Презентация изготовление скамейки. Презентация - Пояснительная записка к творческому проекту «Стол для пикника

«Резка металла» - Положение корпуса слесаря. Машинная правка. Правка закалённых деталей. Разводка зубьев. Ручные ножницы. Правка в холодном и нагретом состоянии. Квадратный боек молотка. Разновидности рубки. Гибка металла. Ножовочное полотно. Техника правки. При резке не давать полотну нагреваться. Правильные плиты. Значения углов зубьев.

«Рубка металла» - Не всегда удается довести резание до конца. Высокое качество работы. Рубка металла. Зубило и молоток. Перед рубкой заготовку закрепляют в тисках немного левее правого края. Движение ножовки вперед является рабочим. Резанье металла слесарной ножовкой. Приступая к работе, следует отрегулировать натяжения полотна.

«Чеканка» - Разновидности чеканных работ. Чеканка. Тиснение по фольге. Художественная чеканка. Листовой металл. Инструменты чеканщика. Изготовление фото-рамки из фольги. Материалы для чеканных работ. Чеканка (тиснение по фольге). Новгородские чеканщики. Отделочная операция. Подсобные материалы. Соединить картонную рамку и рамку из фольги.

«Опиливание металла» - Схема движения напильника. Виды опиливания. Осмотр внешнего вида. Правила ручного опиливания. Напильник. Инструмент для контроля. Заключительный инструктаж. Обучающийся по теме. Целевые обходы. Прием опиливания широкой плоскости. Опиливание плоских поверхностей. Формирование умений. Приемы опиливания.

«Электротехника в школе» - Электрические провода. Практическая работа. Виды ламп. Намотка провода электромагнита. Электрический ток. Электроизмерительные приборы. Нагревательные элементы. Пробник. Правила безопасности. Герметизированный нагревательный элемент. Электромонтажные инструменты. Термореле. Тематическое планирование.

«Технология в школе» - Мы должны научиться понимать труд, как творчество. Модули технологии. Кулинария. Бутербродные фантазии. Материаловедение. Профессиональное самоопределение. Моделирование, конструирование и изготовление одежды. Машиноведение. Рукоделие. Материальная технология. Все, что есть в печи, - на стол мечи.

Всего в теме 32 презентации

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Ленинградской Краснодарского края


План- конспект урока

Изготовление скамейки

6 класс

подготовил Богуш А. В.

учитель профильного труда.

Ст. Ленинградская

Тема : Изготовление скамейки .

Цель: Самостоятельноизготовить скамейку, используя технологические карты. Задачи урока:

    Обучающая – закрепить теоретические знания и умения при разметке и пилении древесины; учить планировать свою работу.

    Коррекционно-развивающая – способствовать развитию пространственного воображения при рассмотрении графических изображений; развивать инициативу и самостоятельность, умение делать выводы, обеспечивать самоконтроль.

    Воспитательная - воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, чувство ответственности за выполненную работу

Тип урока : комбинированный. Наглядные пособия: образец изделия (скамейки), технологические карты Методы : словесные, наглядные, практические. Материал: фанера 8мм, заготовка древесины лиственных пород. Оборудование : верстак, линейка, столярный угольник, карандаш, ножовка, отвертка, шурупы. Ход урока.

    Организационно-подготовительная часть.

    Взаимное приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня на уроке вам предстоит изготовить скамейку. Скамейка – это предмет или для сидения, обычно в виде , досок или плиты на или .

Этот предмет будет занимать в вашем доме особое место. Вы можете присесть на скамейку, снимая обувь. Ваша кошка будет часто на ней отдыхать, вы можете её взять на рыбалку, в поход, на речку. А тому, кто играет на гитаре, без неё просто не обойтись – она послужит подставкой под ногу. Поэтому без особых раздумий принимайтесь за дело.

    Теоретическая часть .

