Река кунья - ловать. Познай свой край родной

На огромном засушливом материке Африка реки олицетворяют жизнь и благополучие. Живительная сила водных артерий пронизывает горы, равнины, пустыни, и выходит в морские просторы. Некоторые африканские реки признаны самыми глубокими и длинными на планете.

Общая информация

Речная система принадлежит мировым акваториям Атлантической и Индийской. Третий фактор определяется внутренним стоком.

Водотоки Атлантической акватории занимают половину земель Африки. 30% территории приходится на резервуары внутреннего стока. Индийский океан принимает потоки с пятой части материка.

Характеристика интенсивности течения обусловлена невыработанными речными руслами. Верховья отмечены бурными стремительными потоками. В низовьях имеются порожистые участки с водопадами. Среди них всемирную известность получил водопад Виктория на Замбези. Ступенчатость поверхности влияет на ограничение судоходства по всей длине водотоков. Оно осуществляется лишь на отдельных участках. Однако этот недостаток восполняется развитием гидроэнергетики, составляющей 20% энергоресурсов Африки.

На состояние акватории влияют климатические зоны. Наполнение большинства водоемов происходит за счет дождей. Запасы из осадков доступны немногочисленным водоемам в горной местности. На экваторе полноводность отмечается весь год.

Иная характеристика водности в субэкваториальном поясе, где начинается мелководье. В тропиках скудеют речные запасы. В пересохшие русла влага попадает эпизодически. Африканская платформа своим уклоном влияет на географию рек. Значительный поток уходит в недра Атлантики.

Нил — Река Африки

Нил – самая длинная река в Африке. Ее приветствуют на землях многочисленных стран севера континента. На своем пути Нил подвержен разнообразным погодным и рельефным условиям. Река признана самой длинной не только в Африке. В масштабах планеты она является второй после Амазонки.

Характеристика водотока:

  • протяженность – 6680 километров;
  • наполнение – 2,9 млн. км2;
  • расход — 2590 м3/сек.

Нил по сей день остается загадкой географии. Ученые не могут прийти к консенсусу относительно места зарождения природного чуда. Древний мыслитель Геродот писал, что Нил начинается в южной части Африки. Версия Птолемея Клавдия утверждала, что началом является хребет Рувензори (в древности Лунные горы). Истина пришла с обнаружением в 19 веке озера Виктория. Исследования подтвердили: источник находится в одном из притоков реки Кагера – Рукарара.

На всем протяжении русло Нила меняет нрав – спокойный и порожистый, глубокий и мелководный.

Течение несется на север, устремляясь сверху в низины. Низвергается сильнейшими водопадами. С высоты 40 метров каскад Мерчисона вливается в озеро Альберт, из которого зарождается Альберт-Нил. Равнина Уганды успокаивает бурлящий поток. Нил достигает Южного Судана, где расчленяется на множество рукавов.

Дальнейший ход водотока пересекается с озером Нет и достигает столицу Судана – Хартуму. В этом месте вода меняет окрас с желтой расцветки, из-за примесей глины, на прозрачный цвет. По этой причине его начинают называть не Белым, а Голубым Нилом.

Следующий приток – Атраба, еще больше наполняет бассейн перед пустыней Сахара. Широкой полосой течет великий Нил по египетским просторам до Суэцкого канала, где впадает в Средиземное море. Окончание пути характеризуется расползанием на отдельные рукава, образованием огромного лимана.

Конго

Конго, или Заир – одна из значимых рек в Центральной Африке. Является самой глубокой на континенте.

Потоки ниспадают с 1580 м высокогорья Замбии под названием Чамбези. По ходу течения оставляет за собой каскады и бурные потоки центральноафриканской территории. Доходит до берегов Атлантики 12-ти километровым глубинным руслом.

Характеристика водотока:

  • протяженность – 4376 километров;
  • объем – 3675 км2;
  • максимальная глубина – 240 м.

Река Африки имеет множество разносторонних притоков.

Развито судоходство на многих участках. Африканцы добывают нефть, глину, песок. Основным источником питания остаются речные богатства – рыба, растения. Функционирует множество электростанций.

Нигер

В третьей по длине реке Африки присутствует ее основное достоинство – пресная вода. Река Нигер, берущая начало в Гвинее, – незаменимый источник живительной влаги в Западной Африке.

Характеристика водотока:

  • протяженность – 4155 километров;
  • объем – 2096;
  • годовой сток – 270 км3

С горных вершин 850 м водоток движется на север по малийской равнине, где резко меняет направление в южную сторону. Протекает по территории Нигерии, Бенина до Гвинейского залива – устья Нигера. Замысловатый извилистый речной путь во все времена вселял в аборигенов мистические настроения. Местные жители считают исток священным, верят в древних духов и оберегают от чужеземцев.

В устье раскинулась обширная дельта. Уникальный водоем располагает внутренним устьем под названием Масина. Болотистая долина затоплена речками и озерными разливами на длину 427 км.

Один из важных притоков –Бенуэ, делает водоток полноводным и широким – до 3,5 км. Обильные осадки объединяют приток с озером Чад.

Судоходство зависит от рельефа и наполненности бассейна, поэтому присутствует не на всей реке.

Реки Африки на Карте

Водную систему материка составляют озера и реки Африки, отмеченные на карте. Гидросистема древности веками видоизменялась, благодаря крупным водоемам на месте нынешних пустынь. С изменением климата менялась поверхность земли, становясь гористой на окраинах плато. Их склоны были источниками новых водоемов. Сегодня составляют современные карты акватории, пустынь и саванн.

Крупнейшие африканские реки

Отмечая крупнейшие реки Африки, следует охарактеризовать четвертую по протяженности – Замзеби, растянувшуюся на 2570 км. Замбези, преодолевая ангольскую саванну, попадает в Мозамбик. Заканчивает свой путь длинная река Африки в волнах Индийского океана.

В горах Южной Африки зарождается река Оранжевая. Участок 2190 км омывает берега ЮАР, Намибии, завершаясь в волнах Атлантики. Суда по Оранжевой не ходят по причине мелководности водотока. Наименование водотока не имеет ничего общего с цветовой гаммой. Название связывают с именем голландского вельможи Вильгельма Оранского. За многие годы имя трансформировалось и превратилось из Оранской в Оранжевую.

Какая река Африки самая известная в России? Прославленную писателем Корнеем Чуковским реку, все знают как Лимпопо. По всему водному пути в 1590 км питается многочисленные мелкими и средними водотоками. Впадает в Индийский океан.

Сенегал – крупная река в Западной Африке создает естественный рубеж между государствами. Наполняемость водоема более 400 тыс. км2.

Список важных речных артерий Африки

  1. Атраба – играет роль правостороннего притока Нила на расстоянии 1130 км. Она является географической достопримечательностью эфиопских и суданских поселений. В засушливый период низовье высыхает, в сезон муссонных осадков наполняется и достигает Нила.
  2. Джуба – водоток эфиопских и сомалийских земель с совместным с Веби-Шебели бассейном в 748 тыс. кв. км. Полноводная река Африки имеет важное хозяйственное значение, благодаря судоходству.
  3. Луалаба – так называется верхнее течение Конго, длина которого 2100 км от источника до каскадов Бойома.

Заключение

Речные бассейны Африканского материка дают жизнь его обитателям. Множество рек не столь значительны по масштабам и не самые крупные, но оживляют ландшафт, способствуют развитию животноводства и земледелия.

Учитывая, что большинство народностей континента живет в бедности, водоснабжение имеет стратегическое значение. На реках строятся гидроэлектростанции. Они снабжают ресурсами местное население, способствуют развитию промышленных объектов. Многие водоемы взяты под охрану не только отдельных государств, но и в планетарном масштабе.

Открытие водного сезона мы планировали на украинской реке Збруч, но в силу ряда причин пришлось изменить маршрут на российскую реку Кунью, протекающую в Псковской и Новгородской областях. Нынешний 2004 год запомнится многим туристам небывалым весенним половодьем. Судя по нашей речушке Ислочь-уровень воды в ней поднимался выше максимума 1996 года сантиметров на 20-30. Тогда нам удалось пройти по ней на пике половодья и поплавать среди притопленных деревень и хуторов. Накануне из теленовостей узнали, что в Новгоро-ской области в устьях рек наблюдается повышение уровня воды, не наблюдавшееся последние 80 лет. Вечером 2 апреля мы загрузились в питерский поезд, в Новосокольниках пересели в дизель. А утром на вокзале Великих Лук уже обсуждали с водителями такси место непосредственной заброски к реке. Заплатив по 250 рублей за две легковушки, мы вскоре наслаждались видами замерзших разливов Куньи.

