Является ли шапка мономаха короной. История шапки Мономаха

Шапка Мономаха известна многим. Она имеет большую историческую ценность, являясь атрибутом царской России и украшением русских царей. Но мало кто знает, что таких шапок две, и вторая находится также в России.

История шапки Мономаха начинается с того момента, когда она была подарена князю Владимиру императором из Византии Константином Мономахом. Автор этого ювелирного изделия точно неизвестен. Есть несколько вариантов. Это были либо ювелиры из Византии, либо из Средней Азии или же c Ближнего Востока. Вскоре шапка Мономаха стала символом власти древнерусских князей и позже царей.

Всех новых престолопреемников венчали на царство шапкой Мономаха. При венчании на престол двух братьев – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, для младшего брата пришлось сделать вторую шапку Мономаха. Ее изготовили уже русские ювелиры. Многие историки придают ей особое значение, поскольку именно ее одел Петр I, ставший в дальнейшем известным реформатором и первым императором России. Но позже все цари одевали при венчании первую шапку Мономаха.

Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии. Есть даже свидетельство 1576 года, которое это подтверждает.

Стоимость этого произведения искусства, ни историческую, ни ювелирную, определить невозможно. Уникальны и драгоценные камни и сама технология их обработки. Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами.

Шапка Мономаха – сакральный предмет, реликвия российских императоров и самодержцев. С ней связано много интересных фактов и не меньше загадок. Противоречивые сообщения на эту тему со ссылкой на исторические летописи, версии исследователей еще больше подогревают интерес к ней. Чем же она так знаменита, что символизирует и где хранится?

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.

По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Неоднозначная история

Если кратко, то история происхождения шапки Мономаха неоднозначная, в ней еще много неизвестного и недосказанного. Исследователи выдвигают самые неожиданные гипотезы возникновения царской регалии. Некоторые предположения не выдерживают критики и разбиваются об исторические факты.

Историки чаще всего упоминают три версии. На них и остановимся подробно.

Версия 1

Эта версия связывает реликвию с князем Владимиром Мономахом, прозванным так в честь деда Константина, византийского императора. Предание гласит, что тот подарил внуку дорогой головной убор в знак преемственности власти. Из содержания легенды легко догадаться, почему он так называется.

Версия 2

Она отправляет нас уже к сыну князя Владимира – в те времена, когда русское войско под его командованием заняло Дунайские земли и Фракию. Военные победы фактически вынудили Византию к заключению мира с Русью.

И потянулись в Россию византийские послы с дарами. Предание гласит, что среди тех даров был и роскошный головной убор.

Обе версии разбиваются об исторические факты. Впервые легенды, на которые они ссылаются, упомянуты в летописях в 1518 году. Но многократные аналитические иссследования отдельных частей шапки противоречат указанной дате.

Эксперты возражают

Согласно заключению экспертов Оружейной палаты, где и находится шапка Мономаха, ее части датируются разными периодами. Самый древний элемент – тулья и золотые пластины, из которых она собиралась. Соболиная отделка и крест изготавливались позднее. Специалисты считают, что тулья и пластины выполнены в XIII столетии, а навершие – в XVI веке.

Так откуда взялись красивые предания? Кто и зачем их придумал наперекор фактам? Историки выяснили, что делалось это в угоду князю Василию III, переориентировавшему свою политику с Золотой Орды на Византийскую империю. Родство с византийскими императорами (через Владимира Мономаха) серьезно укрепляло авторитет Василия.

Так откуда взялась шапка Мономаха?

Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

Ну не могут русофобы не попытаться изгадить историю России. На то они и русофобы. Само собой, такой символ, как Шапка Мономаха не мог пройти мимо их липкого взгляда.

Шапка Мономаха. Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей. Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии. Первая версия - легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константин а IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров. И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии - дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка. Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма. А ее наличие в русской истории - яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів ) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).

Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х . Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики


В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания. Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет. «Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение - "может для Узбека?"), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм...

Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха - это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.

К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.

Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.
Желающие могут прочитать ее статью «Татарские шапки - короны русских царей » полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха - ордынская женская тюбетейка.

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов . Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.


Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным. Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то. Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах. Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в оранменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким оранментом тоже женские? Реально существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Женский головной убор из Симферопольского клада явно их не имел? А кто, вообще, изготовил эти элементы для головного убора золотоордынской женщины? Точно ордынский ювелир? Пока, увы, я не вижу ответов на эти вопросы.

Что же касается центральноазиатских и булгарских узоров в виде «арабских цветов», лотосов и звезд Давида, на которые ссылается госпожа госпожа Валеева-Сулейманова, то лучше всего об этом сказала доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина - автор двух серьезных исследований - "Зернь и скань Древней Руси XI-XIII вв." и "Древнерусский сканозерновой убор XI- XIII вв." в своей труде «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование » (издательство «Наука», 2001 год).

При обосновании восточного характера орнаментации «Шапки Мономаха» обычно указывается на широкую распространенность мотива лотоса в восточном искусстве. Эта распространенность неоспорима, но не доказывает принадлежности Шапки восточному искусству, а тем более ее изготовления среднеазиатскими или золотоордынскими ювелирами. Ранняя распространенность мотива лотоса в Византии (с VI-VII вв. н.э.) позволяет утверждать, что этот мотив органичен и византийскому искусству.



О популярности мотива широкого цветка, который получил широкое распространение в XIII-XIV вв., свидетельствует обширный ряд памятников, происходящих из Поволжья, Причерноморья, Крыма и Египта… Одна из находок обнаружена и в Подмосковье, но все они стилистически позже цветка Шапки



Сравните, ради интереса, лотос под номер 1 (византийская эмаль 12-го века) и под номером 10 (Шапка Мономаха). Они почти идентичны. Другие лотосы, чисто азиатского изготовления, тоже очень похожи, но все же они более позднего изготовления, чем византийская эмаль. Другими словами, наличие «арабских цветков» в узоре не доказывает ордынское происхождение Шапки Мономаха. А что касается техники изготовления? Жилина считает, что и она вполне византийская.

Г.Ф. Валеева-Сулейманова, уверенно ссылаясь на технологические данные, которые, по ее мнению, доказывают золотоордынское изготовление «Шапки Мономаха», имеет в виду лишь общее наличие техники накладной и ажурной скани с X-XII вв. на территории Поволжья и Булгара. За общими постулатами о «ремесленной традиции» не стоит конкретного анализа этой традиции, а именно - изучения технологии изготовления скани, которая может быть различной


Напомню, Наталья Викторовна - специалист именно по зерни и скани, т.е. в технике, которую и использовали при изготовлении Шапки Мономаха. Думаю, ее мнение достаточно весомо.

Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII-XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.
Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20-30-х годов XIII в. Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.
Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань - к византийскому стандарту XIII-XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII-XIV вв., ни русская скань XIV-XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам


Думаю, достаточно исчерпывающе. И, кстати, по мнению Жилиной существовало три стадии существования Шапки Владимира Мономаха, причем навершие Шапки более позднее добавление.

Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием. Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями. Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.
На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака. Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами. В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным


Желающие могут поискать книгу Жилиной и самостоятельно убедиться, что ее, действительно серьезное, исследование убедительно доказывает, что ни «арабские» узоры, ни стилистика, ни техника исполнения не позволяют отнести Шапку Мономаха ни к работе золотоордынских мастеров, ни, тем более, к женским тюбетейкам. Византийская версия наиболее вероятна.

А уж то, что свидомые видят какое-то сходство Шапки с тюркской тюбетейкой, то это их личная проблема с ограничением по зрению, жестко накладываемое русофобией. Что ж поделать, что форма человеческой головы накладывает ограничения на многообразие форм и размеров головных уборов. Хотя, если говорить, конкретно, про тюбетейки… Кто-нибудь видел тюбетейку, сделанную из 8 клиньев, подобных 8 пластинам Шапки Мономаха? Так-то тюбетейки делают из 4-х клиньев, а не из восьми. И на мой выпуклый взгляд шапка на картинке ниже гораздо более похожа на тюбетейку, чем Шапка Мономаха.

А что, чем не тюбетейка, богато инкрустированная драгоценностями? Узоры и мотивы сходятся, четыре клина… Среднеазиатским заводчикам тюбетеек просто не хватает бриллиантов и рубинов для изготовления полноценной короны. Слався, Британия!

Кстати, желающие могут проследить за ходом

Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей. Представляет из себя золотой головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, который украшен филигранями, драгоценными камнями и увенчанный крестом.

Впервые, предположительно, шапкой Мономаха венчался на царство внук Иван III Дмитрий, а после него все другие русские цари вплоть до . С 1721 г. шапку Мономаха на коронационных торжествах заменили короной Российской империи, как раз с того времени Россия стала империей. Хранится шапка Мономаха в Оружейной палате Московского Кремля.

В легендах

Очень давно о шапке Мономаха появилась легенда, будто в XII столетии византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде великому князю киевскому , от которого спустя много поколений этот венец перешел к московским царям. Согласно легенде, митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы – драгоценные медальоны, нашивавшиеся на круглый воротник, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.


Хотя со временем историки, когда сопоставили их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин скончался в 1055 г., а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 г. – спустя 58 лет после смерти византийского правителя.

Существует и такое предположение что шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 гг. из золотых пластин - частей шлемов, хранящихся в московской казне.

История происхождения

Существует несколько мнений о происхождении царского венца. Одни из историков полагают, что ее сделали в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи считают, что это может быть произведением бухарской работы. Происхождение реликвии, как и история его появления в царской казне, по сей день не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях нет упоминаний про шапку Мономаха: даже если ее и прислал бы византийский император, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому был предназначен этот подарок. А о ней ничего слышно не было до конца XV начала XVI столетия… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с , были упоминания о некой золотой шапке, однако сколько-нибудь подробного описания ее нет. Первое небольшое письменное упоминание о некой «шапке», которой был венчан на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 г.

Первое венчание на царство с шапкой Мономаха

До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было…

Золотой венец русских государей по своей форме походит на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотую поверхность ее покрывает кружевной сканый узор греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из 6-ти лепестков.

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из 8-ми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены 4 жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней 5-ти видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», 3 красных шпинели, 2 рубина и 4 изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется 32 жемчужины: по 4 на кресте и в его основании, 3 - на яблоке, по 3 жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется 4 жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, это позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершие крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, а ее диаметр – приблизительно 20 см., вес шапки - 993,66 граммов.

С давних времен все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти. Какая же древняя традиция связана с этой Шапкой и почему она являлась знаком царской власти?

Историческое появление Шапки Мономаха в России до сих пор до конца не выяснено. Существуют множество легенд и гипотез о происхождении данной Шапки. В основном связывают ее с именем русского князя Владимира Мономаха и считают, что она с самого начала принадлежала именно ему. Другие утверждают, что Шапка принадлежала византийскому императору Константину, но в Россию она попала благодаря князю Владимиру Мономаху: якобы, вспомнив, как его знаменитые предки воевали с греками и одержали крупные победы, князь Владимир Мономах тоже решил воевать с Царьградом и послал туда многочисленное войско. Греки, не желая воевать с русскими и, чтобы умилостивить русского князя прислали ему с митрополитом богатые дары: крест из животворящего дерева, золотую цепь, чашу сердоликовую, из которой пил римский цезарь Август, и царский венец, т.е. Шапку умершего к тому времени императора Константина Мономаха, деда князя Владимира. По другой версии, византийские императоры, прежде чем передать Шапку Мономаха и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков. Таким образом, главная идея заключается в том, что Шапка досталась киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, сыну греческой царевны Марии, внуку византийского императора Константина IX Мономаха, по праву преемственности. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала. Пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти русских князей от византийских императоров. Эта легенда обосновывала концепцию «Москва - Третий Рим», но считается маловероятной, хотя бы потому что когда Константин IX Мономах умер, Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править Киевом была ничтожно мала. К тому же, в древних летописях о шапке Мономаха не упоминается ни словом, словно о ней на Руси слыхом не слыхивали до XV века.

Историками установлено, что легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. Тогда-то и было заявлено, что шапка, выполненная из восьми золотых пластин, украшенных филигранью в греческом стиле, жемчугом, рубинами, изумрудами и турмалинами, была получена по родству от византийского императора князем Владимиром, а позже от киевских князей она перешла к князьям владимирским, а затем и к московским. Однако письменных фактов, подтверждающих указанные заявления, нет.

Первыми письменными источниками по данной теме принято считать «духовные грамоты» Ивана Калиты, где упоминалась некая золотая шапка. В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита, внук прославленного князя Александра Невского подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. Не зря в истории его знают как рачительного хозяина. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Возможно, поэтому ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:

Золотых цепей – 12

Ценных поясов – 9

Золотых чаш – 6

Золотых чар – 2

Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1

Золотых сосудов – 4

Золотая коробочка – 1

Золотая шапка – 1

Именно эта «золотая шапка», как предполагают историки, и есть Шапка Мономаха, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому. В настоящее время документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III - Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией - венчанием на престол. Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Итак, Шапка действительно была и есть. Ею венчали великих князей и царей земли Русской. Однако, откуда же она взялась на самом деле, ведь версию происхождения ее из Византии ученые отметают напрочь?

Подсказка кроется в самой шапке. Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения. Доказано, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды. Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени. В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные тюркские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.Изначально Шапка Мономаха имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.

Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью. Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки женских украшений того периода.

Таким образом можно констатировать факт того, что Шапка Мономаха является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (булгаро-аланской) и золотоордынской культуры и у русских князей появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей какого-то очень знатного тюркского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260-70-е годы князь Федор, по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича - внука Владимира Мономаха, был в Орде и женился, после смерти своей жены - ярославской княжны, на ханской дочери, имел от нее двух сыновей - Давида и Константина. Сын Давида Федоровича - ярославский князь Василий был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену, попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя. Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата - московского князя Юрия Даниловича. Принадлежала же она Кончаке - сестре хана Узбека. Кончака, в крещении Агафия, была выдана замуж за Юрия московского. Он жил в Орде, "умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими...". Кончака умерла в Твери в 1317 году, попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, по слухам, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 году, тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат - Иван Данилович - Калита. Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, не была принята во внимание сама шапка, которая первоначально имела несколько иной облик (не было опушки из меха и др.) и являлась по форме и характеру декора явно женской, о чем свидетельствуют археологические и этнографические материалы ряда тюркских народов, входивших в состав Золотой Орды. Дальнейшие исследования помогут окончательно развеять миф о так называемой шапке Мономаха, являющейся творением рук тюркских мастеров и достоянием культуры некогда великого государства - Золотой Орды.

Напоследок хочется сказать, что Шапка Мономаха – раритет. Она из тех очень дорогих вещи, цену которым назвать трудно. За них сражаются на аукционах известнейшие коллекционеры и мировые музеи, а получая в свое пользование, хранят как зеницу ока. Но, как говорится в известном фильме, Шапка - «непокупная вещь, цены немалой», оценить которую невозможно. Ее не выставляют на торги, не продают в магазинах. Даже оценить ювелирную цену этой вещи бессмысленно, потому что ее историческая стоимость гораздо выше. Так что узнать настоящую цену Шапки Мономаха практически невозможно. Однако, можно назвать цену копии, созданной в 2002 году к 50-летию Владимира Путина. Точная копия Шапки Мономаха была создана группой частных ювелиров России за несколько месяцев. После того, как сотрудники Национального института герба и флага, сочли факт передачи символа монархической власти президенту демократического государства некорректным, Анатолий Климин заявил о продаже копии Шапки Мономаха и передаче денег в детские фонды. Оценивается копия Шапки приблизительно в 50 000 долларов. Также как и оригинал, она отделана соболиным мехом, украшена изумрудами, рубинами и жемчугом, но при этом некоторые камни не настоящие. При этом, несмотря на стоимость самой ювелирной работы и драгоценных металлов и камней, используемых для копии, основная цена ее зависит все-таки от исторической ценности самой Шапки Мономаха.

Подлинник Шапки, также как и другие символы самодержавия в России, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.