История развития ландшафтного дизайна.

Введение

Ландшафтное проектирование является важнейшей областью деятельности ландшафтного архитектора. В процессе проектирования разрабатываются все чертежи, необходимые для создания объекта в натуре, составляются все дополнительные документы - сметы, расчеты, пояснительные записки и т.д., сопровождающие проект. Работая над проектом, ландшафтный архитектор должен не только хорошо представлять себе поставленную перед ним задачу, не только знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии.

Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви садово-паркового искусства в частности было и остается использование особых, природных строительных материалов - растительности, воды, земли, включая даже особенности топографии места.

Особенностью ландшафтной архитектуры в сравнении ее с общепринятой архитектурной практикой является главенствующая роль эстетического и, если можно так сказать, эколого-гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства, а именно садово-паркового искусства.

История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов

ландшафтный зонирование сад дизайн

Человек осознанно начал окружать себя камнями и растениями ещё в самые далёкие времена. Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).

Ассиро-Вавилония

Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н.э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имели вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.

В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты. Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.

Египет

В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:

* Регулярный план с использованием симметрии;

* Использование замкнутых композиций;

* Главная часть сада - водоемы;

* Использование ритма;

* Аллеи и рядовые посадки.

* В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.

Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.

Эллада

В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.

Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.

Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.

Древний Рим

Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.

Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной - малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада - пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения - беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.

Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов - это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада - японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.

Испания периода мавританского владычества

Испано-мавританский сад - это гармоничная простота планировки и яркая индивидуальность решения. Основной мотив в решении сада - вода. В планировке обязательно наличие внутреннего дворика (патио). Устраивали и богато оформляли аркады. Растения применяли экзотические, но, которые соответствуют испанскому климату: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались в свободном стиле без последующей стрижки. Газоны не были популярны, так как выгорали из-за жаркого климата, участок оформлялся декоративным мощением - это один из характерных элементов мавританского сада.

Средневековая Европа

Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.

В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.

Эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени - это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:

* Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;

* Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;

* Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием - боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений

* Большое значение придается колористике сада, игра цветами;

Русское садово-парковое искусство

На Руси сады, в основном, служили своему прямому функциональному назначению: главное место на земельном участке отводят огородам, плодовым насаждением, но со временем стали появляться и первые декоративные деревья. В качестве ограды широко использовалась живая изгородь или плетень. Пруды тоже устраивались лишь для разведения рыбы, купания и полива огородов.

Но в 17 веке в России уже создают первые развлекательные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). Например, в Кремле - это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Известен знаменитый Измайловский сад в Москве. В нем есть масса аттракционов: зверинец, ботанический сад, лабиринт, устроено большое количество прудов, и даже разбиты виноградники.

В России 17 - 19 веков не существовало такого понятия, как «дизайнер» или «ландшафтный архитектор». Эта профессия именовалась «устроитель садов и парков».

При правлении Петра I русское садово-парковое строительство, подражая западным образцам, предпочетает классический регулярный сад. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Такие сады в Петербурге строят, в основном, иностранцы. А в 1710 г. в России открывается первая Садовая контора. Она занимается закупкой и доставкой различных экзотических растений за границей для строительства новых парков Петербурга и Москвы.

Франция, 17 век

Появляются сады, выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры - бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.

Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.

Англия, 18 век

В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.

Основа английского сада - это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев - групповые, дорожки - криволинейные, пруды - с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои законы построения - обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.

США, Западная Европа в 19-20 вв.

В этот период уже и во Франции отдают предпочтение пейзажным паркам. Главное их достоинство - это индивидуальная растительность. Сады обогащаются новыми породами деревьев и кустарников. В США, наоборот, происходит постепенный упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные ковровые клумбы, глобусы, солнечные часы и т.д. Это совершенно не вписывается в естественность и гармоничность пейзажного парка.

Настоящим расцветом науки и искусства ландшафтного дизайна можно считать 19 - 20 века нашей эры. В этот период основное внимание уделяется растительности, поиску и внедрение новейших современных элементов композиции и стремлению к гармоничному объединению стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

УДК 712.3

Р е ц е н з е н т:

Заремук Р.Ш. - заведующая научным центром сортоизучения и селекции садовых культур и винограда ФГБНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, доктор с.-х. наук, доцент

Матузок Н.В. – профессор кафедры виноградарства КубГАУ, доктор с.-х. наук, профессор

Максименко А.П.

Ландшафтный дизайн / А.П. Максименко, Д.В. Максимцов. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 139 с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы современного ландшафтного дизайна в соответствии с требованиями к обустройству и озеленению сада.

Учебно-методическое пособие для студентов (бакалавр, магистр), обучающихся по направлению «Садоводство» специализации «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство».

По тематическому плану внутривузовских изданий учебной литературы на 2016 г.

УДК 712.3

©А. П. Максименко, Д.В. Максимцов, 2016

©ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный аграрный

ISBN университет», 2016

ВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 5

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА............................ 6

1.1. Античный период..................................................................................................... 7

1.1.1. Египет....................................................................................................................... 7

1.1.2. Ассиро-Вавилонское садово-парковое строительство............................. 8

1.1.3. Садово-парковое искусство Древней Греции.............................................. 8

1.1.3. Сады Древнего Рима............................................................................................ 9

1.1.5. Эпоха Средневековья (готический стиль)................................................... 10

1.1.5. Сады арабов Испании...................................................................................... 11

1.1.7. Сады эпохи Возрождения................................................................................ 12

1.1.8. Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.) 20

1.1.9. Ландшафтное искусство Дальнего Востока.............................................. 22

1.2. XX век........................................................................................................................ 23

1.2.1. Советский период............................................................................................... 23


1.2.2. Ландшафтный дизайн в России...................................................................... 28

1.3 Стили ландшафтного дизайна............................................................................ 35

Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 40

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА........ 42

2.1. Принципы и методы проектирования.............................................................. 42

2.2. Основные требования ландшафтного дизайна............................................. 45

2.2.1. Методика предпроектной оценки территорий. Ландшафтный анализ 45

2.3. Общие положения.................................................................................................. 45

2.4 Задание на проектирование объекта................................................................ 47

2.5. Комплекс предпроектных работ....................................................................... 49

2.5.1. Инвентаризация на садово-парковых объектах................................... 50

2.6 Стадийность и этапы проектирования............................................................. 55

2.7. Требования к проектированию, составлению и оформлению проектной документации 60

Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 67

ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 69

3.1. Особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм..... 69

3.2. Функциональное зонирование........................................................................... 70

3.3. Варианты планировки......................................................................................... 73

3.4. Варианты ландшафтного дизайна........................................................................ 74

3.4.1. Ландшафтный дизайн для небольших участков....................................... 74

3.4.2. Ландшафтный дизайн с акцентом на воде.................................................. 76

3.4.3. Формирование растительных композиций. Виды и их особенности.. 83

3.4.4. Каменный сад................................................................................................... 104

3.4.4. Висячие сады................................................................................................... 107

3.5. Элементы ландшафтного дизайна................................................................. 108

3.6. Современные тенденции преобразования рельефа................................... 110

3.7. Ландшафтный дизайн доступной среды. Современные тенденции формирования открытых пространств для маломобильных групп населения.......................................................................... 111

3.8. Организация пешеходных путей движения и транспортного обслуживания 117

Контрольные вопросы для самопроверки:............................................................... 121

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ............................. 122

Библиографический список литературы.................................................................. 137

ВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по ландшафтному дизайну разработано в соответствии с учебным планом, программой и предназначено для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Садоводство».

Основная цель учебного пособия – приобретение теоретических знаний и развитие творческих подходов, а также практических навыков студентам к проектированию объектов ландшафтной архитектуры различных по характеру использования, создать правильное представление о возможностях разработки проектов внешнего благоустройства и озеленения территорий в соответствие с существующими нормами и правилами. В учебном пособие уделяется внимание анализу объектов ландшафтной архитектуры. Ряд теоретических положений рассматривается в историческом ракурсе, даются ссылки на зарубежный и отечественный опыт создания парков XIX-XX веков в городах Европы и Америки.

Изложение теоретического материала рассматривается с позиций современных градостроительных представлений о формировании систем озеленения как частей планировки городов и отдельных объектов ландшафтной архитектуры.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Античный период

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в основном в регулярном стиле. Внутри сады были огорожены по периметру живыми изгородями. В садах выращивали такие культуры как яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, виноград, овощи и цветочные растения.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило огромный импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского с высокоразвитым садовым искусством Азии была включена в греческую архитектуру.

Египет

Ландшафтный дизайн в Древнем Египте формировался в регулярном стиле. Широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы. Таким образом, композиции развертывались в плоскости. Сады Древнего Египта создавались при храмах и дворцах. Вдоль улиц высаживались аллеи из пальм, ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались редкие ввезенные растения – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Сады Древнего Египта были выполнены в регулярном стиле: квадратный участок обнесен стеной, по периметру высажены деревья, всю центральную часть сада занимает виноградник, устроены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц. В начале сада располагали жилой дом, в глубине – беседки. Устраивались также сады при храмах.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими, композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

Формирование замкнутых композиций;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

Использование ритма как композиционного приема;

Применением аллейных и рядовых посадок;

Использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Ландшафтный дизайн является важной областью деятельности ландшафтного архитектора, архитектора-дизайнера и частич­но инженера зеленого строительства.
Ландшафтная ар­хитектура решает вопросы формирования и сохранения ландшаф­тов с различными соотношениями природных и искусственных компонентов.
За последнее столетие сфера деятельности ландшафтной архи­тектуры значительно расширилась. Ее объектами являются все более обширные городские и загородные пространства.
Ландшафтный дизайн - творческая деятельность, направленная на формирование искус­ственной архитектурной среды с использованием средств декора­тивного озеленения, геопластики, малых архитектурных форм, де­коративного покрытия, визуальной коммуникации. Ландшафтный дизайн - новое направление ландшафтной архитектуры и ее необ­ходимое ответвление.
Главная задача ландшафтного дизайнера - организовать пространство в соответствии с функ­циональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у человека положительные эмоции.
Цель ландшафтного дизайна - органичное слияние архитек­туры с природными элементами.

История развития ландшафтного дизайна.

Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней.
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Зиккурат - многоступенчатое пирамидальное сооружение с храмом на вершине. Это типичная конструкция для месопотамских цивилизаций, а ее форма символизирует стремление человека приблизиться к небу.

Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России («верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.

Египет
В египетском государстве вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства развивалось и садовое искусство. В Древнем Египте сады в ландшафтном дизайне формировались по следующим принципам:

Регулярный план. Он включает использование симметрии, т.е. осевое построение композиции.
Формируются замкнутые композиции.

Водоемы – главная часть сада.

Ритм используется как композиционный прием.

Аллейные и рядовые посадки.

В ассортименте растений используются экзоты.

При дворцах, храмах и жилых домах состоятельных владельцев создавались сады. Они и составляли зеленое оформление города. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Древняя Греция

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.
Древняя Греция характеризовалась такими типами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками, со временем они превратились в спортивные парки. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – их основное озеленение.

Сады в ландшафтном дизайне Древней Греции были строго пропорциональны. Для их создания использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В древнегреческих садах, в отличие от Египта, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, устраивали фонтаны. Здесь усматривается более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений.

Древний Рим

Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры являются термы (банные комплексы) с садами, около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.

Таким образом, античная и эллинистическая эпоха оказала огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.

Арабская Испания

Характер испано-мавританского сада – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов сада в Арабской Испании.

Аркада (франц. arcade ) - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

Средневековье
Садово-парковое искусство в средневековье – небольшие сады при монастырях и замках.
Монастырские сады. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Сад в основном делился на четыре части (дорожками). В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сформировался Сад-лабиринт. Он представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.

Феодальные сады. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады – прато. Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (1525г. в г. Пизе)

Эпоха Возрождения

С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в 14 веке, культурный подъём начался в Италии, садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами составляют основу итальянского сада. Характерно наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств - каскадов, каналов, фонтанов являлась необходимой составляющей.

До конца 16 в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5 Га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение.

Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

К началу 17 в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой "зеленые залы", а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.

Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица ) - элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Из Италии барокко перекочевал во Францию, где с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль - Французский классицизм.

Происходит формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов и водных партеров.

Бродери (broderie) по-другому называемый «партер де бродери» (partierredebroderie) при дословном переводе этого термина с французского означает: «газон с вышивкой». Данный тип газона был придуман Этьеном Люпераком во Франции.