По скудным интернетовским описаниям началом маршрута служит ж/д мост у ст. Таборы или мост еще одной ж/д ветки у ст. Великополье. Нас высадили у моста на трассе Рига-Москва, удлинив маршрут на 10 км. В темпе собравшись и позавтракав, мы вскоре бороздили бескрайние дали, залитые водой. Мы любовались переливами восходящего солнца в сосульках необычных форм на кустах, плотно сжимающих русло Куньи, проламывали сантиметровый лед, уходя в разлив, преодолевая препятствия в виде завалов. Приличное течение позволило добраться до первого ж/д моста менее чем за два часа. Вышли на него поразмяться. На обозримом расстоянии станции не наблюдалось. А вот в д. Великополье остановочный ж/д пункт виден с реки. Надо отметить, что участок Куньи до второго моста летом вряд ли проходим.
Первую ночевку сделали на правом берегу у брода напротив д. Гиписово. Отличная лужайка с лесом, отгороженная от реки кустами. (Трудно сказать, можно ли попасть сюда вмежень). Первая ночь испытывала нас морозом, электронный градусник отбил наружный максимум -11,7°, а внутренний (впалатке) -11,5°. Последующие ночные низкие температуры в течение недели уменьшались на 2 градуса, а последние две ночи даже был плюс. Еще раз убедились в туристской мудрости: плохой погоды не бывает, бывает плохое снаряжение. У нас все было ОК.

Разливы продолжались до д. Прохново. На этом участке река проходит через заболоченные участки и небольшие озерца. Видно, что русло сильно меандрирует, но нас это не напрягало. Мы шли напрямик по разливу. Многие мосты, обозначенные на карте Псковской области с географической основой 1997 года, отсутствуют. За д. Болебино заплыли в затопленный лес. Раньше приходилось плавать среди кустов или одиноких деревьев, а тут получилась настоящая прогулка на байдарке в лесном массиве, необычные радостные чувства переполняли нас. Мы, как дети, покружили хоровод возле огромной ели, попрятались под густым лапником, порезвились между березками. Затем внимание привлекли сосны. Их ветки начинались в метре от воды. Я ткнул веслом вниз, дна оно не достало. Как-то сразу вернулось чувство ответственности, и по-тихоньку мы вышли в русло.Вскоре берега сблизились, набрали высоту и покрылись сплошь лиственным лесом, Кунья понеслась в каньоне. Паводковое течение очень быстрое, до 8-10 км в час. Препятствий до конца маршрута не встретилось. По обдертым стволам деревьев (навскидку им лет по пятьдесят) у воды, можно было подтвердить, что в реке давненько не было такого уровня, иначе за пару лет ледоход уничтожил бы их (деревья). Иногда по водным валам можно было определить, что проходим над шиверой или порогом. Проблем с выбором места для стоянки не было, если не считать часто покрытые снегом берега. Но местечко, к которому можно применить термин "отличная стоянка", мы выделить не смогли. Дров на всем протяжении маршрута много, в лесах бурелом. На всех стоянках встречали огромное количество следов различных животных.
Большая скорость прохождения маршрута превратила наш поход в этнографическую экспедицию. Мы постоянно останавливались у хуторов, деревень, общались с местными жителями. Молодежи практически нет. Народ добрый, дружелюбный. Многие деревушки нежилые. Посещение их оставляет в душе тоскливый отпечаток. Перекошенные трухлявые от времени домики наполнены домашней утварью тех времен: почти в каждом есть жернова, прялка, какой-нибудь станок, фотографии со счастливыми надписями типа: родителям от молодоженов, "любимым дедушке и бабушке"... и т.п. Без труда читаются обои из газет 1947, 1952, 1964 года, в каждой с радостью говорится о достигнутых и новых рубежах социалистического строя. И жили люди, строились, расширялись, пахали от зари до зари, любили, рожали детей и верили... верили в свое счастливое будущее, в будущее детей, внуков, правнуков. И вот оно настало... Вот оно кругом. Мы ходим по нему... Тоска... Невольно задумываешься: а что изменилось?

