Глобальный рейтинг вузов qs world university rankings. Опубликованы результаты рейтинга Quacquarelli Symonds

Стали известны итоги Глобального рейтинга университетов QS World University Rankings, в котором представлены ведущие мировые вузы. МГУ снова стал лучшим в России, сохранив позицию прошлого года - 108-е место в мире. Всего в рейтинге участвовали 3 800 университетов, из них 891 вошли в список.

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, МГУ в очередной раз подтвердил лидирующие позиции в условиях возросшей конкуренции, особенно со стороны университетов азиатского региона.

"В 2016 году мы традиционно улучшили позиции в категориях "мнения экспертов из академической среды" (Academic Reputation) и "репутация вуза среди работодателей" (Employer reputation), которые являются основными показателями работы университета, именно эти критерии определяют качество преподавания в вузе и уровень проведения научных исследований. Также в этом году мы успешно провели приемную кампанию по привлечению иностранных учащихся, что является хорошим заделом на будущее", - прокомментировал ректор МГУ Виктор Садовничий.

Наши вузы в последние годы улучают позиции в международных рейтингах, что способствует их продвижению на мировом рынке образовательных услуг и привлекает иностранных студентов. В последнем предметном рейтинге QS в топ-100 представлены восемь наших университетов. Лидером стал МГУ, попавший в топ-100 по 12 областям. Самое высокое место - 17-е - он получил в области "Лингвистика". На втором месте СПбГУ, который представлен двумя предметами. В полной версии предметного рейтинга оказались 17 наших вузов. Значимые успехи есть у МИФИ, Новосибирского госуниверситета, Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина. Для этого предметного рейтинга QS было оценено 4 226 учебных заведений мира, а всего в него вошли 945 вузов. Проанализировано более 113 миллионов цитирований, проверено обеспечение около 15 530 учебных программ.

"Еще 5 лет назад мало кто в наших вузах знал об индексе Хирша, импакт-факторе, базах данных Scopus и Web of Science, мировых университетских рейтингах QS, THE и ARWU. Сегодня знают все", - пояснил ректор Томского политеха Петр Чубик.

Что касается другого престижного международного рейтинга THE, который готовит британский журнал Times Higher Education, в список 200 лучших университетов Европы попали пять наших вузов. Это МГУ (у него 79 место), Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого (113), Томский политехнический университет (136), Казанский федеральный университет (152), МИФИ (164).

На первых позициях во всех международных рейтингах Стенфордский, Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский университеты, Массачусетский технологический университет.

Наши вузы в Глобальном рейтинге университетов QS:

258 – СПБГУ

291 – Новосибирский госуниверситет

306 – МГТУ им. Баумана

350 - МГИМО (У) МИД РФ

350 – МФТИ

377 – Томский госуниверситет

400 – Томский политех

401-410 – МИФИ

411-420 – ВШЭ

411-420 – Санкт-Петербургский политех

501-550 - Казанский (Приволжский) федеральный университет

551-600 - Дальневосточный федеральный университет

551-600 - Саратовский государственный университет

551-600 - Южный федеральный университет

601-650 - НИТУ "МИСиС"

601-650 - РУДН

601-650 - Уральский федеральный университет

701+ - Нижегородский университет имени Лобачевского

701+ - Новосибирский политех

701+ - РЭУ имени Плеханова

701+ - Воронежский государственный университет

QS World University Rankings
редактор Бен Sowter (научный руководитель)
авторы Сотрудники Крейг О"Каллаган
категории Высшее образование
частота годовой
издатель Quacquarelli Symonds Limited
Первая проблема 2004 (в партнерстве с) 2010 (сам по себе)
Страна Соединенное Королевство
язык английский
Веб-сайт WWW .topuniversities .com

QS World University Rankings является ежегодным изданием университетских рейтингов по Quacquarelli Symonds (QS) . Ранее известный как Times Higher Education-QS World University Rankings , издатель сотрудничал с Times Higher Education (THE) напечатал свои международные таблицы лиги с 2004 по 2009 год докак начали объявлять свои собственные версии. QS затем решил продолжать использовать уже существующие методики пока Times Higher Education принял новую методологию для создания их рейтинга .

Система QS в настоящее время включает в себя глобальный общий и предметный рейтинг (название которой топ университетов мира для изучения 48 различных предметов и пяти составных областей факультета), наряду с пятью независимых региональных таблиц (Азия, Латинская Америка, Emerging Europe и Центральная Азия, Арабский регион и БРИКС).

Будучи единственным международным ранжированием получило международный рейтинг группы экспертов (IREG) утверждение, рейтинг QS рассматриваются как один из трех наиболее читаемых рейтингов университетов в мире, наряду с академическим ранжированием университетов мира и Times Higher Education World University Рейтинги . Тем не менее, он был подвергнут критике за ее чрезмерной зависимости от субъективных показателей и обследований репутации, которые имеют тенденцию колебаться в течение многих лет. Концерн также существует в отношении глобальной согласованности и целостности данных, используемых для получения результатов QS рейтинга.

история

Воспринимаются потребность в международном рейтинге университетов Великобритании целей была выделена в декабре 2003 года в Ричарде Ламберт обзор «s из университетов и промышленность сотрудничества в Великобритании для Казначейства , министерства финансов Соединенного Королевства. Среди его рекомендации были мировые рейтинги университетов, которые Ламберт сказал бы помочь Великобритании оценить глобальное положение своих университетов.

Идея рейтинга была зачислена в книге Бен Вилдавского, в Большом Мозге Race: Как Глобальные университеты Перестройка Мира , к тогдашнему редактору Times Higher Education (), Джон О"Лири . Решил сотрудничать с учебной и советами карьеров компании Quacquarelli Symonds (QS) , чтобы поставлять данные, назначая Мартин Инс, бывший заместитель главного редактор, а позже подрядчик на, для управления проектом.

В период между 2004 и 2009, QS производится ранжирование в партнерстве с. В 2009 году объявили, что они будут производить свои собственные рейтинги, в Times Higher Education World University Rankings , в партнерстве с Thomson Reuters . Процитировала утверждал слабость методологии исходных рейтингов, а также воспринимаемый фаворитизм в существующей методологии науки над гуманитариями, как два из основных причин для решения расколоть с QS.

QS сохранил интеллектуальную собственность в предыдущих рейтингах и методики, используемые для их компиляции и продолжает производить ранжирование на основе этой методологии, которые теперь называют QS World University Rankings.

Создал новую методологию с Thomson Reuters и опубликовал первый Times Higher Education World University Rankings в сентябре 2010 года.

Глобальные рейтинги

В общем и целом

методология

Методология QS World University Rankings
Индикатор утяжеление разработка
Academic экспертная оценка На основе внутреннего глобального академического опроса
Соотношение факультет / студент Измерение преподавательских обязательств
Цитирование на факультете Измерение исследований влияния
репутация работодателя На основании обследования выпускников работодателей
Международное отношение студента Измерение разнообразия студенческого сообщества
Международное отношение персонала Измерение разнообразия преподавательского состава

QS публикует результаты рейтинга в мировых СМИ и вступил в партнерские отношения с рядом торговых точек, в том числе The Guardian в Соединенном Королевстве, и Чосон ильбо в Корее. Первые рейтинги, полученные QS независимо от и с использованием последовательной и оригинальной методики QS, в были освобождены 8 сентября 2010 года, с вторым появляясь на 6 сентября 2011 года.

Academic экспертная оценка

Это самая спорная часть методологии. Используя сочетание приобретенных списков рассылки и приложений и предложений, этот опрос просит активные академик по всему миру о лучших университетах в своих специализированных областях. QS опубликовала название работы и географическое распределение участников.

В 2017/18 рейтингах пользовавшихся ответов от 75,015 людей из более чем 140 стран, для его академического показателя репутации, в том числе голосов от предыдущих пяти лет свернутых вперед при условии, не было более свежей информация имеется от того же человека. Участники могут назначить до 30 университетов, но не может голосовать за свои собственные. Они, как правило, назначать медиану около 20, что означает, что это исследование включает в себя более 500 000 точек данных. Средний респондент обладает 20,4 лет академического опыта, в то время как 81% респондентов имеют более чем десятилетний опыт работы в академическом мире.

В 2004 годе, когда рейтинги впервые появились, академическое рецензирование приходится половина возможного балле университета. В 2005 году его доля была сокращена до 40 процентов из-за введения обследования репутации работодателя.

Соотношение Факультетного

Этот показатель составляет 20 процентов от возможного балле университета в рейтинге. Это классическая мера, используемая в различных рейтинговых системах, как прокси-сервер для преподавания обязательств, но QS признал, что менее чем удовлетворительная.

Цитирование на факультете

Цитирование опубликованных исследований являются один из наиболее широко используемых материалов для национальных и глобальных рейтингов университетов. QS World University Rankings использовал цитаты из данных Thomson (сейчас Thomson Reuters) с 2004 по 2007, и с тех пор использовал данные из Scopus, часть Elsevier. Общее число цитирований на срок пять лет, делится на число ученых в университете, чтобы получить счет этой меры, на долю которого приходится 20 процентов от возможного балле университета в рейтинге.

QS пояснил, что он использует этот подход, а не цитирований на бумаге предпочтительной для других систем, так как это уменьшает эффект биомедицинской науки на общую картину - био-медицина имеет свирепый « публиковать или погибнуть » культуру. Вместо QS пытается измерить плотность исследований активных сотрудников в каждом учреждении. Но вопросы все еще остаются относительно использования цитат в системах ранжирования, особенно тот факт, что искусство и гуманитарные науки порождают сравнительно мало ссылок.

Однако, начиная с 2015 года, QS сделали методологические усовершенствования, призванные устранить преимущество институтов, специализирующихся в области естественных наук и медицины, ранее полученных. Это улучшение называется факультет область нормализации, а также гарантирует, что рассчитывать цитаты учреждения в каждом из пяти ключевых областей факультета QS является взвешенными на счет 20% от конечных цитат Score.

QS уступил наличие некоторых ошибок сбора данных в отношении ссылок на факультете в рейтингах за предыдущие годы.

Один интересный вопрос заключается разница между базами данных Scopus и Thomson Reuters. Для крупных университетов мира, две системы захвата более или менее те же публикаций и цитирований. Для менее основных учреждений, Scopus имеет более не-английский язык и меньшие циркуляционные журналы в своей базе данных. Но поскольку документы там не так сильно цитируется, это также может означать меньше цитирования на бумагу для университетов, которые публикуют в них. Эта область была подвергнута критике за подрыв университетов, которые не используют английский язык в качестве основного языка. Цитирование и публикация на языке, отличном от английского языка труднее встретить. Английский язык является наиболее интернационализирован языком и, следовательно, также является наиболее популярной при цитировании.

обзор работодателя

Эта часть рейтинга получают аналогично способу Академического Peer Review, за исключением того, что образцы он рекрутеров, которые нанимают выпускников на глобальном или значительном масштабе страны. Числа меньше - 40,455 ответов из более чем 130 стран в 2016 году Rankings - и используются для производства 10 процентов возможных баллов любого университета. Этот обзор был представлен в 2005 году в надежде, что работодатели отслеживать дипломное качество, что делает это барометр качества обучения, лихо проблематичной вещи для измерения. Университет стоял здесь особый интерес для потенциальных студентов, и признавая это было стимулом инаугурационной QS трудоустройства выпускников рейтинга, опубликованного в ноябре 2015 года.

