Воздух хорошо проводит тепло. Опыты с воздухом

ольга романова
Опыты с воздухом

Опыты с воздухом .

Цель : продолжать знакомить детей с неживой природой, чтобы формировались правильные и объективные знания. Умение анализировать явления, вещества, выделять прежде всего свойства по внешним, наглядным, чувственно-воспринимаемым качествам (ясно, снег, тепло, дует ветер) . Развивать правильное представление об окружающей деятельности. Показать значение воздуха , способы и приемы его обнаружения. Способствовать развитию и знаниям детей. Дать правильное представление об окружающей действительности. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, любопытство , познавательный интерес. Заботится об экологической среде, любить и охранять нашу природу. Стимулировать активную умственную деятельность.

Оборудование : стакан, посуда с водой, горсть земли, лист бумаги, кусок ткани (носовой платок, два стакана горячей воды, градусник для измерения воды.

Словарь : колба, неживая природа, бактерии, газообразное тело, атмосфера, кислород, углекислый газ, азот, пустоты, прозрачный, бесцветный, расширение, сжимание, свойство, экология, водяной пар, авария, фильтры, пылеулавливатели.

Предварительная работа : кратковременные, но систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы. Практическая деятельность и игры. Обобщающие беседы – двух видов :

Первый вид : беседы, уточняющие представления, полученные на предшествующих этапах эксперимента.

Второй вид : беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений.

Воздух

Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе.

Для чего он нужен?

Попробуем задержать дыхание.

Долго ли мы смогли находится в таком состоянии?

Нет, потому что воздухом мы дышим и делаем это непрерывно. Известно, что без еды человек может прожить несколько недель. Без воды проживет несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут. Воздухом дышат не только люди, но и животные, растения, некоторые бактерии.

Воздух вокруг нас .

Воздух газообразное тело . Он, как и любое другое тело, занимает определенное место.

Давайте это проверим.

Опыт .

Опустим пустой стакан вверх дном в посуду с водой.

Заполняет ли вода стакан? (нет) .

Почему он не заполняется, и где находится воздух ?

Узнать об этом нам помогут опыты .

Опыты .

1. Возьмем пустую бутылку, и будем погружать ее в посуду с водой.

Что выходит из бутылки? (пузырьки, пузырьки воздуха ) .

Почему? (бутылка заполняется водой, и из нее выходит воздух ) .

2. В стакан с водой бросим комок земли.

Выделяются ли из него пузырьки воздуха ? (да) .

3. Нальем в стакан холодной воды. И будем наблюдать за тем, как постепенно на стенках стакана появляются пузырьки.

Что это за пузырьки? (это пузырьки воздуха ) .

4. Помашем тетрадью перед лицом.

Что мы чувствуем? (дуновение ветра, движение воздуха ) .

Посмотрим в окно, и мы видим, как качаются ветки деревьев, колышется трава.

Почему это происходит? (ветер приводит воздух в движение ) .

Следовательно, воздух заполняет все пустоты. Он есть в почве, воде, вокруг нас.

Воздух толстым слоем окружает Землю. Слой воздуха вокруг Земли называют атмосферой. Атмосфера состоит из несколько слоев, расположенных один над другим, как этажи дома. В слое, богатом кислородом, живут люди, животные, растения и другие живые организмы.

Толстый слой чистого воздуха хорошо пропускает солнечные лучи. Освещенный Солнцем, он кажется голубым. Поэтому и безоблачное небо – голубое.

Свойства воздуха .

Воздух окружает Землю , он есть везде, но мы его не видим, не ощущаем. Воздух прозрачный , бесцветный, не имеет запаха. Это свойство воздуха . Кроме названных, у воздуха есть и другие свойства.

Узнать о них нам помогут опыты .

Опыты .

1. В стакан с водой опустим вверх дном колбу так, чтобы в нее не вошла вода. Будем нагревать колбу руками. Из нее выходят пузырьки воздуха

2. Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную ткань. В колбу начнет набираться вода.

Почему это происходит?

При нагревании воздух расширяется , а при охлаждении – сжимается.

Теплый воздух легче холодного . Он поднимается вверх, а холодный опускается в низ.

Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.

Узнать о нем нам поможет еще один опыт .

3. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.

А почему она стала разной?

В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух . А воздух плохо проводит тепло.

Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха . Он сохраняет тепло тела животных.

Зимой некоторые травянистые растенияозимая пшеница, рож, земляника не отмирают, а остаются зелеными. Но не гибнут они только тогда, когда они укрыты толстым слоем пушистого снега. Почему? Если снег пушистый, то между снежинками много воздуха , который плохо проводит тепло. Тепло сохраняется около растений и согревает их в мороз.

Из чего состоит воздух .

Мы уже знаем, что воздух – это газообразное тело. Он состоит из разных газообразных веществ : азота, кислорода, углекислого газа и других газов.

Больше всего в воздухе азота . Он непригоден для дыхания.

Кислород составляет пятую часть на Земле. Его вырабатывают и выделяют в воздух только зеленые растения. Кислород растворяется в воде. Растворенным кислородом дышат растения и животные, обитающие в водоемах. Кислород необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим живым организмам.

Углекислый газ попадает в воздух при горении , извержении вулканов, следствии перегнивания остатков растений и животных. При дыхании живые организмы поглощают из воздуха кислород , а выделяют углекислый газ.

В воздухе есть водяной пар . Он выделяется в воздух листьями растений , при дыхании люде и животных. А также в результате испарения воды из почвы, с поверхности озер, морей и океанов. Если в воздухе водяного пара мало , то он сухой. Если водяного пара много, воздух становится влажным . Воздух часто содержит пыль , сажу, дым, радиоактивные и другие вредные вещества. Они загрязняют воздух .

Сбережем воздух чистым .

Нас окружает воздух . Им дышат живые организмы. Но для дыхания необходим чистый воздух . Загрязненный воздух вызывает разные заболевания. Он может быть причиной гибели живых организмов. Как в воздух попадают вредные вещества? Они содержатся в дыму фабрик, заводов, шахт, доменных печей, котелен. Отравляют воздух отработанные газы автомобилей, самолетов, тракторов, мотоциклов. Много опасных для здоровья человека веществ попадают в воздух при авариях на химических заводах, атомных станциях. Бедой не только для Украины, но и для многих других стран мира стала авария на Чернобыльской атомной станции.

Наше государство заботится о чистоте воздуха . В Украине принят закон об охране воздуха . Он требует, чтобы на всех предприятиях установили специальные фильтры, пылеулавливатели. Они задерживают ядовитые и радиоактивные вещества, пыль, сажу, газы.

Незаменимым помощником человека в очистке воздуха являются растения . Растения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Своими листьями они задерживают пыль, сажу, другие вредные вещества.

Каждое дерево и куст, посаженные нами, будут очищать воздух не только нашего города, но и всей планеты.

Ознакомление с воздухом и его некоторыми свойствами проводится на нескольких занятиях.

Серия занятий состоит из нескольких этапов :

1 этап. Систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы.

2 этап. Практическая деятельность и игры.

3 этап. Обобщающие беседы – двух видов.

№ 1 - беседы, уточняющие представления, полученные на предыдущих этапах.

№ 2 - беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений (путешествие капельки, почему воздух и солнце необходимы растениям, и др.).

Подумай и понаблюдай.

1. Почему птицы нахохливаются в сильный мороз?

2. Когда лучше сохраняется тепло в комнате : если окно застеклено толстым слоем или оно с двойными рамами?

3. Почему в морозную погоду люди предпочитают носить одежду из искусственного или натурального меха?

4. Почему нужно ежедневно проветривать группу?

5. Почему растения являются незаменимыми помощниками человека в очистке воздуха ? Обоснуй свое мнение.

6. Как заботятся о чистом воздухе у нас в городе ?

Вопросы по теме.

1. К каким телам относится воздух ?

2. Почему без воздуха не возможна жизнь на Земле?

3. Как доказать, что воздух занимает определенное место?

4. Где находится воздух ?

5. Что такое атмосфера?

6. Какие свойства имеет воздух ?

7. При помощи каких опытов можно доказать , что при нагревании воздух расширяется , а при охлаждении – сжимается?

8. Какое значение имеет свойство воздуха плохо проводить тепло? Приведи примеры.

9. Назови газообразные вещества, из которых состоит воздух .

10. Какое значение в природе имеет кислород?

11. Откуда в воздух попадает кислород ?

12. Как в воздух попадает углекислый газ?

13. Как в воздух попадает водяной пар?

14. Назови вещества загрязняющие воздух ?

15. Какие вещества загрязняют воздух ?

16. Как наше государство заботится о чистоте воздуха ?

17. Какой воздух полезен для здоровья? Почему?

"Воздух."

Цели:

    познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием "атмосфера";

    закреплять представления о газообразных веществах;

    формировать умение постановки проблемных вопросов;

    воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

    оборудование для проведения опытов;

    презентация ( );

    учебник Н.Ф. Виноградова "Окружающий мир", 3 класс, 1 часть;

    рабочая тетрадь Н.Ф. Виноградова по окружающему миру 1 часть;

    полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

    Наука о веществах (химия)

    С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

    Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)

    Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

    Овощ, из которой получают сахар (свёкла)

    Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

    Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?

    Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой . ( слайд 5 ). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6) . Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7) , записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

    Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен . Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

    Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он
    бесцветен. Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

    Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

    Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё одно свойство воздуха. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1
    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

    Воздух плохо проводит тепло .

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

    Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

    Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?

    Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

    фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

    автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

    пожары, извержения вулканов,

    загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух.» (слайд 13,14)

    Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк Б. кислород, азот, углекислый газ В. хлор, фтор, йод

    Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот Б. кислород В. углекислый газ

    Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохопроводит тепло В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

    В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется Б. При охлаждении воздух сжимается В. Воздух плохо проводит тепло

    Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 18-21, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 11 № 5.

По-вто-рим те свой-ства воз-ду-ха, о ко-то-рых мы узна-ли на преды-ду-щих уро-ках: воз-дух про-зра-чен, бес-цве-тен, не имеет за-па-ха, плохо про-во-дит тепло.

В жар-кий день окон-ное стек-ло про-хлад-ное на-о-щупь, а под-окон-ник и пред-ме-ты сто-я-щие на нем - теп-лые. Так про-ис-хо-дит по-то-му, что стек-ло - про-зрач-ное тело, ко-то-рое про-пус-ка-ет тепло, но само не на-гре-ва-ет-ся. Воз-дух тоже про-зра-чен, по-это-му хо-ро-шо про-пус-ка-ет сол-неч-ные лучи.

Рис. 1. Окон-ное стек-ло про-во-дит сол-неч-ные лучи (Ис-точ-ник)

Про-ве-дем неслож-ный опыт: пе-ре-вер-ну-тый вверх дном ста-кан опу-стим в ши-ро-кий сосуд, на-пол-нен-ный водой. Мы по-чув-ству-ем лег-кое со-про-тив-ле-ние и уви-дим, что вода не может за-пол-нить ста-кан, по-то-му что воз-дух, на-хо-дя-щий-ся в ста-кане, не “усту-па-ет” сво-е-го места воде. Если слег-ка на-кло-нить ста-кан, не вы-ни-мая его из воды, из ста-ка-на вый-дет воз-душ-ный пу-зырь, и часть воды вой-дет в ста-кан, но даже в таком по-ло-же-нии ста-ка-на вода не смо-жет за-пол-нить его пол-но-стью.

Рис. 2. Пу-зырь-ки воз-ду-ха вы-хо-дят из на-кло-нен-но-го ста-ка-на, усту-пая место воде (Ис-точ-ник)

Так про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух, как и любое дру-гое тело, за-ни-ма-ет про-стран-ство в окру-жа-ю-щем мире.

Ис-поль-зуя это свой-ство воз-ду-ха, че-ло-век на-учил-ся ра-бо-тать под водой без спе-ци-аль-но-го ко-стю-ма. Для этого был со-здан во-до-лаз-ный ко-ло-кол: под ко-ло-кол-кол-пак, из-го-тов-лен-ный из про-зрач-но-го ма-те-ри-а-ла, ста-но-вят-ся люди и необ-хо-ди-мое обо-ру-до-ва-ние и ко-ло-кол опус-ка-ет-ся при по-мо-щи подъ-ем-но-го крана под воду.

Рис. 3. Во-до-лаз-ный ко-ло-кол (Ис-точ-ник)

Воз-дух, на-хо-дя-щий-ся под ку-по-лом, поз-во-ля-ет людям ды-шать неко-то-рое время, до-ста-точ-ное для того, чтобы осмот-реть по-вре-жде-ния ко-раб-ля, опоры моста или дно во-до-хра-ни-ли-ща.

Для до-ка-за-тель-ства сле-ду-ю-ще-го свой-ства воз-ду-ха, необ-хо-ди-мо плот-но при-крыть паль-цем левой руки от-вер-стие ве-ло-си-пед-но-го на-со-са, а пра-вой рукой на-жать на пор-шень.

Рис. 4. Ве-ло-си-пед-ный насос (Ис-точ-ник)

Потом, не уби-рая паль-ца от от-вер-стия, от-пу-стить пор-шень. Палец, ко-то-рым за-кры-то от-вер-стие, чув-ству-ет, что воз-дух на него очень силь-но давит. Но пор-шень с тру-дом, но сдви-нет-ся. Это озна-ча-ет, что воз-дух можно сжать. Воз-дух об-ла-да-ет упру-го-стью, по-то-му что когда мы от-пус-ка-ем пор-шень, он сам воз-вра-ща-ет-ся в пер-во-на-чаль-ное по-ло-же-ние.

Упру-ги-ми на-зы-ва-ют тела, ко-то-рые после пре-кра-ще-ния сжа-тия при-ни-ма-ют пер-во-на-чаль-ную форму. На-при-мер, если сжать пру-жи-ну, а потом от-пу-стить, она при-мет свою пер-во-на-чаль-ную форму.

Сжа-тый воз-дух тоже упруг, он стре-мит-ся рас-ши-рить-ся и за-нять преж-нее место.

Для того, чтобы до-ка-зать, что воз-дух имеет массу, нужно сде-лать са-мо-дель-ные весы. При-кре-пим сду-тые воз-душ-ные ша-ри-ки к кон-цам па-лоч-ки с по-мо-щью скот-ча. По-ло-жим длин-ную па-лоч-ку на се-ре-ди-ну ко-рот-кой, так чтобы концы урав-но-ве-ши-ва-ли друг друга. Со-еди-ним их нит-кой. При-кре-пим скот-чем ко-рот-кую па-лоч-ку к двум бан-кам. На-ду-ем один шарик и снова при-кре-пим его к па-лоч-ке тем же ку-соч-ком скот-ча. Уста-но-вим на преж-нее место.

Мы уви-дим, как па-лоч-ка на-кло-ня-ет-ся в сто-ро-ну на-ду-то-го ша-ри-ка, по-то-му что воз-дух, на-пол-нив-ший шарик, де-ла-ет его тя-же-лее. Из этого опыта можно сде-лать вывод, что воз-дух имеет массу и его можно взве-сить.

Если воз-дух имеет массу, зна-чит, он дол-жен ока-зы-вать дав-ле-ние на Землю и все, что на ней на-хо-дит-ся. Так и есть, уче-ные под-счи-та-ли, что воз-дух ат-мо-сфе-ры Земли ока-зы-ва-ет на че-ло-ве-ка дав-ле-ние в 15 тонн (как три гру-зо-ви-ка), но че-ло-век не чув-ству-ет этого, по-то-му что в че-ло-ве-че-ском ор-га-низ-ме со-дер-жит-ся до-ста-точ-ное ко-ли-че-ство воз-ду-ха, ко-то-рый ока-зы-ва-ет дав-ле-ние такой же силы. Дав-ле-ние внут-ри и сна-ру-жи урав-но-ве-ши-ва-ет-ся, по-это-му че-ло-век ни-че-го не ощу-ща-ет.

Вы-яс-ним, что про-ис-хо-дит с воз-ду-хом при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии. Для этого про-ве-дем опыт: на-гре-ем колбу со встав-лен-ной в нее стек-лян-ной труб-кой теп-лом своих рук и уви-дим, что из труб-ки в воду вы-хо-дят пу-зырь-ки воз-ду-ха. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух в колбе при на-гре-ва-нии рас-ши-ря-ет-ся. Если на-крыть колбу смо-чен-ной в хо-лод-ной воде сал-фет-кой, мы уви-дим, что вода из ста-ка-на по труб-ке под-ни-ма-ет-ся вверх, по-то-му что при охла-жде-нии воз-дух сжи-ма-ет-ся.

Рис. 7. Свой-ства воз-ду-ха при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии (Ис-точ-ник)

Чтобы узнать боль-ше о свой-ствах воз-ду-ха, про-ве-дем еще один опыт: две колбы за-кре-пим на труб-ке шта-ти-ва. Они урав-но-ве-ше-ны.

Рис. 8. Опыт по опре-де-ле-нию дви-же-ния воз-ду-ха

Но, если одну колбу на-греть, она под-ни-мет-ся выше дру-гой, по-то-му что го-ря-чий воз-дух легче хо-лод-но-го и под-ни-ма-ет-ся вверх. Если над кол-бой с го-ря-чим воз-ду-хом за-кре-пить по-лос-ки тон-кой лег-кой бу-ма-ги, будет видно, как они тре-пе-щут и под-ни-ма-ют-ся вверх, по-ка-зы-вая дви-же-ние на-гре-то-го воз-ду-ха.

Рис. 9. Теп-лый воз-дух под-ни-ма-ет-ся вверх

Зна-ния этого свой-ства воз-ду-ха че-ло-век ис-поль-зо-вал при со-зда-нии ле-та-тель-но-го ап-па-ра-та - воз-душ-но-го шара. Боль-шая сфера, на-пол-нен-ная по-до-гре-тым воз-ду-хом, под-ни-ма-ет-ся вы-со-ко в небо и спо-соб-на вы-дер-жи-вать вес несколь-ких че-ло-век.

Мы редко над этим за-ду-мы-ва-ем-ся, но ис-поль-зу-ем свой-ства воз-ду-ха каж-дый день: паль-то, шапка или ва-реж-ки не греют сами по себе - воз-дух в во-лок-нах ткани плохо про-во-дит тепло, по-это-му, чем пу-ши-стее во-лок-на, тем боль-ше в них воз-ду-ха, а зна-чит и теп-лее вещь, из-го-тов-лен-ная из такой ткани.

Сжи-ма-е-мость и упру-гость воз-ду-ха ис-поль-зу-ют в на-дув-ных из-де-ли-ях (на-дув-ные мат-ра-цы, мячи) и шинах раз-лич-ных ме-ха-низ-мов (ав-то-мо-би-ли, ве-ло-си-пе-ды).

Рис. 13. Ко-ле-со ав-то-мо-би-ля (Ис-точ-ник)

Рис. 14. Ве-ло-си-пед-ное ко-ле-со (Ис-точ-ник)

Сжа-тый воз-дух может оста-но-вить на пол-ном ходу даже же-лез-но-до-рож-ный со-став. Воз-душ-ные тор-мо-за уста-нов-ле-ны в ав-то-бу-сах, трол-лей-бу-сах, со-ста-вах метро. Воз-дух обес-пе-чи-ва-ет зву-ча-ние ду-хо-вых, удар-ных, кла-виш-но-ду-хо-вых ин-стру-мен-тов. Когда ба-ра-бан-щик уда-ря-ет па-лоч-ка-ми по туго на-тя-ну-той коже ба-ра-ба-на, она ко-леб-лет-ся, а воз-дух внут-ри ба-ра-ба-на про-из-во-дит звук. В боль-ни-цах уста-нов-ле-ны ап-па-ра-ты вен-ти-ля-ции лег-ких: если че-ло-век не может са-мо-сто-я-тель-но ды-шать, его под-клю-ча-ют к та-ко-му ап-па-ра-ту, ко-то-рый через спе-ци-аль-ную труб-ку по-да-ет в лег-кие обо-га-щен-ный кис-ло-ро-дом сжа-тый воз-дух. Сжа-тый воз-дух ис-поль-зу-ют везде: в кни-го-пе-ча-та-нии, стро-и-тель-стве, ре-мон-те и др.

Рис. 15. Трол-лей-бус (

Уже многие миллиарды лет наша Земля, окружённая слоем воздуха, совершает свой бесконечный бег вокруг Солнца.

Этот слой воздуха называется атмосферой. Его толщина достигает 300 км. Атмосфера как прозрачное, невидимое покрывало, окутывает нашу Землю. А что такое воздух, каковы его свойства и роль в жизни на Земле?

Где находится воздух и зачем он нам нужен

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели.

Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Какова же роль воздуха в жизни на нашей планете:

  • Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Попробуйте перестать дышать на какое-то время. Уже через несколько секунд вы почувствуете, как нуждаетесь в глубоком вдохе. Точно также воздух необходим и животным.
  • А ещё воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.
  • В огромном воздушном океане рождаются ветры и облака, грозы и полярные сияния. Он оберегает нас от метеоритов, опасного ультрафиолетового и теплового излучения, исходящего от Солнца. Благодаря этой воздушной «шубе», не страшен Земле и космический холод.
  • Благодаря воздуху небо бороздят самолёты, вертолёты, висят громадные дирижабли. В голубом небе совершают свой полёт птичьи стаи, неподвижно парят громадные птицы - охотники. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

  • Рыбы, благодаря жабрам, умеют дышать воздухом, содержащимся в воде.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух

Только два века назад учёные узнали, что воздух - это смесь из нескольких газов: азота, кислорода и углекислого газа. Атмосфера есть и у других планет: , и у огромных планет-гигантов. Марс и Венера во многом похожи на Землю, однако жизни на них нет, поскольку другой состав атмосферы.

Наиболее важен для дыхания кислород. Без него мы не можем получить из пищи необходимую для жизни энергию. При физической работе и занятиях спортом мы дышим глубже и чаще, чтобы восполнить затрачиваемую для этой деятельности энергию.

Есть простой опыт, который позволяет получить кислород даже дома. В пробирку насыпаем обычной марганцовки (примерно 1/4). Закрепляем в вертикальном положении над огнём газовой конфорки или спиртовки. Выдерживаем 1-2 минуты и подносим к её открытому концу тлеющую лучину. Лучина ярко вспыхивает. Выделяющийся при нагревании газ поддерживает горение он и называется кислородом.

А в следующем опыте мы получим углекислый газ, который не поддерживает горение. Две свечки разной высоты устанавливаем в коробочку с раствором лимонной кислоты (уксуса). Зажигаем их. Затем в раствор аккуратно добавляем соду. Происходит достаточно бурная реакция. Свечи поочередно гаснут. Вначале маленькая, затем более высокая. Более низкая свечка погасла первой, значит, углекислый газ тяжелее кислорода и он скапливается внизу.

С поверхности всех водоёмов, почвы и растительности происходит постоянное испарение воды. Поэтому в воздухе всегда содержаться водяные пары. От их количества зависит влажность воздушных масс, формирование облаков и дождевых туч.

Каковы свойства воздуха?

Ответить на этот вопрос нам помогут следующие рассуждения:

  • Имеет ли воздух цвет? Нет, воздух прозрачен. Если бы он имел цвет, то окрашивал бы окружающие растения и предметы.
  • Почему же небо голубое? Дело в том, что солнечный свет состоит из 7 цветов как в радуге. Проходя через атмосферу, голубой цвет усиливается. Его - то мы и видим.
  • Если взять 2 резиновых шарика и надуть их (до одинаковых размеров), они примут круглую форму. Значит, давление вдуваемого воздуха передалось по всем направлениям одинаково.

  • А теперь поместите один из надутых шариков в холодильник, а другой в ведро с тёплой водой. Через 10-15 минут охлаждённый шарик уменьшится в размерах, а нагретый - увеличится. Следовательно, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Если у вас дома найдется шприц без иголки, зажмите его носик пальцем, и попробуйте поршнем сжимать воздух в шприце. Объем воздуха заметно уменьшится. Отпустите поршень - объем воздуха станет прежним. Следовательно, воздух упруг.

  • В морозную погоду люди надевают шубы и тёплые пальто, а птицы взъерошивают свои перья, чтобы задержать воздух между ворсинками и перышками. Потому что воздух - плохой проводник тепла. Поэтому растения, под снежным одеялом, не замерзают даже в сильные холода.

Все эти замечательные свойства воздуха человек научился использовать в повседневной жизни. Вспомним упругие шины автомобилей и велосипеда, насосы и многие другие изобретения человечества. Воздух заставляет мчаться по волнам лёгкие яхты и огромные парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, а своей заставляет подпрыгивать мяч.

Где самый чистый и полезный воздух

Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводских труб. Иногда они образуют вредный смог, который как тучи нависает над городом, мешая дышать.

Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.

Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №14

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

« Свойства воздуха.

Охрана воздуха»

«Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»

Кононова Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов

Пояснительная записка

УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме « Свойства воздуха. Охрана воздуха » изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока : выяснить свойства воздуха опытным путем;

определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

ТСО : проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

Оборудование для проведения опытов;

Презентация (Приложение 1);

Видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).

План урока

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

4. Физкультминутка. 2 мин

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

Сформулируйте тему урока.

На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

Что же такое воздух?

На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

(Мы продолжаем изучать тему воздух).

Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

Что такое воздух? (смесь газов)

Как обнаружить воздух?

Какие свойства есть у воздуха?

Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

Проведем опыты или исследования

Используем свой жизненный опыт

Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

(Да)

Ответы детей

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь (Р.т.стр.20 зад.42).

Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

Как нам это узнать?

Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Будем проводить опыты

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен .)

ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

А какого цвета воздух?

О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен. )

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыт.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха. )

Проверка таблицы.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

- Заполните четвертый столбик таблицы.

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло .)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

Обратимся к учебнику стр. 52

(Еще есть свойства воздуха).

ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

- Почему это стало возможным?

Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

Почему?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

Дорогие ребята - исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

- Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется .

(Выделение пузырьков прекратится)

Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается .

Читает ученик.

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Ребята, от чего воздух может загрязняться?

Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Какая играла музыка во время просмотра фильма?

Источниками загрязнения воздуха могут быть:

Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

(Загрязненный. )

(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

___________________

___________________

___________________

(Очень тревожная).

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Пожары.

Извержения вулканов,

Загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

2) Охрана воздуха.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

Работа в группах.

установка очистных сооружений

озеленение окружающей среды

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

6. Закрепление изученного.

Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Кислород (Д) Азот (М)

Да (П) Нет (Г)

Проверка. (Воздух – ДРУГ)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

(Воздух)

(Жизнь!)

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.

Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»

Список литературы:

Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир"

Интернет-ресурсы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

СВОЙСТВА

ВОЗДУХ

_________________________________________

Предварительный просмотр:

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхл опные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________