В последнем десятилетии 18 в. в Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ.

В Англии отказываются от регулярного стиля при создании садов, усовершенствуют пейзажные парки. Их основа – это естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки - криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются единому целому.

Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.

В начале 19 в. начал падать интерес к пейзажной манере в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна - это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.

В ходе 19-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следуя данным тенденциям, во второй половине 19-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

На рубеже 19 – 20 вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи отличался от европейского. Их отношение к природе всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении пейзажного стиля. В северной части Китая развиваются большие сады, а в южной – малые. Но некоторые черты всех садов характерны. Обязательная часть сада – водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения – беседки, платформы, мосты, веранды, галереи. Ярко окрашенные сооружения оттеняют зелень парков. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. Скульптуры в оформлении используют редко, в основном камни. Ими оформляют берега водоемов, каменистые садики.
Японский сад также формируется в пейзажном стиле. Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода").

Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.

Японский пересеченный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку.

В «сухих» садах галька и песок символически изображают воду. Ассортимент растений в японских садах разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, цветов очень мало. Активно используются садовые сооружения: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Характерная черта сада – японская символика.


Похожая информация.


Сегодня и сами историки не смогут однозначно сказать, сколько сотен или тысяч лет уже распространен ландшафтный дизайн . Обустраивать территорию, прилегающую к своему жилому дому, начали с того момента, когда люди начали осваивать земледелие. По различным сведениям история ландшафтного дизайна насчитывает 10-13 тыс. лет. Можно сказать, что ландшафтный дизайн осваивался практически параллельно с развитием человечества. Это связано с тем, что уже в древности люди были сильно привязаны к природе, ведь именно взаимодействие с природой давало жизнь. Из природы люди получали не только питание, но и одежду и жилье.

Безусловно, взаимодействие с природой изначально направлено на получение хорошего урожая. И лишь позже люди стали уделять внимание эстетическому виду. Как правило, территории, приближенные к дому, обустраивались огородами и грядками. Парковые зоны, которые предназначались для прогулок, отдыха и эстетического созерцания начали обустраиваться в то время, когда появились 1-е знатные и зажиточные люди. Именно тогда и начался рабовладельческий строй, ведь для обустройства больших территорий нужна была рабочая сила. Чем красивее были сады, окружающие жилище, тем богаче считался его хозяин. Именно так можно было сразу определить социальный статус человека.

Каждая страна обладает собственным стилем

По сути, история ландшафтного дизайна в различных странах развивалась одинаково. При обустройстве на территории какой-либо страны дизайнеры опирались на ее историю, обычаи и философию. Как известно, имеются французские, итальянские, японские, а также другие стили. Вовсе не случайно каждый конкретный стиль приписывается конкретно какой-либо стране. Кроме истории самой страны, здесь немаловажную роль играют ее рельеф и климатические особенности. К примеру, регулярные парки, обустроенные на равнинной местности, называются французскими. А парки, созданные на холмистом рельефе, считаются итальянским стилем. Если сады украшены достаточно большим количеством цветов, это свидетельствует об использовании голландского стиля.

Древние сады

Древнеегипетские фрески позволяют узнать историю создания «садов для отдыха» на территории Древнем Египте. Там изображены первые богатые жрецы, которые вкушают сочные фрукты, отдыхая в тени деревьев. Также здесь выращивалось множество ароматных цветов, а водоемы покрывались очаровательными лотосами. При царствовании Клеопатры наиболее популярными в садах считались розы.

Широкую популярность получило сооружение в Вавилоне. Висячие сады Семирамиды имели 4 террасы, каждая из которых возвышалась над предыдущей. На нижних уровнях высаживали высокие деревья , верхние были украшены декоративными кустарниками.

В древних городах Греции часто использовались так называемые воздушные сооружения. Как правило, они украшались виноградными лозами и различными сортами роз.

Персия отличалась множеством уникальных парков, которые чем-то похожи на современные заповедники. Здесь разводили множество видов животных, например, львов, кабанов и различных парнокопытных. Однако стоит отметить, что такие парки создавались преимущественно не для отдыха или защиты диких зверей, а для охоты. Но чтобы охотиться было максимально комфортно, персы сооружали в этих зонах павильоны, фонтаны, цветочные газоны и клумбы. Считается, что именно здесь впервые появились аккуратно подстриженные растения, которые делили парк на различные зоны.

В Японии,а также Китае с глубокой древности начало развиваться пейзажное искусство. Стили оформления территорий в данных странах опирались на их религию и философию. Как правило, стили этих стран были направлены на единение человека с натуральной природой. Именно поэтому такие стили призывают к тишине, спокойствию и умиротворенности. Здесь обязательно присутствовали камни, беседки и различные водные объекты.

В 15 веке в стилях многих стран начали использовать скульптуры. Со временем создавались парки, на которых среди декоративных кустарников , деревьев и водоемов красовались целые аллеи, заполненные скульптурами. Огромную популярность стали получать регулярные парки, которые украшены большим количеством дорожек прямой формы. В 17 веке на территории Европы начали объединять парки и сады, обустраивая территорию для комфортного отдыха, места для уединений и неспешных прогулок. Еще через сто лет в Европе популярность стали получать пейзажные парки. Такое оформление было взято у восточных стран. Благодаря этому в парках выделялась красота именно естественной природы, можно даже сказать нетронутой.

История ландшафтного дизайна в России

Изначально ландшафтный дизайн в России осваивался не так активно, как в других странах. Новые течения в этом направлении стали появляться после того, когда Петром I было «прорублено» окно в Европу. Именно тогда в России стали создаваться ботанические сооружения и парки отдыха. Широкой популярностью стали пользоваться высокие живые изгороди и парки, напоминающие лабиринты. Позже ландшафтные дизайнеры стали уделять внимание и цветам, которые, как правило, привозились из Голландии.

Современный ландшафтный дизайн

В истории ландшафтного дизайна моментальных перемен не происходило ни разу. Можно сказать, что разные стили плавно наслаивались друг на дружку. Со временем более современные веяние начинали заменять старые решения. Подобные перемены можно было наблюдать в 19 веке. Более серьезные изменения в развитии ландшафтного дизайна наблюдаются в 20 веке. Здесь впервые появилось такое понятие как «Садовая архитектура». Благодаря современному взгляду на жизнь и природу дизайнеры начали возводить поистине феерические сооружения. Это позволило практически избавиться от границы между садовым ландшафтом и дизайном интерьера дома.

В современном ландшафтном дизайне приветствует применение одновременно нескольких стилей. Благодаря этому история ландшафтного дизайна продолжается и сейчас, ведь новейшие идеи всегда будут посещать ум человека. Оформление территории в соответствии с определенными требованиями, приводит к тому, что начинают появляться совершенно новые стили. Именно поэтому можно смело сказать, что это прекрасное искусство развивается постоянно.

Чудеса света. Древние сады. История и мода.

История развития ландшафтного дизайна

Дорогой друг, как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут установить точную дату. Но, если говорить о самом названии, то ему всего около 200 лет. А вот суть понятия ландшафтного дизайна берет свое начало в Эдемском саду Адама и Евы. И конечно, самые выдающиеся ландшафтные проекты относятся к 7 чудесам света. Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития всего человечества. Древний человек был сильно привязан к природе, боготворил и обожествлял её. Древние люди очень хорошо понимали, что от этого зависит их качество жизни. О чем сегодня, мой друг, мы порой забываем. А ведь от природы человек всегда получал пропитание, одежду и жилище. Как и в древние времена, сегодня, в культуре дачного землевладения, близлежащие к дому территории обустраиваются огородами, грядками для чисто утилитарных целей — получения пищи.

Однако в современном понимании ландшафтный дизайн — это, такое пространство, в котором происходит гармонизация и, чем можно любоваться бесконечно, воспевать и вдохновляться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это то место, куда хочется возвращаться и созидать. И вот такие первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения. В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. В каждой стране зарождался и развивался свой стиль. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и японский, русский и т.д... Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности — французскими, сады с обилием цветов называют — голландскими и т.д. Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков. В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках. В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры появилась мода на выращивание садовые розы. Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние — кустарниками и цветами. В древнем городе Греции, в Фивах — широкое распространение получила пергола. Это было «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими цветущими вьющимися растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали ароматные розы. В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию парков для животных, похожих на современные заповедники. Такие парки создавались для охоты на животных. Для большего комфорта в этих парках стали разбивать клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

А вот в таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.