Игра слов. Метонимия

Вот и пришёл час нашей очередной темы. (Последний предыдущий пост по этой тематике: , где есть также и отсылка ко всем моим статьям о «великом и могучем»).

Итак, о метон и мии .
Один из самых известных примеров ‑ «Все флаги в гости будут к нам» . Здесь
А.С. Пушкин произвёл замещение слов («страны, государства, народы, делегации» ‑ «флаги»), полностью сохранив при этом смысл своей идеи.

Метонимия (греч. metonymia - переименование) ‑ это приём, при котором одно слово или словосочетание замещается другим, находящимся в реальной связи с предметом, который обозначается. Чаще всего замещаемое слово узнаётся по одному-двум типичным признакам. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Вот ещё один классический пример:

«Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в гранёном хрустале» (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Поэт здесь использовал лишь названия материалов, но обозначил понятным образом сделанные из них предметы на столике у своего героя.

Примеры метонимии в литературе, текстах СМИ и в обыденной речи

«Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов, «Демьянова уха»).

«Где бодрый серп гулял и падал колос...» (Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»).

«Бронзовый век», «эпоха великих географических открытий», «голодные годы», «компьютерная эра» .

«Рука Москвы», «происки Пентагона», «Захвати Уолл-стрит», «планы Поднебесной», «претендент на министерский портфель».

«Театр рукоплескал», «трибуны замерли», «стадион скандировал».

«Шипенье бокалов», «весь дом собрался», «голова прошла», «карман пуст».

«Чайник (самовар) кипит», «зажги кастрюлю», «придержи язык», «поехали на извозчике», «у него верный глаз».

«Люблю Моцарта и Бетховена», «приобрёл Маркеса», «ходили в Станиславского», «познакомились в опере».

Отличие от метафоры . Метонимия основана на замене слова по «смежности» смысла, а метафора ‑ на сходстве качеств объектов, которые обычно между собой не связаны (см.: ). Кроме того, метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, словно и т.п. А метонимия такой трансформации не допускает.

К метонимии близка и является её разновидностью син é кдоха (греч. sinekdohe ‑ соотнесение). Её особенность состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении части вместо целого или наоборот). Синекдоху часто называют количественной метонимией. Она усиливает выразительность слога и придаёт речи больший обобщающий смысл.

Примеры синекдохи

«На предприятии не хватает рабочих рук».

«Отряд в сто штыков».

«На порог его не пущу!»

«Лиса в этих краях не водится».

«Студент нынче пошёл ленивый».

«Англичанину этого не понять».

«Вообразил себя Шекспиром».

======================================== ===============================

А теперь, как всегда, - «Русский язык в картинках» , новая порция. Сегодня с приправой метонимии и синекдохи.

"Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..."

"В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы..."

"И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод..."

"Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)..."

"Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд..."

"Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю..."

"И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем..."

"Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей..."

"И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут..."

"Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны..."

"Плывёт. Куда ж нам плыть?.."

XXIV

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом 6 Tout le monde sut qu"il mettait du blanc; et moi, qui n"en croyais rien, je commençai de le croire, non seulement par l"embellissement de son teint et pour avoir trouvé des tasses de blanc sur sa toilette, mais sur ce qu"entrant un matin dans sa chambre, je le trouvai brossant ses ongles avec une petite vergette faite exprès, ouvrage qu"il continua fièrement devant moi. Je jugeai qu"un homme qui passe deux heures tous les matins à brosser ses ongles, peut bien passer quelques instants à remplir de blanc les creux de sa peau.
(Confessions de J. J. Rousseau)
Грим опередил свой век: ныне во всей просвещенной Европе чистят ногти особенной щеточкой.
.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с вами читать и скромно разбирать "Евгения Онегина". В прошлый раз остановились вот тут вот: .
Сегодня комментариев будет поменьше - ибо вроде и так все понятно, но просто насладимся с Вами бессмертными строками:-))
Итак...

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.


Ну, мы перенеслись с Вами в самое сердце Онегинского лежбища - в его кабинет:-) Янтарь на трубках - это мундштук, или же турецкий длинный чубук, а значит Евгений у нас был не прочь покурить. Термин "духи" пусть Вас не смущает. Вплоть до конца 19 столетия они были унисекс и не разделялись на мужские и женские. Более того, что у Онегина в емкости именно духи, а не кельнская вода (из которого и произошло название одеколон) показывает нам, что парниша модный:-)) Что за марка,установить невозможно. Но учитывая, что ни Ралле, ни Дютфуа ни Брокара еще не было, что-то на заказ. Из Флоренции или Парижа.

Духи Roger gallet Heliotrope Blanc тех времен.

А кроме того у Евгения есть и крайне популярный в те года английский набор для туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов. Опять-таки, унисекс снова:-)

И еще один момент - собственно говоря всегда удивляло, почему у автора Лондон щепетильный? Оказывается есть еще одно значение, применяемое в те времена. Буквально - торгующий галантерейными товарами. так что все по теме:-)
ну и заканчивая тему, думаю все из Вас знают, кто такой Жан-Жак Руссо, но вот что за Грим - может быть вопрос. Барон Фридрих Мельхиор Гримм - тоже энциклопедист и ученый, а также дипломат, но немецкий. Известен своей знаменитой перепиской с Екатериной II.

Ф. М. Гримм

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Первые 2 строчки - одни из самых известных пушкинских, не правда ли? :-)) Дальше мы еще раз убеждаемся в том, что Онегин не просто франт, но и нарцисс. Все-таки 3 часа в день перед зеркалом - это перебор:-)))) Хотя для тех времен....Уборная - это не сантехническая комната, а тот же самый кабинет:-)
А вот оговорка про Чадаева, а точнее про Пётра Яковлевича Чаадаева неспроста. Один из ярчайших диссидентов тех лет, волновавший умы и сердца соотечественников, Петр Яковлевич был прототипом Чацкого, и практически наверняка основой и для характера Онегина. Ибо пушкин буквально боготворил Петра Яковлевича. Но в данном контексте важно, что Чаадаев был очень большим франтом и модником. Пример, так сказать, для подражания.

П. Я Чаадаев.

В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

Тут надо пояснить лишь то, о том, какой словарь имеется ввиду. Это так называемый "Словарь Академии российской", издаваемый в СПб с 1806 по 1822 года, в котором отсутствовали иностранные слова.

У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.

Про экипаж мы с Вами уже говорили в самом начале: . Евгений был не нищим, но тратить рублей 400 в месяц на карету точно не мог никак, поэтому нанимал ямщика, сиречь такси. Хотя брал на ямщицкой бирже именно карету, а не повозку поплоше:-)) Ну, конечно, он не мог соперничать с собственными экипажами, да еще с "двойными фонарями" (то есть для людей знатных и богатых), но его это особо и не волновало.

Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827

Ну, в общем, как и сейчас:-))) Кавалергард - это не сопровождатель женщин до постели, а офицер Кавалергардского Ее Величества полка - тяжелой кавалерии императорской гвардии, отличающиеся высоким ростом, крепостью и особым обмундированием на основе кирасирского. но с очень заметным шлемом. Кавалергардами были Петр Бирон, Жорж Дантес, Платон Зубов, в 20 веке Карл Густав Эмиль Маннергейм и еще многие иные известные люди.

Г.Э. Маннергейм

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Вот несколько фотографий изделий из янтаря. Добавить мне к изображению нечего - красота, изящество говорят сами за себя.
Но я могу рассказать, как и почему называли этот камень разные народы.

Янтарь известен людям со столь давних времён, что узнать, кто и как назвал его изначально, невозможно.И всё-таки...
Однажды по просьбе Фаэтона его отец Гелиос доверил ему на день колесницу Солнца. Фаэтон не смог справиться с лошадьми, рванувшимися в сторону. Солнце отклонилось от своего обычного пути и спалило бы своими лучами Землю, если бы Зевс не поразил Фаэтона молнией. Согласно легенде, Фаэтон упал из солнечной колесницы в реку Эридан (По), и его сестры оплакивали его до тех пор, пока боги не превратили их в тополя; слезы же сестер превратились в янтарь, который с микенских времен, попадал в Средиземноморье из Балтии по торговому пути, проходившему по рекам через всю Адриатику.

Греки называли янтарь электроном или электриумом, считая, что он лучистый и теплый, как и звезда Электра из семейства Плеяд в созвездии Тельца. В «Одиссее» Гомера (VIII век до н.э.) янтарь упоминается трижды: описывая убранство комнат царя Менелая, Гомер называет наряду с золотом, серебром, слоновой костью и электрон (янтарь).
На Древней Руси янтарь назывался илектр или илектрон.В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть янтаря (илектра) послужила поводом к появлению мифического русского - «бел горюч камень Алатырь».
В Германии янтарь называли bernstein - от Brennenstein («бернштейн» - горячий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая приятный аромат. «Горiлий камінь», или «бурштин» (от нем. brennenstein) называли янтарь на Украине.
Латинское название янтаря - «ambre» - заимствовано римлянами из арабского языка. Арабы считали янтарь затвердевшей росой, упавшей с небес. После трансформации в amber слово вошло во многие современные романские и англо-саксонские языки.Мне хочется напомнить вам сагу «Девять принцев Амбера» («Девять принцев Янтарного королевства», «Девять принцев в Янтаре») — роман американского писателя Роджера Желязны. Автор строит повествование на том, что истинная Вселенная - это королевство Амбера(Янтаря), а всё остальное, в том числе и наша Земля,- лишь его отражения. Весьма интересная постановка вопроса!
А слово, янтарь -в форме "ентарь"- появилось в русском языке в 16 веке.Оно родственно литовскому— Gintaras.
Вот какая запутанная история с одними только названиями янтаря, который на самом деле - просто ископаемая окаменевшая смола древних хвойных деревьев, сохранившая в прибрежных песчанистых осадках чистоту, прозрачность и яркую окраску.

Cобственно духи и, естественно, емкости для их хранения - ровесники. И те, и другие появились тогда, когда технические возможности цивилизации смогли удовлетворить извечную потребность женщины быть привлекательной. Еще древние египтяне и ханаанеи были большими мастерами в обработке рога и слоновой кости, а также камня. Сосуды для хранения благовоний у древних египтян были, как правило, небольшого размера диаметром от 6 до 10 см при высоте в 8-20 см.
Существовали и совсем крохотные изделия. В начале IV тысячелетия в Египте охотно делали из слоновой кости не только цилиндрические вместилища, но и сосуды-животные. До нас дошло такое изделие в виде бегемота. На иных цилиндрических сосудах вырезаны украшения - небольшие выступы-бугорки. Были также яйцевидные туалетные баночки на ножке, бочкообразные флаконы, выполненные из всех упомянутых материалов.

Широкое распространение в додинастическое время (IV тысячелетие) получили сосуды, напоминающие трубочки-рожки. Их нередко делали из зуба бегемота. Сначала бытовало ошибочное мнение о том, что этими трубочками закрывали отверстия в бурдюке, т. е. использовали как втулки. Истинное их назначение было установлено сравнительно недавно.
В них хранили косметическое снадобье. Вокруг верхнего края вырезано сужение, в котором просверливали одно или более сквозных отверстий. Делалось это для лучшего закрывания сосуда. Верх его покрывали лоскутом ткани или кожи и стягивали ремешком, чтобы содержимое - размельченная минеральная краска (малахит, охра) или смола-не выпало. Дошло до нас и несколько глиняных сосудов в форме женщин. Они, как и многие женские статуэтки, отличаются довольно широкими бедрами. Все остальные детали (нос, уши в виде невысокого "щипка" глины и груди-мешочки без сосков) даны очень схематично.

Древние греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. На Востоке сосуды для духов были с таким узким горлышком, что из него жидкость выливалась лишь по капле.
Древнерусские красавицы носили специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества. Когда при ходьбе подвески раскачивались, вокруг распространялся приятный запах.

Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в средние века, и позже.

"Стеклянная тюрьма, скрывающая их аромат, напоминает о счастливом дне, когда они окутывали все своим благоухающим присутствием...", - писал Шекспир в ту пору, когда флакон духов уже представлял произведение искусства.
Однако очень долго флаконы были универсальными емкостями, имевшими право на самостоятельное существование, вне зависимости от того, какие духи находились внутри. И у королев, и придворных дам были флакончики, которые они наполняли понравившимся им ароматом, заказав его парфюмеру.


Начиная с XVII века, увеличивается выпуск и распространение духов, что ведет к разнообразию флаконов. И золото, и серебро, тонкий фарфор и драгоценные камни, перламутровые инкрустации, опаловое стекло или хрусталь соперничают в изящном оформлении флаконов для духов или солей, кадильниц, курительниц благовоний, кропил

Флаконы в XVII веке имели разнообразную геометрическую форму и были украшены декоративными орнаментами с мотивами цветов, животных и персонажей. Поделками этих маленьких украшений, служивших резервуарами для модных духов, занимались искусные ремесленники. Вскоре начали появляться специальные мануфактуры во Франции, Англии или Австрии по выпуску флаконов для духов

В XVII веке распространены были флаконы грушевидной формы из цветного стекла, оправленные в металл с прожилками, бороздками, украшенные лилиями, цветами, жемчугом. В XVIII веке в оформлении флаконов преобладали метафорические образные сюжеты. Сами флаконы делали в форме лебедя, молодой женщины, пастуха, пастушки, фруктов, купидона, обезьяны, фонтана, букета цветов из тонкого фарфора, покрытого эмалью, финифтью и глазурью в чеканной бронзовой или серебряной оправе. Особенно роскошными были дорожные несессеры с хрустальными гравированными флаконами в кожаных футлярах

Сердечки, подковки, маленькие ведерочки и книжки в золоте, перламутре, аметисте, эмали, оправленные, инкрустированные, украшенные рубинами или гранатами, - таковы роскошные флаконы романтической эпохи. Затем вошли в моду богемские флаконы из опалового или непрозрачного стекла самых нежных тонов, украшенные арабесками или золотой филигранью, хрустальные флаконы, шлифованные, граненые или эмалированные с украшениями в форме цветов и животных

Воображение создателей флаконов вдохновлялось всем, и из-под руки мастера выходили то маленький шар, который тащит пудель, то четыре флакона шлифованного хрусталя с пробками в виде помпонов, расположенные на ртутном зеркале, или ларчики в форме бутона тюльпана, лепестки которого скрывают маленький стеклянный флакон с золотой пробкой, или флакон из фарфора в виде женской фигурки, облокотившейся на готическую ограду и держащую в руках маленький ларец, или флакон в форме перевитой лентами золотой мумии, либо сделанной из слоновой кости со вставленными драгоценными камнями, или флакон в форме птицы с серебряной пробкой, имитирующей клетку..

Есть запахи, чья власть над нами бесконечна:
В любое вещество въедаются навечно.
Бывает, что, ларец диковинный открыв
(Заржавленный замок упорен и визглив),

Иль где-нибудь в углу, средь рухляди чердачной
В слежавшейся пыли находим мы невзрачный
Флакон из-под духов: он тускл, и пуст, и сух,
Но память в нем жива, жив отлетевший дух.

Минувшие мечты, восторги и обиды,
Мечты увядшие - слепые хризалиды,
Из затхлой темноты, как бы набравшись сил,
Выпрастывают вдруг великолепье крыл.

В лазурном, золотом, багряном одеянье,
Нам голову кружа, парит Воспоминанье...
И вот уже душа, захваченная в плен,
Над бездной склонена и не встает с колен.

Возникнув из пелен, как Лазарь воскрешенный,
Там оживает тень любви похороненной,
Прелестный призрак, прах, струящий аромат,
Из ямы, где теперь - гниенье и распад.

Когда же и меня забвение людское
Засунет в старый шкаф небрежною рукою,
Останусь я тогда, надтреснут, запылен,
Несчастный, никому не надобный флакон,

Гробницею твоей, чумное, злое зелье,
Яд, созданный в раю, души моей веселье,
Сжигающий нутро расплавленный свинец,
О, сердца моего начало и конец!
- Инна Сирин -

Вплоть до XX века флаконы существовали сами по себе и представляли произведения прикладного искусства. Лишь в начале XX века появляется первый ансамбль из духов, имени и флакона, объединенных одной идеей. Автором этого нововведения был Герлен. Модельер Поль Пуар одним из первых понял важность взаимосвязи между парфюмерией, одеждой, дизайном и мировыми тенденциями в различных областях искусства. Он выпускает духи Arlequinade во флаконе и упаковке, объединенных единым стилем с определяющим мотивом треугольников и золотым цветом. В оформлении духов Aladin он использует металлический флакон, цепочку и персидские мотивы.
С начала века концептуальное выражение ансамбля духов, имени и флакона получает дальнейшее развитие, оформившись в определенный уже вид прикладного искусства, где ведущих позиций достигли такие фирмы как Лалик и Баккара

Плоские, строгие или вычурные, округлые как булыжник, матовые или блестящие - взаимодополняемость флакона и пробки, даже футляра направлены на то, чтобы лучше сочетать содержание и содержимое

Сегодня перед парфюмером и художником, создающими флакон, стоит задача найти подходящую форму, которая в союзе с именем духов привела бы к гармоничному единству между "водой" и "емкостью", куда она заключена

Итак, духи теперь - не только благоухание, это общая концепция запаха, флакона, имени, графического выражения, "линии", часто (особенно духи, выпускаемые Домами мод) объединенные общим стилем с одеждой.

Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы, например, знаменитые Chanel № 5, которые пользуются спросом до сих пор и узнаются по когда-то революционному, а теперь классическому флакону, строгому, без излишеств, производящему эффект прямоугольной пробкой. Эта модель флакона с выразительной этикеткой и несравненной графической простотой являет пример авангардистского искусства, настолько характерный и выдающийся, что в 1959 году заняла место в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Выпущенные в 1984 году духи Coco были упакованы во флаконы, выдержанные в тех же линиях.

Флаконы для духов - это особая сфера высокого искусства, единственная задача которого - перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее неосязаемого и "летучего" главного героя в форме конкретных линий, объемов и цветов. Однако зрительный ряд не дословно повторяет иллюстрируемый текст, а сообщает ему новые оттенки смысла, подчеркивает и выявляет скрытые ассоциации, а иногда и добавляет что-то свое

Известна успешная работа Грюо, нарисовавшего элегантые силуэты для духов Диора, или Пейне - для духов Sucses You (Бешеный успех) Скьяпарелли, а также Фернана Леже для духов СапШепе Ревийона. Нужно назвать манеру Поля Ириба в его оформлении флаконов для духов Жанны Ланвен и не забыть странный флакон, воображенный Дали: "Явление лица Афродиты в пейзаже" из черного непрозрачного материала, представляющий нос (пробка) над ртом с пухлыми губами (флакон)..

Сальвадор Дали дал свое имя духам и создал флаконы, в которых прошлое и настоящее, личность автора и безымянность традиции, нестандартность мышления и гармоничность форм флакона сыграли едва ли не большую роль в популярности духов, нежели сам аромат. Чем более многозначен образ предмета, тем он привлекательнее, но важна и его легкая узнаваемость среди изобилия подобных. Умение "остановить мгновение" - заставить вернуться взглядом, но и не надоесть за долгое последующее общение, способность вписаться в любой интерьер, удивить с первой встречи, быть ярким, но не кричащим.

С другой стороны, эпоха постмодернизма требует оставить серьезность по отношению к творчеству других и к своему собственному. Во всем сквозит легкая ирония, везде видна улыбка создателя, все вокруг - чуть-чуть игры и развлечения.

Так, духи Расо от Пако Рабанна в бутылочке из алюминия, подходящие для мужчин и женщин, подчеркнуто авангардные, демократичные, отрицают, кажется, сам смысл духов своей универсальностью. Странно привлекательной показной античностью этот флакон похож на бездушного киборга, если продолжить сравнение духов с душой, а флакона - с телом, Но, как мы помним по фильмам "Робот-полицейский" или "Терминатор", у механических героев душа все-таки есть.

У Сони Рикель, принадлежащей к элите законодателей моды, изобретшей женские пуловеры с "видимыми" узелками вязки, появились в 1997 году духи Pullover, заключенные во флакон в форме пуловера, свою идею она объяснила следующим образом: "Духи надевают как вторую кожу, прямо на тело, под свитер, закутываются в них. Аромат следует за вами, настигает и остается, подобно шлейфу, позади вас. Это ваш личный пароль. Духи способны говорить без слов".Строгое равновесие между новизной, чистотой, историчностью и авторитетностью передается в духах, в первую очередь, именно через зрительный образ. Асимметричные и подвижные, как флакон для Eau belle d"Azzaro, классические и строгие, как у Opium Сен-Лорана, они задают тон общения и говорят от имени запаха. Они смеются над нами или заставляют смеяться нас, они отталкивают нежелательных владельцев или притягивают родственные души. В них отражается мода то на металл, то на пластик, то на шокирование, то на преклонение. Их маленькие головки открыты и беззащитны, их тела стройны и хрупки, смысл их существования - наша радость и наш успех.
Флаконы, эти хрупкие произведения искусства, содержат в своем оформлении очень много отсылок к архетипам сознания, к глубинным пластам личности. Например, оформление флакона в виде женской фигуры -толчок к восприятию собственной фигуры, как идеальной через приобщение к содержимому "идеальной модели". Провозглашение себя "ядом" или "эгоистом" (Poison, Egoiste Platinum) - тоже защитная реакция психики, ведь "лучший способ избежать ответственности - взять ее на себя" (Ричард Бах). Тема магии, колдовства, волшебного кристалла - не только рекламный ход, но и попытка осознать принципиальную загадочность пахнущих по-разному на разных людях, в разное время, при разной погоде.Попытаться ли поймать летающего эльфа в золотую сеть, как сделал Джанфранко Ферре, или запечатать его, как гранату, по примеру Селин, или дать ему возможность спокойно перетекать из флакона в пробку, как у Эска-да - много найдется путей общения с тайной. Флаконы приобретают форму бутылки, как в Jean Collection Джанни Версаче или лекарственных пузырьков, как у Жоффрея Бена в Grey Flannel. Теперь у флакона может появиться не только традиционная кисточка, как у VHeure bleu Герлена или Raffaella by Raffaella Curiel, но и кокетливый ремень (Hugo Boss). К условно-реалистичным элементам можно отнести флакон-классическую колонну Roma Лауры Бьяджот-ти и флакон-цветок у Claire de Nilang Лалик. Но даже пробка-зверь у Jungle Кензо - это не просто тигр или слон, но и восточная многозначность и современная интернациональная ностальгия по опасностям и приключениям. Звезда-флакон для духов Angel от Мюллера - это намек и на бесконечность, и звездное начало каждой женщины, и карнавал, и падение, и восхождение. Проникновение в парфюмерную галактику кутюрье, ювелиров, сафьянщиков и шорных дел мастеров привело к появлению новых тенденций в оформлении флаконов для духов.
Особое внимание на упаковку обратил уже Эрнест Далтрофф, основатель фирмы "Карон". Он использовал кожи, шелковые цветы, различные ткани. Он первым стал играть на контрастах открытой и закрытой коробки, увлекая покупателя эффектом неожиданности и удивления. Знаменитые Fete de Rose (Праздник роз) были упакованы в черный бархат и розовый атлас.
Еще в 1858 году фирма "Бушрон" объединила историю своего парфюмерного Дома с историей ювелирного дела во Франции. Духи от Бушрон одеты в золото и сапфиры, а сами флаконы делаются порой в форме кулонов, колец, браслетов. Волшебный аромат духов Jaipur заключен в символический браслет, созданный дизайнером Джоэлем Дезгрипсом и Аленом Бушроном

Фирма "Эрме", специализирующаяся как на создании современных предметов роскоши, так и на традиционном производстве шорных изделий, ставших поистине легендарными, создала мужскую парфюмерную линию Rocabar, где связаны воедино традиции и современность. Эта связь передана в самом оформлении аромата Rocabar. Флакон обернут в мини-плед и перевязан кожаным шнурком. Кутюрье Жан-Поль Готье - eufant terrible современной моды, возродив корсет в нижнем белье женщины, ввел его в оформление флаконов своих духов, как бы заключив флаконы в корсеты.

Вещи часто совмещают несколько функций: флакон духов может обернуться деталью интерьера и в этом качестве примерить маску скульптуры или украшения. Парфюмерные изделия могут стать элементами, способствующими релаксации, и постоянно удивлять оригинальным видом, контрастом флакона и коробки или необыкновенным названием.

Семейственность любой парфюмерной серии позволяет носить с собой лишь дезодорант или, в крайнем случае, туалетную воду, а флакон с духами становится "домашним животным", которое не беспокоят без толку, берут на руки, дружат с ним.

Появление в мировой культуре и индустрии нового действующего лица - Дизайна - перевернуло все представления о творчестве, конечном продукте искусства, его цене и культурной ценности.

Искусство дизайна флакона достигло такого совершенства, что оболочка, как и сами духи, созданные на долгие годы, могут пережить и платье своей хозяйки и даже мебель, на которой они стоят, и стать предметом коллекционным