    Повторение пройденного материала.
Вопросы: - Что называют пилой? (Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, резцами которого являются зубья. Они перерезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил). - В чем заключается разметка заготовки? (Разметка заготовки заключается в нанесении на неё точек и линий, указывающих места и границы обработок). - Какие разметочные инструменты вы знаете? (Измерительная линейка, столярный угольник, рейсмус). 2. Работа с технологическими картами. (см. приложение). По технологической карте №1 ответьте на следующие вопросы: - Сколько деталей и как они называются? (4 детали, крышка, 2 ножки, продольная планка). - Из каких материалов изготовлены детали скамейки? (Крышка и ножка из фанеры, продольная планка из древесины). - Какая высота скамейки? (205 мм). По технологической карте №2 составьте самостоятельно план изготовления ножек.

1.Подобрать материал.

2.Разметить заготовку.

3.Выпилить ножки с припуском на обработку.

4.Обработать заготовку наждачной шкуркой.

По технологической карте №3 составьте самостоятельно план изготовления крышки и продольной планки. План по изготовлению крышки.
    Подобрать материал. Выпилить ножовкой крышку с припуском на обработку. Зачистить крышку шлифовальной шкуркой .

План по изготовлению продольной планки.

    Подобрать материал. Разметить заготовку линейкой и угольником. Выпилить ножовкой продольную планку с припуском на обработку. Зачистить продольную планку шлифовальной шкуркой.

Опрос по теме «Правила безопасности при пилении».

Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и остро заточенной). – Где должна находиться левая рука? (На расстоянии от полотна ножовки.) – Как расположить инструмент после завершения пиления? (Зубьями от себя). – Чем удаляют опилки с рабочего места? (Щеткой-сметкой).

    Практическая работа .

    Вводный инструктаж.
Задания:
    пользуясь технологическими картами, выполните разметку заготовок деталей скамейки; выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой; обработайте детали шлифовальной шкуркой; произвести сборку скамейки при помощи шурупов; сделать окончательную зачистку изделия.
    Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Корректировка хода практической работы.
    Подведение итогов.
Рассказ учащихся о выполненной работе. Вопросы: Показ лучших работ. Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок.

Уборка мастерской дежурными.

Приложение 1. «Технологическая карта на изготовление скамейки» Приложение 2. «Технологическая карта на изготовление скамейки»

Приложение 3. «Технологическая карта на изготовление скамейки»

Литература:

Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. М. «Просвещение» 1984г.

Э.В. Рихвк. Мастерим из древесины. М. «Просвещение» 1988г.

Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий.

Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1985г.

Бухтияров В.П. Оборудование для отделки изделий из древесины. М.,1971.

Введение

Глава 1. Проектирование изделия.

1.1. Характеристика конструкции мебели разного назначения

1.2. Требования предъявляемые конструкциям столярных изделий.

1.3. Порядок изготовления столярнных изделий

1.4. Технические особенности проекта.

Глава 2. Экономическое обоснование проекта

2.1. Маркетинговый план

2.2. Организационный план и риски

2.3. Финансовый план

Глава 3. Технологическая карта изготовления изделия (Приложение № 1).

ВВЕДЕНИЕ

Предметы и ансамбли материальной среды, создаваемой человеком – одна из древнейших сфер художественного творчества. Уже на заре цивилизации, одновременно с совершенствованием первых орудий труда, предметов обихода, коллективных символических действий, формируются и ранние формы художественного осмысления окружающего, преобразуемого мира. На протяжении всей истории человечества развивается многообразная техника художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника-прикладника, усложняются его задачи.

С первых шагов прикладное искусство обнаружило характерную для него тесную связь с материально-технической культурой общества, с одной стороны, и явлениями специфически художественной деятельности, прежде всего изобразительного искусства, с другой стороны. В дальнейшем, в эпохи наивысших расцветов, сохраняется и усиливается в нем тенденция органичного сплава утилитарной полезности и красоты изделий, духовной и стилевой общности с произведениями архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, поэзии. Развитие в тесном единстве со всеми другими видами искусства – одна из закономерностей прикладного искусства.

Различают столярную обработку древесины вручную, частично механизированную, а также полностью механизированную, осуществляемую на фабриках с серийным либо массовым производством.

Инструменты для ручной и механизированной обработки отличаются разной формой и различным характером его движения.

В производстве мебели механизированным способом имеются такие фазы, как раскрой, сушка, подготовка материала, станочная обработка деталей, сборка полуузлов, узлов и готовых изделий, а также отделка. При ручном изготовлении мебели все эти операции выполняет зачастую один рабочий. Он тратит намного больше энергии и времени на выполнение, чем при механизированном или частично механизированном производстве.

За последние годы в лесопилении организованы крупномасштабные производства пакетирования пиломатериалов и агрегатная переработка крупных лесоматериалов. В промышленности древесных плит за счёт интенсификации производства, его технического перевооружения существенно возросли производственные мощности. Осуществляется постепенный переход фанерных предприятий на выпуск эффективной большеформатной фанеры. Мебельная промышленность в течение многих лет обеспечивает стабильное наращивание объема выпуска мебели в основном за счёт технического перевооружения предприятий, интенсификации производства, совершенствования его организации.

В настоящее время ежегодно производиться десятки тысяч деревообрабатывающих станков свыше 800 моделей, созданы поточные механизированные и автоматизированные линии для деревообработки, специализированное оборудование для производства древесностружечных плит, околостаночное и транспортное оборудование, а также вспомогательное оборудование для заточки и подготовки дереворежущего инструмента.

Непрерывное совершенствование деревообрабатывающего производства и применение поточных методов обработки предъявляют повышенные требования не только к оборудованию, станкам, но и к организации его обслуживания.

I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКЦИИ МЕБЕЛИ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Всякая мебель должна быть удобной при пользовании, прочной, а по внешнему виду и размерам соответствовать своему назначению; она должна также соответствовать санитарно гигиеническим и эстетическим требованиям по цене быть доступной широкому потребителю.

Удобство при пользовании зависит от правильного выбора конструкции и формы мебели. Мебель должна быть легкой и приспособленной к помещению, в котором она используется. На основе научных исследований и практических данных установлены наиболее целесообразные размеры мебели и ее составных частей, поэтому все предприятия производят мебель стандартных размеров.

Форма мебели должна обеспечивать удобства при пользовании. Например, спинка стула должна иметь наклон в 10 ° – 14 ° , спинка кресла 10 ° – 15 ° . Сиденья стула и скамейки должны быть наклонены вниз на 1,5 ° – 2 ° по направлению к спинке. Высота и глубина сиденья стула и табурета, высота стола и т.п. должны точно соответствовать размерам и форме человеческого тела. Ящики стола и бюро должны быть размещены так, чтобы сидящий за ними мог их удобно выдвигать. Для удобства в двухтумбовых письменных столах между тумбами часто не делают среднего ящика; у однотумбовых столов тумбу нужно помещать с левой стороны от сидящего за столом.

В письменных и кухонных столах царги делают таким об разом, чтобы не мешать сидящему за ними.

Спальная мебель и мебель, предназначенная для домов культуры и клубов, должна создавать условия для отдыха.

Прочность мебели зависит от конструкции, размеров деталей, способов соединения деталей и узлов. Она зависит также от качества материалов и от их обработки.

Составные части не подвергаются действию сил на сжатие и изгиб, реже на растяжение и скалывание.

Древесина устойчивее по отношению к сжатию и растяжению вдоль волокон, а по отношению к скалывающим силам – поперек волокон. При конструировании мебели нужно соединять детали таким образом, чтобы они находились в наиболее выгодных условиях.

Чтобы получить прочную мебель, нужно конструировать ее так, чтобы направление волокон и слоев в отдельных деталях совпадало с направлением сжимающих и растягивающих сил и было перпендикулярно сгибающим. Если не придерживаться этого правила, то изделие быстро разрушится, даже если увеличить сечение составных деталей.

