Симуляция воды и жидкостей в поделках - anna_podolina — LiveJournal. Материалы и инструменты моделирование конструирование из чего сделать имитацию воды если нет эпоксидки обзор типа клей Как сделать волны в небольшой емкости воды

После того как в моем блоге почти спонтанно выложенная просто понравившаяся красивая диорама переросла в постоянную тему и в ней стали появляться работы на морскую тему, читатели все чаще задают вопрос о технологии моделирования воды. Один из способов, пригодный для небольших масштабов батальной тематики, у меня уже описывался. Сегодня настала очередь второго - для морских диорам, как той же U-96, представленной выше. Мастер-класс проводит Александр Блохин aka Alex-Goblin с сайта vif2ne.ru .

Море притягивает взгляд. Картины великих художников, фотографии передают нам лишь короткий, почти неуловимый миг всей динамики и нескончаемо меняющейся красоты моря. Но хочется постоянно ощущать это мгновение. Смешно, но самые жаждущие этого зрелища - судомоделисты. Ведь что есть модель корабля (самолёта, танка и т.д.), как не миг жизни оригинала? А диорама? Наиболее сложный и более трудоёмкий во всех отношениях аспект моделизма. Надо не только мастерски "оживить" модель, но и гармонично расположить её диораме.
Изготовление, или же грамотнее сказать - имитация водной поверхности на диораме морской тематики, зачастую является камнем преткновения у большинства моделистов. И дело отнюдь не в навыках - просто сами материалы и их комбинация вызывают множество вопросов. В модельной литературе и сети есть масса советов. Но на мой взгляд, большинство из них довольно трудоёмки, требуют определённых навыков в работе с используемыми материалами и, что немаловажно - не дешёвые в денежном отношении...

Мой способ построен изначально на этом последнем аспекте. Но, ближе к делу. Для примера я выбрал работу над эсминцем USS Leutze. Собранную из картона модель по ватерлинию и приклеил на деревянную доску.(см Рис. 1-2). Поверхность желательно не обрабатывать. Это немаловажно для дальнейшей операции. Учитывая "многослойность моря", я приклеиваю корпус на картон с запасом 4-6 мм. Границы прокрашиваю в цвет ватерлинии.

Рис.2

Сделал раствор гипса. Он должен быть не слишком жидкий, но и не густой. Небольшой лопаткой или стиком я "намазываю" его на поверхность доски. Уже изначально представив общий и желательный вид, создаваемого мной моря, я стараюсь придать фактуру небольших волн. Эдакой ряби. Обратите внимание - за кормой эта рябь должна быть более частой. Это кильватерный след. (см Рис. 3-5).

После высыхания гипса - около часа, начинается покраска. Я использую обычно гуашь и акриловые краски. (см Рис. 6-9).Море одноцветным не бывает. От тёмного - синий с добавками чёрного, я перехожу плавно к более светлым оттенкам. Добавляю немного зелёного.

Вообще, мой совет - чаще держите перед глазами во время работы фотографии или картины с изображением моря. Айвазовского, например. После покраски, даю просохнуть около 1,5-2 часов.

Затем наступает самый основной и ответственный этап. Для имитации воды непосредственно, я использую прозрачный силикон. Или, как его называют - "прозрачный строительный герметик".

Постепенно, не спеша, "намазываю" его не толстым - от 1мм до 3-4 мм на поверхность. Для этого использую небольшую плоскую кисть (см Рис. 11). Следует заметить, что мазки хоть и не равномерны, но отнюдь не хаотичны! Это обуславливается в первую очередь течением, движением корабля, волнением - короче поставленными условиями в данной задаче.

Надо принимать во внимание многие факторы. Покрытие силиконом затягивать не стоит в виду его застывания. После покрытия первым слоем, я беру небольшой кусочек картона и, обмакнув в машинное масло (можно так же использовать другие типы тех. масел), "приглаживаю" излишние неровности. Масло же можно снять ваткой после застывания силикона.

Можно приступать к работе со вторым слоем. В нём я стараюсь придать основные очертания и формы волн. Перед нанесением его, я частично подкрашиваю слабо разведенными акриловыми красками первый слой. Море должно быть многослойным, вот я и стараюсь придать этот эффект. Опять так же небольшой плоской кистью "намазываю" погуще волны (см Рис.14-16).

