Страны Западного полушария в XIX веке — Гипермаркет знаний. Градусная сетка Земли: Западное полушарие (страны и материки)

Линия Западного полушария представляла собой новую, уже не европоцентричную, но, напротив, гло­бальную линию, противопоставлявшуюся европоцен-тричным линиям глобальной картины мира, проведе­ние которой поставило под вопрос значение старой Европы. Публичная международно-правовая история этой новой линии начинается провозглашением так называемой доктрины Монро в декабре 1823 года.

1. В политическом завещании президента США ге­нерала Вашингтона, в написанном в 1796 году знаме­нитом прощальном письме, еще ничего не говорится о Западном полушарии в географическом смысле. Но в послании президента Монро от 2 декабря 1823 года слово «полушарие» используется совершенно созна­тельно и, более того, особо подчеркивается. В нем пространство, которое американцы считают своим, называется как Америкой, так и этим континентом и этим полушарием (this hemisphere). Намеренно или нет, но выражение hemisphere оказывается связанным с тем обстоятельством, что политическая система За­падного полушария как режим свободы противопос­тавляется политической системе другого рода, то­гдашним абсолютным монархиям Европы. С этого момента доктрина Монро и понятие Западного полу­шария неразрывно связаны друг с другом. Они обо­значают сферу special interests Соединенных Штатов." Тем самым они обозначают пространство, намного превышающее государственную территорию, регион в международно-правовом смысле. Традиционное аме­риканское международное право юридически фикси­ровало его как зону самообороны. В глобальном мире каждая истинная империя притязала на подобную выходящую за его государственные границы сферу

1 A. Lawrence Lowell. The Frontiers of United States // Foreign Affairs. Bd 17. 1931. S. 663 f.


своей верховной пространственной власти. Однако это обстоятельство редко приходило в голову юри­стам теснивших друг друга и помешанных на своем мелочном утрированном территориализме централь­но-европейских государств. Свыше ста лет о доктри­не Монро много говорили, однако ее значение для международно-правовой пространственной структу­ры Земли тем не менее не становилось предметом серьезного размышления. Даже точное географиче­ское определение границ Западного полушария не вызывало особого интереса. Настолько Америка была в то время еще далека от Европы.

В 1939 году впервые возникло впечатление, что выражение Западное полушарие закрепилось и стало привычным. Эти слова использовались в важных за­явлениях правительства Соединенных Штатов, так что, казалось, они и в новом конфликте с самого на­чала стали своего рода лозунгом, под которым Со­единенные Штаты осуществляли свою политику. 1 Поэтому могло показаться удивительным, что другие, исходившие не от вашингтонского правительства за­явления официальных представителей американских государств, например совместные постановления ми­нистров иностранных дел американских государств, принятые в Панаме (октябрь 1939) и Гаване (июль 1940), не использовали выражение «Западное полу­шарие»; в них просто говорилось об «Америке», «американском континенте» (в единственном числе)


1 Так, в обращении правительства Соединенных Штатов, сделанном в июне 1940 года и адресованном германскому и итальянскому правительствам, а также правительствам других европейских государств, содержится следующий пассаж: «В соответствии с традиционной политикой в отношении За­падного полушария Соединенные Штаты объявляют, что они не потерпят передачи какого-либо географически принадле­жащего к Западному полушарию региона из-под американ­ской власти под власть неамериканскую». См.: Jessup. American Journal of Law. 34. 1940. S. 709.


или об «областях, географически относящихся к Аме­рике». Однако, например, в начале мая 1943 года президент Бразилии в своем заявлении по поводу американской оккупации французского острова Мартиника указал, что этот остров относится к За­падному полушарию.

Для понимания пространственной проблемы сего­дняшнего международного права вышеназванная Па­намская декларация от 3 октября 1939 года имеет со­вершенно особое значение, которое мы и должны рассмотреть в первую очередь. Этой декларацией устанавливается определенная зона безопасности, призванная оградить нейтралитет американских госу­дарств, внутри которой воюющие стороны не долж­ны предпринимать никаких враждебных действий." Линия, ограничивающая нейтральную зону безопас­ности, прдводится в 300 морских милях от обоих американских берегов, в Атлантическом и Тихом океанах. У бразильского берега эта линия проходит через 24° з. д., приближаясь тем самым к 20° з. д., по которой традиционно проходила картографическая линия, разделявшая Западное и Восточное полуша­рия. Практическое значение ограниченной таким об­разом в октябре 1939 года американской зоны безо­пасности вскоре сошло на нет, поскольку утратил свою силу предполагаемый ею нейтралитет амери­канских государств. Тем не менее для понимания

" Решающее место в этой декларации выглядит следующим образом: «Осуществляя свое исконное право, американские республики, пока они сохраняют нейтралитет, в качестве средства континентальной самозащиты могут потребовать, чтобы водоемы, прилегающие к американскому континенту и рассматривающиеся вышеозначенными республиками как имеющие особое значение и используемые для непосредст­венной связи этих республик друг с другом, оставались сво­бодными от любых враждебных действий или попыток таких действий, откуда бы они ни исходили, с суши, с моря или с воздуха».


пространственной проблемы современного междуна­родного права она сохраняет чрезвычайно важное и принципиальное значение. Во-первых, в отличие от политики Соединенных Штатов, не останавливаю­щейся перед такого рода традиционными границами, установление этой зоны производилось с опорой на понятие «Америка» и заключенное в нем ограниче­ние. Кроме того, колоссальное, можно сказать сенса­ционное, последствие ее установления состоит в том, что в ходе него был осуществлен скачок от трех сразу к тремстам милям, благодаря чему самым радикаль­ным образом были сведены к абсурду меры и мас­штабы традиционной трехмильной зоны и традици­онные критерии измерения прибрежных акваторий. И, наконец, установление этой зоны подчиняет ре­гиональной пространственной идее также и откры­тый океан, отграничивая в пользу нейтральных госу­дарств определенный участок открытого моря, в целом рассматривающегося как арена военных дейст­вий. The two-spheres-aspect of the Monroe doctrine, двусферная конфигурация доктрины Монро, т. е. ее конфигурация, соединяющая в себе сухопутный и морской аспекты, претерпела благодаря Панамской декларации 1939 года одно важное изменение. Преж­де, когда речь заходила о доктрине Монро, в общем и целом подразумевалась лишь твердая суша Западного полушария, а океан рассматривался с точки зрения свободы морей XIX века. Теперь же границы Амери­ки распространяются и на море. 1 Это означает появ-

Quincy Wright. The American Journal of International Law. pd 34. April 1940. S. 248. Куинси Райт полагает, что доктрина Монро в новой форме возвращается к представлениям о mare ciausum |закрытом море], которые в свое время разделялись

°ртугальцами и испанцами и с которыми боролся Гроций.

та параллель представляется мне некорректной, поскольку пон 6Ще В слишком значительной степени ориентирована на п " ЯТИИн ые представления доглобального пространственного ""Рядка.


ление новой, современной формы захвата моря и уп­разднение результатов всех прежних захватов моря.

Последнее обстоятельство особенно важно. Во всемирной истории переход от суши к морю всегда приводил к непредвиденным последствиям и резуль­татам. В данном случае он затрагивает фундаменталь­ную структуру прежнего европейского международ­ного права и сам факт разделения твердой суши и открытого моря. Пока под Западным полушарием под­разумевалось лишь континентальное пространство суши, с ним была связана не только некая математи-ко-географическая пограничная линия, но и опреде­ленный физико-географический и исторический образ. Теперь же расширение и распространение Западного полушария на область моря делает это понятие еще более абстрактным, т. е. превращает его в понятие пустого, определяемого прежде всего математико-географически плоского пространства. В просторе и глади моря в более чистом виде прояв­ляется, по выражению Фридриха Ратцеля, простран­ство само по себе. В военно-научных и стратегиче­ских дискуссиях иногда используется радикальная формулировка одного французского автора, согласно которой море представляет собой гладкую, лишен­ную каких-либо препятствий равнину, на которой стратегия растворяется в геометрии. Правда, именно этот сугубо плоскостной характер пространства при­водит к снятию противоположности суши и моря и появлению некоей новой пространственной структу­ры, как только к уже существующим измерениям до­бавляется еще одно - воздушное пространство.

