Path of Exile: Обновление Пророчество (Prophecy). Path of Exile: Война за Атлас - Полный список изменений Что дают пророчества в path of exile

Июньское обновление 2.3.0 положит начало Лиги испытаний «Пророчество» . Эта лига будет обладать собственной экономикой и предоставит вам возможность начать всё с чистого листа, показав другим своё мастерство игры в русскоязычной версии Path of Exile.

Навали, ворожея каруи

Вы повстречаете Навали в каждом лагере, который попадётся вашему герою во время странствий по Рэкласту в лигах Пророчеств. Посеребрите ей руку и узнайте о своём будущем. Вам явится пророчество, которое надо исполнить. Такие пророчества уведут вашего героя в самые отдалённые уголки континента и позволят побороться за свершение предначертанного.

Исполните пророчество

Серебряные монеты падают примерно с одного монстра в области. Навали готова предсказать будущее вашего героя за одну монету. Это пророчество, наряду с шестью другими, можно отыскать на вашем экране пророчеств. Некоторые из таких пророчеств относятся к определенным местам, куда стоит наведаться.

Вторжение ваал серьёзно меняет Храм Лунарис. Другие пророчества исполняются при выполнении различных условий. Порой пророчество приносит желанную награду. В других случаях, наградой пророчества служит «Чудовищное сокровище», которое заполняет карту ларцами, а не монстрами.

В истинном стиле Path of Exile, вы можете заплатить Навали, чтобы превратить свои пророчества в предметы, которыми можно торговать. Это позволяет отложить предначертанное или даже нажиться на нём.

Цепочки пророчеств

Порой пророчество раскрывается постепенно, создавая цепочку пророчества. Прохождение одного этапа такого пророчества даёт возможность позднее получить доступ к следующему этапу. Пройдя по всей цепочке такого пророчества можно получить могущественный уникальный предмет или компонент, который позволит вам встретиться с Бледным советом.

Многие из таких уникальных предметов появились в Лиге пророчеств, другие же перекочевали из былых лиг испытаний. До финального сражения лиги можно добраться, выполнив четыре отдельные цепочки пророчеств и объединив их результаты.

Судьбоносные предметы

Многие из уникальных предметов игры Path of Exile имеют свою историю. Часть таких историй не завершена. Определённые пророчества подталкивают вас к ношению одного из таких предметов после выполнения предназначения. Предмет будет навсегда наделён новой силой и получит новое имя.

Испытания и награды

В дополнение к щедрым наградам за исполнение пророчеств, по мере прохождения испытаний вы будете получать предметы и эффекты, выделяющие вашего героя из череды других персонажей. Лиги пророчеств предлагают вам пройти 40 новых испытаний. Пройдя 12 испытаний, вы получите эффект следов Пророчества.

После 24 испытаний вы получите эффект оружия Пророчества. Пройдя 36-е испытание, вы получите питомца – обезьянку Навали. Как и эффекты, её можно получить только в лигах пророчеств. Начиная с 19-го испытания и далее за каждое третье испытание, вы получите части декоративного Тотема пророчеств, который будет стоять в убежище вашего героя. Он навсегда засвидетельствует то, сколько испытаний пророчеств вы смогли пройти во время этой лиги.

Обновление 2.3.0 будет установлено на игровые серверы 8 июня в 5:00 по Московскому времени. Лига испытаний Пророчества начнётся 8 июня в полдень по Московскому времени.

Более подробную информацию о будущих нововведениях можно найти во втором сообщении.

Карта лабиринта

Слухи оказались правдой. Существует четвёртый лабиринт, до которого можно добраться через карты. Постепенно высокоуровневые герои смогут пройти трудные версии карт Испытаний Восхождения и получить доступ к Карте лабиринта. В этой версии Лабиринта вас ждут новые головоломки и невиданный доселе тип ловушек.

Наградой за прохождение Карточного лабиринта станет новый уровень зачарований и два дополнительных очка Восхождения. В общей сумме можно накопить восемь очков Восхождения, а это открывает новые перспективы развития героя. Также в этом обновлении будут оптимизированы Испытания Восхождения, которые нужно будет проходить всего по разу на каждый уровень сложности за лигу.

Новые умения

Разработчики добавили в обновление контента 2.3.0 пять новых навыков. Подношение духа улучшает атаку и защиту подручного использовавшего навык героя. Если герой – некромант, навык сыграет ему на руку. Вождь предков – новый тотем ближнего боя, который использует мощные атаки по области и усиливает атаку владельца.

Разрубание – навык ближнего боя, который позволяет нанести два рубящих удара, каждый из которых поднимает силовую волну. В месте пересечения ударов наносится дополнительный урон. Морозный шар – новое холодное заклинание, которое пронзает врагов и наносит им урон при попадании.

Пурга – новое заклинание с воздействием на область, которое окружает заклинателя холодным потоком и создаёт ледяной вихрь. Если использовать его на летящий Морозный шар, тот взорвётся и позволит заклинателю замести поле боя пургой.

Новые предметы

В обновлении 2.3.0 вас ожидает множество новых уникальных предметов и гадальных карт, созданных стараниями спонсоров Path of Exile. Подборку таких предметов можно увидеть ниже. Кроме того, будут добавлены три новых типа уникальных ларцов и новый базовый тип карт: Карта площади.

Правки баланса

Это обновление также внесёт некоторые изменения в баланс. Классы Восхождения пересмотрены, переработаны и перебалансированы, что позволяет им держаться на равных друг с другом при богатстве способов развития героев. Источники преобразования урона в хаос повсеместно ослаблены. Усилены собственные свойства жезлов и скипетров.

Кроме того, у кинжалов, жезлов и скипетров слегка повышен шанс получения префиксов чар или атак, если оружие уже имеет соответствующие свойства. Все игроки получат возможность разового сброса пассивных умений (включая очки Восхождения), что позволит подготовить героев к новым реалиям.

За кулисами

Это обновление не просто добавляет новый контент, но включает некоторые существенные технические улучшения. Разработчики значительно переработали технологию использования памяти игрой Path of Exile и заменили звуковую систему. Ресурсы игры теперь загружаются в фоновом режиме, когда вы уже играете. Это позволяет значительно быстрее запускать игру и загружать экраны перехода между уровнями.

Теперь Path of Exile занимает куда меньше памяти, а значит защищена от вылетов из-за её недостатка (которые донимали владельцев 32-битных систем). Разработчики поменяли звуковую систему Path of Exile, что не только повысит качество звука, но и предоставит аудиотехникам обширный инструментарий для создания ещё лучшего звукового сопровождения Path of Exile.

Набор Пророчества

Вместе с выходом Пророчества в игре появится соответствующий набор поддержки, который содержит набор доспехов пелены, эффект портала Пророчества, маску Пророчества, форумный титул и портретную рамку. Набор появится в игре после обновления 2.3.0.

Один из самых больших вопросов, что могут встать перед игроком в ПоЕ после того как он немного освоился в игре, понял что такое торговля и с чем её едят — это как заработать больше валюты, чтобы покупать предметы, необходимые для билда. Или же начать экспериментировать с чем-то, сделать больше играбельных персонажей, не важно, суть только в том, что всегда появляется нужда в средствах, что в условиях живого рынка игры может быть удовлетворена большим количеством способов. Именно их мы и рассмотрим ниже.

ВАЖНО!

Конечно же основной и самый главный способ, как люди зарабатывают валюту — это просто чистка карт . Чем больше карт вы зачистите, какими бы они ни были, общий рандом игры однозначно будет давать награду. Валюту, рандомные дорогие уникалки, хорошие редкие предметы и так далее. Множество западных стримеров, как Зизаран, РайзКьюТи, Тарке, Матил, Гримро и так далее сотни раз повторяли это на своих стримах — чем чаще вы прокаете рандом, пробегая новую карту тем больше у Вас шанс получить хорошую награду . Чем быстрее и оптимальнее вы распоряжаетесь своим временем, тем больше вы получите.

Поэтому все способы, описанные ниже либо как-то связаны с картами, либо также являются времязатратными, но иначе и быть не может. Если вы хотите что-то получать, для этого нужно тратить время, играть в игру, всё, с чем Вам может помочь данный гайд — это как это время провести практичнее.

1. Фарм гадальных карт.

