Мавзолей тадж махал. Тадж Махал (Индия) — памятник вечной Любви

Тадж-Махал известен во всем мире, уже 350 лет он привлекает множество туристов. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом Индии. Кажется, что Тадж-Махал парит между небом и землей: его пропорции, симметричность, окружающие сады и зеркало вод производят небывалое впечатление.

Памятник, воздвигнутый султаном в честь любимой жены, не только поражает своим внешним видом, но и той историей, которая сопровождала строительство мавзолея.

История мавзолея Тадж–Махал

В 1612 году принц Кхуррам (будущий правитель Шах-Джахан, чье имя означает «Повелитель вселенной»), взял себе в жены прекрасную Мумтаз-Махал. По одной из версий, будущая принцесса простолюдинкой, но принц, увидев ее глаза, просто не мог устоять. По другой, более вероятной версии, Мумтаз-Махал приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю.

Пожениться сразу влюбленные не могли: по местной традиции свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться счастливого дня целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись.

Шах-Джахан взошел на престол в 1628 году. Как и полагается правителю, у него было большое количество жен, но самой любимой оставалась Мумтаз-Махал. Она сопровождала его даже в далеких военных походах, была единственным человеком, которому он полностью доверял.

В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга правителя Шах-Джахана, известная как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), умерла. Это случилось в шатре, разбитом в лагере под Бурханпуром

Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Надо отметить, что для женщины в те времена это был солидный возраст, а частые роды подрывали здоровье. Так что редкая женщина в Индии доживала до сорока.

Султан Шах-Джахан очень горевал, ведь он потерял не только любимую жену, но и мудрую советницу, помогавшую ему в самых сложных политических ситуациях. Есть сведения, что он два года носил по ней траур, а его волосы поседели от горя. Султан дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычный, с которым ничто в мире не сможет сравниться.

Местом для будущего мавзолея был выбран город Агра, который в XVII веке считался столицей наравне с Дели. Место было выбрано удивительно удачно: ни одно еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

В 1632 году началось строительство, которое продолжалось более 20 лет. Здесь было занято более 20 000 рабочих. Множество искусных каменщиков, камнерезов и ювелиров устремились в Агру со всей Индии и Западной . Исмаил Хан из спроектировал великолепный купол. Строки из священного Корана на различных частях мавзолея - например, на главном входе в Тадж-Махал, были выполнены знаменитым каллиграфом Аманат Ханом Ширази. Главными исполнителями мозаичных работ были пятеро хинду.

Главный архитектор Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия. Надо отметить, что не все согласны с тем, что архитектором был именно Иса Кхан, уверяя, что не была настолько технически развита, чтобы суметь самостоятельно возвести такой совершенный храм. Сторонники этой версии говорят, что скорей всего руководил постройкой какой-нибудь приглашенный венецианский мастер. Так это или нет, теперь установить вряд ли удастся. Ни в одном документе сведений о том, кто руководил строительством, не зафиксировано. Осталась только надпись на самом Тадж-Махале, которая гласит: «Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами».

По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее. Все материалы для мавзолея доставлялись издалека. Песчаник доставляли в Агру из Сикри, полудрагоценные каменья - из копей Индии, Персии и Средней Азии. Нефрит везли из , аметист из , малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.

Белый мрамор, из которого сделан Тадж-Махал, доставлялся из каменоломен Макраны, находящихся в 300 километрах от Агры. Некоторые из мраморных блоков были огромной величины, и для перевозки их погружали в громадные деревянные повозки, в которые были впряжены по нескольку десятков буйволов и волов.

Белый мрамор - основа всего Тадж-Махала. Сверху стены покрывались тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Именно благодаря такой обработке, здание не чисто белое, как его изображают на многих фотографиях, а переливается множеством оттенков, в зависимости от того, как на него падает свет.

Даже в наше время здание мавзолея создает ощущение небывалой роскоши, хотя раньше он выглядел еще богаче. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра, в них были забиты сотни маленьких серебряных гвоздиков. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. К сожалению, все это было расхищено. Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи «тола» чистого золота. Британские солдаты вынули немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, «было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены». Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел законы, которые позволили спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.

Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого. Второй мавзолей должен был быть точной копией первого, но из мрамора, а между двумя мавзолеями должен был проходить мост из черно- мрамора. Но второй мавзолей так и не был возведен: народ стал роптать - страна и так обнищала от многочисленных внутренних войн, а правитель тратит огромные деньги на такие постройки.

В 1658 году сын Аурангзеб захватил власть и девять лет держал отца под домашним арестом в Агра-форте - восьмиугольной башне. Оттуда Шах-Джахану был виден Тадж-Махал. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. После смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном склепе с Мумтаз-Махал.

Особенности строения мавзолея Тадж–Махал

Воздушность создается непривычными для нас пропорциями - высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте - 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.

Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.

Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.

Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.

Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц.

Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.

Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.

Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.

Мавзолей Тадж–Махал в наши дни

Мавзолей Тадж-Махал - самое посещаемое место Индии. Тысячи туристов съезжаются сюда со всех уголков мира. Со всех четырех сторон мавзолея дежурят полицейские, которые зорко следят за всеми посетителями. Они охраняют вход на верхние площадки мавзолея (до того, как этот проход закрыли, десятки самоубийц прыгали с минаретов, чаще всего причиной была неразделенная любовь - символично, ведь Тадж-Махал еще называют «храмом любви»). Также полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней.

Необходимо отметить, что ученые серьезно обеспокоены будущим мавзолея. В октябре 2004 года двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Это связано с иссушением русла. Правительство Индии пообещало выделить достаточную сумму на проведение специальных работ.

Охранять этот памятник архитектуры бесспорно необходимо. Ведь это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Любовь – это поистине прекрасное чувство, которое всегда было и остается бессмертным. Шагая по страницам истории, можно обнаружить немало интересных доказательств этого. Но самым ярким и запоминающимся является мавзолей Тадж-Махал. Что же послужило причиной его создания, и когда была построена эта «жемчужина Индии»?

История: Тадж-Махал – символ преданности и любви… или могущества?

Существует две версии того, почему началось возведение данного здания. Согласно одной из них, молодой и амбициозный правитель из династии Великих Моголов Шах-Джахан решил посоревноваться с Небесами, возведя «рай на земле», где располагался бы трон Аллаха. Но данная гипотеза не слишком распространена, лидирующее место занимает вторая.

Когда молодому принцу Кхураму исполнилось 15 лет, его отпустили на рыночную площадь в Дели. Там ежегодно устраивались игры молодых людей в продавцов и покупателей (что-то вроде праздника Ивана Купала).

Бродя по рядам, будущий правитель Агры заметил девушку. Это была 14-летняя дочь Асаф-хана, визиря отца юноши – шаха Джахангира. Звали ее Арджуманд Бану Бегам. И в сердце Кхурама (после вступления на престол – Шах-Джахана) вспыхнуло доселе неведомое ему чувство. Юноша и девушка полюбили друг друга и стали встречаться.

Но родители сосватали молодому принцу персидскую принцессу. Такой поступок объяснялся политическими мотивами. Влюбленные, наверное, не перенесли бы разлуку, но мусульманский закон позволяет мужчинам иметь четырех жен, и через пять лет, когда астрологи сообщили о благосклонности звезд, они соединили свои судьбы узами брака. Шах-Джахан напрочь забыл о своем гареме, он стал проводить с Арджуманд Бану (теперь Мумтаз-Махал) всё больше времени.

Они счастливо прожили вместе 17 лет, но в 1631 году 36-летняя жена правителя умерла, родив ему 14-го ребенка. Горе Шах-Джахана было безграничным, он на 8 дней заперся в своих дворцовых покоях, отказываясь от пищи и еды. Правитель вышел оттуда поседевшим стариком и объявил двухлетний траур во всей Индии. Но, согласно завещанию умирающей у него на руках Мумтаз-Махал, поклялся построить для своей покойной возлюбленной усыпальницу, которой еще не видел мир.

Строительство мавзолея

Возведение нового архитектурного шедевра началось в 1632 и закончилось в 1653 году. Шах-Джахан не пожалел средств на строительство: со всех уголков Индии было согнано более 20 тысяч рабочих. Также пригласили и известнейших архитекторов, главным среди которых стал мастер из Агры Устад-Иса.

Особый мрамор везли на тысяче слонов из каменоломни, расположенной в 320 километрах от города. Благодаря ему Тадж-Махал днем кажется белым, на закате – розоватым, а при лунном освещении – серебристыми. Полудрагоценные камни для украшения куполов доставляли гигантские караваны из разных уголков мира: Багдад щедро поделился своими огромными запасами сердолика, в высокогорном Тибете была добыта лучшая бирюза, и даже в Россию наведались индийские послы, чтобы приобрести малахит, который очень ценится на Востоке.

До сих пор точно не установлено, кто является автором архитектурного проекта этого мавзолея. Некоторые считают, что над ним трудились Устад-Иса вместе со своими помощниками. Причастие к этому иностранных архитекторов полностью исключено, т.к. мавзолей выполнен в истинном восточном стиле. Также многие ученые выдвигают гипотезу, что автор проекта – сам Шах-Джахан. А вот это вполне возможно, ведь правитель был всесторонне образованным и развитым человеком, умеющим чувствовать стиль.

Кстати, долго он не раздумывал и над названием мавзолея – Тадж-Махал означает «венец дворца» (Мумтаз-Махал – «избранница дворца»). Такое имя жене правителя дал после свадьбы его отец Джахангир. Быстро нашелся ответ и на вопрос, где будет Тадж-Махал находиться – на берегу полноводной реки Джамны. Проект предусматривал не только строительство усыпальницы, к ней прилагались еще 4 сторожевые башни – минареты (с их верхушек в положенное время несся звон, возвещающий о начале ежедневных молитв).

Если внимательней присмотреться, то можно заметить, что эти башни расположены в слегка наклонном положении. Это не ошибка строителей, а сделано специально, так как этот архитектурный комплекс расположен в зоне высокой сейсмической активности, и при разрушении минареты не повредят основное здание. Но, как бы это странно не звучало, они избежали землетрясений.

Также по бокам от Тадж-Махала стоят две прекрасные мечети, сделанные из красного песчаника. И, разумеется, всё это не должно было стоять просто так, посреди улицы. Общая площадь всего архитектурного комплекса составляет 18 гектаров. Большую часть территории занимает прекрасный парк, фото:

Тадж-Махал расположен в его конце, а не в середине, как это предусматривалось в проектах обычных дворцов. Ограждением служат галереи, выполненные из красного песчаника. Оросительный канал проходит через парк, разделяя его территорию на две части и впадая в мраморный бассейн.

Продолжение истории Тадж-Махала

После окончания строительства Тадж-Махала падишах Шах-Джахан начал вынашивать планы насчет создания точно такой же усыпальницы для себя, но сделанной из черного мрамора. Располагался бы такой «темный» Тадж-Махал на противоположном берегу Джамны, напротив «светлого». Но прошедшее строительство сильно подорвало финансовое положение страны. Народ начинал роптать.

В 1658 году правитель Агры серьезно заболел. Этим воспользовался его сын Аурангзеб, который поднял восстание, захватил власть и сверг отца с престола. Затем новый властитель Агры заточил Шах-Джахана в крепость Красный форт, мотивируя это тем, что безумные проекты отца только разоряют страну. Оттуда открывался прекрасный вид на Тадж-Махал, и последние 9 лет своей жизни старый правитель провел, любуясь на свое творение. Его похоронили рядом с женой – не в гробницах, стоящих в усыпальнице, а под плитами, на которых те стоят.

Тадж-Махал в наше время

Сегодня это негласный символ Индии и самый популярный объект туристических экскурсий. Тадж-Махал находится неподалеку от Агры, добраться туда нетрудно. Да и по пути можно увидеть много интересного (хотя бы тот же Красный форт).

История Тадж-Махала полна различных интересных эпизодов – например, сейчас за право владения «восьмым чудом света» борются индуисты и мусульмане, но власти Индии пока вежливо отклоняют все заявления. Из-за экологических проблем белый мрамор стал постепенно трескаться и желтеть.

Чтобы избежать его разрушения, нужно проводить специальную обработку глиной. Это делают раз в 3 года. Джамна уже не такая бурная и полноводная, она начинает пересыхать. Но впечатление от зрелища – восхищение памятником Любви – остается неизменным.

Девушка, которую индийский принц Джахан однажды увидел на рынке, была настолько красива, что он сразу же привёл ее во дворец, сделав своей любимой женой: Мумтаз Махал удалось настолько пленить мужа, на других женщин он не смотрел до самой её смерти. При этом дома она не сидела, всегда сопровождала его в военных походах и была единственным человеком в мире, которому он доверял и с кем часто советовался.

Это даёт основание утверждать, что история о том, что Мумтаз была плебейского происхождения – далёкий от реальности миф. В действительности имела она знатное происхождение, являлась дочерью визиря и была дальней родственницей матери Джахана, а потому получила чрезвычайно хорошее образование (в противном случае конструктивные советы молодая женщина давать сумела бы вряд ли).

Вместе они прожили около семнадцати лет, за это время Мумтаз народила мужу четырнадцать детей, и при родах последнего ребёнка скончалась. Сначала её похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.

В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.

Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.

Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.


Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.


Архитектурный комплекс

Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей).

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).


Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.

Как выглядит усыпальница

Главным сооружением этого архитектурного комплекса, что находится в городе Агра, является сооружённый из белого мрамора мавзолей Тадж Махал. Лучше всего он просматривается с реки, поскольку стена с этой стороны не установлена.

Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета.

Такую воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения – четыре малых купола и минареты.


Мавзолей Тадж Махал, Агра повествует миру о прекрасной истории любви между Джаханом и Мумтаз Маха, и обладает неимоверной красотой. Высота и ширина мавзолея составляет 74 метра. Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид. Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу.

Верх купола украшает месяц, рожки которого направлены вверх (до XIX ст. он был золотым, а потом его заменили точной копией, изготовленной из бронзы).

По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой башни (минарета) высотой около 50 м (наклон был предусмотрен на раннем этапе строительных работ, чтобы при падении они не смогли навредить основному сооружению).

Стены Тадж Махал (Агра) разрисованы тонким узором и возведены из мрамора белого цвета со вставленными в него самоцветами (всего – 28 видов драгоценных камней). Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.

Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой. Раньше входные двери были сделаны из чистого серебра, но позже, как и многие другие ценные элементы декора были украдены (кем – история умалчивает).

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Смерть Джахана

После завершения строительства Тадж Махал, Агра сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги).

После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой. Так закончилась история любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне.