Что такое пагода: красивое архитектурное строение или нечто большее? Японская пагода: башня сокровищ.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Архитектура буддийских храмов, монастырей, построек — особенная, ее ни с чем не спутаешь, при этом она очень многообразна. Сегодня предлагаем вам разобраться, что такое пагода в буддизме.

В статье ниже мы расскажем о значении пагод в буддистском учении, символизме, различии понятий в разных странах, а еще поведаем о двух интереснейших пагодах восточного мира.

Понятие

Слово «пагода» — санскритского происхождения, но в зависимости от интерпретации конкретного языка имеет немного разные значения:

  • санскритское «бхагават» – «святой»;
  • португальское произношение этого слова, «пагода» – «храм»;
  • персидский вариант – «дом кумиров»;
  • китайское «бао та» – башня с сокровищами.

Итак, пагода – это священное сооружение, религиозная постройка, распространенная в индуистском, даосском, но чаще всего – буддистском учении.

Пагода индуистская

Даже в буддизме термин «пагода» не может пониматься однозначно, потому что значение разнится в зависимости от географии:

  • там, где распространено тхеравадинское направление (тайские, мьянманские, шри-ланкийские, лаосские, камбоджийские территории) – это чаще всего небольшие помещения для хранения реликвий, святынь или своеобразные мемориалы, которые также называются ступами;
  • в других направлениях буддийской мысли, к примеру, в махаяне, тибетском буддизме, дзен (непальские, индийские, японские, вьетнамские, китайские, тибетские, индонезийские земли, страны Запада) – буддистские храмы в виде башен в несколько ярусов.

В Японии пагодой также именуют верхние части некоторых кораблей, участвовавших в военных действиях Второй мировой.

Первые пагоды

На тему того, где же появились впервые пагоды, нет единого мнения. Первая версия гласит, что они возникли в Непале, откуда затем распространились по дальневосточному региону. Они создавались по образу тхеравадинских ступ, где по привычке их до сих пор называются пагодами.


Пагода в Непале

Другая версия называет родиной пагод Китай. Они создавались для хранения святынь: останков святых, монахов, будд, бодхисаттв. Первые подобные постройки датируют первыми веками нашей эры.

Первоначально их создавали, веря в то, что они способны исцелять, приближать к познанию истинной природы всего сущего, способствовать правильной медитации, беречь от врагов. Позже традиция строить пагоды распространилась не только на китайской территории, но и по всему дальневосточному региону и по юго-востоку Азии.

Символизм

Пагоды неспроста имеют особенную архитектуру. Созданная в несколько ярусов, она отражает цикличное повторение событий нашей жизни, движение по спирали.

Считается, что количество ярусов тоже скрывает за собой некую сакральность. К примеру, число «семь» прямо указывает на будд разных времен, воплощавшихся в человеческом мире.


Другие видят в пагоде символ горы Меру – буддийского центра мироздания, на вершине которого обитают боги. Каждый ярус – определенные небеса, которых можно достичь постоянным ростом и стремлением вверх. Однако у нетипичного строения крыши есть практическое предназначение: вздернутые вверх карнизы удерживают влагу после дождя или снега, не давая стекать ей вниз и постепенно разрушать фасад.

Особой важностью обладали императорские пагоды. По обыкновению они имели величественный, иногда даже возвышенный вид. Главный атрибут – желтая черепичная крыша, цвет которой олицетворяет силу правителя.

В последнее время многие известные пагоды, особенно в местах туристического потока, открыты для посещения. Хотя увидеть ритуалы, обряды и внутреннее убранство верхних этажей обычным посетителям едва ли удастся, здесь можно почувствовать дух буддизма и приоткрыть завесу тайных мистерий.

Известные пагоды буддийского мира

Лонг Шон, Вьетнам

Лонг Шон, или, как ее иногда называют, Лонг Сонг – наверное, одна из самых популярных пагод среди туристов, приезжающих во Вьетнам. Находится она вНячанге – «туристической Мекке» вьетнамского государства.


Пагода ЛонгСонг, Вьетнам

История пагоды начинается в 1886 году. Тогда она называлась «Дан Лонг Ту», что значит «дракон, летающий неторопливо», и располагалась на вершине холма. Но спустя 15 лет после основания в окрестностях разгулялась стихия и частично разрушила святыню.

