Артиллерия - пушка, гаубица, мортира, миномет. Пять самых больших пушек в истории Масса в боевом положении, кг

Разумеется все знают, как раньше делали пушки - брали круглую дырочку и обливали её снаружи металлом. Но порой пушки требовались срочно, а подходящих дырок под рукой не было. Поэтому приходилось использовать какие есть.
А если серьезно, то тема орудий с нестандартными каналами ствола велика и обширна, но в этом посте я расскажу только о тех, которые встретились мне лично.
Все, кроме последней, из экспозиции Центрального музея артиллерии в СПб.

Поробнее:

1.Гаубица-камнемет с квадратным (точнее прямоугольным) стволом.
Изготовлена в 16-м веке. Калибр 182х188 см. Предназначалась для стрельбы картечью и щебнем и относилась к крепостной артиллерии.
Зачем мастер сделал ее такой - неизвестно. Возможно, у него просто не оказалось циркуля.

2.3-фунтовая опытная пушка 1722г.
Калибр 80х230 мм, вес 492кг. Предназначалась для стрельбы сразу 3 ядрами, уложенными в ряд на дощечке. Идея развития не получила, видимо из-за низкой точности стрельбы.

3. Еще одна подобная пушка лежит во дворе Артиллерийского музея. Никаких поясняющих надписей нет.

4. "Секретная" гаубица обр.1753г системы П.И.Шувалова.
Бронзовая, калибр 95х207 мм, масса 490кг, дальность стрельбы 530м.
Полевые габицы с эллипическим каналом ствола, идею которых предложил генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии) граф Шувалов, предназначались для стрельбы картечью. Такой ствол улучшал рассеивание пуль в горизонтальной плоскости. Но из такого орудия нельзя было стрелять ядрами и бомбами, и это делало всю систему неэффективной.
Всего было изготовлено порядка 100 "секретных" орудий различного калибра, и все они былии сняты с вооружения в 1762г, после смерти Шувалова (не путайте "секретные гаубицы" с "шуваловскими единорогами", которые имели обычный ствол, но с конической каморой в конце, благодаря чему возрости дальность и точность стрельбы).

Очевидным недостатком старинных дульнозарядных орудий была их низкая скорострельность. Некоторые мастера пытались повысить её путем изготовления пушек с несколькоми стволами в одном "корпусе".
5. Трехканальная пищаль Ганса Фалька.
Немецкий мастер на русской службе Иван (Ганс) Фальк в 1-й половине 17-го века изготовил эту пушку с 3 каналами ствола. Калибр каждого - 2 гривенника (т.е. 66-мм). Длина пушки 224 см, масса - 974 кг.
Единственная пушка Фалька, сохранившаяся в России.

6. Двуствольная пушка, лежащая во дворе Артиллерийского музея. Возможно это пушка "Близнята", изготовленная по проекту уже упоминавшегося графа Шувалова в 1756г. На практике идея себя не оправдала и подобные орудия остались опытными.

Во второй половине 19-го века конструктора озаботились проблемой повышения дальности и точности стрельбы. Необходимо было найти способ стабилизировать снаряд в полете. Очевидный путь - придать ему вращение. Но как? В конце концов были созданы нарезные орудия, которыми мы и пользуемся по сей день, но на пути к ним конструкторская мысть немало поплутала.
7. Дисковые орудия. Идея таких орудий в том, что снаряд в форме диска при стрельбе будет тормозится в верхней части канала ствола и свободно двигаться в нижней. Таким образом диск начнем вращаться вокруг горизонтальной оси.
От ближнего к дальнему: орудия Андрианова, орудие Плесцова и Мясоедова, пушка Маиевского.

В пушке Плесцова и Мясоедова (слева) диска закручивался благодаря тому, что сверху в канале ствола находится зубчатая рейка (виден крайний зубец).
В орудии Андрианова диск вращался из-за разных по ширине прорезей вверху и внизу.

А пушка Маиевского не от времени изогнулась. Кривизна овального ствола - это и есть способ закрутить снаряд.

Дальность стрельбы возросла серьезно (до 5 раз), но рассеивание было очень велико. К тому же подобные орудия были очень сложны в изготовлении, дисковый снаряд вмещал очень мало взрывчатки, а о пробивном действии можно было забыть. Нетрудно догадаться, что такие орудия так и остались остались опытными.

8. И в заключение - необычное орудие из музея в берлинской крепости Шпандау.
Никаких поясняющих табличек не было. Пушка, очевидно, французская, т.к. на стволе написано Meudon (Мёдон, ныне пригород Парижа) и дата - 1867г. Также имеется вензель с заглавной N.

Предыстория

Разрабатываемый в 1942 году в ответ на появление на Восточном фронте российских танков КВ-1 и Т-34, «Тигр I» (нем. Panzerkampfwagen VI), было решено оснастить 88-мм пушкой в качестве основного вооружения.

Выбор разработчиков пал на зенитную 88-мм Flak 36, которая и послужила прототипом для создания танковой пушки.

И чтобы понять, почему именно зенитная пушка послужила основой для создания танкового орудия, нужно вернуться во времена гражданской войны в Испании 1936-39 г.

В помощь испанским националистам немецкие власти отправили военный контингент, известный как «Легион Кондор», который состоял в основном из персонала Люфтваффе и был оснащен новыми 88-мм зенитными орудиями Flak 18 (предшественник Flak 36). С начала 1937 года «Flak» артиллерия все больше и больше использовалась в местах боевых действий, где наиболее подходят ее точное попадание, быстрый огонь и дальность действия. В конце концов, это привело к использованию «Flak» в последнем большом наступлении Испанской войны, в Каталонии, в следующих пропорциях: 7% по воздушным целям и 93% по наземным целям от общего числа выстрелов выпущенных из орудий. Именно в то время немцы увидели будущий потенциал 88-мм орудия в качестве противотанкового.

Танковая пушка

Чтобы установить тяжелое, с сильной отдачей зенитное орудие в башне «Тигра» на танковом варианте пушки установили дульный тормоз, который существенно снизил величину отката. Также для улучшения баллистических характеристик пушки увеличили длину ствола с 53 калибров до 56. Горизонтальный скользящий затвор, применявшейся на зенитных орудиях, заменили на вертикальный, а механический спуск на электрический, как это было принято для всех немецких танков времен войны.

Танковая пушка получила обозначение KwK 36 L/56 (нем. Kampfwagenkanone 36). Она крепилась передней частью люльки к массивной литой маске орудия. Маска в свою очередь имела цапфы и поворачивалась в вертикальной плоскости вместе с пушкой.

Конструктивно орудие включало в себя: ствол с кожухом; двухкамерный дульный тормоз; казенную часть с запирающим механизмом; люльку; гидравлический откатник и гидропневматический накатник; защитную раму экипажа с закрепленным на ней лотком для стреляных гильз.

Ствол

Ствол имел скрепляющий кожух, расположенный в месте наибольших давлений газов (участок, длиной примерно 2,6 метра от казенника). Кожух, одетый с натягом создавал в стволе напряжения сжатия, а сам испытывал напряжения растяжения. В результате внутренние и наружные слои металла ствола более равномерно воспринимали напряжения создаваемые давлением пороховых газов при выстреле, что позволяло увеличить максимальное давление в стволе.

В конце кожуха ставили стопорное кольцо.

Габаритная длина пушки (от среза дульного тормоза до среза казенника) — 5316 мм. Длина ствола — 56 калибров, т.е. L=88*56=4930 мм. Благодаря увеличенной длине ствола снаряды получали высокую начальную скорость, что обеспечивало им очень плоскую траекториею полета и большую бронепробиваемость. Ствол делали нарезным, чтобы придать вращение снаряду и запустить его по более точной траектории. Всего было 32 винтообразных нареза, завернутых в правую сторону, с глубиной 1,5 мм, шириной 3,6 мм и расстоянием друг от друга 5,04 мм. Длина нарезной части ствола — 4093 мм.

KwK 36 L/56 получилась очень мощной и точной пушкой. Германские власти тщательно протестировали точность 8,8 см орудия. Размеры мишени в испытаниях составляли 2,5 м в ширину и 2 м в высоту. Стрельба велась с фиксированных дистанций, например снаряд Pzgr 39, попадал в мишень со 100% точностью на 1000 м, на 2000 м точность уменьшалась до 87% и до 53% на 3000 м. Однако эти впечатляющие цифры должны расцениваться как взятые в контролируемой «тестовой» среде. С отклонениями вносимыми износом ствола, качеством боеприпасов и человеческих ошибок процент точности значительно падает на дальних дистанциях и, несомненно, точность снизится в боевых условиях, где существуют дополнительные факторы, такие как рельеф местности, атмосфера и сложные обстоятельства, действующие в бою.

Не возникает никаких сомнений, что пушка давала преимущество «Тигру» на поле боя. Она могла поражать большинство вражеских танков, на дальностях превышающих дистанции с которых противники могли вести эффективный ответный огонь.

В общей сложности было собрано 1514 орудия, которые приняли инспектора из Управления Армейских Вооружений (нем. Heereswaffenamt, сокр. HWA). Производили пушки две основные сборочные компании DHHV (сокр. от Dortmund-Horder Huttenverein AG) и Wolf Buchau. Каждый ствол стоил 18000 рейхсмарок.

Пушки маркировались клеймением на срезе казенной части. В левом нижнем углу ставили год выпуска (две цифры) и код производителя. Компания DHHV имела код «amp», а Wolf Buchau «cxp» (предположение автора). В правом нижнем углу размещался серийный номер пушки, состоящий из буквы R (сокр. от нем. Rohr – орудие) и цифр. Под номером мелким шрифтом указывали номер контракта с производителем, состоящий непосредственно из двух букв FL (сокр. от нем. Fertig Lieterant – Завершил Поставку), порядкового номера и кода производителя.

Ниже приведен снимок казенной части Tiger 131. Как видно пушка этой машины произведена в 1942 году (число «42») компанией DHHV (код «amp») по контракту номер 79 и имеет серийный номер R179. Строчка штампа «S: M: 79 FL amp» предположительно обозначала еще одну маркировку контракта.

Как известно всего было произведено 1354 «Тигра», а это значит, что оставалось только 160 «запасных» стволов. Срок службы ствола оценивался в 6000 выстрелов и зависел от типа используемых снарядов, которые изнашивали ствол и делали пушку чуть менее точной. По этой причине было маловероятным, что на большинстве танков сменят стволы в течение срока их эксплуатации.

Дульный тормоз

Для уменьшения отката и облегчения функционирования противооткатных устройств KwK 36 оснащалась большим двухкамерным дульным тормозом. Дульная тормозная система работает путем захвата расширяющихся газов, которые вырываются из ствола после вылета снаряда. Газы толкают ствол вперед от танка и тем самым противодействуют части силы отката. «Tigerfibel» гласил, что дульный тормоз, установленный на «Тигре» снижает отдачу на 70%, и предупреждал, что нельзя стрелять из пушки, если тормоз отстрелили или повредили.

Дульный тормоз прикручивался к концу ствола и фиксировался стопорным кольцом.

В процессе производства в дульный тормоз внесли некоторые изменения, поэтому стоит знать, что существовали также ранние и поздние его версии.


Балансир и замок-фиксатор

Тяжелый дульный тормоз на длинном стволе смещал центр масс пушки к срезу ствола, что привело к дисбалансу орудия относительно цапф маски орудия. Для устранения этой проблемы, на ранних версиях танка, орудие было сбалансировано тяжелой пружиной, находящейся в трубе вдоль правого борта в башне и присоединенной к маске орудия через систему рычагов.

На поздних версиях балансир разместили в задней части башни с небольшим наклоном по вертикали за сиденьем командира. Теперь балансир связывал защитную раму экипажа и пол башенной корзины.

Когда орудие не использовалось, его фиксировали замком, расположенным под потолком башни над казенной частью. В походном положении замок-фиксатор цеплялся за шпильки по бокам казенника, тем самым защищая элементы конструкции от нежелательных напряжений и исключая возможные перемещения ствола. Конструкция замка менялась во время производственного цикла Тигра, так как экипажи жаловались на время, которое требовалось, чтобы освободить и привести орудие в действие.