Затем даю просохнуть. Белой акриловой краской на гребнях волн рисую пену. Так же, то тут то там, слегка даю ей же лёгкие мазки на всей поверхности. (см Рис. 10 и 13).

Приступаю к финишу. Тонкой кистью делаю добавления силикона. Особенно тщательно прорабатываю бурун от форштевня. Как правило - это "лицо" идущего корабля. Опять же постоянно сверяюсь с фотографиями оригинала или другими изображениями кораблей. Силикон даёт возможность сделать его полупрозрачным и наиболее достоверным. На гребень буруна аккуратно пинцетом "примешиваю" кусочек синтетической. ваты (см Рис.17).

В принципе всё. Я не даю конкретного наставления по работе с инструментами и материалом. Это как у кого получается. Я на примере своей работы лишь постарался передать свой способ моделирования диорамы морской тематики.

Добрый день!
Давно пытаюсь найти материалы и методики по созданию водной поверхности, при этом стараюсь искать общедоступные материалы
(в том числе не дорогие) и простые технологии, доступные моделисту любого уровня. За последние полгода я провел небольшой экспериментик и вот что получилось.

Многие моделисты раньше использовали, а многие и используют в качестве имитации водной поверхности эпоксидные смолы, в том числе и ЭДП (г.Дзержинск) и подобные аналоги. Для болотистой или речной воды они и могут подойти, но для прозрачной морской или проточной речной нет, все дело в том, что эти смолы со временем желтеют и темнеют.

Для имитации поверхности моря или океана фирма Vallejo выпускает цветные и прозрачный гели, они наносятся кисточкой. Цена данных баночек составляет примерно 500-600 рублей. Даже покупая одну баночку в г. Барселона (Испания) цена оказалась такой же, как и в Екатеринбурге.

Вот примерный результат их использования. Основание - эпоксидная смола ЭДП, покрытие гели Vallejo. Как мы видим смола через 3 месяца стала темнеть, хотя на стадии отвердения была прозрачной.

А я хотел найти материал именно для прозрачной воды. Кажется мечта моя сбылась - Фирма "Andrea miniatures" выпускает набор "Artificial Water"
- та же смола, но прозрачная, хотя за год она слегка дала желтоватый оттенок, но это не так критично.
Цена же за 250 гр. мне обошлась в 1 500 рублей - думаю дороговато для нашего брата моделиста.
Итак я продолжил свои поиски и наткнулся на такие смолы как оптические эпоксидные клей - компауды для бижутерии марки ПЭО-510 КЭ -20/0. Их несколько разновидностей, но я взял на фирме пока эту марку и смолу чешского производства Epoxy 520. Обе двухкомпонентные (смола и отвердитель), прозрачные и продаются в любой таре от 250 гр. до 200 кг. Цена в районе 1000-1300 рублей за 1 кг.

Осмотрев на фирме образцы продукции изготовленные из этих смол, я убедился, что они не темнеют и не желтеют. В продаже имеется еще и пластик литьевой,
в том числе и прозрачный, но по консистенции он очень густой и по мнению менеджеров фирмы вытравить пузырьки без вакуумной камеры будет проблематично. Для фигур может и пойдет, но для водной поверхности думаю нет.

Приехав домой я приступил к изготовлению макета водной поверхности. Взял упаковку от сотового телефона и использовал ее в качестве ванны. На дно выложил мелкую морскую гальку, несколько камней и все это присыпал мелким морским песком. Под камни положил какую-то высохшую траву, которая должна была имитировать водоросли. Разогрев смолу до 40 -50 градусов на водяной ванне стал добавлять отвердитель и немножко масляной художественной краски , для придания соответствующего оттенка морской воды. После того как тонкий первый слой "крашенной смолы" стал затвердевать, залил до краев ванны уже прозрачную смолу без добавок. Вот что получилось:

Прошло уже более трех месяцев, но смола остается прозрачной. Думаю для стоячей воды этот вариант эксперимента подойдет.
Дальше я хотел попытаться воспроизвести легкие волны на поверхности, для этих целей в художественном салоне приобрел два типа прозрачных гелей, один Idea Midium производства Италия, другой Kristall Gel производства Германия. Оба геля находятся в одной ценой корзине 350 - 370 рублей.

