Французский военный порт в африке 5 букв. Войны франции в африке

Французский линкор "Дюнкерк"

"У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг — защищать эти интересы."

Посмотрим с разных сторон на происходящее...

А именно на захват либо уничтожение французских кораблей и их колоний по всему миру англичанами, и начало англо-французской войны 1940-1942 годов...
Итак версия Черчилля:
Французский флот был дислоцирован следующим образом: два линкора, четыре легких крейсера, несколько подводных лодок, в том числе одна очень большая «Сюркуф»; восемь эсминцев и около двухсот мелких, но представлявших значительную ценность минных тральщиков и охотников за подводными лодками находились по большей части в Портсмуте и Плимуте. Они были в нашей власти. В Александрии находились: французский линкор, четыре французских крейсера (три из них - современные крейсера, вооруженные 8-дюймовыми орудиями) и ряд более мелких кораблей. Сильная английская эскадра стерегла эти корабли. На другом конце Средиземного моря, в Оране и в соседнем с ним военном порту Мерс-эль-Кебире, стояли два лучших корабля французского флота - «Дюнкерк» и «Страсбург», современные линейные крейсера, значительно превосходившие «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и построенные специально с целью превзойти эти последние. Переход этих кораблей в руки немцев и появление их на наших торговых путях были бы крайне неприятным событием. Вместе с ними стояли два французских линкора, несколько легких крейсеров, ряд эсминцев, подводных лодок и других кораблей. В Алжире было семь крейсеров, из которых четыре были вооружены 8-дюймовыми орудиями, а на Мартинике - авианосец и два легких крейсера.
В Касабланке находился «Жан Бар», только что прибывший из Сен-Назера, но не имевший своих орудий. Это был один из основных кораблей, учитывавшихся при подсчете военно-морских сил всего мира. Строительство его еще не было закончено и не могло быть закончено в Касабланке. Ему нельзя было дать уйти в какое-либо другое место. «Ришелье», строительство которого было гораздо ближе к завершению, пришел в Дакар. Он мог идти своим ходом, и его 15-дюймовые орудия могли вести огонь. Много других французских кораблей, имевших меньшее значение, находилось в различных портах. И наконец, ряд военных кораблей в Тулоне находился за пределами нашей досягаемости.

Англия, которая, как полагали иностранцы, трепещет на грани капитуляции перед могущественной выступившей против нее державой. Англия нанесла жестокий удар по своим лучшим вчерашним друзьям и обеспечила себе временное бесспорное господство на море . Стало ясно, что Целью операции «Катапульта» был одновременный захват всего доступного нам французского флота, установление контроля над ним, вывод из строя или его уничтожение.
Ранним утром 3 июля все французские корабли в Портсмуте и Плимуте были взяты под английский контроль. Выступление было неожиданным и в силу необходимости внезапным. Были использованы превосходящие по численности силы, и вся операция показала, как легко немцы могли бы завладеть любыми французскими военными кораблями в портах, находившихся под их контролем. В Англии передача кораблей, за исключением «Сюркуфа», прошла в дружественной обстановке, и команды охотно сходили на берег. На «Сюркуфе» были ранены два английских офицера, убит старшина и ранен один матрос. В драке был убит один француз, однако были приложены успешные старания успокоить и подбодрить французских моряков. Сотни моряков добровольно присоединились к нам. « Сюркуф» после доблестной службы погиб 19 февраля 1942 года со всем своим храбрым французским экипажем.
Смертельный удар должен был быть нанесен в западной части Средиземного моря. Здесь в Гибралтаре вице-адмирал Сомервелл с «соединением Эйч», состоявшим из линейного крейсера «Худ», линкоров «Вэлиант» и «Резолюшн», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и одиннадцати эсминцев, получил приказ, посланный из адмиралтейства в 2 часа 25 минут утра 1 июля:
«Быть готовым к „Катапульте“ 3 июля».
Адмирал отплыл на рассвете и оказался вблизи Орана примерно в 9 часов 30 минут утра.
Переговоры продолжались весь день. В 6 часов 26 минут вечера было послано окончательное распоряжение:
«Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя, либо быть потопленными вами до наступления темноты».
Но операция уже началась. В 5 часов 54 минуты адмирал Сомервелл открыл огонь по этому мощному французскому флоту, который находился, кроме того, под защитой своих береговых батарей. В 6 часов вечера он сообщил, что ведет тяжелый бой. Обстрел продолжался около десяти минут, и за ним последовали ожесточенные налеты наших самолетов, действовавших с авианосца «Арк Ройал». Линкор «Бретань» был взорван. «Дюнкерк» сел на мель. Линкор «Прованс» выбросился на берег, «Страсбург» ускользнул и, хотя он подвергся атакам самолетов-торпедоносцев и был поврежден ими, все же достиг Тулона так же, как и крейсера из Алжира.
В Александрии после длительных переговоров с адмиралом Кэннингхэмом французский адмирал Годфруа согласился выгрузить горючее, снять важные части с орудийных механизмов и репатриировать часть своих экипажей. В Дакаре 8 июля авианосец «Гермес» атаковал линкор «Ришелье», который подвергся также атаке исключительно отважного моторного катера. В «Ришелье» попала воздушная торпеда, и он был серьезно поврежден. Французский авианосец и два легких крейсера во Французской Вест-Индии были разоружены после долгих переговоров и в соответствии с соглашением с Соединенными Штатами.
4 июля я подробно доложил палате общин о том, что мы сделали. Хотя линейный крейсер «Страсбург» ускользнул из Орана и у нас не было сообщений о том, что «Ришелье» действительно выведен из строя, в результате принятых нами мер немцы в своих планах уже не могли более рассчитывать на французский флот.
Устранение французского флота, как важного фактора, почти единым ударом, с помощью насильственных мер, произвело глубокое впечатление во всех странах. Это сделала Англия, которую многие сбросили со счетов, думая, что она беспомощна; Англия и ее военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится . Так оно и было.
1 июля правительство Петэна переехало в Виши и стало действовать как правительство неоккупированной Франции. Получив известие из Орана, оно отдало приказ об ответных мерах - воздушном налете на Гибралтар, и с французских баз в Африке на Гибралтарский порт было сброшено несколько бомб. 5 июля оно официально порвало отношения с Великобританией. 11 июля президент Лебрен уступил место маршалу Петэну, который стал главой государства по решению огромного большинства в 569 голосов против 80, при 17 воздержавшихся и многих отсутствующих."
Итак вы узнали о начале событий со слов Черчиля, а теперь посмотрим с другой стороны.
После вероломного нападения с 1940 по 1942 год Англия и неоккупированная немцами часть Франции находились в состоянии войны!
Знали ли вы о крупнейшем военно - морском сражении второй мировой войны? Думаю вряд ли. Об этих страницах истории стремятся помалкивать... Немного предистории.

После предательства Англией своих союзников и поспешного бегства из Дюнкерка... А ведь Черчилль стремился заставить Францию сражаться до последнего француза, хотя сам обещал лишь поддерживать деньгами... Правительство Франции видя ненадежность своего союзника отказалось идти на поводу у англичан.
10 июня правительство Рейно, покидая Париж, обратилось к президенту США Рузвельту с отчаянной просьбой о помощи. Соединенные Штаты могли предъявить Гитлеру ультиматум, требуя остановить наступление во Франции. Наконец, янки могли предложить свои посреднические услуги в деле заключения перемирия. Однако Рузвельт отказался...
22 июня 1940 г. в Компьене, в том же самом вагоне, где было подписано перемирие в 1918 г., французские представители подписали капитуляцию.
По условиям перемирия под контролем правительства Виши осталась южная часть Франции. Северная часть страны и всё атлантическое побережье были оккупированы германскими войсками. Весь французский флот остался в подчинении правительства Виши.
Итак, Германия не желала иметь побежденную Францию в качестве союзника, и потребовала от правительства Петена соблюдать строжайший нейтралитет...
Могли ли французские корабли и небольшие сухопутные части, разбросанные по колониям по всему свету - в Сирии, Алжире, Марокко, Сенегале, Экваториальной Африке и на Мадагаскаре - как-либо угрожать Англии? Разумеется, нет!
В июле 1940 года началось формирования правительства Виши в не оккупированной немцами Франции. И тут Великобритания нанесла удар по своему разгромленному союзнику ! Нападение на него - акт международного разбоя по всем международным законам.
До 3 июля 1940 г. солдаты и офицеры французских колониальных войск относились к своим недавним союзникам как собратьям по оружию, друзьям и помощникам, пусть не слишком успешным в борьбе с сильным противником. Кстати, последствием этого вероломного нападения произошедшего 3 июля 1940 года было то, что десятки тысяч французов захотели вступить в ряды добровольцев, чтобы воевать против СССР и Британии в составе немецкой армии!!!

Черчилль принимает решение захватить или уничтожить французский флот и оккупировать все французские колонии. Разумеется, он думал не о войне с Гитлером, а о послевоенном разделе мира. План нападения на французов получил название «Катапульта»...
Как результат произошла самая крупная морская битва Второй мировой войны. Хотя это мягко говоря не совсем точно. Скорее вероломное нападение и расстрел беззащитных жертв! Случилось это забытое событие 3 июля 1940 г. в Средиземном море у Мерс-Эль-Кебира вблизи порта Оран в современном Алжире, в те времена это была Французская Северная Африка. В бою с обеих сторон участвовали семь линкоров, десятки эсминцев и подводных лодок. Кроме того, это было единственное сражение, где кроме линкоров одновременно участвовали палубная и береговая авиация, а также береговая артиллерия.
Любой сильный флот является бельмом на глазу у Британии.
Только она может являться владычицей морей!

"Вокруг земного шара Британская вода.
Стоят у Гибралтара Английские суда.
Неисчислимы рейсы. Широкий путь открыт.
У берега твой крейсер На Индию глядит.
Ты в Африке оставила Следы от якорей.
Британия, Британия, Владычица морей..."

Кстати, вспомним ее политику в прошлом. Нужно помочь слабому против сильного, иначе он может возвыситься и потеснить Британию на пьедестале, а в нужный момент предать и его. А как обстояли дела в истории? Ах да, не так давно во времена Наполеоновских войн англичане сожгли флот французов - роялистов в Тулоне, узнав что приближается Бонапарт...
Что? Дания хочет быть нейтральной в войне? У нее неплохой флот... Дважды сожгли вместе с Копенгагеном в 1801 и 1807. Так лучше...
Во время интервенции в РСФСР 1918 года, что англичане не утопили, то себе забрали. Ни белым, ни красным, не нужен вам Черноморский флот! Зря что ли мы его заставили уничтожить гораздо раньше в Крымской войне и лишили возможности иметь на 15 лет.

Хроника событий:

3 июля к французской военно-морской базе Мерс-эль-Кебир подошла английская эскадра адмирала Соммервиля в составе линкоров: «Вэлиант»

Британский линкор: «Вэлиант»

«Резолюшн»,

авианосца «Арк Роял»,

легких крейсеров «Аретьюза», «Энтерпрайз» и одиннадцати эсминцев.
Здесь в Мерс-эль-Кебире были дислоцированны французские корабли адмирала Жансуля, состоявшие из линкоров: «Дюнкерк»

, «Страсбург»,

«Прованс»

и «Бретань»,

шести лидеров, гидроавианосца «Коммандан Тест»

и дюжины вспомогательных судов.
Морская авиация была представлена шестью самолетами «Луар-130» и тремя летающими лодками «Бизерта», а также четырьмя «Луар-130» на борту линкоров «Дюнкерк» и «Страсбур».
Противовоздушная оборона Орана и Мерс-эль-Кебира состояла из 42 истребителей «Моран-406» и «Хок-75» на аэродромах Ла-Сенья и Сен-Дени-Дю-Сиг.
Кроме того, у французов имелось около полусотни бомбардировщиков DB-7 и LeO-451, однако после того, как несколько машин было угнано своими экипажами в Гибралтар, местный авиационный начальник полковник Ружевэн приказал привести остальные бомбардировщики в небоеспособное состояние.
Были французские береговые батареи, оснащенные устаревшими орудиями: батарея Канастель - три 240-мм орудия; форт Сантон - три 194-мм орудия; батарея Гамбетта - четыре 120-мм орудия и батарея Эспаньоль - два 75-мм орудия.
Если бы Англия, объявила бы войну Франции хотя бы 1 июля 1940 г., то эскадру Соммервиля ждал бы неминуемый разгром. Но это была не война, а внезапное вероломное нападение. Французские моряки считали, что война для них закончена, а корабли, согласно условиям перемирия, начали разоружаться. Все линкоры были причалены кормой к волнолому, а носом - к берегу, что являлось обычным способом швартовки в мирное время. Таким образом, «Бретань» и «Прованс» могли вести огонь лишь половиной своей артиллерии главного калибра. «Дюнкерк» и «Страсбург» вообще не могли стрелять. Котлы кораблей были холодными. Воздушная разведка подступов к базе не велась. Да и вообще, летчики французских ВВС принципиально не желали воевать.
Адмирал Соммервиль предъявил французскому адмиралу Жансолю ультиматум передать все корабли под британский контроль или затопить их.
Сдача кораблей Англии серьезно подорвала бы позиции Франции на будущих мирных переговорах. Не надо смотреть на события 1940 г. сквозь призму победы 1945 г. Летом 1940 г. Гитлер, Петен, Муссолини и многие другие были уверены, что заключение мира (по крайней мере, в Западной Европе) - дело нескольких недель. Еще более важным было то, что немцы могли счесть передачу кораблей Англии нарушением условий капитуляции и оккупировать Южную Францию.
Во время переговоров британские самолеты-корректировщики низко кружили над французскими кораблями, передавая информацию на британские линкоры, а тем временем офицеры линкора «Страсбург» готовились к торжественной встрече английских коллег и проведению большого банкета.

Внезапно в 16 ч. 56 мин. англичане открыли огонь. Французы не могли прицельно отвечать. В результате на британских линкорах потери составили два человека ранеными, да и то это было следствием попаданий снарядов береговых пушек. Линкор «Прованс» получил несколько попаданий 381-мм снарядов, возник сильный пожар, и корабль лег на грунт на глубине около 10 метров. Тяжелые повреждение получил и «Дюнкерк», который тоже должен был вынужден сесть на мель. «Бретань» тоже получил попадания до того, как отвалил от причала. Линкор начал погружаться кормой.

Горящий линкор "Бретань"

Над ним поднялся густой столб дыма. В 17 ч. 07 мин. он уже был охвачен огнем с носа до кормы, а спустя 2 минуты внезапно опрокинулся и затонул, унося с собой жизни 977 моряков.

Гибель линкора «Бретань»

Несколько истребителей типа «Моран» MS.406 и «Кертисс Хок» 75 наконец-то поднялись в воздух, но по неясным причинам не вели огня по британским торпедоносцам.

(Фото французского эсминца "Могадор". Прорываясь из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.)

Линейный крейсер «Страсбург» с пятью эсминцами прорвался в открытое море и направился к главной базе ВМС на южном берегу Франции - Тулону. У мыса Канастель к ним присоединилось еще шесть эсминцев, вышедших из Орана.

Линейный крейсер «Страсбург»

В 17 ч. 10 мин. «Страсбург» и сопровождавшие его эсминцы буквально натолкнулись на английский авианосец «Арк Роял», шедший встречным курсом. Однако командир «Страсбурга» капитан 1 ранга Луи Коллине упустил редкий шанс несколькими залпами 330-мм орудий потопить беззащитный авианосец. Он приказал не открывать огня , а идти своим курсом. Командир же «Арк Рояла» не оценил галантности (или глупости) француза и поднял в воздух шесть «Суордфишей» из 818-й эскадрильи. В 17 ч. 45 мин. «Суордфиши» начали бомбить «Страсбург». Но ни одна из 227-кг бомб не попала в корабль, зато зенитным огнем было сбито два английский самолета.

Горящий линкор «Прованс»

В 19 час. 43 мин. еще шесть «Суордфишей» атаковали «Страсбург». На сей раз англичане применили торпеды. Из-за плотного зенитного огня «Суордфишам» пришлось сбросить торпеды более чем за километр от линейного крейсера, что позволило ему своевременно уклониться. Ближайшая торпеда прошла на дистанции 25 метров за кормой «Страсбурга».

Линейный крейсер «Страсбург» идет на прорыв:

4 июля в 20 ч. 10 мин. «Страсбург» в сопровождении эсминцев благополучно пошел в Тулон. Вскоре в Тулон пришли и шесть французских крейсеров из Алжира.
Во время этого перехода сторожевой корабль «Риго де Женуйи» 4 июля в 14 ч. 15 мин. был торпедирован английской подводной лодкой «Пандора» и затонул.
Французов постоянно подводили то чрезмерная галантность, то чрезмерное хвастовство. После атаки Мерс-Эль-Кебира прессе было заявлено, что «повреждения «Дюнкерка» незначительные и будут вскоре устранены». Англичане расстроились и решили добить «Дюнкерк».

6 июля 1940 г. торпедоносцы «Суодфиш» с авианосца «Арк Роял» трижды атаковали «Дюнкерк» и другие корабли. После налета французам пришлось рыть еще 150 могил.
Нападения же англичан на французские корабли продолжались.

7 июля английская эскадра в составе авианосца «Гермес», крейсеров «Дорсетшир» и «Австралия» и шлюпа «Милфорд» подошла к французскому порту Дакар. В ночь с 7 на 8 июля в порт проник выкрашенный в черный цвет диверсионный катер. Катер сбросил 6 глубинных бомб под кормой французского линкора «Ришелье», чтобы вывести из строя его рули и винты. Однако из-за малой глубины взрыватели не сработали. Через 3 часа линкор атаковали шесть «Соурдфишей» с авианосца «Гермес». Удача улыбнулась лишь одному «Соурдфишу» - его торпеда с магнитным взрывателем прошла под днищем линкора и взорвалась у гребных винтов правого борта. В корпусе возникла пробоина площадью около 40 кв. м, корабль принял 1500 т воды. В целом повреждения были незначительными, но из-за отсутствия должной ремонтной базы в Дакаре на приведение «Ришелье» в состояние готовности к выходу в море потребовался целый год.

Англичане не унимались и в сентябре 1940 г. вновь атаковали Дакар.

Английское соединение «М» вице-адмирала Каннингхэла состояло из линкоров «Бархем» и «Резолюшн», авианосца «Арк Роял», крейсеров «Девоншир», «Фиджи» и «Кумберленд», 10 эсминцев и нескольких малых кораблей.

Нападение на Дакар вылилось в грандиозное трехдневное сражение с участием линкоров, подводных лодок, базовой авианосной авиации, а также береговых орудий калибра 240 мм, 155 мм и 138 мм. Англичане потопили французские лодки «Персей» и «Аякс». Город был охвачен множеством пожаров. Потери гражданского населения 84 человека убитых и 197 раненых.
Однако главная цель англичан - линкор «Ришелье» - остался цел. Оба британских линкора и крейсер «Кумберленд» получили тяжелые повреждения.
Неудача в Дакаре не остановила англичан.

В 1941 году Великобритания под формальным предлогом оккупировала Сирию и Ливан, которыми Франция владела по мандату Лиги Наций.Затем во Французское Сомали. В 1942 году Великобритания под предлогом возможного использования немцами Мадагаскара в качестве базы для подводных лодок осуществила вооруженное вторжение на остров. В этом вторжении тоже принимают участие войска де Голля. На тот момент коллаборациониста, приговоренного к смертной казни французским правительством... Французы воюют вместе с англичанами против французов... Идеально! Не так ли? Сбылась заветная мечта англичан: таскать каштаны из огня чужими руками... Бои продолжались полгода и закончились капитуляцией сил Французского государства в ноябре 1942 года...

В ходе боевых действий было потоплено 15 французских подводных лодок, т. е. больше, чем советский ВМФ потопил германских подводных лодок за всю Великую Отечественную войну.

Осенью 1942 г. американцы напали на французские колонии Марокко и Алжир. 8 ноября новейший американский линкор «Массачусетс»,

Американский линкор «Массачусетс»

тяжелые крейсера «Тускалуза» и «Уичита» совместно с самолетами с авианосца «Рейнджер» атаковали стоявший в гавани Касабланки недостроенный французский линкор «Жан Бар»

На французском линкоре могла действовать лишь одна 380-мм башня, и она стреляла до тех пор, пока прямым попаданием 406-мм снаряда не вывело из строя ее подъемные механизмы...

27 ноября 1942 года под угрозой захвата нацистами остатков своего флота, французы затопили его в гавани Тулона.
Всего французы утопили более 70 кораблей, включая три линкора, 7 крейсеров, 30 эсминцев и миноносцев, 15 подводных лодок.

Остатки линкора "Дюнкерк" в Тулоне

Десятки, если не сотни тысяч мирных французских граждан погибли в ходе бомбардировок союзной авиацией французских городов в 1940-1944 гг. Точные цифры до сих пор не подсчитаны. Но можно с уверенностью сказать, что во Второй мировой войне число французов, погибших от рук немцев, соизмеримо с жертвами англо-американцев!

P.S. Как же меня забавляют комментарии в сообществах от малообразованных антисоветчиков, либерастов и школьников. Регулярно пытающихся сказать какую - либо гадость или сослаться на величайшего знатока Википедию.)

Koт-д’Ивуар располагает двумя крупными глубоководными морскими портами: Абиджан (основной) и Сан-Педро. Порты занимают важное место в существующей инфраструктуре РКИ и полностью удовлетворяют потребности страны во внешнеторговом обмене с другими государствами.

Морской порт Абиджан является крупнейшим в Западной Африке . Он обеспечивает 50% от всего обмена морских перевозок в этом регионе африканского континента (Дакар – 25%, Ломе – 20%, Котону – 5%). Порт построен в 1950 г. на западном побережье полуострова Гран-Басам и примыкающей к нему акватории лагуны Эбрие, соединенной с водами Гвинейского залива морским каналом Вриди, длиной 2,7 км. и шириной 370 м., строительство которого было завершено в 1950 г.

Порт Абиджан является госпредприятием с капиталом 20 млрд.фр.КФА и штатом более 11 тыс.чел.; имеются представительства порта в Мали, Буркина Фасо, Франции, Бельгии и ЮАР. Портом управляет административный совет из 6 чел., возглавляемый гендиректором А.Абуадже (назначен в сент. 1998 г.). Наиболее крупной ивуарской госорганизацией, занимающейся вопросами морского судоходства, является «Сосьетэ ивуарьен де транспор маритим» обеспечивает 40% всего внешнеторгового морского грузооборота Кот-д’Ивуара. Кроме того, морские торговые перевозки осуществляет частная ивуарская компания «Сосьетэ ивуарьен де навигасьон маритим».

Руководству порта удается поддерживать его конкурентоспособность на достаточно высоком уровне и обеспечивать поступательное увеличение ежегодного объема грузооборота, что позволило занять ведущее положение по уровню грузоперевозок среди портов Зап. Африки. С 14 млн.т. в 1997 г. общий грузооборот порта повысился в 1998 г. до 15,2 млн.т. (+8,2%). Общий объем грузооборота со странами африканского континента составил в 1997 г. 5,5 млн.т., с Америкой – 1,7 млн.т., с ЮВА – 1,1 млн.т. и Европой – 5,3 млн.т. При этом наиболее крупными торговыми партнерами для ивуарцев в 1997 г. были: Нигерия (3,3 млн.т. грузов), Франция (1,6 млн.т.), Испания (726 тыс.т.), США (656 тыс.т.) и Голландия (623 тыс.т.).

Основными экспортными грузами, отправляемыми РКИ через порт Абиджан, в 1998 г. являлись: хлопок (380 тыс.т.), кофе (202 тыс.т.), какао (715 тыс.т.), лес (344 тыс.т.), бананы (217 тыс.т.), ананасы (166 тыс.т.), пальмовое масло (50,6 тыс.т.) и каучук (61 тыс.т.). Импортируются через порт сырая нефть (4,2 млн.т.), удобрения, рис (605 тыс.т.) и продтовары.

Через порт Абиджан поступают также транзитные грузы (1998 г. – 1 млн.т.) в отдаленные от побережья страны Африки – Буркина-Фасо (47,6%), Мали (29,9%), Нигер (12,6%) и другие западноафриканские государства. В 1998 г. обьем импортно-экспортных операций порта в направлении этих стран увеличился на 30,7%. Преобладающую часть в транзитных грузах составляют импортируемые товары (70%), из которых доминируют рис, удобрения, химпродукты, промоборудование.

Наряду с внешнеторговыми потоками порт обеспечивает национальные суда, перевозящие грузы по лагунным маршрутам вглубь РКИ (до 400 тыс.т. в год). В 1998 г. в порт зашло 7,2 тыс. судов (в 1997 г. – 6,7 тыс.). Одновременно он может принять 60 судов различного класса. Порт разделен на зоны: торговую, рыболовную, военную, нефтяную и лесопогрузочную.

Торговая зона порта наиболее обширна:площадь водной поверхности свыше 1000 га при максимальных глубинах 15-20 м. Зона разделена на 3 сектора и 34 причала. Общая длина причальной лини торговой зоны – около 3,5 км. (общая длина причалов порта – 6 км.). На ее сухопутной части расположено 20 складов (по 6 тыс.кв.м. каждый) различного назначения, склады ГСМ, мастерские мелкого ремонта, здания административных, таможенных, лоцманских и других портовых служб.

В торговом секторе порта функционирует контейнерный терминал. Он оснащен 5 причалами длиной 960 м., 2 контейнерными кранами грузоподъемностью 40 т. каждый и рельсовыми путями. Терминал имеет автоматизированную информационную систему учета и обработки контейнеров с выходом на международные линии связи, позволяющую осуществлять обмен данными со многими портами мира. Торговая зона включает также две автомобильные стоянки: для разгрузки подержанных автомобилей (1,6 га) и для парковки грузовиков-контейнеровозов (4,6 га). Количество импортируемых автомобилей в 1998 г. составило 34,2 тыс.шт.

Рыбная зона порта занимает 28 тыс.кв.м. и имеет причал длиной 1 тыс.м. (210 м. с глубиной у пирса 5 м., 615 м. – 7 м. и 225 м. – до 11,5 м.), оборудованный техническими средствами для приема и первичной сортировки рыбы, морозильниками и хранилищами.

В северной зоне порта расположена лесопогрузочная гавань (45 тыс.кв.м.) и судоремонтный завод «Карена», имеющий 3 дока (600 т., 2,4 тыс.т. и 10 тыс.т.).

Территория нефтяной зоны порта примыкает к восточному берегу канала Вриди, который на этом участке оснащен 3 причалами для приема нефтяных танкеров, а также заправочными терминалами. Зона располагает оборудованием для перекачки нефтепродуктов, емкостями и железнодорожными цистернами для их хранения и перевозки по рельсовым путям на НПЗ в портовой части Абиджана.

Военная зона порта находится в южной оконечности залива Банко. В ней расположен пункт базирования ВМС Локоджоро, оборудованный причалами и стоянками для малотоннажных патрульных катеров.

В связи с перегруженностью порта планируется увеличить его пропускную способность за счет строительства портовых сооружений в военной зоне (р-н Локоджоро). На эти цели правительством РКИ получен от МВФ кредит в 150 млн.долл. на 20 лет. Планируется строительство новых причалов, площадей для складирования контейнеров и импортных автомобилей, подведение ж/д путей к складам торговой зоны, расширение причалов контейнерного терминала, а также увеличению общих причальных глубин порта. Основные работы будет проводить английская компания TCI.

Порт Сан-Педро расположен в 350 км. западнее г.Абиджана в удобной бухте, защищенной от Гвинейского залива естественным молом. Порт введен в эксплуатацию в 1971 г.;строительство осуществляли французские, западногерманские и итальянские фирмы. Сооружение порта обошлось в 11,5 млрд.фр.КФА. Штат сотрудников порта -400 чел.

Порт занимает акваторию в 60 га, через которую проложен фарватер длиной 650 м., шириной 150 м., глубиной 12,5 м., соединяющий бухту с водами открытого океана.

В порту Сан-Педро имеется 5 основных и 5 элеваторных причалов протяженностью 585 м., многоцелевая пристань на 405 м., а также 4 небольших пристани длиной по 160 м. каждая, для вывоза древесины. Порт располагает, 5 якорными стоянками для большегрузных судов и несколькими постами для небольших судов, совершающих каботажные рейсы между Сан-Педро и Абиджаном. Глубина на якорных стоянках и у причальных стенок достигает 11-12 м. Сухопутная часть порта занимает 70 тыс.кв.м. На ней размещены склады ГСМ, крытые склады (13,8 тыс.кв.м.), ремонтные мастерские, здания административных, таможенных и других портовых служб.

Через порт Сан-Педро РКИ направляет на экспорт лес, кофе, какао, пальмовое масло, хлопок и каучук. Ежегодный оборот порта составил в 1998 г. 1 млн.т., что на 4% выше показателей предыдущего года. Преобладает объем экспортных операций – 77% от общего объема перевозок. Увеличение грузооборота в 1998 г. произошло в основном за счет импорта (+14%), в то время как экспорт через порт Сан-Педро по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 0,6%.

С 1995 г. в порту ведутся работы по его расширению. Благодаря финансовой поддержке Японии осуществляется строительство новой пристани длиной 800 м. и грузового причала, а также закончено в 1997 г. строительство дополнительного рыбного причала. Предусматривается до 2000 г. совершенствование подъездных путей и оснащение дополнительным оборудованием действующих сооружений. Запланированные мероприятия позволят увеличить объемы проходящих через порт грузов до 2 млн.т.

После ввода в эксплуатацию порта Сан-Педро небольшие мелководные порты Сасандра, Гран-Береби и Табу, расположенные в западной части ивуарского побережья, практически перестали функционировать и используются только местными рыбаками и торговцами.

Порты Абиджан и Сан-Педро оснащены системой навигационных светомаяков и радиотехническим оборудованием слежения за морской обстановкой в зоне территориальных вод. Оба порта пригодны для захода в них торговых судов всех классов. Порт Абиджан используется также экипажами боевых кораблей ВМС Франции, США и Великобритании. В 1997-98 г.г. в порт осуществили заходы 15 боевых кораблей западных стран. В 1998 г. в Абиджан зашло 60 судов под российским флагом, занимающихся как правило грузовыми перевозками. Довольно часто в порты Кот-д’Ивуара заходят иностранные суда с экипажами, полностью или частично состоящими из российских граждан.

Начиная с 1960 года до настоящего времени Франция осуществила более 40 только больших военных операций. Стоит отметить, что при декларируемых целях поддержки законно избранных демократических режимов и общего поддержания мира и стабильности в регионе Париж применял свои войска для разрешения политических кризисов весьма избирательно. Существенную роли в этом, конечно, играли экономические приоритеты. Однако и с точки зрения "большой стратегии" эта "избирательность" была достаточно оправданна. Политические платформы, а, тем более, специфические модели управления государством далеко не всех лидеров Françafrique устраивали французское правительство. При этом было проще, а также финансово и политически выгоднее не реагировать на их свержение, чем предпринимать какие-то военные усилия.

В январе 1963 года Франция не сделала ничего, когда в Того произошел первый в истории независимых африканских государств к югу от Сахары военный переворот и был убит президент Силванус Олимпио. Яростного националиста и противника французского влияния Олимпио свергла группа молодых тоголезских офицеров и сержантов, которые ранее служили во французской армии и воевали в Алжире и Индокитае.

Резкое ухудшение экономической ситуации в Конго (Браззавиль) стало причиной устроенных местными профсоюзами мощных акций протеста в августе 1963 года, приведших к отставке президента Фульбера Юлу. И в этот раз Франция осталась безучастной, хотя в феврале 1959 года французские войска стали решающей силой в прекращении кровавых столкновений в конголезской столице между сторонниками Юлу и его политического противника Опанго, что позволило затем аббату Юлу стать первым президентом Конго. На волне всеобщей забастовки в январе 1966 года военные свергли первого президента Верхней Вольты Мориса Ямеого. С 1963 по 1972 год в Дагомее (с 1975 года - Бенин) произошло четыре государственных переворота. Со стороны Парижа - никакой реакции.

Примеров активной военной политики Франции на африканском континенте в 1960-х годах, конечно, больше. Одной из первых операций французской армии по поддержке новых дружественных африканских режимов стала деятельность в Камеруне. Французы помогли местному правительству подавить восстание Союза народов Камеруна (народ бамилеке). С 1959 по 1964 год 300 французских офицеров и унтер-офицеров приняли участие в создании частей национальной армии Камеруна. Они также планировали боевые операции и принимали в них непосредственное участие.

С 1956 по 1963 год французы проводили контрповстанческие операции в Западной Сахаре, причем с 1960 года в интересах правительства уже независимой Мавритании. С момента получения независимости Чадом в 1960 году французские войска оставались решающим фактором стабильности местного правительства вне зависимости от его религиозной или идеологической платформы.

В 1960 году Франция сыграла ключевую роль в предотвращении попытки руководства Французского Судана (Мали) во время недолго существовавшей Федерации Мали (Сенегал и Французский Судан) взять под контроль правительственные структуры в сенегальском Дакаре. Париж не мог допустить доминирования в этом непрочном государственном образовании "суданцев" - сторонников будущего малийского лидера - видного теоретика африканского социализма Модибо Кейта. Французские офицеры, которые служили в сенегальской жандармерии, сорвали действия сторонников Кейта, разместив подразделения жандармов в стратегических пунктах Дакара. Необходимо отметить, что на правах союзника Кейта просил французское правительство о военной интервенции, но получил совершенно логичный отказ.

Особняком среди военных операций Франции на африканском континенте тех лет стоит вторжение в Тунис в июле 1961 года. Это был фактически межгосударственный конфликт. 19 июля тунисские армейские части блокировали стратегический порт Бизерта, который остался под контролем французов после провозглашения Тунисом независимости в 1956 году. В ответ на городском аэродроме высадились 800 французских парашютистов, которых встретили огнем пулеметов. Французские авиация и артиллерия (105-мм гаубицы) нанесли удары по тунисским блокпостам и артиллерийским позициям. Танки и бронемашины вторглись на территорию Туниса из Алжира и обстреляли город Мензель-Бургиба. На следующий день в порту высадились морские пехотинцы. С юга в городские кварталы Бизерты вошли танки и парашютные части. Нескоординированное, но отчаянное сопротивление армейских частей и плохо обученных ополченцев было подавлено в ходе тяжелых уличных боев. Город был взят 23 июля 1961 года. Цена победы - 24 убитых француза, более сотни раненых, тунисцы потеряли 630 убитыми и более 1,5 тысяч ранеными. Французские войска полностью оставили Бизерту лишь 15 октября 1963 года.

Первой же классической военной интервенцией Франции в постколониальной Африке стала операция в Габоне в феврале 1964 года. Впервые разработанная штабом президента де Голля концепция защиты экономических и политических интересов Франции на африканском континенте с помощью быстрого, но ограниченного применения силы была применена на практике. Операция в Габоне открыла целую эпоху в истории африканских войн современности под названием "Французские военные интервенции", которая продолжается до сих пор.

В течение ночи 17-го и раннего утра 18 февраля 1964 года группа габонских военных и жандармов захватила президентский дворец в Либревиле. Помимо президента Леона Мба, председателя Национальной ассамблеи Луи Бигманна, они арестовали двух французских офицеров (вскоре их отпустили). Переворот был бескровным, при этом мятежники обратились к Парижу с просьбой не вмешиваться в ситуацию. Армия осталась в казармах. Революционеры предложили пост президента лидеру оппозиции, бывшему министру иностранных дел Жан-Илеру Обаму, хотя тот не был участником заговора.

В этот раз реакция Парижа была незамедлительной. Очевидно, что на решение президента де Голля, которое было принято после совещания с Фоккаром, повлияло несколько факторов. Мба считался одним из самых верных союзников Франции в Африке, он многое сделал для поддержания дружелюбного отношения габонцев к европейцам. Габон был для Франции главным поставщиком урана, а также важным поставщиком магния и железа, кроме того, здесь велись крупные нефтераз- работки. Нельзя было исключать, что мятежники под руководством Обама выберут нового экономического партнера в лице США. Именно так рассуждали представители французского бизнеса в Габоне. Во всяком случае, показательно, что сразу после путча в Либревиле прошли мощные выступления, в ходе которых обстреляли из автоматического оружия и забросали гранатами американское посольство. Примечательно, что французские войска этому не помешали.

Наконец, президент Франции явно начал осознавать, что процесс дезинтеграции фран- кофонской Африки может стать необратимым. Поэтому пора было отказаться от политики невмешательства и провести показательную военную операцию с минимальным риском (мятежников немного - чуть более 150, население безучастно), но с высоким политическим эффектом. Франция продемонстрирует всему миру и, прежде всего, Африке, что она способна и готова действовать решительно.

Вскоре французские войска в Дакаре и Браззавиле получили из Парижа приказ, который гласил, что они должны освободить президента Мба, вернуть его к руководству страны и использовать при этом, если необходимо, силу. Командование операцией было поручено генералу Кергарава (Браззавиль). 18 февраля в 10.50 утра по западноафриканскому времени отряд из 50 французских парашютистов высадился в международном аэропорту Либревиля. Мятежники закрыли аэропорт, но почему-то не заблокировали взлетно-посадочную полосу. Высадка передовой группы прошла без потерь, несмотря на штормовую погоду. Вскоре военно-транспортными самолетами ВВС Франции из Сенегала и Конго было переброшено до 600 французских солдат.

Взяв без сопротивления столицу, французы столкнулись с серьезным сопротивлением в районе главного оплота мятежников - военной базы Барака, расположенной в Ламбарене (к юго- востоку от столицы). На рассвете 19 февраля французские самолеты атаковали позиции мятежников на бреющем полете, штурмовые наземные группы активно применяли тяжелые пулеметы и минометы. Через 2,5 часа мятежники капитулировали, у них кончились боеприпасы, их командир второй лейтенант Ндо Эду был убит. Вскоре французы освободили президента Мба, которого держали в деревушке рядом с госпиталем Альберта Швейцера. В Либревиле к концу 19 февраля французские войска заняли все правительственные здания, включая президентский дворец. Радио Либревиля объявило о сдаче повстанческих сил. К утру 20 февраля операция французской армии в Габоне была завершена, о чем генерал Кергарава доложил послу Франции в Габоне Полю Куссерэну. На следующий день президент Мба вернулся в столицу и приступил к своим обязанностям.

Потери французских парашютистов, по официальным данным, - один боец убит (по неофициальным, два) и четверо раненых. Потери габонских мятежников - 18 убитых (по неофициальным данным 25) и более 40 раненых. В плен попало до 150 повстанцев.

"Тулон будет нашим первым военным оплотом на Средиземном море", – сказал кардинал Ришелье в 1639 году. И как в воду глядел. В XXI веке военный порт Тулона - главная военно-морская база Франции: здесь базируются авианосцы и атомные подводные лодки, располагаются огромные здания командования ВМС.


В Тулон заходили еще военные галеры Римской империи – тогда порт носил имя Тело Мартиус (Тело – лигурийская богиня источников, Мартиус – бог войны у римлян). В Средневековье у него появилось новое имя – сначала Толон, потом - Тулон. Первые укрепления вокруг маленького, но оживленного рыбного городка возникли только в XIII столетии. В 1543 году на Тулон обрушились войска Карла V и турецкий флот Барбаросса. Через 52 года жители города на собственные деньги возвели вокруг Тулона высокие стены.


Годом рождения военного порта Тулон неофициально считается именно 1595-й. Официальная же дата - 30 июня 1599 года. В этот день Парламент Прованса с согласия короля Франции Генриха IV передал часть Тулонских земель "под постройку и изготовление коммерческих и военных судов". Первые французские галеры встали на рейд в порту Тулона в 1610 году.

Неоценимый вклад в развитие военного порта Тулон внес Великий магистр и генеральный суперинтендант Навигации кардинал Ришелье. До него расходы на содержание и военное оснащение судов лежали на плечах капитанов. 29 марта 1631 года Ришелье принял историческое решение – передать права собственности и расходы на содержание военных судов государству. За исполнением приказов суперинтенданта Навигации Ришелье следили восемь генерал-лейтенантов, они же контролировали прибрежные районы. Каждому генерал-лейтенанту помогали по меньшей мере два комиссара, наблюдавших за морской службой и портами - такими как Брест, Бруаж, Гавр и Тулон.

В июле 1636 года 59 военных судов Тулона отвоевали у испанцев Леринские острова, находящиеся в 800 метрах от Канн. Через три года кардинал Ришелье заявил: "Тулон будет нашим первым военным оплотом на Средиземном море". Старая гавань Тулона была слишком узкой, поэтому в 1650 году под руководством морского интенданта Луи Ле Ру д"Енфревиля начались работы по ее расширению. Через десять лет король Франции Людовик XIV во время визита в Тулон дал д"Енфревилю согласие на строительство новых военных судов для Тулонского флота. Чертежи некоторых из них - например, адмиралтейского судна "Монарх" - сделал придворный художник Людовика XIV Пьер Пюже. Пюже украсил палубу "Монарха" огромным количеством скульптур. Половину из них даже не успели позолотить - так торопились спустить "Монарха" на воду.

Отец гардемаринов

Жан-Батист Кольбер родился в Реймсе в семье мелкого фабриканта в 1619 году и проделал головокружительную карьеру от нотариуса до интенданта дома Мазарини и затем - финансового морского интенданта короля Франции Людовика XIV. В 1669 году Кольбер стал государственным секретарем и до конца жизни отвечал на этом посту за финансы, искусство, общественные работы и морское дело. Личность Кольбера противоречива. Этот жестокий человек не щадил на работе ни себя, ни других, но для военно-морского флота Франции он сделал очень многое.

Кстати, выражение "сослать на галеры" появилось при Кольбере. Он ввел морскую повинность: гребцами на галерах становились преступники.

Жан-Батист Кольбер увеличил численность морских судов с 18 в 1661 году до 276 в 1683, содействовал расширению Тулонского и Брестского портов, портов Рошфор и Дункерк, выкупленного у англичан. Кольбер самолично подбирал портовых работников, организовал кассу для инвалидов военного флота, которая обеспечивала небольшую ренту раненым или семьям погибших на море. В 1670 году Кольбер создал первую школу морских офицеров - гардемаринов (позднее этот термин переняли многие страны мира, в том числе петровская Россия). Своим рождением Кольберу обязана и морская таможня – несмотря на то, что официальный статус она получила несколькими десятилетиями позднее.

При Кольбере во Франции появилась первая береговая охрана. Она совершала регулярные рейды вдоль берегов государства, следила за несанкционированной выгрузкой товаров, подавала сигналы тревоги при появлении вражеских судов в береговой зоне.

Жан-Батист Кольбер разделил морских офицеров на "офицеров шпаги" (тех, кто сражался на море) и "офицеров пера" (административных работников, служивших в портах и колониях). В 1681 году под редакцией Кольбера вышло первое официальное Постановление для Флота. В нем регламентированы выходы судов в море, утверждена военно-морская иерархия и обозначена ответственность флотских чинов.

Великий государственный деятель умер в 1683 году в Париже, а в 1689 году Франция утвердила Кодекс Морской Армии авторства Кольбера, содержащий положения о службе офицеров военного флота.


В 1668 году мастерские порта Тулона обеспечивали оружием 4 линкора в год. Потом финансирование морского флота ухудшилось, и работы по строительству Тулонского порта были прекращены. У Франции появилась новая цель - испанский престол (1702-1713 гг.). Война за него и последовавшая за ней в 1720 году чума уничтожили половину французов.

Едва придя в себя после катастроф, Франция развязала новую войну теперь уже за австрийское наследство (1740-1748 гг). Строительство военного порта возобновилось. Именно тогда в порту построили сооружения, которые сегодня являются визитной карточкой Тулона.

Это Монументальные Ворота 1738 года постройки - сегодняшний вход в музей Флота, и 24-метровая Башня Часов 1776 года постройки с колоколом наверху. Более ста лет после постройки колокол возвещал рабочим начало и окончание трудовой вахты и сообщал о пожаре. В 1918 году колокол заменила сирена, а на башне установили деревянный колокол-муляж.

Башня Часов


Рабочих рук для строительства порта по-прежнему не хватало. В 1748 году король Франции Людовик XV кардинально решил эту проблему, реорганизовав военно-морской флот Франции целиком. Король упразднил повинность на галерах в Марселе и перебросил все военно-морские силы в Тулон. За строительство порта бесплатно взялись 2000 каторжников.

В 1778 году в Тулоне появился первый на Средиземном море сухой док. Военно-морской порт стал крупнейшим предприятием в городе: в 1783 году он насчитывал 4000 рабочих.

Революция превратила город в поле сражений. В 1793 году в Тулоне обосновалась группа роялистов (сторонников монархии), которые решили создать отдельную республику Южной Франции и обратились за помощью к англичанам. В августе 1793 года адмирал Сэмюэль Худ привел в район Тулона англо-испано-сардинскую эскадру и захватил порт после ожесточенных боев. Но под натиском революционных войск и, в частности, Наполеона Бонапарта британцы бежали из Тулона.

18 мая 1804 года Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции. Программу по восстановлению Тулона он начал несколькими годами ранее в должности первого консула. Работами руководил первый морской префект контр-адмирал Венс. Восстановление порта и строительство новых кораблей шло круглые сутки - ночью люди работали при свете факелов. В 1814 году на рейде в Тулоне стояли 80 военных кораблей.

На дальнейшую судьбу Тулона повлияли два фактора. Первый – колониальные войны. В 1830 году французы завоевали Алжир, и Тулон стал военным портом новой колониальной Франции. Именно здесь снаряжались и направлялись в Северную Африку захватнические корабли. Второй фактор - переход от парусных кораблей к паровым. Первые паровые корабли Франции спроектировал инженер Дюпюи де Лом.

Пионер парового флота

По словам ученого-ядерщика нашего времени, эксперта по вооружениям Фрэнка Барнаби, Дюпюи де Лом по смелости замыслов и исполнительскому мастерству занимал первое место среди военных кораблестроителей своего времени.


Дюпюи де Лом


Родился Дюпюи де Лом в 1815 году. Окончив корпус корабельных инженеров Французского политехнического Института, он устроился инженером в порту Тулона. В 1841 году де Лом спустил на воду первый в мире паровой линкор - 90-пушечный "Наполеон". В дальнейшем под руководством де Лома некоторые парусные корабли были модернизированы в паровые. Корабль разрезался на две части, и в него вставлялась середина с двигателем.

Благодаря первым паровым кораблям де Лома во время Крымской войны 1854 года французская эскадра во главе с "Наполеоном" победила течение Дарданелл и вошла в Черное море. На тот момент на службе у военно-морского флота Франции состояли 108 паровых кораблей, в том числе с винтовым двигателем.

В 1858 году де Лом создал первый в мире мореходный броненосец "Глуар" с деревянным корпусом, обшитым железом. Следующие три броненосца были построены по такому же принципу: литейные заводы Франции не могли обеспечить поставку железного проката в том количестве, которое было необходимо для строительства металлических кораблей.

Оставив службу на флоте, де Лом стал во главе кораблестроительных предприятий Messageries Maritimes ("Морские перевозки") и FCM (Les Forges et Chantiers de la Mediterranee – "Кузница и стройка Средиземного моря"). Для первого он строил скоростные теплоходы, для второго - мощные военные корабли.

Этот человек известен и другими заслугами. Так, он разработал подробный проект пересечения Ламанша от Кале до Дувра судами "порт-поезд" - прообразами наших самоходных паромов. А в конце своей жизни де Лом проектировал подводные суда. Предчувствуя свою близкую кончину, он отдал эти наработки своему сотруднику Гюставу Зеде, который на их основе в 1888 году построил первую французскую субмарину "Жимнот". Де Лом умер в Париже 1 февраля 1885 года.


Военно-морской порт Тулона вошел в эру индустриализации. Ему требовались новые площади и квалифицированный персонал. В 1850 году в порту работали уже 5000 человек. Порт вырос за счет близлежащих территорий - деревни Мурийон на востоке Тулона, полуострова Мило и Бригайон, гавани Кастинё, которые по сей день являются его терминалами.


Монументальные Ворота

Тулон в XX веке

Начало XX века омрачилось технологическими инцидентами в порту Тулона. Портовые погреба и хранилища, в которых держали порох, были построены еще в XVII веке при Людовике XIV и не предназначались для хранения взрывоопасных веществ. В ночь на 5 марта 1899 года на складе в районе Лягурбан, где содержались 100 тонн "черного пороха" и 80 тонн бездымного "пороха B", произошел первый страшный взрыв, разрушивший все в радиусе 3 километров, в том числе – одноименную деревеньку. В катастрофе погибли 55 человек.

В 1907 году в порту Тулона взорвался недавно отремонтированный броненосец "Йена" - погибли 117 человек. Взрывы на складах продолжались... 11 лет.

4 сентября 1911 года президент Французской республики Арман Файер начал ревизию и модернизацию флота. Применение новых технологий – например, торпед и радиотелеграфа – сделало французский флот одним из самых мощных в мире.

Таковым он оставался вплоть до войны с фашистской Германией. Точнее, до трагического дня 27 ноября 1942. В этот день 2 немецких подразделения заняли важнейшие объекты в Тулоне: телефонный центр, оружейные склады, воздушно-морскую базу Сан-Мандрие, базу подводных лодок. В боях за порт стало понятно, что удержаться в нем французы не смогут. В штабе флота Тулона раздался телефонный звонок из адмиралтейства режима Виши (так во Франции назывался режим правления Филиппа Петена во время немецкой оккупации с 1940 по 1944 годы). Во время разговора немцы повредили телефонную линию. Через несколько минут по радио из адмиралтейства поступил приказ – потопить все корабли в порту! Без письменного подтверждения приказа некоторые адмиралы отказались его исполнить.


Пока французское командование решало, уничтожать или нет свой флот, немцы взяли его приступом. Первым был захвачен флагман - броненосец "Страсбург", потом - броненосец "Прованс". В 6 часов 27 ноября французы решились привести приказ о затоплении судов в исполнение. Первым - с немцами на борту – пошел ко дну "Прованс". Потом детонаторы сработали на других кораблях. Некоторые из них - крейсеры "Марсельеза", "Дюплекс" и "Алжир" - горели несколько дней. 18 июня 1940 года в Бордо командующий французским флотом адмирал Дарлан и другие высшие морские офицеры приняли решение: флот врагу не сдавать! Всего в Тулоне были затоплены 77 лучших французских кораблей: 3 линкора ("Страсбург", "Прованс", "Дюнкерк"), 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, гидроавианосец "Коммандант Тест", 18 сторожевых кораблей и другие суда.


На момент освобождения Тулона Первой африканской армией в 1944 от военного порта оставались одни руины. И, хотя уже через восемь месяцев заработали 6 сухих доков и главные мастерские, а в 1946 в реконструированном здании Канатного производства начала работу Школа Интендантского управления ВМС, восстановление Тулонского порта заняло многие годы. Правда, теперь его отстраивали в сторону западного побережья. На набережной Сталинград в 1954 году появилась новая морская Префектура. Порт был готов принять подводные лодки и Учебный Центр Флота. В 1956 году признание независимости Туниса, войны в Алжире и неудачная Суэцкая экспедиция поставили точку в колониальных завоеваниях Франции. Французские суда из портов бывших колониальных республик перебазировались в порт Тулона. Это означало восстановление исторической справедливости – Тулон снова стал главным военно-морским оплотом Франции на Средиземном море.

В Тулоне открылись школы офицеров и матросов (артиллеристов, подводников, связистов, саперов), учебно-тренировочный центр Службы Здоровья, научно-исследовательский центр специальных аппаратов и Группа подводных исследований. Развитие военно-морского порта шло в ногу с техническим прогрессом XX века: в 1965 году здесь появился фрегат "Суфрен" с ракетами класса "земля-воздух" "Мазурка" и противолодочным комплексом "Малафон".

В 1975 году в Тулоне обосновались авианосцы "Фош" и "Клемансо", в 1982 году - первые атомные подводные лодки. С 1991 года к Школе интендантского управления ВМС присоединилась Школа администрации флота, до того находившаяся в Шербурге. Они получили общее название Группы школ комиссариата.


Сегодня Тулон занимает территорию в 2,52 квадратных километра. Здесь базируются основные силы французского флота - Force d"action navale – 100 кораблей и судов (более 60% от общего водоизмещения ВМС) и 12000 кадров личного состава.

Локальные войны и миротворческие операции Франции в Африке после Второй Мировой войны

1960 год. Во Французской Африке началась новая эпоха…
В 1960 году одновременно 14 французских колоний в Африке и Мадагаскар стали независимыми. До принятия в октябре 1958 года французской конституции колонии эти стали частью Французского союза и сорганизованы были в две большие региональные территории – Французская Экваториальная Африка с островом Мадагаскар и Французская Западная Африка. Обе территории имели по верховному комиссару. По новой французской конституции членам Французского союза предложили получить статус членов Французского Сообщества с перспективой получения независимости. Все колонии Франции кроме Гвинеи (Конакри) согласились. Через два года конституция Франции была изменена и участники Французского Сообщества автоматически стали независимыми.
Но Французская Африка, видоизменившись, сохранилась. Президент Франции генерал Шарль де Голль вместе с африканскими лидерами бывших колоний создал Франсафрику (Françafrique). Она была особой системой официальных и неофициальных отношений между бывшими метрополией и колониями. В обмен на сохранение своего влияния и своих экономических интересов Франция брала обязательство поддерживать безопасность региона. Для этого с каждым новым независимым африканским государством подписывались договора о сотрудничестве. Главными идеологами и создателями Франсафрики стали поверенный президента в иностранных делах (впоследствии президент Кот д’Ивуара) Феликс Уфуэ-Буаньи и генеральный секретарь президента Франции по африканским и малагасийским делам Жак Фоккар.
Соглашения были двух видов. Один – всеобъемлющий, означавший, что Франция целиком отвечает за защиту данной страны. Такие соглашения подписали 10 бывших колоний. Второй вид соглашений был только о военно-технической помощи. В начале 1960-х годов соглашения с Францией подписали все 14 бывших колоний, за исключением Гвинеи (Конакри). Такие же соглашения затем были подписаны Францией и с бывшими бельгийскими колониями Бурунди, Руанда, Заир, и с бывшей португальской Гвинеей-Бисау.
Президент де Голль и его окружение держали курс на независимость Франции в международных отношениях и на защиту французских интересов, которые, прежде всего, сосредотачивались Африке. Франция из Африки уходить не собиралась. Поэтому была создана система безопасности Франсафрики, состоявшая из:
1) Местных туземных армий.
2) Французских военных баз, размещенных в стратегических пунктах Франсафрики.
3) Аэромобильных сил на территории Франции, готовых к немедленной передислокации в зону возможного военного конфликта в Африке.
Первым этажом такой системы безопасности Франсафрики стали туземные армии африканских стран, которые были натренированы, вооружены и обмундированы французами. Главные посты в них занимали французы. В случае необходимости французы обязывались прислать свои элитные экспедиционные части из Франции на помощь союзникам в Африке.

Туземные африканские армии

Армии новых стран были однотипны. В их основе были пехотные батальоны и небольшое число артиллерийских батарей и бронетанковых групп. Авиация насчитывала, как правило, нескольких самолётов-разведчиков, Военно-морские силы – несколько патрульных катеров. Проблемой были кадры для туземных армий.
Ко времени получения независимости колониями в них было 60.000 французских войск в 90 гарнизонах. Рядовой состав был туземный, а практически все унтер-офицеры и, тем более, офицеры – французы. Ни французское правительство, ни Министерство армий поначалу не испытывали желания создавать африканские армии. Но после получения колониями независимости необходимость образования военного слоя местных офицеров-африканцев стала очевидной. В военных вузах Франции и Алжира до 1965 года смогли подготовить менее трёх сотен офицеров, а их требовалось гораздо больше. И тогда офицеров стали назначать из числа опытных солдат и унтер-офицеров, а это негативно отразилось на общем качестве командного состава.

Французские интервенционные войска

И во Франции, и в Африке осознавали, что французская армия – единственный опора стабильности на огромном пространстве Франсафрики. Французские войска были развернуты в двух эшелонах. Несколько тысяч солдат находилось на африканских стратегических базах, а основная часть располагалась во Франции, готовая к оперативной переброске в Франсафрику. В африканских гарнизонах были созданы большие склады вооружений, боеприпасов, оборудования.
Силы, располагающиеся во Франции, состояли из 2-го парашютного полка Иностранного легиона и 3-го и 8-го парашютных полков морской пехоты. Они не имели ни тяжелой артиллерии, ни танков. Лишь стрелковое оружие, минометы, ПТРК, а также лёгкая бронетехника. Они находились в прямом подчинении президента Франции. Он мог принимать решение об их использовании без консультаций с кем-либо. Но такие вопросы часто решал специальный совет. При этом решающее слово всегда было за главным советником президента по Африке Жаком Фоккаром, который и являлся создателем Франсафрики. Он создал уникальную разведсеть, имел неограниченные возможности для решения вопросов по Франсафрике, использовал подкуп и физическое устранение неугодных африканских президентов.
В 1960-х годах был сформирован «ближний круг друзей Франции » в Африке, куда французские войска при необходимости, могли быть направляемы в первую очередь. Это Берег Слоновой Кости, Камерун, Сенегал, Габон и, с некоторыми оговорками, Того.
Вторая группа стран – это Чад, Нигер, Центрально-Африканская Республика (ЦАР). Интересы Франции были здесь не слишком велики, но большое значение придавалось стратегическому расположению этих государств.
В минимально значимую зону интересов входили Дагомея (Бенин), Конго (со столицей Браззавиль), Конго (Заир), Верхняя Вольта (Буркина-Фасо), Гвинея, Мали и Мавритания. Режимы этих стран тяготели к СССР и Ливии, поэтому отношение Франции к ним оставались в течение многих лет прохладными. Но налаживание отношений с ними началось с приходом в президентскую власть во Франции социалиста Ф. Миттерана.

Всю Франсафрику Генштаб Франции разделил на две особые зоны –

  • Центральноафриканскую (Западная и Центральная Африка) и
  • Тихоокеанскую (Мадагаскар, Джибути, острова Индийского океана).

Центральноафриканская зона подразделялась на три заморские зоны (zones d’outre de mer). Таким образом, в Франсафрике была создана система безопасности, основным компонентом которой оставались войска Франции.
Боевого опыта в Африке французской армии было не занимать, но теперь ей пришлось действовать в новых условиях. Начиная с 1960 года Франция провела в Африке более 40 больших военных операций. Но при этом Франция применяла свои войска избирательно. Значительную роль в этом играли экономические интересы. Но и в смысле глобальной стратегии избирательность французов была осмысленна.
При д’Эстене были образованы две полнокровные дивизии – 11-я парашютная, численностью 13.500, и 9-я дивизия морской пехоты, численностью 8.000. В обеих дивизиях сформированы были специальные группы, которые отправлялись в 6-месячную командировку в Франсафрику. Все солдаты в них были опытными профессионалами или добровольцами.
Группа авиаподдержки – как правило 8-10 истребителей-бомбардировщиков Jaguar A, использовавшиеся и для поддержки наземных частей, и для разведки. Имелись военно-транспортные самолеты и авиазаправщики. Для переброски солдат из Франции имелись самолёты С-160, но их всегда не хватало. Поэтому французские ВВС зависели от помощи военно-транспортной авиации США и европейцев. И до сих пор зависят.
В середине 1981 года в интервенционные силы была включена 31-я бригада, получившая на вооружение тяжёлую артиллерию и танки. В её состав были определены не только 2-й полк Иностранного легиона и 21-й полк морской пехоты с батареей 155-мм орудий BF-55, но и эскадрон 501-го танкового полка с танками АМХ-30. Но такая структура бригады предполагала вовсе не ведение боевых действий против туземных африканских мятежников, а скорее против мотострелковых и танковых частей Советской армии.

В июне 1983 года министр обороны Шарль Эрню объявил о 4-летней (1984-1988) программе реформирования вооружённых сил Франции. Было созданы Силы быстрого реагирования (СБР), задуманные, в первую очередь, для ведения военных действий в Европе во взаимодействии с армиями членов НАТО. СБР по сути являлась смесью экспедиционных частей с единым командованием. Первопричиной их создания было стремление Франции принять большее участие в обороне Европы от угрозы со стороны СССР. Складывалось впечатление, что французы уходят из Африки. Однако реакция Парижа на конфликт в Чаде показала, что это совершенно не так.

Африканская политика Франции после де Голля

В апреле 1969 года президент Шарль де Голль ушёл в отставку. На новых выборах победил его премьер-министр Жорж Помпиду. Но африканская политика Франции осталась прежней. Севший в президентское кресло после внезапной смерти Помпиду в 1974 году Валери Жискар д’Эстен проявил решимость решать африканские проблемы военной силой. Он назвал Францию буфером на пути коммунистической экспансии в Африке.
Президент Жискар д’Эстен осуществил проведение двух наиболее знаменитых и успешных операций французской армии во времена «холодной войны» – в 1978 году против повстанческих отрядов «катангских жандармов» в конголезской (заирской) провинции Катанга (Шаба) и в 1979 году сверг императора Центрально-Африканской Республики Жана I (Бокассы).
В 1981 году президентом Франции стал социалист Франсуа Миттеран. Но ожидаемого политологами изменения африканской политики Франции не произошло. Период президентства Франсуа Миттерана (1981-1995) оказался насыщенным военными операциями в Африке. Миттеран три раза направлял войска в Руанду, по два раза в Чад и в Заир, а также один раз в Габон. Французские войска принимали участие в интервенции ООН в Сомали в 1992-1995 годах. Пьер Месмер, бывший министр армий, даже назвал как-то Миттерана «маньяком военной жестикуляции в Африке».
В 1995 году президентом Франции стал сторонник «жёсткого курса» Жак Ширак. Примечательно, что Ширак снова назначил своим советником по африканским делам Жака Фоккара! А когда 19 марта 1997 года Фоккар умер, многие предположили, что наступил конец эпохи Françafrique. Да и военно-политический ситуация в Африке к этому времени претерпела серьёзную трансформацию, поскольку закончилась «холодная война». Ведущие державы закончили противостояние в Африке, предоставив бывших вассалов самим решать свою судьбу. А это резко увеличило число и масштабность здешних вооружённых конфликтов. И Париж начал уставать от взваленной на себя роли «африканского пожарного». Искру, ставшую катализатором этой усталости, высекла гражданская война в Руанде в 1990-1994 годах. А участие в умиротворении в Руанде французской армии подверглось жесточайшей критике во всём мире.

Изменение политики Франции в Африке в середине 1990-х

Президент Миттеран оправдывался тем, что операция Turquoise в Руанде «спасла десятки тысяч жизней», и это было правдой. Но правда не спасла Францию от политического фиаско. Франция попала под шквал критики мировых СМИ, ООН, гуманитарных организаций, правительств. Французов обвиняли в вооружении армии Руанды и ополченцев племени хуту для последующей резни племени тутси. Обвиняли в затягивании начала интервенции. Обвиняли в том, что они не задержали ни одного виновного в военных преступлениях и в геноциде. В общем, смысл обвинений состоял в том, что Франция в гражданской войне поддерживала одного из противников и не пресекла геноцид тутси, хотя такое обвинение с большим основанием можно предъявить ООН, чьи войска в Руанде ничего не предприняли в самом начале, когда убийства ещё не стали массовыми.
В любом случае, добрая репутация Франции в Африке была серьёзно подорвана. И французские проблемы на этом не закончились.
Окончание «холодной войны», провалы в Руанде и Заире, скандал с поставками оружия в Анголу – всё это в середине 1990-х годов стало причиной крутого поворота в африканской политике Франции. С 1995 года, во время президентства Жака Ширака, во Франции началась разработка нового стратегического подхода к Франсафрике. Его фундаментальные принципы – не втягиваться в туземные разборки и межплеменную усобицу. И если уж участвовать в миротворческих операциях, то только совместно с ООН и Африканским союзом. Этот подход, как показали последующие интервенции, оказался тупиковым.
Для многих африканских режимов, существовавших лишь за счёт своей политической ориентации – просоветской или прозападной – окончание «холодной войны» означало смерть. Все без исключения завтрашние диктаторы и вожди госпереворотов в Африке заявляли о своей приверженности демократическому выбору. Но до воплощения этого выбора в жизнь дело так никогда и не доходило. Тогда Франция сообщила своим союзникам в Франсафрике, что в основе демократии лежат альтернативные выборы. Однако такое понимание до туземцев доходило очень медленно…
В мае 1996 года начались антиправительственные мятежи в Центрально-Африканской Республике. До этого Франция никогда не сталкивалась с таким массовым и тотальным насилием в своих бывших колониях. Выход из сложной ситуации, казалось, был очевиден – переговоры. Но встреча вождя мятежников сержанта Сирияка Суке и французского генерала Бернара Торетте закончилась ничем, поскольку мятежники требовали отставки президента Патассе.
И тогда французские войска приступили к боевым действиям. Но хотя военный успех французов в конце концов был очевиден, на дипломатическом фронте фиаско Парижа было полнейшим. Побывавший на месте глава миссии ООН сугубо штатский человек Тоби Ланзер пришёл в ужас от увиденного. Он сравнил дымящиеся руины Бирао с разрушенным в ходе новогоднего штурма Грозным. Правозащитники обвинили французских военных в попустительстве действиям центральноафриканских спецслужб, которые учинили вакханалию пыток, грабежей и убийств. Мятежники заявили в СМИ, что французские самолёты бомбили на севере страны мирные деревни. Париж на все обвинения мог лишь ответить, что им всё было сделано в пределах договора с ЦАР.
В середине 1990-х годов произошла резкая смена французских стратегических приоритетов в Африке, в результате чего Париж отказался от своей прежней политики «одинокого рейнджера». Стремление действовать в рамках международных коалиций привело Францию к необычной для неё военно-политической сдержанности. Многие туземные вожди восприняли это как слабость и признак ухода французов с Чёрного континента. Но главные причины бездействия французской армии крылись скорее в противоречиях в высшем руководстве страны. Президент Жак Ширак и премьер-министр (1997-2002) Лионель Жоспен категорически расходились во взглядах на военные операции. Премьер всегда блокировал решения президента о проведении африканских военных операций. Из-за этого, например, в 1999 году Франция не отреагировала на целую серию госпереворотов в Африке, в результате которых были свергнуты дружественные ей правительства.

Возврат к интервенционной политике в Африке

19 сентября 2002 года в Кот д’Ивуаре вспыхнул очередной военный мятеж. Сразу после его начала президент Франции приказал приступить к военной интервенции в эту страну. Быстрота принятия решения объяснялась тем, что у Жака Ширака были развязаны руки: премьер-министр Лионель Жоспен неосмотрительно выставил свою кандидатуру на президентских выборах 2002 года и проиграл их, после чего вообще покинул политику.
Стержнем предвыборной компании Николя Саркози (2007-2012) в 2007 году был заявлен «разрыв» с прежней политикой. Саркози утверждал, что постколониальная эра в Африке закончилась, и политика Франции теперь не определяется теневыми неформальными связями. Однако, столкнувшись с реальностью, Саркози быстро переменил свои взгляды. В 2008 году в Кейптауне он в своей речи обозначил реформу взаимоотношений с африканскими государствами. Франция, как и прежде, отвечала за контроль системы безопасности в Франсафрике, но при этом вознамерилась разделить военное бремя со странами Евросоюза. А на практике получилось так, что Николя Саркози полностью возвратился к прежней интервенционной африканского политике.
Один западный дипломат, долгое время работавший в Африке, как-то заметил, что Саркози хочет вернуть Франции статус «жандарма Африки», причём не только её франкофонской части. И для такого утверждения имеются определённые основания.
В частности, вмешательство Франции в гражданскую войну в Ливии на стороне повстанческих сил (операция Harmattan) началось сразу после принятия резолюции Совбеза ООН № 1973 от 19 марта 2011 года. Французская боевая авиация нанесла удары по позициям правительственных войск Ливии. На принятие такого поспешного решения, кроме всего прочего, явно повлияло и многолетнее франко-ливийское противостояние в Чаде, и прежние активные попытки Триполи вмешиваться в политическую ситуацию в других частях франкофонской Африки. Правда, с удручающими итогами своей победы в Ливии французам пришлось столкнуться всего лишь через год в Мали – в зоне своих прямых интересов.

Военные операции Франции в Африке

1956-1963. Западная Сахара. Поддержка войск Мавритании и Марокко против повстанцев.
1959-1964. Камерун. Помощь правительству в создании силовых структур и борьбе с повстанческими отрядами Союза народов Камеруна.
1961. Тунис. Операция Bouledogue - вторжение в Тунис по захвату стратегического порта Бизерта.
1964. Габон. Интервенция для подавления военного мятежа против президента Мба.
1968-1972. Чад. Операции «Limousin» и «Bison» против повстанцев в чадской провинции Тибести.
Операция «Verbena» по поддержке действий марокканских и заирских войск против повстанцев в провинции Шаба (Заир).
1977- 1978. Мавритания и Западная Сахара. Операция «Lamatin» ВВС Франции против отрядов фронта ПОЛИСАРИО.
. Операция 2-го полка Иностранного легиона по разгрому мятежников и спасению европейцев в заирском Кольвези.
1978-1980. Чад. Операция «Tacaud» против повстанцев движения ФРОЛИНАТ.
1979- 1981. Центрально-Африканская Республика. Операции «Caban» и «Barracuda» в ЦАР по свержению императора Жана I Бокассы и возвращению к власти президента Давида Дако.
1983-1984. Чад. Операция «Manta» по поддержке режима президента Хиссена Хабре.
1985. Чад. Рейд французских ВВС на ливийскую авиабазу Уади-Дум на севере Чада.
1986. Того. Высадка 150 французских парашютистов после попытки свержения президента Гнассингбе Эйадемы.
1986 - наши дни. Чад. Операция «Epervier». Военное присутствие французских миротворцев в Чаде.
1989. Коморские острова. Операция «Oside» по ликвидации последствий переворота, устроенного наемниками под командой полковника Боба Денара.
1990. Габон. Интервенция. 2 тысячи французских солдат эвакуировали 1,8 тысячи иностранных граждан и оказали помощь местным силовым структурам во время беспорядков в Либревилле и Порт-Жентиле.
1990-1993. Руанда. Операция «Noroit» . Поддержка войск президента Жювеналя Абьяримана в борьбе с повстанческим Руандийским патриотическим фронтом.
1991. Заир. Посылка 1000 французских солдат в Заир совместно с бельгийцами для поддержки диктатора Мобуту Сесе Секо во время массовых беспорядков.
1992-1994. Сомали. Операция «Oryx». Участие французской армии в гуманитарной операции США и ООН в Сомали.
1992-1999. Джибути. Операция «Iskoutir». Контроль французскими частями за соблюдением условий перемирия между правительством Джибути и повстанческим движением FRUD.
1993. Конго. Эвакуация французских граждан из Киншасы после начала военного мятежа, в ходе которого был убит французский посол в Заире Филипп Бернар.
1994. Руанда. Операция «Amaryllis». Эвакуация европейцев после убийства президента Абьяримана и начала геноцида тутси.
1994. Руанда. Операция «Turquoise» . Миссия по защите мирного населения.
1995. Коморские острова. Операция «Azalea» по предотвращению переворота наемниками Боба Денара и свержения президента Саида Мохаммеда Джохара.
1996-1997. ЦАР. Операции «Almandine» — I и — II. Подавление мятежей и беспорядков в столице ЦАР Банги.
1996-2007. Камерун. Операция «Aramis» . Поддержка вооруженных сил Камеруна по защите полуострова Бакасси от притязаний Нигерии.
1997. Конго. Операция «Pelican». Эвакуация 6,5 тысячи иностранцев из Браззавиля во время уличных беспорядков.
1997. Сьерра-Леоне. Операция «Espadon» по эвакуации граждан Франции из страны, где началась гражданская война.
1998. Конго. Операция «Malachite» по эвакуации иностранных граждан из Киншасы.
2002 - наши дни. Берег Слоновой Кости. Операция «Licorne» в Кот д’Ивуар. Французские войска разделили правительственные и повстанческие силы после восстания против президента Лорана Гбагбо.
2003. Конго. Операция «Artemis» в Итури (Демократическая республика Конго). Боевая помощь контингента ООН в регионе.
2004. Уничтожение ивуарийских ВВС в ответ на нападение на французскую базу в Буаке.
2008. Чад. Содействие чадским войскам в защите Нджамены во время штурма столицы повстанцами и эвакуация иностранцев.
2008. Поддержка армии Джибути во время пограничного конфликта между Джибути и Эритреей.
2008. Поддержка Франции (совместно с Ливией) военной операции вооруженных сил стран Африканского союза - Коморских Островов, Сенегала, Судана и Танзании против сепаратистов острова Анжуан.
2011. Помощь повстанцам в свержении проигравшего на выборах президента Гбагбо.
2011. Ливия. Операция «Harmattan». Участие армии Франции в военной интервенции.
2013. Мали. Операция «Serval». Военная интервенция. Вспомогательные операции в Нигере.
2013. ЦАР. Операция «Sangaris». Военная интервенция в Центрально-Африканскую республику с целью прекращения гражданской войны.