Рабочая программа по ррс и фпср. Урок ррс и фпср на тему "спорт" Будем учиться правильно говорить звуки

Работа над литературным текстом на занятиях РРС и ФПСР

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Это не маловажно при работе над текстом на индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию речевого слуха с детьми, имеющими нарушения слуха.

Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются основные направления которые включают в себя не только работу над звукопроизношением, внятностью, слитностью речи, но и эмоциями, нравственностью и развитием морального и духовного потенциала обучающегося.

Исходя из методики работы над текстом, мы большое внимание уделяем смысловому аспекту работы над текстом. Литературный текст -это, как правило отрывки из произведений которые изучают обучающиеся на уроках литературы и чтения. Детские рассказы на различную тематику детских авторов в начальных классах. Классические произведения в средних и старших классах. При работе над литературным текстом мы прививаем интерес к высокохудожественным произведениям. Практика показывает, что обучающиеся с особым интересом воспринимают тексты подкреплённые иллюстрациями, картинками, фотографиями, небольшими видеороликами по произведениям (отрывкам). На занятиях используются приемы, включающие обучающихся в прямой диалог с персонажами прошлого. Опирающиеся на субъектный опыт, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями. Определяя свое отношение к событиям, героям, ситуациям, обучающиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Развивается способность к осознанному чтению. На индивидуальных занятиях используется проблемный подход, основанный на взаимодействии, диалоге, в ходе которого обучающиеся, опираясь на словесный опыт, учатся мыслить, на основе анализа прочитанного взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в диалоге. Хороший эффект дает использование заданий, ориентированных на моделирование ситуаций, в которых обучающийся может «играть роль» персонажа, героя и т. д. Это способствует развитию интереса к прочитанному, а также развитию навыков монологической и диалогической речи.

Литературный текст, безусловно, является труднейшим для восприятия детьми имеющих нарушения слуха. Чтобы работа с литературным произведением оказалась эффективной и результативной, мы учитываем различные факторы. Одним из главных факторов является работа над словарём, пониманием слов вплетённых в контекст. При отборе художественных текстов для использования их на занятиях учитывается уровень подготовки учащихся. Кроме того, важным является и учёт самого текста: не каждый художественный текст подойдёт для работы на занятиях. Поэтому мы перерабатываем тексты для более доступного восприятия его обучающимися.

Алгоритм работы с текстом:

На индивидуальных занятиях-

чтение текста учителем и учеником. Выяснение понимания содержания (по 2-3 вопросам). Повторное чтение текста

Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам.

Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их.

Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста.

Беседа о том, кто учится в классе. Кто из них твой друг, подруга.

Чтение текста по частям, оглавление этих частей текста учеником.

Пересказ текста по полученному плану, используя таблички со словарём.

Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Работа по составлению предложений из текста к подходящим к ним картинкам.

Работая над текстом «Лето пришло» обучающийся воспринимал текст целиком и по абзацам на слух за экраном. Были заданы вопросы по тексту. Предъявлялись слова подкреплённые объяснением с иллюстративным материалом. Значения таких слов как сено, сенокос и стог были объяснены при помощи антонимов и синонимов: трава сочная- срезали траву, стала трава сухая- это сено. Что такое сено?- это сухая трава. Показана картинка косы - что это? Это коса. Траву срезают косой (что делают?) косят. Идёт сенокос-сено-сухая трава, кос-коса-косить, то есть сенокос - косят траву. И так проходит работа над словарем, который разбирается для понимания содержания текста учеником.

Восприятие по предложениям на слух за экраном. Предложения подбирались таким образом, чтобы создавался образец пересказа рассказа.

Послушай предложение и найди его в тексте (за экраном). Обучающийся хорошо понял предъявляемый материал и смысл новых слов. Главную помощь в понимании данного текста сыграла иллюстрация и картинки к отдельным предложениям. Подбор учащимся предложений из текста к картинкам. А также драматизация предложения о покосе. Были использованы в работе и деформированные предложения. Это очень трудный вид работы для обучающихся т. к. в предложенных словах (некоторых из них) надо было ещё изменить и окончание. При выполнении данного вида работы была предложена таблица вопросов.

Работая над содержанием отдельных частей (эпизодов) произведения «Тарас Бульба» мы подобрали материал о смерти Тараса Бульбы и брата полячки. Провели работу над пониманием словосочетаний и фраз. Подобрали синонимы к отдельным словам и словосочетаниям, выполнили грамматические задания. Работая над этими эпизодами, мы составили план и сравнительную таблицу. Ученик провёл параллель между двумя этими трагическими событиями и как описывает их автор. Составив таблицу мы, сделали вывод, что Тарас Бульба настоящий герой это было доказано его поступком и поведением. И личное отношение обучающегося к прочитанному. Были заданы вопросы о прочитанном за экраном. Проведён слуховой диктант труднопроизносимых слов из данных эпизодов.

Работая над текстом, по творчеству Ф. Абрамова мы остановили своё внимание на очерке о биографии Ф. Абрамова. Текст был разобран по предложениям, фразам - параллельно велась работа над пересказом. Опираясь на составленную сравнительную таблицу обучающаяся хорошо ответила на вопросы по тексту, сделала вывод о прочитанном. Главным образом, при отборе текста мы ориентировались на его языковую доступность то есть текст не был перегружен причастными и деепричастными оборотами, большим количеством сложно- составных предложений, архаизмами, выражениями и конструкциями.

На занятии по теме «Поведение людей» мы взяли отрывок из произведения Василия Шукшина «Экзамен». Прежде, чем начать работу над отрывком нами была проведена работа со словарём, а также грамматические, орфографические, лексические упражнения. После прочтения текста были выполнены задания, которые помогли лучше понять смысл прочитанного. Закрепить произношение слов и словосочетаний.

Далее проходила работа над диалогом по тексту. Обсуждение прочитанного, отношение обучающегося к поступку героя. Кто в данной ситуации прав, а если нет, то почему? Также обучающийся составлял предложения с разобранными словами, вставлял пропущенные слова, подходящие по смыслу в предложения.

Таким образом, использование художественного текста на занятиях по РРС и ФПСР является необходимым, с одной стороны, учащиеся знакомятся с разнообразием лексического и грамматического материала, с другой стороны, активизируется их познавательная деятельность и расширяются культурологические знания. Эффективность работы с художественным текстом достигается главным образом путём учёта различных факторов.

Во-первых, текст должен соответствовать уровню языковой подготовки, возрастным особенностям обучающегося.

Во-вторых, язык текста должен быть знаком им, общеупотребителен, не перегружен сложными синтаксическими конструкциями и т.п.

В-третьих, к тесту должны прилагаться различные языковые задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ 1 ВИДА (№1)

1. Выбери вариант, где верно выделены ударные звуки:

А) литерат у ра, матем а тика, биолог и я, физ и ка

Б) настро е ние, любоп ы тно, о тношение, инт е рес

В) уч и ться, стар а ние, увлек а ться, сч и тать

Г) ф о рмула, вычит а ние, реш и ть, зад а ча

2.Какое слово составлено:

А) снег;

Б) шуба;

В) зима;

Г) мама.

пожалуйста, шестнадцать, здравствуйте?

Б) Непроизносимые согласные

Что повесил Вова?

А) Вова повесил пиджак в шкаф.

Б) Вова повесил пиджак в шкаф.

В) Вова повесил пиджак в шкаф.

Г) Вова повесил пиджак в шкаф.

ПА ПУПА ПУ ПАПУПА ПУ ПА.

а) Это очень трудно!

б) Прочитаешь журнал и найдёшь друзей.

в) Оля, пойдём в библиотеку.

г) Да, пойдём.

Кто садился на мой стул и не поставил его на место

а) с восклицательной;

б) с вопросительной;

в) удивлённо;

г) обычно.

7.Дополни пословицу:

Лето припасает, …

а) а лень портит;

б) а потехе час;

в) а зима поедает;

г) люби и саночки катать.

8 . Сколько коротких пауз можно поставить в тексте стихотворения?

Страна моя, страна родная.

Краса земли, её весна,

Ты вся – от края и до края –

Вперёд и ввысь устремлена.

Ты – всех светлей, раздольней, шире,

Такой другой не видел я.

И светит всем народам в мире

Судьба высокая твоя.

А) 5;

Б) 8;

В) 10;

Г) 7.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ 1 ВИДА(№2)

1.Выбрать вариант, где верно выделены ударные звуки:

А) м у зыка, т а нцы, рисов а ние, ж и вопись

Б) настро е ние, люб о знательность, о тношение, инт е рес

В) м а стер, стар а ние, увлек а ться, сч и тать

Г) зн а чение, вычит а ние, реш и ть, задач а

2.Какое слово составлено:

А) снег;

Б) шуба;

В) луна;

Г) мама.

3.На какое правило орфоэпии подобраны слова:

Молоко, котёнок, мороженое, корова

А) Произношение звонких согласных на конце слов

Б) Непроизносимые согласные

В) Произношение безударного О

Г) Произношение звонких согласных перед глухими.

4.Выбери предложение, где правильно указанно логическое ударение.

Что ты будешь сейчас делать?

А) Я сейчас буду рисовать.

Б) Я сейчас буду рисовать.

В) Я сейчас буду рисовать.

Г) Я сейчас буду рисовать.

5.Подбери к слоговому ряду предложение:

ТА ТАТА ТА ТА ТА ТА

а) Нет, мама.

б) Мама, мне очень плохо.

в) Оля, мы вызываем по телефону скорую помощь.

г) У меня сильно болит голова.

6.С какой интонацией нужно сказать слова:

Дорогая мама, поздравляю тебя с днём рождения

а) с вопросительной;

б) удивленно;

в) с восклицательной;

г) обычно.

7.Дополни пословицу:

Лень человека портит, а …

а) труд кормит;

б) потехе час;

в) тот не ест;

г) люби и саночки катать.

8 . Сколько коротких пауз можно поставить в тексте?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

а) 5;

б) 8;

в) 10;

Для повышения эффективности индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, для более прочного усвоения речевого материала при восприятии его на слух необходимо использование различных видов работ.

Работа с табличками

На первом году обучения широко используется работа с табличками.
На табличках записывается весь речевой материал, предусмотренный программой:
- фразы, включающие утверждения, отрицания, поручения, вопросы
- слова и словосочетания
- тексты.
В процессе слуховой работы таблички используются следующим образом:
1) таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе. Учитель произносит эти фразы за экраном, ученик должен их повторить.
2) учитель произносит фразу, не показывая табличек, если после 2-3 повторений ученик не может ее воспроизвести, учитель показывает табличку и снова повторяет фразу за экраном.
3) ученик слушает предъявляемую за экраном фразу (задание), показывает табличку и выполняет действие, затем отчитывается за его выполнение (Я взял карандаш)
4) таблички расположены текстом вниз; ученик берет любую табличку и не глядя на текст, отдает ее учителю, который читает ее за экраном, ученик отвечает на вопрос или выполняет задание.
Для закрепления умения учащегося различать или опознавать на слух отдельные слова, обозначающие предметы можно использовать специальные игры.
«Что я спрятала?»
«Что у тебя?»
Верно-неверно

Тематические игры:
В 1-м классе после усвоения темы «Класс», «Столовая», можно провести игру «Вова – дежурный».
Во 2-м классе для закрепления темы «у врача», «маленький доктор», «в магазине», «ребята помогают маме», «в новой квартире».

Для закрепления различных тем можно провести беседу, используя при этом знакомые по значению и звучанию фразы, но порядок слов в этих фразах следует изменить. В ходе беседы можно предложить для восприятия на слух

Новые слова и словосочетания.

Этот вид работы целесообразно проводить начиная со 2-го класса. (беседы о летних каникулах,
Куда ты поедешь?
Что будешь делать.
Я буду плавать.
А ты умеешь плавать?)

Очень распространенным видам работы является

Выполнение поручений.

Поручения даются на слух, если оно не воспринимается слухо - зрительно.
Возьми.
Попроси.
Открой.
Ученик выполняет поручения и отчитывается.
Надо следить, чтобы учащиеся не повторяли за учителем текст поручения, а сразу выполняли его и после этого отчитывались.
В 1-2 классах проводиться работа на повторение пройденного материала:
- название чисел от 1 до 10
- решения примеров 8-6
- решения задач по демонстрации действий и по тексту.
Задача типа «Возьми 2 ручки», «Попроси еще 3 ручки»,
В слуховой работе используется такой вид работы как

Ответы на вопросы

Вопросы могут быть самые разные
- по организации учебной деятельности,
- по теме: «Класс», «Столовая», «Каникулы», «Семья».
Порядок слов в вопросе по возможности нужно менять
Как ты слышишь?
Ты слышишь хорошо?
Интересным видом работы является

Восприятие фразы на основе догадки

Ученику известны фразы: «Возьми карандаш» и слово «мальчик».
На слух предлагается фраза: «Мальчик взял карандаш».
Новая фраза: «Мальчик рисует».
На уроках можно использовать такой вид работы, как

Угадывание предмета по описанию.

«Похожа на прямоугольник. Можно открыть и написать пример, задачу».
«Похожа на прямоугольник. Можно открыть прочитать рассказ»,
«Весной вырастает, осенью опадает».
Большое внимание над обратить

На работу с текстом.

I. Для развития речевого слуха большое значение имеет работа с печатным текстом. Эта работа проводиться на протяжении всего периода обучения в школе и включает восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, фраз, текстов и заданий по прочитанному. Такая работа позволяет в процессе обучения, создавать условия для активного привлечения детей к слуховому восприятию при усвоении речевого материала и поддержанию у учащегося интереса к занятиям.

II. При обучении восприятия текста важно последовательно выполнить все этапы:
- восприятие текса целиком (выяснение: Что понял(а)?)
- опознавание текста на слух по фразам
- затем в различной последовательности, произвольной комбинации
- опознавание на слух фраз, словосочетаний
- выполнение заданий по тексту

Только после того, как весь речевой материал текста легко опознается на слух, выясняют понимание текста ребенком и самое главное, умение вести диалог по воспринятому тексту в форме вопросов и ответов.
Какое время года?
Какая погода?
Ты любишь весну? Почему?
Ты уже видел скворцов? А скворечник ты повесил?
Диалог можно организовывать так же по воспринятой на слух фразы. Важно, чтобы ученик не только отвечал на вопросы, а сам задавал вопросы, воспринимая ответы учителя на слух.
Учитель: «Я вчера ходила в кино».
Ученик может спросить: «Какой фильм вы посмотрели? О чем?»
Темы и возможные варианты вопросов продумывает учитель.
На занятиях по слуховому восприятию используется и такой вид работы как

Слуховые диктанты.

Сначала эти диктанты небольшие по объему, в основном состоящие из знакомых по звучанию фраз и слов. Постепенно в диктант вводятся и незнакомые по звучанию слова.
При их проведении дети приучаются сосредотачиваться, вслушиваются в речевой материал. Учитель сразу же исправляет их ошибки и оценивает работу.
Нравится учащемуся и

Работа по открытой или закрытой картинке.

1. Учитель берет небольшую картинку простого сюжета, переворачивает и предлагает нарисовать по описанию.
«Нарисуй также». (погода, семья, класс, Новый год, елка)
2. Проводятся занятия и с двумя картинками. Сначала многократно показывают и называют одну картинку, потом другую. Потом предъявляют сразу две, а затем постепенно добавляют новые.
3. Вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые, объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий.
Вот девочка. Девочка сидит.
А эта девочка спит.
4. Постепенно задачи на занятиях с предметами, картинками усложняются. У детей формируется представление о величине, цвете, различных состояниях.
Собачка большая.
Кубики красные и желтые.
Девочка бежит, упала, плачет.
5. Во второй половине второго года занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе нужно объяснить основной смысл изображаемого, раскрывать сюжет. На первых занятиях говорит сам учитель: «Посмотри на картинку и послушай, что я скажу».
6. Далее он рассказывает, кто нарисован, что делают, каково из состояние, какие взаимоотношения. (Девочка заботиться о собаке. Собака радостно встречает мальчика.)
7. При повторном рассмотрении одной и той же картинки, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предложить детям: «Давай внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке.»
Это кто?
Что делает девочка?
8. Вариант работы с картинкой: учитель не показывает картинку ученику, а предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание. Когда ученик определит содержание картинки, ее показывают ему и работа продолжается.

Следующий вид работы –

Отгадывание картинки

Которое проводится как при повторении пройденного материала, так и при закреплении нового. Перед учеником лежит ряд картинок. На слух предлагаются фразы, соответствующие содержанию одной из картинок. Ученик должен показать эту картинку.
Например: перед учеником лежат картинки «семья обедает», «летние каникулы», «класс».
Учитель предлагает ученику на слух фразы
Мама наливает суп.
Папа читает газету.
Ученик должен показать соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».
Показываем ученику предмет, например карандаш, а за экраном спрашиваем: «Это ручка?». Ученик должен дать утвердительный или отрицательный ответ.
Аналогичную работу мы проводим и с картинкой. Показываем ребенку картинку, на которой изображен читающий мальчик и спрашиваем за экраном: «Мальчик рисует?».

Составление макета по теме «Комната», «Класс»

1. Читаем текст
Посередине стоит стол.
Около двери …
2. Ученик воспроизводит услышанные слова. Учитель выставляет мебель.
3. Учитель читает рассказ по предложениям, и ученик расставляет мебель.
4. После того как макет составлен, учитель задает вопросы: Что? Где стоит?
Аппликация

Аппликации хорошо делать по темам: «Семья», «Елка», «Новогодний праздник».
Ученик выясняет содержание картинки по вопросам. (часть вопросов может быть дана на табличках)
Что изображено? Семья.
Сколько человек на картинке? 7 человек.
Кто? Папа, мама.
Что делает папа? Читает газету.
Смотрит телевизор.
По вопросам ученика и ответам учителя составляется аппликация.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

«Праздники. Коррекция «С». Дифференциация «Г-К»

(6 класс, I вид)

Учитель-дефектолог: Карпенкова Д.В.

Воспитанник: Панюков Дмитрий (Хроническая двусторонняя сенсоневральная глухота)

Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи на основе речевого материала темы и текста в соответствии с математическим и грамматическим материалом.

Задачи:

Развитие навыка коррекция в речи звука «С» в позиции стечения гласных на речевом материале темы, текста

Развитие навыка дифференциации в речи звуков «Г-К» на речевом материале темы, текста;

Развитие кругозора в области истории, темы «Праздники»;

Тренировка навыка произношения речевого материала в нормальном темпе;

Развитие умения различать и опознавать на слухо-зрительной основе речевой материал темы и текста с использованием ЗУА индивидуального пользования и без ЗУА;

Развитие грамматического строя речи воспитанников в процессе составления связных высказываний;

Воспитание познавательного интереса к тематическому материалу учебных дисциплин (история).

Ресурсы: таблицы с речевым материалом, иллюстрации,.

Ход занятия.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)

(с/з)–Здравствуй …...

(с/з)-Как ты слышишь?

(с/з)-Сегодня тема занятия «Праздники».

(с/з)-Повтори тему занятия.

Здравствуйте …

Я слышу ……

Тема занятия «Праздники».

(повторяет за учителем речевой материал, опознавая слухо-зрительно)

Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)

Коррекция «С»правила произношения.

(с/з)-Будем говорить Звук «С»

(с/з)-Прочитай слоги.

Дифференциация «Г-К»

(с/з)-Будем говорить Звуки «К, Г»»

(с/з)-Прочитай слова со звуком «К»

(с/з)-Найди пару. Соедини правильно слова.

(с/з)-Послушай, повтори, найди иллюстрацию.

Педагог произносит речевой материал, предлагая обучающемуся различить фразы слухо-зрительнои повторить правильно, подобрав иллюстрации к услышанному.

(открыть таблицу)

(с/з)-Поставь знак словесного ударения, прочитай правильно


(проговаривает речевой материал по таблице, соблюдая правильность произношения звуков)

(проговаривает речевой материал(с/з)соблюдая правильность произношения звуков)

(Заканчивает слово слогом СА)

Полоса, колбаса, крыса.

(Начинает слово слогом СА)

- Сапоги, самолет, санки

(проговаривает речевой материал по таблице, соблюдая правильность произношения звуков «К-Г»)

(подбирает пару, составляет словосочетание)

(различает фразы слухо-зрительно, повторяет соблюдая правильное произнесение звуков, подбирает иллюстрацию)

(расставляет словесное ударение, проговаривает правильно,)

Развитие слухового восприятия (10 мин.)

1.Работа над темой «Праздники»

(с/з)-Будем отвечать на вопросы.

(с/з)-Какие праздники ты знаешь?

(с/з)-Послушай, повтори и выбери.Какую открытку ты подаришь на праздник….

1)Эту открытку я подарю в женский день.

2)Эту открытку я подарю в День Защитников Отечества

3)Эту открытку я подарю в День Рождения.

4)Эту открытку я подарю на Новый год.

(предлогаются открытки)

Учитель(с/з) предъявляет речевой материал по теме

(с/з)-Повтори предложение.

(с/з)-Ответь на вопросы.

2)Твой папа служил в армии?

(с/з)-Повтори.

2. Работа над текстом «Три сына».

(с/з)-Повтори.

Было у матери три сына.

Выросли сыновья.

Проводила мать в армию трех сыновей, трех бойцов

1(первый) стал ракетчиком.

2(второй) моряком.

3(третий) танкистом.

(с/з)-Выполни задание


1)Покажи танкиста.

2) Покажи ракетчика.

3) Покажи моряка.

(с/з)-Послушай и повтори.

Сыновья, ракетчик, моряк, танкист, мать, гордится,

3. Опознавание речевого материала занятия (без ЗУА)

(с/з)-–Сними аппараты.

8(восьмое)марта

23(двадцать третье) февраля

(с/з)-Надень аппараты.

Обучающийся отвечает на вопросы.

(опознаёт речевой материал текста слухо-зрительно, повторяет, соблюдая правильность произношенияподбирает иллюстрацию)

обучающейся опознаёт и повторяет, отвечает на вопросы

2)… мой папа (не) служил в армии.

3)Я буду поздравлять …..

4)Подарок для мамы лучше сделать самому.

(опознаёт речевой материал текста слухо-зрительно, повторяет, соблюдая правильность произношения)

(различает (с опорой) речевой материал, подбирает иллюстрацию,проговаривает речевой материал текста слухо-зрительно, повторяет, соблюдая правильность произношения)

Я сняла аппараты

(опознаёт речевой материал всего занятия на слух и слухо-зрительно, без ЗУА, повторяет, соблюдая правильность произношения)

Я надела аппараты.

Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)

(с/з)--Какая сегодня была тема занятия?

(с/з)--Что мы делали на занятии?

(с/з)-…….., ты отлично работала, молодец!

(с/з)--До свидания…..

Сегодня тема занятия была «Праздники».

На занятии мы правильно произносили звуки «С» «К-Г», читали и слушали, отвечали на вопросы к теме и тексту, повторяли математический материал, выполняли грамматические задания, работали над слитностью речи, ударением, темпом, правилами орфоэпии.

Я отлично работала, я молодец!

Корнилова Анна Викторовна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ОШИ I вида
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект индивидуального занятия по ФПСР и РРС
Дата публикации: 05.10.2016
Раздел: среднее профессиональное

Конспект индивидуального занятия ФПСР и РРС
Тема: Окончания ого, его. Автоматизация «Ц», Дифференциация «З-Ж». Текст «В гостях» Класс: 5, ученица с кохлеарным имплантом. Цель: Упражнять в правильном воспроизведении окончаний прилагательных -ого, -его к а к -ова, -ева. Тренировать в правильном произнесении звука «Ц» в слогах, словах и во фразах. Учить различать звуки «З от Ж» в артикуляции и на слух на материале слогов и слов. Учить воспринимать слухо-зрительно и понимать обращенную речь на материале текста. Учить в опознавании на слух слов и фраз. Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: -н/сЗдравствуй, Лена! Ученица: -Здравствуйте, Анна Викторовна! Учитель: -н/сАппарат работает? Ты слышишь? Ученица: -Да, аппарат работает. Я слышу. Учитель: -Лена, поздоровайся с гостями. Учитель: -н/с Что ты будешь делать? Ученица- Я буду говорить и слушать. Учитель:-н/с Еще ты будешь выполнять задание. Ученица-Еще я буду выполнять задание.
2.Формирование произносительной стороны речи.
Учитель: 1.Как надо произносить безударное О? 2.Как надо произносить звонкие согласные на конце слов? 3.Как надо произносить звонкие согласные перед глухими согласными? Задание: -Придумай слова на правило.
-Поставь ударение и знаки.
Окончания -ого,-его надо произносить как -ова, - ева.
Например: (Какого (ова)?) Красного/ова, летнего/ева, синего/ева, веселого/ова, вечернего/ева. Запомни. Окончания ого, его в прилагательных надо произносить как ова, ева. Задание: Какого цвета цветы (незабудки, одуванчики, тюльпаны, маки)? Образец: Ландыши белого цвета.
Автоматизация «Ц»
ЦА АЦ-----А АЦ ЦО ОЦ-----О ОЦ ЦУ УЦ-----У УЦ Назови картинки: Цирк, хлебница, певец. Прочитай предложения: В цирке нужно веселиться. Лисица тянется к яйцу. Ученица пятиклассница.
Дифференциация «З – Ж»
-Чем отличается (разное) произношение звука З от произношения звука Ж? Посмотри профили. При произношении звука З кончик языка внизу, а при произношении звука Ж кончик языка вверху. Послушай и повтори слоги, слова. ЖА-ЗА, АЖУ-АЗУ, ЖДА-ЗДА.
Кожа-Коза Гроза-Лужа Одежда-Здоровье
3. Развитие речевого слуха.
Учитель: Я буду читать текст, а ты будешь слушать. Текст: «В гостях у тети Нины» -Здравствуйте, тетя Нина! -Здравствуйте! Проходите. Раздевайтесь. -Нина Ивановна, разрешите поздравить Вас с праздником 8 Марта. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, успехов в работе! Примите наш подарок и цветы. -Спасибо. Ой, какие красивые цветы! -Садитесь за стол. Будем пить чай. Учитель: Уточнение правильно воспринятого речевого материала из предъявленного текста. Ученица: опознает на слух слова и фразы.
4.Итог.
Учитель: Что мы делали на уроке? Ученица: Мы говорили, слушали и выполняли задания. Учитель: (на слух) спроси об отметке. Ученица: Анна Викторовна, какую отметку я получила. Учитель: (на слух) Лена получила… . Молодец! Иди на перемену. До свидания!