Самый простой, популярный и надёжный способ , который, однако, требует определённого знания игры. Почему простой и надёжный? Есть точная локация, в которой однозначно падает определённая карта, эта карта сколько-то стоит и её БУДУТ покупать, по крайней мере если это нужные и полезные карты. Самое маленькое количество факторов рандома , что только можно найти в ПоЕ, точнее фактор лишь один — шанс выпадения самой карты.
Для тех, кто не в курсе что такое гадальные карты сами по себе — карты это предметы определённого типа, они собираются в колоды и при сдаче колоды карт нужному НПС вы получаете гарантированную награду, что была написана на самих картах . Пример: Сердце вождя, при сборе колоды из 8 карт вы сможете обменять их у Навали или Тасуни на Сердце Каома(Kaom’s Heart) уникальные дорогие латы.
Это один из способов действительно нацеленного фарма, когда вы зачищаете только нужную Вам карту, в ожидании выпадения карт, которые затем используете или продадите. Также прекрасный способ зарабатывать валюту для тех, кто не имеет премиум вкладки и не хочет торговать через чат/форум. Вы можете выбрать карты, где падают гадалки: Сокровище Святоши, Забытое богатство и Скопидом что на выходе дают Сферы Возвышения . Рынок валют работает в обе стороны и чтобы обменять дорогую валюту на дешёвую или дешёвую на дорогую не нужна премиум вкладка, так вы сможете фармить экзы, трейдить их к примеру на хаосы или прямо покупать за экзы себе предметы.
К тому же суть данного способа в том, что параллельно, пока вы фармите гадалки Вам также падает весь лут, что падал бы на других картах, просто приходится задалбываться с одним и тем же внешним видом округи раз за разом.
Полезные ссылки для данного способа :

https://poe.ninja/ здесь можно найти цены на разные карточки и предметы.

http://poewizard.com/database.php здесь какие гадальные карточки падают на каких картах. Поевизард является фан-сайтом одного англоязычного стримера и его команды, поэтому в надёжности работы могут быть и проблемы, но это все источники, которые я знаю.

2. Фарм карт под влиянием Шейпера/Элдера.

Для данного способа есть достаточно сложные механики оптимизации, но здесь не о них, ибо там уже абсолютно не для новичков информация и действия для её реализации запутанны и сложны. Причина прохождения таких крат проста: на них падают редкие(желтые) предметы, искажённые влиянием Шейпера или Элдера. Их задний фон светится звёздным небом или на них нарисованы тёмные тентакли и эти предметы сравнительно редкие, а с правильными модификаторами могут быть очень дорогими. Их нужно идентифицировать все, их можно продавать как базы для крафта серьёзным дядькам(особенно если это бижутерия и подобрана она была на карте тира 12+), использовать самим как неплохое усиление собственной экипировки или продавать втридорого, если модификаторы и роллы выпали хорошие.
Также крайне простой способ получать дополнительную валюту, потому как не нужно делать ничего, кроме как следить за звёздным свечением и тентаклями на Атласе, да стараться чистить именно эти карты.
Подходит в качестве ленивого способа, однако есть проблемы с пониманием, хороший ли предмет Вам выпал . Расписывать все полезные роллы я не смогу ибо это очень долго, учитывая что для каждого типа предметов они свои, а вот спрашивать в чате хотя бы примерную цену Вы можете, ибо прекрасный предмет даже самый последний тролль не оценит в 5 хаосов, но также вы должны понимать, что те оценки крайне приблизительные.
Если Вам скажет много людей сразу, что предмет дорогой, не поленитесь и проверьте на пое.трейде точно подогнанный по каждому стату аналог, так вы можете получить дополнительных 10-20 хаосов а то и 2 экза, просто потому что будете знать точную цену и не продешевите.
В последнюю очередь скажу что данный способ много скорее всего не принесёт , потому как в основном такие предметы падают с плохими модификаторами и их можно выбрасывать вендорам, однако сами карты под шейпер/элдер влиянием имеют больше монстров или усиленных боссов, что положительно скажется на всех типах лута, валюте, уникалках и т.д. поэтому комбинировать этот способ с первым, выбирая те карты, на которых падают и хорошие гадальные карты и есть влияние одного из боссов — очень даже неплохая тактика, если вы новичок и хотите просто веселья, бегать по локациям с большим количеством мобов и потенциально вкусными сокровищами.

3. Пророчества.

Это не столько сам по себе метод фарма валюты, сколько вспомогательный элемент в этом деле. В игре есть механика пророчеств. За 1 серебряную монету у Навали вы можете получить случайное событие , что произойдёт с вами в будущем. Потому-то это и пророчества. В основном там будут падать пророчества по типу «вы встретите страдающего духа и освободите его», «редкий монстр отдаст больше редких сокровищ при смерти» и так далее, что являются минорными увеличителями Вашего лута , когда вы будете проходить карты. Большинство пророчеств — такие.
Есть те, что преобразуют какой-то уникальный предмет в улучшенную версию, если взять изначальный предмет и с ним в инвентаре убить какого-то босса из старых актов или на картах. Подобные пророчества могут принести от 10 хаосов вплоть до парочки сфер возвышения, это одни из самых жирненьких и классных , но тоже, только на некоторые популярные предметы, остальные могут быть бесполезны. Могут выпасть пророчества на лабиринт, на гарантированный 5 или 6 линк, что стоят дорого и так далее. В общем лута разного немерено, теперь в остальным аспектам механики.
Способ пассивный, делать много не надо — подходить к Навали да брать новые пророчества . Единственно что, придётся покупать серебрянные монеты на пое.трейде ибо тратятся они при большом количестве проходок карт быстро.
Теперь к минусам , с которыми вы встретитесь. Любое пророчество можно изъять и продать, чтобы его исполнил другой человек. В основном все дорогие пророчества так и уходят, для изъятия же нужно от парочки до десятка серебряных монет. При среднем курсе 1 хаос = 4-6 монет, всё не дорого. Но есть пророчества-цепочки, от которых отделаться — это боль в заднице . Нужно лететь в какую-то локацию 25-ых уровней, там искать бесполезных мобов, что даже не дадут особого лута, убить их и только тогда такое пророчество исполниться и освободит место, а в будущем вы сможете получить другую часть из этой цепочки.
Можно просто летать в нужные локации, сразу улетая оттуда, не исполняя пророчества, но как-бы тригеря его, однако тогда даже минимального лута вы не получите, и по цепочке продвинуться не сможете просто потратите чуток времени и одну серебряную монетку. Проблема таких цепочек в том, что даже за выполнение цельной не дают чего-то особенного, за время, потраченное на всю вы получите едва ли 5-10 хаосов(хотя кто знает какие предметы в будущем будут популярны, может быть Бледный совет или еще что-то из пророчеств-цепочек станет дорогим, однако пока что это не так), а времени потратить придется неплохо так. Пару-тройку карт пробежать бы точно успели. А убирать такие пророчества в основном и стоит по 7-8 монет, что достаточно дорого и неприятно, поэтому лучше уж хотя бы просто тригерить их, потратив десять-двадцать секунд на телепорт в нужную локацию.
Также пророчества, связанные с дополнительным числом мобов , по типу кучи крыс или другие обычные, часто попадающиеся дешёвые пророчества не прокают со 100% шансом . То есть, двойное зачарование в лабиринте — сработает однозначно, а вот дополнительного бродячего изгнанника вы можете встретить как на следующей карте так и через десяток. Поэтому сильно быстро крутить колесо пророчеств, заменяя старые новыми можно только если тратить кучу серебрянных монет на изъятие дешёвых, а это не полезно. Потому и способ заработка как таковой не способ, а скорее подспорье.

4. Шансинг предметов.

В игре есть уникальные предметы, что всегда востребованы . Конечно со вводом нового контента всё сложнее быть в курсе трендовых шмотов, однако при знании какие уникалки сейчас дорогие можно пользоваться еще одним способом рандома, чтобы зарабатывать деньги. По мере прохождения игры Вам достаточно часто будут падать Сферы Удачи, эти сферы превращают белый предмет в предмет случайной редкости с данной базой. Случайная здесь включает и уникальную редкость тоже .
Говоря просто: вы берёте белые Великолепные латы, клацаете на них Сферу удачи, что стоит часто 1/10 хаоса, вам могут выпасть магические, редкие Великолепные латы, а может выпасть Сердце Каома, которое сейчас хоть и подешевело но дешевле 50 хаосов при старте лиги стоить точно не будет.
Это дешёвый способ, но геморный. Нужно настраивать в лут-фильтре отображение белых вещей нужных Вам баз, нужно тратить время на подбор этих баз, потом шансить их, полагаясь на рандом. Читать и знать какие именно предметы нужны. В общем и целом проблематично, но как способ это рассматривать можно. А также для соло игроков это один из способов получить нужный им уникальный предмет, нацеленно «фармя» его таким вот образом.

5. Фарм убер лабиринта.

