Икона Богородицы Лиддская (На столпе в Лидде). Лиддская (на столпе в лидде) икона божией матери

25-е марта Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Лиддской, нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

(12.03.2013 г. по ст.с.)

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р.Х.).

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604).

Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Прп. Авакира или Кира.

Прав. Аарона Первосвященника.

Св. Алфегия, еп. Винчестерского (951) (Кельт. и Брит.).

Св.Никодима из Сиро (Кельт. и Брит.).

Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943).

Лиддской, нерукотворной (на столпе) икон Божией Матери (I).

На 6-м часе: Ис. IV, 2 – V, 7. На веч.: Быт. III, 21 – IV, 7. Притч. III, 34 – IV, 22.

Москва (55°45’N, 37°38’E) UTC +4

Восход Солнца: 07:19

Высшая точка: 13:36

Заход Солнца: 19:54

Окончание сумерек: 20:31

Долгота дня: 12:35

Восход Луны: 17:49

Заход Луны: 06:09

День памяти: Март 12

Преподобный Феофан Исповедник родился в Константинополе в благочестивой и знатной семье. Отец Феофана был в родстве с византийским императором Львом Исавром (717 – 741). Через три года после рождения Феофана отец его умер, оставив свою семью на попечение самого императора. Феофан вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775 – 780). Положение обязывало его вступить в брак. По согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, ибо в душе его зрело желание принять иноческий образ. Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом “Великое Село”, и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор, который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище, но просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия.

В возрасте 50 лет Преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Находясь на смертном одре, преподобный непрестанно трудился: он писал “Хронографию” – историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.

Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианского

День памяти: Март 12

День памяти: Март 12

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, родился в Риме около 540 года. Дедом его был Папа Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана также причислены Римской Церковью к лику святых. Получив блестящее светское образование, он достиг высоких государственных должностей. Ведя Богоугодную жизнь, он всей душой стремился к монашеству. После смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство шести монастырей. В Риме он основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного и, променяв свои палаты на тесную келлию, принял там иноческий постриг. Затем по поручению Папы Пелагия II святой Григорий долго жил в Византии. Там он написал “Толкование на Книгу Иова”. После смерти Папы Пелагия на Римскую кафедру был избран святой Григорий. Считая себя недостойным, святой в течение семи месяцев не решался принять столь ответственное служение, и лишь уступая мольбам клира и паствы, принял посвящение.

Мудро управляя Церковью, святитель Григорий неустанно насаждал Слово Божие. Святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Утвержденный Шестым Вселенским Собором, этот чин был принят всей Православной Церковью.

Он ревностно боролся с ересью донатистов, обратил к истинной вере жителей Британии – язычников и готов, приверженных к арианской ереси.

Святитель Григорий оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги “Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов”. Святителя стали называть “Двое-словом”, то есть “ведущим диалог, собеседником”. Особенной известностью пользуется его “Правило пастырское” (или “О пастырском служении”). В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ истинного пастыря. До нас также дошли его письма (848), содержащие нравственные наставления.

Святитель Григорий возглавлял Церковь в течение 13 лет, заботясь обо всех нуждах своей паствы. Он отличался необыкновенным нищелюбием, за которое сподобился зреть Самого Господа.

День памяти: Март 12

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об “обожении плоти”, которым он хотел заменить учение об “умерщвлении плоти” (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Тропарь преподобного Симеона Нового Богослова, глас 3

День памяти: Март 12

В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.

Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества.

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

Владыка Иоанн - святитель Русского Зарубежья

Возвращение в Китай

Начало Второй мировой войны

Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона Божией Матери

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Лиддская икона в культуре и искусстве

Лиддская нерукотворная икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой - это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь. Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале. Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет. Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих. Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Сегодня день Лиддской нерукотворной (в Лидде на столпе) иконы Божией матери! Предлагаем вам прочесть историю этой чудотворной иконы!

Лиддская икона Божией Матери

Когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа в городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361 г. — 363 г.) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32 — 35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией,

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 г. — 842 г.). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912 г. — 959 г.) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. ἡ Ρωμαία); празднование иконе установили 8 сент. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня.

Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. (Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой (Кулаковский. 1928. С. 474).

Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков (Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ).

Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. (Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. № 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют).

Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и.

С. П. Заиграйкина

Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и.

известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери. Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12. Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля.

Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. (Самойлова. 2007. С. 13).

С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери (Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы. Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» (Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ).

Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен (Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) (Чинякова. 2009. С. 20).

М. В. Вилкова

Лит.:Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни // Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d"une icône de la Vierge à l"encaustique // Idem. L"ârt de la fin de l"Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм) // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. № 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля // Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской // Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря // ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в. // Вестн. РГГУ. М., 2007. № 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня // Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. С. 11-30; Рус. икона XV-XIX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009; Чинякова Г. П. «Римская» икона Пресв. Богородицы из храма во имя св. Григория Неокессарийского, что на Б. Полянке: Собр. ГТГ. М., 2009; Цицинова О. А. Иконогр. особенности живописной рамы иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» посл. четв. XVI в. // Годуновское искусство: Тез. науч. конф. ГММК. М., 2015 (в печати).

Празднование Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери 25 марта (12 марта ст.ст.)
Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Увидели на одном из его столпов чудесным образом появившееся изображение Пречистой Богородицы с Младенцем на левой руке – так, как Она позже стала писаться на большинстве Своих образов.
Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

Через триста лет, при римском императоре Юлиане Отступнике, который начал гонения на иконы, в Лидду были посланы каменотесы для уничтожения чтимого образа Богородицы. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворной иконе Богородицы (*1).

Последние сведения о Лиддском образе, относящиеся к ее чудотворениям, восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Празднование явленной на столпе иконе Лиддской Богоматери совершается 12/25 марта.

В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.

Патриарх Герман опускает в море Лиддскую икону Богородицы,
чтобы спасти её от иконоборцев

Во времена гонений патриарх Герман был низложен как ревностный защитник икон императором Львом Исавром. В изгнании, предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и доверил ее морским волнам со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам». Уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима, остановившись в устье реки Тибр. Папа Григорий II, извещенный об этом в сонном видении, отправился в сретение иконы со всем клиром и, приняв на руки шествовавшую по водам святыню, поставил в алтаре собора Святого Петра. Спустя некоторое время папа получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какой именно образ приняли итальянские берега. В скором времени чудесные исцеления привлекли к иконе множество паломников.

В 842 году, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима были встревожены неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из патриаршьих богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Это чудо изумило и устрашило римлян, принявших его за предзнаменование гнева Божия и опасавшихся, не постигнет ли и их такое же гонение от иконоборцев или других беззаконников, какое было в Константинополе, и из-за которого отплыла оттуда святая икона.

Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества.

Вскоре после этого от благоверного царя Михаила и от святейшего патриарха Мефодия были отправлены в Рим нарочитые послы из лиц духовного и светского звания с грамотами к папе, содержавших приглашение в Константинополь на собор для рассмотрения и осуждения иконоборческой ереси. Достигнув Рима и вручив папе грамоты, посланники узнали о чуде от иконы Пресвятой Богородицы, как она, поднявшись с места, на котором стояла, отплыла из Рима. Записав все эти чудесные события, они отметили день отшествия иконы из Рима и потом, прибыв в Константинополь, рассказали обо всем слышанном. Скоро и в Константинополь прибыли особые посланники от папы, которые тотчас узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он совсем недавно удалился из города.

С большой радостью о вновь обретенной царьградской святыне Константинопольский патриарх в сопровождении духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно поставил образ в храме Богородицы на площади Халкопратия. С этих пор икона Лиддской Божией Матери носит еще и наименование Римской с установлением ей особого празднования 26 июня / 9 июля.

Лиддская икона Божией Матери представляет собой распространенный иконографический тип Богородицы Одигитрии. Отличительная особенность этого образа в том, что десницы Спасителя и Его Матери соприкасаются, причем Богородица словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Чтимый список Лиддской иконы Божией Матери до революции находился в Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре. Эта икона была принесена в обитель в 1588 году ее строителем, старцем Варламом. В 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике.

В 2001 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры был создан список с чтимой святыни Борисо-Глебской обители в ее меру и подобие. Он имеет также лицевое сказание о истории иконы и ее чудесах. Этот новый список, достаточно высокого художественного уровня, с сохранением древних традиций русской иконы, написанный с благоговением и молитвой, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители - Лиддской иконы Пресвятой Богородицы.
В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Примечания:

*1 По преданию, существовал еще один Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя он был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.
Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Икона Божией Матери Лиддская (Римская) – это список с нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, явленного на одном из столпов храма в городе Лидде, близ Иерусалима. Константинопольский патриарх Герман (714–730 гг.), по приказу которого был сделан список, привез его в Константинополь и хранил, как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним. Когда вспыхнула иконоборческая ересь, патриарх Герман был низложен со своей кафедры и изгнан.

Написав письмо папе Римскому Григорию и вложив его в доску иконы, патриарх пустил ее в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима. Папа св. Григорий II (715–731 гг.) вышел вместе с духовенством на берег моря и увидел икону Богоматери стоящей на воде при устье реки Тибр. Икона невидимой силой была поднята и опущена на простертые руки папы. Позже она торжественно была внесена в церковь св. Петра и помещена внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений прибегающим к Ее заступлению и помощи.

Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. В это время жители Рима были встревожены и удивлены неоднократными заметными движениями иконы Богоматери. Во время одного из служений икона особенно сильно задвигалась, потом снялась со своего места и над головами верующих вышла из церкви. Народ во главе с папой со скорбью в сердцах проводил святую икону. Между тем чудотворный образ спустился на воды реки Тибр, затем поплыл по морю и скоро совершенно скрылся из глаз.

Вскоре образ Божией Матери прибыл в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые были брошены в море во время преследований и гонений, принесли ее царице Феодоре. Через некоторое время оказалось, что это и есть тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима.

Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы.

С того времени этот чудотворный образ стал называться Римским, празднование в его честь было установлено 26 июня, тогда как Лиддской (на столпе) иконе Богоматери празднуют 12 марта.

В России один из списков Лиддской (Римской) иконы Пресвятой Богородицы с клеймами, написанный в конце XVI века, пребывал в Борисоглебском монастыре (Ростовская епархия). На обороте иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания: «Сия икона Божией Матери называется Лидскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лидскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лиде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией Матери Лидской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Празднование положено церковию 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно с 1588 году при строителе Варлааме, бывшем ключаре московского Архангельского собора, в мире называемом Владимире, современнике Иринарха затворника, 9-го февраля... Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на стр. 33-й на обороте и 116-й на обороте же».

В 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам, список находится в собрании музея, но в действительности под именем Лиддской в инвентарной книге описана другая икона – Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Современное местонахождение настоящей Лиддской иконы неизвестно.