Международная ориентация

Окончательные десять процентов возможного балле университета является производным от мер, направленной на захват их интернационализм: пяти процентов от их доли международных студентов, и еще пяти процентов от их процентных международного персонала. Это представляет интерес отчасти потому, что он показывает, является ли университет прикладывая усилие в быть глобальным, но и потому, что он говорит нам, является ли это принято достаточно серьезно, студентами и учеными по всему миру, чтобы они хотят быть там.

прием

В сентябре 2015 года, как The Guardian и The Daily Mail сослались на QS World University Rankings , как "самый авторитетный в своем роде". В 2016 году Бен Sowter, руководитель отдела исследований в QS Intelligence Unit, заняла 40 - е место в в Wonkhe «s 2016" Образование Список питания Высшее. Список перечисленных, что организация считается, что 50 самых влиятельных фигур в Великобритании высшего образования.

Несколько университетов в Великобритании и Азиатско-Тихоокеанского региона прокомментировали рейтинги положительно. Вице-канцлер Новой Зеландии университета Мэсси , профессор Джудит Киннер, говорит, что рейтинг Times Higher Education-QS является «замечательным внешним подтверждением нескольких атрибутов университетов, в том числе качество его научных исследований, подготовки научных кадров, обучения и трудоустройства.» Она сказала, что рейтинги являются истинной мерой способности университета летать высоко на международном уровне: «В рейтинге Times Higher Education обеспечивает гораздо более и более сложную, надежную и хорошо обработанную меру международного и национального рейтинг, чем любая из Новой Зеландии фонда Performance Based Research (PBRF) мера или рейтинги Шанхай «. В сентябре 2012 года британская газета The Independent описал QS World University Rankings как «широко признаны в системе высшего образования в качестве наиболее надежных международных таблиц».

Ангел Кальдерон, главный советник по планированию и исследованиям RMIT университета и член консультативного совета QS, положительно отозвался о QS University Rankings для Латинской Америки, заявив, что «QS Латинской Америки University Rankings стал ежегодными международными эталонными университеты используют для определения их относительное положение в регионе». Он также заявил, что 2016/17 издание этого рейтинга продемонстрировали улучшенную стабильность.

Критицизмы

Некоторые комментаторы выразили обеспокоенность по поводу использования или неправильного использования данных обследования. Однако, QS Intelligence Unit и отвечал за составление рейтинга, состояние, степень размера выборки, используемый для их исследований означает, что теперь они «практически невозможно манипулировать, и очень трудно для учреждений в„игры“». Они также утверждают, что «более 62000 академических респондентов способствовали наши 2013 академических результатов, в четыре раза больше, чем в 2010 году независимых научных обзоров подтвердили эти результаты более чем 99% надежным». Кроме того, начиная с 2013 года, количество респондентов академического обследования репутации QS в очередной раз увеличился. Их исследование в настоящее время использует около 75000 научных экспертных обзоров, что делает его «на сегодняшний день крупнейшей в мире агрегация чувства в этом [мировом академическом] сообществе.»

В QS World University Rankings были подвергнуты критике многими за того, что слишком много внимания на рецензирование, который получает 40 процентов от общего балла. Некоторые люди выразили озабоченность по поводу того, каким образом обзор равный осуществленного. В докладе, Питер Wills из Университета Окленда писал о Times Higher Education -QS World University Rankings:

Но мы также отмечаем, что это исследование устанавливает свои рейтинги, обращаясь к сотрудникам университета, даже предлагая финансовые соблазны для участия (Приложение II). Персонал, вероятно, считают, что это в их наибольший интерес ранжировать их собственное учреждение более высоко, чем другие. Это означает, что результаты обследования и каких-либо видимых изменений в рейтинге весьма сомнительна, и что высокий рейтинг не имеет реальной внутренней стоимости в любом случае. Мы категорически против оценки университета по результатам таких конкурсов PR.

Тем не менее, QS утверждают, что ни один участник опроса, академический или работодатель, предлагаются финансовый стимул, чтобы ответить, в то время как не академическое не сможет голосовать за свое собственное учреждение. Это делает это особенно критика недействительна, так как она основана на два неверных предпосылках: (1), что ученые в настоящее время в финансовом отношении стимулов для участия, и (2), что конфликты интересов создаются учеными будучи в состоянии голосовать за их собственное учреждение.

Академики ранее критиковали использование базы данных цитирования, утверждая, что она недооценивает институты, которые выделяются в социальных науках. Ян Даймонд, бывший исполнительный директор экономических и социальных исследований Совета , а ныне вице-канцлером университета Абердина и член редакционной коллегии, пишет Times Higher Education в 2007 году, говоря:

Использование базы данных цитирования должен иметь влияние, потому что такие базы данных не имеют, как широкое покрытие социальных наук (или искусств и гуманитарных наук) , как естественных наук. Таким образом, низкое положение в Лондонской школе экономики , вызвано в первой очереди его цитата оценки, является результатом не выхода выдающегося института, но в базе данных, и тот факт, что LSE не имеет противовеса большой естественнонаучной базы.

Тем не менее, в 2015 году, внедрение QS в факультетской области нормализации не гарантировало, что рейтинг QS больше не присвоил неуместное преимущество или недостаток на любое учреждение, на основе их конкретных предметных специализации. Соответственно, Лондонская школа экономики вырос с 71 в 2014 году до 35-го в 2015 году и 37-м в 2016 году.

Эти рейтинги используют некоторые из тех же критериев, что и мирового рейтинг, но есть измененные Веса и новые критерии. Одно дополнение является критерием входящих и исходящих студентов по обмену. Соответственно, производительность азиатских учреждений в QS World University Rankings и QS Asian University Rankings выпущен в том же учебном году, отличаются друг от друга.

QS University Rankings: Азия - Топ 10
учреждение 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2018 2019
Национальный университет Сингапура 10 3 3 2 2 1 1 1 2 1
Университет Гонконга 1 1 2 3 2 3 2 2 5 2
Nanyang технологический университет 14 18 17 17 10 7 4 3 1 3
университет Цинхуа 15 16 16 15 14 14 11 5 6 3
Пекинский университет 10 12 13 6 5 8 7 9 9 5
университет Фудань 26 24 21 19 23 22 16 11 7 6
Гонконгский университет науки и технологии 4 2 1 1 1 5 5 4 3 7
КАИСТ 7 13 11 7 6 2 3 6 4 8
Китайский университет Гонконга 2 4 5 5 7 6 6 8 10 9
Сеульский национальный университет 8 6 6 4 4 4 8 10 11 10

Латинская Америка

В QS латиноамериканский университета Рейтинги или QS University Rankings: Латинская Америка были начаты в 2011 году они используют академическое мнение (30%), мнение работодателей (20%), публикации на одного преподавателя, цитирования на бумагу, научные сотрудник с кандидатским, факультетом / соотношение студентов и веб видимость (10 процентов каждый) в качестве мер.

2016/17 издание QS World University Rankings: Латинская Америка занимает верхние 300 университетов в регионе. Universidade Сан - Паулу сохранил свой статус лучших университетов региона.

QS University Rankings: Латинская Америка - Топ 10
учреждение 2013 2014 2015 2016 2018
Папский Католический университет Чили 2 1 3 3 1
Universidade Estadual де Кампинас 3 3 2 2 2
Universidade-де-Сан-Паулу 1 2 1 1 3
Universidad Nacional Autónoma де Мехико 6 8 6 4 4
Instituto Tecnologico у де Estudios Superiores де Монтеррей 7 7 9 7 5
Универсидад де Чили 5 6 4 6 6
Федеральный университет штата Рио-де-Жанейро 8 4 5 5 7
Универсидад де лос Андес 4 5 7 8 8
Универсидад де Буэнос-Айрес 12 19 15 11 9
Universidade Estadual-де-Сан-Паулу 11 9 8 12 10

Африка

Количество университетов в Африке увеличилось на 115 процентов с 2000 по 2010 год, и охват более чем в два раза с 2,3 миллиона до 5,2 миллиона студентов, по данным ЮНЕСКО. Тем не менее, только один африканский университет был одним из миров 100 лучших, чтобы судить мировые университеты рейтинга 2016.

БРИКС

Этот набор рейтинга принимает 8 индикаторов, чтобы выбрать 100 лучших высших учебных заведений в странах БРИКС . Учреждений в , Макао и Тайвань не попал сюда.

QS University Rankings: БРИКС - Топ 10
учреждение 2013 2014 2015 2016 2018 2019

QS работает в сфере образования с 1990 года. Она организует международные мероприятия для студентов и составляет рейтинги университетов по всему миру. QS World University Rankings считается одним из трех самых влиятельных рейтингов университетов в мире, наряду с рейтингом Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities. Тем не менее, рейтинг подвергают критике за опору на субъективные показатели и опросы, которые, как правило, колеблются год от года.

Опубликованный сегодня рейтинг по трудоустройству выпускников университетов QS Graduate Employability Ranking 2020 составляют с опорой на пять показателей: репутация среди работодателей, успешность выпускников, партнерство с работодателями, взаимодействие работодателей со студентами и трудоустройство выпускников.

Российскую высшую школу представили 13 университетов, семь из которых в числе участников Проекта 5-100. Обладателем лучшего показателя среди них стал стал ВШЭ, разделивший места с 201-го по 250-е. Еще шесть университетов Проекта 5-100 - МФТИ, НГУ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, РУДН и ТПУ - заняли места в рейтинговом диапазоне 301-500. Самые сильные стороны университетов Проекта 5-100 - трудоустройство выпускников и взаимодействие работодателей со студентами.

Российскими лидерами QS Graduate Employability Ranking стали МГУ (группа мест 101-110), СПбГУ (позиция 181-190) и МГИМО (позиция 191-200). Общее первое место в рейтинге досталось Массачусетскому технологическому институту, второе - Стэнфордскому университету, третье - Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе (UCLA).

Университет Позиция
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 101-110
Санкт-Петербургский государственный университет 181-190
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации 191-200
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 201-250
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 201-250
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) 301-500
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 301-500
Национальный исследовательский Томский политехнический университет 301-500
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 301-500
Новосибирский государственный технический университет 301-500
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 301-500
Российский университет дружбы народов 301-500
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 301-500

В списке 1000 лучших университетов мира присутствуют вузы, задействованные в проектах Национальной технологической инициативы

Британская компания Quacquarelli Symonds опубликовала всемирный рейтинг университетов QS World University Rankings. В этом году в рейтинге, включающем 1000 учебных заведений, представлено 25 российских университетов.

Лидером российской высшей школы остается МГУ им. Ломоносова, который поднялся на шесть позиций по сравнению с прошлым годом и занял 84-е место. На втором месте среди российских вузов – НГУ (231-я позиция), участвующий в программе повышения конкурентоспособности ведущих университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров («проект 5-100»).
Как отмечается на сайте «проекта 5-100», из 25 российских университетов, представленных в рейтинге в этом году, 16 – участники «проекта 5-100». В топ-500 входит 16 вузов из России, при этом 12 являются участниками «проекта 5-100».

Помимо Новосибирского государственного университета, поднявшегося на 13 позиций и укрепившего свое положение в топ-300, в этот рейтинговый диапазон также вошел еще один университет «проекта 5-100», Томский государственный университет (268-я позиция).

Российские вузы продемонстрировали положительную динамику и в топ-400. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось с 10 до 13. МФТИ (302-я позиция) удалось вплотную приблизиться к топ-300, поднявшись на 10 позиций, за ним следует НИУ ВШЭ (322-я позиция) и НИЯУ МИФИ (329-я позиция).

Впервые в этом году в топ-400 лучших вузов мира вошли такие вузы – участники Проекта, как УрФУ (364-я позиция), КФУ (392-я позиция) и РУДН (392-я позиция). Существенный рывок в сторону высших рейтинговых диапазонов совершил Университет ИТМО, заняв 436-е место в рейтинговой таблице, переместившись на более чем 70 пунктов вверх. В топ-500 также представлены Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, в структуру которого входит Центр компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Новые производственные технологии» (439-я позиция) и НИТУ «МИСиС» (451-я позиция).

Положительная динамика в топ-300, топ-400, топ-500 говорит о потенциале российских университетов и их возрастающей конкурентоспособности, поскольку чем выше рейтинговый диапазон, тем труднее в нем продвигаться вверх.

«По данным этого года очевидно, что иностранные студенты тепло реагируют на инициативы Министерства науки и высшего образования России и дальнейшее создание динамичного многонационального сообщества является важным фактором, подчеркивающим улучшение ситуации в России в этом году. Однако следует отметить, что низкое соотношение числа студентов и преподавателей является еще одним ключевым фактором успеха в России. Студенты ценят доступ к своим профессорам, а большая доля преподавателей к студентам делает университет привлекательным. Обеспечение высокой доли преподавателей к студентам имеет решающее значение для дальнейшего прогресса России», – отметил руководитель исследовательского департамента QS Intelligence Unit Бен Саутер.

Основная цель QS World University Rankings – помощь студентам при выборе ведущих университетов по всему миру. При составлении QS World University Rankings учитывается шесть индикаторов: авторитетность в академической среде, соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, доля иностранных преподавателей и студентов.
Наряду с Шанхайским рейтингом (Academic Ranking of World Universities - ARWU) и рейтингом университетов мира THE (Times Higher Education World University Rankings) QS является рейтингом, на который ориентируется Министерство науки и высшего образования РФ при оценке успешности вузов.

По показателю «Доля международных студентов» в рейтинге этого года 19 из 25 университетов России улучшили свои результаты - всего в них за период с 2013 по 2018 год число иностранных студентов выросло на 40%. Кроме того, семь из 50 лучших университетов мира по показателю «Соотношение количества преподавателей к учащимся» являются российскими.

84 место в общем рейтинге QS World University Rankings занял Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, выступающий партнером Центра квантовых технологий;
231 Новосибирский Государственный университет;
234 Санкт-Петербургский Государственный университет;
274 Томский Государственный университет;
284 Московский Государственный Технический университет имени Н.Э. Баумана;
302 Московский физико-технический институт (МФТИ);
322 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
329 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
364 Уральский федеральный университет;
366 Московский государственный институт международных отношений - Университет МГИМО;
387 Томский политехнический университет;
392 Казанский федеральный университет;
392 Российский университет дружбы народов;
436 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики - Университет ИТМО;
439 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, в структуру которого входит Центр компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Новые производственные технологии»;
451 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», в котором создан Центр квантовых коммуникаций Национальной технологической инициативы;
521-530 Саратовский государственный университет;
531-540 Дальневосточный федеральный университет, в структуру которого входит Центр НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности»;
541-550 Южный федеральный университет;
601-650 Нижегородский государственный университет;
651-700 Самарский национальный исследовательский университет;
751-800 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;
801-1000 Новосибирский государственный технический университет;
801-1000 Южно-Уральский государственный университет;
801-1000 Воронежский государственный университет.

, что надо делать российским вузам, чтобы подняться в этом списке и что изменилось в системе подсчета британских эспертов, разбирался Indicator.Ru.

Международный рейтинг QS выходит с 2004 года, и изначально в подготовке его методологии участвовали эксперты из британского издания Times Higher Education (THE). С 2010 года аналитическая компания Quacquarelli Symonds Ltd. начала издавать рейтинг независимо. При составлении рейтинга учитывается статистическая информация из библиометрической базы данных Scopus.

Место*

Вуз Страна

Массачусетский технологический институт

США
2

Стэнфорд

США
3 США
4

Калифорнийский технологический институт

США
5

Кембридж

Великобритания
6 Великобритания
7

Университетский колледж Лондона

Великобритания
8

Имперский колледж Лондона

Великобритания
9

Университет Чикаго

США
10

Швейцарский федеральный технологический институт

Швейцария

По сравнению с предыдущим годом позиция вузов осталась практически неизменной: на одну позицию поднялся Калифорнийский технологический институт, тогда как Кембридж, напротив, спустился; Имперский колледж Лондона и университет Чикаго в прошлогоднем рейтинге занимали, соответственно, 9 и 10 место, а Швейцарский федеральный технологический институт спустился на две позиции.

В числе 300 лучших вузов также находятся Санкт-Петербургский государственный университет (240-е место), Новосибирский государственный университет (250-е место) и МГТУ им. Баумана (291-е место). По данным QS, индекс цитируемости в НГУ , в отличие от других отечественных вузов, также вырос.

291 306=

МГТУ им Н.Э Баумана

323 377= 355 350= 373 350= 373 401-410

НИЯУ «МИФИ»

382 411-420 386 400= 401-410 411-420

СПбПУ Петра Великого

441-450 501-550 491-500 601-650 501-550 601-650

НИТУ «МИСиС»

501-550 601-650 551-600 551-600

НИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

551-600 551-600 601-650 551-600 601-650 701+

Университет ИТМО

701-750 701+ 801-1000 701+

РЭУ им Г.В. Плеханова

801-1000 701+

СНИУ им С.П. Королева

801-1000 701+

Методология рейтинга в этом года претерпела незначительные изменения. Зоя Зайцева прокомментировала: «Во-первых, изменилось соотношение весов голосов отечественных и международных работодателей. Раньше это было 30/70, с этого года вес будет равным, 50/50. Это серьезный плюс для российских вузов, которые, наконец, стали гораздо интенсивнее работать со своими контактами в компаниях».

Кроме этого изменился анализ базы данных Scopus. «Раньше мы рассматривали пятилетнее окно, захватывающее цитаты года публикации рейтинга, - поясняет Зайцева. - Однако после длительных обсуждений с нашим Академическим советом было принято решение расширить окно до шести лет. Так, в этом году мы анализировали цитирование 2011-2016 года, обращающиеся к статьям, опубликованным в период с 2011-го по 2015-й год. Это повышает значимость последнего года в анализе и дает нам чуть более аккуратные данные».

Эксперты компании Quacquarelli Symonds утверждают, что грамотное планирование деятельности российских вузов, направленное на улучшение репутации, безусловно помогло им подняться в рейтинге. «Достижения российских университетов в этом году указывают на то, что тщательное, долгосрочное стратегическое планирование, целенаправленные и последовательные инвестиции, а также стремление к интернационализации, в конечном итоге приведут к ощутимым положительным изменениям позиций российских вузов в рейтинге. Несмотря на то, что российским университетам по-прежнему мешают относительно низкие результаты библиометрических индикаторов, за высокими результатами этого года стоят стремление российских университетов усилить свои позиции на международной арене и внедрение международной стратегии как неотъемлимой части развития университета», - рассказал Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS Intelligence Unit.

Источники

Томский политехнический университет (tpu.ru), 08/06/2017
Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 08/06/2017
РЕФ РФ (referatwork.ru), 08/06/2017
Россия для всех (rus.rus4all.ru), 08/06/2017
Пульс Планеты 24/7 (puls-planety247.ru), 08/06/2017
Вести. Экономика (vestifinance.ru), 08/06/2017
Национальная Служба Новостей (nsn.fm), 08/06/2017
Медицинский вестник (medvestnik.ru), 08/06/2017
Новосибирский краеведческий портал (kraeved.ngonb.ru), 13/06/2017