Царга стула, табурета, скамьи и стола подвергается сгибанию, поэтому нужно также, чтобы направление волоков в составных частях царги было перпендикулярно действующим на нее силам.

Сечение отдельных конструктивных деталей мебели устанавливают в зависимости от качества материала, из которого они должны быть сделаны. Поэтому при конструировании мебели нужно сохранять установленные размеры, что обеспечит нужную прочность изделия и одновременно экономное расходование древесины.

Во время пользования отдельные конструктивные детали мебели в случае ссыхания и растрескивания древесины изменяют форму и размеры. Поэтому мебель нужно конструировать так, чтобы изменение размеров составных частей происходило свободно. Несоблюдение этого правила может стать причиной сокращения срока пользования мебелью, снижения ее художественной ценности или порче отдельных деталей и даже всего предмета. Например, сиденье табурета с основанием нужно соединить таким образом, чтобы деформация сиденья от изменения температуры и влажности окружающего воздуха протекала свободно, без изменения формы и прочности всего изделия. Если такое сиденье соединим наглухо, то оно деформируется и быстро подвергнется износу.

1.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНСТРУКЦИЯМ
СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИИ

Конструкция столярных изделий зависит от условий их применения и от материала, из которого они должны быть сделаны. При конструировании должна быть предусмотрена передовая технология столярных изделий, возможность механизации работа также экономное потребление материалов. Достигнуть этого можно при помощи унификации составных деталей и приближения их размеров к нормализированным размерам пиломатериалов. Форма и размеры конструируемого изделия должны соответствовать техническим условиям.

В основном все столярные изделия делают из древесины, которая, как известно, под влиянием влаги и температуры изменяет формы и размеры. В зависимости от условий, в которых данное изделие будет использоваться, эти изменения могут проявляться в достаточно большой степени. Поэтому с ними нужно считаться при конструировании.

Изменение формы и размеров древесины под влиянием влаги и температуры зависит от многих факторов, например от строения древесины, направления волокон и т.п. Для примера скажем, что клееная крышка стола с размерами 700x750 мм может изменить ширину до 15 мм. Если препятствовать свободному изменению древесины, то возникающее в ней напряжение может дойти до 100 кг/см и явится причиной полного либо частичного повреждения изделия. Поэтому нужно так конструировать изделия, чтобы деформация протекала свободно, не повреждая конструкции. Чтобы все изделие обладало нужной прочностью, возможно большую прочность должны иметь его составные детали, а изменение их формы и размера должно быть не значительным. Прочность изделия недостаточна, если при конструировании и выполнении не принято во внимание направление волокон древесины в отдельных составных деталях.

Ножки скамьи подвергаются продольному сжатию и изгибу. Если волокна направлены вдоль оси ножки, то она будет прочной. Наоборот, если волокна направлены под определенном углом к оси ножки, то она будет тем слабее, чем больше этот угол. Такая ножка легко ломается во время падения скамьи, а также при перемещении нагруженной скамьи по полу.

Форма и размеры конструированного изделия должны соответствовать техническим условиям.

Стоимость столярных изделий в значительной степени зависит от технологии производства. Чтобы изделия были как можно дешевле, нужно механизировать производственные процессы. При современном уровне техники и технологии производства все составные детали различных столярных изделий могут быть с большой точностью выполнены на станках.

Мебель должна также отвечать специальным требованиям: техническим, экономическим, эстетическим, гигиеническим.

Технические требования. Нужно стремиться к наименьшему количеству составных деталей изделия и механизированному способу их производства; обширной унификации составных деталей и возможности их замены.

Экономические требования. Нужно стремиться к уменьшению трудоемкости изготовления столярных изделий и сокращению материальных затрат.

Эстетические требования. Столярные изделия должны отличаться пропорциональностью отдельных частей, приятным видом и красивой отделкой. Мебель должна гармонировать со всем остальным в помещении.

Гигиенические требования. Мебель во время пользования ею не должна отрицательно влиять на нормальное функционирование человеческого организма, должна быть удобной и соответствующих размеров. Мебель не должна иметь участков, в которые могла бы забиваться и оседать пыль.