Гель Idea Midium при нанесении кисточкой дает более тонкий слой (хорош для 350 и 72 масштабов), чем Kristall Gel, который более подходит для волн в 48 и 35 масштабах. Хотя при последовательном их использовании думаю можно прийти к хорошему результату. На фото видно как ложится гель на стекло.

Итак вначале покрываю поверхность гелем Idea Midium, что бы получилась легкая морская рябь:

После 24 часов мы наблюдаем вот такую картину:

После покрываю толстым слоем гелем Kristall Gel, из за того, что слой оказался реально большим гель высыхал в течении трех суток. В этом случае я хотел еще посмотреть как поведет себя гель, если попытаться им имитировать брызги от набегающей на камень волны:

Подкрасив белой

Инструкции по смешиванию:

Перед перемешиванием, измеряйте или взвешивайте каждый компонент. В случае нарушения пропорций, материал не полимеризуется

Соотношение компонентов:

  • по объёму А100 - В100
  • рабочее время: 12 час
  • полная полимеризация 24 часа

Область применения:

Для создания декоративных композиций (икебана, аквариум), архитектурных макетов(водные объекты).

Качество и стабильность цвета стеблей синтетических цветов варьируется. Некоторые стебли могут со временем "кровить", создавая, зелёные или коричневые оттенки в изделии. Clear Elegance сделан так, чтобы уменьшать это выделение цвета. Вы можете протестировать цветовую стабильность ваших стеблей, изготовив маленькое изделие и наблюдая за изменением цвета в течение нескольких недель. Если вы используете стебли, о которых изветсно, что они выделят цвет, вы должны покрыть их предварительно прозрачной плёнкой. Дайте плёнке высохнуть перед использованием в изделии. Большинство аэрозольных покрытий сработает, например Крилон. Также покройте плёнкой все пористые материалы как дерево, камень или высушенные стебли цветов. Выходящий воздух или влага могут вызвать пузырьки при застывании.

  • Убедитесь, что все контейнеры и приспособления для размешивания чистые и сухие. Вода, смазка, воск или другие инородные вещества могут вызвать реакции, приводящие к образованию пузырьков или растрескиванию. Используйте только металлические, пластиковые или резиновые приспособления для размешивания. Влага во влажных деревянных шпателях вызовет пузырьки. Не используйте бумажных стаканов, в бумаге есть влага и это может привести к пузырям.
  • Вещество в Clear Elegance очень чувствительно к температуре. Не зазмешивайте продукт, если сам продукт или температура в комнате ниже, чем 18?С или выше, чем 25?С. Чем теплее система или комнатаная температура, тем быстрее продукт затвердевает. И наоборот, низкие температуры замедляют время затвердевания. Не выставляйте на солнце при размешивании или застывании. Атмосфера высокой влажности может замедлить затвердевание или привести к пузырькам. Наборы Clear Elegance упакованы с точными пропорциями компонентов А и В (равными).
  • Не подвергайте законченное изделие экстремальным температурам и не оставляйте на солнце. Вещество будет расширяться, и уменьшаться при экстремальных температурах и может разрушить контейнер и испортить изделие. Не оставляйте наборы Clear Elegance или законченные изделия в местах без температурного контроля.

Перед началом:

Соберите необходимые материалы:

  • Компоненты Clear Elegance. А (жидкая резина) и В (затвердитель);
  • Вашу цветочную комбинацию;
  • Пластиковый или металлический шпатель для размешивания;
  • Чистую, сухую вазу;
  • Чистый стеклянный или пластиковый контейнер (достаточно большой для смеси А и В и для размешивания). Не используйте пенопластовые или полистиреновые стаканы;
  • Воронку (не обязательна, но полезна для длинных узкогорлых ваз);
  • Тряпки или газеты чтобы не испачкать рабочее место;
  • Плёнка, чтобы держать вместе изделие при затвердевании;
  • Бумажные полотенца;
  • Вы должны быть одеты в защитную одежду, иметь на себе резиновые перчатки и защиту для глаз при работе с этим продуктом;
  • Средство для мытья окон, спирт или минеральные масла для очистки.

Начинаем:

Шаг 1. Выберите рабочее место, которое не на солнце, вдалеке от источников тепла и холода и где изделие не будут трогать в течение 24 часов. Защитите рабочее место ряпками или газетами. Вымыйте и высушите тщательно вазу, так как маленькие капли воды могут загрязнить продукт, или изменить его действие.

Шаг 2. Вылейте одинаковые количества компонентов А и В в чистый стеклянный или пластиковый контейнер для измерений. Закройте немедленно контейнеры с остатками компонентов, чтобы избежать загрязнения. Не используйте бумажных стаканов. Размешивайте тщателно в течение 3 минут. Тщательное размешивание необходимо. Соскребайте со стенок контейнера при размешивании. Мы рекомендуем, чтобы вы вылили смесь Clear Elegance в другой чистый пластиковый контейнер и размешали во второй раз перед выливанием. Это гарантирует, что не осталось неразмешанных веществ. Плотно закройте частично использованные контейнеры. Как только заводские контейнеры с Clear Elegance открыты, мы рекомендуем использовать их как можно быстрее. Частые открывания и закрывания контейнеров приведут к загрязнению влагой и вызовут пузыри.

Шаг 3. Медленно выливайте Clear Elegance из контейнера в центр вазы. Не разбрызгивайте смесь и не давайте ей течь по стенкам вазы. Медленно и равномерно лейте, чтобы избежать захвата воздушных пузырей. Для больших изделий вы можете прикрепить прозрачную пластиковую трубку к воронке для облегчения выливания. Заполните до необходимого уровня.

Шаг 4. Поставьте изделие в безопасное место и закрепите плёнкой сверху, если необходимо. Как только изделие затвердеет, оно будет уже постоянно закреплённым.

Любые изменения в композиции нужно делать сразу после заливания Clear Elegance в вазу.

Шаг 5. Не трогать изделие в течение 24 часов. Ваша композиция готова.


Очистка: Clear Elegance вечно как только оно затвердеет. Не выливайте остатков в раковину. Остатки должны затвердеть, прежде чем их можно выкинуть. Используйте бумажные полотенца, мыло и воду, спирт, средство для очистки окон или минеральные масла. Вытрите все лужи и протрите все интсрументы. Тщательно вымойте руки.

Предупреждение: Храните материалы в месте недоступном для детей, чтобы избежать несчастных случаев. Рекомендуем защитную одежду, резиновые перчатки и защитные очки. Оберегайте рабочие поверхности. Немедленно вымойте руки с мылом после использования. Храните в сухом прохладном месте, вдалеке от высокой температуры или открытого огня.

Извечный диорамный вопрос - как и из чего делать воду?- наверняка хоть раз озадачивал каждого. Причем однозначного ответа на него не даст никто. Вода в диораме, в отличие от других объектов, как мне кажется, не терпит компромисса - она в итоге или похожа, или нет. Среднего быть не может. Как и не может быть единственно верного технологического решения этой задачи - ведь лужа, водопад, океанский прибой, тихая заводь, горная река - это всё вода в своих бесчисленных и великолепных проявлениях. Эту проблему необходимо решать заново каждый раз.

Я расскажу, как имитировал воду в конкретном случае. Для чего-то другого это решение окажется бесполезным, но я буду рад, если оно кому-то поможет и натолкнёт на новые мысли и находки.

Замысел диорамы лежал на поверхности - был отличный драгоновский набор «Морских котиков», был драгоновский катер LSSC.Что ещё оставалось делать - конечно, высадку на берег. Достаточно для простого сюжета, но для полноты хотелось наполнить композицию захватывающим настроением. Я решил создать эффект тишины - в литературе, фильмах не раз встречается упоминание о том, что выходя в джунгли на операцию, члены групп соблюдали молчание, используя язык жестов. Это и определило небольшие переделки фигур. То, что надо делать воду - понятно, но какой её делать? Наверное, тоже тихой, спокойной, плещущей у борта покачивающегося катера.

Из всех материалов, которыми я располагал, для этого наиболее подходила эпоксидная смола. Но эксперименты с традиционным её использованием (и естественно, традиционными усадочным мениском по периметру и повсеместными пузырьками) не радовали. Но кто сказал, что именно это должно быть поверхностью, а не изнанкой имитируемой воды? Если из эпоксидки отливают отличные, тончайшие детали, почему из неё нельзя отлить воду как деталь «вниз лицом» в смоделированную форму. Материалом для формы послужила алюминиевая фольга. Я использовал чистую пластину для офсетной печати, (она применяется как форма в печатных станках, приобрести её можно в магазинах, торгующих расходниками для полиграфии). Размера листа хватит для полноценной диорамы, а о подобном качестве поверхности, ровности и толщине металла можно только мечтать.

Сначала нужно нарисовать на фольге контур диорамы, абрис береговой линии и «пятно» катера. Для этого нужно сделать шаблон в листе картона - сечение корпуса судна по ватерлинии. Желательно максимально точно, чтобы корпус четко, плотно и без зазоров входил в этот шаблон. Все детали ниже ватерлинии, образующие отрицательные углы, нужно удалить.

Пластина слишком жёсткая, поэтому её необходимо отжечь над пламенем газовой плиты. Отожженный лист (в размер водоёма на диораме плюс припуск по несколько сантиметров на сторону) я поместил на подложку, состоящей из куска ДСП и сложенной в несколько слоёв плотной ткани. По периметру я закрепил этот «бутерброд» рейками, прибитыми гвоздиками к ДСП.

Вот теперь и наступает самое творчество в чистом виде. Для создания рельефа я использовал весь ассортимент имеющихся на кухне ложек. В основном пригодились столовая и чайная. Большой я задал основной ритм и пластику, маленькой проработал отдельные волны. С первого раза не получилось - я увлёкся, и перебрал с глубиной рельефа и как-то не «поймал» характер волн. Так что лаконичность и ещё раз лаконичность. Готовую форму можно теперь вырезать по намеченному периметру и наклеить «вниз лицом» на ДСП или фанеру - ведь несмотря на волнистый рельеф вода остаётся ровной плоскостью. Я клеил «Моментом» и для пущей уверенности положил сверху пресс (книгу).

После этого нужно вылепить из пластилина бортик, ограничивающий срез береговой линии и проём, в который мы потом вставим катер. В случае с судном это нужно делать максимально точно и аккуратно. Легче добрать или срезать пластилин и потратить лишние полчаса, чем потом долго и нудно точить эпоксидную отливку. Ровные бортики я ограничил полосками стекла, которые скрепил опять-таки пластилином.

Форма готова к отливке, поэтому поверхность должна быть идеально гладкой и чистой, ведь всё это останется потом на поверхности воды. Так как я имитировал мутную тропическую реку (помните «Апокалипсис»?), эффект глубины мне делать не требовалась, достаточно было передать цвет и пластику грязной воды. Для отливки мне понадобилось два стандартных комплекта ЭДП. Первый слой, который создаст лицевую поверхность, я подкрасил масляной краской. Варьируя количество пигмента, можно добиться различной прозрачности. В своём случае я не поскупился. Лучше развести смолы с запасом, чтобы первый подкрашенный слой полностью скрыл рельеф волн. В принципе, можно всё залить сразу, не делая слоёв.

На всякий пожарный я армировал второй слой отливки отрезками стекловолокнистого шпагата. После полимеризации можно снять форму и начисто удалить ацетоном остатки пластилина. Вот теперь и аукнется наша точность при нанесении пластилина - попробуем спустить судно на воду. Зазоры, возможно, будут - как их исправить, надеюсь понятно из рисунка. Катер должен «сидеть» в воде как влитой.

Будем считать, что всё получилось и теперь не составит труда включить воду в ткань диорамы. Чтобы довести воду до кондиции, нужно сделать её поверхность глянцевой. Этого эффекта я добивался автомобильным лаком - сцеживал из аэрозольного баллона и дул через аэрограф. Лучше задувать тонкими слоями, давая хорошо просохнуть каждому, чтобы лак не собирался лужицами в углублениях. Чтобы на влажный лак не садилась пыль, лучше до высыхания накрывать диораму подходящим коробом. Слой в итоге получился немаленький, его я заглянцевал автомобильными полировочной пастой и закрепляющей полиролью. Хлопья грязной пены у бортов и у берега я сымитировал густой темперой. Для тростника пришлось высверливать множество отверстий, на это ушло несколько свёрел 0,5 мм, которые безбожно ломались. Но, на мой взгляд, это всё мелочи по сравнению с конечным результатом.

Итак, дома нашлось:
1. Лак акриловый, прозрачный, глянцевый.
2. Клей Момент Кристалл.
3. Лак паркетный, бесцветный, глянцевый.
4. Клей БФ-6, медицинский
5. Детские витражные краски (ну на стекле то они почти прозрачные)
6. Герметик силиконовый, прозрачный
7. Жидкие гвозди (Момент кажется), тоже прозрачный вариант.
8. Клей Титан (купила, пока эпоксидку искала, на всякий случай)
В роли емкостей - бабинки от проволоки, толщина заливаемого слоя примерно 5мм (до краев).
Фото после заливки и фото через 5 дней (что высохло)) В процессе заливки насыпала всякие блестяшки, бусинки, пыталась подкрасить витражными красками. В общем, смотрите сами что получилось (фоток много))))

Лак акриловый. Бесцветный (когда высохнет), кинула бусинок на дно, подкрашивать не рискнула (пусть сперва прозрачным такой слой высохнет!).

Получилась фигня... :(Остались какие-то дырки. Сам лак прозрачным не стал. Плюс усох раза в два. Да высыхал дня три...

Момент кристалл. Залился красиво, с витражной краской перемешался нормально, но пузырей внутри было много (не думаю это от моего перемешивания с краской, просто такой он, Момент), кинула бусинку.

Высох быстро. На след день был сухой. За время высыхания пузырей добавилось, все полсантиметра клея усохли в тонкую пузырчатую пленку по форме емкости))) Ну так, если тину болотную имитировать))))

Лак паркетный... Ну видимо на паркете он бесцветный)))) С блестками и бусинками нормально перемешался, не помутнел, никакой реакции не было.
С витражной краской не подружился, получилась мутная субстанция(в правом верхнем отделении). Зато капельки краски (если не перемешивать) очень красиво упали (на фото, синие, как бусинки - это витражная краска)

Ооооооо... он еще сохнет.... 5 дней - не срок. Хотя сверху уже можно ногтем поковырять:) но еще мягкий внутри.
Цвет не бесцветный. В процессе сушки появились какие-то большие воздушные пузыри. Капельки из краски растеклись(очень красиво выглядит в реальности). В принципе мне понравилось. Если б не желтый цвет, то в несколько слоев можно было бы позаливать.
В общем есть над чем пофантазировать).
Усох, кстати, не очень. Уровень упал на 1/4 от начального объема.

Клей БФ-6, обычный, медицинский. Вообще он мне очень понравился - смешался с краской хорошо, пузырей не было. Бусинку не видно)))

Сох дня два. Высох в очаровательную пленочку))) В общем для озера не подойдет, но на какие-то другие поделки может прокатить (делают же у нас в стране деревья из ПВА)

Витражные краски. Слишком темные.... Видимо на то они и витражные, чтобы на прозрачные изделия их наносить...

Сохли дня три. Получилось очень интересно, но для озера не подойдет. А вот какую-то лужицу вполне можно изобразить) После высыхания объем не сильно изменился.

Жидкие гвозди прозрачные (слева) и герметик силиконовый прозрачный (справа). Витражной краской краситься отказались))) В герметике она стала комочками, в гвозди ее лить даже не стала...

Итог: если герметик еще и может прокатить под водную поверхность (слегка мутноватую), то для гвоздей можно найти другое применение (не особо то они и прозрачные с таким слоем спустя пять дней, может еще посушить?)
Объем вообще не изменился.

Сох дня три-четыре. Объем уменьшился в два раза. Блестки частично растворились в пузырьки (видимо реакция какая-то прошла таки). Получилась полупрозрачная пузырчатая масса. Выглядит в реальности симпатичней, чем на фото. Тот клей, что по краям доливала, высох нормально. В принципе если аккуратно наливать, то можно избежать пузырей. Лучше заливать его в несколько слоев (предварительно высушив предыдущий)