Убер лабиринт — это лабиринт, что откроется Вам после прохождения нужных испытаний, случайным образом спавнящихся на картах. Для каждого входа в него вам понадобится Подношение Богине , оно падает после прохождения тех самых испытаний, а также продаётся за 3-5 хаосов в среднем.
Что нужно для того чтобы убер лабы легко фармить?
Во-первых билд, должен иметь много защиты от физического урона и быть достаточно мобильным в плане прыжков , так как финальный босс Изарий, помимо своих ежедневно меняющихся усилений всегда бьет физическим уроном и имеет много АоЕ скиллов, от которых можно уворачиваться. В лабиринте придется много бегать, потому что цель прохождения — не монстры внутри, а добегание до основных ключевых мест в цепочке карт и убийства босса Изария. Грубо говоря Вам нужно сначала пропрыгать с десяток локаций, полутав тамошние мегасундуки, посетив скрытые алтари и убив минибосса Аргуса, а затем завершить прохождение карт убив самого Изария. Для медленных билдов занятие будет слишком времязатратным и непрактичным, для билдов сделанных чтобы зачищать карты с пачками тонких монстров слишком тяжёлым из-за большого количества физ. урона Изария, к которому билд может быть не готов.
Во-вторых знание того что, где и как лежит в лабиринте сегодня . Убер лаба обновляется каждый день, для того чтобы точно знать где лежит какая плюшка есть подробный англоязычный сайт, однако это дополнительное время, потраченное на чтение и изучение, а не игру, так что выбирать Вам.
Геймплей будет в основном таким: зашли в карту, посетили одно или несколько ключевых мест на этой карте, быстро побежали к следующей в цепочке. Это повторяется пока вы не дойдёте до Испытания претендента в первый раз, там вы встречаетесь с Изарием, дерётесь, снося ему треть хп. Идёте дальше. Всё это повторяется еще дважды — и вот вы готовы получать основную прибыль.
Прибыль в лабиринте идёт из двух источников : кучи сундуков , что ждут Вас после убийства Изария, количество ключей к таким сундукам зависит от того, сколько вы ключевых мест посетили на всех картах лабиринта и насколько правильно убили Изария. Идти в убер лабу ради 2-3 ключей в конце — не логично и бессмысленно, так что если планируете фармить валюту таким способом, придётся подготовиться и делать всё тщательно.
И второй источник — это зачарования . Перчатки, ботинки и шлем в этой игре можно зачаровать на специальном Алтаре Лабиринта, что есть в комнате после боя с Изарием. Этот алтарь есть во всех сложностях лабы, но самые мощные зачарования можно получить только из убер лабы. Основной слот, на который больше всего разнообразных зачарований — это шлем. Суть в том, что многие популярные билды получают дикий прирост к урону, имея зачарование на нужный им скилл, что бывают лишь на шлемах. А из-за того, что есть просто тонна бесполезных или полезных менее популярным билдам зачарований получается так, что некоторые из них НЕРЕАЛЬНО ДОРОГИЕ из-за редкости+популярности самого билда.
В итоге очередная игра с рандомом, если Вам выпадает хорошее зачарование — вы купаетесь в хаосах, может даже экзах. Если нет, проходите снова. Для данного способа заработка есть необходимые приготовления, без которых пользы не будет. Во-первых, покупайте или открывайте сами пророчество на двойное зачарование. Это добавит Вам еще одно использование алтаря в конце Лабиринта и может удвоить прибыль с пробега. Стоит всегда по разному, но обычно в начале и середине лиги не дешевле 4 хаосов и не дороже 10. Что-то между. Для новичка — дорого, но возможная прибыль в 60-80 хаосов тоже не просто так даётся. Или тратьте в два раза больше времени на больше проходок лабиринтов, здесь кому как лучше.
Второе приготовление — всегда имейте в сундуке 2 и больше шлемов Devoto’s Devotion(Благочестие Девото) или Starkonja’s Head(Голова Старконжи), на которые и будете применять зачарования. Эти два идеальны, потому как с ними связано много популярных билдов, в частности тех, для которых есть самые дорогие зачарования, как к примеру дополнительные снаряды для Очереди на лучников. Сами шлемы также могут обходиться по началу от парочки и до 6-7 хаосов, но что поделать.

  • Атлас миров пытается захватить таинственная сущность, известная как Древний. Он сеет порчу и борется за власть с Создателем. Узнайте больше о Войне за Атлас на странице ru.pathofexile.com/war
  • Добавлены 32 новые карты, в том числе 2 уникальные.
  • Добавлены новые битвы с Древним и четырьмя его Хранителями.
  • Добавлены Изменённые и Древние предметы. Их можно получить только в областях под влиянием Создателя и Древнего, или после победы над Создателем и Древним. Изменённые и Древние предметы могут иметь свойства, которые нельзя получить никаким другим способом, а также версии обычных свойств более высокого уровня.
  • Добавлено новое задание, Царица песков. Задание можно получить у Петра и Иванны в 9 Акте после завершения задания Клинок бури. Книгу умений за выполнение Клинка бури теперь вы будете получать за завершение Царицы песков. За выполнение Клинка бури вы получите редкое оружие на выбор.
  • Добавлено 48 новых уникальных предметов.
  • Добавлено 6 новых гадальных карт, созданных нашими спонсорами.
  • Добавлен новый камень умения ловкости/интеллекта, Эксгумация: Герой выпускает снаряд, который пронзает врагов и приземляется в указанное место, создавая труп Костяного лучника.
  • Добавлен новый камень умения ловкости, Кремация: Выбранный целью труп взрывается, нанося урон по области, и становится вулканическим гейзером, который в течение некоторого времени будет последовательно выпускать снаряды по области вокруг. На урон от взрыва трупа не действуют модификаторы урона от чар и его нельзя отразить.
  • Добавлен новый камень умения интеллекта/ловкости, Обмен телами: Тело героя взрывается, нанося урон от чар в области вокруг него. Выбранный целью труп также взрывается, нанося урон в области вокруг него. Тело героя переносится в местоположение трупа. На урон от взрыва трупа не действуют модификаторы урона от чар и его нельзя отразить. Эти чары нельзя сотворять повторно.
  • Добавлен новый камень умения ловкости/интеллекта, Нестабильный труп: Трупы в указанном месте взрываются, нанося урон в небольшой области, и выпускают во врагов сферы, которые затем взрываются, нанося урон от чар в большой области. На урон от взрыва трупов не действуют модификаторы урона от чар и его нельзя отразить.
  • Беззащитность разделена на два камня умений: Беззащитность и Отчаяние. Беззащитность, камень умения силы, проклинает все цели в области: они получают увеличенный физический урон и увеличенный урон от кровотечения. Атаки по проклятым врагам имеют шанс наложить кровотечение и увечья.
  • Отчаяние, камень умения интеллекта, проклинает все цели в области: их сопротивление хаосу становится меньше, они получают увеличенный постепенный урон. Проклятые враги также получают дополнительный урон хаосом при получении удара. Существующие камни Беззащитности станут камнями Отчаяния.
  • Добавлен новый камень поддержки интеллекта, Грозовая преграда: При поддержании усиленного умения создает защитное поле вокруг героя. Поле снижает получаемый физический урон и урон от молнии, а также даёт шанс получить заряд энергии при получении удара.
  • Добавлен новый камень поддержки ловкости, Залп: Добавляет усиленным умениям два снаряда, а сами снаряды выпускаются параллельно из точек по обе стороны от героя. Снаряды, выпускаемые кольцом (на Повелителе осколков) в настоящий момент перекрывают источник паралелльных снарядов этого камня, однако, это будет изменено в будущих обновлениях.
  • Добавлен новый камень поддержки интеллекта, Каскад чар: Усиленные умения области также будут выбирать целью области впереди и за основной целью.
  • Добавлен новый камень поддержки силы, Зов предков: Усиленные умения атак ближнего боя, наносящие урон одной цели, будут выбирать целью двух дополнительных врагов.
  • Добавлен новый камень поддержки ловкости, Призрачный лучник: Нанесение удара усиленным умением лука по врагу создает призрачного лучника, который продолжит использовать это умение в течение некоторого времени.
  • Добавлены 3D-модели для следующих предметов: Метка Малахая, Злодеяние Дианты, Дендрогнев, Сплошное лезвие, Накопитель пустоты, Топтуны Красных сабель и Электрошок.
  • Добавлен новый уникальный ларец, созданный нашим спонсором.
  • Добавлен новый бродячий изгнанник (победитель конкурса Самый нарядный изгнанник).

Лига испытаний Бездна

  • Лиги испытаний - отличная возможность начать игру в свежей экономике. Все ваши существующие персонажи и предметы останутся в постоянных лигах Стандарт и Одна жизнь, но вы можете создать героя в новой лиге, чтобы завершить испытания и продемонстрировать мастерство игры в Path of Exile!
  • В 3.1.0 будут доступны три версии лиги Бездна: Стандарт, Одна жизнь и Соло. Механика и предметы во всех версиях лиги одинаковы. В лиге Бездна вы будете находить трещины в земле. Как только вы подойдете ближе, эти трещины станут шире и распространятся дальше, а из чёрных глубин начнут появляться ужасные монстры. Попробуйте угнаться за трещиной, и вам бросят вызов опасные монстры Бездны. Не справитесь с монстрами вовремя - Бездна захлопнется, но если победите быстро - получите сундук с ценными наградами.
  • По мере игры в лиге вы найдете пропасти, которые позволят попасть в глубины Бездны. В этих областях вы встретитесь с множеством чудовищ, найдете ценные награды и сразитесь с боссом.
  • Исследуя глубины Бездны на высоких уровнях, вы сможете сразиться с боссом-личем. Такой босс встречается редко, битва с ним сложна, но и награды за победу будут ценными. Только побеждая личей вы получите уникальные предметы Бездны.
  • Из монстров и сундуков в Бездне могут выпасть самоцветы Бездны. Как и прочие самоцветы, их можно поместить в гнёзда на древе пассивных умений для усиления вашего персонажа. Однако, в отличие от остальных самоцветов, у самоцветов Бездны есть эксклюзивные новые свойства и их можно размещать в особые гнёзда Бездны на ваших предметах! Гнёзда Бездны будут встречаться на новых уникальных предметах Бездны и новом типе пояса: Тёмных тисках.
  • В лиге Бездна вам предстоит выполнить 40 испытаний. Завершив 12, вы получите в награду шлем Бездны. За 24 испытания вы получите крылья Бездны, за 36 - портал Бездны. Все эти микротранзакции можно получить только за выполнение испытаний лиги Бездна.
  • Начиная с 19 испытания за каждое третье завершённое испытание вы будете получать часть тотема Бездны, который можно установить в своем убежище. Тотем останется у вас навсегда.

Прочие изменения:

  • Улучшен выбор целей многих умений, особенно выбор больших целей, вроде Китавы и Аракаали.
  • Рамки предметов обновлены в соответствии с текущим пользовательским интерфейсом.
  • Обновлена модель сундука хранилища. Теперь он блестит новизной!
  • В систему обучения добавлены более подробные указания для игроков, которые испытывают сложности в самом начале игры.
  • Добавлена страница обучения о свитках портала, обновлена страница обучения о порталах в областях.
  • В систему обучения добавлена заметная преграда на вход на Заставу Львиного глаза. Преграда исчезнет после распределения очка пассивного умения.
  • Теперь вы можете открыть окно помощи клавишей ";". Клавишу можно изменить в меню настроек.
  • Теперь вы можете отключить уведомления о страницах помощи, нажав по ним правой кнопкой мыши. Они исчезнут сами собой через 6 секунд.
  • Теперь вы можете сдавать гадальные карты Навали в Эпилоге или в вашем убежище. Соответственно было изменено описание достижения "Предсказание".
  • Отверженные мастера вернулись на Ориат, теперь их можно найти в Эпилоге.
  • Теперь трупы, исчезающие при достижении ограничения на количество создаваемых трупов умениями Осквернение или Эксгумация, будут воспроизводить визуальный эффект.
  • Значение показателей эффективности шока и охлаждения теперь можно узнать на панели персонажа.
  • Добавлена система масштабирования визуальных эффектов состояний в зависимости от размеров монстра.
  • Добавлена озвучка диалогов многих неигровых персонажей и объектов с историей, которые были пропущены в Падении Ориата.
  • Добавлены изображения, появляющиеся при наведении на область на карте, для новых областей из Падения Ориата.
  • В выпадающее меню на портрете персонажа добавлена опция ухода из текущей группы.
  • Теперь выбор фильтра лиги на экране выбора персонажей сохраняет своё значение.
  • Улучшен интерфейс выбора наград за выполнение задания.
  • Под каждую иконку флакона добавлен таймер, показывающий оставшееся время действия эффекта этого флакона.
  • Отрицательные эффекты теперь отображаются отдельно от положительных эффектов, эффектов флакона и зарядов.
  • Действующие на вас ауры, которые вы включили самостоятельно, больше не отображаются на панели положительных эффектов в виде иконки умения. Ауры, полученные из других источников все ещё будут отображаться на панели положительных эффектов.
  • Умения с измененным временем перезарядки теперь показывают окончательные значения времени перезарядки, а не множитель времени перезарядки.
  • Теперь на монстрах отображается их редкость, пока они поднимаются из земли.
  • На панели испытаний теперь отображается количество завершенных испытаний.
  • Теперь минимум кадров в секунду для динамического разрешения по умолчанию составляет 30. Вы можете изменить это значение в настройках.
  • Улучшены эффекты редкости и состояний на монстрах.
  • Добавлена поддержка подповерхностного рассеивания. Обратите внимание на лёд и свечи!
  • Улучшена производительность множества умений, областей, монстров и эффектов.
  • Мы продолжаем улучшать звук, эффекты и окружение.

Баланс персонажей

  • Враги под эффектом Устрашения теперь получают увеличенный на 10% урон от атак (вместо увеличенного на 10% урона).

Баланс умений

  • Существующие камни Беззащитности стали камнями Отчания. Отчаяние проклинает все цели в области: их сопротивление хаосу становится меньше, они получают увеличенный постепенный урон. Проклятые враги также получают дополнительный урон хаосом при получении удара. Новый камень Беззащитности теперь красного цвета.
  • Ваши приспешники (и их приспешники) больше не будут наносить или получать урон пока вы мертвы.
  • Тёмный договор больше не получает прибавки к радиусу действия при использовании вашего здоровья. Увеличение урона при использования вашего здоровья растет медленнее с повышением уровня камня, теперь на 20 уровне умение наносит на 76% больше урона (было 95%).
  • Подрыв трупа теперь наносит урон от чар на основании уровня камня умений, в дополнение к урону, основанному на максимуме здоровья трупа. Базовый урон от огня, который наносят чары от взрыва, был значительно увеличен. Теперь умение получает дополнительное увеличение области действия с повышением его уровня, базовый шанс критического удара был повышен с 5% до 6%. Время сотворения снижено до 0.6 секунды (было 0.8).
  • Сотворение призрака теперь дает призракам дополнительную меткость на основании уровня камня.
  • Медвежий капкан и Ливень стрел ваал теперь удаляют всю скорость передвижения, вместо снижения её на 300%.
  • Неистовые духи теперь имеют множитель добавленного урона "на 15% меньше", вместо 30%.
  • Сотворенные скелеты теперь имеют множитель добавленного урона "на 50% больше", вместо "на 30% меньше".
  • Неистовые духи, пауки, созданные Клыком Аракаали, и призрачные черепа от Сущности безумия, больше не могут провоцировать врагов.
  • Количество урона от горения, наносимое горящей землей от Горящей стрелы персонажа с самоцветом Кромешная тьма, теперь определяется уровнем камня Горящая стрела.
  • Сфера бурь теперь может вызывать срабатывание ударов молний от поддерживаемых умений.
  • Осквернение: Теперь создает 5 трупов (было 3). Время перезарядки было снижено до 3 секунд за заряд (было 5), а время сотворения снижено до 0.8 секунды (было 1). Максимальный уровень трупов Осквернения постоянно возрастает с повышением уровня камня. Теперь умение может создавать трупы более высокого уровня на большинстве уровней камня, кроме 19, на котором максимальный уровень трупов был снижен с 100 до 81.
  • Переработаны Побеги молний. Теперь это поддерживаемое умение, которое наносит больше урона каждый 4 пульс. Улучшены визуальные эффекты умения. Новая версия наносит удары немного реже, чем предыдущая, но общий урон от умения стал выше.
  • Камень поддержки Здоровье приспешников теперь имеет множитель, т.е. дает на 30% БОЛЬШЕ здоровья приспешников (а не 30% увеличения здоровья приспешников) на 1 уровне камня (до "на 49% больше здоровья" на 20 уровне).
  • Тёмный договор теперь считается умением приспешников и будет взаимодействовать, например, с эффектами предмета Накидка Томора Айли.
  • Камень поддержки Беспощадность больше не будет усиливать поддерживаемые умения.
  • Вихрь больше не может быть усилен камнем поддержки Беспощадность.
  • Железная воля теперь может усиливать Сотворение скелетов и влиять на урон, нанесенный скелетами-магами, если вы используете самоцвет Возмездие мёртвых.
  • Охлаждающий эффект Северной брони теперь замедляет атакующих на 30%, когда вы получаете удар (было 10%).
  • Атаки ближнего боя, усиленные Градом ударов, теперь более точно учитывают дальность атаки (в том числе модификаторы урона по области) при выборе целей для последующих атак. Изменение отрицательно повлияло на одни умения, и положительно на другие, но в целом, умения ближнего боя, усиленные Градом ударов, будут выбирать цели таким способом, который лучше подходит поведению конкретной атаки.
  • Область действия первых волн Мечепада была шире, чем задумывалась. Теперь область действия умения более соответствует области визуального эффекта, в которой падают мечи. Общая ширина области действия Мечепада была немного увеличена, чтобы компенсировать более узкие области на низких уровнях умения.
  • Теперь на Грозовой взрыв корректно влияют модификаторы, основанные на состоянии снарядов (например, свойство Мощной точности "Снаряды имеют 100% повышение шанса критического удара по пронзённым ими целям")
  • Заряженный рывок теперь имеет ограничение в максимум 15 ударов за одно использование умения.
  • Радиус Статичного разряда увеличен с 19 до 20, общий радиус на 20 уровне теперь составляет 24. Взрыв Статичного разряда теперь корректно накладывает состояния с модификатором "на 40% меньше". Ранее умение накладывало состояния без учета модификатора "меньше урона".
  • Радиус Ледяного сокрушения увеличен с 8 до 9 на первой стадии, с 16 до 18 на второй стадии, и с 24 до 26 на третьей.
  • Радиус Землетрясения увеличен с 25 до 28 на второй стадии.
  • Радиус Опустошения увеличен с 17 до 20, на 20 уровне камня значение радиуса составляет 24.
  • Увядание теперь повышает получаемый урон хаосом на 6% (было 7%), и накладывается до 15 раз (было 20).
  • Радиус Перелива силы ваал уменьшен до 70 (было 120).

аланс предметов

  • Гадальные карты: переработаны области, шансы выпадения и требования множества гадальных карт, в связи с изменениями Атласа в этом обновлении, и для лучшей интеграции гадальных карт с новыми областями из Падения Ориата.
  • Изменены некоторые названия свойств регенерации здоровья, добавлены два новых высокоуровневых свойства, в связи с чем все эти свойства были реогранизованы.
  • Усилены свойства регенерации здоровья на редких предметах. Существующие свойства теперь дают до 20 здоровья в секунду. Чтобы обновить существующие свойства до новых значений, используйте Божественную сферу на предмет.
  • При использовании на пояс, Сущность безумия теперь дает 10% повышение скорости передвижения при использовании эффекта любого флакона (было 5%).
  • Базовые типы предметов, относящиеся только к Атласу, больше нельзя найти в побочных областях ваал.

Баланс уникальных предметов

  • Проницательность Азири: больше не похищает здоровье моментально от критических ударов, вместо этого дарует Соглашение с ваал, если вы недавно наносили критический удар. Изменение не затрагивает существующие версии предмета. Узнайте об изменениях Соглашения с ваал из раздела с изменениями древа пассивных умений.
  • Отвар ведьмовского огня: при использовании создает ауру проклятия Отчаяние. Изменение затрагивает все версии предмета.
  • Стрелы рока: теперь добавляет 100% физического урона в виде урона от случайной стихии (было 110%). Больше не повышает шанс критического удара, вместо этого имеет от (12-16) до (20-24) добавленного физического урона. Использование Божественной сферы на существующие версии предмета изменит добавленный физический урон и добавленный урон от случайной стихии, но не удалит шанс критического удара.
  • Призма Стрел рока: теперь добавляет 100% физического урона в виде урона от каждой стихии (было 110%). Используйте Божественную сферу на существующую версию предмета, чтобы применить это изменение.
  • Стратегема Конмина: больше не создает облако дыма при срабатывании размещённой в предмете ловушки. Вместо этого предмет дарует умение "Туман войны", который создает облако дыма при срабатывании любой вашей ловушки. У Тумана войны есть время перезарядки.
  • Львиный рёв: теперь добавляет отбрасывание только к атакам ближнего боя во время действия эффекта флакона.
  • Паук-волк: значительно снижен шанс выпадения этого предмета из монстров. Предмет слишком широко использовался персонажами ближнего боя на разных уровнях, как очень доступный способ обойти требования к меткости.
  • Ошейник Биско: значительно снижен шанс выпадения предмета из монстров.
  • Царица леса: теперь имеет от 200 до 240% увеличения уклонения (было от 240 до 380%). Используйте Божественную сферу на существующую версию предмета, чтобы применить это изменение. Повышение скорости передвижения от этого предмета теперь ограничено 100% на всех версиях. Изменение базовых типов предметов с уклонением в Падении Ориата привело к слишком сильному повышению уклонения и скорости передвижения на этом предмете.
  • Возрождение Феникса: максимум сопротивления огню снижен до 5% (было 8%). Регенерация здоровья составляет "от 15 до 20 в секунду" (было 6). Используйте Божественную сферу на существующую версию предмета, чтобы применить это изменение. Новые версии также дают от 40 до 60 здоровья (изменение нельзя получить Божественной сферой).
  • Знамение ветров: теперь позволяет Ледяному выстрелу пронзить 3 дополнительные цели (было 5). Используйте Божественную сферу на существующую версию предмета, чтобы применить это изменение.
  • Танцующий дервиш: пока активно Проявление Танцующего дервиша, Танцующий дервиш при нанесении удара по уникальному врагу имеет 25% шанс дать вам заряд Буйства. Приспешник, созданный этим уникальным предметом больше не может перемещаться по непроходимым местам. Изменения затрагивают все версии предмета.
  • Обитель демонов: охлаждающий эффект теперь замедляет врагов на 30%, когда вы получаете удар (было 10%). Изменение затрагивает все версии предмета.
  • Барон: теперь добавляет половину вашей силы приспешникам (вместо всей силы). Изменение затрагивает все версии предмета.
  • Возмездие мёртвых: теперь корректно заменяет количество скелетов-воинов на скелетов-магов при использовании Сотворения скелетов ваал.
  • Клятва смерти: теперь корректно обновляет поведение при изменении умений, предметов или пассивных умений.
  • Ауксиум: в описании предмета теперь указано, что именно длительность заморозки основана на энергетическом щите. Функционал предмета не изменился.

Баланс монстров

Баланс карт

  • Переработан весь Атлас. Изменены названия многих карт, так же как и их баланс, уровень и место на Атласе. На многих картах боссы были переработаны или полностью заменены.
  • Правила генерации монстров на высокоуровневых картах значительно переработаны, их баланс изменен в сторону скорости, с которой игроки, по нашему мнению, будут зачищать карты. В основном, на ровных линейных картах общее количество монстров будет меньше, чем на картах с более сложной раскладкой. Мы будем внимательно следить за балансом этих изменений, и со временем будем вносить дальнейшие изменения и улучшения.
  • Изменен баланс свойств карт. Теперь каждое свойство дает повышенную редкость предметов, увеличенное количество предметов и увеличенный размер группы монстров. Значения будут зависеть от сложности свойств.
  • Мао Кун: монстры больше не получают заряды энергии и выносливости каждые 20 секунд, поскольку это приводило к проблемам с производительностью. Монстры теперь имеют шанс получить эти заряды при нанесении удара. Количество монстров на этой карте снижено, но в этой области вы теперь будете получать больше опыта.
  • Добавлен новый префикс для карт, Пирующий: область населена культистами Китавы.
  • На карты добавлены монстры из 5-10 Актов, которые ранее не появлялись на картах.
  • Боссы с несколькими формами или стадиями больше не считаются за нескольких боссов карты.
  • Изменен баланс Наскока Аши Призывающей солнце, теперь умение имеет 4-секундную перезарядку.
  • Рек"тар теперь может напрыгивать на врагов, которые находятся слишком близко к стене.
  • Гончие очищения теперь появляются из ворот, расположенных вдалеке, и могут преследовать игроков на дальние расстояния.
  • Водные элементали и их вариации теперь появляются группами видимых и невидимых монстров (вместо всех видимых или всех невидимых).
  • Босс уникальной карты Смерть и налоги теперь передвигается на 35% быстрее под эффектом иммунитета к урону.
  • Трупы Искажённых статуй можно получить при использовании Осквернения на картах, если у вас уже есть призрак такого монстра.
  • Боссы-роа на картах теперь восстанавливают 33% от их максимума здоровья каждый раз, когда вы разоряете одно из гнёзд.
  • Добавлены группы волшебных монстров в комнаты с боссами на картах, где их раньше не было.
  • Монстры теперь могут появляться ближе ко входам на карте Проклятый клад Обы.
  • Теперь карта погоста - базовый тип уникальной карты Священная земля.

Изменения древа пассивных умений

  • Значительно переработано Соглашение с ваал. Оно больше не дает мгновенное похищение здоровья, вместо этого скорость похищения здоровья удвоена, так же, как и максимум скорости похищения. Пассивное умение перемещено в область Гладиатора.
  • Не-значимые пассивные умения за Разумом превыше материи теперь дают 10% увеличение маны (было 12%), а значимое дает 30% увеличение маны (было 40%) и 40 добавленной маны (было 100).
  • Ключевое умение Вампиризм теперь дает 3% от максимума здоровья в секунду к максимальной скорости похищения здоровья (было 5%).
  • Пустота тела теперь дает 3% от максимума здоровья в секунду к максимальной скорости похищения здоровья (было 5%).
  • Пассивные умения, которые раньше давали увеличение физического урона в ближнем бою со щитом в руках, теперь дают увеличение физического урона от атак со щитом в руках (всего физического урона, не только в ближнем бою).
  • Многие пассивные умения, которые ранее давали защитные бонусы со щитом в руках, теперь также увеличивают физический урон от атак и урон от состояний со щитом в руках.
  • Удалено одно из пассивных умений на пути к Пеплу, морозу и буре (возле Дворянки).

Баланс Восхождения

  • Рубака: Жесткое рвение больше не увеличивает максимум скорости похищения здоровья.

Пантеон

  • Изменено большинство боссов карт, которых нужно убить для улучшения сил Пантеона.
  • На Пантеон добавлена Шакари.

аланс Лабиринта

  • Добавлен новый эффект Тёмной святыни, который можно найти только в Лабиринте Вечных.
  • Изменены условия появления некоторых сундуков. В общем, награды из них теперь будут более ценными и больше соответствовать их уровню и сложности.
  • Увеличено общее количество предметов в Серебряных сундуках.
  • Из Безжалостного Лабиринта удалено зачарование шлема, которое давало дополнительные снаряды Очереди. Зачарование для Очереди из Лабиринта Вечных теперь дает один дополнительный снаряд (было 2).

Свойства Заны в 3.1.0:

  • Уровень 2: Анархия (стоимость 2 сферы хаоса): Дополнительных бродячих изгнанников в области: 3, 20% увеличение количества найденных в области предметов.
  • Уровень 3: Родословные (стоимость 3 сферы хаоса): Все группы волшебных монстров имеют свойство Родословных, На 25% больше волшебных монстров, 20% увеличение количества найденных в области предметов.
  • Уровень 4: Иномирье (стоимость 3 сферы хаоса): Убитые близко друг к другу враги могут привлечь монстров из другого мира, 20% увеличение количества найденных в области предметов.
  • Уровень 4: Удача благоволит смелым (стоимость 3 сферы хаоса): Выбирает случайное свойство Заны из текущего списка, включая ещё не открытые свойства.
  • Уровень 5: Засада (стоимость 4 сферы хаоса): Область содержит дополнительных ларцов: 3.
  • Уровень 6: Господство (стоимость 4 сферы хаоса): В области можно найти дополнительных алтарей: 3.
  • Уровень 7: Сущность (стоимость 5 сфер хаоса): В области можно встретить дополнительных Сущностей: 2.
  • Уровень 8: Разлом (стоимость 6 сфер хаоса): В области можно встретить дополнительных Разломов: 2.

Баланс PvP:

  • Удалена Арена Сандрии 60 уровня. Игроки, не соответствующие требованиям Арены Сандрии 40 уровня, будут отправлены на открытую Арену Сандрии.
  • Персонажи, вошедшие в портал на Ориат в конце 4 Акта, не смогут вставать в очередь на низкоуровневые дуэли.
  • Клятва смерти теперь наносит значительно меньше урона игрокам (и Великим мастерам).
  • Персонажи только для PvP больше не могут активировать машину картоходца.
  • Кровотечение, поджог и яд теперь получают штрафы в зависимости от скорости атаки или сотворения чар умения (или аналогичного параметра времени), которое их вызвало.

Изменения мира:

  • За выполнение задания Любовь к ближнему игроки будут получать не только флакон, но и камень поддержки на выбор.
  • Зелёный лабиринт удален из игры. Слива Титуса и Испытание Лабиринта перемещены в Имперские сады.
  • Добавлены объекты с историями, в основном, в области из Падения Ориата.
  • Из таинственных бочек теперь появляются более разнообразные монстры.
  • Теперь во время заправки маяка топливом в области Маяк будут появляться дополнительные группы монстров.
  • Улучшена область Южный лес, особенно в 6 Акте. Южный лес в 6 Акте теперь может генерировать побочные области ваал.
  • На пути к схватке с Порочной троицей, сердца-порталы к Мелавию, Схоластии и Дэрии, перестают биться при смерти соответствующего босса.
  • Хранилище жрецов из Костницы в 10 Акте переименовано в Запечатанный сундук. У сундука появилась новая модель.
  • Хадриан больше не будет говорить о Висячих садах, этот диалог убран из требований достижения Хороший слушатель.
  • Добавлено больше вариантов раскладок областей основной сюжетной линии. Большинство областей, в частности, новые области из Падения Ориата, теперь имеют несколько новых возможных раскладок.
  • Обращение Волла в Западном лесу во 2 части будет разрушено. Обратите на него внимание, выглядит очень круто.
  • Добавлены некоторые пропущенные на миникарте иконки дверей и переходов в областях.
  • Алтари больше не будут появляться у входа в Крепость Тукохамы.
  • Арена Китавы в 10 Акте теперь называется Алтарь голода.
  • Журнал Малахая больше не ссылается на некорректную дату.

Пророчества:

  • Редкие монстры, которые требуются для пророчеств на получение уникального предмета, были добавлены в различные области по всему миру. Они дают возможность получить предмет достаточно высокого уровня, чтобы на нём можно было получить 6 связей.
  • Вам больше не нужно надевать уникальный предмет для выполнения Пророчества, достаточно просто иметь его в инвентаре во время убийства нужного босса.
  • Пророчество Близнецы, которое превращает не-двойниковую карту в двойниковую, больше не дает 6% увеличения количества найденных предметов.
  • Пророчество Чудовищное сокровище теперь выполняется при открытии последнего ларца в области.

Исправления ошибок

  • Исправлена ошибка, из-за которой из-за которой сундуки с бижутерией в Лабиринте содержали различные типы предметов.
  • Исправлена ошибка, из-за которой камень умения Поднятие зомби отображал неверные значения здоровья. Это не влияет на баланс зомби.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые задания Фотиса продолжали отображаться даже после их выполнения или провала.
  • Исправлена ошибка, из-за которой за колоду гадальных карт Сирена вы получали осквернённый Шепчущий лёд без 20% качества.
  • Исправлена ошибка, из-за которой значимое пассивное умение Боевой маг давало силу и ловкость по отдельности (а не вместе). Это не влияет на механику пассивного умения.
  • Исправлена ошибка, из-за которой вы могли заранее пройти сквозь преграду в Обители грехов 7 Акта.
  • Исправлена ошибка, из-за которой Укус льда мог усиливать умения тотемов, ловушек и мин, хотя его эффект на них не работал.
  • Исправлены описания Укуса льда и Возбуждения.
  • Исправлена ошибка, из-за которой значимое пассивное умение Вызов давало увеличение физического урона в ближнем бою, а не увеличение физического урона в ближнем бою со щитом в руках.
  • Исправлена ошибка, из-за которой вы могли покинуть арену Стратега Адрастия с помощью Наскока. Теперь вы не можете забрать Тератновую пыль до убийства этого босса. Raiz, ты знаешь, что всё из-за тебя.
  • Исправлена ошибка, из-за которой свойство "повышение глобальной брони при отсутствии энергетического щита" на уникальном предмете Сломленная вера некорректно действовало на броню, полученную от конвертации уклонения в броню ключевым пассивным умением Стальные нервы.
  • Исправлена ошибка, из-за которой святыня в Лабиринте, которая добавляла в награду за убийство Изария дополнительный уникальный предмет, вызывала сильные лаги при активации.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые монстры не могли взорвать свои мины.
  • Исправлена ошибка, из-за которой страдающие духи могли вселиться в сферы Солярис и Лунарис во время битвы с Рассветом и Закатом.
  • Исправлена ошибка, из-за которой текст на некоторых языках не помещался в окно предмета.
  • Исправлена ошибка, из-за которой текст на экране испытаний мог накладываться друг на друга в некоторых языках.
  • Исправлена ошибка, приводившая к крашу клиента во время обучения о малом количестве маны.
  • Исправлена ошибка, из-за которой тотемы с низкими значениями максимума здоровья не могли достичь единицы здоровья из-за округления, поэтому Праведный огонь на них не выключался.
  • Исправлена ошибка, из-за которой вы могли убить Абберата, Раздвоенного, до его перехода в другие стадии.
  • Исправлена ошибка, из-за которой обучение об уровне камня отображалось вместо других обучений.
  • Исправлена ошибка, из-за которой алтари могли появляться в недоступных местах.
  • Исправлена ошибка, из-за которой двойной клик по персонажу с истекшим сроком действия имени приводил к сбросу выбора этого персонажа во время смены имени. Это препятствовало входу в игру данным героем и не отображало новое имя героя на экране выбора персонажей, несмотря на то, что оно было изменено на сервере.
  • Исправлена ошибка, из-за которой на ячейку для микротранзации нужно было кликнуть дважды, если инвентарь, а затем и экран выбора микротранзакций были вызваны нажатиями клавиш.
  • Исправлена ошибка, из-за которой модификаторы урона от состояний от атак со щитом в руках накладывались дважды, если вы не использовали Варунастру.
  • Исправлена ошибка, из-за которой секстант, дающий игрокам мгновенное восстановление здоровья и маны, на самом деле не давал никакого мгновенного восстановления.
  • Исправлена ошибка, из-за которой при вынимании камня умения Статичный разряд (или при совершении действий, которые отключали это умение) немедленно срабатывали все взрывы Статичного разряда.
  • Исправлена ошибка, из-за которой враги, попавшие под изначальный удар Раскола, также получали удар от области действия, созданной этим ударом.
  • Исправлена ошибка, из-за которой у низкоуровневых персонажей в городе или в убежище появлялись сюжетные задания, связанные с Создателем, если на этом же аккаунте и в этой же лиге были персонажи, выполняющие эти задания.
  • Исправлена ошибка, из-за которой эффекты, изменяющие размер персонажа могли привести к некорректному появлению некоторых чар и эффектов.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые боссы не могли перейти в свои следующие стадии из-за наложенных на них эффектов постепенного урона. Из-за этого персонажи, наносящие только постепенный урон, не могли завершить некоторые битвы.
  • Исправлена ошибка, из-за которой Дэрия могла погибнуть во время телепортации, если у неё было очень мало здоровья.
  • Исправлена ошибка, из-за которой скелеты-генералы, призванные Сотворением скелетов ваал, воспроизводили некорректный эффект при появлении.
  • Исправлена ошибка, из-за которой вы могли продолжать поддерживать умения даже после того, как ваша скорость действий была снижена до 0 (например, после получения эффекта окаменения от Василиска).
  • Исправлена ошибка, из-за которой автоматическое обновление публичных групп приводило к отключению режима "Отошёл".
  • Исправлена ошибка, из-за которой Отверженный мастер мог телепортироваться в место, которое загораживало вход в область (например, в дверной проход).
  • Исправлено отображение длительности Возбуждения и Колдовского выброса на умениях, у которых есть собственные модификаторы длительности.
  • Исправлена ошибка, из-за которой время существования Пут времени, наложенных предметами при нанесении удара, было слишком коротким.
  • Исправлена ошибка, из-за которой попытка возрождения в убежище, в котором портал был заблокирован объектом, приводила к отключению.
  • Исправлена ошибка, из-за которой показатели здоровья и маны накладывались на текст при открытом окне помощи.
  • Исправлена ошибка, из-за которой уникальная карта отображала наличие босса для улучшения Пантеона, если её базовый тип был такой же, как и у обычной карты с боссом для улучшения Пантеона.
  • Исправлена ошибка, из-за которой Леденящий молот иногда некорректно взаимодействовал с эффектом Вестника льда при разбивании врагов.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые диалоги неигровых персонажей отображались в неправильной категории.
  • Исправлена ошибка, из-за которой использование боевого клича с Панихидой Дибиона в руках игнорировало избегание отбрасывания.
  • Исправлена ошибка, из-за которой союзные Предвестники (и другие сущности, которые не могут быть выбраны целью), вызывали срабатывание вражеских ловушек.
  • Исправлена ошибка, из-за которой несколько эффектов святынь Лабиринта одного типа накладывались, а не заменяли друг друга.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые умения становились невидимыми, если игрок покидал и возвращался в область. Это касается в том числе Пожирающей тьмы Китавы.
  • Исправлена ошибка, из-за которой взрывы Грозового взрыва не уничтожали сундуки, каменные столбики и бочки.
  • Немного исправлены описания пассивных умений, связанных с Укреплением.
  • Исправлена ошибка, из-за которой умения, усиленные Возбуждением, называли все умения чарами в подсказке.
  • Исправлена ошибка, из-за которой некоторые области с большой плотностью монстров (например, области заданий Отверженных мастеров) пытались и не могли создать дополнительных монстров, таких как страдающие духи и бродячие изгнанники. Теперь они будут пытаться и создавать монстров! Успех!
  • Серебряные сундуки Лабиринта и другие награды теперь не будут появляться возле стен и под свободным углом. Предметы больше не должны появляться в недоступных местах.
  • Исправлена ошибка, из-за которой Руины осквернённой святыни могли сгенерировать побочную область ваал на недосягаемой стороне реки.
  • Удалено несколько устаревших диалогов Шёлка.
  • Исправлена ошибка, из-за которой заряды ярости давали Великим мастерам только больше урона от атак, а не урона в целом.
  • Исправлена ошибка, из-за которой Руины ваал во 2 Акте могли сгенерировать дополнительные комнаты, которых не должно быть в этой области.
  • Исправлена ошибка, из-за которой из Крепких крабов в Кипящем озере не выпадали предметы.
  • Исправлена ошибка, из-за которой грозоотводы на аренах Стратега Адрастия и Минотавра можно было отбросить.
  • Исправлены некоторые проблемы с потрескиванием звука.
  • Исправлена ошибка, из-за которой размер Анкха Вечности и Слезы (из заданий сюжетной линии) не совпадал с размером их изображений.
  • Исправлена ошибка, из-за которой за игроками следовало больше питомцев, чем у них было на самом деле.
  • Исправлена ошибка с родами эпитетов редких названий во французском языке.
  • Улучшено поведение Стрелы-телепорта на необычной местности.
  • Исправлено дрожание при наведении на описание предмета.

PoeCurrencyBuy Date: Jul/16/18 03:13:34 Views: 6176

Navali can reveal the future of a player, which is called Prophecy in Path of Exile. So do you know the how to seal the prophecy and what is the best prophecy? And do you have any ideas to ask Navali for help and how about the farming in prophecy? You are in the right place bro, you will know more about Path of Exile prophecy after you read this article carefully.

Beginner"s section


Prophecies are a mechanic in PoE which can change the area you play in, change a unique item, grant you a special effect, guarantee a specific unique drop in an area or change your gameplay in various styles.

You get prophecies by talking to Navali, she can be found in act 1 The Climb area just before lower prison, once you save her you can talk to her in town, or invite her to your hideout. She will give you prophecies (seek prophecy) in exchange for silver coins that drop off random mobs. She will also let you save your prophecies for later or get rid of them in exchange for a few coins (seal prophecy).

Silver coins are a currency that can drop in every area. The amount of silver coins is around 1 on average if you kill every mob. This amount of coins is generally not enough for farming, but people usually sell them, so it should be easy to trade for them.

The prophecies you can get change with your character level and are not affected at all by where you talk to Navali and ask for prophecies.

Farming methodology:


The goal of prophecy farming is to sell the most amount of expensive prophecies such as jeweler’s touch, fated connection etc. This requires you to increase your prophecy/minute while keeping your silver costs/minute figures as low as possible as in finish the most amount of prophecies, seal the least possible amount and do them as fast as possible.

You can also try to maximize your amount of good prophecies per silver coin ignoring the time factor but it is extremely ineffective for .

Prophecies should not be used until you are a high enough level (don’t have exact data on this matter I’d say lvl 70 is a good milestone), accepting prophecies at a low level can give you terrible ones which will give you practically no profit and only waste your time.

Some prophecies can be sealed and hoarded and then triggered in high tier maps for extra loot. An extreme example is the Ending the Torment and the Forceful Exorcism prophecies to make sure that every rare mob!!! in the area drops a bunch of currencies, a unique, a sac frag and other goodies. These setups usually require a massive amount of preparation and planning and are only worth if you are prepared properly for it.

Other good to keep a few prophecies can be:

The Twins for currency sextant

Waiting in Ambush for spawning them in masses from ambush/bountiful trapped 15s if you have high MF and trying to get a Skyforth or an 84 steel ring in abyss (although the seal price can be costly and is probably not worth)

The Dreamer"s Dream This has a chance to trigger on each map boss in multi bossed maps, although you are best off using this in a t16.

