Основные сферы общества. Политическая сфера

Политической сфере принадлежит весьма важная роль в жизни общества. Если рассматривать ее в сопоставлении с материально-производственной и социальной сферами, то она раскрывает новые, важные грани общества. Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных общностей, политическая сфера предстает как сфера управления обществом. На какой бы стадии ни оказалось общество, его жизнь, развитие не осуществляются без определенного сознательно управляющего начала. Обществу присущи всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. На определенном этапе эти формы управления образуют систему общественных институтов управления, включающую в себя самые различные органы. Совокупность этих институтов общественного управления отражается в категории политической сферы общества.

Политическая сфера общества – это целостная система институтов общественного управления и самоуправления, подчиняющаяся своим специфическим законам. Социальная философия изучает законы складывания форм, видов, типов и т.д. политического управления, связь их друг с другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе и некоторые другие вопросы.

Поскольку в обществе самой важной является материально-производственная деятельность, то именно она впервые потребовала развития определенных начал управления, координации совместных усилий. Кроме того, в обществе на определенном этапе складываются различные общности, формируются многообразные отношения между ними. Причем, у этих общностей свои потребности, интересы, которые они стремятся проводить в жизнь, и зачастую эти интересы противоположные и даже антагонистические. Перед обществом встает задача управлять не только трудовыми процессами, но и отношениями между группами людей. Возникла потребность в организациях, которые бы координировали, направляли всю сложнейшую систему общественных отношений. И эти организации (институты), которые явились специфическими формами управления людьми, появились и послужили основой формирования политической сферы общества.

Итак, производственная, трудовая деятельность общества – и соответственно необходимость управлять общественными процессами производства, и социальная жизнь общества – и соответственно необходимость управлять людьми, их отношениями – вот два фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических институтов в обществе.

Политические институты являются основными элементами политической сферы общества. К числу важнейших политических институтов относятся: государство, политические партии, общественные объединения, союзы, а также группы давления (лоббистские группы), средства массовой информации, церковь и другие общественные институты, выражающие интересы различных групп людей и оказывающие все возрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества. Политические институты, их взаимосвязи образуют политическую систему общества.

Государство. Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, ему присущи властные функции и полномочия, распространяющиеся на все общество. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории.

Можно выделить основные признаки государства, которые более детально раскрывают его сущность и центральное место в политической системе общества.

1. Публичная власть, т.е. особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Это система органов и учреждений (законодательных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти.

2. Территория, очерчивающая границы государства, и территориальное деление общества, обеспечивающее удобства управления.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает государство.

4. Система права. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества.

5. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для выполнения функции принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, членство в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

В истории общества сложились две основных формы правления в государстве: монархия и республика. Форма правления – это способ организации высшей государственной власти, правовое положение и соотношение высших органов государственной власти.

Монархия – форма правления, характеризующаяся наследственным принципом передачи власти. Монархия бывает абсолютной (власть полностью сосредоточена в руках монарха) и конституционной (ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха).

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления:

- президентская республика, в которой верховная власть принадлежит президенту, он является главой государства и исполнительной власти; самостоятельно формирует правительство, которое ответственно перед ним;

- парламентская республика, в которой реальная власть принадлежит парламенту, правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте, решающая роль в управлении принадлежит главе правительства (премьер-министру);

- полупарламентская республика, в которой президент (глава государства) избирается независимо от парламента путем всеобщего голосования, правительство несет ответственность перед парламентом.

Помимо форм правления, различают формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства. В настоящее время встречаются три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными правами, сопоставимыми с правами центра; субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, то есть права самостоятельного выхода из состава федерации.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Государства характеризуются также политическими режимами. Политический режим – это используемая государством система методов и средств осуществления политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности в данном обществе. Выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный режим (тоталитаризм) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией (как правило, на основе какой-либо идеологии) и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения.

Авторитарный режим (авторитаризм) можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Режим может не прибегать к массовым репрессиям, но обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Демократический режим (демократия) характеризуется либеральными методами управления (опорой на убеждение, а не принуждение), соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом. К важнейшим признакам демократического режима относится выборность органов власти и ее регулярная сменяемость, стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечить реализацию прав и свобод личности. Родоначальником теории правового государства считается английский философ Нового времени Дж.Локк. Признаки правового государства : 1)верховенство закона во всех сферах жизни общества; 2) равенство всех перед законом, 3)гарантии прав и свобод личности, защита человека от любого произвола власти, 3)взаимная ответственность государства и личности; 4)принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную, 5) наличие гражданского общества, развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону. Процесс формирования правового государства длительный и болезненный, необходимо с раннего детства формировать у граждан уважение к закону, понимание необходимости соблюдения закона как гаранта и основы благополучия членов общества.

Мы рассмотрели государство как важнейший политический институт общества. Политическая сфера общества базируется на государстве, а также других политических институтах, которые входят в политическую систему общества. Но политическая сфера общества – явление многокачественное и может быть структурирована по разному. Так, нередко в политической сфере вычленяют: субъекты политики, политические отношения, политическую деятельность, политическое сознание, политическую культуру . И это правильно, это позволяет понять, что политическая сфера в целом – это не просто совокупность политических структур, а форма бытия общественного субъекта, его осознанная деятельность, его отношения. Исследование политических институтов (партий, общественных движений, союзов и т.д.), других элементов политической сферы, а также политики в целом как сложного социального явления выступает основной задачей науки политологии.

Социальная философия, не подменяя политологии, рассматривает политическую реальность под определенным углом зрения – как особую сферу общества, имеющую свою специфику в сравнении с другими сферами. Политическая сфера – это сфера управления обществом, в этом ее качественная определенность, отличие от материально-производственной и социальной сфер. Если в материально-производственной сфере раскрывается трудовая деятельность человека, выявляется его облик как создателя, работника, а в социальной сфере жизнедеятельность общества раскрывается со стороны общностей и человек рассматривается в аспекте включенности его в различные общности как общественное, коллективистское существо, то в политической сфере общество предстает как система организаций (институтов), осуществляющих общественное управление, а человек раскрывается со стороны его управленческих функций.

Обществознание

Урок 46(10 класс)

Тема: «Политическая сфера и политические институты».

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с формами проявления влияния: силы, власти и авторитета. Становлением власти в качестве политического института общества. Разделением властей. Властными отношениями и социальной иерархией. Борьбой за власть.

Знать , какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Уметь: пояснять, что представляет собой власть, её виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Эпиграф: «Политика – не точная наука ».

Отто фон Бисмарк.

План урока:

I . Орг. момент.

    Проверка Д/з.

*- Что обозначает понятие «политика»?

*- Перечислите какие вы знаете субъекты политики? (люди, государство, личности, социальные группы, политические организации, политические элиты) .

*- Назовите три степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность. («по случаю»; «по совместительству»; профессиональные политики, которые живут «для политики» либо «за счёт» политики) .

Индивидуальные задания проверяются в течение урока.

Д/з.: 1)Записать определение понятия «государство», признаки государства и функции государства.

***Подготовить сообщение о формах правления

2)Записать определение понятия «партия», «политическая партия».

*** Подготовить сообщение о видах партийных систем.

    Работа над новым материалом.

1. Политическаясфера.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

2. Политическиеинституты.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённые отношения политической власти в обществе.

Воспроизводство политических отношений обеспечивается благодаря:

Нормам, регламентирующим характер взаимодействия;

Санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;

Восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

Название

Функции

Институт парламентаризма

Регулирует отношения, связанные с созданием основных правовых норм и представительством интересов различных социальных групп в государстве.

Институты исполнительной власти

Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по управлению всеми общественно-значимыми сторонами жизни государства.

Институт государственной службы

Регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе.

Институт главы государства

Регулирует отношения в обществе, которые позволяют главе государства выступать от имени всех граждан, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны и соблюдение конституционных прав граждан.

Институт судопроизводства

Регламентируют отношения, которые складываются при урегулировании конфликтов в обществе.

