Советы и рекомендации начинающему педагогу основу данного раздела составляют материалы. Репетиторы по ораторскому искусству

158

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

158 репетиторов найдено

432 отзыва оставлено учениками

Средняя оценка: 4,5 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 158 репетиторов

Сбросить фильтры

Актерское мастерство Имидж Культура речи Москвоведение Ораторское искусство Писательское мастерство Постановка голоса +6 Развитие речи Риторика Сценарное дело Сценическая речь Техника речи Тьютор

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Славянский бульвар

Тимур Владимирович

от 1 350 руб / час

свободен Связаться

У репетитора, у ученика

Артист-вокалист Московского детского Театра эстрады, Солист Московского Дома Оперы, солист театра "Волшебная флейта". Закончил ГИТИС, получил специальность Развернуть артист-вокалист музыкального театра (дневное бюджетное отделение).Проходил стажировку в Италии в "Academia della Lirica" город Бари.Прошёл подготовку по курсу эстрадно-джазового пения Сета Риггса (США) у его ученика в России Ийи Давыдовой.Прошел курс обучения у профессора Элизабет Вильке - заведующей вокальной кафедрой в Высшей Школе Музыки "Моцартеум" (г. Зальцбург, Австрия), а так же у Ингрид Кремлинг - профессора Высшей Школы Музыки в Гамбурге (Германия). Является лауреатом международного конкурса "Музыкальный сад духа Гор"(Польша), номинация "академический вокал", а так же лауреатом международных конкурсов "Весёлый ветер" (Москва) и "Сияние звёзд" (Санкт-Петербург) - "эстрадный вокал".

Занималась у репетитора по эстрадному вокалу Тимура Владимировича около полугода. Очень понравилось! Тимур был очень внимательным ко мне, давал много Развернуть упражнений и домашних заданий, исходя из особенностей моей дикции, голоса и дыхания, но только на них не зацикливался: на каждом занятии мы обязательно работали над предложенными мной песнями. Здорово, что на уроках всегда была приятная, располагающая атмосфера, благодаря ему (даже если я приходила уставшая или "не в духе"). Очень жаль, что не смогла продолжить занятия, скучаю по ним! Все отзывы (18)

Актерское мастерство Ораторское искусство Постановка голоса Развитие речи Сценическая речь Техника речи

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

г. Мытищи

Ксения Александровна

Частный преподаватель Стаж 9 лет

от 2 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по ораторскому искусству

Предлагаю Вашему вниманию занятия по:- технике речи;- актерскому мастерству;- подготовке в Театральные вузы и Институты телерадиовещания;- Развернуть освоению приемов риторики;- овладению ораторским искусством- содействию в подготовке текстов публичной речи;- созданию имиджа, посредством составления текстов, для размещения постов в социальных сетях и съемки видеороликов.1. Сила голоса, его объем, глубина, бархатный обертон, лёгкость речи, полетность звука, низкий тембр и чёткая дикция - одно из самых мощных оружий говорящего человека.Голос - это инструмент, владея которым в совершенстве, человек способен достигать немыслимых вершин. (с) В. ЛановойТехника речи. Риторика. Сценическая речь. Постановка голоса и диафрагмального дыхания, выработка дикции, пробуждение речевых резонаторов для бархатного звучания голоса, работа над логикой речи, подготовка к публичным выступлениям, снятие комплексов и зажимов, преодоление "барьера страха" выхода на публику. Практические тренинги работы с телесуфлером и в радиоэфире. 2. Актерская профессия - это уникальная возможность за одну жизнь прожить несколько жизней, испытать на себе несколько судеб, постичь истину пути человеческого. (с) В.ЭтушПодготовка к поступлению в театральные вузы. Подбор и проработка программы для поступления в театральные вузы. Работа с прозой, баснями, стихотворениями из русской классики, что поощряется приемной комиссией при поступлении. Высокий процент поступлений.Программа подготовки включает в себя: - подбор репертуара;- формирование программы к поступлению;- тренинги на раскрепощение;- речеголосовые тренинги;- тренинги на преодоление страхов перед выходом на публику;- Практика выхода на публику с подготовленной программой;- Психотренинги на преодоление комплексов и зажимов; - Консультирование в процессе прослушиваний и туров в театральных вузах.3. Ораторское искусство - это сочетание риторических приемов, техники речи, актерского мастерства и психологических техник. Во время публичных выступлений, человек получает уникальную возможность влиять на мысли, мнения и последующие действия аудитории, используя силу убеждения, прибегая к различным приемам и техникам.4. Убедительно составленная аргументированная речь, которая обращена не только к логике, но и к эмоциональному внутреннему миру слушателя - залог успеха. Написание текстов для публичных выступлений, учитывая характер аудитории. Структуризация и оформление мыслей выступающего в словесную форму с использованием риторических приемов; репетиции чтения публичной речи, корректировка интонаций, расставление логических и психологических пауз, создание эмоционального фона выступающего, преодоление барьера волнения, отработка выразительных жестов и других приемов для максимальной эффективности произносимой речи.5. Имидж человека - это не только опрятный внешний вид и удачно подобранный костюм. Имидж также формируют мысли и чувства личности, мечты и планы, принципы и убеждения, победы и достижения человека, которыми он делится с окружающими. К Вашим услугам написание эффективных текстов с использованием риторических приемов на основе материала заказчика для размещения постов и создания видеороликов с последующим размещением в социальных сетях.Кто мои заказчики:- дети школьного возраста;- абитуриенты Театральных вузов и Институтов Радио и Телевидения;- политические деятели;- адвокаты;- лица, выступающие на конференциях;- видеоблогеры;- актеры;- дикторы;- ведущие мероприятий;- менеджеры по продажам;- лица, занимающиеся активным саморазвитием.Программа подготовки разрабатывается индивидуально и корректируется в процессе работы.

Занималась с Ксенией техникой речи. Узнала много нового и полезного, что очень помогло в публичных выступлениях. Также хочу отметить доброжелательность, Развернуть и умение найти подход к ученику. С ней очень комфортно и интересно работать! Все отзывы (9)

Актерское мастерство Имидж Культура речи Ораторское искусство Пиар Писательское мастерство Постановка голоса +4 Развитие речи Риторика Сценическая речь Техника речи

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Белорусская (кольцевая)

Александр Владимирович

Частный преподаватель Стаж 36 лет

от 950 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по ораторскому искусству

У репетитора, у ученика, дистанционно

Учился вокальной постановке голоса у солиста Большого театра, Народного артиста СССР, почетного члена Парижской Гранд опера Краузе (Петров) Иван Ивановича, Развернуть в доме ученых. Затем у профессора, заведующего кафедрой академического вокала Демченко М. И. 1995-1997 г. Работал в Московском музыкальном театре - "Третье Направление" при Союзе композиторов России. Которым руководил профессор РАТИ (ГИТИС) Олег Львович Кудряшов. (1986-1987 годы). С ноября 2000 по август 2006 года был первым тенором в Государственной Академической капелле России им. А. А. Юрлова. Также являлся солистом, артистом высшей категории и первым тенором оркестра ВМФ им. Римского-Корсакова с января 1996 по февраль 2002 года. Работал с оркестрами Юрия Башмета и Евгения Светланова. Для повышения квалификации окончил актерские курсы Театральной академии Голливуда (США) в 1994 году. Учился у педагога Жданова Георга Семеновича (Голивудский лабораторный театр - "Actor"s lab" - актерскому мастерству, по методике его ассистента, Михаила Чехова. Дополнительное образование: - (Мерзляковское) Академическое Музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, специальность - академический вокал, 1994 год педагог ЗАР Ельников Ю.Б. Так-же окончил Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных (1995) специальность академический вокал педагог - Засл. Арт. России Ткачева Л.И. Работал солистом ГУК "Москонцерт - Музыкальная история". Научит петь, поставит голос на опору. Поможет улучшить дикцию, произведет коррекцию музыкального слуха. Занятия с детьми. Подготовка к вступительным экзаменам. Увеличение диапазона голоса. Учился в Джазовой студии МГУ. Работа с проблемными голосами. Устранение зажимов и страха перед сценой. Подбор репертуара. Уникальный диафрагмальный дыхательный тренинг. Преподаёт с супругой, учившейся у педагога мировой звезды, первой величины. Джазовая студия МГУ. Работа с проблемными голосами. Устранение зажимов и страха перед сценой. Подбор репертуара. Уникальный дыхательный тренинг. Результат виден и удивляет уже после двух, трех занятий.

Занимаюсь с Александром Владимировичем третий месяц, один раз в неделю. Мне 30 лет. Имею музыкальное образование (инструменталист). Педагог не авторитарен, Развернуть объясняет не простые вещи доступно. После уроков хочется заниматься ещё. Советую будущим ученикам всё записывать, информации много. Все отзывы (4)

Актерское мастерство Журналистика Культура речи Ораторское искусство Постановка голоса Развитие речи Сценическая речь +1 Техника речи

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ -
ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ
Основу данного раздела составляют материалы,
предоставленные Б.В. Найденовым

Предмет и задачи ораторского искусства

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
· Использование в устной речи логических законов мышления;
· Произнесение устной речи;
· Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Основные сведения о логических законах мышления.

Знания, сообщаемые студентам, выражаются в понятиях. Одни из них студентам знакомы, другие являются новыми. В любом познавательном акте, усвоение знаний происходит через установлении связей известного с неизвестным. Преподаватель должен обеспечить усвоение нового понятия, опираясь на знание старого. В понятиях различают содержание и объем, нужно раскрыть их в процессе занятия или при ответе на вопрос. При этом необходимо опираться на знание студентами уже известных, «старых» понятий.
Одним из важнейших элементов убедительного изложения материала является рациональное построение логического хода рассуждений. Здесь преподаватель использует известные формы умозаключений: дедукцию, индукцию и аналогию. В каждом конкретном случае преподаватель должен выбрать такую форму умозаключений, которая обеспечивает наибольшую строгость, доходчивость и полноту доказательств. Естественно, в процессе проведения занятий необходимо четко следовать общеизвестным законам логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьего и закону достаточного основания.

Наш тренинг называется "Ораторское искусство".

Все мы ежедневно вступаем в контакты с другими людьми, и наша речь иногда оказывает на собеседника решающее впечатление.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу во все времена. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Что такое риторика? Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение и означает дословно « ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас приходится выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

На минимальном уровне стоит владеть искусством красивой речи всем людям, для того чтобы в процессе ежедневного общения умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.

Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:

    Недостаточно обширный словарный запас. В этом случае приходится буквально заучивать текст для произнесения перед аудиторией, а, когда слова из текста забываются, найти им замену - слишком сложная задача.

    Сбивчивый темп речи, когда оратор волнуется. Однако за быстрой речью слушателям сложно угнаться, а медленный темп заставляет погрузиться в скуку. Обучение и освоение риторики должны привести к тому, что человек сможет делать вовремя паузы, повышать и понижать темп речи.

    Однообразная речь. Знак мастерства говорящего – в вовремя использованных цитатах, коротких историях и присказках, которые помогут поддерживать интерес аудитории. Цитаты заранее подбираются из книг и выступлений других ораторов, их используют, чтобы вовремя повысить интерес слушателей к речи.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

    упражнения напротив зеркала;

    упражнения с диктофоном;

    самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Нужно стараться избегать суетливых движений. Эффективно очень записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

Читайте вслух. Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно читать самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз каждый раз по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт.

Проговаривайте скороговорки. Можно и перед выступление, хорошо успокаивают.

Обязательно во время выступления устанавливайте зрительный контакт с аудиторией.

Путь к хорошему выступлению займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами и близкими без стеснения, волнения. Мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Как я уже говорила ранее, если вы хотите развивать ораторское искусство, то нужно иметь большой словарный запас. Для его пополнения нужно читать много различной литературы: научную, художественную, , фантастику.
Читайте не торопясь, старайтесь проанализировать каждую фразу. Смотрите как она построена, с какой интонацией, какую эмоциональную нагрузку несет.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет в учебе, в профессии и в личных отношениях.

Ну, а теперь потренируемся. Я подготовила для вас скороговорки и упражнение на умение задавать наводящие вопросы. начнем со скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.


3) Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.


4) Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.


5) И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

6) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,


5)Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.


6) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

7) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

8) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

9) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

10) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

12) Течет речка, печет печка.

13) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

14) Тщетно тщится щука ущемить леща.

15) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

16) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

17) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

18)Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

19. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

20. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

21. Розововолосовенькая глазовыколупывательница с полувыломанными ножками.

22. Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

23. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

24. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

26. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

28. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

29. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

30. Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.

31. Д еидеологизировали-деидеологизировали,и додеидеологизировались.

Упражнение «Встречают по одежке».

Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Словосочетание «блестящий оратор» звучит так пафосно, как будто речь идёт минимум о Цицероне, никто не назовёт блестящим оратором учительницу младших классов. А зря.

Ораторское искусство в работе педагога - залог эффективного и интересного обучения. Если вы читаете лекции, если вам предстоит публичное выступление, если вы хотите научиться удерживать внимание любой аудитории: от учеников третьего «А» до коллег на курсах повышения квалификации - этот материал для вас.

7 советов учителям, лекторам, ораторам и тем, кто только хочет ими стать:

1. Будьте источником энергии

Это самое простое правило: вам должно быть самому интересно то, что вы рассказываете. Уставший и откровенно скучающий педагог может даже полёты в космос описать как скучную рутину. Если вы не хотите отвлекаться на периодически доносящийся из аудитории храп старшеклассников, вспомните, что вам нравится в собственном предмете. Иногда люди устают или даже выгорают, учителям это особенно знакомо, но, заходя в класс, нужно помнить, что именно ваш собственный энтузиазм больше всего может на детей повлиять. Гораздо приятнее слушать человека, у которого горят глаза, который испытывает явное удовольствие от того, что делится своими знаниями. Пусть это уже третья одна и та же лекция за день, нужно понимать, что именно эти дети сейчас её услышат впервые, и от вас зависит, обратят они на неё внимание или нет. Ответная реакция класса, который вы смогли увлечь своим активным интересом, бесценна! Вполне возможно, что вашу усталость как рукой снимет, ведь вы получите взамен на то, что выложитесь по полной, столько же или даже больше эмоций.

2. Находите особый подход к каждому классу

Да, лекция одна и та же для всей параллели. Но все люди, и, уж конечно, дети, любят чувствовать себя особенными. Поэтому каждый раз готовьте своё выступление под конкретных людей. Находите особенности, приводите примеры из жизни класса, старайтесь завлечь учеников рассказами о них самих. Если вас ждёт публичное выступление, то стоило бы узнать хотя бы примерно, что будет за аудитория, чтобы постараться быть с ними на одной волне, приводить примеры, которые будут близки и понятны. Потому что если старшеклассникам говорить про песочницы, они моментально закатят глаза и нырнут в свой телефон, а непонятный сложный профессиональный сленг очень быстро заставит восьмилетку обратить внимание на что-нибудь попроще и попривычнее, например, косички одноклассницы. Все любят слушать о себе, даже если это «о себе» притянуто за уши. Смотрите, «глубина Байкала - 1642 метра» - это сухой факт, который не имеет к школьникам никакого отношения. А переведите эту цифру вот что-то понятное. Сколько это в десятиэтажках? В Оптимусах Праймах? На сколько это больше, чем общий рост всего класса? Дети уже считают, улыбаются и запоминают. Более практичный вариант - всегда имейте в голове заготовленный ответ на вопрос «Зачем нам это знать?» и мысленно отвечайте на него.

3. Будьте уверены в себе

Начинающие ораторы чаще всего сталкиваются с проблемой нервов: куда деть руки, куда смотреть, куда бежать. Выдохните.

Во-первых, смотреть нужно в глаза ученикам. Конечно, если вы по каким-то причинам выступаете на сцене и вас ослепляют софиты, то никакого зрительного контакта не выйдет, и тогда лучше смотреть поверх голов зрительного зала. Но в школьных аудиториях такой приём будет неуместен, он сигнализирует о вашей отрешённости и незаинтересованности. Идеальный вариант - смотреть на конкретных людей, задерживаться на каждом на несколько секунд, чтобы успеть полностью произнести какую-то фразу. Дольше чем 20 секунд на одного ученика лучше не смотрите - это уже как-то неловко, он смутится, а остальные почувствуют напряжение.

Во-вторых, как бы банально не звучало, ведите себя естественно. Не размахивайте руками, стоя в проходе между партами, как стюардесса, не заламывайте руки, не держите руки в карманах и не звените мелочью, не теребите украшения - кольца, серёжки, не кусайте губы, не щёлкайте ручкой, не прикасайтесь постоянно к лицу. В общем, не делайте ничего того, что может быть расценено как нервный тик. Дети прекрасно считывают все эти невербальные признаки неуверенности, это может поставить под угрозу ваш авторитет. Как этого избежать? Обращайте внимание на себя тогда, когда вы расслаблены, например, в компании друзей. Смотрите, вы спокойно сидите в одной позе довольно долго и меняете её по естественным причинам, и вам не кажется, что вы выглядите глупо. Так что старайтесь гнать от себя неврозы и вести себя спокойно.

4. В меру используйте инфографику

То, что инфографика полезна - неоспоримо. На любом тренинге по искусству публичных выступлений вам будут советовать использовать графики и таблицы, это хорошо. Но нужно помнить, что визуальная часть лекции или урока - всего лишь помощь, а не основной источник информации. Если вы перегружаете презентацию цифрами или текстами так сильно, что вам самим приходится постоянно обращаться к слайду и разбирать его, внимание учеников будет притупляться. Идеальный вариант - необходимые визуализации особенно сложных моментов плюс фотографии вперемежку с шутливыми картинками.

5. Научитесь владеть своим голосом

Аудитория гораздо лучше реагирует на низкий спокойный голос. Слишком высокий вызывает раздражение. Медленный тягучий рассказ красивым низким голосом усыпляет. Высокий голос, но зато с живыми интонациями, грамотными паузами, заинтересовывает. Паузы нужно делать до или после произнесения чего-то важного, перехода от одного ключевого момента к другому, между вступлением, основной частью и выводом. Артикуляция тоже требует особого внимания: во время лекций гораздо сложнее выговаривать сложные слова и фразы, тем более в течение часа. И нужно найти свой темп - записывать свои выступления и лекции и работать над ошибками.

Комфортный тембр, акцентирующая интонация, специальные паузы, чёткая дикция - всему этому можно научиться, специальных упражнений - полный интернет. Главное, как и всегда, помнить, что эффективность упражнений зависит от регулярности.

6. Зацепите аудиторию с самого начала

Все должны сразу понять: урок начался. Если вы в начале извиняетесь за опоздание, или еще хуже - оправдываетесь, что-то уточняете по расписанию, тихо переговариваетесь с первыми партами - внимание рассеивается. Если это публичное выступление, то лучше всего начать с броской фразы, которая моментально замотивирует слушать вас дальше. Конечно, это не значит, что нужно произносить любую достаточно скандальную реплику. Например, слова «Я люблю ЕГЭ» безусловно заинтересуют ваших слушателей, но такой откровенный каминаут нужно будет еще и оправдать. Можно начать с актуальных событий, истории из жизни, опроса или шокирующей статистики - посмотрите лучшие выступления TED, там можно много интересных приёмов подметить. Но всё это, конечно, про большие выступления, каждый сорокапятиминутный урок начинать с жизненной истории будет лишним. В любом случае, начало урока или лекции должно быть чётким, ясным и по возможности мотивирующим.

7. Разрешайте задавать вопросы по ходу лекции, а не только в конце

Такой подход встречается реже, чем популярный «сначала вы меня слушаете, а в конце задаёте вопросы». Произнося эту фразу, вы как будто сами себя защищаете и расписываетесь в неуверенности. Любая лекция гораздо лучше усваивается в виде дискуссии или беседы. А еще лучше, если в начале занятия вы ставите проблему и по ходу урока стараетесь её решить. Но такие лекции довольно рискованные для неопытных преподавателей. Есть вероятность, то беседа повернёт не туда. Или что со всеми вопросами по ходу урока можно не успеть донести весь материал. Ничего страшного, вы всё это можете контролировать простейшими «давайте вернёмся к...» или «а почему вы не обратили внимание на …». Да, выступление или занятие перестанет быть бенефисом одного учителя, но разве это плохо?

Ну что, готовы сразить всех своим фееричным выступлением? Практика, практика и только практика! Сами увидите, как разительно отличается дисциплина в обычном классе и на вашей яркой захватывающей и мотивирующей лекции.

УДК 37.013: 808.5

Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога

В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.

The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.

Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.

Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия . К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.

© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена делают акцент на деловом характере педагогического общения в учебных заведениях и предлагают использовать термин «профессионально-педагогическое общение», под которым понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» .

Педагогическое общение выполняет три ключевые функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) и интерактивную (организация и реализация совместной деятельности) . Ораторское искусство педагога связано с готовностью к эффективному профессионально-педагогическому общению, стремлением проектировать и реализо-вывать все перечисленные функции.

Педагог заходит в аудиторию, класс, группу и т. д. и здоровается со своими воспитанниками, обучаемыми, слушателями. В одном случае, появляется желание учиться, выполнять задания, интерес; в другом - возникает протест, желание уклониться от взаимодействия с педагогом или, еще хуже, навредить ему . Почему возникает такая разная реакция на педагогов? Одной из причин является разное ораторское искусство, которое проявляют педагоги. Ораторское искусство педагога включает:

1) готовность к передаче информации:

Манеру говорить - «по бумажке», периодически обращаясь к источнику информации или «как соловей», держа всю информацию в голове; чем лучше человек владеет излагаемой информацией, понимает, о чем говорит, тем лучше его слушают и запоминают;

Информация запоминается, если имеет эмоциональную метку, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Монотонное, банальное изложение, которое не вызывает никаких эмоций, скорее вводит в трансовое состояние. Можно использовать этот прием для запоминания информации, которая дается поставленным голосом, четко, кратко, сразу после монотонной и неинтересной речи; такая информация хорошо запомнится.

Запоминается структурированная информация, представленная в таблицах, схемах, рисунках, с использованием пиктограмм, выделенная цветом, шрифтом и т. д.; информация, имеющая концептуальный код, а также та, которую можно соотнести с понятийной матрицей современной научной картины мира.

2) перцептивную готовность:

Умение одеваться в соответствии с ролью педагога - строго, чисто, аккуратно, без избытка аксессуаров, элегантно, исключая элементы спортивного и вечернего стилей в одежде;

Соблюдение среднего темпа речи, который не должен быть слишком быстрым и слишком медленным, оба варианта раздражают;

Владение тембром речи (высокие ноты не только не запоминаются, но и могут вызвать нервное перенапряжение; низкий тембр воспринимается более благоприятно). Но все занятие на одних низких тонах тоже выстраивать нельзя, поэтому необходимо варьировать тембр речи, выделять голосом важную информацию, чередовать низкий и обычный тембр, возможно кратковременное использование высоких нот для выделения информации;

Умение держать тихую паузу - при помощи который можно управлять аудиторией: выделять важную информацию, делать замечание, давать возможность подумать или ответить на вопрос и т. д.; громкая пауза вызывает раздражение, снижает работоспособность;

Владение телом - поза, амплитуда движений, жесты могут способствовать усвоению излагаемой информации или отвлекать, раздражать, вызывать сексуальные чувства; монолитное, без движений изложение информации подавляет, снижает познавательный интерес, и избыток движений мешает сосредоточиться, отвлекает. Негативно воспринимаются навязчиво повторяющиеся движения, чрезмерные тактильные контакты с обучающимися; неожиданное движение можно применять для привлечения внимания, для выразительности речи, но они должны быть очень редкими, иначе должный эффект не достигается. Некоторые педагоги используют неожиданные позы - приседают, забираются на стул или прячутся за штору, все это дает желаемый эффект только при одноразовом применении;

Осуществление постоянной обратной связи с аудиторией - непрерывное сканирование и учет поз, реплик, взглядов, жестов; поэтому взгляд педагога должен быть устремлен не в потолок или окно, пол или стену, а направлен на детей, перемещаясь по горизонтали от одного воспитанника к другому, не задерживаясь на одном человеке более 20 секунд; даже при очень доброжелательном взгляде, который направлен на слушающего - уже через 20 секунд возникает напряжение, смущение, а у остальных - чувство отчуждения;

Чувство юмора - необходимый компонент речи педагога, который особенно ценится старшеклассниками и одаренными детьми. Можно включить в изложение анекдот или шутку, раскрывающие тему, можно посмеяться над собой (редко и осторожно), шутить над обучаемыми можно только в случае необходимости восстановить рабочую атмосферу, дисциплину. Самому педагогу над шутками и анекдотами лучше не смеяться, как это делают известные юмористы, важнее вызвать эмоции у слушателей;

3) организационную готовность:

Учет динамики работоспособности при выстраивании плана изложения - в первые пять минут усваивается обычно не более 10 % информации, поэтому сначала может быть использована яркая, неожиданная и интересная фраза, образ, пример и т. д., или педагог называет тему, знакомит с планом занятия, постепенно вовлекая и настраивая на познавательную деятельность. В середине занятия, работоспособность начинает падать, можно применить физкультминутки, релаксационные паузы, смену видов деятельности. В конце занятия необходимо плавно снижать активность обучаемых: сделать обобщение информации, подвести итог занятию, спросить, что запомнилось или вызвало вопросы, обобщить информацию или дать возможность интерпретировать полученную информацию. При поддержании высокого уровня работоспособности до последней минуты занятия после перемены обучаемые не успевают восстановиться, происходит перевозбуждение и на следующем занятии педагогу приходится затрачивать значительно больше времени на дисциплинарные вопросы и обеспечение должного уровня внимания;

Побуждение к действию - главная задача речи педагога, в первую очередь к познавательной деятельности и, возможно, к исследовательской, трудовой, творческой и т. д. Способствуют активности и деятельности заинтересованность самого педагога обсуждаемой проблемой, желание помочь, предложение видов деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития воспитанника, объяснение практической значимости и организация совместного творчества;

Смена видов деятельности на занятии: желательно от четырех до семи видов деятельности; менее четырех видов - монотонность, однообразие и утомление. Более семи видов деятельности - слишком быстрое переключение, за которым большинство воспитанников не успевают.

Проектирование педагогического общения предполагает заполнение матрицы, включающей компоненты структуры деятельности всех субъектов общения по всем функциям: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Необходимо предусмотреть не только приемы мотивации обучаемых, но и самомотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; продумать способы развития рефлексии обучаемых и своей педагогической деятельности и т. д.

Готовность к эффективному педагогическому общению предполагает, не только наличие у педагога ораторского искусства, но и готовность к формированию такового у своих учеников.

Ораторское искусство педагога предполагает матрично-ситуативный подход к моделированию и осуществлению педагогического взаимодействия: матричный подход позволяет учесть идеальный образ каждого компонента и функции педагогической деятельности, ситуативный - варьировать реализацию задуманного проекта в зависимости от обстоятельств. В идеале каждый педагог хочет и может общаться с воспитанниками, получает удовольствие от процесса общения, может четко выстроить цель и план вариативного педагогического взаимодействия, владеет всеми способами изложения информации и организации деятельности обучаемых, может заинтересовать и обеспечить непрерывную адекватную обратную связь, добиться результатов, включенных в ФГОС.

Ораторское искусство формируется на всех ступенях образования: воспитанники ДОУ участвуют в инсценировках, занятиях, праздниках с небольшими выступлениями; школьники готовят доклады, сообщения, выступают в роли учителя и участвуют в театральных постановках. Для студентов педагогических факультетов необходим межфакультетский курс по выбору «Ораторское искусство педагога», где будущие учителя разных учебных предметов и направлений могут совершенствовать свои ораторские навыки применительно к профессиональной педагогической деятельности. В структуре программ стажировки молодых педагогов необходим модуль по совершенствованию ораторского искусства, так как большинство работающих менее трех лет в системе образования, испытывают затруднения в данном вопросе. Данный модуль может быть в сокращенном виде и содержании программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех педагогов -воспитателей, учителей, руководящих работников.

Анализ данных эксперимента, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, показал наличие следующих зависимостей:

1. От степени сформированности коммуникативной готовности, в том числе и ораторского искусства уровень усвоения обучающимися программы ДОО (коэффициент корреляции R = 0,75), быстрота адаптации к ситуации школьного обучения и качество усвоения школьной программы на начальном этапе обучения (коэффициент корреляции R = - 0,71).

Уровень эффективности педагогического взаимодействия в ДОО зависит от степени согласованности действий всех субъектов образовательного процесса в ДОО, что напрямую связано с уровнем освоения ораторского искусства. Состояние здоровья, комфортный психологический микроклимат в образовательной организации, включающий в себя корпоративную культуру, межличностные отношения по типу «эмоционально-положительный пари-

тет», единство педагогических ценностей и целей у большинства членов педагогического коллектива и социального партнерства педагогов, детей и родителей также зависит от степени сформирован-ности ораторского искусства руководителя организации.

Система условий формирования эффективного педагогического взаимодействия в образовательной организации включает здоро-вьесозидающую развивающую среду, включающую акмеологиче-скую модель управления и корпоративную систему повышения квалификации профессиональной поддержки педагогов; создание атмосферы творчества и успешности, доминирование в коллективе межличностных отношений по типу «эмоционально-положительный паритет». На организационно-структурном уровне это означает:

Создание психолого-валеологической службы;

Организацию работы медико-психолого-педагогической комиссии;

Формирование творческих групп по проблеме общения и педагогического взаимодействия;

Организацию клуба «К здоровой семье через детский сад» (создание условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности, пропаганду здорового образа жизни и поддержку здоровья всех субъектов образовательного процесса) .

На организационно-управленческом уровне оказывается

поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; создается корпоративная модель повышения квалификации и профессиональной поддержки; систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия и опыта публичных выступлений; осуществляется мониторинг эффективности педагогического взаимодействия и организуется работа по профилактике синдрома психоэмоционального и профессионального выгорания .

На дидактическом уровне разрабатывается система образовательной и оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; осуществляется просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам общения, педагогической культуры и здорового образа жизни; обеспечивается соблюдение психолого-валеологических требований к образовательному процессу; оказывается помощь педагогам в самореализации и самообразовании; поддерживается и сопровождается инновационная деятельность педагогов, участие в конкурсном движении, аттестации, адаптации молодых специалистов, организуется стажировка и возрождается институт наставничества .

На методическом уровне применяются игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффективного педагогического взаимодействия: игровая и арттерапия, изотерапия, креативная (песочная) терапия, сказкотерапия, коммуникативный тренинг, ритмопластика, релаксационные игры и практики .

На личностно-деятельном уровне обеспечивается готовность всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации к эффективному педагогическому взаимодействию (администрации, педагогов, родителей, обучающихся), в том числе и коммуникативная .

Готовность к моделированию и реализации данных условий является одной из профессиональных компетенций руководителя каждой образовательной организации.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., переаб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики. -2-е изд. - М.: Альпина Паблишерез, 2011. - 234с.

4. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. - Вып.3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

5. Родина Е.А. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в ДОУ: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 83 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления:учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512 с.

7. Шейнов В.П. Тайны поведения человека: Секретные ниточки, кнопки и рычаги. Трансактный анализ - просто, понятно, интересно. - М.: АСТ, 2017. -316 с.

УДК 378.014.5

В. Н. Скворцов

Непрерывное образование

как основа современного научного знания

В статье рассматривается система непрерывного образования как интегральная характеристика современного научного знания. Механизмы модернизации образования анализируются в контексте актуальных задач социально-экономического развития страны и установки на вариативную самореализацию личности. Обоснована ведущая роль университета в процессе образования через всю жизнь.

The article considers the system of continuous education as an integral characteristic of modern scientific knowledge. Mechanisms of modernization of education are analyzed in the context of the urgent tasks of the country"s socioeconomic development and setting for variative self-realization of the individual. The leading role of the university in the process of lifelong education is grounded.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, общество знания.

Key words: continuous education, self-education, knowledge society.

Непрерывное образование - термин, обозначающий образовательное общественное явление как сферу необходимой практики стремящегося к самосовершенствованию человека. Теоретическое осмысление явления непрерывного образования предполагает обращение к причинам и следствиям обусловленности изменений в системе образования в целом.

Нравственность и компетентность должны стать основными императивами современного непрерывного образования, так как система образования - это главный движитель цивилизационного и культурного процессов, главный производитель человеческого капитала страны. Образовательная политика России, ее смысл и приоритеты, философское осмысление новых образовательных концепций по-настоящему предопределяют перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущих поколений. Тот, кто научился учиться, кто испытывает потребность в постоянном обновлении имеющегося знания, диапазона и качества знания, будет востребованным человеком завтрашнего дня.

© Скворцов В. Н., 2017

* Статья подготовлена по итогам доклада, представленного на конференции «V Лужские научные чтения», 22 мая 2017 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина.