В Тюменской области больше нет леса. Все вывезли Китай и Казахстан

Вконтакте

Одноклассники

Жители сел Кировской области бьют тревогу — за год стоимость дров выросла вдвое: с 600-800 рублей за куб, до 1200-1500.

Почему так взлетели цены и что с этим делать, обсуждали депутаты Заксобрания и министр лесного хозяйства Кировской области.

ПЕРЕСЧИТАТЬ ЛЕСОРУБОВ

Уже год в регионе работает 31 закон «Об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области». Перед принятием его долго обсуждали. Ряд депутатов считали, что этот закон усложнит работу лесозаготовителей и лесопереработчиков. Но Министерство лесного хозяйства доказывало, что законопроект выведет из тени «черных лесорубов». Они больше не смогут продавать без учета и отчислений. Ведь по новому закону все предприятия, которые занимаются лесом в регионе, должны встать на учет. И ежемесячно отчитываться, сколько леса они срубили, сколько переработали, куда его повезли. Они должны были создать пункты учета, на которых лес замеряли (кстати, мерили кто во что горазд: кто в кубах, кто в квадратных метрах, а кто в погонных метрах — Ред.).

Год назад Минлесхоз смог убедить, что без данного документа порядка в отрасли не навести.

Прошел год. Депутаты потребовали от министра Сергея Салина подробного отчета, как отработала отрасль в новых условиях.

УЩЕРБ ОТ РУБОК СОКРАТИЛИ

Отчет министра был лаконичным и по-казенному сухим .

После отчета депутаты стали уточнять, а сколько же древесины область заготовила в 2017 году. Министр ответил, что она снизилась на 1200 тыс. кубов.

ПЕРЕРАБОТЧИКИ ВЗВИНТИЛИ ЦЕНЫ

Именно в снижении заготовки министр видит причину роста цены на древесину и, как следствие, — на дрова.

— У нас было очень сырое лето. Лесозаготовители не могли приступить к рубкам. Зимой долго не было морозов , а значит, не промерзли зимники и лесозаготовители не могли начать вывозить лес, — посетовал на погоду министр. — И образовалась нехватка древесины, чтобы ее компенсировать, ЦБК поднял цены. Заготовители повезли лес туда, где выгоднее. А населению практически не остается леса для собственных нужд. Он уходит на переработку.

Этим заявлением министр вызвал бурю негодования депутатов.

— Значит, это погода виновата, что заготовка упала? — возмутился депутат Владимир Бакин. — А может, мы такой закон намудрили, что его выполнить невозможно и люди уходят из отрасли?

О том, что «31 ЗО» сложный к выполнению, лесозаготовители говорили не раз. Проводили круглые столы в ВТПП, пытаясь донести до власти, что им лесом некогда заниматься, так как они бумагами завалены. Ведь, чтобы ежемесячно в установленном порядке отчитываться о приеме и отпуске древесины на переработку, о ее движении по территории области, нужно заполнить пакет бумаг.

ЧТО ДЕЛАТЬ

В итоге депутаты согласовали ряд поправок в закон об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области. По задумке, теперь владельцам пунктов приема и переработки станет проще отчитываться о проделанной работе. Во-первых, из состава документов учета исключены книги учета приемо-сдаточных актов и актов самостоятельно заготовленной древесины.

Во-вторых, отчет о принятой, переработанной, отгруженной древесине нужно будет подавать не ежемесячно, а ежеквартально.

В-третьих, от обязательного учета освободят юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием древесины или продукции ее переработки для собственного потребления (отопления производственных зданий, их строительства или реконструкции, собственных производственных или хозяйственных нужд).

Также министр Сергей Салин заверил, что министерство сейчас ведет переговоры с лесозаготовителями, чтобы они продавали лес населению по старой цене — от 600 до 800 рублей за куб.

Резкое повышение ставки арендной платы за использование лесфонда, прописанное в постановлении правительства РФ № 1363 от 11 ноября, грозит уничтожить малые лесозаготовительные предприятия. Суммарный оборот таких игроков только в Ленобласти достигает 15 млрд рублей. Документ вступит в силу 1 января 2018 года, действующие ставки арендной платы будут применяться с коэффициентом 2,17. "Фактически плата за аренду вырастет на 44%", - подсчитал глава Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов.

Как пояснили в пресс–службе (разрабатывало документ), считается, что "исторически сложившаяся система платежей в лесном хозяйстве не отвечает реальной экономической ситуации и приводит к серьезной недооценке лесных ресурсов".

Размер аренды за лесные участки в Ленобласти рассчитывается для каждого арендатора индивидуально, в зависимости от объема заготавливаемой древесины, состава лесов. По словам Юрия Орлова, рентабельность лесозаготовительного сектора, который является основой для развития всего ЛПК, составляет менее 10%, а нововведение снизит ее до нуля. "Увеличение ставок смогут пережить только крупные холдинги за счет уменьшения прибыли на конечную продукцию", - добавляет он.

Ситуация на рынке

Оборот лесопромышленного комплекса Ленобласти за прошлый год превысил 70 млрд рублей. В том числе оборот лесозаготовительной отрасли составляет 28–30 млрд рублей в год. Половина оборота приходится на малые и средние предприятия, всего их около трех сотен. Малыми считаются компании, которые заготавливают от 10 тыс. до 50 тыс. м3 в год, средними - от 50 тыс. до 100 тыс. м3 ежегодно. Остальные предприятия относятся к крупным. Всего в регионе вырубается 6,5 млн м3 древесины в год.

Растущие затраты

По подсчетам участников рынка, себестоимость заготовки 1 м3 древесины составляет от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей и зависит в том числе от удаленности лесного участка и наличия инфраструктуры - железной дороги или порта, необходимости строить лесные дороги и др. Доля платежей за аренду в составе себестоимости - 10%. Отпускная цена колеблется от 2 тыс. до 4 тыс. рублей за 1 м3.

"Кажется, что расходы заготовителей на арендную платы малы. Но, поскольку доходность лесозаготовительного бизнеса низкая, для небольших компаний повышение арендной платы за участок даже на полмиллиона рублей может стать критичным", - говорит глава ООО "Северо–Западный холдинг" (производство пеллет и заготовка) Иван Иванов.

"Мы не готовы к такому резкому повышению арендной платы", - говорит гендиректор ООО "Мется Свирь" (заготовка) Вячеслав Канатов. А гендиректор ЗАО "Петровлес" (заготовка и переработка леса) Виктор Гусев напоминает, что увеличиваются и другие издержки. Так, затраты на перевозку древесины выросли с начала года на 30%. Кроме того, лесозаготовители инвестируют в строительство лесных дорог, лесовосстановительные мероприятия.

Еще один коллапс

Напомним, что ситуация в отрасли и так непростая из–за нерасторопности областных чиновников. В 2019 году в регионе может остановиться лесозаготовительная деятельность из–за того, что областное правительство не разработало лесной план, на основе которого рассчитываются возможные объемы вырубки и организуется вся заготовка древесины в Ленобласти. Нынешний лесной план действует до конца 2018 года. Как правило, на разработку подобных документов уходит примерно 1,5 года, а конкурс на разработку документации еще не объявлен, поясняют участники рынка.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

С января в России начали действовать новые минимальные ставки платы за древесину на корню. C 2017 по 2019 г. коэффициент расчета ставки будет ежегодно увеличиваться на 0,07.

С января этого года в России начали действовать новые минимальные ставки платы за древесину на корню. В 2016 г. к ним применялся коэффициент 1,43. В 2017 г. этот коэффициент составляет 1,51, в 2018 г. будет 1,58, в 2019 г. – 1,65. Таким образом, с 2017 по 2019 г. коэффициент будет ежегодно увеличиваться на 0,07.

По мнению заместителя директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Николая Петрунина, индексация ставок арендных платежей была ожидаема. По данным Рослесхоза, за период с января по октябрь 2016 г. поступления в федеральный бюджет за использование лесов составили 15,6 млрд руб., а расходы федерального бюджета на лесное хозяйство – 21,4 млрд руб. «Минимальные ставки платы за заготовку древесины в нашей стране являются одними из самых низких по сравнению с ведущими лесными державами мира и составляют в зависимости от региона 30–35 руб. за 1 м3, – рассказывает Николай Петрунин. – В ходе проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды участков лесного фонда они повышаются незначительно – примерно в полтора раза.

Так что индексация ставок платы за использование лесов в последние годы становится некоей технической процедурой». С ним согласен и начальник управления по лесному хозяйству Департамента лесного комплекса Вологодской обл. Дмитрий Скрябин. «В соответствии со статьей 29 ЛК РФ, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено кодексом, – рассказывает он. – Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Таким образом, увеличение размера арендной платы является одним из условий договора аренды и учитывается арендаторами в своей деятельности, поэтому факт ее повышения не станет неожиданным для арендаторов лесных участков и не окажет существенного влияния на их работу».

По словам Николая Петрунина, доля среднего размера платы за заготовку древесины в себестоимости 1 м3 составляет сегодня в целом по Российской Федерации от 4 до 7 %, в то время, как в Финляндии, Норвегии, США, Канаде и ряде других стран она достигает 10–50 %. «На финансовую стабильность крупных лесопромышленных компаний данная индексация серьезным образом не повлияет. Чего нельзя сказать о малом и среднем бизнесе, лишенном какой- либо возможности привлекать из вне оборотные средства – наши банки фактически не кредитуют малый и средний бизнес», – считает он. По мнению эксперта, гораздо больше лесопромышленным компаниям приходится тратить на охрану, защиту и воспроизводство лесов, которые они обязаны осуществлять согласно Лесному кодексу РФ. «Объем расходов арендаторов лесных участков на охрану, защиту и воспроизводство лесов сопоставим с расходами федерального бюджета, предоставляемого бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий, – считает Николай Петрунин. – Если федеральный бюджет выделяет на эти цели в среднем 21 млрд руб., то арендаторы тратят 14–17 млрд руб. При этом данные расходы считаются само собой разумеющимися и нигде ни в какой доходности не учитываются».

Однако лесопромышленники придерживаются иной точки зрения и с увеличением коэффициента прогнозируют рост стоимости древесного сырья . «После повышения ставок по договорам аренды вырастет попенная плата, поскольку там есть пункт о том, что «попенка» изменяется в зависимости от изменения коэффициента, – полагает генеральный директор «Лесной Инновационной Компании» Алексей Ипатов. – Я, как лесозаготовитель, при увеличении попенной платы, естественно, буду повышать и стоимость сырья. А сегодня оно итак очень дорогое – 1 м3 древесины для распиловки стоит 4000 руб. Три с половиной года назад он стоил 1800. То есть его цена возросла более чем в два раза. Если вырастет «попенка», она станет еще дороже. При этом такого роста цен на пиломатериалы нет».

По словам эксперта, повышение арендных ставок на лес не даст экономического эффекта. «Я понимаю, что бюджет трещит по швам, но это не значит, что он наполнится из-за введения такой неадекватной меры. Увеличение ставок не приведет к притоку средств в бюджет. Надо повышать доходность бюджета только за счет увеличения объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо, чтобы деревообрабатывающие предприятия были обеспечены сырьем. А сегодня древесина по квотам отправляется на экспорт. При этом на внутреннем рынке ее не хватает». По мнению Николая Петрунина, повысить доходность лесного сектора позволит полное изменение механизмов ценообразования и распределения доходов между бюджетами. В России доля платы за заготовку древесины в себестоимости 1 м3 круглого леса составляет 4–7 %

11 ноября 2017 года Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1363, согласно которому ставки на аренду участков для лесозаготовки и на сами лесные ресурсы с 2018 года увеличатся на 44%. Почему произошло столь резкое повышение цен и оправдано ли оно?

