Простые правила кошки-мышки. Картотека подвижных игр для детей младшей группы

Всем известно, что кошки любят гоняться за мышками, но мышки не разделяют этих чувств и прячутся от «усатых-полосатых» в своих норках. Всему виной недопонимание... С самого рождения котята, завидев мирно семенящего по своим делам мышонка, бросаются к диковинному ушастому существу с целью познакомиться и поиграть. А мышонок, завидев огромного пушистого монстра, пугается «до смерти» и пускается наутёк. И так продолжается всю жизнь. Вот бы им встретиться за чашечкой чая с блинами и спокойно побеседовать для налаживания отношений. Жаль, что такое возможно только в настольной игре.

Детские игры, о которых я расскажу в очередном обзоре, помимо развития ребёнка, однозначно поднимут семье настроение и проверят быстроту реакции вашей «игровой ячейки». В «Кошках-мышках » мы попытаемся исправить «Вселенскую несправедливость» и помирим котят с мышатами, а затем полакомимся блинами с вареньем в игре «Блин комом ».

Кошки-мышки.

В настольно-напольной игре «Кошки-мышки» соперникам предстоит настоящая погоня с резкими поворотами сюжета и замысловатыми запутанными следами. Задача «кошачьих» сыщиков – разыскать и поймать мышонка, а затем пригласить его на чай с блинами. Задание предстоит сложное, можно сказать – невыполнимое, поэтому в погоню отправятся все сыщики одновременно!

Колода передвижений состоит из 62 карточек, позволяющих перемещаться в любом направлении (кроме диагоналей). Число, изображённое на ярко горящей лампочке, указывает количество призовых очков.

Также в стопке находится по четыре специальных и очень важных карточки «Мяу-Мяу» и «Пи-Пи», о которых я расскажу далее.

На старт, внимание, мяу!

Раздайте каждому преследователю по одной карточке «Пи-Пи», которые символизируют начало пути (лишние уберите в коробку). Остальная колода тщательно перемешивается и располагается стопкой в центре стола картинкой вниз. После этого стопку (для удобства) превратите в небольшую россыпь карточек, чтобы соперникам было доступно 10-15 квадратиков одновременно.

Итак, мышонок хватает кусочек сыра и мчится к своей норке! Задача сыщиков – догнать беглеца и пригласить его на чай с блинами. Делается это следующим образом: соперники одновременно берут из центра стола по одной карточке и прикладывают их к концу ранее выложенной дорожки в соответствии с последним направлением (изначально это место старта). Задача – выстроить как можно более длинную цепочку, не разветвляя при этом дорогу и не «замыкаясь» на свой хвост.

Если карточка не подходит под требования, то отложите её в сторону либо верните обратно в центр стола. Как только любой сыщик перевернёт карту «Мяу-мяу» (отложите её в коробку), погоня временно приостанавливается.

Если путь собран правильно, то все составляющие его квадратики откладываются отдельной стопкой и будут участвовать в итоговом подсчёте (отложенные, но не задействованные в строительстве карточки сбрасываются). Игроком допущена ошибка? В таком случае вся дорожка уходит обратно в центр стола и не приносит очков.

Как вы помните, в колоде три специальных карточки «Мяу-мяу». Как только будет вскрыта третья карточка, игра заканчивается, и сыщики подсчитывают сумму очков, указанную на лампочках. Победитель отправляется печь блины, так как нам предстоит сладкий ужин!

Весёлая игра на логику и внимательность, напоминающая электронную «змейку». Задача соперников - составить путь, задействовав при этом максимально возможное количество карточек. Время, отведённое на выполнение задания, никто не знает, ведь карточка «Мяу-мяу» может быть открыта в любой момент времени. Поэтому необходимо торопиться и, что самое главное, не ошибаться, так как ошибка лишает вас всех призовых очков!

Блин комом.

Первый блин, как известно, комом… А знаете почему? Просто сковорода не прогрелась и тесто к ней прилипает, вот и получается у вкусного блина непрезентабельный вид. Кстати, несколько веков назад поговорка звучала: «Первый блин - Кому». «Ком» - древнерусское название медведя, повелителя и хозяина леса. Чтобы задобрить голодного зверя, проснувшегося от спячки, ему относили в чащу стопку блинов.

Найти медведя в мегаполисе достаточно тяжело, поэтому все блины съедим сами! В коробочке находится один большой квадрат – тарелка для блинов, 6 карточек самих блинов…

… и целая россыпь карточек с изображением различных варений.

Чем больше варенья изображено на картинке, тем выше числовое значение в левом верхнем углу карточки.

«Первый блин - комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне».

Перемешайте колоду и раздайте всем участникам игры равное количество карточек. Если вы играете небольшим составом, то ребёнку будет тяжело держать всю стопку в руках. В таком случае просто отсчитайте из общей колоды по 10-12 карточек на игрока по порядку. Например: на четверых будут использованы карточки со сквозной нумерацией от "1" до "40" (по 10 карт на игрока)...

В центре стола расположите тарелку для блинов. Самый голодный игрок делает первый ход, затем соперники могут выполнять действия одновременно.

Первой в центр стола располагается любая карточка с руки картинкой вверх. Если это «блин» (а их в колоде немного), то сверху можно положить карту варенья любого номинала. Причём сделать это разрешается только владельцу блина. Примечание: карточки располагаются стопкой (на фотографиях приведены примеры со смещением)!

Если верхняя карточка в стопке – варенье, то на неё можно положить варенье любого другого типа с меньшим числовым значением. Если вы поторопились и бросили карту около стопки, сыграли одновременно две карты или ошиблись с числовым значением, то вся центральная стопка достаётся вам в качестве «приза». Зато можете положить произвольную первую карту в центр стола и продолжить игру…

Задача соперников – избавиться от всех карт на руке. Победитель получает стопку блинов с вареньем и приглашает всех к столу!

Быстрая и весёлая игра, которая мне напомнила упрощённый вариант « » и «УНО». Соперники стараются как можно быстрее сбросить карты и «подгадать» выгодные им числа. Динамичный игровой процесс и несложные правила – игра на внимательность, реакцию и чуть-чуть на математику…

  • Количество игроков: от 2 до 4.
  • Возраст игроков: от 5 лет и старше.
  • Игра развивает способность различать направления влево-вправо и вверх-вниз, реакцию и комбинаторное мышление, умение читать и считать.
  • В комплекте

  • 62 карты движения
  • 4 карты с надписью «пи-пи»
  • 4 карты с надписью «мяу-мяу»
  • Правила игры.
  • Цель игры

    Набрать как можно больше очков.

    Подготовка к игре

    Играть можно на столе или на полу (на полу даже удобнее). Каждый игрок кладет перед собой одну карту с надписью «пи-пи» (оставшиеся карты с этой надписью в игре не участвуют). Эта карта символизирует для игрока начало погони: от нее строится путь его кошки. Все остальные карты перемешиваются и раскладываются лицом вниз, кучей, где-то посередине, чтобы всем было удобно их брать.

    Процесс игры

    Игра состоит из нескольких раундов и длится до тех пор, пока не закончатся все четыре карты с надписью «мяу-мяу». Самый младший игрок произносит: «Пи-пи!» - после чего начинается погоня кошки за мышкой.Игроки берут из кучи строго по одной карте (без соблюдения очередности). Каждый игрок прикладывает взятую карту к последней из выложенных им карт. Первая карта прикладывается к начальной с любой стороны, а каждая следующая к предыдущей - с той стороны, в которую она указывает. Например, если стрелка на последней карте указывает «вверх», то следующая карта прикладывается к ней сверху, а если «влево-вправо» - то слева или справа от нее (по желанию игрока).Чем длиннее получится путь, тем лучше! Но он не должен заезжать на себя и на соседний путь (разве только может его касаться), а перекладывать или убирать выложенные ранее карты уже нельзя.Игрок может отложить взятую карту в сторону и использовать ее в любой момент до конца раунда (однако есть риск, что она так и не сыграет).

    Окончание раунда

    Как только кто-то из игроков выкладывает карту с надписью «мяу-мяу», он кричит: «Мяу-мяу!» Это значит, кошка поймала мышку, и раунд заканчивается. Все построенные пути проверяются: если у игрока найдена ошибка, то весь его путь, в качестве штрафа, аннулируется (карты из него считаются отложенными). Каждый игрок все отложенные карты возвращает в общую кучу, а выложенные в путь - складывает себе в «победную» стопку, из которой и будут считаться его очки. Затем начинается следующий раунд по тем же правилам, только начальную фразу: «Пи-пи» произносит тот участник, который закончил последний раунд.

    Окончание игры

    Игра заканчивается, когда в куче больше нет карт с надписью «мяу-мяу». Считаются очки каждого игрока: карта с надписью «мяу-мяу» - 5 очков, карта с одним направлением - 2 очка, а с двумя направлениями - 1 очко.Выигрывает тот, у кого очков больше всех.

    Кошка и мышка

    Атрибуты: небольшая скамеечка.

    Ход игры: играют одновременно двое детей — «кошка» и «мышка». «Кошка» становится около одного конца скамейки, а «мышка» — около другого. «Кошка» ведет с «мышкой» такой разговор:

    — Мышка, мышка, где была?

    — В кладовой.

    — Что там делала?

    -— Масло ела.

    — А мне оставила?

    — Не оставила.

    — А где ложечку положила?

    — Под бочку сунула.

    — А кувшин куда поставила?

    — Шла по дорожке, напала злая собака — я уронила кувшин и разбила.

    — За это я буду тебя ловить.

    — Не поймаешь!

    «Мышка» убегает от «кошки». Если «кошка» ее поймала, они меняются местами, а если нет, то их место занимает другая пара.

    Особые замечания: «мышка» и «кошка» бегают только вокруг скамейки.

    Мыши и ежи

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

    Атрибуты: несколько повязок любого цвета.

    Ход игры: в центре игровой площадки очерчивают круг диаметром 10 м — это нора ежей. Остальные игроки — «мыши». «Ежи» повязывают себе на руки цветные повязки и идут в круг — нору, а «мыши» разбегаются по площадке, символизирующей поле. По сигналу ведущего: «Ежики!» — «ежи» выходят из норы в поле и начинают ловить «мышей». «Мыши», спасаясь, убегают от них. «Мышь», до которой «еж» сумел дотронуться, считается пойманной и уходит в нору к «ежам». Из норы она не выходит до тех пор, пока кто-нибудь из других игроков-«мышей» не дотронется до нее, добежав до норы. В этом случае пойманная «мышь» становится свободной, убегает в поле и снова вступает в игру.

    Особые замечания: «мышь»-спасатель не может заходить внутрь круга-норы, а только подбегать к его границе. Если она забежала в круг, то тоже будет считаться пойманной.

    Барсуки и еноты

    Цель игры: развитие двигательных способностей и быстроты реакции.

    Атрибуты: 2 резиновых мяча среднего размера разного цвета.

    Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «барсуков» и «енотов». В каждой команде выбирается капитан. «Барсуки» берут себе, например, красный мяч, а «еноты» — синий. По сигналу ведущего капитаны бросают свои мячи как можно дальше. По второму сигналу по одному игроку из каждой команды бегут за своим мячом. Тот, кто приносит мяч первым, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    Особые замечания: бросать мяч и бежать за ним можно только по команде. Мяч всегда бросает капитан.

    Царь зверей

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, выработка хорошей памяти.

    Атрибуты: мяч среднего размера.

    Ход игры: все игроки — «звери». Один из них — «царь зверей». Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали (заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь «зверя», и тот должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.

    Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и помогает ему (приносит мяч).

    После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит: «Бегите все!» — и пытается попасть мячом в кого-нибудь.

    Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей».

    Хомячки и кошки

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, быстроты реакции.

    Ход игры: из игроков выбираются 2 водящих — «кошки». Остальные игроки — «хомячки». Они становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в центр круга, образуя как бы двойной круг. Между парами должно быть расстояние в 1 м. «Кошки» становятся за кругом.

    Одна из «кошек» убегает, а другая ее догоняет, стараясь осалить. Убегающая «кошка» становится перед одной из пар «хомячков». Тогда игрок, стоящий сзади, должен убегать от «кошки». Если догоняющий осалил убегающего, то пойманный догоняет, а «кошка» спасается от него, стараясь встать впереди пары «хомячков».

    Особые замечания: убегающий не может бежать через круг. Салить можно только того, кто убегает или стоит третьим позади пары.

    Кошки-мышки

    Цель игры: развитие двигательных способностей, коммуникабельности.

    Ход игры.

    1-й вариант. Игроки выбирают «кошку» и «мышку», затем встают в круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» — внутри круга. «Кошка» должна войти в круг и поймать «мышку», но играющие закрывают входы перед ней. «Кошка» старается пролезть, но дети приседают и не дают ей поймать «мышку». Когда «кошка» все-таки пробирается в круг, дети быстро выпускают «мышку», а «кошку» стараются не выпустить. Когда «кошка» поймает «мышку», выбираются новые игроки.

    2-й вариант. Игра проводится так же, но за «мышкой» охотится не одна, а две «кошки». Проникнуть в круг «кошки» могут только через открытые ворота — поднятые руки детей, стоящих в круге. Если одна из «кошек» поймала «мышку», они встают в круг, а вторая «кошка» выбирает себе других напарников для игры.

    Особые замечания: если «кошка» долго не может поймать «мышку», следует выбрать другую пару.

    Учитель и котята

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Ход игры: из числа игроков выбирается «учитель», остальные — «котята»-ученики. «Котята» рисуют на земле кружки — это их домики. В центре, напротив домика, — место «учителя». Он говорит: «Котята проснулись!» «Котята» изображают то, что говорит «учитель». Все они умываются, делают гимнастику, убирают постель, завтракают, идут в школу, делают уроки, возвращаются из школы, играют во дворе. При выходе в школу «котята» меняются своими домиками-кружками. Во время того, как дети-«котята» изображают игры во дворе после школы, «учитель» неожиданно говорит: «Ночь!» «Котята» должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успел, считается проигравшим.

    Особые замечания: после слов учителя: «Играют во дворе» — «котята» должны разбежаться по всей площадке.

    Кот, покупатель и продавец

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Атрибуты: скамейка.

    Ход игры: в игре принимают участие 3 игрока — «продавец», «покупатель» и «кот». На одном конце скамейки садится «продавец», на другом, лицом к «продавцу» — «кот». «Покупатель» подходит к «продавцу» и спрашивает:

    — Куда едешь?

    — В Москву!

    — Кого везешь?

    — Продай мне!

    — Что дашь?

    — 5 копеек, ложку меда и рыжего щенка.

    После этих слов «кот» вскакивает и бежит вокруг скамейки, а «покупатель» его догоняет. Если он дотронется рукой, игроки меняются местами: «кот» становится «покупателем», «покупатель» — «продавцом», «продавец» — «котом».

    Особые замечания: каждый раз «покупатель» должен придумывать новый вариант платы за «кота», а «продавец» — новое название города. Обежав скамейку 2 раза, они меняются местами.

    Хозяин и хорек

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Атрибуты: платок.

    Ход игры: из числа игроков выбирается «хозяин». Остальные игроки становятся плотно спиной в круг, держа руки за спиной. «Хозяин» с платком в руке ходит за кругом. Он озабочен тем, что в его курятник по ночам приходит хорек.

    «Хитрый хищный хорек ловит моих кур по ночам. Как мне поймать хорька?» — говорит «хозяин» и незаметно для всех кладет платок в руки одного из игроков, стоящих в кругу. Он идет дальше, а игрок, у которого теперь платок, не показывает этого. «Хозяин», пройдя еще немного, говорит: «Лови хорька!» После этих слов игрок с платком убегает, а игрок, стоящий справа, должен поймать его. «Хозяин» занимает одно свободное место из двух в кругу. На другое место встает «хорек», если второй игрок не смог дотронуться до него рукой. Тот, кто остался без места, становится «хозяином».

    Особые замечания: «охотник» за «хорьком» должен дать ему сначала выбежать из круга, а уже потом ловить.

    Царевна-лягушка

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Атрибуты: стул, зеленый мяч, несколько маленьких мячиков.

    Ход игры: в центре комнаты на стул или любую подставку кладется зеленый мяч — Царевна-лягушка. Все дети — Иваны. Они по очереди кидают маленькие мячики так, чтобы попасть в большой зеленый мяч. Тот, кто попадет, становится Иваном-царевичем.

    Особые замечания: метание мячей производится от определенной черты.

    Ленты царевны

    Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости.

    Атрибуты: 3 цветные ленты разной длины.

    Ход игры: в середине площадки на разной высоте подвешиваются 3 цветные ленты царевны. Игроки делятся на 2 команды, равные по количеству и силам. Их задача — подпрыгнуть и достать рукой самую короткую ленту. Игроку, который ее достанет, засчитывается 3 очка. Кто достанет среднюю ленту, получает 2 очка, а за самую длинную засчитывается 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

    Особые замечания: игроки начинают выполнять задание по сигналу. Каждый игрок прыгает только один раз.

    Стрельба в цель

    Цель игры: развитие двигательных способностей.

    Атрибуты: самодельный или готовый диск в качестве мишени, небольшой резиновый мяч, стул.

    Ход игры: диск вешается на стене. На расстоянии 5 м от него ставится стул, который должен обежать игрок во время игры. Обежав с мячом в руке стул, игрок должен бросить мяч и попасть в мишень.

    Особые замечания: с каждым разом игрок, прежде чем бросить мяч, должен обегать стул все большее число раз — до 5. Останавливаться для броска нельзя.

    Веселые бабки-ежки

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: 2 метлы или швабры, несколько разноцветных кеглей.

    Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3 м друг от друга. Игроки должны от стартовой линии на метле проскакать всю дистанцию так, чтобы не задеть кегли.

    Побеждает команда, быстрее и лучше другой выполнившая задание.

    Пленник и защитник

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Ход игры: на игровой площадке чертится круг диаметром 3 м. В игре могут участвовать до 10 человек. Выбираются «пленник» и его «защитник». «Пленник» садится в центре круга, а «защитник» встает около него и кладет ему руку на голову. Держа так руку, он обходит «пленника» по кругу,

    наблюдая, нет ли опасности. Остальные игроки — «разбойники», — расположившись за кругом, стараются коснуться «пленника» рукой, а «защитник» стремится их осалить (коснуться рукой).

    Если «защитник» смог осалить нападающего, тот становится «пленником», а бывший «пленник» — «защитником». Бывший «защитник» становится одним из «разбойников».

    Особые замечания: осаливание не засчитывается, если «защитник» отнял руку от головы «пленника». Нельзя толкать и дергать «защитника».

    Княжеская стрельба

    Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.

    Атрибуты: 10 кеглей или булав, резиновые мячи среднего размера.

    Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии для бросания. По центру проводится средняя линия, на которую ставится 10 кеглей. Все игроки — «князья», решившие потренироваться в стрельбе по мишеням. Игроки, в руках у каждого из которых мяч, делятся на 2 команды и строятся каждая за своей линией бросания. Ведущий игры, Иван-царевич, подает команду: «Стреляй!», и все игроки одной из команд бросают мяч, стараясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят снова, но уже на 1 м ближе к другой команде. Затем бросает мячи другая команда. Сбитые этой командой «князей» кегли тоже передвигаются на 1 м в направлении другой команды. Игроки собирают свои мячи, игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков после 5 выполненных залпов.

    За каждую кеглю, стоящую на расстоянии 1 м от средней линии в сторону другой команды, «князья» получают 1 очко, 2 м — 2 очка и т. д.

    Особые замечания: при бросках игроки не имеют права переступать через линию. Все «князья» одной команды должны бросать мячи одновременно.

    Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

    Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

    Подвижные игры для дошкольников

    Подвижные игры для младшего дошкольника

    Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

    • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

    Цель: развивать двигательную активность

    Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

    Мыши водят хоровод,
    На печи дремлет кот.
    Тише мыши, не шумите,
    Кота Ваську не будите,
    Вот проснется Васька кот —
    Разобьет наш хоровод!»

    Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

    • Игра "Солнышко и дождик"

    Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

    Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

    • Игра "Воробушки и кот"

    Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

    Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

    Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

    • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

    Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

    Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

    Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

    • Игра "Кот и мыши"

    Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

    Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

    Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

    • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

    Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

    Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру.
    А медведь не спит,
    И на нас рычит.

    Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

    • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

    Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

    Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

    Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

    • Игра "Птички и кошка"

    Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

    Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

    Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

    • Игра "Снежинки и ветер"

    Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

    Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

      Подвижная игра "Найди себе пару"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

    Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

    Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

    • Подвижные игры для детей 5-7 лет

    У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

    • Игра "Медведь и пчелы"

    Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

    Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

      Игра "Горелки"

    Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

    Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло,
    Глянь на небо —
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Раз! Два! Три! Беги!

    Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

    • Подвижная игра "Два мороза"

    Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

    Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

    • Игра "Хитрая лиса"

    Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

    Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

    После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

    • Игра "Ловля оленей"

    Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

    Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

      Игра "Удочка"

    Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

    Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

    • Игра "Охотники и соколы"

    Задачи: упражняться в беге.

    Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

      Игра "Паук и мухи"

    Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

      Подвижная игра "Мышеловка"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

    Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

    «Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
    Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

    Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

    Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

    Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

    Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

      Игра "Бездомный заяц"

    Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

    Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

    Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

    Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

    • Подвижная игра "Ноги от земли"

    Задачи: учиться соблюдать правила игры.

    Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

      Игра "Пустое место"

    Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

    Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

    • Подвижная игра "Третий лишний"

    Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

    Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

    • Игра "Перестрелка"

    Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

    Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

    Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

    Подвижные игры на прогулке

    Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

    Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

    • Игра "Поезд"

    Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

    Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

    • Подвижная игра "Жмурки"

    Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

    Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

    • Игра "День и ночь"

    Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

    Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

    • Игра "Корзинки"

    Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

    Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

    • Игра "Хватай, убегай"

    Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

    Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

    В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

    Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

    Выбираются двое водящих - «кошка» и «мышка» . Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе , а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка - за кругом.

    По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» - прорваться внутрь круга и догнать «мышку» . Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.

    Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку », то «мышка » становится «кошкой ». «Кошка » встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку » и игра продолжается.

    Видео игры "Кошки-мышки"