Встречаются и разграбленные деревни, они больше походят на наши в Чернобыльской зоне. В одной из таких подобрали пару угольных утюгов, видимо, чем-то не устроивших черных искателей. Мне достался метровый черпак с дырявым литровым ковшом из цельного дерева. Но попал он ко мне не сразу: перед тем как сесть в байдарки, кто-то для измерения скорости течения решил бросить в воду какую-нибудь деревяшку. И тут под руку попался невзрачный черпак с намерзшей глиной. Он приводнился в середине реки и начал свое водное путешествие. Вскоре мы его обогнали и решили, что на каком-нибудь повороте его прибьет к берегу под кусты и т.д. Пройдя четыре км, мы остановились в деревеньке докупить хлеба. Я сидел на высоком берегу, рассматривая окружающие ландшафты, и вдруг на середине реки увидел знакомый черпак. Я закричал вниз Валере: "Смотри, черпак нас догнал!!!". Тот был в байдарке и поэтому без труда выловил его. После некоторых рассуждений о жизни вещей Валера подарил его мне. Так я стал обладателем черпака-путешественника, что особо приятно, водника.

За д. Краснодубье на правому берегу Куньи высится Воронцовский собор. Ему 100 лет со всеми вытекающими последствиями: после революции склад, затем пожарная часть, потом снова склад и запустение. Сейчас собор находится в стадии реставрации. До ближайшей от него деревни 2 км.

За обозначенным на карте порогом (по нашей воде метровые валы) перед д. Паршино, в улове удалось выловить четырех щук. Далее берега становятся еще выше. К лиственным лесам примешиваются сосны и ели. Обрывы достигают высоты 15-20 метров, в основном сложены из глины, иногда с мощными прослойками голубой глины.

В устье Сережи на высоком мысу старинное кладбище и развалины деревянной церквушки, берег изрыт окопами. Последнюю ночевку сделали за устьем р. Б. Тудер на левом берегу. Буквально за следующим поворотом Кунья впадает в Ловать. Остановиться для сборки и сушки плавсредств лучше на левом берегу пе-ред автомобильным мостом. Город Холм - скорее большая деревня. По сравнению с исчезающими по Кунье деревеньками видно, что он растет и строится (много новых деревянных домов). Четыре часа ожидания мик-роавтобуса были скрашены наблюдением за проходящим на набережной кубком Новгородской области по русской лапте среди девушек. Мы так увлеклись, что в финале уже по-настоящему переживали за всех. На вопрос холмского тренера, за кого болеем, я ответил: "за малайцев", на что тот сделал умный вид, начал на-прягаться, в какой же части области это находится, и такой задумчивый удалился к спортсменкам. А победили девчонки из г. Сольцы.

P.S. Транспорт за нами не приехал. Пришлось нанять местный микроавтобус, который завез нас в Новосокольники. Черпак повесил в бане. В телевизоре говорят как по написанному в старых обоях. Одно сильно радует - сезон открылся... Значит, скоро в поход!

Фото: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кунья 1991

1.08 на попутной машине от станции Сердце мы доехали до речки Кунья. Собрали байдарку, приготовили обед и пошли вниз по реке. Течение слабое, глубина достаточная, погода хорошая. Основное препятствие - жерлицы и заколы.

Берега высокие, лесистые, чистые. Мест для стоянки достаточно. На стоянках ловили рыбу спиннингом. Попадались щуки. После сибирских и кольских рыбалок щуки воспринимались как нечто ординарное. Рыбы в реке много. Встретились местные парни на резиновой лодке. Они наловили спиннингом десятка два щук, которых держали на кукане.

По мере расширения русла стали появляться завалы. В большинстве случаев в завалах были проходы.

Лето стояло жаркое, река обмелела, обозначились порожки. Путь для байдарки приходилось просматривать и иногда расчищать.

Были обычными и искусственные преграды вроде этой сваи - мостика. Пришлось обнести.

Завалы уже воспринимались как обычное явление. При небольшой скорости течения можно было успеть осмотреть проход.

Встречались полуразрушенные мосты. Они опасны всяким промышленным хламом в воде с режущими и колючими кромками.

Некоторые мостовые пролеты расположены низко над водой, приходится буквально проползать под ними.

Около мостовых опор образуются завалы, иногда многолетние. Известную опасность представляют подростки - хулиганы, забрасывающие байдарки камнями.

Встречаются и полностью разрушенные мосты. Они опасны остатками свай под водой.

Через такой завал приходилось продевать байдарку как нитку через игольное ушко.

Места для стоянок на Кунье отличные. Высокие берега, лесные поляны, много цветов.

По мере продвижения речка принимала притоки один за другим и становилась все шире.

На берегах есть большие поляны с некошенной травой. Иногда на них пасут коров местные жители.

Деревни в основном находятся на некотором удалении от берега. Иные домики стоят на высоком берегу.

Мы познакомились с местной жительницей и попросили продать молока.

Роланд вечером сходил в деревню и принес три литра парного молока. В городе такого не отведаешь

Молоко нам обоим понравилось.

Река становилась все шире, стали появляться острова, а вот глубина стала уменьшаться и на шкуре байдарки появились протертости.

Теперь на каждой стоянке приходилось осматривать и подклеивать оболочку.

Из-за низкой воды пришлось сойти с маршрута в городе Холм. На перекладных автобусах добрались до Великих Лук и поездом 12.08 уехали в Ригу.

Карта нашего похода по Кунье. При подъезде по железной дороге лучше всего ехать до станции Таборы. От станции до реки Кунья примерно километр.

В прибрежных деревнях осталось мало коренных жителей. Все больше дачников из столиц и областных центров. Они местности совсем не знают.

Местные жители именуют свои деревни стародавними именами, подчас не совпадающими с теми, что на карте.

Знакомство с Центральной Россией. Река Кунья.
В 1991 году большинство моих прежние спутников оказались занятыми домашними делами, кто жизнь устраивал, кто работу искал в связи с перестройкой и грядущим развалом страны. Свободное время было только у Роланда, вот мы и собрались побывать на реках Кунье и Ловати. Реки вытекают из озер, протекают по лесистой местности, при ежедневном переходе порядка 20-30 километров маршрут можно было пройти за 20 дней.
Для сплава выбрали байдарку Таймень-2, для рыбной ловли - поплавочные удочки и спиннинги с набором блесен.
31 июля поездом Рига-Москва выехали из Риги. Договорились с проводником чтобы не сходить в Великих Луках, так как у нас были билеты только до Великих Лук, проехали Великие Луки и 1.08 высадились на станции Сердце. Подробной карты у нас не было, были кроки по 25 километровой гипсометрической карте России и политико-административным картам Псковской, Тверской и Новгородской областей. Теперь ясно, что следовало ехать до станции Таборы, от которой до реки Кунья метров 400. Планировали дойти до реки по тропе вдоль железной дороги, да не тут-то было. С ликвидацией дорожных обходчиков пропали тропы вдоль железных дорог, все заросло бурьяном. Пришлось идти на автомобильную дорогу, где нас подобрал на самосвал шофер по имени Андрей и довез до реки к деревне Пески. Кстати у деревни есть остановка пригородного поезда от Великих Лук, но этого мы тогда не знали. Собрали байдарку и вышли. Река мелкая, узкая, берега глинистые, крутые. Никогда не приходилось видеть такого количества жерлиц, буквально через 4-6 метров, чаще всего без рыболовов. Шли до 16.00 и встали. Приготовили еду, поставили палатку, решили переночевать.
2 августа. Через полтора часа после начала движения порвались на мосту недалеко от деревни Кривандино. Препятствия на реке во многих случаях сделаны человеком. Это и наплавные мосты, и заколы для установки верш, и просто бетонные сваи, сброшенные в реку в качестве мостиков.
К естественным препятствиям относятся завалы из деревьев, снесенных во время половодья и шиверы.
Поргов на Кунье не встретили. Подклеили байдарку и пошли дальше. Стоит отметить, что из-за недостатка времени не удалось перед выходом наклеить протекторы или хотя бы сделать поддувное дно, поэтому каждое препятствие причиняло байдарке ущерб.
3 августа. Прошли устье реки Усвяты. По Кунье попрежнему встречаются перекаты с камнями, причем из камней сделаны запруды для подъема уровня воды ради купания, наплавные мостики, по берегам разбросаны отдельные домики, используемые как дачи жителями столиц и областных центров, много рыболовов со спиннингами и жерлицами.
4 августа. Продолжили движение. Много препятствий: завалы, разрушенные мосты, низкие мосты, мелкие каменистые перекаты.
Прошли поселки Тарасы, Ваши, устье реки Добша. Гребли и шли 5 часов, иногда пришлось байдарку проводить, встали в километрах шести от деревень. Роланд решил половить рыбу, сразу же поймал щуку. Да это и не мудрено. Мы обогнали местных парней, сплавлявшихся на резиновой лодке и ловивших рыбу на спиннинг. На кукане у них сидело десятка полтора щук. Уровень воды в Кунье быстро спадает. Решили идти только до Холма, если ситуация не переменится.
5 августа. Характер реки и препятствий не меняется - плавучие мосты, разрушенные мельницы, очень мелкие перекаты. Встали у деревни Жарихино. Познакомились с местной жительницей Еленой Тихановной Викторовой. Она пасла нескольких коров. В деревне нет пастуха, поэтому владельцы пасут коров по очереди. Расспросили о местных условиях, о жителях. Оказалось, что коренных жителей в деревне осталось несколько семей, остальные дачники, живут только летом. Договорились о покупке молока. Вечером Роланд сходил и принес 3 литра. Денег хозяйка не взяла. Пришлось расплачиваться фотографиями, которые ей были высланы по возвращению в Ригу.
6 августа. Прошли деревни Романово, Пестряково, устье реки Ока. Кунья на глазах мелеет. Встали на подходящем месте. Много комаров. Выручали репелленты.
7 августа. Как всегда встали в 8.00, полтора часа на завтрак и сборы. Шли до 16.00, дошли до Уварово, решили пройти еще часок, но налетели на камень, решили осмотреть оболочку да и остановились на ночь. Решил угостить Роланда согудаем, скоренько поймал двух щук, тут пошел дождь, решили оставить согудай до утра. Еще раз убедился, что байдарка без протекторов - не байдарка, а головная боль. Окончательно решили сходить с маршрута, при такой низкой воде оболочка байдарки не выдержит похода.
8 августа. Встали в 8.00, сделали согудай, позавтракали. Согудай Роланду и мне понравился. Вышли в 12.00. На реке много перекатов.
Встретили два моста, прошли деревню Кочута, стали смотреть место для стоянки, нашли, но не сразу. Поставили палатку, уже затемно приготовили ужин.
9 августа. Встал в 6.30, наловил удочкой рыбы для ухи. Роланда поднял в 8.00, сварили уху, клеили байдарку, движение начали в 13.00. В 14.30 начался дождь, его переждали на воде в байдарке под деревом в компании с москвичами. Продолжили движение в 15.10. прошли устье реки Сережа и встали на высоком правом берегу на чьей-то хорошо оборудованной стоянке.
Место очень красивое в лесу на цветочной поляне. Нашел червяков под колодой, наловил окуней и ершей на удочку. Рыбы в реке много, но ловить нужно стационарно. В вынесенной на берег байдарке было много воды, пришлось подсушить и подклеить.
Весь день шли длинными плесами, перекаты стали реже. К ночи похолодало, поднялся ветер, пришлось залить костер, и тут начался дождь.
10 августа. Кунья резко пошла под уклон, скорость течения возросла, глубина уменьшилась, любой контакт со щебнистым дном приводил к повреждению оболочки. Пока шли, клеились три раза, последний раз в 5 километрах от Холма. Пришли в Холм в 17.00. Поставили палатку. Я готовил ужин, Роланд сходил в город на автостанцию, узнать когда автобус до Великих Лук. Прямого автобуса не было, был автобус утром в 10.00 до Локни с пересадкой. Поужинали, разобрали байдарку. Обнаружили, что погнуто несколько стрингеров и хорошо подрана оболочка. Высушили байдарку, уложили все по походному, устроились на ночь.
11 августа. встали в 6.00, дошли до автостанции, купили билеты. Груз пришлось взять в салон автобуса, багажные отсеки были заполнены имуществом шофера. В Локне пересели на автобус Подберезье - Великие Луки, на котором приехали в Великие Луки в 15.30. Перехали на городском автобусе на железнодорожный вокзал и к 2 часам ночи добыли билеты на пассажирский поезд до Риги. Багаж сдали в багажное отделение. Переночевали в комнате отдыха.
12 августа. Выехали в 10 часов утра и 21.30 приехали домой в Ригу.
Выводы и рекомендации:
Иногда сибирские и северные речки не доставляют столько хлопот и неудобств как эта милая речка Кунья.
Комаров может быть много, нужны брать репелленты.
Дно реки на плесах сильно закоряжено, поэтому для рыбалки нужно либо лески брать погрубее, либо соглашаться с потерей блесен.
Рыба в реке есть. Это щуки, окуни, плотва, красноперка, густера, ерши и т.д.
Ночи в августе могут быть холодными, поэтому подходящяя одежда и спальники не помешают.
В проходах заколов, каменных запруд могут быть умышленно установлены острые и режущие предметы для повреждения средств сплава.Благодарю за внимание. Василич. [email protected]


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе