Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы  С кем библейский каин пошел размножаться

Спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» . сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего .

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема .

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег , с отверстием вверху и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег . затворил за ними ковчег . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним .

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима , дни и ночи». И благословил Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил завет с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» . Потом продолжал: «Благословен Господь Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится Бог, будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную .

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен . Но сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) . Так произошли разные народы, говорящие разными языками .

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( гл.)


Кем была жена Каина? Была ли жена Каина его сестрой?

Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.

Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.

Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.

Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.

Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу , не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.

ДЕТИ АДАМА

Первыми родившимися людьми были Каин и Эвель – дети Адама и Хавы.

ЗАВИСТЬ КАИНА

Первенец Адама и Хавы – Каин был хлебопашцем, а Эвель – пастухом. Каин был всегда занят на работе по добыче нужных для питания растений, отказавшихся расти без посторонней помощи, как в дни, предшествовавшие грехопадению Адама и Хавы. Эвель же проводил много времени в думах над совершенной его родителями ошибкой и о путях к ее исправлению. В порыве покаяния и благодарности Эвель принес некоторые из его лучших молодых овец в жертву Б-гу. Каин увидел это и тоже захотел пожертвовать что нибудь Б-гу. Он поэтому выбрал самые лучшие первые растения этого года для жертвоприношения. Но Б-г не принял жертву Каина, потому что он не принес ее чистосердечно и по доброй воле, как это сделал Эвель. Когда Каин заметил, что Б-г не обращает внимания на его жертвоприношение, он рассердился на брата и решил убить его.

КАИН ПОЛУЧАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Всевидящий и Всемилостивейший Б-г мягко попрекнул Каина. Он спросил его, чем он рассержен и почему лицо его поникло. Если его жертва не была принята, то разве не должен он считать это признаком того, что он как-то нехорошо поступил? Он должен это учесть, иначе покаяние придет слишком поздно.

УБИЙЦА ЭВЕЛЯ

Об этом Каин беседовал с братом. В самом разгаре спора о том, что хорошо и что плохо, Каин восстал на своего брата и убил его. Когда Б-г спросил Каина, где Эвель, он ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?».

НАКАЗАНИЕ КАИНА

Б-г сказал Каину: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты больше земли; она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем не земле».

ПОКАЯНИЕ КАИНА

Каин опечалился. Он пожалел о совершенном им преступлении и умолял Б-га смягчить ему наказание: «Наказание мое больше чем можно снести. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли; и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и случится так, что всякий, кто встретится со мною убьет меня».

Так жаловался Каин, и полная отчаяния мольба его была услышана. Б-г заверил его, что никто не убьет его до седьмого поколения. И на челе Каина появилось знамение, которое сделал ему Б-г, чтобы никто его не убил.

ДЕТИ КАИНА

Каин странствовал по всей земле, пока он не осел в Ноде («Земле скитаний») на востоке от Эдена. У него было много детей. Они размножились и в дальнейшем составили могущественные племена. Одним из последних потомков Каина был Явал, первый человек, живший в шатрах и пасший скот. Другим потомком Каина был Ювал, который был первым человеком, игравшим на лире и флейте. Потомком Каина был также Тувал-Каин – первый человек, изготовлявший орудия из металла. Тувал-Каин имел сестру Нааму.

СМЕРТЬ КАИНА

Отец Тувал-Каина, Лемех, был шестым поколением от Каина.

Лемех состарился и ослеп. Однажды, младший сын Лемеха, Тувал-Каин, повел своего слепого отца в поле на охоту. Вдали Тувал-Каин увидел что-то двигающееся, похожее на огромное животное. Он посоветовал слепому Лемеху направить свою стрелу в ту сторону, и Лемех выстрелил. Когда они подошли ближе, они, к своему большому огорчению, увидели, что они убили Каина.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Два вопроса по книге Бытие:

  1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека: один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз – седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]?
  2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения?

Владимир

Священник Михаил Самохин

Здравствуйте, Владимир!

Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный.

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

***

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

***

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, - это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила » сына, которому дала имя Каин, что значит «приобрела я человека от Господа » (Быт. 4.1). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. Второго сына Ева назвала Авелем, что значит «призрак, пар». Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Падшесть человеческой природы не замедлила проявить себя уже в первом поколении людей.

Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – первородного овна из своего стада. Но Авель, в отличие от Каина, приносил жертву с верою (Евр. 11.4) и взял для жертвы наилучшее. Каин же не позаботился о качестве жертвы (см. ц. – сл. текст: «Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? » (Быт. 4.7)). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, Каин сильно огорчился. Милосердный Бог, предостерегая Каина от злого дела, сказал ему: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?.. у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним » (Быт. 4.6–7). Но Каин не послушался Божьего призыва и позволил греху господствовать над собой. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, совершив невиданное еще землею злодеяние.

«Где Авель, брат твой? » – спросил Господь Каина. «Не знаю, разве я сторож брату моему? » – с дерзостью отвечал убийца (Быт. 4.9). Дерзость, бесстыдное отрицание не допускали возможности покаяния, и Господь произносит ему приговор: «…Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле ». «…Наказание мое больше, нежели снести можно , – сказал Каин Господу, – …всякий, кто встретится со мною, убьет меня ». В ответ на это Господь сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его » (Быт. 4.10–15).

Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он со своею женою ушел от них и поселился в земле Нод на востоке от Едема. Каин был первым человеком, который построил город, что стало началом оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха. Потомство Каина стало быстро увеличиваться, они научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда, придумали музыкальные инструменты (Быт. 4.21–22). Но, увлекаясь лишь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки.

Как утешение, данное от Бога, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф, которого Ева так назвала, «потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин » (Быт. 4.25). У Сифа родился сын Енос, и «тогда начали призывать имя Господа [Бога] » (Быт. 4.26), т. е. среди потомков Сифа началось общественное богослужение. В противовес каинитам, сифиты стали носителями истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому сифиты стали называться «сынами Божьими» (Быт. 6.2). Обетование в целостности передавалось от одного поколения к другому через патриархов (отцов рода), которые, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, и каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Как Адам жил 930 лет, так и его сын Сиф жил 912 лет, а сын Сифа Енос – 905 лет; представители же последующих поколений: Каинан – 910 лет; Малелеил – 895, Иаред – 962, Мафусаил – 969, Ламех – 777 и Ной – 950 лет. Сын же Иареда Енох жил на Земле лишь 365 лет, т. к. Господь забрал его на небо за его праведность, за то, что он всегда ходил перед Богом (Быт. 5.24).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

КАИН И АВЕЛЬ В Библии ничего не говорится о том, как жили Адам и Ева после своего изгнания из рая.Известно лишь о необыкновенном долголетии Адама, прожившего 930 лет. То неединственный случай такого долголетия, и мы еще не раз встретимся на страницах Библии со старцами, чей

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Каин и Авель У Адама было два сына: Каин и Авель. Каин занимался земледелием, Авель пас овец.Однажды они приносили Богу жертву: Каин – земные плоды, а Авель – первородное животное из своего стада. Жертву Авелеву Бог принял, а Каинову нет. За это Каин возненавидел своего

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

АВЕЛЬ И КАИН На протяжении всей Библии звучит мотив, впервые намеченный в "Шестодневе": мотив отделения.В рассказе о творении мира видно, что мир создается путем вычленения, разделения, структурирования. "По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

АВЕЛЬ И КАИН Говорил равви Ури: «У моего учителя, равви Шеломо из Карлина, была душа Авеля. Теперь же встречаются люди лишь с душой Каина, и таких людей очень

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Каин и Авель Познал Адам жену свою, Еву, - она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека, дар от Господа обрела!» 2 Потом родила она Авеля, брата Каина. Авель пас овец, а Каин возделывал землю.3 Когда пришло время для жертвоприношения, Каин принес Господу плоды

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Каин и Авель 1 Адам познал Еву, свою жену, и она забеременела и родила Каина («приобретение») a. Она сказала: «С помощью Вечного я приобрела человека». 2 Потом она родила его брата Авеля.Авель пас стада, а Каин обрабатывал землю. 3 Через некоторое время Каин принёс в дар Вечному

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Каин и Авель Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и ещё тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.Скоро у

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Каин и Авель У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Каин и Авель Адам и Ева очень переживали свою разлуку с Богом и старались заслужить его прощение, показать ему свою любовь.Но как это сделать? Ведь Бог не разрешал им даже близко подходить к воротам Рая и поставил там на страже крылатого херувима с огненным мечом.Тогда

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

КАИН И АВЕЛЬ Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и еще тяжелее было им привыкнуть к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.Скоро

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Каин и Авель Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.4 И Авель также

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 5. Потомки Адама: Каин и Авель – поляризация человечества Что же было дальше? Библия повествует об этом так: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец,

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Каин и Авель С тех пор как лишился Адам райского изобилия, все пришлось ему делать самому - и добывать пищу, и строить жилище. А Ева, как то предрек ей Господь, в муках родила своих сыновей - Каина и Авеля. Каин стал земледельцем, Авель - пастухом, и труд обоих, как и труд их

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

IV Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление Лишившись своего прежнего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна