История вегетарианства. Карма и перерождение

Вегетарианство уже давно переступило черту в семь тысяч лет существования. Известен тот факт, что . Мясо вошло в человеческий рацион во времена ледникового периода. Именно тогда, по мнению антропологов, люди были вынуждены отойти от растительной диеты и начать употреблять мясо.

Эта привычка плотно укоренилась и сохранилась до наших дней – ввиду необходимости, из-за изменившихся условий жизни. Но, невзирая на это, история человечества предоставляет нам неоспоримые факты – во все времена существовали люди, . Путь массового потребления мяса, даже в наиболее развитых государствах, насчитывает не более сотни лет. Во многом столь масштабное мясоедение спровоцировано изобретением холодильника.

В древнейшем обществе изначально появилось собирательство, что, естественно, подразумевает . Лишь спустя некоторое время люди открыли для себя охоту и рыболовство. Так началось человеческое пристрастие к животной пище. Вероятно, что одними из первых вегетарианцев, не евших мясо по каким-то своим принципам, были египетские жрецы. Скорее всего, за отказом от пищи животного происхождения крылись религиозные или магические причины. Мощная земледельческая структура Египта легла в основу широкого распространения вегетарианства.

На территории Европы вегетарианство обрело широкую популярность первым делом в древней Греции. Греки считали растительную пищу более полезной, даже воины отдавали предпочтение отказу от мяса. Не даром, всем известная с детства каша называется геркулесовой, по имени известного древнегреческого силача.

Наиболее известным вегетарианцем-эллином является Пифагор. Этот выдающийся разносторонний ученый увлекался не только математикой, но также был посвящен в эзотерические знания египетскими жрецами (он обучался в столице Древнего Египта – Мемфисе 22 года). Пифагор знал все тайны человеческого организма, ему хорошо было известно, как надо обращаться с телом, чтобы сохранить молодость и здоровье. Эти знания Пифагор передавал своим ученикам в основанной им школе. Юные пифагорейцы занимались музыкой, танцами, гимнастикой, упражнениями в беге, метании дротиков. Словом, физические нагрузки были весьма существенными, а вот еда, по современным меркам, скудной. Обед их состоял из хлеба, меда и олив. Вечерняя трапеза была и того скромнее. Тем не менее, учитель и ученики выглядели настоящими атлетами. Пифагору было около 60 лет, когда молодая девушка, прекрасная Феано, покоренная духовной и физической красотой Учителя, призналась ему в своей любви. Она стала его женой и родила троих детей.

Но нигде вегетарианство не было так развито, как на Востоке. Это во многом связано с религиозными и философскими факторами. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот многочисленный народ. Индийская философская система – йога – предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В современной новой форме вегетарианство развилось, прежде всего, в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в 1847 году в Манчестере -”The vegeterian society”. Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения.

В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища употребляется меньше, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который привнес в эту идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908г. под покровительством Льва Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.

В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это, прежде всего, так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной пищи, исчисляется десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели), в одном Лондоне их около 30, и ресторанов в Англии более 60. Такие же учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д.

В 1950 году в США был основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.

В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Более того, доказано, что в Европе уже распространяется явление, называемое экспекторацией, состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии экспекторация уже почти совершилась, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно, в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия, а также фабричного и заводского производств. Таким образом, волею или неволею, человечество влечется в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Выходит, что вегетарианство, несмотря на возражение многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основания, как научные, так и культурно-исторические.

В экспериментах показано, что выносливость вегетарианцев при мышечной работе в 1, 5 раза больше, чем у людей, употреблявших мясо. При преимущественно растительном питании возрастает устойчивость к стрессам. В конце прошлого века профессор М. Бирхер-Беннер успешно лечил многие плохо поддававшиеся лечению болезни сырой пищей. В сравнительно недавних исследованиях Киевского НИИ гигиены питания установлено, что сырые овощи стимулируют обмен веществ особенно у пожилых людей. В 1988 г. Американская диетологическая ассоциация объявила свою позицию в отношении строгих форм вегетарианства (веганство): при условии дополнения рационов препаратами витаминов и минеральных веществ веганство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, инсулинонезависимого сахарного диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка вегетарианских рационов.

Ранее вегетарианский способ питания обосновывался либо с философской, либо с религиозной точек зрения. В наши дни сторонники вегетарианства преследуют такие цели: стремление к созданию и укреплению здоровья, увеличение продолжительности жизни, предотвращение самых разнообразных заболеваний (болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых расстройств, заболеваний обмена веществ). Определенную роль играют традиции в семье, а также экономические соображения.

Сейчас по всему миру насчитываются миллионы вегетарианцев. И эта идеология все более распространяется, никак не уменьшая своего влияния. Многие ученые занимаются проблемами питания человека, ведутся споры о том, насколько необходимо нашему организму мясо. Приверженцы растительной пищи считают, что она полностью заменяет животную, и к тому же улучшает состояние здоровья.

Т ермин «вегетарианство» появился лишь в XIX веке. Однако то, чему сейчас мы присваиваем это название, возникло намного раньше и имеет глубокую, древнюю историю. От пика популярности и забвения до возрождения.

Античное время

В Древней Греции вегетарианство зародилось во времена античности. Одним из первых известных европейских вегетарианцев принято считать Пифагора (570–470 гг. до н. э.). Всем хорошо известен вклад древнегреческого учёного в математику, но Пифагор также распространял учение о том, что на каждое живое существо следует смотреть как на родственную душу, что логично предусматривало отказ от употребления мяса. Во взглядах Пифагора прослеживались отголоски идей древнеегипетской цивилизации. В духовных традициях Древнего Египта, основой которых являлась вера в реинкарнацию, практиковалась вегетарианская идеология: воздержание от употребления плоти и ношения одежды из кожи и меха животных. Идеи Пифагора - это не только отказ от жестокого обращения с животными, а гуманный образ жизни, который приводит к мирному человеческому сосуществованию с окружающей средой.

Многие выдающиеся древнегреческие мыслители, которые пришли после Пифагора, отдавали предпочтение вегетарианской (пифагорейской) диете. Сократ, Платон и Аристотель неоднократно поднимали на дебатах вопрос о положении животных в мире.

В Римской империи идеалы Пифагора нашли небольшой отклик у людей. В это жестокое время много животных погибало от рук гладиаторов во имя спортивных зрелищ. Здесь пифагорейцев воспринимали за людей, подрывающих общество, поэтому в страхе гонений они старались держать свой образ жизни в секрете. Тем не менее с III по VI в. вегетарианство стало распространяться за пределами Римской империи, в первую очередь среди тех, кто был приверженцем неоплатонической философии. В те времена родилось много трудов, отражающих идеи вегетарианства: 16-томный сборник Плутарха «Моралии», который включает в себя эссе «О поедании плоти», «О воздержании от мясной пищи» Порфирия, письма философа-неопифагорейца Аполлония Тианского.

Восток

Наиболее широкое развитие вегетарианства мы находим на Востоке. Строгое воздержание от употребления мяса было основополагающим моментом во многих ранних религиозно-философских течениях, таких как индуизм, брахманизм, зороастризм и джайнизм. К ненасилию и уважению ко всем живым существам призывали древние священные писания (например, древнеиндийские трактаты Упанишады и гимны Ригведы).

Вегетарианство всегда занимало важную позицию в учении буддизма, ядром чего является сострадание ко всему живому. Выдающийся индийский правитель Ашока обратился в буддизм, потрясённый ужасами войны. После чего в империи были запрещены жертвоприношения и охота ради удовольствия.

Христианизация

Христианство принесло с собой идею превосходства человека над всеми живыми существами, возникло обоснование убийства, использования людьми животных в своих целях на основе мысли, что лишь человек обладает душой, развитым сознанием, и свободной волей. К сожалению, подобная точка зрения и по сей день является достаточно распространённой в современном обществе.

Однако некоторые неортодоксальные группы отделялись от такого взгляда. К примеру, манихейство (религиозное течение, зародившееся в Вавилонии в середине III в.) было ещё одной философией, выступающей против насилия над живыми существами.

Ренессанс и Эпоха Возрождения

В течение раннего Ренессанса открытая вегетарианская позиция была редким феноменом. Царство голода и болезней, отсутствие урожая и дефицит продовольствия принесли свои плоды. Мясо было в дефиците и считалось роскошью для богатых.

Позднее взор людей вновь обратился к античной классической философии. Пифагорейские и неоплатонические идеи становились снова авторитетными в Европе. Возвращение к античной философии выражалось в осознании того, что животные чувствительны к боли и поэтому заслуживают к себе нравственного обращения.

С кровавым завоеванием «новых» земель в Европу стали транспортироваться новые овощные культуры, такие как картошка, цветная капуста, кукуруза и т. п. Это оказало благотворное влияние на здоровье людей.В состоятельной Италии Эпохи Возрождения такие личности, как диетолог Луиджи Корнаро (1465–1566), подвергали строгой критике сложившееся пристрастие к излишествам высшего класса и рекомендовали вегетарианскую диету.

Леонардо да Винчи (1452–1519), дальновидный изобретатель, художник и учёный, был приверженцем строгого вегетарианства и открыто осуждал потребление мяса.

XVIII - настоящее время

С началом Эпохи Просвещения в XVIII веке произошла переоценка человеческого положения в мире, встали вопросы о том, что же правильно и что ведёт к духовному совершенству. В этот период появились и первые работы, поднимающие эти вопросы человечества. Французский натуралист Кювье в одном из трактатов сказал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений».

В процессе перехода к индустриальному этапу развития человечества, население постепенно начало отдаляться от природы, скотоводство приобрело уже промышленные масштабы, вследствие чего мясо стало доступным и дешёвым продуктом потребления.

В этот нелёгкий момент в Англии сформировалась негосударственная организация «Британское Вегетарианское общество». Именно с этого события и началась популяризация термина «вегетарианство», который произошел от лат. слова vegetus, что означает ‛свежий, активный, бодрый’.

В XX веке наблюдалось активное развитие вегетарианского движения. Во многих странах начали создаваться вегетарианские сообщества, открывались вегетарианские заведения, печатались книги, выпускались газеты, публикующие исследования, которые помогали углубиться как в этический, так и в физиологический аспект вегетарианства. В 1908 году на территории Германии был организован Международный Вегетарианский Союз (International Vegetarian Union), первоочередной целью которого служило распространение знаний о вегетарианстве, а также организация мероприятий, направленная на обмен опытом и информацией.

Во время Второй мировой войны, в связи с дефицитом продовольствия, британцам было предложено «копать за победу» и выращивать собственные фрукты и овощи. Здоровье населения страны значительно улучшилось вследствие смещения типа питания в сторону вегетарианства. Сами же вегетарианцы получали специальные талоны, которые позволяли получать больше орехов, яиц и сыра вместо мяса.

В 50–60-х годах двадцатого столетия вегетарианство распространилось и среди подвижников контркультуры, поскольку восточные идеи пронизывали западную популярную культуру.

В 70-е годы внимание обратилось к этике благополучия животных, что началось с выхода книги австралийского философа-моралиста Питера Сингера «Освобождение животных» в 1975 году. В это время активно начало разрастаться движение против экспериментов на животных.

В 80–90-х годах произошёл скачок в развитии вегетарианства, поскольку катастрофическое воздействие деятельности человечества на Землю стало ещё более очевидным, а вегетарианство стало рассматриваться как путь к сохранению ресурсов Земли.

С 1980-х годов начала набирать обороты идея здорового образа жизни. Потребление мяса резко упало, так как миллионы людей выбрали вегетарианство как безопасную и здоровую альтернативу их типу питания.

История вегетарианства в мире затрагивает все культуры мира. Вегетарианский образ жизни поддерживал человечество на протяжении многих тысяч лет в моральном, религиозном и экономическом плане. Когда численность населения растёт, а ресурсы Земли истощаются, вегетарианство даёт ответы, как это преодолеть.

Кто были первыми вегетарианцами? История возникновения вегетарианства.

Бытует мнение, что такие понятия, как здоровое питание, вегетарианство возникли в последнее время. Действительно, сегодня пищевая промышленность и сельское хозяйство в развитых странах достигло такого уровня, что наблюдается перепроизводство продуктов питания (в первую очередь вредных продуктов), в то время как всего 100 -150 лет назад люди не понаслышке знали, что такое неурожайный голодный год. А в древности от голода вымирали целыми деревнями. Какое уж тут вегетарианство! (Справедливости ради, стоит отметить, что, к сожалению и сегодня в некоторых районах Африки люди умирают от голода).

Тем не менее, вегетарианство имеет древнюю историю.

Еще в 3200 году до Рождества Христова в Египте, некоторые религиозные группы, которые верили в карму и перевоплощения, не только избегали употребления в пищу мяса, но и не носили одежду, изготовленную из животных материалов. Вероятно, они были первыми вегетарианцами в истории человечества.

И математик Пифагор, живший в 5 - 6 веках до Рождества Христова, также был убежденным вегетарианцем. Знаменитый математик, кроме всего прочего, был прогрессивным мыслителем - новатором. Так, он уже в то время заявлял о равноправии мужчин и женщин и утверждал, что Земля имеет форму шара. Пифагор выступал против убийства животных для употребления их в пищу. Он считал, что мясоедение, как мышление, связано с убийством и войной. Пифагор утверждал, что животные, также как и человек имеют душу и верил в переселение душ. В то время как некоторые из философов пошли по его стопам (Плутарх, Платон, Порфирий, Аполлоний, Сенека), другие древнегреческие философы, как например Аристотель, считали, что животные существуют для людей и являются эквивалентом рабов, поэтому человек вправе убить животное, как и своего раба. Дело даже дошло до политических преследований вегетарианцев - последователей Пифагора. Тем не менее, вегетарианство, как философия и жизненная позиция, в 3 - 6 веках под влиянием греческих философов стало распространяться по всей Римской империи.

Несколько азиатских религий были частично или полностью вегетарианскими, в частности буддизм, где ненасилие было возведено в культ. Первый индийский царь Ашока (264-232 до Р.Х.), который исповедовал буддизм, отменил жертвоприношения животных во время своего правления, и большая часть Индии в то время обратилась к вегетарианству. Также отказ от мяса исповедовали другие индийские религии: индуизм и джайнизм. Кстати Камасутру придумали тоже вегетарианцы.

В Средние века, когда голод и болезни массово истребляли народы Европы, вегетарианство было не в почете. Только некоторые монашеские ордена в течение определенных периодов истории культивировали вегетарианство. Также отказ от пищи животного происхождения поощрялся во время христианских постов.

Самым известным вегетарианцем этого периода истории был Леонардо да Винчи. Как он сам писал: «С ранних лет я избегал мяса и верю, что настанет время, когда люди, будут смотреть на убийство животного так, как они сегодня смотрят на убийство человека. Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках? Человек действительно царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живём, убивая и поглощая других. Мы ходячие кладбища!».

Про вегетарианство в Европе вспомнили в Эпоху Просвещения. Интеллигенция, писатели, и художники вернулись к классическим учениям греческих и восточных мыслителей более ранних эпох и вновь начал пропагандировать идеи вегетарианства.

Так, во второй половине своей жизни отказался от мяса и знаменитый английский физик и математик Исаак Ньютон. Согласно его записям растительная диета спасла его от серьезного отравления.

Также идеи вегетарианства в эпоху просвещения проповедовали Вольтер, Рихард Вагнер, Чарльз Дарвин, Жан-Жак Руссо́, Байрон, Шиллер, Шопенгауэр и многие другие.

Вегетарианцами также были президенты США Бенджамин Франклин и Авраам Линкольн. В своей автобиографии, Франклин описывает своё меню: вареные рис или картофель и пудинг. Он обнаружил, что вегетарианство имеет свои экономические преимущества. Его расходы на питание были снижены вдвое, предоставляя ему возможность приобрести больше книг для своей коллекции. Франклин также был защитником прав животных.

Первое современное сообщество вегетарианцев было создано в Манчестере в 1847 году. Оно называлось «Британское вегетарианское общество». Именно там было введено в обиход понятие вегетарианец. До этого отказ от мяса назывался индийской или пифагорейской диетой. Сегодня по всему миру большое количество людей, которые отказались от мяса, в том числе и известные всему миру деятели науки, культуры и спорта. Считают себя вегетарианцами - создатель социальной сети Вконтакте Павел Дуров, популярные юмористы Святослав Ещенко и Михаил Задорнов, Надежда Бабкина, Лайма Вайкуле, Адриано Челентано, Майк Тайсон, Натали Портман, Джим Керри, Бред Питт, телеведущий Николай Дроздов, российский путешественник Федор Конюхов, писатель Виктор Пелевин, Пол Маккартни, Ума Турман, Оззи Озборн, Ким Бейсинджер, Деми Мур, бодибилдер, «Мистер Вселенная», тяжелоатлет Юрий Власов, Валентин Дикуль и многие другие.

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические - нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические - трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.
  • Диетические - в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические- производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.
  • Религиозно-философские - считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.


фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию... экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет. Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг. На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.


фото: Упанишад - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII - VII в. до н.э.. Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.


Джайнизм - религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому. Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян. Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.


фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II-III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем. Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.


фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки. Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью - обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться». В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.


фото:Пифагорейцы, орфики. худ. Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени. Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.


фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу - мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной - мальву и бобы. Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно. Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения - от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.


фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз(переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию. Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме. В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной. Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак, мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ. Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу».

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле. Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью. Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» - целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных... одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.


Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом. Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура. Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.


Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста - отказ лишь от некоторых видов пищи. Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов. На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями... отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям. Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.


Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.


фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого. Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине. Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным. Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных». Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.


фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном. Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания. Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.


фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам. Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.


На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки. Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало. Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.


фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень». Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество. С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями - этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими. Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.