Средства и способы связи предложений в тексте. Простое и сложное предложения

Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Вконтакте

Одноклассники

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:

Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

53. Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

      Ветер на море гуляет
      И кораблик подгоняет.
      (А. Пушкин)

      Веют осенние ветры
      В мрачной дубраве.
      (Н. Карамзин)

    Ветер весело примчал
    Все деревья раскачал.
    (А. Леонтьев)

    Ветер тучи гонит
    Ветер в трубах стонет.
    (Г. Ладонщиков)

  • Какой темой можно объединить все предложения? Определите тип каждого предложения: оно простое или сложное?
  • Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.
  • 54. Прочитайте. Где пропущены запятые?

    1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
    2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпал и по лист..ям.
    3. Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
    4. Повар готовил..бед а с.баки л..жали у двери кухни.
    5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
    6. Утро было морозное но лужи не замёрзли.
    • Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
    • Объясните постановку запятых в предложениях.

    55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.

    1. Я пришёл к другу... .
    2. Тучка набежала... .
    3. Пёс Полкан... .
    • Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.

    56. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

    Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

    Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

    Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак - удочкой с крючком.

    (Е. Чарушин)

    • Определите тип текста, тему и главную мысль.
    • Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
    • Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 2).

    Лецких Л.А.
    учитель начальных классов
    МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
    Урок русского языка в 4 классе по теме: «Как отличить сложное предложение от простого предложения с
    однородными членами?». УМК «Школа России»
    Тип урока
    Педагогически
    е задачи
    Планируемые
    предметные
    результаты
    Метапредметн
    ые УУД
    Освоение нового материала
    Создать условия для ознакомления с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с
    однородными членами; совершенствовать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами, составлять
    схемы простых и сложных предложений; способствовать развитию речи учащихся, формированию умения
    вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, способности к
    самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; содействовать воспитанию
    интереса
    к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
    Познакомятся с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с однородными
    членами; научатся распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать
    сложные предложения в устной и письменной речи; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие
    этим схемам; составлять сложные предложения из данных простых предложений
    Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
    синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы
    класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее
    предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: использовать при
    выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
    высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или
    одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя
    различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения,
    соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
    сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия
    коллективных решений
    Личностные Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для

    результаты
    одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

    О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
    Этап урока
    Содержание деятельности учителя
    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)
    1
    II.
    Актуализаци
    я знаний.
    Проверка
    домашнего
    задания
    (рабочая
    тетрадь).
    Минутка
    чистописания.
    2
    3
    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
    о проделанной работе.
    – Прочитайте задание 51. Прочитайте простое
    предложение и сложное предложение, которое вы
    составили.
    – Назовите основы сложных предложений.
    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
    выполненной дома работе. Читают составленные
    предложения. Называют основы сложных
    предложений. (См. РМ, Приложение 2.)
    Выполняют чистописание.
    ℓ ℓ ℓ
    ℓ ℓ ℓ
    u a н o a н o u
    Рядом рос кустик бузины, а на нем сидели
    молодые воробьи.
    Проводит минутку чистописания.
    – Могут ли эти буквы быть словами?
    – Как эти слова называются в грамматике?
    (Союзы.)
    – Когда мы в своей речи используем союзы?
    – Каллиграфически и грамотно запишите
    предложение.
    – Разберите предложение по составу. Составьте
    схему. Что можем сказать об этом предложении?
    Как соединены простые предложения между
    собой? (Союзом «и».)
    – Какой знак препинания стоит перед союзом «и»?
    – Когда мы не ставим запятую перед союзом «и»?
    Формируемые
    способы
    деятельности
    учащегося
    4
    Выдвигать
    гипотезу и
    обосновывать
    ее.
    Осуществлять
    актуализацию
    личного
    жизненного
    опыта. Уметь
    слушать в
    соответствии с
    целевой
    установкой.
    Принимать и
    сохранять
    учебную цель
    и задачу.
    Дополнять,
    уточнять
    высказанные
    мне­
    ния по
    существу
    полученного
    задания

    1
    Работа над
    словами с
    непроверяемы
    м написанием
    III.
    Сообщение
    темы урока.
    Определение
    целей урока
    2
    3
    4
    Продолжение табл.
    Организует работу над словами с
    непроверяемым написанием.
    – Отгадайте загадки:
    Апельсина брат меньшой,
    Потому как небольшой.
    (Мандарин.)
    С виду он как рыжий мяч,
    Только вот не мчится вскачь.
    В нем полезный витамин.
    Это спелый … (апельсин).
    Под палящим солнцем рос
    Золотистый … (абрикос).
    – Прочитайте слова по стрелкам и объясните их
    правописание.
    – Составьте одно предложение, используя все
    четыре словарных слова.
    – Чем интересно данное предложение?
    – Расставьте знаки препинания
    Задает вопросы. Комментирует ответы,
    предлагает сформулировать цель урока
    Составляют схему сложного предложения.
    [ = - ], и [ = - ].
    По стрелкам читают словарные слова: «апельсин»,
    «абрикос», «урожай», «мандарин».
    Составляют и записывают предложение.
    (См. РМ, Приложение 3.)
    – Это предложение с однородными членами
    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
    формулируют цель урока. Под руководством
    учителя определяют задачи урока: не путать
    сложные предложения и простые предложения с
    однородными членами, грамотно писать сложные
    предложения и расставлять знаки препинания
    Принимать
    и сохранять
    учебную цель
    и задачу

    Продолжение табл.
    1
    IV.
    Объяснение
    нового
    материала.
    Наблюдение
    над языковым
    материалом.
    Работа
    по учебнику
    (упражне­
    ние 53)
    V. Первичное
    закрепление
    знаний.
    Самостоятель
    ная работа.
    2
    3
    Организует работу по теме урока. Объясняет
    новый материал, отвечает на вопросы учеников.
    – Как могут простые предложения соединяться в
    сложные?
    – Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните
    свой ответ. (Запятая пропущена в предложении
    «Ветер тучи гонит, ветер в трубах воет». Это
    предложение сложное.)
    – Какой темой можно объединить все
    предложения? (Тема «Ветер».)
    – Определите тип каждого предложения: простое
    или сложное.
    – Спишите простые предложения с однородными
    членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните
    в предложениях главные члены
    Задает вопросы. Комментирует и корректирует
    ответы. Наблюдает за работой учащихся.
    Помогает, при необходимости проверяет
    ответы. Комментирует ход решения.
    Организует самостоятельную работу.
    – Выберите 2–3 схемы и составьте к ним
    предложения на тему «Листопад». Не забывайте,
    что красивой нашу речь делают имена
    прилагательные. Какие листья осенью? (Золотые,
    разноцветные, резные.)
    – А теперь приступайте к выполнению задания.
    Выводят языковые закономерности, лежащие в
    основе изучаемого понятия или правила.
    Анализируют формулировку правила (понятия),
    данную в учебнике. Проводят наблюдения на
    материале связных текстов.
    Записывают простые предложения. Ставят
    пропущенные запятые. Подчеркивают главные
    члены предложения.
    Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
    Веют осенние ветры в мрачной дубраве.
    Ветер весело примчал, все деревья закачал.
    Выполняют дидактические упражнения, отвечают
    на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
    новые знания на новом языковом материале.
    Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
    в обсуждении вопросов по теме.
    Составляют предложения по данным схемам.
    4
    Осуществлять
    анализ
    объектов с
    опорой на
    визуализацию
    Осознанно и
    произвольно
    строить
    речевое
    высказывание
    в устной
    форме,
    обосновывать
    свое мнение.
    Согласовывать
    усилия по
    решению
    учебной

    Продолжение табл.
    4
    задачи.
    Кол­во баллов
    Договариватьс
    я
    и приходить
    к общему
    мнению при
    работе в паре.
    Учитывать
    мнение соседа
    по парте.
    Осуществлять
    контроль
    по результату
    3
    Схема
    ].
    1 балл
    2 балла
    2 балла
    2 балла
    3 балла
    3 балла
    3 балла
    В ходе проверки отвечающий ученик называет
    номер схемы и зачитывает предложение, а
    остальные
    проверяют и показывают сигнальными карточками,
    соответствует ли предложение схеме.
    Работают в парах.
    Готовят устный рассказ на тему «Что я знаю о
    сложном предложении» по плану.
    1
    2
    Проводит проверку самостоятельной работы.
    – Сколько баллов вам удалось набрать?
    – Назовите номер схемы и зачитайте самое
     и  ].
    интересное предложение.
    и
    – Обратите внимание на схемы 2–5. Почему в схеме
    и
    5 перед союзом «и» стоит запятая, а в остальных
    случаях нет? (Запятая ставится, если
    предложение сложное, так как она разделяет
    на письме два простых предложения.)
    [ – =], и [ = – ].
    [ – =], а [ = – ].
    [ – =], но [ = – ].
    ]
    Работа в
    парах.
    Организует работу в парах.
    – Подготовьте в парах связный рассказ на тему
    «Что я знаю о сложном предложении». Построить
    свой рассказ вам поможет план. Не забудьте, что
    каждую свою мысль нужно подтверждать
    примером.
    П л а н устного сообщения:
    1. Какое предложение называется сложным? Как
    его отличить от простого?
    2. Как могут быть связаны между собой части
    сложного предложения?
    3. Что общего у союзов «и», «а», «но», и чем они
    различаются?

    1
    2
    3
    4
    Продолжение табл.
    4. Постановка и роль запятой в сложном
    предложении.
    5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в
    постановке запятой в сложном предложении с
    союзами «и», «а», «но» и в предложении с
    однородными членами?
    – Прочитайте. Где пропущены запятые?
    – Выпишите сначала простые предложения с
    однородными членами, а потом сложные
    предложения.
    – Поставьте, где нужно, запятые и определите,
    какие буквы пропущены в словах.
    – Объясните постановку запятых в предложениях
    Организует работу в рабочей тетради.
    – Прочитайте отрывок стихотворения З.
    Федоровской. Вставьте пропущенные буквы и
    запятые.
    – Какая из данных схем подойдет к первому
    предложению и почему? Обведите номер этой
    схемы
    в кружок. (См. РМ, Приложение 5, 6.)
    Работа
    по учебнику
    (упражне­
    ние 54)
    VI.
    Дальнейшая
    работа
    по
    закреплению
    и обобщению
    приобретенн
    ых знаний и
    умений.
    Работа в тет­
    ради (зада­
    ние 52)
    Выписывают простые, а затем сложные
    предложения. Вставляют пропущенные буквы и
    запятые.
    Выполняют звуко­буквенный разбор слова «обед».
    (См. РМ, Приложение 4.)
    Выполняют задание в рабочей тетради: вставляют
    пропущенные буквы и запятые.
    (См. РМ, Приложение 7.)
    Осуществлять
    анализ с целью
    нахождения
    соответствия
    заданному
    эталону.
    Формулироват
    ь свое мнение
    и позицию

    2
    3
    1
    VII. Итог
    урока.
    Рефлексия
    Домашнее
    задание
    Организует оценивание результатов выполнения
    заданий на уроке. Предлагает детям оценить их
    работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
    Проводит беседу по вопросам:
    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?
    – Что нового узнали на уроке?
    – Какое предложение называется сложным? Как его
    отличить от простого?
    – С помощью чего соединяются части сложного
    предложения?
    – Зависит ли постановка запятой от того, какой
    именно союз соединяет части сложного
    предложения?
    – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
    себя
    Проговаривает и объясняет домашнее задание.
    Формулирует задачи выполнения упражнения,
    дает сопутствующие комментарии.
    – Выполнить задание 53 в рабочей тетради,
    упражнение 55 в учебнике
    Окончание табл.
    4
    Осуществлять
    самоконтроль
    учебной
    деятельности
    Отвечают на вопросы. Определяют свое
    эмоциональное состояние на уроке. Проводят
    самооценку, рефлексию. Проговаривают цель
    урока, определяют, достигнут результат или нет,
    высказываются о трудностях, с которыми
    столкнулись на уроке.
    Продолжают высказывания:
    У меня получилось…
    Я научился…
    Сегодня на уроке я смог…
    Урок дал мне для жизни…
    За урок я…
    Внимательно слушают, задают уточняющие
    вопросы
    Осознавать,
    принимать,
    сохранять
    учебные
    задачи
    Приложение 1
    Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
    – Проверим готовность к уроку.
    Организация начала урока

    Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

    Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

    Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

    Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

    Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

    Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

    1) Прозвенел звонок.

    2) Ребята зашли в класс.

    3) Начался первый урок.

    4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

    Найдём грамматические основы.

    Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

    1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

    4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

    Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

    Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

    Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

    Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

    Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

    1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

    2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

    3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

    1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

    2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

    Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

    Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

    Это сложное предложение, состоит из двух частей.

    3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

    Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

    Дороги почернеют - вторая основа.

    проталины обнажатся - третья основа.

    Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

    Грачи пожалуют - пятая основа.

    Это сложное предложение, состоит из пяти частей

    Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

    1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

    Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

    2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

    3) Ветер затих , и погода улучшилась .

    4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

    Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

    Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

    При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

    Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

    Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

    В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

    В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

    Помни!

    1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

    2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

    Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

    1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

    2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

    3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

    4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

    1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

    Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

    2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

    Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

    3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

    Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

    4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

    Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

    Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

    Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

    Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

    Приведём примеры.

    Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

    что ставится запятая.

    Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

    Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

    Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

    Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

    Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

    Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

    1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

    2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

    3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

    (Б. Заходер)

    3.

    1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

    2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

    3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

    На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. School-collection.edu.ru ().
    2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    3. Zankov.ru ().
    • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

    На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

    (По В. Бианки)

    • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

    Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

    Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

    • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

    Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

    Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

    Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

    Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

    Наступила осень.

    Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

    Односоставные предложения

    Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

    Берег озера.

    Вечерело.

    Зимой поеду в горы.

    Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

    Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

    Итак, есть пять видов:

    • , их еще называют номинативными;
    • обобщенно-личные;

    В нашей общей таблице мы объединим все виды.


    В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

    Например:

    Наступил вечер. (Двусоставное).

    Вечер. (Односоставное назывное).

    Вечереет. (Односоставное безличное).

    Односоставные предложения видео

    Конспект урока 8 класс

    Примечание:

    Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

    Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

    Цели урока:

    • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
    • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
    • развитие умения работы в парах.

    Тип урока:

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

      Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

      В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

      Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

      Создание проблемной ситуации:

      Для чего используются в речи односоставные предложения?

      Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

      Это – тема нашего сегодняшнего урока.

      (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

    2. Задания (распечатаны по количеству пар):






      (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

      Ответы по карточкам:

      Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

      Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

      Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

      Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

      Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

      Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

      На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

      Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

      «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

      Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

      Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

      На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
      Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
      Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

      Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

      Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

      Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

      Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

      Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

      (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

    3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

      Подуло холодком

      От подступившей тучи.

      И чернотой ее

      В природе все затмилось.

      Вдруг молнии копье,

      Блеснув, переломилось.

      За рекой осыпается лес.

      Пожелтело за лесом болотце.

      И в осенней лазури небес

      Журавлиная ниточка вьется.

      Посмотри и послушай, мой друг,

      Как кричат эти мудрые птицы,

      Улетая на солнечный юг,

      Чтоб на север потом возвратиться.

      О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

      Вывод по уроку:

      использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

    4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

      Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания: