Как развивался саратов. Саратовская область.История Саратовской области

Рухманова Ксения

Исследовательская работа "История становления Саратовской области"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Историческое краеведение «Страницы истории родного края»

История становления Саратова и Саратовской области

Подготовил: Рухманова Ксения

Введение

История нашей Родины для каждого человека начинается с узнавания истории родного края, родного города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.

Тема исследовательской работы: «История становления Саратова и Саратовской области» - выбрана не случайно. Изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития родного края - теоретический и практический вклад в изучение истории страны.

Цель данной работы: исследование истории родного края и малоизвестных исторических событий.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по краеведению

2. Изучить и проанализировать историю развития Саратовского края.

3. Ответить на проблемные вопросы, поставленные в работе, тем самым осветив малоизвестные исторические факты периода становления Саратова и Саратовской области.

4. Провести исследовательскую работу с обучающимися моего класса, чтобы определить, насколько хорошо они знают прошлое и настоящее родного края.

Актуальность работы заключается в том, чтобы приобщить учеников к исследованию своего края. Основными источниками, раскрывающими содержание моего исследования, явились работы М.В. Булычева, В.И. Иванова, Б.И. Казакова. В данных источниках подробно освещены события истории Саратовского края и города Саратова с древнейших времен до наших дней.

Методика исследования

Для того, чтобы изучить историю родного края, я использовала различные методы.

Метод опроса . С целью получения информации по теме моего исследования я решила провести опрос обучающихся моего класса: что интересного они знают из истории Саратовского края и города Саратова. Основываясь на предыдущем опыте, я понимала, что ребят не очень-то заинтересует вопрос, заданный в такой форме. Поэтому я решила заинтриговать их своей проблемой, сделать так, чтобы они тоже с увлечением включились в процесс исследования. .Поэтому я начала с примечательного факта: город Саратов известен многим, но широкую популярность получила песня «Огней так много золотых на улицах Саратова». Именно благодаря этому хиту и получил известность город. Отсюда вытекает вопрос: почему в песне поется о Саратовских огнях и когда на саратовской земле появились первые золотые огни (т.е. электричество)?

Другой интересный факт: в песне также поется о холостых саратовских парнях, которых много на улицах. С чем же связана такая демографическая ситуация, когда в Саратове было больше молодых парней, чем девушек?

Ответив на эти вопросы, можно многое узнать о городе Саратове, или, как его сейчас называют, столице Поволжья. Кстати, вот еще один вопрос: почему столица Поволжья?

Да, ребят удалось заинтересовать и вовлечь в работу, но сразу ответить на вопросы им было сложно, поэтому мы вместе решили использовать метод анкетирования. В рамках этого метода были созданы анкеты, которые включали себя вопросы:

  • Какие интересные факты из истории Саратова и Саратовского края Вам известны.
  • Как Вы думаете, почему в Саратове было много холостых парней?
  • Когда и благодаря кому в Саратове появилось электричество?

Анкеты мы раздавали обучающимся нашей школы. И в итоге результаты анкетирования показали, что ребята недостаточно знакомы с историей родного края, и никто не знал ответа на вопросы о саратовских парнях и электричестве.

Что ж, пришлось нам прибегнуть к наиболее действенному методу изучения литературы (изучение достоверных источников). В поисках ответов на вопросы мы отправились в увлекательное путешествие по этапам изучения Саратовской области.

Вот какой информацией мы овладели.

После того как Иван Грозный присоединил к России Астраханское и Казанское ханства, на Волге возникли города-крепости для защиты набегов степняков. Появляются первые города-крепости: Самара, Саратов, Царицын.

В книге М.В. Булычёва приводятся сведения о том, что город Саратов был основан в 1590 году. Саратов – от названия горы Саратау, что в переводе с монгольского языка означает «Жёлтая гора». Наверное, можно уже ответить на второй вопрос: в Саратове было много молодых парней, так как они состояли из защитников города и были приведены на эту территорию. Но как же быть с золотыми огнями? Отправляемся дальше.

11 января 1780 года Екатерина 11 учредила Саратовское наместничество. Царица пригласила в эти места немцев для освоения Саратовской территории. Почему же именно немцы были приглашены сюда? Какие были немецкие поселения? Это еще один объект нашего исследования. Но сведений об электричестве все еще нет! Поэтому отправляемся дальше.

В 19 веке Саратов стал крупным торговым центром. Появились небольшие и крупные предприятия, которые обрабатывали зерно, кожу, глину... Возникла маслобойная, табачная, виноградная промышленность. Появилось и другое интересное производство - изготовление знаменитых Саратовских гармоник. В конце 19 в. в городе существовало восемь мастерских по производству гармоник. И до сих пор Саратов - единственный город мира, где выпускают такие гармошки. Об этом свидетельствует памятник гармонисту, не так давно установленный на проспекте Кирова. Саратовская гармоника является визитной карточкой города (см. приложение 1).

1871 год стал очень значимым для Саратова - была построена железная дорога вдоль реки Волга. Дорога была необходима, так как на Саратовской земле производилась в основном сельскохозяйственная продукция, которая быстро портилась, поэтому перевоз ее по воде был возможен только в летний период. Зимой Волга замерзала. С появлением железной дороги перевоз продукции стал круглогодичным.

Вместе с этим развивалась и Саратовская культура.

В 1803 году в Саратове был открыт первый крепостной театр.

В 1885 году - первый в России Радищевский художественный музей (см. приложение 2)

В 1873 году - цирк братьев Никитиных (см. приложение 3)

В 1909 году - Саратовский государственный университет (см. приложение 4)

В 1912 году - консерватория (см. приложение 5)

Все это поставило Саратов рядом с крупными культурными центрами России.

Теперь, я думаю, можно ответить на вопрос: почему Саратов в начале 20в. стали называть столицей Поволжья? По своему благоустройству Саратов был лучшим городом на Волге.

Вот что говорится о Саратове во время Великой Отечественной войны в книге Б.И. Казакова:Саратовская область была тыловой, ближайшим тылом Сталинграда. По решению Государственного комитета в Саратовскую область было эвакуировано 100 промышленных предприятий и 370 тыс. человек. Именно благодаря эвакуации оборудования начинает развиваться машиностроение. Однако свет появился лишь на военных предприятиях. Хочется вспомнить знаменитых земляков. Триста человек, удостоенных звания Героя Советского Союза - наши земляки. Среди них летчик-истребитель В.В. Талалихин, генерал-майор И.В. Панфилов, политрук В.Г. Клочков, бронебойщик И.М. Каплунов и другие)

После окончания Великой Отечественной войны страна была разрушена, необходимо было накормить народ. По этой причине в 1954 году на Саратовской земле начинается поднятие целины. Вот почему появляются молодые парни, которые прибывают на Саратовскую землю со всех уголков России. После поднятия целины именно этих ребят привлекают для дальнейшего развития нашего края.

По окончании распашки целины молодые парни начинают строительство электростанций. С 1956 по 1971 год были построены Саратовская ГЭС, 1980 год - Балаковская атомная станция, а в 1970 году началось строительство мощных ТЭЦ в Саратове и Энгельсе. Вот они, первые огни на земле Саратовской и так много молодых, красивых и холостых парней! Именно эти ребята потом будут добывать нефть.

Исследовательская работа в классе

В классе было проведено исследование, выявляющее, насколько обучающиеся знают свой край. Было предложено заполнить таблицу.

Ребятам предлагалось из трех предложенных гербов выбрать герб Саратова. Дальше объясняется, почему он так выглядит.

Существует несколько трактовок изображения на гербе:

  • Три стерляди говорят об изобилии этих рыб в реке Волге.
  • Геометрическая фигура рыб на гербе указывает на перекресток дорог, сходящихся к Саратову.
  • Так располагаются церкви в Саратове.

Сегодня в области предлагаются другие проекты гербов, так как стерлядь уже не водится в Волге.

Чтобы заполнить колонку достопримечательности, предлагаю угадать ученикам, что в Саратовской области называют:

  • Саратовской Третьяковкой (музей Радищева).
  • Поволжским Ла-Скала (Академически театр оперы и балета)
  • Храмом науки (библиотека Саратовского университета имени Чернышевского).

Третья колонка: предлагаются иллюстрации продукции машиностроения, химической и других отраслей промышленности. Все это при показе комментируется.

Составьте логическую цепочку основания территории Саратовского края:

  • Развитие машиностроения.
  • Распашка целины.
  • Возникновение сторожевых городов.
  • Появление торговых центров.
  • Развитие машиностроения, химии, пищевой промышленности.
  • Строительство железной дороги.
  • Электрификация области.
  • Добыча нефти и газа.

Посмотрите на карту Саратовской области (см. приложение 6). Город Саратов неоднократно назывался главным кандидатом на роль столицы Поволжья. Но кроме Саратова в нашей области есть еще немало достойных городов. Назовите их. Обучающиеся вспоминают как можно больше городов Саратовской области.

Также назовите названия сел, расположенных на территории нашей области.

И все-таки Саратов достоин называться первым: здесь была проведена первая операция на сердце врачом Ермолаевым, создан первый видеомагнитофон. Саратовская земля встретила первого космонавта планеты - Ю.А. Гагарина.

Этот город достоин того, чтобы каждый гражданин мог сказать "Я горжусь своим городом!"

Результаты проведенного исследования показали, что обучающиеся в недостаточной степени знают свой родной край: возникли проблемы с составлением логической цепочки освоения территории Саратовского края, были выявлены пробелы в знании саратовских достопримечательностей. Результаты исследования представлены в таблице (см. приложение 7).

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что работа прошла успешно: ребята с интересом изучали краеведческую литературу, ответили на проблемные вопросы, поставленные в работе, сами для себя отметили, насколько они хорошо знают прошлое и настоящее родного края.

Заключение

Саратовский край имеет неповторимый индивидуальный облик и богатую историческую судьбу. Работа, проделанная мной, - это только начальная стадия многогранного исследования, изучения Саратовского края с различных сторон и аспектов. Главным результатом работы я считаю то, что мне удалось приобщить к исследованию обучающихся, пробудить в них интерес к изучению родного края. В дальнейшем мы планируем заняться узнаванием отдельных городов и поселений области, активно работать с архивными материалами. Надеемся, что все наши работы принесут пользу: будут использованы на уроках истории, внеклассных мероприятиях, в работе краеведческого кружка.

Список использованной литературы

1. Два века губернии. Саратовский край – из прошлого в настоящее: историко-публицистическое изд. / В. Иванов, А. Яковлев; ред. Е. Максимов. – Саратов: Кадр, 1997. – 258 с.

2. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней / М.В. Булычев и др. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2008. – 304 с.

3. Казаков Б.И. Страницы летописи Саратова / Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987. – 136 с.

4. Культура края: учеб. пособие для 8 кл. / сост. Г.Н. Гаврилова, Е.В. Колесова, Ю.Б. Пушнова. – Саратов: Саратовтелефильм, 2007. – 80 с. – (Культура края).

«Первый», «впервые» - эти слова часто употребляют, рассказывая о Саратовском крае. В летописи области, действительно, немало событий исключительных, уникальных.

В Саратове в 1885 году открылся первый в России общедоступный художественный музей. В основу коллекции, которую сформировал внук А.Н. Радищева, профессор живописи А. Н. Боголюбов (1824-1895), вошли произведения И. Шишкина, Ф. Васильева, И. Крамского, В. Поленова, И. Репина, К. Коро, Ш. Добиньи... Среди первых жертвователей Радищевского музея - С. и П. Третьяковы, А. Бахрушин, Полина Виардо.

В 1873 году саратовцы братья Никитины основали первый в России цирк с русской труппой, в Саратове открылись третья в России консерватория (1912), десятый университет (1909), первый в мире профессиональный детский театр (1918).

Здесь впервые в стране открыто промышленное месторождение природного газа; газопровод Саратов-Москва положил начало газовой индустрии СССР.

На берегах Волги впервые поднялся в небо воспитанник саратовского аэроклуба и индустриального техникума Юрий Гагарин. Знаменательно, что именно на саратовскую землю он приземлился после легендарного полета в космос. Второго человека, побывавшего в околоземном пространстве - Германа Титова, - тоже встретила из космоса Саратовщина.

Начать рассказ о себе словами "Я родился на саратовской земле" могли бы мастера живописи В. Борисов-Мусатов, К. Петров–Водкин, П. Кузнецов ученый-электротехник, изобретатель "русского света" П. Яблочков, создатели гусеничного и колесного тракторов Ф. Блинов и Я. Мамин, лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов, композитор Альфред Шнитке, академик Гурий Марчук, писатель Лев Кассиль, конструктор космической радиотелефонной связи Юрий Быков, известные артисты театра и кино Б. Бабочкин, Б. Андреев. Е. Лебедев, С. Филиппов, О.Табаков, В. Конкин, Е. Миронов…

С Саратовом тесно связаны судьбы автора всемирно известной песни "Калинка" Ивана Ларионова, выдающегося архитектора Федора Шехтеля, ученого-генетика Николая Вавилова, художника Михаила Врубеля, авиаконструктора Олега Антонова, химика Николая Зинина, писателя Михаила Булгакова, поэта Гавриила Державина, талантливого актера театра и кино Олега Янковского...

На южной окраине современного Заводского района Саратова расположен посёлок Увек. Здесь находился золотоордынский город Укек, с дворцами, храмами, торговыми и ремесленными кварталами, монетным двором, развитой системой водоснабжения. Богатое археологическое наследие превратило Увекское городище в популярный объект научных исследований и событийного туризма. Исторический фестиваль «Один день из жизни средневекового города» привлекает реконструкторов и гостей из многих городов России.

Крепость Саратов заложили летом 1590 года воеводы - князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Первый был опытным "градодельцем": в 1586 г. построил Самару, в 1589 - Царицын (Волгоград).

В первой половине XVII в. Саратов был довольно большой крепостью на Волге, здесь постоянно находилось от 300 до 400 стрельцов. Стоял город на мысу, образуемом речками Саратовкой и Воложкой (рядом с сегодняшним городом Энгельсом).

Весной 1674 года во исполнение указа царя Алексея Михайловича "Саратов на горах строить новый" крепость была перенесена на правый берег. Полковник Александр Шель выбрал место на юге от Соколовой горы, там, где стоял "рыбный городок" московского Новоспасского монастыря.

На волжском берегу, недалеко от места основания правобережного Саратова, особенно остро ощущается связь прошлого, настоящего и будущего. Здесь, на Музейной площади, находится памятник каменного зодчества - Свято-Троицкий собор, построенный в конце XVII – первой четверти XVIII в.

Саратов рос. Все большее значение приобретало посадское население, занимавшееся рыболовецким промыслом, торговлей хлебом и солью. В июне 1722 года по пути в Персию в Саратове побывал Петр I.

Академик Иван Лепёхин, посетивший город в 1769 году, назвал его одним из лучших в провинции, отметив наличие прямых улиц и хороших торговых рядов.

Развивалась соляная, мануфактурная, рыбная, хлебная торговля. Появлялись "кирпичные сараи", "пеньковые амбары", гончарные заводы. Фабрика француза Вердье производила атлас, чулки, тонкую шелковую ткань тафту. Названия улиц свидетельствовали о занятиях жителей: Соляная, Кузнечная, Тулупная, Кирпичная. Нынешние улицы Сакко и Ванцетти и Пушкина именовались в прошлом Большой и Малой Кострижными (от "кострика" - отходы льна и конопли).

6 августа 1774 года к Саратову подошли основные силы войска Емельяна Пугачева. Пушкин в "Истории Пугачева" отмечал: "В это время Пугачев занял Соколовую гору, господствующую над Саратовом, поставил батарею и начал по городу стрелять". 8 октября вождь бунтовщиков был арестован в саратовском Заволжье.

В январе 1780 году было учреждено Саратовское наместничество (губерния) в составе девяти уездов (Саратовский, Хвалынский, Вольский, Кузнецкий, Сердобский, Аткарский, Петровский, Балашовский и Камышинский). В XIX век Саратов вошел губернским городом.

Вскоре был учрежден герб Саратова: в голубом поле геральдического щита встретились, плывя навстречу друг другу, три стерляди серебряного цвета. Этот образ был призван отразить рыбные и водные богатства края.

В первые годы XIX в. возникла загородная слобода - Немецкая. По плану 1812 года немецким колонистам было отведено место в первом квартале от улицы Никольской (ныне ул. Радищева). Вскоре появилась Немецкая улица (ныне проспект Кирова).

Саратов постепенно превращался в богатый купеческий город. По мере его роста центр города перемещался от Волги к юго-западу. "Саратовские торговые люди захватывали своими домами, лавками и магазинами местность по направлению Московской улицы до Александровской (ныне ул. Горького) и даже до Вольской", - свидетельствовал известный общественный деятель Саратова, юрист И.Я. Славин, сам из "купецкого сословия".

Многие купцы занимались благотворительностью, меценатством, как говорится, не за страх, а за совесть, думая о преобразовании края, об улучшении жизни сограждан. Николай Сергеевич Азаров, например, в 1869 году устроил при мужской гимназии церковь во имя святых Кирилла и Мефодия, домовую церковь в женском пансионе. По завещанию деньги почетного мирового судьи по Саратовскому уезду, гласного городской думы Ивана Александровича Поздеева пошли на открытие детской больницы "на горах", на Соколовой улице.

На Московской, 9 сохранился дом купца Дмитрия Вакурова, первого книжного торговца в Саратове. В гости к нему часто заходил Афанасий Столыпин, прославленный артиллерийский офицер, участник Бородинской битвы, двоюродный дед поэта Михаила Лермонтова. Коль скоро упомянули фамилию Столыпин, скажем о другом ее представителе - председателе Совета министров России.

П.А. Столыпин (1862-1911) в 1903 году был назначен начальником Саратовской губернии. В марте новый губернатор принимал гласных городской думы в своей резиденции (Московская, 31). Вскоре после его вступления в должность под квартиру губернатора обустроили дом №22 по улице Вольской. Рядом выстроили трехэтажное здание для его канцелярии и "присутствий" (Вольская, 24).

В апреле 1906 года 44-летний Столыпин был назначен министром внутренних дел, через несколько месяцев – премьер-министром российского правительства. Последний раз он посетил Саратов в сентябре 1910 г. По заказу городской думы Илья Репин в том же году создал портрет Петра Столыпина, который находится сейчас в экспозиции Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева.

В Саратовском областном музее краеведения можно увидеть губернаторский мундир П.А. Столыпина, альбом с уникальными фотографиями разных лет, в т.ч. семейными, кресло из Киевского театра, на которое опустился смертельно раненный реформатор России.

Но продолжим рассказ в хронологическом порядке. В конце ХVIII – начале ХIХ века в городе открылись главное народное училище, типография губернского правления, городской театр. В 1826 г. был освящен Александро-Невский кафедральный собор – построенный по проекту архитектора В.П. Стасова в память победы над армией Наполеона (снесен в 30-е гг. ХХ века).

12 июля 1828 г. в Саратове родился публицист, писатель, литературный критик Н.Г. Чернышевский. 17 октября 1889 г. он скончался в родном городе и был похоронен здесь на Воскресенском кладбище.

Наиболее важные события в истории Саратовского края до начала ХХ века: первый пароход подошел к саратовской пристани (1838), стала выпускаться первая газета "Саратовские губернские ведомости" (1838), построена действующая поныне Духосошественская церковь (1855), открыт городской общественный банк (1863), сооружена первая паровая мельница (1865), началось движение поездов на первом участке Тамбово-Саратовской железной дороги (1871), впервые на улицах Саратова появился автомобиль (1900)...

Вместе с Волгой в вечном движении и город - он строится, благоустраивается, развивает производство, науку, культуру.

С 1928 по 1932 г. Саратов - центр Нижневолжского, с 1934 г. - Саратовского края, с 1936 г. - Саратовской области.

В 1930-е годы Саратов становится одним из индустриальных центров страны. Начали выпускать продукцию Саратовский завод комбайнов, завод щелочных аккумуляторов, нефтеперерабатывающий завод и другие. В годы Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы многие предприятия из западных областей страны.

В 1950-1970-е годы бурно развиваются промышленность и сельское хозяйство, инфраструктура и культура города и области, дважды (в 1956 и 1970 гг.) удостоенной высшей награды Советского Союза - ордена Ленина.
До 1990 года Саратов был закрытым городом, так как в нем работало много предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод , производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли заказы для советской космической программы.

В наши дни Саратов - многофункциональный центр с промышленными предприятиями и культурными учреждениями. В городе развиты нефтяная и химическая промышленность. Саратовские предприятия производят транспортное оборудование, электростанции для сельского хозяйства, газовую аппаратуру, швейные изделия, кондитерские и табачные изделия, высококачественную мебель, домашние электрические холодильники и другие виды промышленной продукции. Среди основных промышленных предприятий города: ОАО «Саратовский агрегатный завод », ОАО «Саратовский подшипниковый завод », ранее ГПЗ-3 - Государственный подшипниковый завод № 3), ООО «Саратоворгсинтез » (входит в группу «ЛУКОЙЛ-Нефтехим»), ОАО «Нефтемаш» - САПКОН, ОАО «Тантал», Саратовский полиграфический комбинат.

За последние годы введены в строй новые производства: «Балаково- Центролит», «Северсталь – Сортовой завод Балаково», «Бош отопительные системы» и др. В 2014 году на судостроительно-судоремонтном заводе в г. Балаково впервые спущен на воду сухогруз класса «река-море».

Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ , функционирует более двух десятков вузов: Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный медицинский университет, Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратовская государственная академия права, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина.


Саратовская земля - край с неповторимым индивидуальным обликом и богатой исторической судьбой.

Саратов был основан в первых числах июля 1590 года как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Дело в том, что после походов русских войск на Казанское ханство и на Астраханское ханство Русское царство получило обширные территории Поволжья. Было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград ). Саратов основали князь Григорий Засекин и боярин Федор Туров на полпути между Самарой и Царицыном.

Сегодня мы вспоминаем основные вехи истории Саратова — крупного культурного, экономического и образовательного центра Поволжья.

Точное место первоначального Саратова неизвестно. Город закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.


Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. Одна из гипотез предполагает, что Саратов получил свое название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Также есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Еще существует предположение, что Саратов получил свое название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез.


По Областной реформы 1708 года Петра I Саратов был отнесён к Казанской губернии. Спустя 10 лет город отошел к Астраханской губернии, еще спустя 10 лет — вновь к Казанской, а в 1739 году — вновь к Астраханской.


Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 году «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так, в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 3264 тонн рыбы (в 2005 году было добыто 1800 тонн).


11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.


Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утвержденный в 1812 году. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка, а в старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов.


Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы в жизнь Саратова. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы.


В 1828 году в Саратове начала работать Саратовская табачная фабрика одна из первых в России. Кроме нее, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали знаменитую дешевую ткань — сарпинку, «родиной» которой был Саратов.


Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства.


Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Но активное развитие судоходство получает к середине XIX столетия, в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества.


Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, Число жителей города росло, изменялся и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».


Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны, Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России. Начался быстрый рост промышленности.


В 1908 году в Саратове появляется трамвай. Саратовская трамвайная система, одна из старейших трамвайных систем России. Строительство трамвая в Саратове началось в августе 1907 года. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошел пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение.


Немалый вклад в экономическую и культурную жизнь губернии принадлежит меценатам. В Саратове было достаточно людей которые очень любили свой родной город и не жалели сил и средств на процветания своего края.

В числе первых благотворителей Саратовского края — крупные землевладельцы: князья С. Ф. Голицын и А. Б. Куракин, В. А. Вольский и К. В. Злобин, А. П. Сапожников, саратовский купец М. А. Устинов.


Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 года Саратов долгое время был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч. После 1917 г. получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья.


Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста. 2 декабря 1929 года, Свинемюнде

Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия. Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпоселках.


По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан.


Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. С конца 1980-х некоторые этнические немцы в малом количестве вернулись в город Энгельс, но значительно большее их число эмигрировало в Германию.

Бурное развитие Саратова отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.


В 2011 году в генеральном рейтинге привлекательности городов, составленном Российским союзом инженеров, Саратов занял 20 место из 164 городов. Учитывались динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, инновационная активность, благосостояние граждан и другие параметры.


Площадь Столыпина. Слева — саратовская мэрия, в центре — памятник П.А. Столыпину , справа — Саратовская областная дума

По версии Forbes, в 2013 году Саратов занимает 10-е место по привлекательности для бизнеса из 30 городов. По итогам рейтинга этого года Саратов обошел по финансовой привлекательности Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Основан в 1590 году.

Саратов, город-крепость, охранял юго-восточные границы Руси от кочевников. Неоднократно разорялся калмыками и кубанскими татарами.

В 1670 году Саратов занят войсками Степана Разина. В 1774 году захвачен войсками Емельяна Пугачёва. С 1797 года главный город новой губернии.

В отличие от многих городов Верхней и Средней Волги Саратов является сравнительно молодым городом, насчитывающим чуть более 400 лет своей истории. Официальной датой его возникновения считается 1590 год. "Молодой город", как вначале он именовался в исторических документах, был призван вести наблюдение за передвижениями кочевников и уничтожать их "воровские шайки", пытающиеся пересечь юго-восточную границу Русского государства, а также охранять царские суда, ходившие в Астрахань и обратно. Строился он как город-крепость, а название ему дала Соколовая гора, возвышавшаяся над окружающей местностью и служившая прекрасным ориентиром всем судам, идущим по Волге. Татары называли её Жёлтой горой; от татарских слов "сары" (жёлтый) и "тау" (гора), произошло слово "Саратов". Первая деревянная правобережная крепость сгорела в 1613 году, после чего город был отстроен уже на левом берегу в устье реки Саратовки.

Мы проехали мимо города Саратова. Этот город лежит в 4 верстах от главной реки в ровном поле, на рукаве, который Волга кидает от себя по левую руку. Здесь живут одни лишь стрельцы, находящиеся под управлением воеводы и полковника и обязанные защищать страну от татар, которые именуются у них калмыками: они живут отсюда вплоть до Каспийского моря и реки Яика и довольно часто предпринимают набеги вверх по Волге.

...И до него от Самары считается 350 вёрст.

А. Олеарий

"О русском государстве, его провинциях, реках и городах"

"Описание путешествия в Московию"

Но в 1674 году указом царя Алексея Михайловича Саратов был опять перенесён на правый берег Волги.

С первых лет существования Саратов воевал. Вплоть до первой половины XVIII века он подвергался нападению и разорялся степняками - калмыками и кубанскими татарами. Не миновали его события Смутного времени: в 1604 году город был занят самозванцем Ильёй из Мурома, принявшим имя Петра Фёдоровича, сына царя Фёдора Иоанновича. В 1670 году Саратов стал одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина, который учредил в нём казачье управление - Казачий круг. В 1707 году город осаждали отряды Кондратия Булавина, причинив Саратову немалые беды. Дважды, в 1695 и 1722 годах, посещал город царь Пётр I, который щедрой царской рукой подарил Саратову земли "с лесы, угодья, сенные покосы и рыбные ловли", видимые с Соколиной горы.

Военной крепостью Саратов оставался до создания Царицынской сторожевой линии, то есть до 1718 года. В качестве провинциального города он принадлежал поочерёдно Казанской и Астраханской губерниям. Рос и развивался город быстро. К середине XVIII века в нём проживало более 15 тысяч человек, основным занятием которых были рыбный промысел, добыча соли и земледелие. Более 1 200 домов, 300 лавок и большое количество рыбных и соляных амбаров имелось в Саратове в то время. В европейскую часть России шли из города водным и сухопутным путями рыба и добываемая из Эльтонского озера соль. Это обогащало казну. В 1747 году здесь было учреждено Соляное управление, что сделало Саратов важным торгово-промышленным городом, крупным перевалочным пунктом, центром торговли рыбой и солью. Посетившие Саратов говорили, что его "можно почесть за один из лучших волжских провинциальных городов".

Во время крестьянской войны под предводительством Пугачёва отряды восставших подошли к Саратову в августе 1774 года, и после небольшого боя город был ими взят. Пугачёв находился в Саратове три дня. В это время были открыты все хлебные и соляные амбары для бесплатной раздачи продуктов. Население присягнуло "новому царю Петру III, а войско Пугачёва пополнилось солдатами и казаками - жителями города.

В 1780 году было учреждено Саратовское наместничество; Саратов получил Статус главного города нового наместничества (с1797 года - губернии). Данный городу герб (на голубом фоне три стреляди) говорил о рыбных богатствах края. В центре города были построены новые административные здания - губернское правление, суд, казначейство, архив и прочие, обязательные для губернского города. Население Саратова было многонациональным: в нём проживали русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, цыгане. Крупных фабрик и заводов в Саратове не было и в начале XIX века, а занятия его жителей отразились в названиях улиц - Кузнечная, Тулупная, Мясницкая, Шелковичная, Кирпичная. Ещё в начале XVIII века местными казаками для несения сторожевой службы в Саратове была сформирована казачья сотня Астраханского казачьего войска, преобразованная затем в станицу. Саратовская станица считалась самой богатой в Астраханском воске, имела своего начальника, правление, суд и казну. Казаки селились на Большой и Малой Казачьих улицах и считались городскими жителями. Росту численности населения способствовал перевод на жительство в Саратов немцев-колонистов и старообрядцев, основавших за городской чертой отдельные слободы, впоследствии вошедшие в территорию города. В начале XIX века в городе проживало 27 тысяч человек. По новому генеральному плану, утверждённому в 1811 году, после сильного пожара, который уничтожил большую часть города, в Саратове появились прямоугольная сетка улиц и большие новые площади.

Отечественная война 1812 года вызвала в городе большой патриотический подъём. В местных мастерских для вооружения армии было отремонтировано 12 пушек, 350 ружей и несколько тысяч пик. На собранные добровольные пожертвования было куплено 58 пушек, не говоря уже о нескольких сформированных отрядах ополчения, прошедших с боями от Бородина до Парижа. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью "За храбрость". В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах - они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы. Одни из них приглашались в качестве гувернёров и учителей в русские семейства и учебные заведения, другие открыли в городе ремесленные заведения - сапожные и мебельные. В память о победе над Наполеоном в центре города был возведён храм Александра Невского.

В XIX веке Саратов продолжал развиваться как важный торговый центр. К традиционным товарам - рыбе и соли - добавился ещё и хлеб. Тысяча больших и малых судов везли его по Волге в разные регионы России. Сухопутным путём в Москву и другие города шли огромные обозы с товаром, а в Саратов везли лес, железо, сахар, медные и глиняные изделия. Развивалось местное промышленное производство. В 1828 году в Саратове начала работать одна из первых в России табачных фабрик, кроме неё, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали самую знаменитую дешёвую ткань - сарпинку, "родиной" которой был Саратов.

Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства. Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его "чёртова расшива с печкой". Расшивой на Волге называлось большое грузовое плоскодонное парусное судно до 70 метров длиной. Пароходное общество по Волге, учреждённое в 1843 году, стало первым речным пароходством, развитие которого обещало большие выгоды. В 1860-е годы по Волге ходило уже 20 пароходов, а через десять лет их стало почти 400, в том числе 60 пассажирских. Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, "столицей Поволжья". Число жителей в городе сразу же возросло и к 1870-м годам составило 70 тысяч человек. Изменился и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов "Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей". В 1871 году Саратов был соединён железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России.

Главный предмет торговли Саратова с конца XIX века был хлеб. Горо сделался крупным посредником в торговле нефтяными продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью. Фабричная промышленность в основном перерабатывала сельскохозяйственные продукты. По производству муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал первое место в России. В конце XIX - начале XX века в городе появились первые металлообрабатывающие предприятия - Волжский сталелитейный, машиностроительный, гвоздильно-проволочный и другие заводы.

Значительное место в культурной жизни Саратова играли Городские и Общедоступный (народный) театры, в также открытый в 1885 гоу первый в провинции Общедоступный художественный музей.

Саратов был одним из самых благоустроенных городов России; улицы его были вымощены, в центральной части города имелись асфальтированные или каменные тротуары. Здесь действовала конная железная дорога, водопровод и телефонная линия. По всем показателям Саратов оправдывал значение большого административного и торгового центра. "Саратов произвёл на меня прекрасное впечатление. По своему благоустройству это был лучший город на Волге" - так писал о Саратове известный театральный деятель Н. Собольщиков-Самарин, посетивший город в начале XX века.