Тогда было решено отстроить пагоду заново, но в более безопасном месте неподалеку. Так родилась Лонг Шон, что переводится как «летающий дракон». Пагода стала главной во всей провинции Кханьхоа.

Лонг Шон не отличается огромными размерами, зато удивляет красотой и идиллически уютной территорией, поросшей ухоженными садами. Фасад выполнен в классическом стиле со вздернутой вверх красной черепичной крышей. Интерьер украшен мозаичными мифическими драконами, разноцветной декоративной плиткой и полутораметровой позолоченной статуей Будды.

На холме, от которого пагоду отделяет 144 ступени, установлена статуя белоснежного Будды, сидящего в падмасане на бутоне лотоса. По дороге к нему встречается ритуальный колокол и изваяние лежащего Будды.

Местные говорят, что для избавления от тяжести греховных дел достаточно пешком преодолеть все ступеньки к памятнику сидящего Будды.

Пагода Шакьямуни, китайская провинция Шаньси

Пагода Шакьямуни не просто достояние и гордость провинции Шаньси, это своего рода мировой рекордсмен. Дело в том, что она считается самой старой постройкой из дерева, которая сохранилась в первозданном виде. Датой постройки называют 1056 год.

Пагода Шакьямуни в Шанси

Пагода находится в китайском уезде Инсянь, в храме Фогун. В народе она получила имя «Мута», что означает «храм из дерева». В свое время здесь располагался дом бабушки правителя Дао Цзуна из династии Ляо.

Пагода уже тысячелетие назад была отстроена по правилам постройки противосейсмических сооружений. Такая конструкция спасла святыню от многих землетрясений.

Древняя постройка насчитывает девять уровней. Общая высота достигает семидесяти метров. При этом фундамент стоит на своеобразном четырехметровом постаменте, а первый ярус высится на десять метров.

Изначально это была императорская пагода. Изящный декор экстерьера в виде резных фигурок животных, птиц, четкости линий – тому подтверждение. Их строгий монументальный фасад указывает на величественность самой императорской фигуры.

Заключение

Пагода в буддизме – это глубоко почитаемая святыня, обладающая особенной силой. Конкретное значение слова зависит от того, в какой местности употребляется: в тхераваде подразумевается ступа, а в других направлениях буддистской мысли – храм.

Мир буддизма полон прекрасных примеров архитектуры пагод, каждая из которых уникальна. К их числу относится вьетнамский Лонг Шон и китайская деревянная пагода Шакьямуни.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Спасибо за то, что вы активно поддерживаете наш блог и подписываетесь на него, чтобы получать свежие статьи себе на почту — это еще больше мотивирует нас делиться с вами новой интересной информацией!

До скорых встреч!

Благоговейное восхищение, радующее и поражающее воображение, возникает при созерцании и посещении достаточно часто встречающихся в Китае и Японии, Индии и Вьетнаме, Камбодже и Корее, Таиланде и других странах, проповедующих буддизм.

Чудодейственные свойства

Пагода - это многоярусная храмовая башня (обелиск, павильон) с многочисленными яркими украшениями и карнизами. Первоначально она выполняла функцию мемориала, сохраняя многочисленные реликвии, - останки Будд и прах монахов. Возведение самых первых пагод относят к началу нашей эры.

Появившись в Китае, они широко распространились по всей территории Юго-Восточной Азии и на Дальний Восток. В соответствии с древними китайскими легендами, пагоды предназначались для исцеления людей от болезней, для постижения истины в процессе медитации, а также для того, чтобы обрести возможность стать невидимыми для недругов. Однако слишком большое количество дурных человеческих поступков привело к тому, что эти сооружения стали «скрывать» свою чудодейственную силу.

Таинственные сокровища

Значение слова «пагода» в буквальном переводе с португальского языка (pagoda) и санскрита («бхагават») - «башня сокровищ». Монастырские сооружения в большинстве своем сохранили исконное назначение, но доступ для путешественников к действующим монастырям ограничен. Парковые постройки выполняют скорее символическую роль, привлекая множество туристов неповторимым внутренним убранством и возможностью осмотра окрестностей с высоты любого яруса. Но в них нельзя увидеть ритуальные церемонии и поистине священных предметов.

Блистательное великолепие сакральных сооружений, прекрасно сочетающееся с благородным спокойствием, напоминает, а зачастую и является дворцовыми комплексами. Императорская пагода - стилизованное с особой помпезностью и величием, покрытое желтой черепицей, цвет которой символизировал верховную власть.

Архитектурные изыски

Китайские строители возводили сооружения по оригинальной технологии на основе деревянной каркасной конструкции «доугун», в переводе означающей «ковш и балка». При постройке таких домов не использовалось ни одного железного гвоздя. Расставив столбы в определенном порядке и скрепив их перекладинами, китайцы устанавливали каркас, который впоследствии покрывался крышей из тяжелой черепицы. Но самое интересное: для облегчения давления на столбы китайцы сооружали усеченные пирамиды из широкие основания которых упирались в верхнее перекрытие, а вершины - в столб. В итоге вся нагрузка ложится на эти брусочки, отличавшиеся по величине и форме и называвшиеся «доу» - «ковш», соответственно, «гун» - «балка».

Таким образом, пагода - это удивительное сооружение, в котором стены не несут никакой нагрузки. Они выполняют функции перегородок и позволяют устанавливать окна и двери в произвольном количестве.

Замысловатые особенности

Самые ранние китайские пагоды построены в форме квадрата, а более поздние здания стали уже шести-, восьми- и двенадцатиугольными, некоторые - круглыми. Можно встретить деревянные и каменные постройки, но достаточно часто использовались обливные кирпичи, железо и медь. Количество уровней в древнекитайских пагодах обычно нечетное, наиболее распространены постройки с 5-13 уровнями. Фантазия зодчих возводила изящные здания, чудесным образом вписывающиеся в окружающее природное пространство и формирующие неповторимый Традиционно такие постройки сооружались в горной местности, подальше от шумных центральных районов Китая.

Пагода в провинции Шаньси, дворцовые сооружения

Особый интерес вызывает исключительность 9-уровневой пагоды (ее высота - 70 метров) в провинции Шаньси, построенной около тысячелетия назад. Это наиболее древнее деревянное здание в мире, сохранившееся до наших дней. Причем уникальность антисейсмической конструкции уберегла ее от многочисленных разрушительных землетрясений.

Китайские пагоды в стиле дворцовых построек акцентируют внимание на величии императора. Изящные, загнутые вверх крыши, украшенные фигурами птиц и зверей, служат для отвода дождевой воды подальше от основания здания. Это позволяет сохранять деревянные стены от влаги, делает эти сооружения более долговечными.

Пагода японская - музыка Будды

Создавая атмосферу одухотворенности, в японском саду принято возводить на возвышенностях, натуральных или искусственных. Традиционно при обустройстве сада сначала устанавливаются ворота, а затем - пагода японская, являющаяся центральным композиционным объектом.

Высота сооружения не ограничена ничем, кроме… каменных фонарей, которые должны быть ниже пагоды в 1,5-2 раза. В стране восходящего солнца они могут быть совсем маленькие (до 1 метра), расположившиеся в миниатюрном саду. А это значит, что в зоне видимости вообще отсутствуют каменные фонари. По классическим канонам пагода - это сооружение, состоящее из отдельных камней и образующее у основания квадрат. Ее вертикальное сечение - трапеция с искривленными боками. Самое интересное, что камни в японской пагоде не закреплены между собой, а постройка держится за счет их собственного веса. Поэтому при ее возведении весьма важны тщательный расчет и аккуратность.

На фоне великолепных пейзажей в умиротворяюще-одухотворенной атмосфере царят многоярусные пагоды, отличающиеся формами, высотами и яркими расцветками. Они неизменно привлекают внимание и будоражат воображение человека.

- (инд. искаж. bhagavati святой дом). 1) азиатский идолопоклоннический храм, в особенности у китайцев, индусов и сиамцев. 2) маленькие комические фигурки с качающимися головами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

пагода - См … Словарь синонимов

пагода - (неправильно пагода и пагода) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

пагода - ы, ж. pagode f. <санскрит. бхагават божественный, святой. Буддийский храм. БАС 1. Теперешнее капище их <индийцев>, есть ничто иное, как род алькова, где за шелковым занавесом стоят на ступенях идолы. Измайлов Путеш. в полуд. Россию 4 141 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАГОДА - (португ. pagoda от санскр. бхагават священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме … Большой Энциклопедический словарь

ПАГОДА - ПАГОДА, пагоды, жен. (пракритское bhagodi священный). Буддийский храм (в Индии, Японии, Китае и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пагода - ПАГОДА, ы, жен. Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пагода - (португ. pagoda, от санскр. бхагават священный; кит. бао та, буквально башня сокровищ), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго Восточной… … Художественная энциклопедия

Пагода - (искаженное европейцами индийское слово bhagavati, т. е. Святой дом) название индийских храмов, выстроенных на открытомвоздухе … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пагода - (порт. pagoda) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

пагода - Многоярусная башня для хранения реликвий; тип культового и мемориального сооружения буддистов Азии [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN pagoda DE Pagode FR… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Конан и пагода сна , Д. Брайан, М. Леонетти. Величайший из героев Хайборийского мира, неистовый Конан-киммериец, без устали сражается с колдунами и некромантами, когда их магия угрожает ему самому или его друзьям. Но на сей раз ему…

Восток совсем не похож на Запад. Можно даже сказать, что он является полной его противоположностью. Многое в азиатских странах для туристов является диковинкой: начиная от ингредиентов в блюдах и заканчивая архитектурными приемами.
Одна из таких диковинок – пагода. Что это за сооружение? Какую функцию выполняет? И почему их так много в самом населенном и крупном городе Вьетнама – Хошимине?
Пагода – это культовое сооружение в буддистской и индуистской религиях. В разных странах Азии под «пагодой» понимают функционально различные сооружения. Например, в Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Лаосе под пагодами имеются ввиду ступы, то есть монументальные памятники, мемориальные комплексы, хранилища священных предметов.
В таких странах, как Индия, Вьетнам, Корея, Китай, Япония, пагода – это буддистский храм, который имеет характерную форму – многоярусной башни. В основу восточной философии лег принцип цикличности, повторяемости, развитию по спирали, который и был отражен в таком архитектурном сооружении, как пагода.
Насладиться неповторимостью линий и точностью симметрии вьетнамских пагод можно в городе Хошимин.
Самой древней по праву считается Пагода Жак Лам (Giác Lâm Pagoda). Она была построена еще в XIX веке, а именно в 1774 году. Кроме своей древности, она привлекательна для туристов еще и огромным количеством деревянных, бронзовых и цементных статуй, горильефов, настенных украшений. Состоит из трех залов: главного актового зала, зала для проповедей дхарсы и зала для приема пищи.

Последняя ее реконструкция была произведена в период с 1970 по 1993 год. Ее затяжной характер объясняется войной, принесшей множество бедствий вьетнамскому народу.


Пагоде Нефритового императора присуща контрастность, которая проявляется в противопоставлении яркого и нарядного внешнего убранства пагоды и мрачности внутренних помещений.


Строительство этой пагоды посвятили богу небес Нгок Хоанга – Нефритовому правителю, статуя которого размещена в центральной зале. Завершилось оно в 1909 году. Места, которые представляют интерес для экскурсионных групп, — это адская комната и алтарь матери пяти будд.


Изображение десяти кругов ада украшает стены адской комнаты. В центре ее стоит статуя Дьявола.


Пагода Винь Нгьем (Vin Ngem) являет собою целый храмовый комплекс с сорокаметровой башней – Гуань-Инь, в которой висит колокол, молельней, башней для урн с прахом, озером и прочими постройками. За ее основу была взята модель пагоды Винь Нгьем Бак, которая находилась в провинции Жанг в 11 веке.


Строительство современной пагоды было окончено немного более 40 лет назад — в 1971 году. В ее архитектуре соединились японские и вьетнамские мотивы. Гармоничное соединение современных и традиционных элементов придает этой пагоде неподражаемый вид.

Когда в конце 8-го века строилась новая столица Японии, за образец взяли главный город Китая - Чанъань (Changan). На Юге, согласно системе феншуй, расположились главные ворота Расёмон (Rajyo-mon), а на Запад и на Восток от ворот были построены два огромных буддийских храма: Восточный -Тодзи (Toji) и Западный – Сайдзи (Saiji). Сейчас роль южных ворот выполняет станция Киото – главный железнодорожный узел города. Вокруг станции находится множество отелей на любой вкус и кошелек, туристы часто останавливаются именно в этом квартале: близость станции, магазинов и автобусного терминала, откуда можно попасть в любую точку Киото. Южная часть города не так насыщена достопримечетельностями, как, например, центральные или восточные кварталы, однако, и здесь любознательный путешественник может найти весьма интересные объекты. О грандиозных храмовых комплексах Хигаси Хонгандзи и Ниси Хонгандзи в южном Киото я расскажу особо, а пока давайте пройдемся до места, которое многие киотцы считают символом города – буддийского храмового комплекса Тодзи (Восточного храма).

От станции Kyoto до Тодзи можно дойти пешком минут за 15, а можно подъехать пару остановок на автобусе.

Немного истории. Как я уже писала выше, «Восточный храм» Тодзи является ровестником Киото и был построен, чтобы охранять с востока главный въезд в столицу. В 823 году император Сага (Saga) передал эту буддийскую обитель основателю секты Сингон, легендарному монаху Кукаю (Kukai, 774-835), и комплекс получил название Kyo-o-gokokuji. Новое название имело смысл: «темпл (буддийский храм), который охраняет столицу и окрестности силой благостной сутры Ninno-gokoku-kyo» – основной сутры секты Сингон. К тому времени Кукай приобрел репутацию чудотворца, доказав эффективность чтения этой сутры. Кукай не упускал случая подчеркнуть, что Сингон приносит повелителям спокойное правление, избавленное от природных бедствий и мятежей, а подданным - чувство удовлетворения, т. е. поддерживает оптимальные пропорции внутри государства.

Вместе с назначением на пост главного настоятеля, Кукай получил императорский приказ закончить строительство храмового комплекса. Выбор императора был не случаен. Кукай известен не только как философ, но и как строитель (в 821 г. Кукай отремонтировал водохранилище в Сануки - никто из его предшественников не мог справиться с этой задачей). Приобретя новые постройки различного назначения, комплекс стал центром изучения эзотерического буддизма. Среди невероятного количества талантов, которыми обладал этот человек, он оказался еще и великолепным скульптором, и уверяют, что 15 из 21 деревянных изображений святых, образующих трехмерную мандалу в лекционном зале Кодо, принадлежат руке самогО Кукая.

Давайте пройдемся по территории этой буддийской цитадели и рассмотрим постройки повнимательнее. Если говорить об общем впечатлении, Тодзи уступает многим храмовым комплексам, которыми так богата древняя столица. Ни захватывающих дух пейзажных садиков, ни особых архитектурных изысков, которые являются обычной целью туристических паломников. Но с богатством исторической памяти этого места, пожалуй, не сможет соперничать ни одна буддийская святыня Киото.

Пройдя через характерные деревянные ворота и билетную кассу, мы попадаем на землю буддийской цитадели мистической секты Сингон. Перед нами – небольшой парк, дорожки вьютя вокруг трех водоемов, деревья и кусты высажены в соотвестсвии с правилами японского садово-паркового искусства. За деревьями возвышается пятиярусная пагода – самое высокое деревянное сооружения Японии. К ней мы подойдем немного позже, а сейчас обратим наше внимание на большое деревянное здание справа от парка, первое по ходу нашего движения.

Это Лекционный Зал Кодо, о котором я уже упоминала выше. Центральной фигурой поклонения учения Сингон является «космический» Будда Солнечного Света (大日如来, Дайнити-нёрай) (Махавайрочана). В Зале Кодо вокруг космического Будды расположена трехмерная мандала, образованная из 21 изваяния. Этим фигурам, каждая из которых вырезана из цельного куска дерева, уже более 1200 лет. По официальному мнению, многие из них были привезены Кукаем во время его путешествия в Китай, однако, существует и такая версия, что больше половины из них монах вырезал собственноручно (см. выше). Строительство здания, которому присвоен статус Важного Культурного Достояния, было начато в 825 году и завершилось десять лет спустя. Оно неоднократно восстанавливалось после тайфунов и землетрясений, а в 1486 году сгорело во время сильного пожара. Прошло более ста лет, когда наконец Зал был восстановлен и приобрел свой первоначальный исторический вид.

К сожалению, внутри запрещена фотосъемка, и я привожу здесь лишь фотоскан с официального буклета.

Кому интересно разбираться в сложных взаимоотношениях Будд и Бодхисаттв - небольшой «поверхностный» экскурс в учение школы Сингон («школа Истинных Слов»). Обрядовые составляющие этой школы - мантры (тайные «истинные слова»), мандалы (изображения будд, бодхисаттв и других существ) и мудры (особые жесты рук, которыми сопровождается медитация). На специальной платформе Shumi-dan, в центре находятся пять изображений, символизирующих пять мудростей – они являются человеку, когда сознание очищается от пяти негативных эмоций и приходит постижение «тайной природы Будды». Справа вы увидите пять бодхисаттв, а слева расположились пять Небесных Царей, призванных внушать страх. Остальные – это Брахмадева (бог творения), Индра (повелитель небесного царства) и Четыре небесных стража, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света.

Этому зданию присвоен наивысший статус «Национального сокровища». Первое строение, построенное 796 году, как и Лекционный Зал, сгорело при пожаре 1486 года. Вторую жизнь Кон-до получил в 1603 году, восстановленный по приказу Тоётоми Хидэёри, и это строение дошло до нас практически в первозданном виде. Внутри этого огромного здания хранятся сокровища эпохи Момояма конца 16 – начала 17 вв и более поздних эпох. Среди них – Триада Якуси (Якуси Нёрай с двумя помощниками, Никко и Гакко Босацу), дающие исцеление – покровители медицины. Пьедестал, на котором сидит Якуси Нёрай, поддерживается статуями двенадцати Небесных Генералов, изображения которых считается дошедшими до нас шедеврами периода Момояма.

И вот она – пятиярусная красавица-пагода - Национальное Сокровище, символ всего Киото.

Имея в высоту 55 м, это самая высокая пагода в Японии. Построенная Кукаем в 826 году, эта «обитель богов» сгорала 4 раза от удара молний и столько же раз возрождалась заново. Настоящее строение было построено сёгуном Токугава Иемицу в 1644 году. Внутри находятся изображения Четырех Будд и их последователей - Восьми Великих Босацу.

Монах Кукай умер 21 марта 835 г., получив посмертное имя Кобо Дайси. 21 числа каждого месяца множество паломников посещают Тодзи, в эти же дни здесь устраивается ярмарка, получившая название Кобо-сан. Тогда на территории Тодзи можно наблюдать толпы народу. Самая большая толкотня наблюдается 21 ноября: народ собирается не только на ярмарку, но и для того, чтобы полюбоваться осенними красками, которыми раскрашиваются клены по берегам трех живописных прудов.

В остальные дни на территории Тодзи обычно немноголюдно, тем интереснее наблюдать за истинными ценителями японской истории, которые приходят сюда целыми группами. Чаще всего это пенсионеры и домохозяйки, объединенные в фотокружки или в кружки начинающих живописцев. В отличие от суетных туристов, они по настоящему могут оценить и строгую красоту внушительных деревянных храмовых сооружений, и грациозность скромной пятиярусной красавицы.

ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название: Kyo-o-gokokuji Temple
Религиозная секта: Shingon sect, Buddhism
Объект поклонения: Yakushi Nyorai
Дата постройки: 796 г.
Вход: 500 йен
Часы работы: 9:00 - 16: 30 (вход до 16:00)
Телефон: 075-662-0250
Как добраться: 15 мин. пешком от ст. Kyoto Station или
5 мин. пешком от ст. Toji Station (Kintetsu Kyoto Line)
Website: http://www.toji.or.jp/

Фестивали и церемонии:
Fusatsu ceremony
15-го числа ежемесячно
Выставка Homotsukan
20 марта-25 мая;
20 сентября-25 ноября
Фестиваль О-Бон (танцы)
15 августа
Ярмарка Kodo
21-го числа ежемесячно
Антикварный рынок
первое вск каждого месяца

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.