«Добрый самаритянин»: что означает это выражение, откуда оно появилось? Самаритяне - это народ из красной книги Кто такой самаритянин.

  • архим.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Библейский словарь Нюстрема
  • свт.
  • прот.
  • * Библейский словарь
  • Самаря́не - название народа, сформировавшегося в результате этнического смешения племен с евреями, населявшего территорию, границы которой соответствовали территории «Северного царства», образовавшегося после смерти царя Соломона в результате распада единого Израильского государства на два самостоятельных царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное).

    Первым правителем Северного царства был Иеровоам (). Для того, чтобы его подданные не посещали Иерусалимский храм, он установил в двух городах, Дане и Вефиле, по золотому тельцу, устроил капище, незаконно поставил священников, ввёл богопротивные ритуалы и приобщил своих подданных к язычеству (). Так административное разделение единокровного еврейского народа усугубилось религиозным расколом.

    При царе Амврии на горе Семерон, купленной у Семира, был построен город, который, по имени владельца горы, получил название Самария ().

    Этот город имел статус столичного и представлял собой хорошо укрепленную, мощную крепость. При Ассирийском царе Салманассаре Самария была осаждена, и затем, не выдержав трехлетней осады, пала. Город был разграблен и разрушен, а сыны Израиля пленены и высланы из своей страны. Местные земли заполнились переселенцами, инородцами. Все живущие на той территории стали именоваться Самарянами. Впоследствии к ним был отправлен один из плененных еврейских священников, чтобы научить «закону той земли» (). Так грубые языческие верования колонистов столкнулись с верой в «Бога евреев».

    Относясь к Единому и Истинному Богу как к одному из многих богов, и даже как к главному местному божеству, Самаряне продолжали поклоняться кумирам, оставаясь, по сути, язычниками.

    Когда много десятилетий спустя Самаряне, желая участвовать в восстановлении разрушенного Иерусалимского Храма совместно с возвратившимися из Вавилонского плена представителями бывшего Иудейского царства, обратились к Зоровавелю, то заявили, что они являются почитателями Бога Израилева, и получили отказ (). После этого между Иудеями и Самарянами усилилась вражда.

    Самаряне признавали Пятикнижие Моисея за и ожидали Пришествия Мессии (). Тем не менее, их учение далеко отстояло от официального иудаизма. Один из центральных вопросов разногласия касался того, где должно поклоняться Богу (). Недоверие по отношению к Самарянам со стороны Иудеев было настолько огромным, что и само слово «Самарянин» нередко произносилось как бранное. Собственно, этим и объясняется вопрос Самарянки Христу: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» ().

    Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (). Но это не значит, что Его личное отношение к Самарянам отличалось чрезмерным негативизмом. Напротив, объясняя законнику, кто является ближним, Спаситель поставил в пример не священника, не левита, а милосердного Самарянина (). Нечто похожее произошло в случае исцеления десяти прокаженных, из которых только один очно выразил чувство благодарности Сыну Божию, услышав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Самарянин ().

    В отличие от упорствовавших в заблуждении Иудеев, многие Самаряне с радостью восприняли Евангельскую проповедь и последовали за Христом ().

    В далекие времена, в период 887-859 годов до н. э., в северной части Иудеи располагалось и процветало государство Самария. Можно предположить, что самаритянин - это житель данной страны. Но слово "самаритянин" имеет и другое значение. В американском словаре оно толкуется как "человек, бескорыстно помогающий другим". В английском языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

    История о самаритянине

    В одной из притч повествуется о том, что Иисус Христос еще в период своей жизни на земле призывал людей работать с ним, спасая ближних. Он утверждал, что впоследствии такие люди унаследуют его небесный дом. Один из священников, желая испытать Иисуса, спросил: «Как можно заслужить вечную жизнь и кто наш ближний?» На его вопрос Иисус рассказал притчу.

    Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему.

    Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина.

    Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным. В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самаритянин.

    «Возлюби ближнего своего…»

    Священник и левит, не оказавшие помощи пострадавшему, считали себя праведниками. На самом деле они относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой».

    Описанный случай показывает, что самаритянин - это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно. И, как смог, помог пострадавшему. К сожалению, в нашей жизни встречается немало случаев, когда проходят мимо человека, которому нужна экстренная помощь. Часто принимают за пьяного лежащего на тротуаре: а у него, возможно, сердечный приступ. Вовремя принятое лекарство может спасти ему жизнь.

    Не проходите мимо

    Черствость и равнодушие позволяют пройти мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Происходящее вокруг нас сегодня свидетельствует о том, что многие не читают Библию. Потому и не представляют себе, кто это такой - добрый самаритянин, притча о котором рассказана Иисусом.

    Последователи Христа в православии и представители других религий призывают человечество к миру и добру. Они утверждают, опираясь на Библию, что человек, творящий добро, будет иметь вечную жизнь в небесном царстве. Каждый понимает эти слова по-своему и относится к ним по-разному. Но заложенный в них призыв творить добро является движущим фактором общественного развития. На данную тему существует много легенд, правдивых историй и притч. Самаритянин - это персонаж одной из них.

    Свидетели истории

    В настоящее время в Израиле, на территории бывшей Самарии, остались развалины, напоминающие о великолепии и богатстве города, где жил добрый самаритянин. Многочисленным паломникам и туристам, посетившим вспоминается библейская заповедь: «Тот, кто делает добро другим, сам становится духовно богаче и сильнее». Самаритянин - это добрый, отзывчивый человек. Его сердце наполнено любовью и милосердием. Он оказывает бескорыстную помощь нуждающимся людям.

    «Добрым самаритянином» называют человека, готового, не раздумывая, броситься на помощь кому угодно – даже незнакомцу… кто же такие самаритяне и почему самаритянин – «добрый»?

    Прежде всего, самаритяне – точнее, шомориним – это вполне реальный народ, существующий и по сей день. Правда, их немного – мегьше тысячи человек, и живут они лишь в двух местах – в одном из кварталов города Холон в пригороде Тель-Авива и деревне Кирьят-Луза на Западном берегу реки Иордан.

    Название свое этот народ получил от Самарии – исторической области на территории Израиля. Это холмистая местность с прекрасным климатом, благоприятствующим виноградарству и выращиванию оливковых деревьев, чем и занимаются местные жители с древнейших времен, а центральный город Самарии (с таким же названием) на рубеже IX-VIII веков до н.э. был столицей Израильского царства.

    Да, евреи и самаритяне – родственные народы, самаритяне возводят историю своего народа к сыновьям Иосифа – Эфраиму и Манассии.Правда, евреи еще в древности это отрицали – слишком уж велики были культурные, а в последствии – еще и религиозные различия. Возможно, это связано с тем, после завоевания Самарии ассирийским царем в 722 г. до н.э. самаритяне часто роднились с иными народами, населявшими Междуречье. Эта версия истории самаритян представляется более убедительной, чем та, которой придерживаются иудеи: якобы самаритяне – потомки кутиев, воиснтвенного народа, переселенного ассирийским царем на территорию захваченного Израильского царства и перенявшего религию иудеев… впрочем, доля истины может быть и в этой версии.

    Самаритяне исповедовали иудаизм, но их главным храмом был не Иерусалимский, а построенный на горе Гризим. В качестве священных книг они чтили Тору и Книгу Иисуса Навина – но в вариантах, отличающихся от канонических иудейских. Так возник мощный «водораздел» между народами, имеющими общее происхождение – в истории человечества такое случилось не в первый и не в последний раз, и – как это обычно бывает – чем ближе народы изначально, тем более сильным может оказаться взаимное неприятие между ними. Ко времени новозаветных событий все было однозначно – свидетельствует Евангелие от Иоанна, никаких дел израильтяне с самарянами не имели (до такой степени, что самаритянка, встреченная Спасителем у колодца, даже воды Ему дать не хочет).

    Учитывая ситуацию, становится понятным, почему героем притчи о милосердном человеке, позаботившемся о пострадавшем незнакомце, Спаситель сделал именно самаритянина – Ему ведь задали вопрос, кого следует считать ближним. То, что нужно хорошо относиться к соплеменникам-единоверцам, было очевидно и для людей ветхозаветной эпохи, а вот требование перенести такое отношение на всех людей было поистине «духовной революцией», принять которую до конца даже мы сейчас в полной мере не можем. Образ самаритянина, спасающего иудея, был для той эпохи, пожалуй, таким же ярким, как для нас – образ советского солдата, спасающего немецкую девочку.

    Но если добрый самаритянин – это все-таки обобщенный образ из притчи, а вот упомянутая в Новом Завете жена самарийская – вполне реальный, конкретный человек. Это ее встретил Спаситель у колодца, это ей он пообещал вечный источник живой воды. На момент встречи со Спасителем эта дама даже отдаленно не напоминала святую – она не только разделяла национальные предрассудки своего народа, но и сменила пять сожителей… даже среди современных людей далеко не каждый согласился бы иметь дело с такой женщиной – а Спаситель обращается к ней со словами о «Духе Истины». И вот эта женщина – казалась бы, настолько далекая от благочестия – признает в Нем Христа, Мессию (далеко не у всех образованных мужчин того времени хватило на это духовных сил).

    Священное предание сохранило имя этой женщины – ее звали Фотиния. Много лет спустя – в 66 году – ее вместе с двумя сыновьями и четырьмя сестрами предали страшной смерти за христианскую веру. Фотиния Самарянская покровительствует женщинам, носящим имя Светлана.

    Сегодня самаритяне живут довольно замкнуто – долгое время они не вступали в брак ни с кем, кроме соплеменников, но, учитывая их малочисленность, это в конце концов стало создавать опасность близкородственных браков, и сейчас самаритянским мужчинам разрешено жениться на иудейках и даже на христианках.

    Пожалуй, самая известная представительница этого народа в современном мире – Софи Цдака, носившая некоторое время титул Королевы красоты Израиля. Эта актриса мало известна в нашей стране, но Израильская публика хорошо знает ее по фильмам и спектаклям для детей.

    03.05.2015 г.|Сторчевой С.В.

    Кто такие самаряне?

    Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.). .....

    Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, а также у них был храм на горе Гарезим. В ожидании Мессии самаряне стояли ближе, чем иудея. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.).

    Самаритяне (самаряне) - народность, образовавшаяся в Цент. Палестине (зап. часть современной Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилонских и арамейских колонистов с остатком израильского и хананейского населения. Переселенцы восприняли иудаизм и поддерживали тесные связи с Иудейским царством до разрушения Иерусалима вавилонянами и т.н. «Вавилонского пленения» (586 до н.э.). После возвращения иудеев из вавилонского плена произошел разрыв между самарянами и иудейской теократической общиной. Самаритяне основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с самаритянами. Автономия общины самаритян сохранялась вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидирована византийским императором Юстином II.

    А сама Самария - это город, основанный около 875 до н.э. израильским царем Омри, заселен, ханаанеями и превращена в автономную общину, находившееся до 40-х гг. 9 в. до н.э. в союзе с Израильским царством. При царе Иегу (ок. 842 до н.э.) стал столицей Израильского царства, после захвата Саргоном II (722 до н.э.) был заселен самаритянами, в 107 до н.э. разрушен иудейским царем Иоанном Гирканом, в 60-х гг. до н.э. восстановлен римлянами и переименован Иродом в Себаста (ныне Себастия).

    Кто они такие, самаритяне? Сегодня насчитывается менее тысячи представителей этого народа. Они проживают в городе Холон, расположенном недалеко от Тель-Авива, а также в городке Шхем (Наблус) на территории Палестинской национальной автономии.

    Организация ЮНЕСКО занесла самаритян в "Красную книгу" этнических групп, которым грозит исчезновение. Этот статус, в частности, даёт право самаритянской молодёжи получать бесплатное образование в любом университете мира. Но подавляющее большинство самаритянских юношей и девушек предпочитают обучаться в израильских высших учебных заведениях.

    Ещё двадцать лет назад самаритяне считались самой закрытой религиозно-этнической общиной Страны обетованной. Чужаков они напрочь к себе не допускали, и большинство браков заключались внутри общины. Однако за последнее время многое изменилось. Несколько лет назад Великий самаритянский Коэн, иначе говоря, религиозный лидер, Яир женился на украинке Александре Красюк. Жёнами самаритянских мужчин стали также четыре азербайджанки, русская и ещё одна украинка.

    Поразительный факт: самаритяне всегда считали себя несомненными евреями

    Поразительный факт: самаритяне всегда считали себя несомненными евреями. Их самоназвание "шомрим", в переводе с самаритянского и древнего иврита - "хранители", подразумевает, что именно они являются "хранителями истинной Торы". С современного иврита "шомрим" переводится прозаическим словом "охранники", а самаритяне именуются весьма похоже - "шомроним". Представители этой общины не просто чтят Тору, а считают, что сохраняют её в первозданном виде. И в самом деле, самаритянская Тора записана древнееврейским шрифтом, а канонизированная ортодоксальных евреев-иудеев - более поздним вавилонским квадратным письмом. Но евреи полагают, что не в шрифте суть. В самаритянской Торе около шести тысяч расхождений с канонизированной. И даже если смысловых расхождений совсем немного, то ведь согласно иудаизму в Торе и буква не может быть изменена.

    Субботу самаритяне соблюдают строже евреев. Как и положено праведным иудеям, они делают мальчикам обрезание на восьмой день после рождения. Конечно же, справляют иудейские праздники. Но не все, а только связанные с древнейшей историей, отражённой в Торе. Так, самаритяне не отмечают Пурим и Хануку. Самаритяне не постятся, как евреи, в День Ава, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы, а также случились другие несчастья в истории еврейского народа. Также самаритяне отвергают учение библейских пророков и талмудическую традицию. Они убеждены, что у приверженцев иудейской веры был единственный пророк и законоучитель - Моше Рабейну, то есть Моисей. Подобно другой иудаисткой секте - караимам, они не признают и Устную Тору.

    Для самаритян самым священным местом всегда был и остаётся отнюдь не Иерусалим, а гора Гризим - "Гора благословений" в Самарии. Согласно Библии, Моисей завещал именно с этой горы произносить благословения народу, а с другой горы, Эйвал, также расположенной в Самарии, - проклятия нарушителям заповедей.

    Самаритяне не сомневаются, что они говорят на том самом иврите, на котором изъяснялись древние евреи

    Самаритяне не сомневаются, что они говорят на том самом иврите, на котором изъяснялись древние евреи. При этом самаритянский старейшина Ицхак Симхай в беседе с корреспондентом "Эхо" так обосновал уверенность в этом факте: "В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем". Конечно, старейшина Симхай немного лукавит. Ведь среди завоевателей, исторически отметившихся на Святой земле, были представители разных человеческих сообществ. Свой след, возможно и лингвистический, здесь оставили и многочисленные древние ближневосточные народы, которых уже давно нет на карте мира, а также ассирийцы, греки, персы, римляне, византийцы, арабы и турки. Весьма показательно, что все самаритяне владеют арабским и современным ивритом.

    Согласно самаритянским источникам, они - "часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию". Однако авторитетные иудейские раввины придерживаются другой точки зрения. Они считают самаритян представителями кутейцев, языческого народа, переселённого из Междуречья и Северной Сирии ассирийским царём Саргоном II после завоевания в 722-721 годах до нашей эры Израильского царства и разрушения его столицы Самарии. Ассирийцы увели в плен десять колен (племён) Израилевых, представлявших в древнем мире большинство еврейского народа. Считается, что эти колена исчезли безвозвратно, ибо в дальнейшем ни в каких исторических документах они больше не упоминаются.

    В Библии утверждается, что ассирийский царь, желая помочь выжить переселённым кутейцам, приказал отправить к ним одного из изгнанных из Иудеи еврейских священников. Этот человек и научил "кутим", "как чтить живого Господа, а не служить языческим идолам". Ассирийские источники трактуют принятие кутейцами иудаизма несколько иначе. Если верить этим документам, большинство евреев из Самарии изгнаны не были и при бывшие кутейцы влились в это сообщество. Новоприбывшие отказались от идоло- и огнепоклонства, прошли гиюр, процедуру принятия иудаизма, и стали евреями.

    К началу прошлого века в мире осталось чуть более ста двадцати представителей самаритянского народа

    К началу прошлого века в мире осталось чуть более ста двадцати представителей самаритянского народа. И все они жили на Святой земле в разных городах, посёлках и деревнях. Самаритянский старейшина Ицхак Симхай сказал мне, что от полной ассимиляции его народ спасло воссоздание Израиля в 1948 году. В начале 1950-х годов самаритянские лидеры обратились к тогдашнему президенту страны Ицхаку Бен-Цви, кстати, уроженцу России, с письмом, в котором, в частности, говорилось: "Помогите нам сохраниться как народу. Если мы будем жить только вкраплениями в еврейский или арабский этнос, то нам грозит ассимиляция и исчезновение". Президент Бен-Цви попросил мэра Холона выделить место для строительства самаритянского квартала. Так появился квартал Неве-Пинхас, в котором проживает более трёхсот самаритян. Этот квартал, состоящий из вилл, считается самым престижным в городе. В квартале действуют две самаритянские синагоги и Институт по изучению языка и культуры самаритян. Несколько самаритянских семей проживает в другом холонском квартале-Кирьят-Шарет. Примерно треть всех современных самаритян продолжает жить в посёлке Кирьят-Луза, рядом с горой Гризим.

    На протяжении столетий серьёзной проблемой маленькой, фактически вымиравшей самаритянской общины были близкородственные браки. Из-за этого в общине рождалось много детей с генетическими заболеваниями. Конечно, абсолютного запрета на браки с иноплеменниками и особенно иноплеменницами не было. Тем более что национальность у самаритян, в отличие от евреев, определяется не по матери, а по отцу.

    Лет десять назад немало самаритянских мужчин начали открывать для себя невест в странах СНГ. Одинокие самаритянские парни просто обращались в брачные агентства крупных городов

    Лет десять назад немало самаритянских мужчин начали открывать для себя невест в странах СНГ. Одинокие самаритянские парни просто обращались в брачные агентства крупных городов, в основном в России и на Украине, с просьбой подыскать им подходящую невесту. Никаких особых требований самаритяне не выдвигали, но одно было обязательным - претендентки должны согласиться пройти соответствующий гиюр и стать самаритянками.

    Самаритянские старейшины считают, что свежая славянская кровь омолодит общину и сделает её более стойкой. Интересно, что первой русской, ставшей самаритянкой, была сибирячка, которая почти век назад, оказавшись на Земле обетованной, вышла замуж за самаритянина и приняла имя Марьям Цадки. Согласно самаритянским законам своё происхождение, но отнюдь не вероисповедание, можно декларировать публично, определив себя "двойной национальностью". Поэтому здесь есть самаритяне-евреи, самаритяне-арабы, а теперь появляется всё больше самаритян-русских, самаритян-азербайджанцев, самаритян-украинцев. Причём славяне пока превалируют.

    Нажмите на фотографию для увеличения: