Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе. Светлый вечер с митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием (эф.09.03.15)

Управляющий Приамурской митрополией владыка Игнатий переведен на другое место служения, он назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Об этом стало известно ночью в Москве во время заседания Священного Синода РПЦ. Где также озвучили, кто будет возглавлять Хабаровскую епархию.

Митрополит Игнатий сам присутствовал на заседании Священного Синода, сейчас он находится в Москве и пока новое назначение не комментирует, взял тайм-аут для общения с журналистами. Слухи о его переводе на другое место служения появились еще месяц назад, однако сам владыка их не подтверждал.

— Я служу Хабаровской епархии и ее прихожанам, никакой информации о моем переводе нет, — прокомментировал тогда митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

В епархии сейчас тоже воздерживаются от каких-либо комментариев. Руководитель информационного отдела митрополии иерей Роман Никитин находится в отпуске, а пресс-секретарь митрополита Анастасия Пенькова была сдержана в комментариях.

— Митрополит в Москве, нам пока ничего неизвестно, — сообщила пресс-секретарь владыки Анастасия Пенькова

Митрополиту Игнатию - 60 лет, родился в Иркутске. В 1978 г. окончил физический факультет Иркутского государственного университета, с 1978 по 1980 г. служил в рядах Советской Армии. В 1980-1983 гг. работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте, с 1983 г. заведовал лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии. В 1988 г. принял Святое Крещение. В марте 2011 года назначен был руководителем Хабаровской епархии, уже через полгода возведен в сан митрополита и назначен главой вновь образованной Приамурской митрополии. До этого долгое время возглавлял Камчатскую епархию, где запомнился тем, что впервые в составе экипажа атомного подводного крейсера совершил переход подо льдами Северного ледовитого океана в сане корабельного священника. Тогда этот переход назвали уникальным случаем в истории современного российского флота. Митрополит Игнатий медийная личность, при нем епархия стала открытой для журналистов и общества, участвовал в ток-шоу, интервью, учредил при епархии телевидение. Одним из первых в России среди священнослужителей завел личный блог, активно общался с прихожанами через интернет.

Аргентинская епархия, куда митрополит Игнатий назначен на должность правящего архиерея, базируется в Буэнос-Айрес (Аргентина). Образована она в 1946 году, сейчас там 18 приходов и 13 священнослужителей.

Главой Приамурской митрополии решением Священного Синода РПЦ назначен митрополит Владимир (Самохин). До этого он руководил Забайкальской митрополией. Ему всего 37 лет, он один из самых молодых архиереев в России.

— Пока непонятно, когда митрополит Владимир прибудет в Хабаровск, скорее всего после передачи дел в своей уже бывшей епархии, — сообщила пресс-секретарь митрополита Игнатия Анастасия Пенькова

В пресс-службе Приамурской митрополии заверили, что на следующей неделе обязательно организуют пресс-конференцию, правда затруднились ответить, кто станет её участниками.

Анна Демина, новости Хабаровска на DVhab.ru

Преосвященнейший Игнатий (Суранов Сергей Васильевич), епископ Мариинско-Посадский, викарий Чебоксарской епархии, родился 7 декабря 1978 года в селе Тобурданово Канашского района Чувашской Республики. Крещен в младенчестве.

В 1985-1996 гг. обучался в Тобурдановской средней общеобразовательной школе.

По окончании школы поступил на факультет журналистики (отделение чувашской журналистики) Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, который окончил в 2001 г.

В 2001-2005 гг. исполнял послушания псаломщика и просфорника в храме Крещения Господня с. Алманчиково Батыревского района.

В декабре 2005 г. вступил в число братии Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах.

2 января 2006 г. пострижен в рясофор с наречением имени Николай в честь страстотерпца царя Николая II, а 24 марта? в малую схиму с наречением имени Игнатий в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) в Свято-Троицком монастыре г. Чебоксары.

Все постриги и рукоположения совершал наместник Свято-Троицкого монастыря епископ Алатырский Савватий .

30 июля 2008 г. указом митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы назначен настоятелем подворья Свято-Троицкого монастыря в с. Большой Сундырь Моргаушского района. Одновременно был настоятелем Свято-Троицкого храма в с. Большой Сундырь. Также распоряжением митрополита Чебоксарского Варнавы назначен благочинным 4-го округа (приходы Моргаушского района).

В 2014 г. прошел обучение в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по программе «Школа приемных родителей» и был назначен попечителем и опекуном над несовершеннолетним.

По благословению митрополита Чебоксарского Варнавы назначен членом комиссии по переводу и изданию Библии на чувашский язык.

Подготовил и в 2016 г. издал книгу «Жизнь меняется» (сборник статей о миссионерском служении, опубликованных в разные годы на чувашском языке в газетах «Благодать» и «Голос крестьянина»).

В 2017 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию (заочное отделение).

Решением Священного Синода от 6 октября 2017 г. (журнал № 77) избран викарием Чебоксарской епархии с титулом «Мариинско-Посадский».

14 октября 2017 г. за Литургией в Покровско-Татианинском соборе г. Чебоксары митрополитом Чебоксарским Варнавой возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 3 ноября 2017 г. в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы.

20 ноября 2017 г. Хиротонисан за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

2001 г. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.

2017 г. Нижегородская духовная семинария (заочно).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Игнатия (Суранова) при наречении во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии.

Жизнь меняется, 2016 г. (сборник статей о миссионерском служении, опубликованных в разные годы на чувашском языке в газетах «Благодать» и «Голос крестьянина»).

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)

«Внутренняя жажда Бога была во мне всегда. Правда, до 30 лет я не осознавал, чего ищу», – так говорит владыка Игнатий о своем обращении к вере. Это неистребимое «стремление. к чему-то» привело будущего митрополита Хабаровского и Приамурского на физический факультет, спровоцировало серьезное увлечение музыкой, живописью, заставило заняться изучением психологии и философии. и, в конце концов, подвело к решению полностью посвятить себя Богу.

И сказал: выйди и стань на горе перед лицом

Господним, и вот, Господь пройдет, и большой

и сильный ветер, раздирающий горы

и сокрушающий скалы перед Господом, но не

в ветре Господь; после ветра землетрясение,

но не в землетрясении Господь; после

землетрясения огонь, но не в огне Господь;

после огня веяние тихого ветра, и там [Господь].

3 Цар. 19: 11-12

Парус и тонкая перчатка

У преподобного Симеона Нового Богослова в третьем гимне есть такие, на мой взгляд, очень яркие и точные слова (перевод митрополита Илариона (Алфеева)):

Монах есть тот, кто миру непричастен,

Кто говорит всегда с одним лишь Богом,

Кто, видя Бога, сам бывает видим,

Любя Его, он Им любим бывает

И, светом становясь, всегда сияет.

Монах должен быть независимым от мира, окружающих его людей и обстоятельств, от прошлой жизни своей. Как известно, само это слово – монах – восходит к греческому «монос», то есть живущий уединенно, в одиночестве. Но правильно ли такое одиночество, естественно ли? Ведь сказано же в Библии: «…не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2: 18). Монашеская независимость вовсе не означает эгоистичной самодостаточности, горделивой изолированности. Это путь к совершенному и всецелому «внутрь пребыванию» с Другим, но не человеком, а Богом, и у него есть свои степени восхождения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал самый правильный путь иноческого делания. Первое: человек оставляет мирскую жизнь, приходит в общежительный монастырь. Долгое время здесь он учится главному иноческому качеству – послушанию через полное отсечение от своей воли, учится самопознанию и покаянию и, наконец, «искусству из искусств, науке из наук – внимательной молитве». Если первый этап пройден и есть на то Господня воля, он переходит на скитское жительство. Дальше может быть уединение, затвор, а может быть до конца жизни пребывание в братии на разных послушаниях или, увы, деятельность в миру, в том числе и архиерейство. Все определяют труд самого монаха над своим внутренним человеком и Господь, Которому ведомо, где, как и в каком качестве нести монаху свое церковное послушание.

Внимательная молитва, «внутрь пребывание», умное делание, внутреннее безмолвие – это синонимы, каждый из которых раскрывает цель монашеских трудов и подвига. С какой-то стороны, в какой-то степени. Понятно: чтобы этой цели достичь, нужно удалиться от суеты, повседневной погруженности в огромное количество малых и больших дел. Важных, но все же внешних. Зачастую мирских. И вот здесь часто возникает вопрос: как сочетать это внутреннее безмолвие, к которому призван монах, с активной внешней деятельностью, к которой призван архиерей (все архиереи, как известно, принадлежат монашескому чину), «внутрь пребывание» со строительством епархии или митрополии, попечением об огромном количестве других людей, административными обязанностями, постоянными встречами, беседами, контактами?

По-человечески, человеческими силами это невозможно. А вот Божьими – вполне. «.все могу, – пишет апостол Павел, – в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Если Господь благословил архиерея трудиться в миру, Он даст для этого и возможности, и мудрость. Здесь также требуются внутренние усилия, но уже другого рода – стараться любое дело посвящать Богу, во всем следовать Его воле, учиться ходить пред Его очами. Иначе говоря, полностью посвящать себя своему послушанию, совершая его как бы в присутствии Божием, в Боге пребывая. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 4–5). Если стремиться так поступать, то Господь даст, еще раз повторю, и силы, и мудрость делать то, что угодно для исполнения Его послушания.

Очень точный пример я встретил у владыки Антония, митрополита Сурожского. Будучи по первому образованию врачом, он говорил, что христианин, и тем более монах, должен быть подобен тонкой хирургической перчатке.

Перчатка – это человек, рука хирурга – Господь. Чем грубее материал этой перчатки, тем менее тонкие операции может выполнить хирург, тем хуже будет больному. А чем материал тоньше, тем правильнее и точнее выполнит хирург свои врачебные действия. Вот и мы должны быть такими «тонкими перчатками», полностью предавшими себя воле Божией и лишь ее имеющими в виду.

Еще один интересный пример. Человек – парус на корабле: чем тоньше материал паруса, тем быстрее корабль будет реагировать на попутный ветер. Паруса – это образ нашей восприимчивости к Богу, способности слышать Его повеления и исполнять их. Если стараться жить так, чтобы сердце было послушно Господу, то Он с помощью этого твоего «паруса», тебя самого, будет направлять корабль, епархию твою туда, куда Ему нужно. «.Кто пребывает во Мне. тот приносит много плода.» (Ин. 15: 5).

Веяние тихого ветра

Человек живет миром своего детства. То, что в детстве в него заложено – на уровне образов, воспоминаний, впечатлений, на уровне навыков, – то и станет основой его последующего развития. Мои воспоминания о детстве связаны прежде всего с ощущением глубокой тишины, мира, какого-то внутреннего безмолвия. Помню часто, когда мама была на работе, я закрывался дома и просто сидел в этой тишине. А когда уезжали на дачу или в детские лагеря, мне нравилось оставаться одному в лесу или на речке. В юности, в студенчестве занимался горным туризмом, и самое главное впечатление того времени – помню отчетливо – поднимаешься на пик, а там, на вершине, тебя охватывает поразительное ощущение безмолвия!

И в храмах, особенно в нашем Свято-Духовом Вильнюсском монастыре, я переживал нечто такое, что, наверное, можно сравнить с ощущениями пророка Илии, которому Господь явился, но не в буре, не в каких-то колоссальных, масштабных событиях, а – в легком, тихом ветерке. Мне было понятно, что значит: Бог в «гласе хлада тонка» что вот здесь и есть Господь. Думаю, это и помогло впоследствии принять решение полностью посвятить себя Ему.

От детства и юности сохранились и отрицательные впечатления, но, как теперь вижу, они повлияли на меня от противного, сформировали стойкое убеждение, чего делать нельзя. К примеру, будучи комсомольцем, я видел, что люди с трибун говорят одно, а в кулуарах совершенно другое. Тогда это казалось вроде бы нормальным, но в глубине души я понимал, конечно, что такое никуда не годится. Совесть – голос Божий в душе каждого – всему дает реальные оценки.

К слову, сейчас много говорят и спорят о советском периоде нашей истории. Принято его обличать, ругать, ниспровергать его авторитеты. Но советская система хоть и основана была на совершенно других, атеистических, неверных принципах, воспитывала в нас и хорошее тоже. На добрых примерах русской классической литературы, где, что ни герой, то самоотверженность, самоотдача, жертвенность. Что это, если не христианские качества? Да и людей с истинно христианским устроением души тоже много было.

Когда бессилен Вивальди

Каждого человека Господь ведет к Себе по-разному. Апостола Павла призвал мгновенно – и он из гонителя христиан стал великим просветителем мира, светочем христианства; Петра и Иоанна воспитывал долгих три с половиной года. А путь некоторых длится всю их жизнь. Кого-то Господь призывает в зрелом возрасте через большие скорби, кто-то изначально воспитывается родителями в вере или даже в монашеском духе. Оглядываясь на свою жизнь, могу сказать, что меня Господь вел к тому моменту, когда пришлось делать выбор дальнейшего пути, очень незаметно, создавая такие условия, в которых принимал бы решение я, не Он. Безо всякого нажима или принуждения.

Прежде чем оказаться у церковного порога, мне пришлось пройти достаточно большой жизненный путь. Лишь в 30 лет стал появляться интерес к вере, православию, православной жизни, Церкви нашей. Но какой-то внутренний огонек – то, что Феофан Затворник называет «жаждой Бога» – внутри был всегда. Внутренняя жажда Бога побуждает к поиску. Правда, человек далеко не всегда осознает, что побуждение это направлено к его Творцу и Спасителю. Часто принимает за Истину ложные цели – успех, достаток, власть, желание «состояться». Да мало ли их, таких. И я не осознавал долгое время, что именно я ищу. Была жажда… чего-то. Она и побуждала искать в разных направлениях.

Я поступил в Иркутский государственный университет, на физический факультет – так физика заинтересовала. Начал ее изучать – познакомился с законами природы. Первый грузик лег на ту чашу весов, которая через 18 лет склонилась в сторону иночества.

Затем, на любительском уровне, заинтересовался живописью, изучал произведения знаменитых живописцев. Альбомы с хорошими репродукциями тогда невозможно было достать, но в советских музеях картины русских и западноевропейских художников представлены были очень широко и разнообразно. Я ездил по выставочным площадкам, в том числе и других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, – подолгу любовался замечательными полотнами. Было интересно, увлекательно, но через некоторое время я понял, что это не то.

Дальше заинтересовала музыка, в основном светских композиторов, так как церковных тогда услышать было совершенно невозможно. Сам я не играл, но часто и подолгу слушал разные произведения, в основном классические. Со временем мои вкусы и привязанности менялись: поначалу нравился Вивальди, в какой-то степени – Моцарт, некоторые произведения Бетховена, не последнего его периода. А потом любимыми композиторами стали – и остаются по сию пору – Рахманинов и Шопен. Всегда с удовольствием слушаю шопеновские фортепьянные концерты, первый концерт Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Последнее время все больше нахожу какое-то созвучие творчеству Шнитке. Но и это оказалось увлечением.