Начнем с того, что кубометр соснового бревна стоит около 3500 рублей. Из этой суммы заготовитель должен сейчас отдать государству около 385 рублей, что составляет 11%. Из-за повышения ставок в новом году за куб сосны нужно будет платить уже 553 рубля, то есть на 168 рублей больше. Если цены останутся на прежнем уровне, то покупка древесины у государства составит уже 16% от стоимости бревна. Но, скорее всего, цены вырастут. И будет хорошо, если они поднимутся всего на 5%.

Чем вызвано такое решение? Напомним, что согласно февральским указам президента количество лесных инспекторов нужно увеличить в два раза. Рослесхозу было поручено разработать программу по увеличению штата инспекторов, и Рослесхоз эту программу разработал. Средства на реализацию программы предложено было получить за счет увеличения ставок на лесопользование.

Но дело не только в инспекторах, есть и другие причины, оправдывающие повышение ставок.

Эксперт и руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко на форуме Гринпис заявил, что новые «коэффициенты установлены примерно такие, чтобы при существующей системе финансирования лесного хозяйства сделать его безубыточным для федерального бюджета» . Почти год назад Ярошенко писал на том же форуме, что, по данным Федерального казначейства, расходы на лесной промышленный комплекс (ЛПК) за первые 9 месяцев 2015 года составили 20 млрд рублей, а плата за использование лесов всего 14 млрд рублей, то есть 70% от расходов. Это значит, что отрасль пока является дотационной. Древесина для заготовки отдается лесопользователям по мизерным ценам и не покрывает расходов государства на лесоуправление. Тогда же Ярошенко делает вывод, что «государство вполне могло бы несколько сократить разрыв между своими расходами на лесное хозяйство и получаемыми доходами от использования лесов, увеличив минимальные ставки чуть сильнее» . Получается, что решение Минприроды было логичным, хотя и внезапным.


Николай Пак

Оправдывает решение также соотношение коэффициентов повышения ставок за лесопользование и уровень официальной инфляции. Как мы видим на графике - деньги становились дешевле, а потребительские цены росли. То, что в 2007 году можно было купить за 1 рубль, в 2015 году стоило уже 2 рубля. Ставки за лесопользование, наоборот, стояли на месте с 2009 по 2015 год. То есть лесопользователи были в более выгодном положении, чем, например, рядовые граждане. Новые коэффициенты рассчитаны так, чтобы привести в соответствие цены за лесопользование с потребительскими ценами и убрать разницу, накопленную за несколько лет. Другой вопрос в том, что предполагается стремительное повышение коэффициентов. Но это, видимо, связано со сложной экономической обстановкой в стране.

Оправдывает подъем цен и растущий спрос на древесину. Только в Пермском крае по результатам аукционов в 2017 году было продано в 2,7 раза больше кубометров древесины, чем в 2016 году. И это при том, что в 2016 году был зафиксирован рекордный объем лесозаготовки за последние 20 лет - 214 млн кубометров. За рубежом наш лес вызвал интерес из-за низкой цены, которая получилась благодаря снижению курса рубля. Вместе с этим подросли доходы большинства крупных лесозаготовителей, так как они ориентированы на экспорт. И пока отрасль растет, вполне логично поднять ставки.

Конечно, были и недовольные. У Минпромторга, например, были свои предложения по изменению тарифов, так как ведомство работает над «Стратегией развития лесного комплекса РФ до 2030 года» . Но Минпромторг больше волнует развитие бизнеса, а не наполнение бюджета, поэтому его предложения были принципиально другими и не подходили ни правительству, ни Рослесхозу.

К тому же в стране существует множество небольших компаний, которые не могут работать на экспорт из-за малых объемов лесозаготовки. А еще есть регионы, в которых установлены свои дополнительные повышающие коэффициенты. В итоге, как заявил член некоммерческого партнерства «Лесопромышленники Прикамья» Александр Суслопаров, из-за резкого повышения цен каждый третий лесопользователь может прекратить работу. Еще одна часть лесозаготовителей может просто уйти в серую зону и начать рубить лес без документов.

Конечно, существуют предложения по поддержке малых предприятий. Например, губернатор Пермского края Максим Решетников предложил создать транспортные узлы, куда можно было бы привозить свою древесину, сертифицировать ее и продавать на лесной бирже. Для малых предприятий это было бы интересно. Но таких инициатив мало и пока они не имеют государственной поддержки.

Вывести предприятия из теневого сектора «на свет» тоже возможно, хотя и проблематично. Для этого-то и предполагается увеличение штата лесных инспекторов, которые будут пресекать незаконную вырубку. Но на это потребуется несколько лет, а пока инспекторов не хватает, - некоторым предприятиям проще будет работать вчерную.

С другой стороны, есть ощущение, что Александр Суслопаров сильно преувеличивает последствия повышения ставок. Ведь в итоговой стоимости бревна повышение произойдет не более, чем на 5%, а в некоторых случаях и меньше. Если же сравнить повышение со стоимостью одного кубометра доски (10500 р.), то изменения составят всего лишь 1,5%, а при розничной продаже и того меньше. Конечно, для бизнеса даже такое повышение ставок имеет значение, но оно не так страшно, как существенное увеличение штата инспекторов.

В заключение нужно добавить, что правительство, кинув ранее собственный лес на произвол судьбы, теперь пытается исправить ошибки прошлого и вернуть контроль над лесным хозяйством. Увеличение штата инспекторов в этом деле - критически важный шаг, без которого никакое ужесточение законодательства не поможет. А раз для этого нужны деньги, то взять их вполне логично из растущей отрасли. Конечно, помимо ставок были приняты и другие решения, которые скажутся на лесопользователях, но если говорить только о ставках, то действия правительства вполне оправданы и вряд ли приведут к кардинальным проблемам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Постановлением от 11 ноября 2017 года №1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" Правительство РФ увеличило ставки платы за заготовку древесины в 2018 году на 44% по сравнению с уровнем 2017 года. Постановление официально опубликовано 14 ноября.

Согласно этому постановлению, ставки платы за заготовку древесины, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310, в 2018 году будут применяться с коэффициентом 2,17, в 2019 году - с коэффициентом 2,38 и в 2020 году - с коэффициентом 2,62 (это означает увеличение ставок в 2018 году по сравнению с нынешнем уровнем на 44%).

Ставки платы за остальные виды лесных ресурсов будут применяться в 2018 году с коэффициентом 1,57, в 2019 - с коэффициентом 1,89, и в 2020 - 2,26 (это означает увеличение ставок в 2018 году по сравнению с нынешним уровнем на 20%). При этом по ставкам платы за использование лесов для охотничьего хозяйства готовится отдельное решение, которое, возможно, будет принято до конца текущего года.

Коэффициенты установлены примерно такие, чтобы при существующей системе финансирования лесного хозяйства сделать его безубыточным для федерального бюджета.

Такое повышение ставок платы за пользование лесными ресурсами было бы абсолютно разумным и правильным, если бы все лесопользователи находились в равных или хотя бы близких условиях с точки зрения формирования платы за пользование лесными участками, считает источник информации - Лесной форум Гринпис России. Однако в реальности условия у всех разные: кто-то получил свой лесной участок в результате реальных торгов по хотя бы условно-рыночным (на время торгов) ценам, кто-то - по минимальной аукционной цене как единственный участник аукциона (причем в разных регионах с разными повышающими коэффициентами или без таковых), а кто-то и вовсе за половину минимальной ставки как оператор приоритетного инвестпроекта; кто-то получил аренду в результате торгов недавно, а кто-то - давно, и пережил уже несколько этапов индексации платежей. Из-за этого разнообразия повышение минимальных ставок на одну величину может привести к совершенно разным последствиям для разных лесопользователей. Кроме того, повышение старых (восьмилетней давности) ставок на единый для всей страны коэффициент не отражает разницу в экономической ситуации в разных регионах страны и в том, как эта ситуация менялась за последние годы. В реальности возможности правительства повышать платежи за лесопользование путем простой индексации минимальных ставок уже исчерпаны - необходим более серьезный пересмотр всей системы формирования ставок платы за лесопользование при аренде лесных участков.

Как бы то ни было, решение принято, и с 1 января 2018 года новые ставки вступят в силу (а само постановление вступит в силу уже 22 ноября).