Каковы пути решения водной проблемы человечества. Пути решения водной проблемы

2) энергетические ресурсы в виде приливов и отливов используются при помощи приливных электростанций (в 1967 г. во Франции построена первая в мире приливная электростанция). В России тоже имеется такая электростанция, построенная в советское время. Суммарная мощность приливов на планете оценивается от 1 до 6 млрд квт/ч, что превышает энергию всех рек земного шара. Используется энергия морских течений при помощи волновых электростанций;

3) биологические ресурсы – биомасса Мирового океана насчитывает 140 тыс. видов рыб, млекопитающих, моллюсков, ракообразных и растений. Рыб, млекопитающих, кальмаров, креветок в океане (Мировом) насчитывается всего свыше 1 млрд т. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигает 110 млн т в год. Эти ресурсы Мирового океана пополняются путем искусственного разведения рыбы и морепродуктов в объеме 30 млн т.

Транспортное значение Мирового океана очень велико – он «обслуживает» около 4–5 % всей международной торговли. Число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,5 тыс.

Проблема – глобальное экологическое изменение вод Мирового океана. Океан «болен», поскольку в него ежегодно попадает 1 млн т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов), а также отходы промышленности – тяжелые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов выбрасывают нечистоты в море без очистки.

Пути решения экологических проблем Мирового океана:

1) система экологических, технических и социальных мер одновременно;

2) международные соглашения по Мировому океану, ибо мертвый океан (без рыбы и морепродуктов, пригодных к употреблению) не нужен человечеству.

Различия между странами мира по ресурсной базе

Различают страны:

1) с богатой ресурсной базой;

2) с ограниченной ресурсной базой.

Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – страны с богатой ресурсной базой. Япония, Италия, Франция, Испания, Португалия, Великобритания, Германия и др. – страны с ограниченной ресурсной базой. Странам с ограниченной ресурсной базой приходится тратить много валютных средств на приобретение и транспортировку сырья. Но, несмотря на ограниченную ресурсную базу, Япония, Италия, Великобритания, Германия, Франция достигли высокого уровня экономического и социального развития благодаря использованию в промышленно-хозяйственных комплексах ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, с большой долей безотходных производств. Многие из вышеперечисленных стран закупают металлолом черных и цветных металлов в России в больших объемах. Япония, например, на протяжении многих лет закупала в России щепу с лесоразработок в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также дешевые металлоизделия на переплавку.

Современные экологические проблемы. Причины их возникновения и возможные пути решения

К современным экологическим проблемам относят:

1) дефицит минеральных ресурсов;

2) оскудение биологических ресурсов;

3) опустынивание.

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества.

В связи с этим возникла угроза истощения и даже исчерпания ресурсов, в первую очередь, минеральных и биологических. Одновременно, в результате активной хозяйственной деятельности человечества, резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу глобального загрязнения всей планеты – атмосферы, Мирового океана, гидросферы вообще, литосферы (собственно поверхности суши, включая грунтовые воды.) По данным ученых, на каждого жителя планеты приходится (условно) по 200 кг отходов в год, а общее количество – около 100 млрд т.

Все вышеперечисленные проблемы обусловлены следующими причинами:

1) гонкой вооружения в течение многих лет в основных крупных странах, входящих в блок НАТО и входивших в организацию Варшавского договора до 90-х гг. ХХ в.;

2) ростом городов по площади и по численности в странах с постоянным значительным приростом всего населения (Китай, Индия и др.).

В результате нерационального использования сельскохозяйственных угодий, особенно пастбищ вблизи пустынь, происходит расширение их площади – опустынивание. Антропогенное опустынивание охватило более 900 млн га – в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Главной причиной опустынивания является глобальное потепление климата.

Значительные потери биоресурсов, в частности лесных ресурсов, происходят ежегодно от пожаров в разных странах мира, особенно в России.

Возможны следующие пути решения вышеперечисленных проблем:

1) всеобщее ограничение гонки вооружений, которая поглощает значительное количество минеральных ресурсов;

2) внедрение во всех производствах мира ресурсосберегающих, безотходных технологий;

3) использование всех неизбежных отходов в различных хозяйственных комплексах (на стройматериалы, дорожное строительство и т. п.);

4) объединение усилий всех стран мира по решению комплекса проблем по ресурсам и экологии (например, Киотское соглашение, по которому ограничивается общее количество выбросов в атмосферу для каждой отдельной страны);

5) расширение сырьевой базы за счет привлечения в хозяйственную деятельность ресурсов ближнего космоса, а так же вывод «экологически грязных» производственных мощностей за пределы Земли (прежде всего на околоземные орбиты и на поверхность Луны).

Тесты итогового контроля по теме «Мировые природные ресурсы и окружающая среда»
Вариант I

1. Дополните: соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования называется…

2. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

а) минеральные и водные;

б) водные и лесные;

в) лесные и минеральные.

3. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена:

а) в Северном полушарии;

б) в Южном полушарии.

4. Величина площади пашни, в расчете на душу населения в целом, в мире:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается.

5. Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда:

а) леса и кустарники;

в) луга и пастбища.

6. Главной причиной обострения водной проблемы человечества является:

а) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты;

в) загрязнение вод.

7. Доля пресной воды в мировых ресурсах:

8. Главный путь решения водной проблемы человечества – это:

а) уменьшение водоемкости производственных процессов;

б) транспортировка айсбергов из Антарктиды;

в) опреснение морской воды.

Вариант II

1. Дополните: часть земной природы, с которой человечество взаимодействует в процессе своей жизнедеятельности на данном этапе своего развития называется…

2. К исчерпаемым возобновляемым ресурсам относятся:

а) лесные и рыбные;

б) рыбные и минеральные;

в) минеральные и лесные.

3. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена:

а) в Северном полушарии;

б) в Южном полушарии.

4. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является:

а) эрозия почвы;

б) заболачивание, засоление;

в) опустынивание.

5. Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда:

а) леса и кустарники;

б) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации);

в) луга и пастбища.

6. Эффективная защита почв от эрозии – это:

а) сведение лесов;

б) засыпание оврагов и балок;

в) лесопосадки.

7. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является:

а) загрязнение вод;

б) рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов;

в) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты.

8. В настоящее время из ресурсов Мирового океана наиболее интенсивно используются:

а) водные;

б) биологические;

в) минеральные.

Контрольная работа 3
Население мира

Вариант I
Показатели естественного движения населения. Различие показателей в странах с 1-м и 2-м типом воспроизводства населения

Показателями естественного движения населения являются рождаемость, смертность, естественный прирост – природные биологические процессы. Совокупность этих процессов – рождаемости, смертности и естественного прироста обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

1-й тип воспроизводства населения – простой, для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Этот тип воспроизводства преобладает в экономически развитых странах Европы и Северной Америки.

Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

1) высокий уровень социально-экономического развития (в семьях растут доходы и уменьшается число детей);

2) высокий уровень урбанизации – 75 %, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах – ниже);

3) изменение статуса женщины, эмансипация и появление новой системы ценностей;

4) увеличение доли старших возрастов – «старение наций» (в Великобритании, Франции, России и др.), уменьшение количества молодых людей;

5) последствия войн и военных конфликтов, терроризм;

6) производственный травматизм, техногенные катастрофы – в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает до 250 тыс. человек (в странах Европы и Северной Америки);

7) смертность от болезней (СПИДа, рака, сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.);

8) природные катастрофы (наводнения, землетрясения).

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом. В ряде стран Европы – Болгарии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Венгрии, Германии, России смертность превышает рождаемость, т. е. происходит депопуляция, или демографический кризис, уменьшение населения страны.

В России в 1998 г. рождаемость – 8,6 %, смертность – 13,8 %.

2-й тип воспроизводства населения – расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности (преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

1) низкий уровень развития экономики, преобладание сельского хозяйства (развивающиеся страны);

2) невысокий уровень урбанизации – 41 % (в сельской местности рождаемость выше);

3) своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

4) подневольное положение женщин, ранние браки;

5) использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;

В связи с уменьшением смертности населения и особенно детской смертности растет средняя продолжительность жизни. Еще в XIX в. она была равна в Европе только 35 годам; ныне она составляет в среднем в Северной Америке и Европе 68–70 лет, Латинской Америке – 50–55, Азии – 40–50, Африке – менее 40. В подавляющем большинстве стран мира средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин. Увеличение продолжительности жизни ведет к возрастанию удельного веса населения преклонного возраста, т. е. происходит процесс старения населения.

Регулирование численности населения – демографическая политика

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство регулирует численность населения в желаемом для себя направлении, воздействуя на естественное движение (прежде всего на рождаемость). Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

1) единовременные ссуды молодоженам;

2) пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей;

3) оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком и др.

Демографическая политика в странах второго типа производства направлена на сокращение рождаемости. Например, в Индии:

1) принята национальная программа планирования семьи;

2) повышен возраст вступления в брак: для мужчин – 21 год, для женщин – 18 лет;

3) производится массовая добровольная стерилизация населения;

4) существует политический девиз: «Нас двое – нам двоих».

Например, в Китае:

1) создан комитет по планированию деторождения;

2) установлен поздний возраст для вступления в брак: для мужчин – 22 года, для женщин – 20 лет;

3) существуют ежемесячные доплаты только за одного ребенка;

4) пропагандируется политический девиз: «Одна семья – один ребенок».

Крупнейшие языковые семьи мира

Самые многочисленные языковые семьи:

1) индоевропейская – 150 народов общей численностью 2,5 млрд человек (47 % всего населения земного шара);

2) сино-тибетская – свыше 1 млрд человек (22 % всего населения);

3) афразийская – более 250 млн человек (в основном говорящие на арабском языке).

Кроме того, к числу крупнейших языковых семей относятся австронезийская (5 % населения земного шара), семито-хамитская (4,4 %), дравидийская (4 %), банту (3 %). На 5 наиболее распространенных языках (китайском, английском, хинди, испанском, русском) говорят свыше 40 % всего человечества.

Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Народы России классифицируются по языковому признаку так:

1) индоевропейская семья (русские – 82 %, украинцы – 3 %, белорусы – 1 %);

2) алтайская (монгольская) – буряты, калмыки;

3) тюркская – татары, башкиры;

4) уральская (финно-угорская) – мордва, карелы;

5) кавказская – чеченцы, ингуши и др.

Всего в России выделено 130 народов.

Наиболее распространены в мире официальные языки:

1) английский – в 80 странах мира (в Великобритании, США, Австралии, Индии, Новой Зеландии и т. д.);

2) французский (более чем в 30 странах мира);

3) испанский (примерно в 20 странах).

Широкая распространенность перечисленных языков объясняется существованием на протяжении многих лет колониальных империй Англии, Франции и Испании.

Плотность населения в различных регионах мира

Средняя плотность населения Земли составляет 45 человек на 1 км 2 . В Индии средняя плотность равна 326 человек на 1 км 2 , Китае – 131, Индонезии – 116, США – 30, Бразилии – 20.

Население Земли размещено крайне неравномерно – около 70 % всех людей проживают на 7 % суши, неосвоенные земли занимают 15 % суши. Заселены очень плотно территории с наиболее благоприятными условиями. Например, в отдельных районах Восточной и Южной Азии плотность достигает от 1500 до 2000 человек на 1 км 2 , а в промышленных районах Европы и США средняя плотность – от 1000 до 1500 человек на 1 км 2 .

Неравномерность населения Земли наиболее наглядно проявляется в следующих сравнениях: в Австралии и Океании средняя плотность – 2 человека на 1 км 2 , в зарубежной Европе – 97 человек на 1 км 2 . В Европе наименьшая плотность населения – в Исландии (2 человека на 1 км 2), наибольшая – в Нидерландах (365 человек на 1 км 2); в Азии наименьшая плотность населения – в Монголии (0,8 человека на 1 км 2), наибольшая – в Бангладеш (около 500 человек на 1 км 2). Еще больше амплитуда колебаний внутри отдельных стран (от полностью незаселенных территорий до 2000 человек на 1 км 2).

В России наибольшая плотность населения в Центральном районе, на Урале, в Кузбассе, наименьшая – на Крайнем Севере. Средняя плотность народонаселения в России – 0,85 человек на 1 км 2 .

Урбанизация. Основные черты этого процесса

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных систем городов, агломераций. Урбанизация – это не только исторический процесс повышения роста городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни. Урбанизация – одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.

3 характерные черты современного процесса урбанизации:

1) быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. В среднем, городское население мира увеличивается на 60 млн человек в год;

2) концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Это характеризуется ростом производства, развитием науки и образования, удовлетворением духовных потребностей людей. В начале ХХ в. в мире насчитывалось 360 больших городов, а в конце ХХ в. их стало около 4000. Это города с населением более 1 млн жителей;

3) «расползание» городов, расширение их территории. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям – территориальным скоплениям городского и сельского населения вокруг крупного города (столицы, важных промышленных и портовых центров).

Влияние миграции на численность и размещение населения, ее причина

Миграция – перемещение людей между отдельными территориями и поселениями, связанное с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграции – экономическая, но значительную роль играют политические, национальные, религиозные и др. причины. Формы миграции весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночных) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы; велик размах сезонных перемещений, связанных с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозными паломничествами к святым местам. Миграция населения – главная причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

Существует 2 вида миграции населения:

1) внутренняя миграция – это перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (ее часто называют «великим переселением народов ХХ в.»).

Кроме того, в ряде стран происходит миграция населения из малых городов в большие, обусловленная поисками работы, выездом на учебу в ВУЗы и т. д. Этот вид миграции характерен для России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других развивающихся стран.

В наиболее развитых странах, в частности в США, преобладают «обратные» внутренние миграции – из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность;

2) внешняя миграция – с преобладанием трудовой миграции, формирующей международный рынок рабочей силы. К настоящему времени сложились основные потоки международной трудовой миграции. Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию (выселяюсь) – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок; и иммиграцию (вселяюсь) – въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

В настоящее время происходит эмиграция населения (рабочей силы и интеллектуалов, утечка «умов») из Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки, Северной Африки и России (выезд). Иммиграция – в США, Канаду, Западную Европу, Израиль, Бразилию, Аргентину, Австралию (въезд). Особый вид миграции – это потоки беженцев, связанные с внутриполитическими и межнациональными конфликтами: из Афганистана, бывшей СФРЮ (Югославии), Ирака, внутри бывшего Советского Союза.

Во всех основных видах миграции участвует экономически активное население. Это неизбежно приводит к ухудшению экономической и хозяйственной ситуации в странах, откуда идет эмиграция (в настоящем и будущем), особенно в России, где демографическая ситуация критическая, идет депопуляция основной нации (титульной).

Вариант II
Изменение численности населения Земли. Демографический взрыв

В течение всего ХХ в. происходило постоянное изменение численности населения Земли в сторону увеличения. Если в 1900 г. численность населения всего мира составляла 1 млрд 656 млн человек, то в 1950 г. – 2 млрд 527 млн, а в 2000 г. – 6 млрд 252 млн. Словом, со 2-й половины ХХ в. быстрый рост населения приобрел характер демографического взрыва. Значительный рост населения был в зарубежной Азии – с 950 млн человек в 1900 г. до 3 млрд 698 млн в 2000 г., в Африке – с 130 млн в 1900 г. до 872 млн в 2000 г., Латинской Америке – с 64 млн в 1900 г. до 540 млн в 2000 г.

Пик демографического взрыва произошел в 1970-е гг. (среднегодовой прирост – 2 %, или 20 человек на 1000 жителей). В период с 1985 по 1990 гг. прирост составил 1,7 %; в 1995 г. – 1,5 %. Иными словами, после 1970 г. прирост населения постоянно снижался. Это произошло благодаря планированию рождаемости в Китае и Индии. Но прирост населения мира продолжается и, по прогнозам ООН, в ХХI в. численность населения земного шара достигнет более 10 млрд человек. Причем 90 % всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны.

Демографический взрыв в 60–70-е гг. ХХ в. объясняется рядом причин: во-первых, улучшением социально-экономической ситуации в развивающихся странах вследствие проникновения в Азию, Африку и Латинскую Америку крупных капиталистических компаний из ведущих стран мира в погоне за дешевыми минеральными и трудовыми ресурсами. В развивающихся странах при этом размещались сборочные заводы (авто-, мототехники, бытовой техники), экологически вредные химические производства. Одновременно создавалась вся инфраструктура с больницами, госпиталями и прочими учреждениями, включая культурные центры.

СССР и соцстраны также проводили политику всесторонней помощи развивающимся странам, начиная от военно-технической до медицинской и культурной (в Москве был открыт для студентов из развивающихся стран университет им. П. Лумумбы).

Вода — это самый ценный природный ресурс. Ее роль — участие в процессе обмена всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Невозможно представить себе деятельность промышленных, сельскохозяйственных предприятий без использования воды, незаменима она в бытовой жизни человека. Вода необходима всем: людям, животным, растениям. Для кого-то она является средой обитания.

Бурное развитие жизнедеятельности людей, нерачительное использование ресурсов привело к тому, что э кологические проблемы (загрязнение воды в том числе), стали слишком острыми. Их решение стоит у человечества на первом месте. Ученые, экологи всего мира бьют тревогу и пытаются найти решение мировой проблемы

Источники загрязнения воды

Причин загрязнения достаточно много, и не всегда виной этому человеческий фактор. Природные катаклизмы также наносят вред чистым водоемам, нарушают экологическое равновесие.

Самыми распространенными источниками загрязнения воды считаются:

    Промышленные, бытовые сточные воды. Не прошедшие систему очистки от химических вредных веществ, они, попадая в водоем, провоцируют экологическую катастрофу.

    Третичная очистка. Вода обрабатывается порошками, специальными составами, многоэтапно фильтруется, убивая вредные организмы и уничтожая другие вещества. Используется для бытовых нужд граждан, а также в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве.

    - радиоактивное загрязнение воды

    К основным источникам, которые загрязняют Мировой океан, относятся следующие радиоактивные факторы:

    • испытания ядерного оружия;

      сбросы радиоактивных отходов;

      крупные аварии (суда с атомными реакторами, ЧАЭС);

      захоронения на дне океанов, морей радиоактивных отходов.

    Экологические проблемы и загрязнение воды в том числе напрямую связаны с заражением радиоактивными отходами. Например, французские и английские атомные заводы заразили практически всю Северную Атлантику. Наша страна стала виновницей загрязнения Северного Ледовитого океана. Три атомных подземных реактора, а также производство Красноярск-26 засорили крупнейшую реку Енисей. Очевидно, что радиоактивные продукты попали в океан.

    Загрязнение мировых вод радионуклидами

    Остро стоит проблема загрязнения вод Мирового океана. Кратко перечислим самые опасные радионуклиды, попадающие в него: цезий-137; церий-144; стронций-90; ниобий-95; иттрий-91. Все они обладают высокой биоаккумулирующей способностью, переходят по пищевым цепочкам и концентрируются в морских организмах. При этом создается опасность как для человека, так и для гидробионтов.

    Акватории арктических морей подвергаются сильным загрязнениям различных источников поступления радионуклидов. Люди беспечно сбрасывают опасные отходы в океан, тем самым превращая его в мертвый. Человек, наверно забыл, что океан — это главное богатство земли. Он обладает мощными биологическими и минеральными ресурсами. И если мы хотим выжить, необходимо срочно принимать меры по его спасению.

