Украина). Отделение INS по странам СНГ издает дважды в год русско-английский журнал

Страница 1 из 7

Значение фигурок нэцкэ

Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы.

Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» - проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера - от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков - нэцукэси.

Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени.

По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные - в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена - Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII-XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще - о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки.

Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы.

Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.


Аматерасу

Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле - брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили. Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу - покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.


Амитабха

Одно из воплощений Будды. В переводе с санскрита Amitabha - «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой.

Считается, что у Амитабхи был реальный прототип - царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» - поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.


Архат

Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни. Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон - символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

Баку

В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост. Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.