Следует напомнить, что тигр должен был остановиться, чтобы произвести точный выстрел. Стрельба на ходу с нестабилизированной пушки была крайне неточной и приводила к бесполезной трате боеприпасов.

Люлька

Люлька предназначалась для размещения в ней ствола и противооткатных устройств. Она крепилась к маске орудия своей передней частью.

Откатник с накатником в свою очередь крепились по бокам люльки. Ствол проходил через центральную трубу люльки и опирался на два латунных направляющих кольца запрессованных в нее.

При выстреле ствол откатывался, скользя по кольцам, назад и тормозился противооткатными устройствами.

Накатник

Гидропневматический накатник заправлялся газом и жидкостью, находящимися в непосредственном контакте, и поглощал 5% силы отката. Жидкостный цилиндр располагался в нижней части внешнего газового баллона. Осевые линии обоих цилиндров параллельны. Жидкостный цилиндр полностью заполнялся раствором глицерина с водой, а остальная часть механизма заправлялась азотом до надлежащего давления.

Работает накатник следующим образом. После отдачи, стержень накатника с поршнем останавливаются в тыльной позиции, а жидкость переносится из жидкостного цилиндра в газовый баллон. Газ сжимается с уменьшением объема цилиндра, тем самым уменьшая энергию отдачи. В то время как накатник поглощает часть энергии отдачи, откатник поглощает остальную энергию отдачи и дополнительно регулирует длину отката. При накате движущей силой является расширяющийся газ стремящийся вернуть жидкость обратно в жидкостный цилиндр, тем самым активизируя поршень накатника. Сила наката гасится тормозом отдачи. После нескольких выстрелов, газ и жидкость эмульсируют. Такое состояние, однако, не меняет отношения давления и объема, и жидкость по-прежнему эффективна для использования, при условии достаточной герметичности камеры.

Поршневой шток выполнен полым, чтобы устранить вакуум, который будет вызван в герметичном цилиндре. Этот канал позволяет выйти воздуху из задней части головки поршня.

Откатник

Тормоз отката полностью заполнялся тормозной жидкостью и поглощал 25% силы отката.

Он состоит из коаксиально расположенных внешнего цилиндра, веретена с модератором и штока с поршнем. Цилиндр заполнен жидкостью при атмосферном давлении. Веретено соединено с цилиндром неподвижно.

При отдаче, поршень и веретено управляют ходом казенной части. Когда оружие откатывается, часть жидкости выдавливается через кольцевой зазор между головкой поршня и веретеном. Другая часть жидкости проходит через клапан модератора и заполняет увеличивающуюся полость штока за модератором. Сжатая жидкость, протекая через сужающийся канал, отнимает большую часть силы отдачи и постепенно доводит пушку до полной остановки. Часть силы отдачи также поглощается повышением давления азота в накатнике. Далее действие наката активируется расширяющимся азотом в накатнике. Тормозная жидкость, которая сейчас находится в передней части головки поршня, проходит обратно через кольцевой зазор. Шток с поршнем скользит назад, а веретено с модератором проникает все глубже в шток, вытесняя из него жидкость. Клапан закрывается, жидкость нагнетается и выходит через канавки в штоке и отверстия в модераторе. Сила наката, таким образом, уменьшается и пушка приходит в состояние покоя без удара. Ниже для лучшего понимания приведена общая схема похожего по конструкции отактника не от «Тигра».

Защитная рама экипажа с лотком для гильз, индикатор отката

К задней части люльки крепилась защитная рама ограждавшая экипаж от удара казенной частью при откате орудия.

Под рамой располагался брезентовый лоток для стреляных гильз.

На раме устанавливали индикатор отката ствола. Он был напоминанием о тормозной жидкости, содержащейся в орудийной гидравлике. При откате казенная часть орудия сдвигала указатель. Пушка могла перемещаться назад до 620 мм, но при нормальной работе противооткатных устройств откат составлял 580 мм, о чем свидетельствует надпись «Feuerpause» (с нем. Прекращение огня) над соответствующей отметкой.

Казенная часть

Казенная часть имела в сечении форму квадрата со стороной 320 мм. Клиновой затвор вертикально раздвижной типа задвигался в расточенное прямоугольное отверстие в казеннике, которое воспринимало отдачу от ствола и затвора. На казенной части крепились части затворного механизма и штоки противооткатных устройств.

Приводной механизм

Приводной механизм, открывавший и закрывавший затвор, состоял из приводного штока, открывающей и закрывающей спиральных пружин, разделительной пластины, пускового рычага, левой и правой частей корпуса.

Пружины вставлялись в левый и правый корпуса. Между корпусами устанавливалась разделительная пластина. Собранный корпус одевался на приводной шток. Далее шток вставлялся в казенную часть, проходя ее насквозь, корпус механизма при этом располагался справа от казенника. С другой стороны приводного штока крепилась кулиса (левая сторона казенника). При откате кулиса входила в зацепление с дорожкой, при накате она двигалась по дорожке, инициируя работу автоматики.

Приводной шток также проходил через пусковой рычаг, который в свою очередь входил в зацепление с отверстием в правом боку затвора. Именно посредством пускового рычага на затвор передавались усилия от пружин для его закрытия и открытия.

Левая часть корпуса приводного механизма имела рукоятку, предназначенную для открытия затвора в ручном режиме. Когда механизм затвора установлен в ручной режим, пружина выходит из зацепления с приводным механизмом, и затвор может быть открыт и закрыт без действия пружины.

Затворный механизм

Затворный механизм имел клиновой затвор вертикально раздвижной типа и полуавтоматическое управление. В полуавтоматическом режиме после выстрела пустая гильза автоматически выбрасывалась из каморы, в то время как затвор оставался открытым, и готовым к заряжанию следующего снаряда. Затвор удерживался открытым посредством выбрасывателя, вопреки действию закрывающей пружины. При заряжании снаряда, выступающая закраина гильзы ударяла выбрасыватель, он срабатывал, и позволял затвору закрыться.

Выбрасыватель представлял собой два вертикальных прямоугольных прутка соединенных общей горизонтальной осью. Сверху на прутках имелись зацепы, которыми он удерживал затвор в открытом положении. В нижней части прутков располагались выступы предназначенные для срабатывания выбрасывателя при открытии затвора. Затвор, двигаясь вниз, ударял по выступам, тем самым поворачивая выбрасыватель на небольшой угол, и он в свою очередь выбивал гильзу из каморы. После полного открытия затвора и извлечения гильзы верхние зацепы выбрасывателя входили в зацепление с затвором, и удерживали его в открытом положении.

Переключатель режимов

Переключатель полуавтоматического и ручного режимов находился с правой стороны казенника и имел два положения.

Для включения ручного режима нужно было перевести переключатель в положении «Sicher», что в переводе с немецкого означает «Безопасный». В ручном режиме заряжающий мог сам открывать и закрывать затвор. Этот режим использовался в основном для открытия затвора при заряжании первого выстрела. Кроме того, электроспуск в ручном режиме не работал, то есть, можно сказать, орудие находилось на предохранителе. Для полуавтоматического режима переключатель переводили в положение «Feuer», «Огонь». В этом режиме после выстрела затвор автоматически открывался и гильза выбрасывалась в лоток. Таким образом, орудие после работы автоматики сразу было готово к заряжанию и проведению следующего выстрела.

Электрический спуск

KwK 36, как и все танки вермахта, оснастили электрическим спуском. Это значит, что воспламенение электрозапальной втулки происходило от нагрева при протекании через нее электрического тока. Электрическое воспламенение по сравнению с ударным (применявшимся на Flak 18/36) имеет меньшее время срабатывания и дает возможность производить выстрел в любой момент по желанию стреляющего нажатием всего лишь одной кнопки.

Как видно из схемы цепи, в ней присутствовали два аварийных выключателя, размыкающие цепь в случае неправильной работы противооткатных устройств. Выключатели исключали возможность совершить выстрел, который приведет к поломке орудия. Первый выключатель – электрический, размыкал цепь, если после выстрела орудие не возвращалось в свое первоначальное положение. Второй – гидравлический, который размыкал цепь при снижении давления накатнике (предположение автора).

Выстрел осуществлял наводчик, нажимая рычаг спуска (имевший форму дуги) находящийся за маховиком вертикальной наводки орудия. В результате нажатия на рычаг замыкалась токовая цепь электроспуска питающаяся от аккумулятора 12 вольт.

В конце XVIII века в полевых баталиях европейскими армиями использовалась полевая артиллерия, которая разделялась на батарейную (тяжелую, позиционную), линейную или полковую и конную. Первая включала тяжелые полевые орудия и действовала в интересах всей армии на направлениях главного удара, а также использовалась в качестве главного артиллерийского резерва главнокомандующего. Орудия линейной артиллерии были легче батарейных и выполняли задачу огневой поддержки тактических подразделений и частей в бою. Конная, которая отличалась большей мобильностью, чем полковая и батарейная артиллерия, за счет дополнительной вьючной силы и предназначалась для огневого сопровождения действий конницы, для быстрого маневра колесами и огнем, а также в качестве артиллерийского резерва.


На вооружении полевой артиллерии состояли полевые пушки, полковые пушки, легкие гаубицы. Также русская армия, и только она, имела на вооружении особого рода орудия – единороги, совмещающие качества пушек и гаубиц.

Пушка - артиллерийское орудие , предназначенное для ведения огня по пологой траектории или прямой наводкой.


Полковые пушки, имели калибр 3-6 фунтов (по весу чугунного ядра, 1 фунт - 409,51241 г.), то есть внутренний диаметр ствола составлял 72-94 мм. В качестве боеприпасов использовались ядра, дальность стрельбы которыми достигала 600-700 м. Огонь велся также картечью, при этом дальность стрельбы была 300-350 метров. Ствол был обычно не длиннее 12-ти калибров. Расчет пушки мог производить до 3 выстрелов в минуту (быстрее, чем фузелер-пехотинец из ружья, который мог сделать не более двух выстрелов в минуту). На полк приходилось обычно 2, реже 4 орудия.

Полевые пушки имели калибр 12 фунтов по чугунному ядру, внутренний диаметр ствола составлял 120 миллиметров, длина – 12-18 калибров. Начальная скорость ядра доходила до 400 м/с, а максимальная дальность (расчетная 2700 м) из-за ограничения возвышения ствола была в пределах 800-1000 м. Стрельба картечью из полевых орудий велась на дистанцию от 50 до 400-500 метров, по пологой траектории и прямой наводкой.

Полевые и полковые пушки изготавливались из меди.


Гаубицы – орудия, предназначенные для стрельбы по нависающим траекториям. В полевых условиях использовались легкие гаубицы калибром, по бомбе, 7-10 фунтов, или 100-125 миллиметров. В русской армии гаубицы обычно имели калибр 12-18 фунтов (до 152 миллиметров).


В качестве боеприпасов для гаубиц реже использовались ядра, картечь, чаще – гранаты, брандскугели и бомбы.

Самое знаменитое артиллерийское орудие, состоявшее на вооружении российский армии того времени – единорог. Оно получило свое название от мифического животного, изображенного на гербе графов Шуваловых. Единороги были спроектированы инженерами М.В.Мартыновым и М.Г.Даниловым и приняты на вооружении русской армией в 1757 году, под административным наблюдением генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова, как универсальное орудие, которое представляло из себя нечто среднее, между пушкой и гаубицей. Длина ствола единорога составляла не более 10-12 калибров. Из них велся огонь как по пологой, так и по нависающей траекториям, что позволяло поражать живую силу неприятеля через боевые порядки своих войск. Для стрельбы из единорогов применялся весь спектр артиллерийских боеприпасов. В русской полевой артиллерии состояли на вооружении единороги калибром 3 фунта, четверть пуда, треть пуда, полпуда (1 пуд - 16,380496 кг) по весу чугунного ядра. Полевая армия использовала медные орудия.