    Пути решения

    Рациональное потребление воды, охрана от загрязнений — главные задачи человечества. Пути решения экологических проблем по загрязнению вод ведут к тому, что прежде всего большое внимание следует уделять сбросам опасных веществ в реки. В промышленных масштабах необходимо усовершенствовать технологии по очистке сточных вод. В России необходимо ввести закон, который бы повышал взимание платы за сбросы. Вырученные средства должны направляться на разработку и сооружение новых экологических технологий. За наименьшие выбросы плату нужно снижать, это будет служить мотивацией к сохранению здоровой экологической обстановки.

    Большую роль в решении экологических проблем играет воспитание подрастающего поколения. С ранних лет необходимо приучать детей к уважению, любви к природе. Внушать им, что Земля — наш большой дом, за порядок в котором ответственен каждый человек. Воду необходимо беречь, не лить ее бездумно, стараться, чтобы в канализацию не попадали посторонние предметы и вредные вещества.

    Заключение

    В заключение хочется сказать, что экологические проблемы России и загрязнение воды волнуют, пожалуй, каждого. Бездумное расточительство водных ресурсов, захламление рек различным мусором привело к тому, что в природе осталось совсем немного чистых, безопасных уголков. Экологи стали намного бдительнее, принимаются множественные меры по восстановлению порядка в окружающей среде. Если каждый из нас задумается о последствиях нашего варварского, потребительского отношения, положение можно исправить. Только сообща человечеству удастся спасти водоемы, Мировой океан и, возможно, жизнь будущих поколений.

Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле, но её неравномерное распределение на континентах не раз становилось причиной кризисов и социальных катастроф. Дефицит пресной питьевой воды в мире знаком человечеству с древнейших времён, и с последнего десятилетия двадцатого века он постоянно рассматривается как одна из глобальных проблем современности. При этом, по мере роста населения нашей планеты, значительно увеличивались масштабы водопотребления, и, соответственно, вододефицита, что впоследствии стало приводить к ухудшающимся условиям жизни и замедлило экономическое развитие стран, испытывающих дефицит.

Сегодня население планеты растёт стремительными темпами, и потребность в пресной питьевой воде только возрастает. По данным счётчика www.countrymeters.com, население Земли на 25 апреля 2015 года достигло приблизительно 7 миллиардов 289 миллионов человек, а ежегодный прирост составляет примерно 83 миллионов человек. Данные указывают на ежегодный прирост потребности в пресной воде в объёме 64 млн кубометров. Следует заметить, что за период времени, когда население планеты выросло в три раза, использование пресной воды возросло в 17 раз. Причём, по некоторым прогнозам, через 20 лет оно может увеличиться ещё втрое.

В сложившихся условиях установлено, что уже каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация по мере развития урбанизации, роста населения, увеличения промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться. Недостаток воды вскоре может привести к развитию и усугублению уже существующих глобальных проблем. А когда дефицит перейдёт определённый рубеж и человечество наконец поймёт всю ценность пресных ресурсов, можно ожидать политической нестабильности, вооружённых конфликтов и дальнейшего возрастания количества проблем в развитии экономик стран мира.

Общая картина водообеспечености в мире

Словом, очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в мире. Количественное соотношение солёной воды к пресной по своим объёмам нагляднее всего показывает всю сложность сложившейся ситуации. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Ранее отмечалось, что распределение пресной питьевой воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Данный факт изначально поставил страны мира в различные условия не только с точки зрения обеспеченности не возобновляемым ресурсом, но и с точки зрения качества жизни и способности к выживанию. С учётом этого и своего экономического обеспечения каждая страна справляется с проблемой по-своему, но пресная вода является принципиально важным для жизни человека ресурсом, и, поэтому перед дефицитом воды в определённой мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые развитые экономики.

Последствия нехватки пресной воды

По статистике, практически пятая часть населения мира живёт в районах, в которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть населения живёт в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек. Нехватка воды по этим же причинам наблюдается даже в тех районах, в которых выпадают обильные атмосферные осадки и имеются большие запасы пресной воды.

Наличие воды в достаточном количестве для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства, сельского хозяйства, промышленности и окружающей среды, зависит от того, как вода сохраняется, распределяется и используется, а также от качества имеющейся воды.

Одной из главных проблем является проблема загрязнения пресной воды, существенно снижающая существующие запасы. Этому способствуют загрязнению промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также проникновение солёной воды в прибрежных зонах в водоносные слои из-за откачивания грунтовых вод.

Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья. Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться, стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.

Существуют различные способы решения данной проблемы и в данном аспекте для стран, имеющих большие запасы, представляются огромные возможности по части извлечения выгоды из своего положения. Однако, в настоящий момент вся ценность пресной воды ещё не привела к работе глобальных экономических механизмов, и в основном наиболее действенно работают в данном направлении страны с дефицитом пресной воды. Считаем нужным осветить наиболее интересные проекты и их результаты.

Так, например, в Египте воплощается в жизнь самый грандиозный из всех национальных проектов – “Тошка” или “Новая Долина”. Строительство продолжается уже на протяжении 5 лет и к 2017 году планируется завершение. Работы очень затратны для экономики страны, но перспективы представляются воистину глобальными. 10% воды из Нила будет перенаправлено строящейся станцией в западные регионы страны, и площадь пригодной для жилья земли в Египте увеличится на целых 25%. Более того, будут созданы 2,8 миллиона новых рабочих мест и более 16 миллионов человек будут переселены в новые проектируемые города. В случае удачи этого амбициозного проекта станет возможным повторный расцвет Египта как развитой державы с быстрорастущим населением.

Есть и другой пример активно развивающейся водной инфраструктуры при отсутствии собственных ресурсов. Различные пути борьбы с водным кризисом среди стран Персидского залива стали возможны с середины XX века благодаря нефтяному буму. Стали сооружаться дорогостоящие заводы по опреснению воды, и в результате на данный момент Саудовская Аравия и ОАЭ отличаются самыми солидными объёмами опреснения воды не только в регионе, но и в мире. По данным Arab News, Саудовская Аравия ежедневно использует 1,5 млн баррелей нефти на своих опреснительных установках, которые обеспечивают 50–70% пресной воды в стране. В апреле 2014 г. в Саудовской Аравии открылся крупнейший в мире завод, производящий 1 млн куб. м воды и 2,6 тыс. МВт электроэнергии в сутки. Помимо этого, все страны Залива имеют развитые очистительные системы для утилизации и повторного использования загрязнённых вод. В среднем процент сбора сточных вод варьируется от 15% до 70% в зависимости от региона; самые высокие показатели (100%) демонстрирует Бахрейн. Что касается использования очищенных сточных вод, то в этом лидируют Оман (100% собранной воды используется повторно) и ОАЭ (89%).

В ближайшие пять лет страны Залива планируют инвестировать в дальнейшее обеспечение своего населения пресными ресурсами около 100 млрд долл. Так, Катар объявил о выделении 900 млн долл. на строительство к 2017 г. резервуаров для хранения семидневного запаса воды. Более того, страны ССАГПЗ договорились о строительстве трубопровода стоимостью 10,5 млрд долл. протяжённостью почти 2000 км, соединяющего страны Залива. В проект также включено строительство в Омане двух опреснительных заводов по производству 500 млн куб. м воды, которой будут снабжаться по трубопроводу районы ССАГПЗ, испытывающие потребность в опреснённой воде. Как мы видим, усилия, направляемые на борьбу с проблемой у стран с сильным дефицитом пресной воды огромны.

Среди стран-лидеров на данный момент предпринимается не так много усилий в этой области. Как это часто бывает, пока проблемы нет, кажется, что и не нужно уделять внимание факторам, могущим привести к её образованию. Так, в Российской Федерации, в то время как она занимает второе место в мире по количеству водных ресурсов, до сих пор наблюдается нехватка воды во многих регионах в силу её неравномерного распределения. Мы предположили несколько мер, способствующих улучшению внутренней ситуации у стран-лидеров и дальнейшему экономическому обогащению.

В первую очередь необходимо обеспечить стабильную финансовую поддержку водного сектора в стране. Для этого необходимо формировать экономический механизм водопользования на национальных и межгосударственном уровнях. Финансирование водного сектора за счёт различных источников должно покрывать его расходы с учётом перспектив дальнейшего развития.

При этом должна быть обеспечена адресная социальная защищённость населения. Широкое привлечение соответствующими стимулами частного предпринимательства в решение проблем водного сектора имеет большое значение. Прогрессу в водном финансировании будет способствовать государственная поддержка производителей соответствующих материальных ресурсов и собственников систем водоснабжения и санитарии путем дотаций, субвенций, льготных кредитов, таможенных и налоговых льгот.

Также следует уделить внимание обучению персонала современным инновационным технологиям по увеличению привлекательности водных и экологических проектов для международных доноров и принятию мер по обеспечению доступности кредитов – всё это тоже будет способствовать прогрессу.

Помимо этого, необходимо усиление внешней финансовой помощи нуждающимся регионам мира, для чего целесообразно сделать оценку финансовой потребности каждой страны с раскладом по источникам финансирования и по направлениям (водоснабжение, санитария, орошение, гидроэнергетика, селезащита, рекреация и т.д.). Потребуется большая работа для разработки инновационных финансовых механизмов. К примеру, можно разработать как внутренние, так и международные донорские программы, которые будут вкладывать капитал в развитие человеческого потенциала и оказание помощи нуждающимся в пресной воде, и которые в будущем помогут обеспечить странам-лидерам уверенность в необходимости развития экономических механизмов в сфере обеспечения пресными ресурсами.

Прогнозы экспертов

По прогнозам, запасы пресной питьевой воды далеко не безграничны, и они уже подходят к концу. Согласно исследованиям, к 2025 году больше половины государств планеты либо ощутят серьёзную нехватку воды, либо почувствуют её недостаток, а к середине XXI века уже трём четвертям населения Земли не будет хватать пресной воды. По подсчётам, примерно в 2030 году 47% населения планеты будут существовать под угрозой водного дефицита. При этом к 2050 г., значительно увеличится население развивающихся стран, в которых уже сегодня воды не хватает.

С наибольшей вероятностью первыми останутся без воды Африка, Южная Азия, Ближний Восток и Северный Китай. По прогнозам, только в Африке к 2020 г. из-за изменений климата в данной ситуации окажется от 75 до 250 миллионов человек, а острая нехватка воды в пустынных и полупустынных регионах вызовет стремительную миграцию населения. Ожидается, что это коснётся от 24 до 700 миллионов человек.

Нехватку пресной воды в последнее время ощущают и развитые страны: не так давно сильные засухи в США привели к дефициту воды на больших территориях Юго-Запада и в городах на севере штата Джорджия.

В итоге, на основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать как можно больше усилий для сохранения источников пресной воды, а также для поисков возможных экономически менее затратных путей для решения проблемы нехватки пресной воды во многих странах мира, как в настоящем, так и в будущем.

Кривошей В.А., доктор технических наук

Россия - одна из самых многоводных стран мира. На ее территории находится свыше 2,5 млн рек, более 2 млн озер и около 30 тыс. водохранилищ.

Общие запасы пресных вод в России оцениваются в 7770,6 км 3 , среди которых 4270 км 3 занимает речной сток.

Располагая столь значительными ресурсами, ряд территорий России испытывает острый дефицит в воде, обусловленный низким качеством и неравномерностью ее распределения. На европейскую часть России, где сосредоточено около 80% населения и основной промышленный потенциал, приходится лишь около 8% водных ресурсов страны. Около 50% населения употребляют воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. В ряде городов вода подается в жилые районы по графику со значительными перебоями. При этом источники централизованного водоснабжения не защищены от загрязнения, а используемые технологии не обеспечивают подготовку воды до нормативных требований. По этой причине, например, в 2004 г. в поверхностные водные объекты было сброшено около 20 км 3 загрязненных вод, что составляет примерно 35% общего объема сброшенных сточных вод. В этих условиях главными задачами Федерального агентства водных ресурсов являются обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, удовлетворение потребностей населения и экономики Российской Федерации в водных ресурсах. Для реализации этих задач будет сформирована ведомственная целевая программа «Водные ресурсы и водные объекты». Работы в этом направлении уже ведутся.

Второй крупной проблемой является продолжающийся рост ущербов от вредного воздействия вод. Данная проблема существовала практически всегда, но в последние годы, по ряду объективных и субъективных причин, она стала особенно острой. Подтверждением этому является ряд крупных наводнений, произошедших в последние годы во многих субъектах РФ и сопровождавшихся значительными ущербами и человеческими жертвами.

В результате катастрофического наводнения в г. Ленске в 2001 г. было полностью уничтожено 2692 дома и повреждено 1527 домов. Из зоны затопления пришлось эвакуировать 41 тыс. человек. 26 человек погибли. Ущерб от чрезвычайной ситуации составил более 8 млрд руб.

В Южном федеральном округе в июне 2002 г. паводком было разрушено и повреждено более 40 тыс. жилых домов. Пострадало около 380 тыс. человек. Погибло 114 человек, а ущерб от чрезвычайной ситуации составил более 18 млрд руб.

В целом же по Российской Федерации ежегодный ущерб от половодья и паводков составляет более 40 млрд руб.

Анализируя причины происходящих наводнений, следует сказать, что каких-либо закономерностей в их прохождении пока не установлено. «Легче установить закономерность движения бесконечно удаленных светил, нежели закономерность ручья, текущего у ног наших» (Г.Галилей). Это действительно так, поскольку изучение наводнений представляет собой сложнейшую задачу, решение которой зависит от большого количества факторов:

  • климатических, непосредственно связанных с температурой воздуха, осадками и влажностью;
  • физико-географических, включающих в себя особенности речных бассейнов и геологическое строение почвы;
  • морфометрических, связанных с устройством речного русла и поймы;
  • гидравлических, связанных с очертанием русла, определяющим его пропускную способность;
  • антропогенных, зависящих от хозяйственной деятельности в русле и пойме реки и др.

Практически все эти факторы изучены недостаточно, в связи с чем для борьбы с паводками применяются превентивные меры, рассчитываемые на выдающиеся наводнения, повторяемостью один раз в 50-100 лет.

Существовавшая ранее система обеспечения безопасного пропуска половодий и паводков включала в себя комплекс мероприятий, который позволял не допускать серьезного ущерба. С упреждением работали научные и проектные организации, осуществлялись четко продуманные планирование и прогнозирование, в необходимых объемах выделялись средства. При этом принимаемые меры касались не только той или иной реки, а всего бассейна, что обеспечивало комплексное решение проблемы и эффективное использование средств федерального бюджета.

С 90-х гг. эта система была нарушена. Наука в значительной степени оторвалась от проектирования и по ряду объективных и субъективных причин уже не могла предлагать конкретных и эффективных мер для безопасного пропуска половодья и паводков. Проектирование оторвалось от реальных условий и продолжало базироваться на старых разработках 30-50-х гг. Качество производства работ резко упало. В результате даже небольшие средства, выделяемые на решение проблем безопасного пропуска половодий и паводков, стали использоваться неэффективно.

В последнее время ситуация еще более усложнилась. Ответственность за обеспечение разработки и осуществление противопаводковых мероприятий теперь возложена на Федеральное агентство водных ресурсов, а субъекты РФ вроде бы как и не причем. Даже по самой маленькой речушке, на берега которой никогда не ступала нога федерального чиновника и можно с полной уверенностью предположить, что никогда и не ступит, отвечает Агентство. Готовит проект бюджета, распределяет средства, но реальных возможностей проконтролировать расходование средств практически не имеет. Было бы правильно строго разграничить полномочия между Федеральным агентством водных ресурсов и субъектами РФ. Как вариант, можно рассматривать передачу Агентству полномочий в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, по магистральным рекам, пересекающим два и более субъекта РФ, а также их притокам первого и второго порядка. По остальным рекам ответственность должна быть закреплена за субъектами РФ. Четкое распределение ответственности даст и более четкие результаты. Особенно, если будут установлены критерии риска использования паводкоопасных территорий, принципы их зонирования и регламент хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях. Важным элементом общей стратегии защиты от наводнений являются федеральные и территориальные программы по «Предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод» на 2006-08 гг. Такие программы предполагается разработать уже в ближайшее время, что даст исключительно положительные результаты.

Третьей особенно крупной проблемой является проблема безопасности гидротехнических сооружений (ГТС). Сегодня в Российской Федерации эксплуатируется 29,4 тыс. напорных ГТС, решающих задачи гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного и сельского хозяйств, и около 10 тыс. км защитных сооружений. Практически все напорные ГТС являются потенциально опасными для жизнедеятельности населения и экономики страны. В последние годы состояние ГТС постоянно ухудшается. Средний процент износа напорных ГТС приближается к 50%. Аварийность на российских ГТС уже превысила среднемировой показатель в 2,5 раза. При этом ежегодно происходит до 60 аварий с ущербом в действующих ценах от 2 до 10 млрд руб.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» ответственность за безопасность ГТС несёт собственник и эксплуатирующая организация. В федеральной собственности находятся сооружения комплексного назначения, расположенные на водных объектах, проходящих по двум и более субъектам РФ (рис. 1), а также находящиеся на трансграничных водных объектах международного значения. К собственности субъектов РФ относятся сооружения территориального значения, к негосударственной собственности (муниципальной, либо юридических и физических лиц) - сооружения, обеспечивающие использование воды и её подготовку к производственному процессу, сооружения объектов энергетики и др. Наконец, имеются и бесхозяйные ГТС, и сооружения с неустановленной формой собственности.

Рис. 1. Распределение форм собственности на напорные ГТС.

Положение осложняется тем, что большая часть ГТС не имеет обслуживающего персонала и находится в эксплуатации от 20 до 50 лет. 293 сооружения имеют возраст более 100 лет! В гидроэнергетике, например, где ГТС сформированы самые крупные водохранилища страны, срок эксплуатации в 50 лет превысили уже 18 гидроэлектростанций, а 11 из них перешли 60-летний рубеж.

В соответствии с положениями о федеральных службах надзор (контроль) за безопасностью ГТС осуществляют Ростехнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор. Основным документом, обосновывающим безопасность ГТС и его соответствие критериям безопасности, является декларация безопасности, составляемая собственником или эксплуатирующей организацией и утверждаемая органом надзора. По состоянию на сегодняшний день из 6424 ГТС, подпадающих под действие федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», декларации безопасности имеют лишь 785 сооружений, т.е. 12,2%. Остальные сооружения эксплуатируются без необходимых разрешений, что свидетельствует о неисполнении Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда постановлений Правительства РФ.

Особенно тяжелое положение сложилось по малым и средним ГТС. Для большинства ГТС критерии безопасности не установлены, декларации безопасности не разработаны, а финансирование мероприятий в области безопасности ГТС осуществляется явно в недостаточном объеме.

Отсутствует необходимая проектная документация, а следовательно, и проектные значения контролируемых показателей состояния ГТС.

Отсутствует нормативная и методическая документация для упрощенного декларирования малых ГТС.

Высока стоимость декларирования и экспертизы деклараций безопасности ГТС (примерно от 0,5 до 1 млн руб. на объект). Таких средств у многих собственников и эксплуатирующих организаций просто нет.

Положение усугубляется нехваткой необходимой контрольно-измерительной аппаратуры, уменьшением натурных обследований ГТС, а также продолжающимся сокращением квалифицированных специалистов, что не позволяет проводить мониторинг показателей состояния ГТС, разработку и уточнение критериев безопасности ГТС, анализ причин снижения безопасности ГТС, поддержание в готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС.

Многое из сказанного относится и к отраслевым институтам, чьи возможности выполнения актуальных для отраслей работ, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации сооружений, в настоящее время существенно ограничены и продолжают неуклонно сокращаться.

Понятно, что в таких условиях форсирование работ по декларированию безопасности ГТС практически невозможно - оно может привести лишь к резкому ухудшению качества работ и полной профанации самой идеи обеспечения безопасности ГТС.

Анализируя причины сложившейся негативной ситуации на ГТС, среди главных из них следует назвать:

  • прежде всего, ведомственную разобщенность, не позволяющую проводить единую техническую политику в области безопасности ГТС и концентрацию средств для реализации важнейших водохозяйственных проектов;
  • несовершенство законодательного, нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения;
  • те причины, которые уже назывались: отсутствие квалифицированных кадров, нерешённость ряда вопросов собственности на ГТС, недостаточные объемы финансирования, выделяемого на обеспечение безопасности ГТС, и т.д.

С 2005 г. (рис. 2) средства от налога на водопользование стали поступать в федеральный бюджет, а затем в Федеральное агентство водных ресурсов для направления хозяйствующим субъектам, имеющим на своем балансе водохозяйственные объекты и ГТС.

Рис. 2. Принципиальная схема финансирования содержания, развития и охраны ГТС.

При этом общий объём бюджетного финансирования (рис. 3) вырос почти в 4 раза, что позволит провести первоочередные работы по восстановлению несущей способности сооружений и поддержанию напорных фронтов водохранилищ.

Рис. 3. Объем работ на ГТС РФ.

По линии Федерального агентства водных ресурсов будут продолжены работы по строительству защитных дамб Ленска, Олекминска и Якутска, Курского и Златоустовского водохранилищ, а также по перекрытию проток Пемзенская и Бешеная в районе г. Хабаровска. Одновременно Агентством разрабатывается «Система обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения вредного воздействия вод в период прохождения половодья и паводков», а также ведомственная целевая программа «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений (2006-2008 годы)» - программы исключительно важные.

Минтранс России продолжает работы по строительству второй нитки Кочетовского шлюза на Нижнем Дону, реконструкции ГТС Беломорско-Балтийского канала и замене металлоконструкций ворот судоходных шлюзов.

РАО «ЕЭС России» завершает строительство Бурейской ГЭС и продолжает строительство Богучанской ГЭС.

Продолжаются работы по ликвидации бесхозяйных ГТС или передаче их в собственность муниципальных образований или хозяйствующих субъектов, как того требует ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Проводятся работы по восстановлению проектной документации и разработке планов действий служб эксплуатации и органов надзора в случае возникновения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, а также осуществляется подготовка специалистов к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Вместе с тем эффективное решение вопросов безопасности ГТС может быть достигнуто лишь в случае создания комплексной системы обеспечения их безопасности (рис. 4), включающей эффективную и экономически оправданную структуру управления; ответственность за действия или бездействие, ведущие к снижению уровня безопасности ГТС; нормативно-правовое обеспечение и процедуры, отражающие реальные процессы на водных объектах; единую информационную систему обеспечения безопасности сооружений; единую систему физической защиты; а также необходимые ресурсы, включая финансы, материально-техническое обеспечение и кадры.

Рис. 4. Система обеспечения безопасности ГТС.

Основой для такой системы могут стать федеральные законы «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании» и новый Водный кодекс РФ, который уже прошел в Государственной Думе РФ первое чтение.

Большим достижением разработчиков Кодекса является внесение в законопроект записи об использовании и охране водных объектов, а также эксплуатации расположенных на них ГТС на основе принципа единства функций хозяйственного управления водными объектами, предусматривающего, в том числе, осуществление функций Единого балансодержателя ГТС.

Законодательное утверждение этого принципа будет неизбежно предполагать создание одного или нескольких юридических лиц, на балансе которых будут находиться ГТС федеральной собственности.

Одновременно это будет означать сосредоточение полномочий и функций в области безопасности ГТС, а также прав владения и учёта в едином центре (Едином балансодержателе ГТС), что повлечёт за собой кардинальное изменение системы управления ГТС. Единый балансодержатель ГТС, определяемый Правительством РФ и находящийся в ведении одного из министерств, будет строить свою работу в соответствии с федеральными и региональными программами. В числе первоочередных задач программ можно выделить:

  • завершение инвентаризации и мониторинг ГТС с выявлением наиболее опасных и предаварийных ГТС;
  • завершение работ по составлению Российского регистра ГТС и составлению деклараций безопасности по этим ГТС;
  • создание единой информационной системы обеспечения безопасности ГТС;
  • создание единой системы физической защиты ГТС;
  • нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение.

    В долгосрочном плане необходимы:

  • установление уровня безопасности ГТС;
  • приведение ГТС в нормативное состояние;
  • совершенствование нормативно-технической документации, методических указаний и инструкций;
  • совершенствование ресурсного обеспечения ГТС, базирующегося на научно обоснованных нормативах;
  • совершенствование планирования, прогнозирования и координации вопросов безопасности ГТС.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что отношение к Единому балансодержателю ГТС неоднозначное и в первую очередь по причине сложившегося ещё с советских времен отраслевого принципа в решении вопросов. Каждый сам за себя. В этом принципе не было бы ничего плохого, если бы действительно решались вопросы безопасности ГТС и если бы эффективно расходовались средства федерального бюджета. Ни того, ни другого сегодня нет.

Для эксплуатации, например, десятка ГТС одного речного бассейна сегодня приходится содержать специализированные штаты ряда министерств, федеральных агентств и их территориальных органов, федеральных служб по надзору с соответствующими территориальными органами, а также структуры отраслевых эксплуатантов. При этом даже на одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам, - работать каждая по собственному разумению, имея собственную охрану и как бы независимо от «соседей». Естественно, такой подход ведёт к неоправданно высоким затратам, неэффективности использования государственного имущества и самое главное - не решает вопросы безопасности на водных объектах.

В 1993 г. в результате разрушения Киселевского водохранилища в Свердловской области величина ущерба в соответствующих ценах превысила 70 млрд руб.

Авария на Тирлянской плотине в 1994 г. в Башкирии принесла убытки более 10 млрд руб., погибло 22 человека.

Разрушение в 1994 г. западной нитки Пермского судоходного шлюза (6-камерный шлюз длиной 1,5 км) нанесло ущерб более 20 млрд руб. До сих пор этот объект не восстановлен.

Можно предположить, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, поскольку каких-либо значимых и эффективных действий в области недопущения аварий на ГТС министерствами и ведомствами пока не предпринимается. Отсюда создание Единого балансодержателя ГТС совершенно необходимо, поскольку будет способствовать решению давно накопившихся проблем. Важно отметить, что Единый балансодержатель ГТС должен быть исключительно самостоятельной структурой, созданной для решения строго определенных задач, связанных с обеспечением безопасности ГТС. Наделение этими полномочиями любого из уже существующих федеральных агентств может дискредитировать идею комплексной безопасности на ГТС и дать прямо противоположный результат.

Единый балансодержатель ГТС не должен сам заниматься эксплуатацией сооружений. Этим займутся специализированные организации, с которыми Единый балансодержатель ГТС будет заключать договор на обеспечение стабильной и безопасной работы ГТС. Главная задача Единого балансодержателя ГТС - проведение единой технической политики, направленной на обеспечение безопасности ГТС, и приведение ГТС в нормативное состояние с дальнейшим его совершенствованием и развитием.

Преимуществом такой системы является то, что она реально может улучшить безопасность ГТС, уменьшив ущербы от их разрушения на величину до 10 млрд руб. в год. Она находит поддержку среди эксплуатационников ГТС и позволит, наконец-то, платить людям в зависимости от их опыта и знаний, а это, в свою очередь, повысит привлекательность профессий, занятых в содержании и развитии ГТС, и будет способствовать привлечению молодых специалистов.

Следует сказать, что, решая вопрос Единого балансодержателя ГТС, уместно было бы решить и вопрос оптимизации надзора за безопасностью ГТС. В настоящее время в стране произошло смешение понятий надзора и контроля, и поэтому было бы правильным отделить надзор, как высшую степень государственного контроля за безопасностью ГТС, от собственно контроля за безопасностью ГТС. При этом надзор будут осуществлять государственные служащие, а контроль - не обязательно государственные служащие.

Функции контроля по роду своих обязанностей мог бы осуществлять Единый балансодержатель ГТС, которое в наибольшей степени будет заинтересован в обеспечении безопасности ГТС, эффективности использования государственного имущества и эффективности использования средств федерального бюджета. Такой подход будет правильным и потому, что в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем 1 раз в 2 года. А что в промежутках? Кто проверит, например, готовность ГТС к паводку? Кто проверит готовность сил и средств, необходимых для предупреждения и ликвидации возможных аварий на ГТС? Кто проверит соблюдение режимов работы крупных водохранилищ? И т.д. Вывод напрашивается сам собой - Единый балансодержатель ГТС.

Это будет эффективно и экономически оправдано, поскольку не потребует увеличения численности на осуществление контрольных функций.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

На сегодняшний день просто невообразимо представить себе жизнь без воды. Она является необходимым ресурсом для человека как в каждодневном быту, так и в производственных масштабах. Люди ее применяют в первую очередь в качестве продукта питания - для питья, приготовления пищи, а также для бытовых целей - стирки, гигиены, полива растений и многих других целей. Что касается производственных целей, ее предназначение также очень велико: ее используют для охлаждения оборудования, добычи ресурсов (марганец, кобальт и др.), выработки энергии, а также обеспечения других важных процессов.

Сельское хозяйство было бы нежизнеспособно без воды, учитывая, что около 60% потребления воды приходится именно на него.

Невозможно представить себе и транспортное сообщение без водного. Возможно, если бы не вода, люди все еще не скоро смогли бы попасть с одного континента на другой и на сотни лет отодвинули бы развитие мира.

Вода выполняет массу важнейших функций - она является основным источником кислорода, участвуя в фотосинтезе; в образовании климата, поглощая тепло и отдавая его, регулируя этот процесс.

Проблема загрязнения воды

Одной из глобальных проблем на планете сегодня является загрязнение воды. Происходит это в результате хозяйственной деятельности человека. Ежедневно в воду выбрасываются тонны отходов в разных частях планеты, которые содержат мусор, сточные воды, содержащие вредные неорганические вещества, которые долгое время не смогут раствориться в воде, а только навредить флоре и фауне водоемов. Из-за этого ежегодно погибают десятки, даже сотни различных видов рыб, растений и других живых существ, игравших важную роль в самоочищении воды, тем самым еще больше усугубляя ситуацию. Не меньшей проблемой является загрязнение воды нефтепродуктами, которые покрывают воду пленкой, не давая возможности дышать всем живым существам.

В итоге такой деятельности людей частым явлением становятся вспышки различных заболеваний на берегах водоемов планеты по причине их загрязнения и как следствие - повышение смертности на земле.

Дефицит питьевой воды

Изменение качества воды делает невозможным ее использование человеком. Она становится непригодной для бытовых и промышленных процессов, а самое главное - для использования в пищу. По этой причине уже многие регионы на планете испытывают острый дефицит пресной воды. Большую роль в этом вопросе играет рост количества людей на планете, который непосредственно влияет на потребление пресной воды.

Ученые уже давно задались вопросом обеспечения людей пресной водой, однако на сегодняшний день прогресс продвигается медленно, и эта проблема становится с каждым днем все актуальнее.

Очистка воды

Проблема загрязнения воды стоит достаточно остро, что вынуждает ученых придумывать различные способы очистки воды. Данный процесс представляет собой обработку сточных вод с целью выведения из нее вредных веществ и их разрушения. Сегодня этот процесс является достаточно сложным и трудоемким, так как род и вид загрязнений растет с каждым годом, что в разы усложняет процесс очистки.

Существуют несколько типов очистных сооружений, в зависимости от метода очистки. Различают несколько методов:

  • Механический - применяется для очистки промышленных стоков и заключается в удалении нерастворимых смесей из воды путем отстаивания, а также с помощью различных ловушек.
  • Химический - осуществляется путем внесения в воду реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и выпадают в осадок, а затем удаляются механическим методом.
  • Физический (иначе электролитический) - этот метод пригоден для очистки стоков промышленного назначения и сложного состава. Заключается в проведении через стоки электрического тока, что приводит к выпадению осадка. Метод является очень эффективным и экономичным.
  • Биологический - чаще всего используется для очистки бытовых стоков. В нем используются биологические процессы, которые осуществляются с применением микроорганизмов. Этот метод наиболее приближен к естественному методу очищения воды в водоемах.

Следует помнить, что очистка воды - только временное решение проблемы дефицита пресной воды, так как происходит качественное истощение водных ресурсов. Кроме того, встает проблема размещения большого объема отфильтрованных загрязняющих веществ.

Кардинально изменить данную ситуацию поможет только лишь уменьшение или полное прекращение сброса отходов в водоемы, в том числе и очищенных.

Благодаря совершенствованию технологических процессов проблема постепенно решается, и этот вопрос со временем перестанет быть настолько острым для населения планеты. Однако для этого нужно время.