Стиль бидермейер в интерьере: описание и фото. Возрождение стиля бидермейер в интерьере (22 фото)

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер , буквально бравый господин Майер (нем. - игра слов от Bidermann - бравый и Meier ). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела, а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера.

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт - Л. Айхродт - стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier . Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером - скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера, мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер , прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер - как буржуазный вариант классицизма и ампира - был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X . Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа. В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем.

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения - своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Дерево (вишня), маркетри. 1825 г. Вена

Бюро-кабинет. Дерево (красное и лимонное), бронзовые накладки, золочение, резьба. Ок. 1815 г. Вена

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Мягкая древесина и твёрдая древесина, облицованная с грецким орехом, частично цельным грецким орехом. Австро-Венгрия, около 1830 г., 85x45x50 см

Мягкая древесина, облицованная с белым грецким орехом, инкрустирована клёном, французский лак. Австро-Венгрия, около 1830 г., 90x43x50 см

Стол из библиотеки. Грецкий орех с инкрустацией клёна. Чехия, Северная Богемия, около 1830 г.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах - от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров - т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России - это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер - живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы - глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер - это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825- 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. - почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20-30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007


Вернувшись с отдыха в отеле Сальватор (Карловы Вары), роскошный интерьер которого сделан в стиле Бидермайер, я хотела бы рассказать какой это респектабельный стиль!

Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В нём представления «бюргерской» среды преобразовали стиль ампир в духе интимности и домашнего уюта.

.
Особенность стиля Бидермейер: все просто, удобно, респектабельно и немного сентиментально.

.
Для воссоздания стиля Бидермейер используются светлые и теплые тона: желтый, голубой, розовый для спальных комнат. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами


.

На Севере распространены типично скандинавские черты: большие светлые окна, светло-синие тона, пушистые ковры. Для юга характерно обилие ярких цветов, большое количество ваз и более тонкие ковры на полу


.

Еще одна важная черта немецкого дома - дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция)


.

Основные критерии мебели этого стиля - прочность, добротность и удобство

.

Особенности мебели позаимствованы у стиля ампир: криволинейные поверхности, мягкая тканевая обивка, полосатые ткани и простые рисунки, плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров


.

Мебель обычно используется деревянная из неокрашенного или лакированного дерева, главное - изогнутые плавные линии, обитые тканью сиденья, спинки и подлокотники, а также точеные или гнутые ножки. В отдельных случаях возможно нанесение или имитация позолоты


.

Еще одна отличительная черта мебели в стиле Бидермейер - закрепление ткани обивки к деревянной основе при помощи гвоздей с большими фарфоровыми шляпками. Сейчас в этих целях используется пластик



.

Мебель для сиденья кроме диванов представлена стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие, удобные и элегантные, вторые - исполненные в соответствии с мещанскими представлениями об уюте


.

Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты).

.

.

Для интерьеров в стиле бидермайер характерны интимность, простота форм - декоративность отходит на второй план. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.



Vienna, Austria; 1820


.

Стены чаще всего оклеиваются обоями светлых оттенков. Изначально обои были тканевые. В настоящее время обычно используются бумажные или флизелиновые с имитацией тканевых покрытий, например, под сукно или бархат. Узор на обоях предпочтительно мелкий и ненавязчивый.

Полы чаще всего паркетные, иногда дощатые, возможен вариант с однотонными половиками или коврами на них, особенно в гостиной. Потолки лаконичны, скромны и не предполагают многоярусных конструкций, резных элементов или рисунков. В очень небольших количествах допускается лепнина.

В практичных интерьерах стиля бидермейер стены были достаточно толстыми, и оконные проёмы были глубокими и вертикально вытянутыми, хотя это и не является требованием стиля. Для оформления стен предпочтительны спокойные и тёплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Двери в гостиную чаще всего двустворчатые, возможно остеклённые, светлых оттенков. Рисунок на шторах должен был непременно сочетаться с обивкой мягкой мебели и стульев, а зачастую они вообще совпадали. Глубокие проёмы больших окон украшали воздушными гардинами из красивого муслина.

Один из символов стиля бидермейер — это большой камин с широкой мраморной доской. Простота форм мебели эпохи бидермейер компенсируется яркими и приятными взгляду узорами обивки, ковров, занавесей, обоев. Предпочтительны «романтические» узоры и расцветки — цветы, фрукты, птицы, орнаменты.

Апр 17/12

Стиль бидермейер в интерьере – удобство и роскошь традиций

Такое направление, как стиль бидермейер в интерьере – это прекрасный выбор для любителей уюта, комфорта и традиционных ценностей. Это мебель для жизни. Любой предмет обстановки оценивается, прежде всего, с практической точки зрения – насколько он удобен и функционален. Мебель свободна от излишнего декора, она изготавливается из качественных материалов и, в буквальном смысле, «на века». Естественные формы, плавные линии, респектабельность, эргономичность – все эти качества наиболее полно характеризуют мебель в таком стиле.

Стиль был особо популярен в Германии и Австрии в эпоху между двумя мировыми войнами. Название его буквально переводится как «обывательский». Романтичный, уютный, надежный – стиль бидермейер (biedermeier) удовлетворял извечную человеческую тягу к комфорту, олицетворял собой классическую мечту рядового жителя о своем уютном уголке. Большинство высококлассных отелей предпочитают оформлять свои номера именно таким образом, так как он традиционно ассоциируется с домашним уютом. На сегодняшний день бидермайер снова входит в моду, ведь он прекрасно подходит под практичные требования нового века.

Стиль бидермейер в интерьере: особенности

Интерьер в стиле бидермейер (biedermeier) можно с полным правом назвать универсальным. Здесь можно найти отголоски очень многих стилей – классицизм, ампир, минимализм, и многие другие. По сути, он является смесью стилей и романтизм.

Стоит обратить внимание на главные особенности этого стиля:

  • Помещение должно быть просторным, светлым. Мебель группируется в центре комнаты, ниши и пустоты заполняются практичными предметами интерьера, всевозможными украшениями и предметами декора.
  • Стиль бидермейер в интерьере подразумевает использование предметов мебели, которые при необходимости можно . Это всевозможные раскладные столики с множеством ящиков, раздвижные столы, бюро с откидными крышками, и так далее.
  • Большое внимание в оформлении интерьера отводится всевозможным комодам и шкафам из натурального дерева. Главная красота этих предметов интерьера заключается не в художественной отделке, а в красоте самого материала, а также в их практичности.
  • Простота форм мебели эпохи бидермейер компенсируется яркими и приятными взгляду узорами обивки, ковров, занавесей, обоев. Предпочтительны «романтические» узоры и расцветки – цветы, фрукты, птицы, орнаменты.
  • В качестве декора используются , романтические натюрморты, пейзажи, портреты, фарфор и замысловатая посуда, бра, часы под старину, уютные пуфы и диванные , пледы.

Как оформить дом в стиле бидермейер – маленькие хитрости

Выбираем мебель

Мебель в стиле бидермейер – это, прежде всего, столы, посудные шкафы и комоды из натуральных пород дерева. Лучше всего выбрать мебель из клена, груши, черешни, ясеня, карельская березы. Если у вас есть фамильный старинный , то шкафчик с этим сокровищем обязательно стоит поставить на самое видное место. Для отдыха следует выбрать уютные низкие кресла с широкими подлокотниками, мягкие стулья с удобными спинками. Широкие мягкие можно дополнить небольшими пуфиками и скамеечками для ног. Можно украсить интерьер изящным бюро с множеством ящичков и «секретных» мест, угловыми шкафчиками для всяких мелочей, этажерками, креслом-качалкой.

Цвета и отделка

Лучше всего использовать в оформлении психологически комфортные теплые оттенки – сливочный, кремовый, коричневый, голубой, розовый. Цвет обоев должен быть однотонным, либо в тонкую полоску. Допускается незатейливый растительный орнамент. Цвет ковров, занавесей рекомендуется однотонный, гармонирующий с общей цветовой гаммой. Можно также оформить интерьер с помощью ткани в шотландскую клетку. Для кухни или столовой в этом стиле подойдут скатерти, занавески и обивка мебели из ситцевой легкой ткани с растительным узором.

Дополнения и аксессуары

Один из символов стиля бидермайер – это большой с широкой мраморной доской. Занавески лучше выбрать из нежного муслина или , а портьеры – из тяжелого бархата с кистями. Стены можно украсить старинными , изящными старинными акварелями или гравюрами. Прекрасно впишутся в интерьер семейные фотографии и портреты в рамках из натурального дерева. Столики можно дополнить изящными вазами, и статуэтками. Интерьер бидермейер прекрасно дополнят кружевные салфетки и скатерти с ручной вышивкой.

Стиль бидермейер популярен у тех, кто ценит в интерьере сочетание домашнего уюта и комфорта.

В оформлении жилища придерживаются практичности, не выставляя на показ предметы роскоши. При этом важное значение имеют семейные ценности. Хотите оформить дом или квартиру в этом актуальном направлении? Тогда изучите требования к отделке, мебели, освещению и декору. Узнайте, какие шторы выбрать для окон, где расставить цветы и как продемонстрировать гостям свой достаток, оставаясь в тени.

История и интересные факты

Стиль бидермейер появился в Германии в начале XIX века и пользовался популярностью до середины столетия. Он был распространен среди представителей немецкой и австрийской буржуазии не только как интерьерное и ландшафтное решение. Бидермейер проявил себя в живописи, архитектуре и даже в нарядах.

Во времена расцвета этого стиля Европа пережила несколько переломных моментов. Позади была война с Наполеоном, прошла Первая мировая война, готовилась Вторая, близились демократические революции.

Обычные граждане тогда особенно хотели простого домашнего уюта и погружения в круг маленьких семейных радостей. Как раз в эту пору и появился стиль бидермейер, соединивший практичность буржуазного сознания, выдержанность пропорций имперского стиля ампир и поэтическую умиротворенность атмосферы, в которой так нуждался бюргер.

Название стиля имеет идеологические корни. Bieder значит простодушный, а Мeier – это распространенная немецкая фамилия. Слово было взято от псевдонима известного в Германии поэта Людвига Айхрода, писавшего в ироническом духе о школьном учителе-филистере.

Герой его эпиграмм – типичный представитель среднего класса. Людвиг подписывался как «Готлиб Бидермейер». Фамилия-псевдоним стала нарицательной, характеризуя обывателей с их «земными» интересами.

В России об этом направлении узнали в эпоху Пушкина. Бидермейер пришелся по вкусу дворянскому сословию и утвердился в господских домах, усадьбах и дачах. Что интересно, он не изжил себя до сих пор и прекрасно подойдет для современной квартиры. Даже в оформлении отелей люксового класса и дорогих ресторанов дизайнеры нередко используют этот стиль, потому что он создает домашнюю обстановку.

Требования к оформлению интерьера

Оформляя интерьер в стиле бидермейер, важно двигаться к цели – наполнить обстановку изысканным уютом, спокойствием и ощущением материального благополучия.

Бидермейеру в интерьере свойственны :

  • стремление к минимализму и высвобождению пространства;
  • комфорт и функциональность во всем;
  • консерватизм и любовь к традициям;
  • единство духовного и предметного мира.

Стены, потолок и пол

Чтобы воссоздать стиль немецкого сентиментализма, следует обратить внимание на теплые и спокойные цвета для отделки стен. Идеальны:

  • нежно-голубой,
  • розовый,
  • кремовый,
  • песочно-желтый,
  • фисташковый,
  • персиковый,
  • все оттенки коричневого.

Стены можно красить вододисперсионной краской (обязательно одним цветом), которая не боится воды и солнца. Также для этой цели подойдут классические бумажные обои без рисунка, тисненные с ненавязчивым цветочным рисунком или обои в полоску.

Традиционно потолки в этом интерьере выкрашивают светлыми тонами и отделяют карнизом или лепниной. Допустимо заменить этот вариант натяжным потолком простой формы.

Для пола в квартире, оформленной стиле бидермейер, подойдет штучный паркет . Приверженцам современных материалов дизайнеры советуют уложить на пол ламинат или линолеум, приближенные по расцветке к натуральному дереву. Для тех, кто любит ковры на полу, тоже нет ограничений в этом стиле. Главное – гармония цветов и фактур, отсутствие излишеств.

Тенденции бидермейера в мебели

Мебель должна быть сделана из массива светлого дерева . Подойдут груша, акация, ясень, береза, клен и орех. Также в изготовлении мебели для стиля бидермейер применяют фанеровку светлыми породами дерева. Иногда встречается инкрустация, в том числе интарсия небольшими вставками из дерева разных пород.

Можно остановить выбор на красном и розовом дереве (это махагони и цезальпиния). Допускаются лакирование с сохранением естественного вида мебели.

Бидермейер приветствует круглые формы в интерьере. Обладать плавной изогнутой формой могут, например, спинки и ножки стульев, подлокотники кресел. Первостепенное значение имеют прочность и красота самого дерева, практичность предметов мебели.

Одобряется трансформирующаяся функциональная мебель, которая экономит пространство. Например, раздвижные столы, диваны с механизмом «книжка» или «дельфин», которые можно раскладывать, столешницы и бюро с откидным столиком.

На мебели бидермейера сегодня актуален резной декор, позаимствованный у помпезного ампира. Правда, в умеренном количестве. Украсить мебель могут лебеди с вытянутыми шеями, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки. Все эти резные украшения покрываются по желанию позолотой или лаком черного цвета.

В центре комнаты следует поставить большой стол, желательно круглый. Вообще, бидермейер тяготеет к столам. В эпоху этого стиля широко использовали разнообразные рабочие столы – читальные, кофейные, карточные, курительные, для рукоделия.

Вдоль стен комнаты уместно расставить практичные и красивые шкафы или секретеры, комоды, этажерки, трюмо и бюро с большим количеством ящиков.

Также к интерьеру подойдут угловые шкафчики и серванты-витрины, в которые можно выставлять предметы коллекций, сувениры из разных стран и прочие интересные вещицы.

Для отдыха оптимальны низкие мягкие кресла с широкими подлокотниками и удобными спинками, кресла-качалки, пуфы. Чтобы было комфортнее, рядом с ними стоит установить скамеечки для ног.

Особенности выбора текстиля

Уют в квартире создается во многом благодаря правильно подобранным предметам из текстиля. В его выборе бидермейер не ограничивает.

Можно смело использовать покрывала, пледы, кружевные салфетки и вышитые узором скатерти. Ткани могут быть совершенно разные. А вот узор для этого стиля важен определенный. Рекомендованы цветочные принты , рисунок с птицами или фруктами, полоска.

На окна следует повесить воздушные занавески из шелка, органзы или муслина и бархатные шторы с кисточками. Их цвет или узор должен гармонировать с мебельной обивкой.

Дизайнеры интерьеров предлагают драпировать шторы с помощью шторной ленты или держателей-клипс на магнитах, что дополнительно подчеркивает стилистику.

Постеленный в центре комнаты ковер тоже украсит помещение. Идеален мягкий ковер с длинным ворсом (шагги). Материал для него лучше подбирать натуральный, тогда ковер будет смотреться более презентабельно и прослужит долгие годы.

Какой декор уместен для интерьера

Главные декоративные элементы в интерьере бидермейер – живые цветы и комнатные растения. Их допустимо размещать где душа пожелает:

  • на стенах;
  • на подоконниках;
  • на столиках;
  • на полу,
  • в специальных подставках – жардиньерках.

Из или засушенных цветов делают композиции и гербарии. В том числе для декора активно используют акварельные картины, гравюры, расписные тарелки, старинные часы.

Впишутся в обстановку и семейные фотографии в деревянных рамках. На полки этажерок и столики можно поставить изящные статуэтки, фарфоровую посуду, шкатулки, свечи в канделябрах.

Популярный еще в ампире прием драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, уместен и в бидермейере. Это преображает комнату.

Стиль бидермейер унаследовал от ампира панорамные обои и пейзажные изображения на отдельных предметах. Особенно органично в интерьере смотрятся изображения сцен охоты.

В декоре нельзя забывать о главном принципе бидермейера – сохранении милой сентиментальности и практичной скромности интерьера.

Виды и варианты освещения

Освещение важно для расслабляющей и теплой обстановки в помещении, поэтому к выбору источников света тоже нужно отнестись внимательно.

Классические люстры с лампочками, похожими на свечи, или многорожковые светильники подойдут к интерьеру как нельзя лучше. Пригодятся настенные бра, аккуратные торшеры около дивана и кресел, настольные лампы с тканевыми абажурами, свечи.

Как источник света уместен будет камин. Если нет возможности установить дровяной, можно использовать или электрическую имитацию очага. Он согреет в холодное время года, перенесет хозяев жилища в эпоху бидермейера и, разумеется, создаст дополнительный уют. Большое количество разнообразных источников света поможет визуально расширить пространство.

В современных интерьерах, которые, по сравнению с прежними временами стали проще, прослеживается стремление добиться максимального уюта и целесообразности, а отнюдь не только одного визуального эффекта стиля бидермейер. Это дизайнерское направление подойдет всем людям, ценящим комфорт и практичность, и тем, кто не любит излишеств.