В отличии от других орудий дельфины единорогов (ручки на стволе) были вылиты в форме единорогов, камора (объем для помещения заряда) была длиной 2 калибра, имела форму усеченного конуса и сферическое дно. Толщина стен казенной части ствола –полкалибра, а дульной части – четверть калибра. Цапфы (ось для крепления к лафету) значительно выдвинуты вперед, для удобства придания необходимого положения стволу, для стрельбы по нависающим траекториям.

Что из себя представляли артиллерийские боеприпасы той эпохи? Боевой заряд состоял из снаряда и порохового заряда. Порох засыпался в холщовый мешок, называемый картузом. Количеством пороха регулировалась дальность стрельбы. В те времена применялся так называемый дымный порох. Это была смесь, в состав которой входили 30 частей бертолетовой соли, 4 части серы и 6 частей угля.

В качестве снарядов использовались: ядро - монолитный чугунный шар, диаметром в соответствии с калибром орудия, с учетом зазора; граната - полый чугунный шар, с пороховым наполнением и гранатной трубкой для воспламенения содержимого гранаты, весом до полу пуда; бомба, практически тоже самое, но весом пуд и более; картечь, чугунные круглые пули (диаметром от 15 до 30 мм), которые укладывались в жестяной цилиндр с железным поддоном или увязывались шнуром в плотную консистенцию, также помещенную на железный поддон; брандскугель – зажигательный снаряд, чугунная сфера с горючим заполнением, с 5 отверстиями для выхода пламени.

Ядро как правило посылалось по пологой траектории в боевые порядки противника так, чтобы оно, отражаясь рикошетом, скакало по земле как можно дольше и поражало живую силу неприятеля. По колоннам и каре ядрами велся фронтальный огонь, по линиям – фланговый.

Гранатами и бомбами велся сосредоточенный огонь по нависающим траекториям, с большой плотностью для максимально эффективного поражения живой силы противника.

Картечью огонь велся прямой наводкой или по очень пологой траектории. После выстрела пули под давлением пороховых газов разрывали цилиндр (шнур связки) и разлетались в узком, коническом секторе примерно 17-20 градусов, обеспечивая рассеянное поражение живой силы в этом секторе за счет большой плотности пуль. Она эффективно применялась как против сомкнутых боевых порядков пехоты, так и против конницы на малых дистанциях (от 60 до 600 шагов).

Артиллерия в XVIII веке использовалась как для огневой подготовки наступления и в оборонительном бою, так и для огневой поддержки своих войск в наступлении. Поддерживая атаку своей пехоты, артиллерия передвигалась с передовыми линиями своих боевых порядков и занимала огневые позиции так, чтобы между противником и стволами орудий не было своих войск. В таком маневре использовались главным образом пушки, поскольку гаубицы для этого были слишком тяжелы. И только появление единорогов позволило артиллерии более эффективно поддерживать свою пехоту во время наступления и вести огонь по противнику, поверх голов боевых порядков своих войск, оставаясь в тылу. В целом, к концу XVIII века эволюция гладкоствольной артиллерии завершилась и достигла пика своего развития как технически, так и тактически.

Люди очень быстро заметили, что чем артиллерийские орудия больше, тем более смертоносной силой они обладают. Вот они и принялись создавать эти орудия все более и более крупнокалиберными и тяжелыми. Ну а какая же из пушек была самой большой?

Эпоха гигантских бомбард

Период в с 1360 по 1460 год справедливо получил название, хотя и неофициальное, "эпоха гигантских бомбард" - то есть орудий, сделанных из кованых продольных железных полос, скрепленных друг с другом и укрепленных снаружи поперечными, а также железными, обручами, из-за чего они походили на вытянутые в длину бочки. Лафет у них представлял собой простой деревянный короб, а то и того не было. Тогда ствол укладывали на земляную насыпь, а позади него для упора возводили каменную стенку или забивали в землю заостренные бревна. Калибры у них с самого начала были просто чудовищными. Например, мортира "Пумхард" (Военно-исторический музей, Вена), изготовленная в начале XV века, уже имела калибр 890 мм, то есть почти столько же, сколько и московская знаменитая Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым полтора века спустя. Еще одна бомбарда конца XV века, имевшая калибр 584 мм, была изготовлена уже посредством литья, а увидеть ее можно в Военном музее в Париже.

Восток не отставал от европейцев. В частности, турки во время осады Константинополя в 1453 году использовали огромное орудие, изготовленное литейщиком Урбаном. Калибр пушки составлял 610 мм. На позицию это чудовище доставляли 60 быков и 100 человек прислуги.

Кстати, литые орудия появились чуть ли не одновременно с коваными, но довольно долго ни те ни другие свои позиции друг другу не уступали. Например, еще в 1394 году во Франкфурте-на-Майне была отлита пушка, калибром ровно 500 мм, причем стоила она столько же, сколько и стадо из 442 коров, а один ее выстрел оценивали в 9 коров, если продолжать считать в "живом весе"!

Впрочем, самой огромной пушкой в средние века стала отнюдь не эта бомбарда и даже не творение Андрея Чохова, каким бы впечатляющим оно не казалось, а орудие индийского раджи Гопола из Танжура. Желая увековечить память о себе каким-нибудь величественным делом, он приказал отлить пушку, которая не имела бы себе равных. Изготовленная в 1670 году, пушка-колосс имела в длину 7,3 м, что на два метра больше Царь-пушки, хотя своим калибром она все же уступала российской.

Орудия-колумбиады

Гражданская война в США между северными и южными штатами самым серьезным образом способствовала появлению как новых видов вооружения - бронированные суда и бронепоезда, так и созданию средств борьбы с ними. Прежде всего это были тяжелые гладкоствольные пушки-колумбиады, названные в честь одного из первых орудий этого типа. Одно из таких орудий - колумбиада Родмена, изготовленная в 1863 году, имела ствол калибром 381 мм, а вес ее достигал 22,6 т!

Чудовищные пушки на воде и на суше

После колумбиад совершенно чудовищные орудия и по калибру, и по размерам ствола появились на море.

Например,в 1880 году на английском броненосце "Бенбоу" были установлены орудия калибра 412 мм и весом 111 тонн! Еще более впечатляющие орудия этого типа были отлиты на Мотовилихинском заводе в Перми. Имея калибр 508 мм, пушка должна была стрелять (и стреляла!) ядрами весом 500 кг! А уже в годы Первой мировой войны не только на кораблях, но также и на сухопутном театре военных действий появились 400-мм (Франция) и 420-мм (Германия) артиллерийские установки, причем у немцев это были буксируемые мортиры типа "Большая Берта", а у французов - орудие на специальном железнодорожном лафете. Вес снарядов "Большой Берты" достигал 810 кг, а снарядов французского орудия - 900! Интересно, что на флоте максимальный калибр у морских орудий так и не превысил 460 мм, в то время как для сухопутных орудий оказалось, что это не предел!

Сухопутные суперпушки

Наиболее "малокалиберными" среди сухопутных орудий-монстров были советские установки СМ-54 (2АЗ) - нарезная 406-мм самоходная пушка для стрельбы ядерными боеприпасами "Конденсатор" и 420-мм самоходный "атомный" миномет 2Б2 "Ока". Вес пушки составлял 64 тонны, а вес снаряда - 570 кг, при максимальной дальности стрельбы в 25,6 км!

В 1957 году эти машины были показаны на военном параде на Красной площади и в буквальном смысле этого слова повергли в шок как иностранных военных атташе и журналистов, так и наших отечественных обывателей. Потом даже говорили и писали, что показанные на параде машины - это не более чем бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект, но тем не менее это были вполне реальные машины, выпущенные, правда, в количестве четырех экземпляров.

Более крупнокалиберными были ранние германские самоходные мортиры "Карл". Созданные накануне Второй мировой войны, эти установки имели вначале калибр 600 мм, но после выработки ресурса стволов на них были поставлены стволы меньшие по диаметру - 510 мм. Применяли их под Севастополем и под Варшавой, однако без особого успеха. Одна трофейная САУ "Карл" сохранилась до сих пор и находится в Музее бронетанковой техники в Кубинке.

Та же фирма "Крупп", что создала САУ "Карл", выпустила и совершенно фантастическую суперпушку "Дора" на железнодорожном ходу общим весом 1350 т, а ее калибр составлял... 800 мм! Фугасный снаряд к "Доре" весил 4,8 т, а бетонобойный - 7,1 т. При дальности стрельбы от 38 до 47 км такой снаряд мог пробить стальную бронеплиту толщиной до 1 м, 8 м железобетона плюс слой земли до 32 м толщиной!

Вот только для транспортировки "Доры" требовалось целых четыре железнодорожных колеи, перемещали ее сразу два дизельных локомотива, а обслуживали 1420 человек. Всего же работу орудия на позиции под тем же Севастополем обеспечивали 4370 человек, что никак не соответствовало более чем скромным результатам ее стрельбы. "Дора" сделала около 50 выстрелов, после чего ствол пришел в негодность, и из-под Севастополя ее увезли. Орудие с новым стволом германское командование планировало перебросить под Ленинград, но сделать этого немцы не успели. Позже гитлеровцы "Дору" взорвали, чтобы она не попала в руки врагов рейха.

Такой большой "Маленький Давид"

Переплюнула "Дору" 914-мм американская мортира "Маленький Давид". Создавалась она в качестве устройства для испытания крупнокалиберных авиационных бомб, в целях экономии авиационного горючего и ресурса авиамоторов самолетов-испытателей, но в 1944 году ее решили переделать в средство для уничтожения японских укреплений в случае высадки на Японских островах. Масса полностью собранного орудия оказалась относительно небольшой - всего 82,8 т, но вот на ее установку на позиции затрачивалось 12 часов! Заряжался "Маленький Давид" с дула, как и миномет. Но поскольку снаряд к нему весил 1690 кг, то делать это приходилось при помощи специального подъемного крана!

Проект был закрыт в 1946 году, так как показал свою полную бесперспективность, однако и сама эта мортира и один снаряд к ней сохранились, и сегодня их можно увидеть на открытой площадке в музее Абердинского полигона в США.

А самыми крупнокалиберными гладкоствольными орудиями считаются сооруженные в 1856 году береговые мортиры Маллета, имевшие калибр 920 мм. Вес мортиры достигал 50 тонн, а стреляла она ядром, весившим 1250 кг. Оба орудия успешно прошли испытания, однако распространения не получили, поскольку оказались слишком уж громоздкими.

При изготовлении корабельных орудий на моделях судов далеко не последнюю роль играет их правильное оснащение. Искусно изготовленное орудие, просто приклеенное на палубе, будет выглядеть незаконченно, даже глаз непрофессионала заметит, что такая пушка при качке будет свободно раскатываться по палубе, а в шторм вообще превратится в смертоносный снаряд, угрожающий не только команде, но и кораблю. Это только наиболее очевидная сторона, вообще пушки имели зачастую довольно значительный вес, поэтому всевозможные тали были просто необходимы для перекатывания орудия, зарядки, и наведения его на цель. Попробуем разобраться с устройством различных дополнительных деталей орудий, талей и тросов применяющихся в различные времена в различных странах.
Орудие наводилось на цель при помощи простейших прицельных приспособлений - клина или винта, поднимающих или опускающих казенную часть орудия. Горизонтальная наводка осуществлялась путем поворота орудия при помощи рычагов. Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м.

Рис.1 Конструкция корабельной пушки

1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин

Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели. Вообще потопить деревянный корабль или фрегат такими средствами было очень сложно. Поэтому тактика артиллерийского боя сводилась к уничтожению мачт и парусов на вражеском судне. Затем, если враг не сдавался, его судно поджигалось брандскугелями и бомбами. Чтобы экипаж не мог потушить пожар, по верхней палубе вели огонь картечью. Рано или поздно огонь добирался до запасов пороха. Если же необходимо было захватить корабль противника, то на него высаживалась абордажная партия, которая в рукопашном бою уничтожала экипаж вражеского корабля.
В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия - канал; переднюю часть - дуло; "усиления" - цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости - цапфы; часть трубы от цапф до дула - ствол; заднюю часть орудия - казну или казенную часть; прилив к казне - винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, - запальное отверстие и т.д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис.1, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.
Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.

Рис. 2. Пушечные и откатные тали, брюк.

1 - брюк (французский вариант); 2 - брюк (английский вариант); 3 - пушечные тали; 4 - откатные тали.

Брюк - это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.
Пушечные тали - состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия (рис. 2).
Откатные тали - это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того, чтобы придать судну парадный вид.
Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка.

Рис. 3. Орудие, закрепленное при помощи тросов.

1 - лафет; 2 - ствол; 3 - крепление дула; 4 - строп казенной части; 5 - брюк; 6 - пушечные тали; 7 - откатные тали; 8 - трос, стягивающий брюк и пушечные тали; 9 - трос крепления батареи; 10 - клинья.

Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов (рис. 3).
Одним из основных отличий в английской и французской схемах крепления орудия является проводка брюка. Пушки различного размера могли иметь различное количество талей. Например на более легких пушках вместо пары откатных талей зачастую использовали одни, закрепленные за рым стоящий по центру лафета (рис. 7). На российских судах применялась схема подобная английской. Вот как это описано в книге Глотова "Изъяснения к вооружению корабля":

Пушки на станках ставятся на деках в портах, прикрепляются к бортам талями и брюками (толстые смоленые веревки; делаются из вант-тросов, толщиною от 8 до 5 ½ дюймов, смотря по калибру пушки, а длиною в 2 ½ длины пушки; тали же из обыкновенных тросов толщиною 1/3 брюк. Брюки прикрепляются к рымам, утвержденным в бортах, и, проходя сквозь рымы в пушечном станке, удерживают собою при отдаче пушку и помогают в укреплении ея к борту), ломы и ганшпуги лежат под станками, банники, прибойники, пыжевники над пушками. Часть ядер и картечь кладется в сделанных с боков у пушек, так называемых кранцах (Кранцами называются сделанные из веревок кольца, оные служат для того, чтобы положенные в них ядра никуда не раскатывались), или среди палубы в прибитых планках, или кругом люков; часть ядер помещается в ящиках, сделанных в трюме вокруг льяла что около грот-мачты, где они дополняют тот вес, которым средина корабля паче других его частей должна быть обременена. Калибр пушек от нижнего дека кверху постепенно уменьшается и вообще соразмерно величине и крепости судна. На 74-пушечном корабле обыкновенно в нижнем деке ставят 36-фунтовыя, в верхнем 18, а на шканцах и баке 8-фунтовыя пушки. Вес всех сих пушек без станков и снарядов составляет почти 1/2 часть всего полного груза корабля. В мирное время отпускается на корабль на каждую пушку по 65 ядер по 10 друвгагелей (Drufhagel) с картечами и пороху на 56 боевых выстрелов, прибавляя несколько для мушкетной стрельбы; но во время войны сие количество увеличивается в полтора или в два раза. Артиллерийские припасы, как то: фитили, армяк, запасные колеса, оси, ломы, ганшпуги, банники, прибойники и прочее - помещаются в одной из кают около выхода носовой крют-камеры и в галерее, окружающей оную, и около хода к фонарю.

На рис. 3 показана одна из наиболее сложных схем крепления (шваротовки) орудий в походном положении. Существуют и более простые, но менее надежные приемы, которые также зачастую использовались. Простая одинарная швартовка рис. 4 вполне достаточна при спокойной погоде на море, и является наиболее легкой в выполнении. Ходовыми концами подкатных талей выполняют по одному обороту за виноград орудия и фиксируют их. За более подробным описанием этой и последующих схем пожалуйте на http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix , к вашему вниманию оригиналы на французском.

Рис. 4. Простая одинарная швартовка.

Следующей по надежности, а также по сложности, была двойная швартовка, рис. 5. Концом подкатных талей выполняли несколько оборотов за виноград и крюк подкатных талей на борте, этим же концом перетягивали получившиеся петли у винограда и крепили.


Рис. 5. Двойная швартовка.

Швартовка орудия вдоль борта (рис.6) применялась в тех случаях, когда судно использовалось как транспортное, или на малых кораблях с низкой палубой, которая при сильных ветрах заливалась волной. Орудие располагали вдоль борта напротив порта и крепили через рымы на бортах и оси колес.


Рис. 6. Швартовка вдоль борта.

Корабельная артиллерия развивалась одновременно с сухопутной. Пушки были гладкоствольными, отливались они из чугуна и меди. Стреляли пушки с помощью черного дымного пороха сплошными чугунными ядрами. Заряжали орудия с дула, выстрел производили поджигая порох в затравочном отверстии. Стрельба велась только прямой наводкой. Калибр орудий в петровские времена был от двух до 30 фунтов (рис. 7)

Рис. 7. Типичное артиллерийское орудие петровских времен:
1 - лафет; 2 - цапфы ствола орудия; 3 - рым для откатных талей; 4 - стяжные болты

Рис. 8. Ствол орудия-единорога

Ствол единорога был длиннее ствола пехотной гаубицы, но короче ствола морской пушки. Из него можно было вести навесной и настильный огонь, используя при этом все виды снарядов: ядра, разрывные гранаты (бомбы), зажигательные снаряды и картечь Картечное действие единорога было во много раз сильнее картечного действия мортиры, а дальность стрельбы ядром и бомбой в два раза дальше, чем у мортиры такого же веса. Осадная артиллерия имела в своем распоряжении 24- и 18-фунтовые пушки, а также 1 -пудовые единороги. Единороги настолько хорошо зарекомендовали себя, что вскоре были приняты на вооружение в армиях многих западных государств. Продержались они вплоть до внедрения нарезной артиллерии (середина XIX в.).
С 1787 г. на флоте были введены пушки нового образца: 24- и 31-фунтовые карронады (рис. 9), а в начале XIX в. - 68- и 96-фунтовые. Это были небольшой длины крупнокалиберные пушки, стрельба из которых на близких дистанциях производила большие пробоины и разрушения корпуса вражеского корабля. Предназначались они для стрельбы на ближних дистанциях, и устанавливались преимущественно на верхней палубе - шканцах и баке. Лафет у карронад был несколько иного устройства - носовая часть лафета крепилась болтом к подушке, а кормовая имела леса, расположенные поперек лафета, что позволяло производить горизонтальную наводку. Для вертикальной наводки на лафете был приспособлен вертикальный винт, при помощи которого поднималась и опускалась задняя часть ствола. В те же годы чугун материал для отливки орудий стал заменяться бронзой.

Рис. 9. Карронада

Последним достижением русской гладкоствольной артиллерии были 68-фунтовые (214-мм) бомбические орудия, сыгравшие важную роль в Синопском сражении 1853 г. Испытания новой пушки производились в Николаеве в 1839 г., а с 1841 г., по настоянию Корнилова, ими начали вооружать корабли Черноморского флота. Первым кораблем, вооруженным 68-фунтовыми бомбическими орудиями, был 120-пушечный трехдечный линейный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., а затем и однотипные с ним линейные корабли "Париж", "Великий князь Константин" и "Императрица Мария".
Бомбические орудия (рис. 10) отличались от так называемых длинных пушек тем, что их снаряды, имея одинаковую массу и такую же дальность полета снаряда, производили более значительные разрушения за счет того, что они были полыми и начинялись разрывным зарядом. Огневая мощь линейного корабля, вооружённого такими орудиями, возрастала втрое. Метко направленные бомбические снаряды производили страшные разрушения на вражеских судах, они пронизывали борта, сбивали мачты и опрокидывали вражеские орудия. Пробив борт корабля, они разрывав внутри его, сокрушая все вокруг и вызывая пожары. Через 15-20 мин после начала русской канонады в Синопском сражении большинство турецких кораблей уже пылали.

Рис. 10. Бомбическое орудие

Обыкновенные турецкие пушки того времени стреляли сплошными ядрами, не причинявшими противнику особого вреда. Так, например, в 1827 г. в победоносном морском сражении при Наварине русский флагманский корабль "Азов" получил 153 пробоины, в том числе 7 подводных. Это не помешало его командиру капитану 1 ранга М. П. Лазареву потопить турецкий флагманский корабль, 3 фрегата, корвет и заставить выброситься на берег неприятельский 80-пушечный корабль. А "Азов" вскоре был отремонтирован и продолжал свою славную службу в строю родного флота. Бомбические орудия очень скоро вытеснили пушки, стрелявшие сплошными чугунными ядрами.
К середине XIX в. гладкоствольная артиллерия достигла, высшего совершенства. По наружному виду пушки различаются в зависимости от того, на каком заводе и в какое время они отливались. Пушки более раннего периода имели украшения в виде фризов, поясов, украшенных затейливым литьем. Пушки более позднего изготовления не имели этих украшений. Калибр орудий к середине XIX в. достигал 32-36 фунтов, а бомбических 68-96 фунтов.
Ориентировочные размеры калибров некоторых орудий в метрической системе мер следующие: 3-фунтовые-61-мм, 6-фунтовые-95-мм, 8-фунтовые-104-мм, 12-фунтовые-110-мм, 16-фунтовые- 118-мм, 18-фунтовые-136-мм, 24-фунтовые- 150-мм, 30-фунтовые-164-мм, 36-фунтовые-172-мм, 68-фунтовые-214-мм.. Карронады делались 12-, 18-, 24-, 32-, 36-, 68- и 96-фунтовыми.

Орудийные порты - это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах корабля (рис. 11). Делались порты в носовой и кормовой частях корабля. В носовой части это так называемые порты погонных орудий, в кормовой - для орудий, используемых при защите от преследующего противника. В них ставили обыкновенно орудия, снятые с ближайших бортовых портов, размещенные на том же деке.

Рис. 11. Пушечные порты двухдечного линейного корабля конца XVIII;

1-гондек-порты; 2 - опердек-порты; 3 - шканечные полупорты: 4-грот-руслень 5 - нижние юферсы; 6 - вант-путенсы; 7 - бархоуты; 8 - бортовой трап

Крышки орудийных портов, которые наглухо закрывали их, изготовляли из толстых досок, обшитых поперечными, более тонкими досками (рис. 12).

Рис. 12. Крышки орудийных портов;

1-крышка порта; 2-украшение крышек портов инкрустацией; 3 - способ открывания и закрывания крышек портов.

Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри, при помощи тросов, концы которых были заделаны в рымах на верхней стороне крышки, а закрывали с помощью другого троса, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки. На верхней палубе в фальшборте орудийные порты делали без крышек и называли полупортами. В петровские времена внешнюю сторону крышек портов часто украшали инкрустацией в виде золоченого венка, вырезанного из дерева.
Размеры портов и расстояние между ними зависели от диаметра ядра. Так, ширина и высота портов составляли соответственного 6,5 и 6 диаметров ядра, а расстояние между осями портов - примерно 20-25 диаметров ядра. Расстояния между портами диктовали нижние (самые крупнокалиберные) орудия, а остальные порты прорезались в шахматном порядке.
Расстояние между всеми нижними портами, плюс расстояние от крайних портов к носу и корме определяло длину батарейной палубы, а последняя - длину корабля и соответственно все остальные его размеры. Отсюда иногда в литературе встречается термин "длина корабля по гондеку".

Теперь от истории и теории, для наглядности перейдем к примерам и фотографиям различных орудий, а так как можно выделить две основные схемы установки талей орудий – английскую и французскую, сначала Англия:



Последняя картинка неплохой пример, установки именно на модели. Исходя из масштаба модели можно некоторые элементы не выполнять, также, как и с такелажем, излишняя перегруженность модели будет только минусом. Но в любом случае оставлять орудие без оснастки, я полагаю, некрасиво. Как минимум стоит выполнить брюк, независимо от масштаба модели, хотя бы по более простой схеме без рымов на французский манер.

Дмитрий Лучин

В статье использованы выдержки из книг Курти «Постройка моделей судов»,
Глотова "Изъяснения к вооружению корабля"
а также материалы сайтов
http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix
http://www.grinda.navy.ru