Bountiful Traps for your good maps

The Wealthy Exile can possibly be made really good for chance orb farming if you combine it with the mirrored exile drop leagues one

The Scout can be used once again for ilvl 84 item farming

Deadly Twins can be used if you are farming corrupt 3 boss maps, as it gives a chance for extra sac frags etc, prophecy farming can easily involve map boss rushes anyway and bring a lot which will make you a rich guy.

Master mission, especially Zana.

The fastest way I found to do prophecies is to trigger every area prophecy I get, fill up with prophecies that are on the kill, and if one of them require farming a specific rare or such try to have as many of them proc in the area as possible on the way. You can easily finish 3-4 prophecies in on an area and then ask Navali for more.

Apex runs are especially good for emptying your prophecy tab, it is filled with monsters for generic on kill prophecy, the fix mob types finish The Soulless Beast and Day of Sacrifice I. It has multiple unique monsters for Erased from Memory, the queen finishes A Regal Death and The Queen"s Vaults prophecy. And generally farming queen is a good pastime activity with some possible gg loot. Also, the apex area has tons of map drops which can be used in an interesting way described below.

Getting rid of prophecies without leaving an area:

Have a mapping device, throw in a random map and watch your prophecy tab, anyone the area or map prophecy can be finished just by starting a map without having to enter said the area. Be careful not to have expensive prophecies while doing this as it can lose you a monstrous treasure.

Every on area trigger prophecy has a set list of areas it can be used up in, for example, if your Monstrous Treasure didn"t proc while it was the single prophecy available on area entry, or even if there were multiple, but none of them proceed you will know that Monstrous Treasure will not be used up said area until you reset the prophecy (described below)

Resetting prophecy areas:

If you want to use a prophecy in a certain area but said area didn’t get chosen by the prophecy you can seal a prophecy and use it again, this will reset the prophecy and is a base part of the principle behind making Monstrous Treasure certainly trigger in an area.

Prophecy chains:


These require you to do many prophecies to get rewarded once in the end, some of these can be really annoying and the first part of the chain is rarer to get generally than subsequent prophecies, this is true for them all except the four prophecy chain required for getting a council set which is common and if you are not doing them, they require a specific setup to be able to get rid of fast.

Note that you cannot gain new prophecy chains of the same type as long as you have any area with the same prophecy open, aka. you cannot gain Unbreathing Queen III from Navali as long as you have an Unbreathing Queen III area open and unfinished. If you can set up 4-5 PoE clients to keep areas open for you you can ignore up to five prophecy chains from Navali by having alt chars keeping them open forever. Although having that many PoE clients might be against ToS, I’m not quite certain about this, but is definitely worth to keep in mind.

Some chains are better off triggered and left undone, this will remove them from your “started” chains and you will have a lower chance of getting another prophecy I chain, than if you completed it and would be getting a chain part II.

List of prophecy chains and how to get rid of them fast:

The Unbreathing Queen III (At ledge wp you can trigger and leave area)

Unbearable Whispers I (Library wp enter leave)

The Plaguemaw II (Crypt wp enter leave)

The Feral Lord I (Southern wp enter leave)

The Ambitious Bandit I (look for the area trigger in act 2, then leave area)

Deadly rivalry is easy to do and you can do it while mapping so you can just let it be

Warmongers can be done while mapping

Beyond sight can be done while mapping

Thaumaturgical History I (open the tome in upper prison then leave before killing the mobs to make sure you reset this chain into unstarted state and won’t receive it anytime soon)

Ancient Rivalries I (best to just seal it)

Anarchy"s End I (can be done while mapping, combine it with some leaguestones for extra exile loot)

Day of Sacrifice I (run apex for Vaal fallen, corrupt a rare box, run a side are and then you have 2 options)

Wp to ledgea or some easy to find Vaal side area run it, then do a corrupted map for finishing chain

Use a wp for prophecy to trigger and either give it away to someone or just leave and anytime you gain this prophecy repeat this and never finish the chain

Some prophecies are parts of chains, some of these can be used in unintended ways (Plaguemaw IV arcanist farm) by not finishing the task yourself, entering the area triggering the prophecy, leaving and letting someone else take the loot. These are generally not worth it unless you have dedicated people who you can quickly do it with.

List of prophecies that can be get rid of upon entering an area like a wp or such:

Prophecies that contain “when entering an area” text is a good baseline

The God of Misfortune

Prophecies that contain “when entering a map” can only be triggered in a map, you are free to roam the lands and they will be safe.

Prophecies that will make you want to skin yourself alive:

Fated unique prophecies that are worth trash (aka wasting your silver coins)

Ancient Rivalries I

Killing rare mobs that only spawn in specific tilesets inside maps (sometimes it’s best to just seal these)

Smothering Tendrils/Golden Touch (have fun training a white map/item and then vendoring it back to the guy you bought it from)

The Dream Trial (thankfully can be wasted by spamming maps in the device and never entering them, although it might be worth selling these at the start of the league)

Forceful Exorcism if you are not doing something gimmicky with this your best bet is to use this along with a Possessed Foe prophecy to get rid of it

A Valuable Combination/The Mysterious Gift (you are best off just leaving these in your proph tab forever and give up on two slots unless you have a friend who would be willing to pay the seal cost for these)

Nemesis of Greed hunting for an inner treasure rare mob is not in my definition of fun

Lucrative things to do with prophecies:

Vaal winds: Equip IIQ gear and either run a double beyond multi sextant map or an apex, you can usually end up with 2-3 times the prophecy value in divine drops.

Monstrous treasure, get 500% box monster drop on a Vaal temple with beyond, roll 3 rare mobs on boxes and you can drop ~6 hope cards per map easily.

Trash to Skyforth: easy multiple exalts

Checking the price of a fated unique adding together the price of the nation fated + the prophecy can net you a profit of multiple per killing a mob and doing some trading if you are into that kind of stuff.


Новый NPC и задания

Основной тематикой дополнения является новый NPC Навали (Navali), которая будет выдавать особые задания («пророчества» в русской версии). Чтобы получить задание необходимо получить «серебряные монеты», которые будут выпадать примерно по одной на локацию.

Одни задания будут короткими, другие – представлять из себя целую цепь заданий, завершив которую можно будет получить или особые уникальные предметы, или предмет, позволяющий встретиться с Бледным советом (Pale Council).

Улучшенные старые уникальные предметы

Разработчики пересмотрели концепцию большинства старых уникальных предметов – теперь, у большинства из них существует новая, улучшенная версия. На рисунке ниже сделано сравнение трех уникальных предметов в их обычной и усиленной версии. Как не сложно заметить, у усиленных версий появилось одно дополнительное свойство, а требуемый уровень незначительно вырос.

Получить улучшенные уникальные предметы можно выполняя определенные задания Навали, при этом уникальный предмет должен быть одет на персонажа.

Новые испытания

На новых лигах, которые стартуют одновременно с выходом новых временных лиг, игроков будет ждать 40 новых испытаний, выполняя которые игроки могут получить уникальные микротранзакции.

  • 12 испытаний – эффекты следов
  • 24 испытаний – эффект для оружия
  • 36 испытаний – питомец-обезьяна

Также, начиная с 19 уровня, игрок получает декорацию-тотем для убежища, который будет увеличиваться за каждые 3 выполненные испытания.

Новый лабиринт

Смогли пройти все лабиринты, на трех сложностях? Приготовьтесь к новому испытанию – добавлен новый, еще более сложный, четвертый лабиринт.

За его прохождение игроки получат дополнительные 2 очка для подклассов (итого 8 очков), а также смогут наложить еще более мощные зачарования.

С другой стороны, GGG избавили игроков, которые любят прокачивать новых персонажей от постоянной необходимости перепроходить лабиринты – теперь лабиринт нужно пройти только на одной сложности, и он будет засчитан всем персонажам на этой же лиге.

Новые навыки и предметы

Специально для тех, кому старые навыки надоели, добавлено 5 новых навыков.

Также не обошлось и без новых уникальных и других предметов.

Обновление баланса

Пассивные навыки подклассов обновлены и сбалансированы. Бонусы к урону хаосом повсеместно уменьшены. Увеличены встроенные бонусы у жезлов и скипетров.

Более подробно, обо всех изменениях баланса можно будет узнать из патчноутов, которые разработчики опубликуют за 2-3 дня до релиза.

Технические улучшения

Обновления и улучшения не обошли и техническую часть игры. Переработана технология использования памяти, а также обновили звуковую часть.

Выход уже скоро!

На международном, англоязычном, сервере дополнение и новые лиги выходит 3 июня.
На русскоязычных серверах 8 июня, в 12:00 по московскому времени.

Видео

10-ти минутный видео-обзор от MMOHuts: