"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях). Вологодская областная детская библиотека Современная русская литература об учителях

Васильева Татьяна, Иванова Юлия

Цель исследовательского проекта - раскрыть нравственный облик Учителя на примере произведений русской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНТЕЕВКА

Исследовательский проект

Образ Учителя в произведениях русской литературы

Иванова Юлия Сергеевна,

Ученицы 10 класса

Руководитель: Малюкова Вера Фёдоровна,

Учитель русского языка и литературы

2016

РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………. Стр.

I. ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………… 1

II. ВВЕДЕНИЕ

О проекте: тема, цель и задачи проекта; материал и предмет

Исследования; актуальность и новизна, реализация проекта ……………. 2-4

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………. 5-14

1. Учитель XXI века. Каков он? ............................................................. 5-8

2. Образ Учителя в произведениях русской литературы …………….. 9-14

2.1 . В. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»…………………… 9

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»………………………… 10

2.3. В. Распутин. «Уроки французского»…………………………………... 11

2.4 . Л. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка»………….. 12

2.5. А. Иванов. «Географ глобус пропил»……………………………….. 13

2.6. Е. Гришковец. «Начальник»…………………………………………. 14

IV. ВЫВОДЫ ………………………………………….................................. 15

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ …………… 16

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ (фотографии, иллюстрации, диаграмма)

VIII. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

II. ВВЕДЕНИЕ

Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».

В.А.Сухомлинский

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв .

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий Учитель (с большой буквы) должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Нам захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.

Цель исследовательской работы – раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.

Понимая, что «объять необъятное» мы не сможем, мы определили несколько главных, на наш взгляд, задач.

Задачи исследовательской работы:

  • Проанализировать произведения русской литературы, раскрывающие образ учителя.
  • Рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ребёнка.
  • Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
  • Понять, нужны ли изменения в образовании (и в этом новизна нашей работы).

Мы не случайно делаем акцент на нравственном аспекте. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. Г. Чернышевского, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться».

ГИПОТЕЗА

Настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал исследования – произведения русской литературы.

Предмет исследования – нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический:

  • знакомство с материалами литературоведов по данной теме;
  • изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессии педагога.

Практический :

  • «погружение» в текст – исследование текстов произведений;
  • встречи со специалистами;
  • наблюдение;
  • устный опрос.

Методика обработки полученных данных:

  • сбор материала по теме;
  • выделение главного и второстепенного;
  • построение круговой диаграммы;
  • написание автореферата;
  • создание презентации;
  • оформление проекта.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.

ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  1. УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА. КАКОВ ОН?

Выбор темы проекта не случаен. В конце 2015 года нам было предложено поучаствовать в областном социальном проекте «Здравствуй, учитель XXI века!»

Участие в социальном проекте нас очень заинтересовало, и мы решили продолжить исследовательскую работу, но уже несколько в ином русле .

Прежде чем обратиться конкретно к произведениям литературы, мы хотели бы очень коротко рассказать об этом проекте.

Цель и задачи :

  • показать образ идеального современного учителя (с учётом мнений старшеклассников, родителей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации образовательного учреждения) ;
  • соотнести мнения всех участников образовательного процесса с требованиями Профстандарта педагога;
  • оформить результат исследования в форме стендового доклада.

Выводы исследования.

На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, мы «нарисовали» образ Учителя XXI века.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

На слайде презентации - основные требования, которые предъявляет XXI век к учителю:

  • Любовь к своей профессии. Учителю должен нравиться сам процесс обучения кого-либо.
  • Активная гражданская позиция. Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.
  • Мобильность. Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Ответственность. Учитель должен быть ответственным, ведь от него зависит будущее детей, которых он обучает.
  • Компетентность. Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.
  • Самосовершенствование. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.
  • Толерантность (терпимость). Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому ученику, относиться ко всем одинаково, а также должен позволять им высказывать своё мнение.
  • Организованность. Современный учитель должен уметь организовывать свою деятельность, своё время.
  • Ориентирование в реалиях современного времени. Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.
  • Умение работать с информацией. Учитель должен уметь выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию, правильно использовать.
  • Патриотизм. Очень важно для учителя знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.

Итак, XXI век предъявляет к педагогам определённые требования . А готовы ли учителя измениться?

Мы провели устный опрос учителей начального, среднего и старшего звена (3, 7 и 5 человек соответственно приняли участие в опросе):

«Готовы ли Вы измениться в соответствии с новыми требованиями?» .

Результаты опроса – в диаграмме.

(80% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении. Они активно используют информационные технологии, постоянно расширяют свои знания.

15 % наших учителей ответили, что они не совсем уверены в том, что необходимо кардинально изменить своё отношение к преподаванию.

И только 5% опрошенных преподавателей вообще не готовы измениться, считая, что «старые» методы преподавания более эффективны.)

Проанализировав наши наблюдения и неоднозначные результаты опроса, мы задумались.

А нужны ли изменения в образовании? Что говорит нам об этом литература? Статичен или динамичен образ учителя? Каков нравственный облик учителя? Каковы его взаимоотношения с учениками?

И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.

2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» (1968)

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах» .

В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.

Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.

События в рассказе происходят в военные годы. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным» . Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом может стать конфликт ученика и учителя.

В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину.

Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.

2.3. В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)

Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. События происходят в послевоенное время.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.

Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».

Проанализировав эти значимые, на наш взгляд, произведения об Учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

К сожалению, в литературе встречаются и другие образы учителей. И это тоже отражение реальной действительности.

2.4. Л.Е. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка» (1987)

В повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат, прежде всего, средством подъёма по карьерной лестнице.

«У меня показательный класс, - сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…» .

Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она не считается с мнением ребят. Ученик не интересует её как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: «Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить» . Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!».

Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.

2.5. А.Иванов. «Географ глобус пропил» (1995)

Отношения ученика и учителя в наше время подчас характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.

События происходят в 90-годы прошлого века. Главным героем романа является Виктор Служкин. Для нас этот образ интересен, прежде всего, тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности.

Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками. Причиной этого также служит нежелание со стороны учащихся признать авторитет учителя: «Служкин ждал, пока все рассядутся. Школьники орали, деля парты. Наконец сплошной гвалт перешёл в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся:

Что же, здравствуйте, 9в, - сказал он.

Привет! - запищали с задних парт.

Я вижу класс у вас развесёлый, - заметил Служкин. – Давайте знакомиться».

Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учащимися, а также с завучем.

2.6. Е.Гришковец. «Начальник» (2007)

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка.

Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.

Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей »:

Ты что сделал? Дядя! – почти кричал он. – Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? Ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его!

Да ладно, Владимир Лаврентьевич! Не ругайтесь! – бубнил юный фотограф. – Это же мой кадр.

Твой, да? А я тут на фига бьюсь? Твой?! Он не твой! Это был просто хороший кадр!

Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

IV. ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох .

Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.

Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Считаем, что наш проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Астафьев В.А. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
  2. «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», Педагогика. № 4,1997 г.
  3. Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007. 75с.
  4. Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.
  5. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221 с.
  6. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
  7. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признания подростка/Школьные годы. Выпуск 2. – М.:»Детская литература», 1990.
  8. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
  9. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  11. Интернет-ресурсы. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

(387 слов) Учитель – это тот человек, который встречается на нашем пути в самом его начале. От его старания и таланта зависит наш интерес к учебе. Также благодаря его чуткости и внимательности, мы открываем в себе новые грани и возможности, можем поверить в себя. В литературе есть великое множество образов учителей, как плохих, так и хороших, но мне бы хотелось написать о положительных примерах для всех представителей данной профессии.

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает Лидия Михайловна и решает аккуратно помочь мальчику. Сначала учительница приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Женщина даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди.

В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений.

Еще один пример – герой повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим, Николай даже обижается на него, но вскоре понимает, что старик добр к нему, поэтому так сильно стремится вложить в него полезные знания и умения. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение.

Таким образом, все авторы подмечают, что учителю недостаточно быть специалистом в своей сфере, нужно по-настоящему любить свою работу и с нежностью подходить ко всем детям, ведь их будущее зависит от того, как и чему их научит педагог. Поэтому все изображенные преподаватели отличаются чуткостью, ответственностью и безграничной добротой, которую всегда чувствуют ученики.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

Многие книги об учителях знакомы нам по фильмам. Сценарий Георгия Полонского к фильму «Доживём до понедельника» превратился в самостоятельную одноимённую повесть, «Уроки французского» Валентина Распутина из литературы успешно переместились на экран. Сложная драма Эльдара Рязанова о конфликте поколений и эпох «Дорогая Елена Сергеевна» снята по пьесе Людмилы Разумовской. О «Педагогической поэме» Антона Макаренко (по которой тоже был снят фильм) наслышаны многие, хотя не каждый готов взять на себя труд прочитать увесистый том педагогического опыта 1920-х. Режиссёры не зря любят книги про учителей: фигура учителя всегда драматична и позволяет затронуть множество очень важных вопросов.

В своей подборке мы решили обратить внимание на книги писателей с педагогическим стажем, которые мудро и увлекательно рассказывают читателям о нелёгком, полном поисков и открытий труде учителя.

Фрида Вигдорова. «Мой класс: записки учительницы»

Фрида Вигдорова - педагог, журналист, общественный деятель. В 1950-е - 1960-е годы она играла заметную роль в общественной жизни, о ней тепло отзывались такие известные личности, как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Александр Галич. Сотрудничая ещё с 1940-х с «Комсомольской правдой» и другими газетами, Фрида Вигдорова занималась помощью людям, которые писали о своих проблемах в редакцию. В 1964 году она присутствовала на суде по делу Иосифа Бродского и сделала там запись, которая потом распространилась в самиздате и благодаря которой мы и теперь можем посмотреть на происходившее беспристрастно. Но кроме общественной жизни, Фрида Вигдорова интересовалась педагогикой и транслировала через свои литературные произведения собственный взгляд на то, какой должна быть работа учителя.

Повесть «Мой класс: Записки учительницы» была издана в 1949 году и воплотила в себе живое, очень личное представление об «индивидуальном подходе», который в то время официально потребовало от педагогов Министерство просвещения. Это тот случай, когда литературное произведение стало буквально методическим пособием для целого поколения учителей.

Книга написана от лица вымышленного персонажа - молодой учительницы Марины Николаевны, которая терпеливо и методично ищет «ключик» к каждому ученику своего мальчишеского класса. История получалась настолько живой (ещё бы, ведь в её основу лёг собственный опыт Фриды Вигдоровой, которая два года преподавала русский язык и литературу, и многочисленные журналистские наблюдения), что многие читатели присылали в издательства письма с просьбой дать им адрес настоящей Марины Николаевны.

«Многие учителя и студенты признавались, что узнали из этой книги о методах и приёмах педагогической работы больше, чем из всех прочитанных учебников», - отмечает Мария Майофис, посвятившая книге Вигдоровой отдельную главу в монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы».

Вот, например, некоторые наблюдения «Марины Николаевны»:

Прежде мне казалось, что преподавать в начальной школе может каждый грамотный человек и уж мне, с моим высшим образованием, это, во всяком случае, будет нетрудно. А оказалось другое: хочешь учить по учебнику, слово в слово, - пожалуйста, тогда вполне хватит того, что ты знаешь. Но если отвечать на все «почему» и вызывать новые «почему», тогда надо неутомимо читать, искать, смотреть во все глаза, и с каждым разом станешь убеждаться: мало ты знаешь! И ещё я замечала: чем больше узнаю сама, тем больше хочется знать ребятам.

Я увидела, что понимание и навык не одно и то же. Можно понимать, знать, а рука тем временем всё-таки пишет своё, привычное. Я стала приглядываться к ошибкам каждого. Теперь я знала, что у Выручки неладно с безударными гласными, у Лабутина - с падежными окончаниями, а Глазков просто рассеян и невнимателен - отсюда «курзинка» и «малчик». Поняв, у кого какое уязвимое место, я почувствовала себя увереннее, как врач, который сначала вздумал лечить своих пациентов одинаково от всех болезней, а потом разобрался, что глаз, ухо, печень, сердце и лёгкие – совсем разные вещи!

Сомнения и успехи молодой учительницы Марины Николаевны выдерживают испытания временем: разве сейчас идеи «гуманистической педагогики» менее актуальны, и разве сейчас каждый учитель не открывает для себя методом проб и ошибок, что значит «индивидуальный подход»?

Есть у этой книги ещё одна особенность: не так много произведений, созданных ещё до «Оттепели», честно и тонко показывают послевоенную школу, рассказывая о поколении детей, переживших военную травму.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»

Японский писатель Кэндзиро Хайтани сам получил хорошее образование благодаря большой настойчивости: он посещал вечернюю школу в послевоенной Японии, работая сварщиком, а затем смог поступить в университет Осако Киоки, который успешно окончил в 1956 году. После выпуска Хайтани устроился учителем начальных классов в Кобэ, крупном портовом и промышленном городе. Учителем он проработал 17 лет.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

«Получается, - думала про себя Котани-сэнсей, - что, как это ни странно, люди про мух толком ничего и не знают. И специалистов в этой области почти что нет…»

Сама она до этого знала про мух только то, что они питаются микробами. По крайней мере, она всегда так думала. Но выходило, что это не совсем так, и даже совсем не так. Как правило, в школе детям объясняли, что мухи - разносчики заразы, потому что они едят микробов.

Но теперь Котани-сэнсей поняла, что это было неверное объяснение. В справочнике было написано, что мухи предпочитают подгнившую еду, в которой содержится много микробов и бактерий. Следовательно, детей надо учить тому, чтобы они не разводили грязь и как можно скорее выкидывали испорченные продукты, пока мухи не успели до них добраться.

«Если вдуматься, то бедные мухи - жертвы ложных обвинений», - подумала учительница. Котани-сэнсей заинтересовалась мухами после недавней семейной ссоры. В тот день, потрясённая жестокостью Тэцудзо и непониманием мужа, она чувствовала себя ужасно одинокой. Подавленная и отчаявшаяся, она коротала вечер с бутылкой виски. И когда на бутылку села муха, Котани-сэнсей вдруг почувствовала в ней родственную душу. Может, это было связано с количеством выпитого, а может, с тем, что Котани-сэнсей до слёз хотелось, чтобы кто-нибудь, всё равно кто, пожалел бы её, разделил её одиночество. Как бы то ни было, но муха показалась ей родной и близкой.

Чтобы «заглянуть в глаза» Тэцудзо, молодой учительнице придётся многое преодолеть, и брезгливость к мухам - не самое сложное.

В книге есть и проблемы детской жестокости, и взрослой чёрствости, и вопросы солидарности в обществе, и претензии к системе образования, которая с трудом принимает не таких, как все. «Взгляд кролика» написан языком детской книги - для взрослых.

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Роман писательницы Бел Кауфман, известный многим по одноимённой экранизации, стал культовым для американских учителей 1960-х. Ей тоже приходили письма благодарных читателей, в которых было восхищение и удивление тем, как точно в романе подмечены особенности учительской работы, словно действие списывалось с каждой американской школы.

Бел Кауфман, внучка знаменитого писателя на идише Шолом-Алейхема, знала о буднях педагога по своему опыту: она не одно десятилетие проработала учителем литературы в нью-йоркских школах. Роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» был издан ею в 1965 году, в возрасте 54 лет. Но описывается в нём история совсем молодой учительницы, отчасти автобиографичная, которая приходит преподавать в непривилегированную школу к самым обычным подросткам.

«Отношения учителя с учеником - это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью», - говорится в книге. Вот главная героиня, Сильвия Баррет, и балансирует на этом канате всю книгу. И не только между дружелюбием и фамильярностью. Оказывается, что работа в школе в принципе - это сплошное хождение по канату, балансирование между личным участием в своих учениках и требованиями системы массового образования.

Имитируя нечто среднее между дневниковыми записями и корзиной черновиков, текст Кауфман создаёт объёмную картину того, что происходит в школе и за её пределами.

ОТ: Б. Шехтер.
КОМУ. С. Баррет.

Дорогая Сил! Давайте кутнём - пообедаем в ресторане. Забудьте на полчаса своих «особо отстающих» и стряхните с себя меловую пыль. Мне надоел кофе, пахнущий бумажным стаканчиком. Я тут дежурю, как Цербер у врат Ада. Охраняя кого? И от кого? Я бы с удовольствием сменяла дежурство по вестибюлю на Ваше коридорное патрулирование. Скажите «ДА» херувиму, который принесет Вам эту записку, и поедим сегодня как дамы.

Даниэль Пеннак «Школьные страдания»

Судя по многочисленным отзывам в Сети, книга французского писателя Даниэля Пеннака стала «бальзамом на душу» всем родителям школьников, с трудом вписывающихся в школьную систему и хватающих постоянные «двойки».

Сам Пеннак был в школе двоечником, а потом стал известным писателем. И учителем. Об этом своём опыте он и рассказывает в «Школьных страданиях».

В отличие от многих других учителей, Пеннак прекрасно помнит, что такое - вечно отставать в учёбе, слушать от взрослых упрёки, видеть их сомнения в твоей полноценности. Поэтому в своей работе с «трудными детьми» он оказывается очень продвинутым учителем, потому что точно знает, что безнадёжных двоечников в природе нет.

В начале книги Пеннак задаётся вопросом: почему он, ребёнок из благополучной семьи, был абсолютно бессилен в учёбе? Почему маленькие дети, которые ещё ничему плохому не научились, становятся изгоями сначала в школе, а потом и в обществе в целом?

Тем, кто связывает появление банд единственно с проблемой окраин, я говорю: вы правы, да, безработица, да, скопление асоциальных элементов, да, этнические группировки, да, территориальная зависимость, да, неблагополучные семьи, да, теневая экономика и незаконный бизнес, да, да, да… Но не будем недооценивать единственного фактора, на который мы можем повлиять лично и который уходит корнями во тьму педагогических веков: стыд ученика, который не понимает того, что все вокруг понимают, и его одиночество в этом мире понимающих.

Трепетные истории под обложкой «Школьных страданий» рассказывают не только о детях. Взрослые - тоже в какой-то степени жертвы обстоятельств, не понимающие собственных детей, и им тоже способен помочь учитель.

Итак, мать. Сидит одна, поужинав наспех, не вымыв посуду, положив перед собой табель с отметками своего сыночка, который заперся на два оборота у себя в комнате с видеоигрой или уже умотал на улицу шляться с приятелями, невзирая на робкий мамин запрет… Она одна, сидит, взявшись за телефонную трубку, не решаясь позвонить…

В энный раз рассказывать о том, что происходит с сыном, излагать всю историю его провалов, боже, как она устала… А дальше будет еще хуже: снова искать школу, которая его примет… брать отгул в конторе, в магазине… ходить по начальству… прорываться сквозь заслон секретарш… заполнять бумаги… ждать ответа… собеседования… с сыном, без сына… тесты… ожидание результатов… документы… сомнения… какая школа лучше - эта или та? (Потому что вопрос преимущества той или иной школы - это первый и последний вопрос: лучшая школа для лучших учеников и лучшая для потерпевших крушение, в этом всё…)

Наконец она звонит. Она извиняется за беспокойство, она знает, что к вам все обращаются с просьбами, но она действительно просто не знает, что делать с сыном…

Книга Даниэля Пеннака граничит между художественной литературой и проповедью, в которой удивительным образом находится место здоровому житейскому юмору. А так как Пеннак был учителем литературы и разработал свою систему повышения грамотности, вы можете почерпнуть из книги пару очень практичных методических советов.

Алексей Иванов «Географ глобус пропил»

Писатель Алексей Иванов был учителем недолго и почти случайно, в 1990-е годы сменив целую череду рабочих мест в городе Пермь. Всё-таки своим призванием он чувствовал писательство, а не педагогику. Но этот мимолётный учительский опыт стал импульсом для появления романа «Географ глобус пропил». Благодаря экранизации, роман стал широко известен пару лет назад, хотя написан был ещё в 1995 году. Поэтому в нём - реальности школы «переходного периода», и главный герой Виктор Служкин становится учителем географии тоже случайно, как будто всё равно, куда идти: в школу ли, на завод или в литературу.

Случай для книги об учителе удивительный: обычно герои не сомневаются в своём учительском призвании и искренне пытаются решить педагогические проблемы. Виктор Служкин не такой: он точно знает, что не на своём месте, ученики одерживают над ним моральные победы одна за одной, а он даже не уверен, что какие-либо проблемы нужно решать. Формальные отношения стираются, и в школе, оказывается, сталкиваются и вынуждены как-то взаимодействовать не «учителя» и «ученики», а личности с разным жизненным опытом, пониманием правды и силой духа. Поэтому кто кому преподаёт урок в школьном походе по уральским лесам и рекам - «отцы» (как называет своих подопечных Служкин) географу или наоборот - большой вопрос.

Я вижу, как мокрый, блестящий катамаранчик боком плывёт по ещё пенному, но уже усмирившемуся быстротоку. Вёсла больше не летают молниями, а тихо топорщатся над водой. Семь человечков в красных спасжилетах смотрят назад, на грозные ступени Долгана, через которые они только что кубарем перекатились.
Отцы всё сделали не так, как я учил. Все сделали неправильно. Но главное -они прошли.
И лёд в моей душе тает. И мне становится больно от того, что там, в Долгане, меня вместе с отцами не было. Так болят руки, которые ты на стуже отморозил, а потом отогрел, оживил в тепле. Мне больно. Но я обреченно рад этой боли. Это - боль жизни.

С какой стати мы, взрослые, сами неприкаянные и неуверенные в собственных словах, выстраиваем детям правила поведения? Может, они способны справиться с горной рекой и без нас?

Мы не пытались объять необъятное, а именно - вспомнить абсолютно все книги об учителях, которые полезно и приятно прочитать. Надеемся, что в комментариях вы дополните список своими любимыми призведениями!