Затем появлялись интересы к психологии, философии, но, доходя до какого-то предела, исчерпывали себя. Паки и паки – не то.

Когда началась перестройка и священнослужители получили возможность выходить на широкую аудиторию, состоялась судьбоносная встреча с архиереем, который впоследствии рукоположил меня во диакона, священника, постриг в монахи. Это был владыка Хризостом, в ту пору Иркутский и Читинский, а в последствии – Виленский и Литовский . Замечательный, глубоко церковный человек, умный, проницательный, яркая личность. Когда владыку перевели из Иркутска в Вильнюс, я оставил свою мирскую деятельность и последовал сначала за ним, а после, вступив в число братии Свято-Духова монастыря, – за Христом.

Не вдруг, не сразу – постепенно начал понимать, что долгое время Господь, шаг за шагом, через разные увлечения вел меня к Церкви, а увлекаться позволял, с тем чтобы впоследствии была возможность сравнить мир культуры высокой, но все же человеческой с поразительным, безграничным миром Православия.

В миру – живопись, а в Православии – иконопись, явление неизмеримо более высокое. Живописец – человек, который пытается отразить окружающий видимый мир через свое отношение к нему. Иконописцем, по большому счету, является Сам Господь, который посредством человека являет нам образы мира невидимого, духовного.

Между светской музыкой и церковной тоже обнаружилась принципиальная разница. Музыка светская – это выражение душевного состояния композитора, а церковное пение – средство устремиться к Богу самому и помочь это сделать другим. Совершенно разный уровень. Я интересовался философией, а встретился с богословием. Увлекался психологией, а оказался лицом к лицу с аскетикой. Потому, оказавшись в монастыре, прикоснувшись к Православию, уже ничего не выбирал, все стало очевидным: вот мой путь, по нему и нужно идти.

Каждого человека Господь ведет к Себе по-разному, знает все, все учитывает: каков сам человек, его характер, темперамент, жизненный опыт. Дело Божие – призвать и помочь; дело наше, человеческое – услышать, откликнуться и последовать.

В молодости, в студенческие годы, я терпеть не мог, когда мне что-то навязывали. Старался все понять, а затем и принять сам. Так был воспитан, таким был. И Господь, зная это, ни к чему меня не принуждал. А постепенно, незаметно, создавая соответствующие условия, ставил перед выбором, который я делал самостоятельно и тем совершал очередной, маленький, но все-таки шаг и все-таки к Церкви.

Кадило как спорт-инвентарь

Мой духовный отец, батюшка Иоанн (Крестьянкин) , говорил: прежде чем стать монахом, нужно христианином стать. Ну а прежде чем стать христианином, думаю, хорошо бы состояться как человек. Если привел тебя Господь к Своей Церкви, служи ей теми талантами, которые собрал в миру, если в монастырь – служи таковыми же обители, братии и паломникам. Не отвергай, не отказывайся от них – все собранное с Божьей помощью пригодится для нового служения, в том числе и иноческого. Плохо, на мой взгляд, поступают те новоначальные монахи, которые слишком буквально понимают заповедь об оставлении мира, умирании для мира. И еще хуже, если пытаются ее воплотить тоже слишком буквально.

Мне тоже довелось пройти через подобное искушение. Молитвами и наставлениями батюшки Иоанна благополучно, слава Богу. Все, чем я увлекался до пострига, помогало приобщиться пусть к душевному, но все же богатому, разнообразному опыту человеческого бытия. Культура – это проявление опыта душевного, но часто граничащее с духовным. Апостол Павел говорил, что «.невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы.» (Рим. 1: 20). Рассматривание этих творений и позволяло мне развиваться как человеку, улавливать, видеть искру Божию во многих произведениях искусства. Даже в тех, где о Боге и не говорилось: пейзажах, натюрмортах, портретах обычных людей, в классической светской музыке, в произведениях советской литературы (В. Г. Распутин – самый яркий пример). Если бы я все это отторгнул, очень много потерял бы и как монах, и как архиерей в будущем.

Когда Святейший Патриарх Алексий рукоположил меня во епископы и благословил совершать архиерейское служение на Камчатке, опыт мирской жизни помог мне найти общий язык с самыми разными людьми: и врачами, и писателями, и психологами. А увлечение кибернетикой помогает работать с компьютером. Вот IPad недавно освоил, он постоянно со мной. Свой блог в Интернете уже не первый год веду.

Ничего из того, что Господь дал мне пройти в моей мирской жизни, не было лишним. Все так или иначе понадобилось.

В монастыре начало приходить понимание – тоже не сразу, постепенно, – что есть Бог, как Он Себя проявляет. И что свои впечатления, движения своей души и воображения не следует отождествлять с действием Божьей благодати. Так часто бывает, к великому сожалению.

Вот только один пример. Вскоре после пострига владыка возложил на меня послушание благочинного – того, кто наблюдает за исполнением внутреннего и богослужебного распорядка. Призывающая благодать ощущалась в то время довольно явственно, сопровождалась глубокими и сильными переживаниями. По неопытности их легко было принять за благодатное состояние, свойственное старцам. Что и произошло. Ко мне обратился один из трудников, в прошлом десантник, капитан десантных войск. У него, как затем выяснилось, был очень серьезный конфликт с супругой, и он ушел из семьи. Оказался в монастыре, начал работать и решил, от досады на жену, остаться у нас.

Присмотрелся к монашеской жизни, вернее к ее внешней стороне, а затем пришел и говорит: «Знаете, отче, я увидел в вас истинного монаха. Прошу, возьмите на себя руководство моей духовной жизнью. Я буду готовиться к постригу». Естественно, у меня же сразу созрело решение им духовно руководить. Ведь читал же святителя Игнатия! И Феофана Затворника! И знаю много, и сам монах!

И что в итоге? Даю ему молитвенное правило – не выполняет. Благословляю каждый день посещать богослужение – не приходит, а если приходит, долго не выдерживает, потому что простоять два часа для него – испытание выше сил. Запрещаю выходить за пределы монастыря – выходит тут же. В отчаянии пишу письмо обо всем этом батюшке Иоанну и получаю от него ответ: «Он еще христианином не стал, а ты из него монаха хочешь сделать! И не следует носить своих чад на руках – надорвешься».

Вот и указал старец на мои ошибки. Во-первых, не должно заниматься духовным руководством тому, кто сам не имеет достаточного опыта духовной жизни. Во-вторых, нельзя на людей возлагать бремена неудобоносимые. И, наконец, следовало понять сразу, что груз иноческой жизни этот человек понести не сможет никогда, ибо пришел в обитель не по призыву Господа, а потому, что с женой поругался.

В монастырь приходят, чтобы монахами – стать

На всех этапах иноческой жизни, а особенно на начальном, внутреннее устроение в обители исключительно важно. В монастырь человек приходит не готовым монахом. В монастырь человек приходит, чтобы монахом стать. Потому старшие, более опытные братья должны помочь ему правильно определить меру молитвы, послушания, иноческого подвига – правильно расставить приоритеты.

Нельзя новоначальному долго пребывать в уединении и молитве. Опытный духовник никогда не даст ему сложных аскетических упражнений, связанных с глубоким внутренним деланием. Потому что на первых этапах иноческого пути главное не в этом, а в том, чтобы избавиться ему от мирских оков, из мира принесенных.

Главная из них – это «я», самость, гордыня. Ей – главное внимание, против нее – основная борьба. Если об этом не позаботиться, никакое иноческое делание, никакие аскетические подвиги не принесут пользы. Только вред. «Смирение должно лежать в основе всех иноческих упражнений» – это слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Потому что даже такие первостепенные христианские добродетели, как покаяние, молитва, чтение Священного Писания, изучение святых отцов без смирения ведут не к спасению, а к погибели.

Что такое покаяние без смирения? Самолюбование и восхищение собою и своими покаянными «подвигами». Что такое молитва без смирения? Не обращение к Богу, а внутреннее наблюдение за самим собой, рефлексия: «Ах, как я глубоко, хорошо и внимательно молюсь!» Что такое чтение святых отцов и Евангелия без смирения? Не что иное, как поиск в евангельских и святоотеческих текстах подтверждения своим собственным мыслям. Самоутверждение себя через Евангелие.

Некоторые церковные люди – и миряне, и монахи – не понимая, что духовный путь – это прежде всего обретение смирения, на этом пути не спасаются, а повреждаются.

Вот свежий пример. Закончился Архиерейский собор. Один из документов, которые мы на нем приняли, касался электронного учета граждан, ИНН, новых паспортов. В нем ясно и четко прописана позиция Церкви, неоднократно заявленная и раньше: принимать или не принимать ИНН – это дело свободного выбора каждого человека, и государство не должно на него влиять. Мы обращаемся к руководству нашей страны с просьбой дать возможность использовать те средства учета, которые не смущают религиозных чувств людей. Если человек верующий выбирает электронные средства – пожалуйста, если нет – нужно предоставить ему альтернативные традиционные средства. Подчеркну, что об этом говорилось давно, и все должны бы об этом знать.

Итак, мы выходим из храма Христа Спасителя, нас встречают пять или шесть человек, явно обеспокоенных. К одному владыке подходит женщина в монашеском облачении со словами: «Батюшка! Благословите меня не принимать ИНН!» И так-то смиренно, с таким кротким, постным выражением лица! И ручки-то сложила на груди, и глазки долу опустила. Владыка посмотрел на нее, все понял и говорит шутливо: «Благословляю принимать!» А она, как услышала (куда только смирение делось?! исчезло во мгновение ока!), с искаженным от гнева лицом истеричным голосом возопила: «Я тебе покажу «принимать»!!!» Не выдержало ее смиренничанье даже такого незначительного испытания.

Зеркало Евангелия

У монахов первых веков христианства было огромное преимущество: они учились отсекать свое «я» под духовным водительством боговдохновенных старцев – людей не просто опытных, а водимых Духом Божиим.

Мой духовный отец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), я считаю, был именно таковым. Он мог руководить и, возможно, руководил духовной жизнью некоторых братьев своего монастыря, но не мог окормлять духовно всех желающих. Ведь вся православная Россия к нему шла! Понимая это, старец пробуждал в людях самостоятельность и ответственность за те решения, которые они сами должны были принять. Учил каждого думать и сверять свою жизнь с жизнью Христа. Он наставлял: «Вот перед тобой Евангелие. Смотри. Учись. Как делает Христос, и ты делай. Как Он думает, так и ты думай. Как Он говорил, так и ты говори».

И святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о том, что Евангелие, заповеди Божии – это зеркало, в котором можно увидеть себя, реального, и по которому себя постоянно необходимо выправлять. Хочешь увидеть, какой ты есть на самом деле, – всмотрись в Христа, прочитай Евангелие – и увидишь. Не таким, каким хочешь казаться, а каким тебя видит Христос.

Иноки последних времен

В одном из писем святителя Игнатия есть такой эпизод. Некоему старцу было видение: три человека молились на берегу очень широкой реки, и по их молитвам Господь дал им крылья. Первым двум – мощные, сильные, и они, взмахнув этими крыльями, мгновенно перелетели на другой берег. Третьему тоже были даны, только немощные и слабые. И вот он, взмахивая ими, то поднимаясь немного над водой, то погружаясь в волны, то снова поднимаясь из последних сил, постоянно плача и взывая к Богу, все-таки преодолел эту реку. Святитель рассуждает: первые два человека – это иноки первых веков христианства, от нашей земной жизни в жизнь вечную они «перелетели» очень быстро, потому что у них были сильные духовные крылья. Третий человек – это образ инока последних времен. Он тоже спасется. Но усилий для этого от него потребуется гораздо больше, потому что крылья имеет слабые.

Пожалуй, приведу еще притчу, тоже из святителя Игнатия. Один послушник приходит к старцу и спрашивает: «Я вижу, что ты и другие старцы – люди высокой духовной жизни. Скажи, отче, что вы сделали?» А тот отвечает: «Мы исполнили все заповеди Христовы». Тогда последовал второй вопрос: «А что сделаем мы, ваши ученики, последователи ближайшие?» И ответ: «Вы не сделаете и половины». – «А каково будет делание иноков последних веков?» – «А у них делания вообще не будет. Но будут посланы такие скорби, претерпев которые, они станут выше нас».

Господь никогда не оставляет тех людей, которые обращаются к Нему. Мирским ли путем они идут ко спасению, священническим или монашеским. В первые времена или последние. Посылает испытания, каждому – свои, в свою меру и степень. Потому каждому человеку, а монаху в особенности, очень важно понимать, что любое испытание – от Господа. Не от плохого человека, не от строгого игумена, не от надоедливого прихожанина, а от Господа. И понимая это, принимая, именно по Богу перенося испытания, каждый из нас постепенно к Нему приближается.

И апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1: 2–4). Вот мы, христиане, иноки последних времен, этим терпением и стараемся взойти к совершенству – не делами своими.

Женский вопрос

Людей часто смущают негативные высказывания некоторых святых подвижников в отношении женщин.

Что тут скажешь? Монахами не рождаются, ими становятся. Когда мужчина, молодой человек, приходит в монастырь, он приносит туда все свои мирские качества – и пороки, и добродетели. Его мужская, телесная природа приходит вместе с ним. А в ней заложено стремление к женщине, которое дает о себе знать. За редким исключением. Скажем, Иоанн Богослов был девственником. Возможно, у него в жизни никогда не было плотских влечений: так Господь хранил чистоту его ума и сердца для созидания его великого Евангелия. Только чистые сердцем могут Бога узреть. Но это, повторю, – редкость, исключение.

А у большинства монахов мужская природа никуда не исчезает, и этим пользуются демоны, пытаясь разжечь в их душах огонь нечистых желаний. Как относиться к этому? В творениях святых отцов-аскетов есть много наставлений о борьбе с блудной страстью. Очень действенных.

Но там же можно встретить рассуждения о том, что «женщина – сосуд греха», «через женщину произошло грехопадение человека».

Митрополит Игнатий (Пологрудов)

Последнее – справедливо. Но не женщина есть зло – о том нигде не сказано в Евангелии, – а греховное воззрение на женщину (а это оттуда). К одному старцу обратился послушник с вопросом: «Грех ли, батюшка, вино, деньги и женщины?» А он ему в ответ: «Не вино, а пьянство, не деньги, а скупость, не женщины, а блуд – вот что грех!»

Вот еще притча из иноческой жизни. В монастыре жили два пожилых монаха. Один из них вел себя крайне осторожно: как только видел среди паломников женщину, закрывал глаза и убегал. А другой, вроде бы беспечно, оставался, подходил к ней, подолгу беседовал. И вот осмотрительный спрашивает беспечного: «Как же ты так общайся с женщинами. Это может привести к падению». А второй ответил: «Ты, взглянув на женщину, видишь в ней прежде всего грех и соблазн, а я – творение Божие и благодарю Его за такую красоту, которую Он создал».

Если в миру человек предавался греховной, блудной жизни, то в монастыре, конечно, ему лучше избегать общения с женщинами. Потому что греховные навыки могут привести его к соблазну. Если же был благочестив, искушения тоже будут, но значительно более слабые. И бороться с ними можно будет уже другими способами. Один из них – умение видеть в женщине творение Божие и воспринимать ее красоту как отражение красоты Божественной.

О подвиге немонашеском

Я постригал только одного человека, который имел опыт семейной жизни. И думаю, что тот, кто благочестиво жил в семье, конечно, может стать хорошим монахом. Но семья – благословение Божие, и безбрачие допустимо только в одном случае: если Сам же Господь благословляет иное.

Хотя святитель Игнатий, мой небесный покровитель, ставит иночество выше брака, я думаю, что эти два пути равнозначны. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «.есть замечательный отрывок в жизни святого Макария Великого. Он молился о том, чтобы ему было открыто, есть ли кто-нибудь, кто его может научить большему совершенству, чем то, которому он научился в пустыне. Ему было велено пойти в соседний город, разыскать одного ремесленника и узнать, как он живет. Макарий пошел. Оказалось, что ремесленник – простой рабочий, который живет с семьей и ничем особенным не выдается. Макарий его начал спрашивать, какова их духовная жизнь. „Ну какая же духовная жизнь! – отвечает тот: – Работаю с утра до ночи, зарабатываю гроши, перебиваемся с женой и детьми, вот и вся наша жизнь“. Макарий стал дальше расспрашивать. И оказалось, что этот человек за всю жизнь не сказал резкого слова жене, что они любят друг друга совершенно и полностью и составляют одно целое. И святой Макарий вернулся в пустыню с мыслью о том, что он сам такой цельности, такого единства с Богом, какое этот человек явил через единство с женой (я не говорю – только „в единстве с женой“, но „через него“), еще не достиг. Поэтому надо с осторожностью говорить о том, что один путь выше другого: не всякий, шествующий одним путем, духовно выше, чем тот, который идет другим путем».

Монаху, в каком-то смысле даже легче… Существует огромное количество аскетических книг, которые написаны монахами для монахов. А вот подобных книг для семьи у нас почти нет. Жаль! Я думаю, что если бы люди семейные делились своим опытом, мы бы увидели, какая огромная духовная работа, не меньше иноческой, должна проводиться супругами, чтобы жить в мире и согласии и достичь того, о чем говорил Господь: «.будут два одною плотью.» (Мф. 19: 5). Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИГНАТИЙ (Матфей Афанасьевич Семенов), архиеп. (1791–1850), рус. правосл. церк. писатель, проповедник и расколовед. Род. в Пинежском уезде, в семье сел. псаломщика. Рано обнаружившиеся способности позволили ему получить богословское образование. После семинарии он стал

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Патриарх Игнатий Патриарх царя Димитрия. Размышления в узилище Залетая через узкое оконце, под сводом кельи гулко отдавались пьяные вопли «спасителей России». Вторую неделю старый интриган Василий Иванович Шуйский, с кучкой клевретов истребивший царя Дмитрия

Из книги Путь отцов автора Амман А.

Игнатий Антиохийский († около 110)Современному христианину привычны слова мессы: «Соблаговоли ввести нас в общину всех твоих святых и мучеников, Иоанна, Стефана, Игнатия…» Но многим ли известно, кто он, этот упомянутый в числе других Игнатий? Епископ или монах? Откуда он?

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

§45. Развитие епископата. Игнатий Доказано, что епископат как форма управления церковью утвердился в Восточной и Западной церкви повсеместно уже в середине II века. Даже еретические секты, по меньшей мере, евиониты, как мы можем понять из восхваления епископата в

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

Игнатий Игнатий в своем Послании к римлянам (даже в его сирийском варианте) относит к этой общине ряд возвышенных титулов и описывает ее как «обладающую первенством в области, населенной римлянами» и «лидирующую в благотворительности». Эти слова

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Игнатий Ломский, преподобный Ничего неизвестно относительно места рождения и родителей преподобного Игнатия. Полагают, что первоначально он подвизался в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. Но потом прп. Игнатий перешел в Кириллов Белозерский монастырь и здесь

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Игнатий Брянчанинов, святитель Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец святителя, Александр Семенович, принадлежал к старинной дворянской фамилии

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

II. ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ Согласно Оригену, Игнатий был вторым епископом Антиохии, то есть преемником апостола Петра. Евсевий же сообщает, что Игнатий был лишь третьим после Петра, наследуя Евводию. О его жизни ничего не известно, кроме разве того, что он под конвоем был

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Св. Игнатий Богоносец

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Игнатий Лойола Лойола, Игнатий.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Игнатий Лойола «Беседа совершается тогда, когда человек вообразит перед собою Иисуса Христа, распятого на кресте». Из поучений Игнатия Лойолы о созерцании «Сам от себя не строй воображений и, которые сами строятся, не внимай тем, и уму не позволяй напечатлевать их на

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Из книги автора

ИГНАТИЙ, инок, Вологодский чудотворец (см. Иоанн, князь


Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий: «Нужно быть всем для всех»

Наш собеседник поступил в ПСТГУ уже будучи архиереем. После окончания Университета, уже в сане архиепископа, владыка Игнатий сначала был назначен на Хабаровскую кафедру, возглавив чуть позже новообразованную Приамурскую митрополию, а летом 2016 года отправился на другой берег Тихого океана, став митрополитом Аргентинским и Южноамериканским.

Владыка, я понимаю, что этот вопрос Вам очень часто задают, но все-таки: Вы выпускник технического факультета, и к вере Вы пришли в «сознательном» возрасте…

Во взрослом.

У светских людей до сих пор бытует мнение, что естественные науки, особенно такие как физика и вера в Бога, в частности христианская вера, - вещи совершенно несовместные. Расскажите, пожалуйста, как Вы, будучи выпускником технического вуза, пришли в Церковь.

Говорить о том, что наука опровергает существование Бога, это не что иное, как идеологический штамп или идеологический заказ. Это миф.

На самом деле наука, если это действительно наука, внерелигиозна. Она не антирелигиозна, но внерелигиозна.

Это означает, что предметы, которыми наука занимается, к религии не имеют, вообще говоря, прямого отношения. Физика изучает законы, которые лежат в основе мироздания, они постоянны и неизменны. Это основы природы. Можно задумываться - эти основания сами собой создались или их кто-то создал? Если возникает такой вопрос - это уже вопрос философии или религии. Иными словами, есть область Духа, есть область нашего видимого материального мира. Если говорить проще, наука занимается своими вопросами, вера занимается своими вопросами. Самое главное, что на грани этих двух миров - материального и духовного - стоит человек. Поэтому любой ученый рано или поздно, особенно если это серьезный ученый, обязательно начинает задавать себе вопрос: помимо того, что я изучаю, что-то существует или нет? Так и со мной было. Я действительно физик, я закончил Физический факультет в Иркутске. Могу сказать, что большинство людей, которые преподавали в нашем университете, были учеными высокого уровня. Они приезжали из Новосибирского академгородка, а им самим преподавали ученые с мировыми именами. Эти люди никогда ничего плохого о религии не говорили. Более того, совсем недавно я получил от нашего декана поздравление с новым назначением - это произошло после того, как меня назначили митрополитом Аргентинским и Южноамериканским. Оказывается, эти люди наблюдали за биографией своего, скажем так, не самого лучшего ученика.

Все-таки помимо ученых в советском вузе Вам преподавали и товарищи, читавшие «Научный атеизм»…

Научный атеизм, марксистско-ленинская философия, политическая экономия - все эти науки, конечно, были основаны на началах материализма. Это были самые посещаемые занятия не потому, что мы ими интересовались, а потому, что нас там пересчитывали буквально поименно. Где-то минут 15- 20 от лекции занимала проверка посещаемости. Если, не дай Бог, ты не присутствуешь хотя бы на одной лекции, могли последовать санкции: например лишение стипендии, вопрос об исключении из института. На деле каждый на таких лекциях занимался своим делом: кто-то выполнял домашние задания, кто-то читал. Мы не интересовались этими дисциплинами.

Отсутствие интереса к марксизму или даже несогласие с советской идеологией еще не означает согласие с христианством.

Да, конечно.

Как Вы все-таки пришли в Церковь?

Вы знаете, многие студенты из нашего университета интересовались чем-то большим, чем просто наука: кто-то искусством, кто-то литературой, кто-то философией. Интуитивно мы понимали, что физика не исчерпывает всего, что необходимо человеку. Поскольку единственным «высоким» учением, доступным для нас, был научный коммунизм и марксистко-ленинская философия, которую к тому же скучно преподавали. Искусственность привязки всего к тезису, что Бога нет, была слишком очевидна даже для нас, людей, которые в этом не очень разбирались. Нам ведь не давали читать Библию, давали читать выдержки из Библии с комментариями по полстраницы. Это было скучно.

Когда началась перестройка, когда появилась возможность самим знакомиться с источниками по религиозной тематике, выступления священников сразу же стали собирать огромные аудитории.

На одной из таких встреч я и присутствовал. Я узнал, что местный архиепископ выступает перед студенческой аудиторией в Фундаментальной библиотеке нашего университета. Я пришел туда, зал был переполнен, и я не смог даже войти внутрь, потому что все стояли вплотную. Из проема двери я что-то видел, что-то слышал. Когда этот человек начал говорить, я был поражен, насколько эрудированным он оказался. Нам в курсе научного атеизма внушали, что Бога нет, что люди, которые Ему служат, либо глупые, либо лжецы, которые обманывают темных бабушек, для того что бы нажиться. Здесь же я увидел впервые в своей жизни настоящего священника, услышал, что он говорит и как он говорит. Понял, что это человек колоссального ума и громадной эрудиции - он ведь совершенно свободно отвечал на все вопросы. Причем вопросы касались литературы, социологии, политики, психологии, я уже не говорю о теологии. Причем он приводил цифры, факты. Никакой «воды» не было - сплошная конкретика. Он себя прекрасно держал: не старался показать себя, он просто спокойно отвечал. Сейчас-то мы понимаем, что это настоящий христианский подход, настоящая христианская манера поведения, но тогда для меня это было открытием. Меня заинтересовал этот человек, я с ним встретился, он ответил на все мои вопросы. Я сам принял решение креститься, затем крестился. Апостол Павел совершенно правильно сказал, что сила Божья через рассматривание Его творений становится видимой. Так оно и получилось. Рассматривая Его творение, придешь к Богу.

Скажите, в какой момент Вы решили, что Ваше призвание не просто быть христианином и трудиться на каком-то светском поприще, но стать священником и идти монашеским путем, а не путем семейного священства?

Призвание к монашеству у меня было с юношеского возраста, правда, тогда я этого не осознавал. Именно к монашеству, а не к священству. Мне нравилось находиться одному, читать, размышлять. Конечно, у меня было много друзей - я был достаточно общительным человеком и, как мне кажется, до сих пор таким и остался, но уединение мне было, говоря мирским языком, более комфортно.

Вы сказали - много друзей. Разрешите уточнить, Вы говорите о друзьях или о хороших знакомых? Были ли рядом с Вами в те годы люди, которые Вам внутренне по-настоящему близки?

Скорее всего, было много хороших знакомых. Внутренне по-настоящему, по-христиански, наверное, нет. По-человечески - да, по-христиански - нет. Возможно, я тогда еще разницы не понимал. Владыка Хризостом, сейчас он на покое, а тогда был Иркутским епископом, позже Литовским митрополитом, мне дал Библию. Был конец 80-х - начало 90-х годов. Он же подарил мне книгу святителя Игнатия Брянчанинова, а затем аввы Дорофея, эти книги были тогда большой редкостью. Я открыл эти книги и вдруг понял, что это мое. Тот и другой писали в основном о монашестве. Писали для монахов и сами были монахами. Святитель Игнатий потом уже стал епископом. Какие-то глубокие струны вдруг проснулись во мне и сразу ответили на то, что я прочитал. Мне кажется, что у меня было и остается призвание к монашеству. На священство меня благословил отец Иоанн Крестьянкин, на архиерейство тоже.

Как получилось, что именно отец Иоанн стал Вашим духовником?

Господь ссудил таким образом. Он всё устроил. В монастыре я оказался, поехав с владыкой Хризостомом в Литву: в Иркутске, где я жил и учился, тогда не было монастырей. Буквально с первых минут монастырской жизни я почувствовал, что уклад монашеской жизни - это мое.

Были у Вас какие-то особые искушения в этот период?

У меня таких искушений, о которых часто пишут, не было, потому что я сразу почувствовал, что это мой путь. Это то, к чему моя душа стремилась многие годы. Я никогда не хотел уйти из монастыря. Единственный раз я захотел проявить своеволие - перейти на Валаам из нашего Ильинского монастыря, но вместо Валаама оказался уже епископом на Камчатке. Я сразу попросил владыку принять меня на послушание в монастырь: учился читать, петь, учился правилам монашеской жизни.

С отцом Иоанном (Крестьянкиным) я познакомился по совету одной монахини. Из Вильнюса, где был наш монастырь, до Пскова 12 часов езды, потом еще два часа нужно ехать до Печор. Как ни странно, батюшка меня принял в тот же день. Уже в то время было очень трудно попасть к нему на личный прием. Отвечал он всем письменно через Татьяну, свою келейницу, а вот так, чтобы лично беседовать, - очень редко. Это был удивительный старец. Мы с ним побеседовали, он меня внимательно выслушал. Каждый раз, когда я приезжал к нему, он всегда принимал меня. С тех пор я не сомневался, что именно он должен стать моим духовным отцом. Но я понимал, что не надо просить его об этом. Я как-то заикнулся на эту тему, а он говорит: «Печать в паспорте ставить не будем. Решайте сами». Я понял, что ты сам для себя выбираешь, кто твой духовный отец. Я выбрал, я решил для себя, что у этого старца буду окормляться. Я всегда, когда было нужно, обращался к нему и всегда получал ответ, или лично, или письменно.

Вы окончили Московскую семинарию, но при этом спустя годы после ее окончания, уже будучи епископом, поступили в Свято-Тихоновский университет. Для епископа поступок нетипичный. Даже не потому, что не все хотят, а просто потому, что архиерейский сан связан с очень большой административной и богослужебной нагрузкой. Кроме того, учась заочно, нужно приезжать на государственные экзамены, на защиту диплома это дополнительное время. К занятиям, к сессиям необходимо готовиться. Скажите, почему, понимая неизбежность всех этих сложностей, все-таки Вы решили, уже закончив семинарию, поступать в Свято-Тихоновский университет.

Всё вместе совпало: воля Божия, благословение старца, мое большое желание и необходимость. Прежде всего, я познакомился с институтом через отца Владимира. Уже тогда это был очень известный в Москве протоиерей. Он приехал к отцу Иоанну Крестьянкину, для того чтобы получить его благословение на создание Свято-Тихоновского университета (тогда еще института). Мы с ним жили в одной комнате, он ждал приема батюшки, как и я. Отец Владимир мне рассказал об институте, причем так рассказал, что у меня сердце загорелось. Это была первая причина. Вторая причина состояла в том, что все-таки заочное образование, которое я получил в семинарии, это не то же самое, что очное. Я чувствовал, что мне не хватает знаний. На Камчатке, где была моя первая архиерейская кафедра, в то время ПСТГУ имел возможность организовывать центр дистанционного обучения. Это значит, что не мы ездили к преподавателям в Москву, а они к нам: они приезжали читать лекции, учили нас и только потом принимали экзамены, оставляли нам задания и уезжали. Происходило это раз в два месяца. Это было очень удобно.

Была еще одна причина, по которой я сюда поступил: я по себе знаю, как важен в жизни человека пример того, кто находится рядом.

Я видел, что не все наши священники на Камчатке хотели учиться. Не все понимали необходимость учебы. Их рукоположили в начале перестройки или даже в доперестроечное время: они окормляли своих бабушек, им казалось, что этого достаточно. Не все понимали, что необходимо выходить за пределы церкви, нужно работать с людьми светскими, говорить с ними языком культуры. Нужно идти в школы, работать в интернет-пространстве. Некоторые даже считали, что интернет - орудие сатаны. Сейчас таких гораздо меньше, тем более что значительное число священников имеют свои страницы: если мы это пространство не освоим, у нас нет будущего, потому что там находится большинство людей. Я понимал, что нашим хорошим, самоотверженным священникам, которые трудились в очень трудных экономических и социальных условиях, нужен был пример архиерея, который не только говорит, что надо учиться, но еще и сам учится. И я учился вместе с ними. Когда кто-то из священников говорил: «Вы знаете, владыка, невозможно!» Я отвечал: «Я тружусь не меньше Вас, однако не ропщу. Как я учусь, Вы сами можете видеть: мы вместе бываем на лекциях и сдаем экзамены». Мне легче было потому, что я имел навык получения высшего образования и благодаря этому навык самостоятельной работы с литературой. Некоторые же священники имели за плечами только школу. В перерывах между приездами преподавателей я собирал наших священников, мы вместе выполняли задания, читали учебники - приобретали знания. Вместе нам было легче и интереснее.

Традиционная форма получения богословского образования в нашей Церкви - это семинария. Наш университет - нечто новое для России. Я не ставлю под сомнение необходимость существования Исторического или Педагогического факультетов ПСТГУ, но Богословский факультет, который раньше назывался Богословско-Пастырским и готовил прежде всего священнослужителей, зачем он нужен, если есть семинарии? Да, он помог многим священникам, не имевшим богословского образования, получить его в 90-е годы, но зачем он нужен сейчас?

Есть университет, а есть Педагогический институт. В университете есть Медицинский факультет, а есть Медицинский институт. Есть университет, а есть Институт иностранных языков… Семинария - это учебное заведение, которое готовит именно священников. Да, там большой курс наук, там выстроен процесс воспитания, особенно для ребят, которые учатся очно. Но все-таки это процесс подготовки именно священнослужителей. Это очень непростой процесс. У нас до сих пор в Церкви идет дискуссия, чему отдавать приоритет в этой подготовке. Моя диссертация по психологии была посвящена тому, чтобы понять, каким должен быть священник по выходе из семинарии, кого мы должны готовить. Есть ли такие факторы, на которые во время воспитания священника мы должны обратить особое внимание. Я взялся за эту тему, потому что данный вопрос встал передо мной во весь рост, когда я был ректором Хабаровской духовной семинарии. Ваш университет - это учебное заведение гораздо более широкого профиля. Здесь очень много факультетов, которые готовят специалистов другого профиля: иконописцев, регентов и многих других. Поэтому задачи у семинарии и у университета разные. С другой стороны, мне кажется, что существование в нашей Церкви двух направлений подготовки священников сейчас вполне оправдан: семинарии, прежде всего, сильны своей традицией. Здесь тоже ориентируются на традицию, но при подготовке священника уделяется очень большое внимание новым дисциплинам, которые могут понадобиться священнику. Мне кажется, что и семинария, и Богословский институт необходимы и важны. Каждый из них реализует свою традицию, и обе имеют право на существование.

Со стороны епископата может не быть желания принимать к себе в епархию клириков, которые вышли из учебного заведения нового типа…

Мне кажется, такие опасения могут быть оправданны, и ваша задача - разобраться в этих опасениях, дать на них аргументированные ответы. У меня таких опасений не было, потому что я учился в нашем университете. Я могу представить себе архиерея, у которого может появиться вопрос, а зачем такой «модернистский» институт нужен. На мой взгляд, следует объяснять, что никакого модернизма здесь нет. Священнослужители, которые получают здесь образование, могут служить столь же достойно и ревностно, как священники, которые закончили семинарию. Например, 10% священнослужителей Московской областной епархии закончили ПСТГУ.

Я могу сказать о священнослужителях - выпускниках ПСТГУ на Камчатке - это достойные священники.

И это не только мое мнение, но моего преемника на этой кафедре, хотя сам он ПСТГУ не оканчивал.

У Богословского факультета ПСТГУ две задачи: одна - подготовка пастырей, другая - помочь мирянам получить богословское образование. Средневековая европейская традиция предполагала, что мирянам вообще не может быть позволено заниматься богословием. В нашей Церкви тоже есть священнослужители, которые с опасением относятся к тому, что мирянину, человеку, изначально не собирающемуся принимать сан, предлагается полный курс богословских дисциплин. Как Вы относитесь к той точке зрения, согласно которой богословское образование должно быть приоритетом исключительно духовенства?

Я не встречал священников, которые бы разделяли такую точку зрения. Священноначалие: Архиерейский собор, Синод, Святейший Патриарх постоянно говорит о том, как Церкви необходимо трудиться в современном обществе и отвечать на вызовы современности. Мы должны трудиться в системе образования, пенитенциарных заведениях, должны идти в армию, работать на телевидении, работать в интернет-пространстве. Есть огромное число направлений в молодежной среде, среди спортсменов и так далее. Каждое такое направление требует широкого разнообразного образования, поэтому Церковь будет обречена на неудачу, если люди, которые занимаются всеми этими направлениями, будут плохо подготовлены. ПСТГУ дает им возможность получить такую подготовку. Священнослужители при всем желании такой огромный объем работы охватить не смогут. У священника есть свой приход, но еще есть семья, которой тоже нужно уделять внимание. Поэтому священнику нужны очень хорошие, подготовленные помощники. Неслучайно Синодальные отделы готовят документы, которые регламентируют подготовку и деятельность мирян в различных сферах церковного служения: катехизаторов, миссионеров, специалистов по работе с молодежью. Может вызывать опасение ситуация, когда человек, получивший богословское образование, вместо того чтобы помогать священнику, пытается выполнять функции священника. Я встречал высокообразованных людей, которые открыто ставили себя на приходе выше священника. Правильно будет, если вузы, которые дают мирянам хорошую богословскую подготовку, одновременно будут воспитывать в них понимание того, что они не руководители приходов, а помощники священника, они ему не замена.

Вы сами начали разговор о том, что священнослужитель - это профессия, связанная с психологией. Вы кандидат психологических наук и знаете, что на Западе часто психоаналитик или психолог - это альтернатива священнику. Кроме того, довольно большое количество школ в психологии исторически развивались и сейчас продолжают развиваться на совершенно нехристианском мировоззренческом базисе. Каково вообще место психологии в Церкви, в частности в пастырском служении? Может ли священнослужитель в своей пастырской практике использовать знание психологии и применять какие-то методы из этой области, или это принципиально разные сферы, и христианский взгляд на человека несовместим со взглядом, характерным для светской психологии?

Я бы сказал так: есть области науки, которые по большому счету с людьми никак не соприкасаются, например естественные науки - физика, химия, математика. А есть такие области науки, которые касаются непосредственно человека, например психиатрия или психология. Вот здесь мы обречены сотрудничать друг с другом. И священнослужители, и психологи соприкасаются с таким таинством, которое называется человек. Действительно, есть много трудностей при взаимодействии Церкви и психологической науки. Эти трудности заключаются, прежде всего, в непонимании со стороны психологии тех границ, которые она не должна переступать. Нужно понимать, что эти науки должны заниматься только той частью человеческого существа, которая связана непосредственно с его земным существованием: память, речь, мышление, может быть, некоторые высшие функции. Очень важно направление, изучающее психические отклонения и болезни человека, пограничные состояния.

Первое, на что следовало бы священникам обратить внимание, - знания о психических, психопатологических и невропатологических состояниях человека.

Эти знания нужны священникам не для того, чтобы их лечить, а для того, чтобы их распознавать. Мы знаем прекрасно, что ошибка духовника Гоголя привела к печальным результатам: человек страдал глубоким невротическим расстройством, духовник же, вместо того чтобы поддержать его, благословил ему еще с большим усердием нести покаянный подвиг, что привело к печальным последствиям. При этом нужно ясно и четко понимать - у психологии есть свои границы в изучении человека. Не нужно смешивать психическое и духовное. При всем своем современном развитии психология не может изучать духовную составляющую человека. У нее нет таких методов, нет возможностей. Это может только священнослужитель - тот, кто живет в Церкви, живет Церковью, имеет опыт священнослужения.

Есть одно поле для сотрудничества: человеку, который поступает учиться в семинарию и будет потом священнослужителем, хорошо бы иметь абсолютное психическое здоровье, а ведь это не всегда так. Если педагоги, которые здесь или в семинарии готовят будущих священнослужителей, не обратят внимания на отклонения в этой сфере, не определят неврозы, которые есть у этого молодого человека, не помогут справиться с ними, преодолеть их, то такой человек пойдет священником на приход, и эти его проблемы безусловно повлияют и на его паству, и на его семью. Так что священнику нужно иметь базовые знания психологии и психопатологии. Только это должны быть знания из областей, не связанных с псевдонаукой, такой как фрейдизм, наука, построенная на ложных посылах. Она вся зиждится на антихристианских постулатах. Существуют другие направления в психиатрии - экзистенциализм, например. Многие ученые сейчас трудятся на базе христианской, в том числе и православной религии. Священник должен уметь распознавать психопатологические и невропатологические состояния. Но брать на себя функции психиатра и психолога я бы ему не советовал. Нужно готовить хороших православных психологов. Сотрудничество таких психологов со священником - это путь решения вопросов чисто психологического порядка. Я знаю, что в Москве есть, и у нас в Хабаровске тоже были такие приходы, где одновременно трудились священник и православный психолог. Такое сотрудничество действительно давало хороший результат.

Как сообщает сайт Аргентинской митрополии, начиная с июля месяца, каждую субботу в кафедральном Благовещенском соборе Буэнос-Айреса Божественная литургия будет совершаться в сопровождении знаменного пения. На клиросе будут петь правящий архиерей митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий и клирик Аргентинской епархии иеромонах Антоний (Жуков).

Таким образом вновь назначенный глава Аргентинской епархии намерен знакомить прихожан местных православных храмов с древним церковным распевом.

Знаменное пение иерарх стал поддерживать еще в бытность правящим архиереем Петропавловской и Камчатской епархии, в начале 2000-х годов, когда в Петропавловске-Камчатском сначала образовалась монашеская община, а затем был учрежден монастырь в честь великомученика Пантелеимона (2006).

Первым наместником обители стал иеромонах Антоний (Жуков), впоследствии сопровождавший архиепископа Игнатия в период его служения на Хабаровской кафедре, а с лета 2016 года - в Аргентинской епархии.

Первая Божественная литургия знаменного распева состоялась в Благовещенском соборе Буэнос-Айреса в конце июня. Об этом митрополит Игнатий написал в своем личном блоге, который он - первый из архиереев Русской православной церкви - ведет с февраля 2008 года.

«О. Антоний весьма близко познакомился и быстро подружился с о.. Олегом (священник Олег Забусень - настоятель храма преподобного Иова игумена Почаевского в Буэнос-Айресе; - сайт) - клириками собора - а также их домашними. И кажется, даже, поведал им о знаменном пении в своем хабаровском монастыре. Иначе как объяснить тот факт, что вчера, после утреннего правила они возжелали совершить субботнюю знаменную литургию. В сопровождении архиерейского хора. Так вот, совершили», - написал он в блоге 30 июня.

Теперь совершение литургии в сопровождении знаменного пения станет регулярным, а петь на клиросе, помимо иеромонаха Антония (Жукова), певчих и клириков собора, станет сам митрополит Игнатий.


Знаменное пение

Зна́менное пение, или зна́менный распев - основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков - знамён, использовавшихся для его записи. Объединяет различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён - кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. На XI-XIII века приходится расцвет кондакарного распева, который, однако, уже в XIV веке практически исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг.

В середине XV в. на Руси распространяется демественный распев (демественное пение, демество), которое получает распространение в XVI-XVII вв., в том числе в многоголосии.

В последней четверти XV в. возникает путевой распев. К концу XVI в. путевой распев становится самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Начиная со второй половины XVII в. путевой распев выходит из употребления.

Основным видом знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции, является столповой распев.

Начиная с конца XVII века - начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением. В результате в XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным).

Основной средой, в которой сохраняются традиции знаменного пения, на сегодняшний день является старообрядчество.


Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий. Биографическая справка

В 1978 г. окончил физический факультет Иркутского государственного университета, с 1978 по 1980 г. служил в рядах Советской Армии. В 1980-1983 гг. работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте, с 1983 г. заведовал лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии.

В 1988 г. принял Святое Крещение. В марте 1990 г. вступил в число братии Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. Выполнял послушания библиотекаря, благочинного, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе.

В 1993 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию.

В сентябре 1992 г. назначен благочинным Свято-Духова монастыря.

В феврале 2008 г. владыка Игнатий открыл в Интернете свой блог.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначен главой новообразованной Приамурской митрополии.

30 октября 2014 г. на X съезде Союза ректоров России, который прошел в МГУ им. Ломоносова в Москве, принят в состав Союза ректоров России.

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. (журнал № 36) назначен Преосвященным Аргентинским и Южноамериканским с освобождением от управления Приамурской митрополией.

Решением Священного Синода от 13 июня 2016 г. (журнал № 42) освобожден от должности ректора Хабаровской духовной семинарии.

Прибыл на новое место служения 18 июня 2016 года, накануне праздника Пятидесятницы. С конца июня стал публиковать записи в своем блоге на двух языках - русском и испанском.