Институт гражданства

Определяет взаимные обязательства государства и гражданина.

Институт избирательного права

Регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов главы государства.

Институт политических партий

Упорядочивает отношения, которые складываются в ходе создания политических организаций и их дальнейшего взаимодействия.

Политические институты:

- государство (государство включает в себя институт президента, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.);

- политические партии (обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности);

Основными целями политической партии является:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест.

3. Государство.

ГОСУДАРСТВО – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Основные признаки государства:

- власть (органы управления и органы подавления); - закон (право);

- территория (с населением); - суверенитет (внешний – независимость, внутренний – верховенство власти).

Основные функции (задачи) государства:

Внешние:

Оборона;

Дипломатия.

Внутренние:

Охрана порядка;

Организация хозяйства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это основные, социально значимые направления его деятельности, которые выражают сущность государства и соответствуют главным задачам определённого исторического этапа развития общества.

По объекту воздействия различают внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства подразделяют на функции по направлениям деятельности и функции по сферам жизнедеятельности.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Название

Содержание

Перераспределительная функция

Государство взимает налоги и сборы, формирует государственный бюджет, направляет денежные средства на социальные нужды и экономические программы.

Поддержание социального мира в обществе

Только государство наделено законным правом судить людей, наказывать правонарушителей, примирять противников, выступать в роли арбитра.

Нормотворческая функция

Государство формирует единое нормативное пространство, регулирует поведение людей, ограничивая виды действий, которые могут нанести ущерб обществу.

Организационно-нормализующая функция

Государство объединяет и координирует усилия граждан для решения стоящих перед обществом проблем.

Внутренние функции государства по сферам жизнедеятельности :

Основа законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод граждан;

Легализованное осуществление принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

Обеспечение народовластия и государственного суверенитета;

Выработка экономической и ценовой политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, управление государственными предприятиями;

Создание системы социальной защиты граждан, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.;

Охрана, восстановление и улучшение природных условий;

Пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это основные направления деятельности данного государства, которые проявляются в его взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

К внешним функциям государства относятся :

Защита от внешней угрозы – строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание контрразведки, пограничных войск и т.д.;

Экономическое сотрудничество с другими государствами и международными организациями, участие в работе различных международных организаций, военно-политических блоков и союзов.

По характеру воздействия на общественные отношения функции государства разделяются на охранительные и регулятивные .

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих прав и свобод граждан, на защиту от внешней угрозы и защиту окружающей среды.

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отно­шений в экономической сфере, на развитие отношений данного государства с другими государствами и международными орга­низациями.

Государство осуществляет свои функции, используя правовые и организационные формы .

К правовым формам относятся :

правотворческая форма - разработка и принятие юриди­ческих норм, издание нормативно-правовых актов;

правоисполнителъская форма - принятие мер по исполне-п то юридических норм, издание индивидуальных актов приме­нения этих норм;

правоохранительная форма - контроль за соблюдением и исполнением юридических норм, применение принудительных мор к их нарушителям.

К организационным формам относятся :

организационно-регламентирующая форма - текущая де­ятельность по обеспечению функционирования органов государственной власти, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.;

организационно-хозяйственная форма - оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учётом, статистикой, снабжением и т. д.;

организационно-идеологическая форма - повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения.

Основные органы, государственной власти:

парламенты . Их основная функция - принятие законов;

органы исполнительной власти . Выполняют исполнительные и распорядительные функции;

судебные органы . Осуществляют правосудие;

органы прокуратуры . Осуществляют надзор за исполнением законов: органами исполнительной власти и судебными органами, должностными лицами и гражданами.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

Государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

Взимание общеобязательных платежей.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политики:

- Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.

Суверенитет характеризуется верховенством и независимостью .

Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важней-шие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - это способы организации, устройства и методов осуществления государственной власти, которые вы­ражают его сущность.

Форма государства включает в себя: форму правления, фор­му территориально-государственного устройства и полити­ческий режим.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - это способ организации высших орга­нов государственной власти и их взаимодействия между собой, а также с населением.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – это организация высших органов государства и порядок их образования .

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотноше­ний между его составными частями, а также между централь­ными и местными органами власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это политико-правовые средства и способы осуществления государственной власти, которые выра­жают её содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики .

МОНАРХИЯ - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха - единоличного главы госу­дарства.

Ограниченная (конституционная)

Неограниченная (абсолютная)

Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Саудовская Аравия, Бруней, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ

Дуалистическая или двойствен-ная (монарх и парламент правят)

Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней

Парламентская (монарх царствует, но не правит)

Выборная

Иордания, Марокко

Малайзия, ОАЭ

Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония, Норвегия, Испания

ВИДЫ МОНАРХИИ И ИХ ПРИЗНАКИ

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская

1. Принадлежность законодательной власти

Монарху

Разделена между монархом м парламентом

Парламенту

2. Осуществляет исполнительную власть

Монарх

Формально – монарх, фактически – прави-тельство

3. Назначение главы правительства

Монарх

Формально – монарх, но с учётом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

5. Право роспуска парламента

(парламент)

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомен-дации правительства)

6. Право veto монарха на решения парламента

Абсолютное veto

7. Чрезвычайно-указ-ное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт

Великобритания, Япония, Испания

МОНАРХИЯ - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха - единоличного главы госу­дарства.

Признаки монархии:

Бессрочная пожизненная власть монарха;

Юридическая независимость и безответственность монарха;

Наследственный порядок передачи власти. Формы монархии:

Раннефеодальная;

Абсолютная;

Дуалистическая;

Парламентарная.

РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, распро­странённая в период Средневековья, для которой характерны раздробленность территории, слабость центральной власти и власти монарха, непрочность государственных образований.

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, при кото­рой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, которая является переходной формой от абсолютной монархии к парла­ментарной, государственная власть носит двойственный харак­тер, власть монарха ограничена конституцией, но монарх фор­мально и фактически имеет обширные властные полномочия. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно вы­ражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Основными разновидностями абсолютной монархии являют­ся : деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм, просвещённый абсолютизм.

ТЕОКРАТИЯ - форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в рук духовенства, а глава Церкви является одновременно и светски главой государства (Ватикан).

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - форма монархии, при кото­рой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной сфере - правительством. Боль­шинство современных монархий являются парламентарными.

РЕСПУБЛИКА - форма правления, при которой власть осуществляется выбор­ными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Президентская

Смешанная

США, Польша, Бразилия, Финляндия, Португалия, Аргентина

Франция, Греция, Россия, Австрия

Парламентская

ФРГ, Италия, Индия, Венгрия

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

Линии сравнения

Президентская

Полупрезидентская (смешанная)

Парламентская

1. Порядок избра-ния президента

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответствен-ность перед парламен-том. Президент не ответственен за действия правитель-ства. Вотум недоверия парламента правитель-ству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министр

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность

7. Современные государства

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия, Австрия

Италия, Индия, ФРГ, Швейцария

РЕСПУБЛИКА - форма правления, при которой власть осуществляется выбор­ными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Признаки республики:

Источником власти признаётся народ;

Коллегиальный (коллективный) принцип принятия реше­ний;

Все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются парламентом (принцип выбор­ности);

Органы государственной власти избираются на определён­ный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (при­нцип сменяемости);

Высшая власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении их полномочий;

Должностные лица и государственные органы несут ответ­ственность за свои действия (принцип ответственности).

Основные формы современной республики :

Президентская;

Парламентская;

Смешанная.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, при кото­рой государство возглавляет президент, избираемый всеобщим голосованием и наделённый полномочиями главы государства, главы правительства и главы исполнительной власти (напри­мер, США).

Признаки президентской республики :

Президент формирует правительство при определённом контроле парламента;

Правительство ответственно только перед президентом;

Парламент не имеет права выразить недоверие правитель­ству;

Президент не имеет права распустить парламент.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, при ко­торой государство возглавляет выборное должностное лицо; пра­вительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства (напри­мер, Италия, ФРГ, Индия).

Признаки парламентской республики:

Глава государства избирается на заседании парламента;

Глава государства может распустить парламент по реко­мендации правительства;

Правительство формируется из лидеров партии, победив­шей на выборах;

Премьер-министр правительства возглавляет исполнитель­ную власть в стране;

Правительство ответственно перед парламентом;

Парламент может вынести вотум недоверия как всему пра­вительству, так и отдельным его членам;

Глава государства совершает любые политические действия только по рекомендации правительства.

СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, в которой со­четаются признаки парламентской и президентской республик (например, Франция, Россия).

Признаки смешанной республики:

Правительство формируется президентом по итогам пар­ламентских выборов;

Правительство должно получить вотум доверия высшего представительного органа;

Правительство возглавляет премьер-министр;

Правительство ответственно перед парламентом и перед президентом;

Полномочия президента в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская

Парламентская

Смешанная

Президент (глава государства) избирается и контролируется народом

Президент (глава государства) избирается населением

Глава правительства - президент

Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении)

Глава правительства – премьер министр

Правительство формируется парламентом

Правительство назначается президентом

Правительство несёт ответственность перед президентом

Правительство несёт ответственность перед парламентом

4. Политическиепартиииобъединения.

ПАРТИЯ – наиболее активная и организованная часть класса либо слоя, выражающая и защищающая его интересы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – это организация группа людей, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.

СТРУКТУРА ПАРТИИ:

Лидер

Партийный аппарат

Рядовые члены (партийные массы)

Сторонники партии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - это устойчивая организация, ко­торая стремится к участию в осуществлении государственной власти и объединяет людей с общими идейно-политическими взглядами.

Функции политических партий:

Участие в избирательных кампаниях;

Разработка идеологических концепций и внедрение поли­тических ценностей в массовое сознание;

Защита интересов различных социальных групп;

Участие в формировании политической элиты и полити­ческих лидеров;

Организация народа для решения определённых задач. Политические партии классифицируют по следующим при­знакам:

По внутренней структуре;

По отношению к правящему режиму;

По характеру идеологической доктрины;

По месту в политической системе;

По характеру политических действий.

В зависимости от характера идеологической доктрины, вы­раженной в программных документах и заявлениях, различают следующие политические партии :

Либеральные;

Консервативные;

Социал-демократические;

Коммунистические;

Христианско-демократические;

Национально-ориентированные.

В зависимости от внутренней структуры различают :

- кадровые политические партии . Система массового член­ства в партии отсутствует, партийная деятельность сводится к проведению избирательных кампаний, всю работу ведут акти­висты-профессионалы. Такие партии существуют в основном за счёт пожертвований и добровольных взносов;

- массовые (идеологические) политические партии . Исполь­зуется система массового членства в партии, все члены партии работают на постоянной основе;

- централизованные политические партии . Система мас­сового членства в партии сочетается с жёсткой дисциплиной, требующей от каждого члена партии выполнения определённых функций.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.

Однопартийная

Двухпартийная (бинарная)

Два с половиной («два с плюсом»)

Многопартийная (полипартийная)

Власть осуществляет одна партия

У власти одна из двух больших партий

Рядом с двумя традиционными партиями у власти находится третья

Несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов

СССР, Куба, Индия, Япония, КНР, КНДР

США(демократы и республиканцы), Великобритания (лейбористы и консерваторы)

Германия: ХДС/ХСС + СвДП,

СДПГ + СвДП

Франция, Италия, Испания, Израиль, Швеция

Политическая партия (от лат. рагз - часть) - один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подхо­дов к определению понятия партии.

В XIX - начале XX в. под партией, как пра­вило, понимали объединение, группу сторонни­ков какой-либо идеологии, добивающихся реа­лизации своих целей посредством политики.

Марксизм понимает под партией наиболее ак­тивную часть класса или социального слоя, вы­ражающую его политические интересы.

В политологии XX в. партию определяют как институт политической системы общества.

Политическая партия - это специализиро­ванная, организационно-упорядоченная груп­па, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служа­щая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии: наличие программы, в ко­торой сформулированы цели и стратегии пар­тии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руко­водящих органов и партийных функционеров;

наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных органи­заций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII - XIX вв., когда в условиях формирования бур­жуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.

Первоначально политические партии создава­лись в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандида­тов на местах. Сейчас партии возникают также в результате трансформации непартийных струк­тур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Осо­бой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «снизу», в ре­зультате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических пар­тий выделяют:

1) политическую - овладение государствен­ной властью с целью осуществления своей про­граммы;

2) функцию социального представительства - выражение в политической жизни интересов ка­кого-то социального слоя либо стремление соз­дать себе прочную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции - прими­рение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной идеологии и программы;

6) электоральную - организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их полити­ческое воспитание.

Партия - один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

Существует несколько классификаций поли­тических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа связи с избирателя­ми и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой немного­численные, аморфные, состоящие из авторитет­ных политических деятелей организации, в кото­рых отсутствует институт фиксированного член­ства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких пар­тий крайне проста, их центр - в парламентских фракциях. Массовые партии имеют сложную ор­ганизационную структуру, многочисленны, основ­ным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуще­ствлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние мо­гут быть как легальными (деятельность их раз­решена государством, они официально зарегист­рированы), так и нелегальными (запрещенные го­сударством, действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политиче­ские партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

4) по характеру членства политические пар­тии могут быть открытыми (со свободным член­ством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и по отношению к суще­ствующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование суще­ствующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения сущест­вующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за та­кие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясе­ний) и реакционные (выступают за восстановле­ние старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социали­зацию производства, создание основ социалисти­ческого общества), правые (отстаивают непри­косновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государствен­ную власть) и центристские (пытаются прими­рить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и дей­ствующих в стране партий называется партийной системой.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понима­ется существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать уча­стие всего две партии (Республиканская и Демо­кратическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации при­знается политическое многообразие и многопар­тийность (ст. 13). Все общественные объедине­ния равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутству­ет реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы не всех социальных групп представлены соответст­вующими партиями.

В 2001 г. после многолетних дискуссий был принят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте по­литическая партия рассматривается как общест­венное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества по­средством формирования и выражения их поли­тической воли, участия в общественных и поли­тических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах мест­ного самоуправления. Минимальная численность членов политической партии - 50 тысяч человек (при этом партия должна иметь региональные от­деления более чем в половине субъектов РФ). За­прещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституци­онного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание воору­женных и военизированных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание по­литических партий по признакам профессиональ­ной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения по­литических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допус­кается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в государственных и негосударственных организа­циях, в учебных заведениях).

Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, од­нако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами поли­тической партии иностранные граждане и лица без гражданства.

Важнейшим фактором развития партийной системы Российской Федерации являются выборы половины состава депутатов Государственной Ду­мы и не менее половины членов законодательных органов власти субъектов РФ по пропорциональ­ной системе (по партийным спискам). В конце 2004 г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий ликви­дацию одномандатных округов и выборы всех депутатов Государственной Думы по пропорцио­нальной системе. Это должно содействовать активизации партийного строительства, укреп­лению партийной системы, повышению роли партий в жизни государства и общества, росту эффективности работы партий с населением.

5. РаботанаддокументомИ. А. Ильина « Осущностиправосознания».

**- Прочитайте документ стр.227 – 228 и ответьте на вопросы к нему.

IV . Закрепление изученного материала.

*- Что вы можете сказать о политической сфере?

*- Что относится к основным политическим институтам?

*- Задание 3 стр. 229.

*- Что такое политическая власть?

*- Чем политическая власть отличается от других видов власти?

    Подведение итогов урока.

    Д/з §20, задание 4 (письменно)

Политическая сфера и политические институты. Отношения между людьми в процессе полтической деятельности. Политическая сфера. Политические организации и учреждения. Политическое сознание людей, которое направляет деятельность.

Слайд 11 из презентации «Политика и политическая власть» . Размер архива с презентацией 413 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Шахтёр» - Условия работы. Описание работы. Учебные заведения по профессии. Люди, прославившие профессию. Общественная значимость профессии. Предъявляемые требования к специалисту. Семейная гордость. Шахтёр. Изотов Никита Алексеевич. Профессионал - семейная гордость. История профессии.

«Социальный прогресс» - Разные народы развиваются с разной скоростью. Социальный прогресс. Прогресс. Что такое общество. Уровень развития. Социальный прогресс и развитие общества. Поток информации. Время. Ряд закономерностей. Равномерное развитие. Прогресс. Возможен ли социальный прогресс.

«Понятие социальной сферы жизни общества» - Основные типы социальных групп. Становление достигаемого статуса. Нормы поведения. Острые социальные конфликты. Большие социальные группы. Социальная структура. Социальные конфликты. Социальная роль. Социальный статус. Социальные группы. Социальная сфера жизни общества.

«Вопросы по обществознанию» - Социальный статус. Общество. Приличествующий уровень жизни. Проверка домашнего задания. Дочь. Бедность. Неполные семьи. Черты, присущие сословиям. Богатые и бедные. Стратификация. Слова. Престиж. Суждения о социальной группе. Понятия. Практика. Черты, присущие всем социальным группам. Черты сходства. Прожиточный минимум.

«Политика и политическая жизнь» - Функции политической партии. Политическая партия. Деятельность. Контроль полученных знаний. Виды политики. Политика. Заполните схему. Политическая сфера жизни. Основные признаки политики. Политика и политическая жизнь. Государственная власть. Сферы жизни общества. Знание общественного устройства. Сущность политики.

«Семейная экономика» - Подумать о заочной учебе (учеба требует расходов). В семейной экономике нет контролеров. Семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Фундамент семейного благополучия- заработок. Доходы и расходы семьи. Есть два выхода. Что такое семья? Что вы знаете о бюджете своей семьи? Наука, изучающая повседневную жизнь, называется семейной экономикой. Расходы должны соответствовать доходам, а не превышать доход!

Раздел «Политическая сфера»

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики. Слово «политика» греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т. е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации .

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с материально-производственной деятельностью людей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера - одна из подсистем общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории, выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и т. д.

В истории философской мысли существовали различные теории , объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма. Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителей-философов, высшая добродетель которых - мудрость. Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.-Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества - «война всех против всех» - сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку - волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядов придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство - явление историческое. Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп.

Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Следовательно, современная политическая система должна стать залогом правового государства . Его отличительные признаки : верховенстство закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость прав, свобод и интересов личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. Правовая регуляция деятельности людей в таком государстве должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом, при осуществлении эффективных форм народного контроля за осуществлением законов и других юридических актов. Все это требует повышения уровня политической культуры граждан, являющейся показателем политического состояния общества, степени его развитости и демократичности.

Политическая сфера - это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

Основными подсистемами политической сферы являются:

государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т. п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т. п.

Политика как искусство управления людьми не имела социально-групповой, классовой направленности; была потребность в организации совместных действий, в регулировании отношений между людьми и племенами. Она удовлетворялась выдвижением вождей, старейшин (или совета старейшин), имевших соответствующие полномочия. Однако со временем такая власть приняла форму государства: выделилось управленческое звено (публичная власть и ее аппарат), возникла потребность в армии, полиции, тюрьмах, разного рода принудительных учреждениях; произошло разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В структуру государства входили, особенно в эпоху средних веков, также и церковные организации; интересы церкви сливались нередко с интересами класса феодалов и государства, проводившего политику этой немногочисленной социальной группы.

К характерным признакам государства, кроме отмеченных структур (власти, армии, полиции или милиции, судебной системы и др.), относятся также наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, наличие определенного населения, наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством, наличие службы сбора налогов, необходимых для содержания властного органа, его подразделений, армии, судебных учреждений и т. п.

Структурное разделение власти на три подсистемы имеет в своей основе соответствующее разграничение функций: органы законодательной власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, которые (как и другие) имеют задачей обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет также ряд других (регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений). Если ряд функций государства достаточно емко выражает интересы господствующего социального слоя (или социальной группы), то при выполнении других функций, особенно при организации борьбы с последствиями стихийных бедствий, при развертывании борьбы с преступностью, при организации вооруженной защиты страны и т. п., оно может и обязано демонстрировать надклассовый, всеобщий свой характер в соответствии с изначальным пониманием этого центрального органа политической сферы.

Существует ряд форм государства, а основание их разграничения - формы правления (правовое положение и соотношение высших органов государственной власти), другое - формы государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства.

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти - монархия и республика.

Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелегитимированная власть главы государства (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституционная монархия характеризуется ограничением его полномочий. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.).

Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным предста-вительным учреждением. Выделяются три основные разновидности республиканской формы правления - сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); парламентская республика - избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.), полупарламентская республика - избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.).

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная . Унитарное государство является единым государством. Оно чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их

законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

Государства характеризуются также политическими режимами , которые могут быть разными не только у разных государств, но также у одного и того же государства в разных периодах его существования. В истории человечества выделились в основном два типа политического режима: демократический и диктаторский (тоталитарный и авторитарный).

Слово «демократия» означает «власть народа». Она имела место и до образования первых государств и существует в деятельности множества различных объединений людей. С возникновением первых классовых обществ, с образованием городов-полисов такого рода непосредственная или прямая демократия существовала в тех местах, где как считают исследователи, было возможно собрать вместе население численностью не более 5-6 тысяч: именно при таком (или меньшем) количестве можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить (при необходимости) результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Существует и поныне подобная демократия также и в качестве производственной демократии. Деятельность общественных организаций зачастую подчинена принципу непосредственного демократического управления . Демократия государственно-политического устройства связана в течение уже многих столетий не с непосредственным участием населения, а с его участием в делах государства опосредованным путем, например, через выборщиков (это так называемая представительная демократия). Государству, имеющему демократический характер, свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. К этим признаваемым многими учеными-обществоведами признакам нередко добавляют другие: функционирование многопартийной системы, высокий уровень жизни населения и т. п. Следует к тому же иметь в виду, что проявление воли демократического большинства еще не есть гарантия справедливого государства. От демократии до охлократии (власти толпы) - один шаг. Сущность демократии не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ, при этом меньшинство должно при этом иметь право голоса и право быть услышанным большинством.

Характерными признаками тоталитарного политического режима являются: контроль и управление всеми сферами государственной и общественной жизни и жестокое подавление всех попыток высказать самостоятельное мнение со стороны как индивидов, так и социальных групп; интенсивное функционирование идеологии, претендующей на все-общность и непогрешимость, радикальное преобразование общества и человека, всего мира, насильственное претворение на практике различных утопий (националистических, социальных, религиозных); постоянная и непрерывная политизация всех членов общества с целью их унификации во имя выполнения поставленных целей; мобилизация всех членов общества для достижения безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе; постоянная борьба с внутренними и внешними врагами; широкое использование террора и тайной полиции в качестве важнейшего инструмента внедрения идеологии в повседневную жизнь каждого человека; ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций, формирование, как правило, одной государственной политической партии, которая руководит массовыми организациями (профсоюзными, молодежными и др.); запрет основных прав, в особенности прав на собрания, демонстрации, свободу печати, свободное развитие науки, искусства и литературы; система централизованного бюрократизма , создание тоталитарной элиты, перед которой беспомощны и члены государственной партии; дуализм и противоречивость деятельности партийных и государственных органов, отсутствие четкого разделения компетенций, приводящее на практике к произволу. Тоталитарное господство, как правило, носит ярко выраженный харизматический характер, люди подчиняются одному политическому деятелю не только с верой в его непогрешимость и пророческие откровения, но и с любовью.

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство, в котором самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна. Единый властный центр призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать, правосознание исходит от предпосылки: все непредписанное - запрещено, есть только государственный интерес , строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти , на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре.

Политическая сфера - это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.