Естественный отбор — настольная игра — Boomstarter. Эволюция

Эволюционируйте. Приспосабливайтесь к меняющейся окружающей среде. Научитесь отбиваться от хищников, или сами станьте ими. Находите пропитание. Выживайте в конкуренции с другими видами. Развивайтесь. Побеждайте!

Эволюция: Естественный отбор — локализация мирового хита Evolution. Два года назад, когда Evolution была издана впервые, она стала одним из наиболее существенных событий года. С тех пор ее популярность по всему миру уверенно растет.

Получив широчайшее признание, создатели Эволюции продолжили дорабатывать и улучшать игру. Сейчас мы представляем вам новейшую, вторую редакцию игры, прошедшую через два года — тут лучше не скажешь! — естественного отбора наиболее удачных игровых особенностей.

Эволюция рассчитана как на опытных игроков, так и на новичков. Это не просто слова! Правила «Эволюции» элементарно рассказываются за десять-пятнадцать минут. Независимо от опыта в настольных играх, игроки мгновенно усваивают, что и как нужно делать.

Эволюция — очень красочная игра! Все карты нарисовала известнейшая художница Катрин Гамильтон. Уникальные цвета получились благодаря тому, что Катрин рисовала не на компьютере, а вживую, акварельными красками. Верится с трудом, но это действительно так! Перед вашими глазами — «живые» рисунки.

Комплектация:

  • 180 двухсторонних жетонов еды;
  • 6 памяток игроков;
  • 48 маркеров развития;
  • 24 двухсторонних планшета видов животных;
  • 129 карт свойств;
  • 6 бархатных мешочков;
  • жетон первого игрока;
  • водопой;
  • правила игры.
  • Видео к настольной игре Эволюция: Естественный отбор

  • «Эволюция. Естественный отбор» — локализация мирового хита Evolution . Два года назад, когда Evolution была издана впервые, она стала одним из наиболее существенных событий года. С тех пор ее популярность по всему миру уверенно растет. В этой игре вам придется отбиваться от хищников, или самим становиться ими, находить пропитание и выживать в конкуренции с другими видами. Развивайтесь и побеждайте!

    Особенности

    • Получив широчайшее признание, создатели «Эволюции» продолжили дорабатывать и улучшать игру. Это вторая редакция, прошедшая через два года — тут лучше не скажешь! — естественного отбора наиболее удачных игровых особенностей.
    • «Эволюция» — очень красочная игра! Все карты нарисовала известнейшая художница Катрин Гамильтон. Уникальные цвета получились благодаря тому, что Катрин рисовала не на компьютере, а вживую, акварельными красками. Верится с трудом, но это действительно так! Перед вашими глазами — «живые» рисунки.

    Для кого эта игра

    «Эволюция» рассчитана как на опытных игроков, так и на новичков. Это не просто слова! Правила «Эволюции» элементарно рассказываются за десять-пятнадцать минут. Независимо от опыта в настольных играх, игроки мгновенно усваивают, что и как нужно делать. А вот дальше — все зависит от вас. Освоить-то легко, но победа потребует сообразительности, умения «просчитать» оппонентов и верного тактического расчета!

    В комплекте:

    • 24 планшета видов животных
    • 24 коричневых маркера размера тела
    • 24 зеленых маркера размера популяции
    • 129 карт свойств животных
    • поле "Водопой"
    • 180 фишек еды
    • 6 памяток игроков
    • 6 мешочков для еды
    • знак Первого игрока
    • правила игры

    Кампания по сбору средств на издание русской версии Эволюции только-только завершилась, игра ещё только печатается и будет рассылаться в сентябре, а в сети уже появился FAQ по ней , в котором порядка трёх десятков вопросов.

    Часть 1. Карты свойств

    1. Разъясните, что означают цвета карт свойств?

    Зеленый: связано с добычей еды.

    Красный: помогает хищникам атаковать другие виды.

    Белый: помогает обороняться от хищников.

    Желтый: то, что не вписывается в основные три цвета (Плодовитость).

    Карты Лазающее и Интеллект двуцветные, т.к. подпадают сразу под две категории.

    2. Что срабатывает раньше, Жировой запас или Плодовитость?

    Жировой запас гласит: «В начале фазы питания». Плодовитость : «Перед вскрытием «карт еды», это происходит по ходу фазы питания.

    Соответственно, сначала вы перемещаете фишки еды с Жирового запаса на планшет вида, и лишь потом, если на Водопое оставалась растительная пища, происходит рост популяции за счет карты Плодовитость .

    3. Можно ли просто сбросить карту свойства?

    Да. Вы можете просто сбросить карту свойства и не заменять ее. В том числе, так можно сбросить Хищника .

    4. Можно ли заменить карту свойств на такую же?

    Да. Например, хорошая тактика — сбросить карту Хищника и положить (взакрытую) другую карту Хищника на ее место. Другие игроки решат, что ваш вид перестанет быть хищным. Вы преподнесете им «приятный» сюрприз.

    5. У животного №1 есть свойства Жировой запас и Сотрудничество . В начале фазы питания жетоны еды перемещаются с карты Жировой запас на планшет этого животного. Получит ли при этом животное №2, находящееся справа от него, еду за счет свойства Сотрудничество ?

    Нет. Перемещение еды с карты Жировой запас

    6. У животного №1 — Сотрудничество . У животного №2 — Прожорливость , Жировой запас и Сотрудничество , а его популяция = 1. У животного №3 нет свойств, а его популяция = 2. Все голодны. Животное №1 ест. Что при этом происходит у животных №2 и №3? (Слева направо животные лежат как №1=>№2=>№3)

    Животное №1 поело.

    Животное №2 получает еду благодаря Сотрудничеству . Это два жетона еды вместо одного, т.к. срабатывает Прожорливость . Один жетончик еды идет на прокорм популяции животного №2. Второй жетончик запасается на Жировом запасе .

    Животное №3 получает один жетончик пищи благодаря Сотрудничеству . Но не два, т.к. свойство Прожорливость не считается актом получения еды.

    Продолжим наш пример.

    На следующий ход животное №1 поело еще раз.

    Животное №2 снова получает 2 жетона пищи и, если может, запасает еду на карте Жировой запас (а если не может, то сбрасывает).

    Животное №3 снова получает один жетончик пищи. Оно наконец-то наелось досыта.

    7. Срабатывает ли свойство Падальщик, если атаку провел «чужой» Хищник?

    8. Как взаимодействуют Падальщик и Сотрудничество?

    Животное №1: Сотрудничество , Падальщик . Животное №2: Сотрудничество , Падальщик . Животное №3: Падальщик . Слева направо животные лежат как №1=>№2=>№3.

    Произошла атака Хищника . Если позволит популяция, то животное №1 получит одну мясную пищу, животное №2 — две, животное №3 — три.

    Теперь подробно:

    Животное №1: одну еду, как Падальщик .

    Животное №2: одну еду, как Падальщик , и вторую, т.к. животное №1 наделено Сотрудничеством .

    Животное №3: одну еду, как Падальщик , вторую, т.к. животные №1 и №2 наделены Сотрудничеством , и третью еду, т.к. Животное №2 поело благодаря свойству Падальщик и во второй раз сработало его свойство Сотрудничества . Звучит сложнее, чем есть на самом деле.

    9. Как взаимодействуют Падальщик, Сотрудничество и Хищник?

    Животное №1 (слева): Сотрудничество , Падальщик . Животное №2 (справа): Хищник , Падальщик .

    Животное №2 кого-то погрызло.

    Животное №1 получает один жетон мясной пищи, т.к. оно — Падальщик . А вот животное №2 обожралось… ну, не больше, чем уровень его популяции, конечно. Оно получает сколько-то еды за счет атаки по своему свойству Хищник + одну еду, потому что Падальщик + одну еду благодаря Сотрудничеству с животным №1.

    10. Может ли Интеллект отменить Сигнал опасности или Падальщика?

    Да. И тогда Сигнал опасности более никого уже не спасет от зубов Хищников в этом раунде, а Падальщикам , возможно, придется зажить честной жизнью.

    11. Если сбросить карту Жировой запас, на которой лежат жетоны еды, что с ними произойдет?

    Переложите их к себе в мешочек.

    В игре действует непреложный принцип: вся съеденная еда приносит победные очки.

    Часть 2. Планшеты видов

    12. Можно ли увеличить размер тела или популяцию на 2 и больше деления за один раунд?

    Конечно. Главное, не забывайте каждый раз сбрасывать по карте.

    13. В фазу кормления, сколько жетонов растительной пищи я могу взять за раз?

    Один + по свойствам карт.

    Иначе говоря, если у вашего вида нет свойства типа Прожорливости , вы берете один жетон еды, кладете на планшет вида и передаете ход следующему игроку по часовой стрелке. Когда ход снова вернется к вам, вы сможете произвести следующее кормление (того же вида, если это возможно, или другого).

    14. Нужно ли докормить одно животное, чтобы начать кормить другое?

    Это не имеет значения.

    Можете покормить животное №1, затем животное №2 (когда до вас снова дойдет очередь), потом снова Животное №1, и так далее.

    15. У меня было три вида. Вид №2 лежал между видами №1 и №3. Потом случилось страшное: вид №2 вымер. Оплакав его, смогу ли я позже положить новый вид на его место, чтобы он тоже оказался между видами №1 и №3?

    Как только вид №2 вымер, вы должны сдвинуть планшеты видов №1 и №3 друг к другу. Вы сможете добавить новый вид только справа или слева от ряда, составленного из ваших животных.

    16. Что происходит с жетонами еды, которые были на планшете вымершего вида?

    Что съедено, то съедено.

    Вид погибает, но жетоны схрумканной им еды перемещаются в ваш мешочек. Более того, если у вида в момент исчезновения были жетоны еды на карте Жировой запас, они также идут к вам в мешочек.

    17. Когда животное погибает, в какой момент его владелец получает карты свойств из колоды?

    Таким образом, если во время кормления животное было уничтожено Хищником , владелец погибшего животного сразу получит новые карты свойств взамен сброшенных и, например, сможет использовать их в свой ход для активации свойства Интеллект у другого своего животного.

    Часть 3. Хищники

    18. В чем главное отличие между растительной и мясной пищей?

    Хищники не могут потреблять растительную пищу. При этом мясную пищу могут есть все.

    19. Как работает карта Сотрудничество, когда в цепочке питания участвуют Хищники?

    Текст карты гласит: «…ваш вид справа от него получает дополнительно одну фишку еды из того же источника». Соответственно, если это травоядная пища, то Хищника накормить ею не удастся, и цепочка на нем прервется. Если же это мясная пища, то накормить ею удастся и травоядных, и Хищников .

    Как частный случай: на столе слева направо лежат травоядное с Сотрудничеством => Хищник с Сотрудничеством => травоядное. Травоядное слева получило растительную пищу. Сотрудничество сработало, но Хищник растительную еду потребить не может. Соответственно, травоядное справа также останется голодным. Зато если бы травоядное, находящееся слева, сумело раздобыть себе мясной пищи, то попировала бы вся троица.

    20. Может ли Хищник атаковать других Хищников?

    21. Может ли Хищник атаковать животных, принадлежащих тому же игроку, что и он сам?

    22. Может ли Хищник покушать сам себя, чтобы прокормиться?

    Хищник не может есть сам себя, так как размер тела у него должен быть больше, чем у жертвы. Свойство Охотничья стая не позволяет каннибализм.

    23. Может ли Хищник дважды атаковать один и тот же вид в течение раунда?

    Может, пока остается голоден. Но по одной атаке за раз. (Проатаковать и передать ход; когда очередь снова до вас дойдет — можете проатаковать тот же вид снова.)

    24. Сколько разных видов Хищник может атаковать за раунд?

    Сколько угодно, пока остается голоден. Но по одной атаке за раз (см. выше).

    25. Может ли Хищник продолжать атаковать, если съел еды столько, сколько у него популяция?

    Как только Хищник прокормил свою популяцию, он должен прекратить атаки. Как и в природе. Кроме одного-единственного случая. Если у Хищника есть свойство Жировой запас , он может продолжать атаковать, пока эта карта также не заполнится.

    Таким образом, если у вас, например, Хищник с размером тела 5 и популяцией 4, обладающий свойством Жировой запас , то можете поиграть в лютого тиранозавра. По максимуму, такой Хищник может сожрать, например, 9 мелких видов с размером тела 1.

    26. Работает ли карта Прожорливость на Хищника?

    Нет. Ведь она приносит растительную пищу.

    27. Хищник с размером тела 1 и популяцией 2, используя свойство Охотничья стая, атакует Рогатое животное с размером тела 2. Что происходит?

    Если атака началась, она успешна. Да, хищник теряет в популяции, но это происходит после объявления атаки.

    28. Хищник с популяцией 1 атакует животное с Рогами, популяция которого = 2. Что происходит?

    «Естественный отбор не равен () эволюции». Это важное «неравенство», о котором должен знать каждый. Христиане должны понимать это, чтобы не позволить сбить себя с верного курса. Для эволюционистов это должно быть напоминанием, что им всё ещё нужно сильно потрудиться, чтобы иметь право утверждать, что у них есть механизм эволюции.

    Как часто мы слышим примеры естественного отбора, используемые в качестве доказательства эволюции. Изменения размеров, форм, окраса, узоров кожного покрова часто демонстрируются как доска почёта эволюции. Эта тактика подмены понятий так часто разоблачалась, но, как ни странно, её по-прежнему используют, и люди по-прежнему попадаются на эту удочку.

    Сам термин должен настораживать людей, что упущено что-то важное. Когда мы говорим об «отборе» в нашей повседневной жизни, мы всегда выбираем из чего-то уже существующего. Подумайте о выборе карт из колоды. Можно каждую секунду своей оставшейся жизни выбирать карты из колоды, но всё, на что можно рассчитывать, – это различные сочетания одних и тех же карт. Невозможно таким образом создать что-либо новое – лишь перетасованные карты, либо удалённые карты, или же добавленные карты из другой колоды.

    Когда мы говорим об «отборе» в нашей повседневной жизни, мы всегда выбираем из чего-то уже существующего.

    Когда иллюзионист просит вас выбрать карту из колоды и удивляет вас чем-то новым, вы понимаете, что это – фокус, ловкость рук. Нам нужно научиться замечать этот трюк эволюционистов, когда они утверждают, что вытащили что-то «новое» из колоды. Отбор всегда происходит из уже существующего набора или диапазона. Он не создаёт ничего нового.

    Эта иллюстрация применима к «отбору» в контексте биологии. Всеведущий Создатель знал о различных средах обитания, к которым Его создания должны будут приспосабливаться после Грехопадения и Проклятия, и в частности, после Ноева потопа, чтобы выжить. Он заложил в генетическую информацию каждого рода созданий широкое разнообразие вариаций их строения и внешнего вида. В том числе те черты, которые влияют на взаимодействие со средой: размер всего организма (растения, животного или человека); размер отдельных органов, конечностей или членов, таких как клювы или носы; размер листьев, цвет кожи, длина, структура и цвет волос или перьев. Все эти и множество других вариаций были запрограммированы в ДНК сотворённых Им существ для того, чтобы когда популяции различных родов попадали в новую среду обитания, выраженность тех или других черт позволяла особям выживать в новых условиях. Особи с такими вариациями затем передают их своему потомству. Когда вариации и среды обитания, способствующие их выраженности, достаточно отличаются, мы можем различать отдельные «виды». В этом процессе отбора никогда не добавляется новая информация. Она может быть сохранена или потеряна, но никогда не приобретается.

    Эдвард Блит (1810-1873), химик и зоолог, креационист, писал о естественном отборе примерно за 25 лет до того, как Дарвин неправомерно присвоил его в поддержку своей теории эволюции. Блит однозначно видел в этом замечательном явлении предусмотрительность премудрого, всеведущего и искусного Бога Творца.

    Зная любовь Бога к прекрасному (отражённую в мужчине и женщине, созданных по Его образу и подобию), мы можем предположить, что Бог, вероятно, также позаботился о впечатляющем разнообразии птиц, рыб, собак и кошек, которых мы вывели путём «искусственного отбора» исключительно ради «эстетического удовольствия», а не для выживания.

    Но независимо от того, отбирается вариация естественным образом окружающей средой, или искусственно селекционерами ради конкретной черты, это всё равно лишь «отбор» из существующей генетической информации. Ничего нового не создаётся.

    Эволюции отчаянно требуются «естественные изобретения», «естественные новшества» и «естественное сотворение».

    Патентное законодательство требует, чтобы изобретение обладало некоторой неочевидностью, «изобретательным уровнем», чтобы оно могло быть запатентовано. Незначительные изменения в дизайне существующего продукта не могут быть запатентованы. Многие судебные тяжбы по патентным правам велись именно относительно этого пункта. Эволюции также необходим этот «изобретательный уровень», то есть совершенно новые органы или части тела, созданные благодаря новой информации в ДНК, которой ранее в ней не было. Несмотря на огромные ресурсы, вбрасываемые в эволюционные исследования в университетах и исследовательских учреждениях, ни разу не было показано, что естественный отбор может создать такого рода «изобретательный уровень».

    Современные дарвинисты указывают на мутации, как на механизм, создающий новшества , из которых отбирает «естественный отбор». Тогда эволюционисты должны сфокусироваться на мутациях для защиты своей теории, а не на «естественном отборе». Когда у них спрашивают о примерах новой генетической информации или новых органов, созданных мутациями, они обычно указывают на бескрылых жуков с островов, или нелетающих бакланов с Галапагосских островов. Проблемность этих примеров очевидна. Хотя они подтверждают,что изменения действительно могут принести пользу существам в специфических, очень необычных условиях обитания, ничего «нового» не добавляется в их ДНК или частях тела. Они представляют собой пример потери или повреждения существующей генетической информации.

    И даже самостоятельная совсем рандомная версия про мутации . Однако у игромеханики было несколько серьёзных недочётов - почти всё решал последний раунд и некоторые из карт свойств рушили баланс.

    В результате правила серьёзно переработали и выпустили совсем новую версию игры, назвав её - "Эволюция. Естественный отбор".

    Её я и купила на фестивале Игрокон - там было банально дешевле. Коробка большая, однако в ней остаётся много пустого места.

    В состав настольной игры "Эволюция. Естественный отбор" входят:

    1 поле Водопой, 180 фишек еды, 24 планшета животных, 48 деревянных маркеров, 129 карт свойств, 6 мешочков для еды, 6 памяток игроков, 1 знак Первого игрока, правила игры

    Посмотрим на содержимое.

    Симпатичная фигурка динозаврика для обозначения игрока, которому принадлежит право первого хода. Впрочем для ускорения процесса некоторые из действий можно делать одновременно.


    Карты свойств животных - всяческие рога, длинные шеи, панцири и прочие жировые запасы. По-моему они очень красиво оформлены. Должна отметить, что механика игры достаточно сильно изменилась. Теперь всё - и создание животных, и увеличение их размеров (новинка), и их популяции (тоже новинка!) и их питание, идет от карточек, которые находятся в руке игрока.


    Да, теперь животные приобретают карточку с уровнями размера популяции и размера тела.


    Очки считаются за счет того, как животные выживают и питаются. Фишечки хранятся в симпатичных мешочках. В конце игры считаем. У кого больше накопилось - тот и выиграл.


    Для каждого игрока есть карточки с напоминаниями правил



    Суть игра - создавать животных с разными свойствами и смотреть, кто выживет, а кто нет. Кому хватит еды, а кто сам станет добычей хищника. Каждый ход из карт на руках создается и кормовая база, и животные, и их размеры, и их численность, и их свойства.

    В результате при игре стол выглядел приблизительно вот так:

    Что мне не очень понравилось, так это утеря возможности делать именно особенное существо с множеством свойств. И мне в изначальной версии Эволюции не мешал факт случайного формирования пищевой базы. Как-то вот упростилась игра, однако снимать звезду не буду.