2. Под впечатлением от политического использо­вания выражения «Западное полушарие» в последние годы проблемой Западного полушария занялись и профессиональные географы. Особый интерес пред­ставляет то географическое уточнение границы За­падного полушария, которое было осуществлено географом Государственного департамента Соеди-


ненных Штатов С. У. Боггсом в связи с вьщелением области, на которую распространяется действие док­трины Монро. Боггс исходит из того, что в целом под Западным полушарием понимают открытый Христо­фором Колумбом Новый Свет, но что при этом поня­тия Запад и Восток не определяются ни природой, ни какими-либо всеобщими соглашениями. Карто­графы привыкли определять Западное полушарие, проводя вдоль Атлантического океана линию, соот­ветствующую 20-му меридиану к западу от Гринвича. В соответствии с этим Азорские острова и Острова Зеленого Мыса относятся к Западному полушарию, что, впрочем, и это признает Боггс, противоречит их исторической принадлежности к Старому Свету. То­гда как Гренландию американский географ почти це­ликом причисляет к Западному полушарию, хотя она и не была открыта Христофором Колумбом. 1 Об

1 Гренландия и даже Исландия (ср. вышедшую в 1930 году книгу Стефанссона об Исландии) включаются американски­ми географами в Западное полушарие. На гренландском про­цессе в постоянном международном арбитраже в Гааге док­трина Монро, насколько я могу судить, никоим образом не использовалась в дискуссиях. Густав Смедаль («Гренландия и доктрина Монро») сообщает, что Государственный департа­мент США в 1931 г., отвечая на соответствующий запрос, зая­вил, что он не располагает какими бы то ни было печатными материалами по вопросу использования доктрины Монро в отношении Гренландии и полярных районов. Упомянутая Смедалем географическая карта, составленная в 1916 г. севе­роамериканским историком и юристом Албертом Бушнеллом Хартом (карта тех районов, на которые распространяется дей­ствие доктрины Монро), для рассматриваемого нами вопроса не имеет никакого значения. Она представляет собой не более чем просто географическую карту, отображающую политиче­ское развитие американских континентов в XIX столетии. В своей книге {Albert Bushnell Hart. The Monroe Doctrine. An Interpretation. London, 1916) Бушнелл Харт вообще не удостаи­вает вниманием важную для отграничения Западного полуша­рия географическую проблему. Под рубрикой «Suggested


Арктическом и Антарктическом полярных регионах он не говорит. На тихоокеанской стороне Земного шара он не просто проводит пограничную линию по 160° долготы, который соответствовал бы 20°, а пред­лагает в качестве пограничной линии так называе­мую международную линию перемены дат, т. е. 180° долготы, разумеется, предусмотрев некоторые откло­нения от нее на севере и юге. Острова к западу от Аляски, а также Новую Зеландию он целиком поме­щает в Западное полушарие, тогда как Австралию от­носит к Восточному. То обстоятельство, что гигант­ская площадь Тихого океана по крайней мере, как он говорит, временно попадает в Западное полуша­рие, Боггс (до начала войны с Японией) отнюдь не считает создающим какую-либо практическую труд­ность, полагая, что это может взволновать лишь картографов. 1 Американский юрист-международник П. С. Джессап осенью 1940 года в дополнение к сво­ему докладу по поводу меморандума Боггса писал: «Ныне масштабы стремительно меняются, и тому ин­тересу, который в 1860 году мы испытывали к Кубе, сегодня соответствует наш интерес к Гавайям; быть может, аргумент самообороны приведет к тому, что однажды Соединенные Штаты вынуждены будут вес­ти войну на берегах Янцзы, Волги и Конго».

Для профессионального географа в проблематике, связанной с проведением подобных линий нет ниче­го нового. Прежде всего следует отметить, что с абст­рактной точки зрения нулевой меридиан может быть проведен как угодно и где угодно, подобно тому

Geographical Limitation (предлагаемое географическое ограни­чение)» в ней обсуждается вопрос о целесообразности исклю­чения определенных районов Южной Америки, например Чили или Аргентины, из сферы действия доктрины Монро Автор полагает, что это лишь облегчит колонизацию этих рай­онов Германией.

1 Цит. по: P. S. Jessup. The Monroe Doctrine // The American Journal of International Law. Bd 34. October 1940. S. 704.


как - с хронологической точки зрения - любой мо­мент времени можно сделать исходным пунктом ле­тосчисления. Само собой понятно и то, что представ­ление о Западном и, соответственно, Восточном полушарии уже потому проблематично, что Земля имеет форму шара, вращающегося вокруг оси, протя­нувшейся с севера на юг. Поэтому нам представляет­ся, что север и юг поддаются более точному опреде­лению. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария; это деление не представляет собой такой же проблемы, как деление Земли на восточную и за­падную половины. У Земли есть северный и южный полюса, но нет западного и восточного. Противопос­тавления, связанные с представлением о правой или левой стороне, в большей мере воспринимаются как относительные (или во всяком случае эта относи­тельность носит иной характер), чем противопостав­ление верха и низа. Это, например, проявляется в том, что такой термин, как «нордическая раса», хотя и является по своему буквальному смыслу чисто гео­графическим, тем не менее кажется более точным, чем столь же географическое противопоставление за­падной и восточной рас. Всем известно, что так на­зываемое Западное полушарие с тем же самым успе­хом, а в некотором отношении, возможно, даже с еще большим основанием, можно назвать и Восточ­ным полушарием. Давным-давно замечено, что север и юг для непосредственного восприятия означают крайние степени тьмы и света, тогда как восток и за­пад переходят друг в друга и «текут навстречу друг другу, отчасти в сторону тьмы, отчасти в сторону све­та». Поэтому все искусственно установленные раз­граничения, в особенности проведенные по океану линии, остаются ненадежными и произвольными,

G- Pfleiderer. Die Philosophie des Heraklit von Ephesus. 1886. 162.


если не основываются на признанных договорных демаркациях. 1

3. Но выражение «Западное полушарие» наряду с математико-географической стороной такого разгра­ничения обладает еще и всемирным политико-исто­рическим и международно-правовым содержанием. Более того, именно здесь, в политической и между­народно-правовой сфере, находятся источники его подлинной силы, но вследствие этого и его внутрен­ние границы. Здесь скрыт его «arcanum», 2 тайна его неоспоримой исторической действенности. Оно при­надлежит великой исторической традиции и связано с совершенно определенными, специфическими фе­номенами современного понимания Земли и исто­рии; ибо само это выражение представляет собой важнейший по сравнению с обоими рассматривав­шимися нами типами гауа и amity line частный случай проявления того, что мы назвали выше глобальным линейным мышлением западного рационализма.

Американская линия Западного полушария - это и не гауа, и не amity line. Все упоминавшиеся нами

1 Молодой немецкий географ Артур Кюн в своей статье
«О понятии Западного полушария» {Arthur Kiihn. Zum BegrifT
der Westlichen Hemisphere // Zeitschrift der Gesellschaft fur
Erdkunde zu Berlin, August 1941. S. 222 ff.; статья снабжена
наглядными картами с нанесенными на них различными соот­
ветствующими линиями) подверг критическому исследо­
ванию сам ключевой термин «Западное полушарие». Он
указывает на «географическую неопределенность» этого раз­
граничения и полагает, что если вообще существует практиче­
ская потребность в разделении сфер влияния европейского
и американского континентов, то математически это разделе­
ние может быть осуществлено лишь посредством проведения
пограничной линии, отстоящей на равное расстояние от
принадлежащих этим континентам островов. Но такая разгра­
ничительная линия останется достоянием математико-геогра­
фической теории и рассечет сферы интересов и владения раз­
личных держав.

2 Тайна {лат.).


прежде линии связаны с определенной формой за­хвата земли, а именно с захватом земли, осуществ­ляемым европейскими державами. Тогда как прове­дение американской линии, что вытекает уже из послания президента Монро (1823), было направлено именно против европейских притязаний на захват земли. Поэтому с американской точки зрения она из­начально носит оборонительный характер и пред­ставляет собой выражение адресованного державам старой Европы протеста по поводу дальнейших евро­пейских захватов земли на американском континен­те. Нетрудно понять, что тем самым эта линия лишь отграничивает свободное пространство для собствен­ных захватов земли, т. е. для внутриамериканских за­хватов земли на тогда еще в огромной степени сво­бодном американском континенте. Но тот факт, что Америка занимала позицию, враждебную по отноше­нию к старой монархической Европе, не означал от­каза от принадлежности к сфере европейской циви­лизации и тогда еще европейскому по своей сущности международно-правовому сообществу.

Более того, один первоклассный специалист, Бер-нар Фэй, установил, что слово «цивилизация» появля­ется в начале XIX столетия и создано со специальной целью подчеркнуть непрерывность связи античной Европы с Францией и Соединенными Штатами Аме­рики. 1 Ни прощальное послание президента Вашинг­тона (1796), ни послание Монро не обосновывали какого-либо неевропейского международного права. Напротив, Соединенные Штаты Америки с самого начала ощущали себя представителем именно евро­пейской цивилизации и европейского международ­ного права. 2 Возникшие тогда же иберо-американ-

" Bernard Fay. Civilisation Americaine. Paris, 1939. S. 9. Так, в Justice Story (Истории юстиции) по поводу дела «La Jeune Eugenie» (1822; 2 Mason 409, Fed. Cas. Nr. 1551) говорит­ся о «Principles universally recognised as such by all civilised communities or even by those constituting what may be called the ^nnstian states of Europe» [принципах, признанных в качестве


ские государства также, само собой разумеется причисляли себя к «семье европейских наций» ц ^ сообществу европейского международного права. Все без исключения учебники по американскому между­народному праву, появившиеся в XIX столетии, с величайшей естественностью исходят из этого при­тязания, хотя в них и говорится о некоем особом американском международном праве, опирающемся на европейской международное право. Таким обра­зом, глобальная линия, возникающая с появлением Западного полушария, хотя само ее проведение на­правлено прежде всего против старой Европы и с це­лью исключения этой Европы из Западного полуша­рия, может лишь в определенном смысле названа антиевропейской. В каком-то другом смысле она, на­оборот, знаменует собой моральное и культурное притязание на то, что именно Америка представляет собой свободную, истинную и настоящую Европу. Однако первоначально это притязание было завуали­ровано тем, что оно было связано со строгой изоля­цией. Более того, на первый взгляд пограничная ли­ния Западного полушария неким специфическим образом представляла собой линии изоляции. По сравнению с дистрибутивной гауа и атональной amity line она есть нечто третье, нечто совершенно особое, а именно линию самоизоляции.

Обратимся к четким и последовательным форму­лировкам, в которых выражает себя этот образ мыс­ли, наиболее ясно проявляющийся в так называемой линии Джефферсона. Для этого достаточно процити-

таковых всеми цивилизованными сообществами или даже со­обществами, образующими то, что может быть названо хри­стианскими государствами Европы].

1 Кент рассматривает международное право в своих «Commentaries on American Law» (1836); Henry Wheaton. History of the Law of Nations in Europa and America. New York, 1845 Кальво в 1868 г. озаглавил свой знаменитый труд «Dereclw Internacional Тебгюо у Practico de Europa у America»; ср. также цитировавшуюся выше работу С. Вианны.


ровать два знаменитых высказывания, датируемых 2 января 1812 и 4 августа 1820 года. Они заслуживают того, чтобы вызвать у нас интерес уже своей связью с обнародованием послания Монро (1823). В обоих этих высказываниях явно дают о себе знать нена­висть к Англии и презрение к старой Европе, причем следует иметь в виду, что Соединенные Штаты в этот период выступали именно против Англии как гаранта европейского военно-морского права. «Судьба Анг­лии, - говорит Джефферсон в начале 1812 года, - почти решена, и современная форма ее бытия спо­собствует ее упадку. Если наша сила позволит нам дать нашему полушарию закон, то он должен состоят в том, чтобы меридиан, проходящий посредине Ат­лантического океана, стал демаркационной линией между войной и миром, по эту сторону которой пре­кратились бы любые враждебные действия и волк с ягненком мирно возлегли бы рядом друг с другом». Здесь еще явственно ощущается нечто от характера линии дружбы. Однако Америка уже не «свободна» в том смысле, в каком она рассматривалась в XVII-XVIII веках, и не является ареной безудержной борьбы, а, наоборот, представляет собой область мира, тогда как весь прочий мир представляет собой театр военных действий, причем эти военные дейст­вия ведутся каким-то другими людьми, с которыми Америка принципиально не хочет иметь ничего об­щего. То, что было типичным для старых линий дружбы, их атональный смысл и характер, здесь, кажется, обращается в свою противоположность. В 1820 году Джефферсон заявляет: «Недалек тот день, когда мы во всех формах потребуем провести через океан разделительный меридиан, который станет гра­ницей между двумя полушариями, по эту сторону от которого не будет ощущаться ничего европейского, так же как и по другую сторону - ничего амери­канского». Как и в самом послании Монро, здесь выражение «Западное полушарие» постоянно исполь-


зуется таким образом, что Соединенные Штаты ото­ждествляют себя со всем, что составляет сущность этого этого полушария с моральной, культурной или политической точки зрения.

Мы не должны преувеличивать значение этих идей Джефферсона. Однако о них следовало упомянуть, чтобы стал очевиден подлинный исторический и все­мирно-политический характер рассматриваемой нами линии изоляции. В духовно-историческом пла­не источником сознания своей избранности является кальвинистско-пуританская позиция. Оно продолжа­ет свое существование в деистической и секуляризо­ванной форме, зачастую даже еще более обостряясь, ибо само собой разумеется, что чувство абсолютной зависимости от Бога не подверглось параллельной секуляризации. В последней четверти XVIII века, по­сле провозглашения Декларации независимости (1775), американское чувство избранности обретает благодаря Франции новые моральные силы сугубо светского, посюстороннего характера. Философы Просвещения, среди которых следует упомянуть та­кие великие имена, как Рейналь и Кондорсе, создали новую картину человеческой истории. Завоевание Америки, великий захват американской земли, оп­равдывавшийся до сих пор как католическими, так и протестантскими завоевателями миссией распростра­нения христианской веры, оказывается теперь, с гу­манистической точки зрения, бесчеловечным по сво­ей жестокости деянием. Материал, позволявший прийти к такой точке зрения, несложно было найти у Лас Касаса. Тогда как принятие американских декла­раций по поводу прав человека, напротив, понимает­ся теперь как своего рода новое рождение человече­ства. Для Гоббса, философа XVII столетия, Америка была еще областью естественного состояния в смыс­ле до-государственной, свободной борьбы эгоистиче­ских инстинктов и интересов. И для Локка, как мы уже видели, она пусть и иным образом, но в той же


степени пребывала в некоем изначальном и естест­венном состоянии. В конце XVIII века философы французского Просвещения начинают рассматривать свободную, независимую Северную Америку как об­ласть естественного состояния в совершенно ином, прямо противоположном смысле, а именно как об­ласть естественного состояния в смысле Руссо, т. е. как территорию, еще не затронутую разложением сверхцивилизованной Европы. Решающее значение в этом отношении имело пребывание во Франции Бенджамена Франклина, причем не только потому, что оно привело к заключению союза между Фран­цией и Соединенными Штатами (1778), но и потому, что оно способствовало установлению этого духовно­го братства. Так Америка во второй раз стала для европейского сознания пространством свободы и ес­тественности, в этот раз, однако, наполненным пози­тивным содержанием, в корне изменившим старый смысл глобальной линии борьбы и придавшим изо­ляции некое позитивное содержание.

По своему политическому смыслу принципиаль­ная изоляция представляет собой попытку создания нового пространственного порядка Земли. Она долж­на содействовать этому, отделив область гарантиро­ванного мира и гарантированной свободы от области деспотизма и разложения. Эта американская идея изоляции давно известна и неоднократно обсужда­лась. Для нас здесь важное значение имеет ее связь с пространственным порядком Земли и структурой ме­ждународного права. Если Западное полушарие пред­ставляет собой неиспорченный, еще не пораженный разложением старого мира Новый Свет, то вполне естественно, что и в международно-правовом отно­шении он должен находиться в иной ситуации по сравнению с разложившимся Старым Светом, кото­рый до сих пор был центром, носителем и творцом ев Ропейско-христианского международного права, jus Publicum Europaeum. Если Америка - это земля, на


которой избранные обрели спасение, чтобы в перво­зданных условиях достичь там нового, более чистого бытия, то и все европейские претензии на американ­скую землю отпадают. Американская земля и в меж­дународно-правовом смысле обретает теперь некий абсолютно новый статус по сравнению с любым прежним международно-правовым статусом земли. Как мы видели, в рамках jus publicum Europaeum сформировалось несколько разновидностей такого территориального статуса. Но отныне американская земля не соответствует ни одному из тех видов терри­ториального статуса, которые были известны евро­пейскому международному праву XIX столетия. Аме­рика теперь не может считаться ни никому не принадлежащей землей, доступной для свободной оккупации, ни колониальной землей, ни европей­ской землей, такой как государственная территория европейских государств, ни ареной борьбы, как то предусматривалось проведением старых линий друж­бы, ни областью, в которой, как в азиатских странах, действовало бы право экстерриториальности евро­пейцев и консульская юрисдикция.

Что же, таким образом, в соответствии с проведе­нием этой новой линии представляет собой междуна­родно-правовой статус Западного полушария в усло­виях нового европейского международно-правового порядка? Нечто совершенно экстраординарное, ис­ключительное. По крайней мере со строго последова­тельной точки зрения недостаточно сказать, что Америка является своего рода прибежищем справед­ливости и порядочности. Подлинный смысл этой ли­нии избранности, скорее, состоит в том, что вообще лишь на американской земле существуют условия, которые, представляя собой нормальную ситуацию, способствуют формированию рациональных спосо­бов поведения и «habits», 1 открывают возможности

1 Обычаи, привычки (англ.).


для существования права и мира. В старой Европе, где господствует несвобода, даже добрый и порядоч­ный по своей сущности и характеру человек может стать преступником и нарушителем законов. В Аме­рике же различие между добром и злом, правом и бесправием, порядочными людьми и преступниками не запутано ложными ситуациями и ложными «habits». Глубокое убеждение, что Америка пребывает в нормальном и умиротворенном состоянии, тогда как Европа, напротив, в ненормальном и неумиро­творенном, дало о себе знать еще в выступлении Мелу Франку при обсуждении Женевской лигой про­блемы меньшинств (1925). Проводимая таким обра­зом глобальная линия представляет собой своего рода линию карантина, чумной кордон, изолирую­щий зараженный район от здоровой области. В по­слании президента Монро эта мысль высказана не так откровенно, как в цитировавшихся нами заявле­ниях Джефферсона. Но умеющий читать и имеющий уши, чтобы слышать, сможет и в этом тексте Монро обнаружить серьезное моральное обвинение, предъ­являемое всей политической системе европейских монархий и придающее американской разделитель­ной и изоляционистской линии ее моральный и по­литический смысл и мифологическую силу.

Весьма примечательным является то обстоятельст­во, что согласно идее Западного полушария в качест­ве его противника рассматривается именно Европа, старый Запад. Эта формула направлена не против старой Азии или Африки, а против старого Запада. Новый Запад притязает на то, чтобы быть истинным Западом, истинной Европой. Новый Запад, Америка, стремится вытеснить прежний Запад, Европу, из его всемирно-исторического топоса, лишив его при­сущего ему прежде статуса центра мира. Запад, пони­маемый во всем моральном, цивилизационном и по­литическом смысле этого слова, отнюдь не Упраздняется и отрицается, не низлагается, а лишь


Карл Шмитг

перемещается. Европа перестает быть центром тяже­сти международного права. Центр цивилизации пере­мещается еще дальше на Запад, в Америку. Старая Европа, как и старая Азия и Африка, отходят в про­шлое. Следует вновь и вновь подчеркнуть, что поня­тия «старое» и «новое» являются в данном случае не только критериями суждения и оценки, но прежде всего критериями классификации, порядка и локали­зации. В качестве таковых они представляют собой основания для высших исторических, политических и международно-правовых притязаний. Они измени­ли структуру традиционного европейского междуна­родного права задолго до того, как начиная с 1890 года европейское международно-правовое сооб­щество начало расширяться за счет присоединения к нему азиатских государств во главе с Японией, пре­вратившись в конечном счете в сообщество беспро­странственного, универсалистского международного права.

Мы не рассматриваем здесь вопрос о том, на­сколько оправданными в моральном и политическом отношении были притязания Джефферсона и Монро, и в какой мере их вера в то, что Америка представля­ет собой некий новый с моральной и политической точки зрения мир, имела под собой разумное основа­ние. На американской земле действительно была сконцентрирована и получила свое дальнейшее раз­витие часть европейской культуры. И европейцы ста­рой Европы, ничуть не роняя тем самым своего дос­тоинства, должны признать, что такие мужи, как Джордж Вашингтон и Симон Боливар, были велики­ми европейцами, и даже более того, они были гораз­до ближе к идеальному смыслу, заключенному в этом слове, чем большинство британских и континенталь-но-европейских государственных деятелей их време­ни. Если принять во внимание как разложение английского парламентаризма, так и вырождение французского абсолютизма XVIII века, а также узость и несвободу постнаполеоновской реставраций


меттерниховскои реакции XIX столетия, то Америка действительно располагала колоссальными возмож­ностями стать истинной и настоящей Европой.

Поэтому притязание Америки быть оплотом права и свободы стало историческим фактором величайше­го значения. Оно соответствовало сильным европей­ским тенденциям и представляло собой реальную по­литическую энергию, или, использую современную формулировку, колоссальный военный потенциал. 1

1 Уже цитировавшуюся нами в начале этой главы выдаю­щуюся работу Бернара Фэя {Bernard Fay. L"Esprit Revoli-tionnaire en France et aux Etats-Unis a la fin du XVIII siecle. Paris, 1925) следовало бы дополнить, охватив прежде всего период Реставрации. Однако уже в этой книге Б. Фэя содержатся важ­ные положения, позволяющие понять истоки идей Токвиля и тех поразительных прогнозов, которые он делает в заключи­тельной части первого тома своей «Democratic en Amerique» (1935). Особого упоминание заслуживает также и одно выска­зывание молодого Огюстена Тьерри. Огюстен Тьерри как ис­торик и социолог был первооткрывателем как в области клас­совой, так и в области расовой теории XIX столетия, одновременно являясь выразителем мощного европейского импульса, исходившего от идей Сен-Симона. В своей статье «Sur 1"antipathie de race qui divise la nation francaise [О расовой антипатии, котороая разделяет французскую нацию]» (Censeur europeen. 2 April 1820) он говорит: если Европе суждено вновь погрузиться в старое варварство феодального Средневековья, в пучину классовой и расовой вражды, то теперь у нас есть вы­ход, которого были лишены наши предки: «La mer est libre, et un monde libre est au-dela». Что касается Германии, то хороший материал для исследования предоставляет следующая работа: Hildegard Meyer. Nordamerika im Urteil des deutschen Schrifttums bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts. Hamburg, 1929 («Заморская история». Серия сочинений, изданная Адольфом Рейном. т - 9); в этой работе (S. 540 ff.) особого внимания заслуживает Цитата из «Всемирной истории» Роттека пс поводу противопо­ложности деспотического Востока и свободного Запада. Евро­па, утверждает Роттек, вновь возвращается к путам историче­ского права. Последняя фраза «Всеобщей истории» Роттека гласит: «Священный огонь, прежде хранимый Европой, она


Этот источник исторической силы получил м импульс еще в XIX столетии, особенно благода^ 1 ^ ропейским революциям 1848 года. Миллионь Я СВ ~ очаровавшихся и утративших иллюзии европе" Раз ~ еще в XIX веке покинули старую, реакционную^ 8 ропу и переселились в Америку, стремясь начать т

первозданных условиях, новую жизнь. Фальшив J цезаризм Наполеона III и реакционные тенденим" И проявившиеся после 1848 года в других европейских странах, показали, что Европа не в состоянии решит те социальные, политические и духовные вопросы* которые с такой колоссальной силой заявили о себе в десятилетие, предшествовавшее 1848 году, во Фран­ции, Германии и Италии. В этой связи не следует за­бывать о том, что «Коммунистический манифест» появляется в 1847 году, а Бакунин приехал в Берлин еще в 1842 году. Вместо того чтобы искать ответ на эти вопросы, все тогдашние европейские народы и правительства после 1848 года поспешили отвернуть­ся от всех тех глубоких проблем, которые нашли от­ражение в идеологии социализма, коммунизма, анар­хизма и нигилизма, прикрыв разверзшуюся бездну легитимистскими или легалистскими, консерватив­ными или конституционалистскими фасадами. Вели­кие критики этой эпохи, такие как Кьеркегор и До-носо Кортес, Бруно Бауэр и Якоб Буркхардт, Бодлер и, наконец, даже Ницше, так и остались непонятыми своими современниками одиночками. Рядом с такой сугубо реакционной Европой осознание Америко того, что она является новой и истинной Европ > становится величественным всемирно-историчес требованием. В такой ситуации Америка смогла р^ шиться на то, чтобы отвергнуть тот трупный яД 1 аВ р торый источал этот всемирно-исторический к ^ лЫ1 и пробудить к жизни всемирно-политические способные учредить некое новое jus gentium.

сама сможет увидеть лишь вдалеке, на противополо регу Атлантического океана».


Но уже в конце этого столетия, около 1900 года, эти великие возможности как во внешнем, так и во внутреннем отношении предстали в несколько ином свете. Война 1898 года против Испании стала внеш­неполитическим сигналом, который мир понял как поворот к неприкрытому империализму. Этот импе­риализм не держался за старые представления о За­падном полушарии, а устремился вглубь Тихого океана и на Дальний Восток. В том, что касается ги­гантских пространств Азии, устаревшую доктрину Монро сменило требование проводить политику от­крытых дверей! С глобально-географической точки зрения это было шагом с Востока на Запад. Амери­канский континент по отношению к недавно во всемирно-историческом масштабе возникшему вос­точно-азиатскому пространству занимал положение Восточного континента, тогда как старая Европа еще за сто лет до того в результате всемирно-историче­ского расцвета оказалась вытесненной в Восточное полушарие. Для духовной географии такая смена осве­щения представляет собой в высшей степени акту­альную тему. Не в последнюю очередь под впечатле­нием именно от этой перемены в 1930 году было возвещено о заре Нового мира, который должен свя­зать Америку и Китай. 2

Столь же основательно, что и в результате этих всемирно-исторических перемещений Запада на Вос­ток, старая вера в Новый Свет изменилась и изнутри

Л. Т. Mahan. The Interests of America in International Conditions. London, 1910. S. 117 f. Мэйхан уже здесь подчерки­вает, что в отношении Европы, в частности в отношении Гер­манской империи, «noninterference» [невмешательство] док­трины Монро не означает неприсутствия. Идея Мэйхана об объединении обеих англосаксонских империй содержала в се бе предложение слияния нового мира со старым. .., Hermann Graf Keyserlingk. Amerika. Aufgang einer neuen W elt- 1930.


в результате развития самой Америки. В то же самое время, когда сформировался внешнеполитический империализм Соединенных Штатов, во внутреннем положении США также произошли изменения: подо­шла к концу эпоха, когда они представляли собой нечто новое. Предпосылки и основания всего того, что можно было в земном и реальном, а не только идеологическом смысле назвать новизной, исчезли Уже около 1890 года в Соединенных Штатах прекра­тила свое существование свобода внутреннего захвата земли и было завершено заселение прежде свободной территории. До этого времени в Соединенных Шта­тах все еще существовала старая пограничная линия, отделявшая друг от друга заселенную землю и сво­бодную, т. е. незаселенную, но открытую для свобод­ного захвата земли территорию. Поэтому до этого времени существовал связанный с этой пограничной линией тип пограничного жителя, frontier, кото­рый мог продвигаться от заселенных территорий к свободной земле. Когда не стало свободной земли, закончилась и прежняя свобода. Основной порядок Соединенных Штатов, radical title, изменился, пусть даже сохранили свою силу нормы Конституции 1787 года. Законы, ограничивавшие иммиграцию и допускавшие различные, обусловленные отчасти ра­совым, отчасти экономическим подходом виды дис­криминации, закрыли ворота прежней обители без­граничной свободы. Все внимательные наблюдатели тотчас заметили эту перемену. Среди тех многочис­ленных авторов, которые недвусмысленно высказа­лись на этот счет, особого упоминания, как мне ка­жется, заслуживает великий философ и типичный представитель американского прагматизма Джон Дьюи, взявший этот конец frontier в качестве исход­ного пункта своего рассмотрения конкретной соци­альной ситуации Америки; точно так же и для пони-


мания и оценки идей Эмерсона и Уильяма Джемса чрезвычайно важен тот факт, что присущие им опти­мизм и радостное настроение предполагают наличие открытой границы. В 1896 году, когда Уильям Джемс опубликовал свое эссе «Воля к вере», фактор сущест­вования свободной земли еще сохранял свою реаль­ность.

В главе, посвященной первым глобальным лини­ям, мы указывали на структурное родство до-госу­дарственного естественного состояния у Гоббса с об­ластью безусловной свободы. Мы подчеркивали тот основополагающий исторический факт, что царство свободы обрело свое конкретное историческое место пребывания в определенном гигантском, свободном и открытом для захвата земли пространстве, в распо­ложенном по ту сторону линии тогдашнем Новом Свете. Свыше ста лет назад, еще до революции 1848 года, Гегель во введении к своим лекциям по фило­софии истории замечательным образом определил структуру этого Нового Света. В то самое время, ко­гда впервые была сформулирована доктрина Монро, Гегель с гениальной смесью наивности и учености утверждал, что Соединенные Штаты Америки еще не являются государством, что они находятся еще на стадии гражданского общества, т. е. пребывают в еще до-государственном состоянии свободы интересов, предшествующем государственному состоянию пре­одоления индивидуальной свободы. Из этого диагно­за Гегеля исходит и его развивает в одном важном да­тируемом 1842/43 гг. критическом высказывании молодой Карл Маркс, в котором Соединенные Шта­ты Америки также удостаиваются особого упомина­ния. Карл Маркс отмечает, что как в республиках, так и в монархиях XIX столетия, собственность граж­дан определяет реальный общественный и государст­венный строй. Вследствие разделения государства и


общества, политики и экономики, материальный субстрат государства находится вне политики и госу­дарственного строя." Однако англосаксонские теоре­тики государства возвели в принцип именно такое отношение между государством и обществом, поли­тикой и экономикой. В разделении политики и эко­номики действительно следует искать ключ к объяс­нению тех противоречий между присутствием и неприсутствием, к которым должен прийти ныне уже не Новый, а только все еще идеологически настаи­вающий на своей старой новизне Свет, если он и впредь будет пытаться соединять экономическое присутствие с политическим неприсутствием и раз­вивать идеологию прежней свободы, утратившей и соответствующую ей ситуацию и свою почву. В силу того что в уже ставшей сверхгосударственной дейст­вительности сохраняется состояние сознания, харак­терное для неполитической до-государственности, возникает некое искусственно продлеваемое состоя­ние - сознания невинности, связанное с определен­ной дилеммой, рассмотрением которой мы намерева­емся заняться в следующей главе.

1 Marx-Engels-Gesamtausgabe. Bd I. S. 437 (herausgegeben von Rjasanow. 1927). За указание на это место в его статье «К сис­тематике учения Маркса о государстве и обществе» (Ernst Lewalter. Zur Systematik der Marxschen Staats- und Gesell-schaftslehre // Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik-Nd. 68. 1933. S. 650) в связи с интересующими нас в данный момент проблемами я благодарен статье Эрнста Левальтера. Особый интерес в этом отношении представляет сочинение Гуго Фишера «Карл Маркс и его отношение к государству и экономике» (Hugo Fischer. Karl Marx und sein Verhaltnis zu Staat und Wirtschaft. Jena, 1932. S. 45): «В той мере, в какой политика 1931 года является экономической политикой, она есть вывер­нутый изнутри наружу XIX век».

Почему Америка в Западном полушарии, а Россия – в Восточном March 28th, 2018

Есть вещи, которые мы наблюдаем каждый день и знаем с детства, но почему так - никто не задумывался. Вот например почему Америка расположена на карте слева, а Евразия справа?

Как то мы с вами удивлялись , многие реально верили, что . Но вернемся к классическому виду карты.

Как получилось такое разделение?

Для начала разберемся, как получилось так, что на картах есть восток и запад, север и юг. С востоком и западом все достаточно просто — люди всегда ориентировались по движению солнца. Оно всходило в одной стороне земли, а заходило в другой. Север и юг появились как простейшая система координат на плоскости: к уже существующему направлению провели перпендикулярную линию. В этой системе координат можно было составлять географические карты, что и делали древние люди: греки, римляне, арабы, славяне. Каждый рисовал свой кусочек земли, принимая за точку отсчета родной дом или город.

Еще у древних греков возникла традиция обозначать север наверху карты. Возможно, это было связано с линией побережья. Известную линию берега проводили внизу карты, ведь море было необязательно изображать, а вверху дорисовывали земли, которые необходимо было исследовать и которые находились севернее эйкумены. У китайцев на картах того же периода вверху находился юг, а на картах арабов — восток. В начале Средних веков в христианских монастырях было принято рисовать в центре карты Иерусалим, а на ее верху указывать восток, откуда должен придти Спаситель. Привычный для греков принцип составления карты вернулся после того, как в XV веке в Европе был выпущен красочный атлас Птоломея: в нем север по-прежнему располагался вверху. Традицию закрепил компас, который показывал строго на север и вошел в обиход моряков.


Но обычной системы координат стало мало, когда моряки начали плавать через океан и обнаружили, что Земля круглая. Разбить шар (окружность) на 360 градусов — это могли сделать даже древние греки и шумеры, чего уж говорить о просвещенных моряках эпохи географических открытий. Другое дело решить: откуда вести отсчет, через какую точку провести нулевой меридиан?

В древности греки проводили его через Столпы Геркулеса, святитель Мартин Тирский из Римской империи — через мифические Счастливые острова, Птоломей - через Александрию. Географы и моряки Средневековья размещали линию отсчета на островах Зеленого Мыса, в Толедо, на острове Ферро. Позже она находилась в Кёнигсберге, Ураниборге, Лонгомонтане. Французский король Людовик XIII специальным указом расположил нулевой меридиан в Париже, и в местной церкви Сен-Сюльпис его до сих пор символизирует бронзовая полоса на полу. Нулевой меридиан в России проходил через Пулковскую обсерваторию под Санкт-Петербургом.

Это затрудняло взаимодействие моряков торговых флотов разных стран: нельзя было воспользоваться картами партнеров, был риск перепутать долготу и напороться на скалы или пройти мимо острова. Более того, у каждой страны было свое собственное время, и это тоже осложняло расчеты навигации.

Первый шаг к унификации был сделан в 1884 году в Вашингтоне, на заседании Международной комиссии, которая решила зафиксировать нулевой меридиан и определить временные пояса для всей Земли. Обсуждение затянулось на целый месяц, делегаты то расходились, то собирались вновь. Были идеи проложить меридиан через Иерусалим, через Берингов пролив, через вершину пирамиды Хеопса и даже по о.Тенерифе. Победила Великобритания, которая в то время была одной из величайших империй мира и имела авторитет в сфере географии: Гринвичская обсерватория славилась точными приборами и длительной историей наблюдений.


За Гринвич проголосовали почти все страны-участницы комиссии, кроме Франции, Бразилии и Доминиканской Республики. Было решено, что всемирные земные сутки начинаются в тот момент, когда на нулевом меридиане наступает полночь.

Как только появился нулевой меридиан, картография унифицировались. Все, что располагалось в 180 градусах восточнее Гринвича, в том числе и Россия, оказалось в Восточном полушарии, а все, что западнее, — в Западном, в том числе и весь американский континент. Хотя, если быть точными, то не вся Россия находится в Восточном полушарии Земли. Изрядный кусок Чукотки с мысом Дежнева наплывает на Западное полушарие.

Многие страны по-прежнему издают карты, в центр которых помещают свои территории. Например, на карте, выпущенной в США, эта страна находится в центре мира, а Евразийский континент разрезан надвое и находится справа и слева от Америки.

На карте небольшой страны ЮАР центр мира находится на южной оконечности Африки, а Антарктиды наверху нет. И только карты, издаваемые в России по-прежнему придерживаются картографической традиции конца XIX века, располагая в их центре нулевой меридиан. Возможно, это потому, что Россию невозможно не заметить на любой карте мира.

Самое интересное, что нулевой меридиан, проведенный англичанами, находится в ста двух метрах от того места, на которое указывает американская система навигации GPS. Американцы объясняют это тем, что, мол, у англичан раньше не было навигаторов, и поэтому они провели меридиан неправильно.

источники

Наша планета делится на Западное полушарие и Восточное, причем это деление является, скорее, условным. Какая линия делит Землю на два полушария? Какие материки и страны находятся в Западном полушарии? Ответы на все эти вопросы можно отыскать в нашей увлекательной статье.

Градусная сетка Земли: Восточное и Западное полушарие

Что такое градусная сетка? Это сеть условных линий, которая проведена на глобусах и картах людьми для удобства. В частности, эти линии нужны ученым и исследователям, путешественникам и хозяйственникам. Необходимы они и для того, чтобы быстро и точно определять местонахождение того или иного географического объекта на территории нашей планеты.

К линиям градусной сетки относятся параллели и меридианы, а также линии тропиков и полярных кругов. Именно они встречаются почти на всех географических картах.

Если деление Земли экватором на Северное и является логичным и вполне оправданным, то Западное полушарие, а также Восточное выделили, скорее, условно. О том, как это происходило, речь пойдет далее.

Нулевой и 180-й меридианы

Именно эти два меридиана делят нашу планету на два полушария: Западное и Восточное.

Нулевой (или Гринвичский) меридиан является точкой отсчета для всех географических долгот планеты. Гринвичским он называется, потому что проходит через пассажный инструмент одноименной обсерватории, находящейся близ Лондона. Последняя была учреждена еще в 1675 году британским королем Карлом Вторым.

Интересно, что вплоть до конца XIX века у некоторых государств существовал свой Так, в России эту роль играл Пулковский меридиан, а во Франции - так называемый Парижский. Только в 1884 году на международной конференции странами было принято решение учредить в качестве нулевого именно Гринвичский меридиан. Он проходит через территории таких стран, как Великобритания, Франция, Испания, Алжир, Мали, Гана и Буркина-Фасо. В Гринвичскую обсерваторию очень часто приезжают туристы. И каждый из них обязан выполнить один ритуал: встать одной ногой в восточном полушарии, а другой - в западном.

В свою очередь, 180-й меридиан является условной линией, которая продолжает Гринвичский меридиан на другой стороне Земли. Он также выступает основой для так называемой линии смены дат, которая, кстати, имеет не ровную, а искривленную траекторию. Она сдвигается в тех местах, где меридиан проходит по заселенным территориям.

У 180-го меридиана есть еще одна интересная особенность. Дело в том, что он может называться линией как восточной, так и западной долготы. Этот меридиан (как и любой другой на глобусе) соединяет Северный полюс Земли с Южным. При этом он пересекает следующие географические объекты: Чукотский полуостров, Чукотское цепь Алеутских островов, Фиджи, а также бескрайние просторы Антарктиды.

Страны и материки Западного полушария

Какие материки относятся к Западному полушарию? Если взглянуть на карту, ответить на этот вопрос весьма просто. Это Северная и Южная Америка (целиком), а также часть Европы и Африки.

В геополитических статьях и дискуссиях также очень часто можно встретить термин западное полушарие, который употребляется в качестве синонима к слову "Америка" (здесь имеется в виду а не один из материков).

Страны этого полушария имеют разные размеры. Есть среди них страны-гиганты (США, Канада, Бразилия) и совсем крошечные государства (например, Доминика или Багамы). В 2014 году 33 страны Западного полушария провели саммит новосозданного Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (сокращенно CELAC). Встреча состоялась на острове свободы, в столице Кубы - Гаване.

Заключение

Западное полушарие - это которое расположено между Нулевым и 180-м меридианами планеты. всех объектов, расположенных в этом полушарии, принято называть координатами западной долготы.

В Западном полушарии расположена Северная и Южная Америка (целиком), часть Европы и Африки, остров Гренландия, Чукотка, а также несколько островных государств Океании.

Русско-английский перевод ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ

Еще значения слова и перевод ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ с английского на русский язык в англо-русских словарях.
Что такое и перевод ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ in dictionaries.

  • ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ — Western hemisphere
  • ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ — Western Hemisphere
    Русско-Английский экономический словарь
  • ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ — Western hemisphere
  • ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ — Western Hemisphere
    Большой Русско-Английский словарь
  • ПОЛУШАРИЕ — n. hemisphere
    Russian-English Dictionary of the Mathematical Sciences
  • ПОЛУШАРИЕ — Hemisphere
    Русско-Американский Английский словарь
  • ПОЛУШАРИЕ — hemisphere полушария головного мозга — cerebral hemispheres северное полушарие — northern hemisphere южное полушарие — southern hemisphere
  • ПОЛУШАРИЕ — с. hemisphere; ~я головного мозга the cerebral hemispheres; северное, южное ~ northern, southern hemisphere ср. hemisphere полушария головного мозга — …
    Русско-Английский словарь общей тематики
  • ПОЛУШАРИЕ — hemisphere
    Новый Русско-Английский биологический словарь
  • ЗАПАДНОЕ — Western
    Russian Learner"s Dictionary
  • ПОЛУШАРИЕ — hemisphere
    Russian Learner"s Dictionary
  • ПОЛУШАРИЕ
    Русско-Английский словарь
  • ПОЛУШАРИЕ — с. (в разн. знач.) hemisphere полушария головного мозга — cerebral hemispheres северное полушарие — northern hemisphere южное полушарие …
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • ПОЛУШАРИЕ — hemisphere
    Русско-Английский словарь по машиностроению и автоматизации производства
  • ПОЛУШАРИЕ — ср. hemisphere полушария головного мозга — cerebral hemispheres восточное полушарие — Eastern hemisphere западное полушарие — Western hemisphere северное полушарие …
    Русско-Английский краткий словарь по общей лексике
  • ПОЛУШАРИЕ — с. hemisphere; ~я головного мозга the cerebral hemispheres; северное, южное ~ northern, southern hemisphere
    Русско-Английский словарь - QD
  • ПОЛУШАРИЕ — ср. hemisphere полушария головного мозга - cerebral hemispheres западное полушарие - Western hemisphere восточное полушарие - Eastern hemisphere северное полушарие …
    Большой Русско-Английский словарь
  • ПОЛУШАРИЕ — полушарие hemisphere
    Русско-Английский словарь Сократ

  • — hemisphere.ogg ʹhemısfıə n 1. 1> полушарие Northern Southern, Western, Eastern Hemisphere - северное южное, западное, восточное полушарие 2> (the hemisphere) …
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • — n 1. 1) полушарие Northern Hemisphere - северное [южное, западное, восточное] полушарие 2) (the ~) амер. западное …
  • — n 1. 1> полушарие Northern Southern, Western, Eastern Hemisphere - северное южное, западное, восточное полушарие 2> (the hemisphere) амер. западное …
  • ЗАПАДНОЕ САМОА — НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО ЗАПАДНОЕ САМОА Островное государство в южной части Тихого океана, занимающее западную часть архипелага Самоа, состоит из двух крупных …
  • — сущ. 1) полушарие Northern hemisphere ≈ северное полушарие Southern hemisphere ≈ южное полушарие Eastern hemisphere ≈ восточное полушарие Western hemisphere …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • WPRA — сокр. Западное объединение нефтеперерабатывающих заводов (США)
    Большой Англо-Русский словарь
  • WESTWARD — 1. прил. направленный к западу 2. нареч. на запад 3. сущ. западное направление; западный район запад, западное направление - to …
    Большой Англо-Русский словарь
  • WESTERLY — 1. прил. западный Syn: west, occidental 2. нареч. с запада; на запад 3. сущ.; мн.; мор. западные ветры, весты …
    Большой Англо-Русский словарь
  • RIGHT-BRAIN — анат. правое полушарие мозга (анатомия) правое полушарие мозга
    Большой Англо-Русский словарь
  • OLD WORLD
    Большой Англо-Русский словарь
  • OLD WORLD — Старый Свет, восточное полушарие Старый Свет; восточное полушарие
    Большой Англо-Русский словарь
  • WESTERN SAMOA
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • WESTERLY — 1. ʹwestəlı a 1> западный westerly direction - западное направление a westerly suburb - западный пригород westerly wind - западный …
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • SOUTH-WESTWARD — 1. нареч.; тж. southwestwardна юго-запад, в юго-западном направлении, к юго-западу; на юго-западе; с юго-запада (о ветре) Syn:south-west 3. 2. прил.; …
    Англо-Русский словарь Tiger

  • Англо-Русский словарь Tiger
  • WESTERN SAMOA — гос-во Западное Самоа Западное Самоа
    Англо-Русский словарь Tiger
  • WESTERN SAMOA — геогр. Западное Самоа Independent State of ~ - Государство Западное Самоа
    Новый большой Англо-Русский словарь - Апресян, Медникова
  • WESTERLY — 1. [ʹwestəlı] a 1) западный ~ direction - западное направление a ~ suburb - западный пригород ~ wind - западный …
    Новый большой Англо-Русский словарь - Апресян, Медникова
  • WESTERN SAMOA — геогр. Западное Самоа Independent State of Western Samoa - Государство Западное Самоа
    Большой новый Англо-Русский словарь
  • WESTERLY — 1. ʹwestəlı a 1) западный westerly direction - западное направление a westerly suburb - западный пригород westerly wind - западный …
    Большой новый Англо-Русский словарь
  • SOUTH-WESTWARD — 1. нареч. ; тж. southwestward на юго-запад, в юго-западном направлении, к юго-западу; на юго-западе; с юго-запада (о ветре) …
  • — сущ. 1) полушарие Eastern hemisphere — восточное полушарие Northern hemisphere — северное полушарие Southern hemisphere — южное полушарие Western hemisphere …
    Англо-Русский словарь по общей лексике
  • SOUTH-WESTWARD — 1. нареч.; тж. southwestward на юго-запад, в юго-западном направлении, к юго-западу; на юго-западе; с юго-запада (о ветре) Syn: south-west 3. 2. прил.; тж. southwestward юго-западный; …
  • — сущ. 1) полушарие Eastern hemisphere — восточное полушарие Northern hemisphere — северное полушарие Southern hemisphere — южное полушарие Western hemisphere — западное полушарие 2) сфера (деятельности, …
    Англо-Русский словарь общей лексики
  • — _n. 1> полушарие - the Northern hemisphere - the Southern hemisphere 2> сфера, область (знаний и т. п.) 3> _анат. …
    Англо-Русский словарь Мюллера - 24 редакция
  • — n. 1. полушарие - the Northern hemisphere - the Southern hemisphere 2. сфера, область (знаний и т. п.) 3. анат. …
    Англо-Русский словарь Мюллера - редакция bed
  • — полушарие сфера, область (знаний и т. п.) anat. полушарие головного мозга и мозжечка
    Англо-Русский дополнительный словарь
  • — _n. 1> полушарие; the Northern (Southern) hemisphere северное (Южное) полушарие 2> сфера, область (знаний и т.п.) 3> _анат. полушарие головного …
    Англо-Русский словарь Мюллера
  • NATIONAL FOOTBALL LEAGUE — сокр NFL Национальная футбольная лига Высшая лига в профессиональном американском футболе . Создана в 1921, в 1966 разделилась на две "конференции" …
  • NATIONAL FOOTBALL LEAGUE — (NFL) Национальная футбольная лига Высшая лига в профессиональном американском футболе . Создана в 1921, в 1966 разделилась на две "конференции" …
  • АПИА — ЗАПАДНОЕ САМОА Апиа является столицей, единственным городом и основным портом независимого государства Западное Самоа. Апиа расположена на северном берегу острова …
    Англо-Русский географический словарь

Государство Сент-Кристофер (Сент-Китс) и Невис состоит из двух островов: Сент-Китса и Невиса. Первый похож на куриную ногу, второй – на куриное яйцо.

Сент-Китс и Невис известны тем, что уже лет 20 продают свое гражданство. Причем раздача паспортов с красивыми рыбками поставлена тут на поток. В отличие от соседней Антигуа и Барбуды, которая требует, чтобы новоявленные граждане гостили на своей новой родине хотя бы неделю в год, для получения гражданства Сент-Китс и Невиса даже не надо приезжать в страну. Платишь деньги – и через 6 месяцев тебе по почте паспорт присылают. Все, ты гражданин! Специально для тех, кто получает паспорта этого милого островного государства по почте, на первой страничке документа есть карта мира, на которой стрелочкой показано, где искать вашу родину.
Как и в Антигуа (второе слово в названии страны можно не говорить), паспорт Сент-Китса (второе слово в названии страны можно не говорить) дает вам право без виз кататься по Европе, Канаде, Англии и другим странам.


Гражданство дают в обмен на инвестиции в «Фонд диверсификации сахарной промышленности». Было бы правильнее сказать: «Мы продаем вам красивый паспорт с рыбками за 300 000 долларов». Но на Сент-Китсе живут романтики, поэтому они говорят: «Вы инвестируете в фонд диверсификации сахарной промышленности 300 000 долларов, мы на эти деньги поднимаем страну с колен, а в благодарность даем вам паспорт с чудесными рыбками!» Сути это не меняет, 300 000 никто не вернет.
Второй вариант – купить недвижимость, тут вход начинается от 400 000, но за такие деньги недвижимости давно нет. Поэтому можно купить долю в какой-нибудь вилле, либо накопить несколько миллионов на нормальный домик у моря. Судя по количеству строек на острове, желающих купить гражданство много. По статистике компании Henley Estates, большинство из них русские и китайцы.


К сожалению, никто не говорит, сколько стоит от этого гражданства отказаться. Мало ли что. А то вдруг вход – рубль, а выход – два.
Ну а пока вы думаете, нужен ли вам паспорт с рыбками, предлагаю посмотреть, как выглядит родина за 300 000 долларов.
Выглядит симпатично.


Слева – беспокойный Атлантический океан, справа – спокойное Карибское море. На Атлантике – пляж, где черепахи откладывают яйца. Через несколько недель начнется сезон, и пляж оцепят полиция и зоозащитники, чтобы никто не беспокоил черепашек.
Бывший вулкан.


Остров активно застраивается, по ощущениям, каждое второе здание для новых граждан.


Судя по всему, деньги из фонда диверсификации сахарной промышленности доходят не до всех.


На горизонте – Синт-Эстатиус.


Столица


Сент-Китс и Невис – бывшая британская колония. В самом центре столицы стоят часы, которые местные называют Биг-Беном. Часы давно остановились, как и время здесь.


Хотя недавно праздновали 30 лет независимости. В честь праздника отреставрировали и покрасили фонтан в центральном сквере. 3 прекрасные нимфы после реставрации стали неграми. Интересно, это стеб такой, или местные всегда видели в этих скульптурах черных женщин?


За 30 лет в столице ничего не поменялось.


Аборигены бережно хранят колониальное наследство.


Вот будочка стоит телефонная. Стекла украли, телефон не работает давно, зато регулярно будку красят в фирменный красный цвет.




Вообще местные очень аккуратные. Все правильно паркуются, никто не выкидывает мусор на улицу.




Раньше узкоколейка обслуживала плантации сахарного тростника и хлопчатника, теперь поезд возит туристов вокруг острова














На Сент-Китсе все бегают. Едешь утром, а по обочинам табуны бегунов.




Вдоль дорог обезьянки на деревьях сидят.


Скоро здесь все застроят виллами.




Здесь уже застроили. Все это недвижимость в обмен на гражданство.


До второго острова, Невиса, ехать на катере 10 минут. Раз в год между островами проходит заплыв.








Одна из строек. Скоро здесь будет отель.


Вот такой домик можно купить за 600 000.


Точнее, это не домик, а гостиничный номер. Внутри одна спальня.








Самое интересное, что, купив этот домик, вы не сможете в нем жить. Так как он в составе отеля, отель будет его сдавать и делиться с вами выручкой. Теоретически вы лет через 10-20 вернете вложения. Бесплатно жить можно только чуть больше месяца в году. Зато через 5 лет после получения гражданства можно домик продать следующему любителю паспортов с рыбками.


Здесь будут виллы. Участок стоит 2 миллиона долларов.


Вот такой домик, 500 кв метров, стоит 4 500 000 долларов с участком. Покупают его по частям, обычно 10 собственников. Дальше у каждого собственника есть 5 недель в году, когда он может распоряжаться домом (жить или сдавать его). Все 10 получают гражданство


Сенткитсы чем-то похожи на русских. Рождество прошло уже 3 недели назад, а весь город украшен ватой и пингвинами.


Видимо, тут украшения до весны не снимают, прямо как мы елку не выбрасываем.


Местные полицейские имеют такое же выражение лица, как и большинство их российских коллег. «Есть чо? А если найду?»









Кстати, Сент-Китс и Невис является самым маленьким государством западного полушария как по площади, так и по численности населения.