1.3. ПОРЯДОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Столярные изделия, несмотря на их внешнее различие, изготовляются по одному общепринятому плану. Обычно работа выполняется в такой последовательности:

1) расчет и подготовка к работе;
2) заготовка деталей;
3) строгание заготовок;
4) разметка деталей;
5) обработка деталей;
6) предварительная сборка, пригонка и проверка остова изделия;
7) зачистка;
8) окончательная сборка;
9) отделка.

Расчет и подготовка к работе. Независимо от того, будет ли изготовляться одно или много одинаковых изделий, будут ли они выполняться одним или многими рабочими, прежде чем приступить к их выполнению, необходимо хорошо продумать следующие вопросы: из какого материала должно быть изготовлено изделие, сколько в нем деталей, какого они размера и формы, как соединены одна с другой, какое потребуется оборудование и инструмент и как их наладить; как делать вещь; как обработать детали; в каком порядке собирать их одну с другой; как отделать изделие, чем и как его украсить.

Лишь хорошо продумав каждый из этих вопросов, можно обеспечить производительную и успешную работу.

К наиболее простой мебели относятся скамьи и табуреты. Скамьи делают преимущественно из древесины хвойных пород на ширину одной доски (200–З00 мм). Более распространенной породой является сосна обыкновенная. Она произрастает от западных границ страны до рек Амур и Уссури на востоке, на севере она доходит до Крайнего Севера; на юге граничит с черноземной полосой, растет в Крыму и на Кавказе.

Сосна из северных районов европейской части имеет более высокие показатели: мелкослойная, плотная древесина с высоким содержанием поздней зоны, узкой заболонью.

На территории Сибири лучшая древесина у сосны, которая растёт в западной части (Иркутская область, Красноярский край). Древесина сосны используется в судо-, вагоно-, мосто-, строении, в сельскохозяйственном машиностроении и т.д.

Древесина сосны занимает главное место в лесном экспорте (вывозится в виде пиломатериалов).

Любая древесина мягких пород, изделие целесообразно окрасить масляным краской или лаком. Масляные лаки представляют собой растворы природных или синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением синтетика и разбавителей. Смолы в составе масляных лаков увеличивают твердость и блеск образуемых лаковых пленок и улучшают их сцепление с отделываемой поверхностью (адизию).

Высыхание масляных лаков отличаются, чем у спиртовых, оно длится дольше: для высыхания от пыли требуется от 3 до 12 часов, для полного высыхания от 1 до 3 дней.

Пленки масляных лаков отличаются блеском, прочностью, водо- и атмосферостойкостью, причем эти свойства в значительной степени зависят от соотношения в лаке масла и смолы.

Жирные лаки содержат масла в 2–5 раз больше чем, чем смолы. Они образуют эластичные пленки высокой водо- и атмосферостойкостью, поэтому применяют их преимущественно для отделки изделий, находящихся на открытом воздухе.

Тощие лаки содержат, 5 до 1,25 части масла на 1 часть смолы. Они высыхают быстрее, образуют пленки по сравнению с жирными маслами не менее атмосферостойкие и эластичные, но отличающиеся хорошим блеском и большой твердостью. Тощие лаки применяются для отделки изделий, находящихся внутри помещения.

Масляные лаки промышленность выпускает в готовом для работы виде. Разбавлять их можно только в незначительных пределах скипидаром или бензином- растворителем. Для приготовления масляных лаков применяют уплотненное масло (полилеризованное или оксидированное) и природные или синтетические смолы. Для придания лаковой пленки матовости в состав масляного лака вводят 2–3 % воска, парафина или церезина.

Разлив масляных лаков по сравнению с разливом спиртовых происходит медленнее, но должен заканчиваться в 10 мин.; лаки с более длительным разливом считаются не качественными.

Упаковывают масляные лаки на лакокрасочных заводах и транспортируют также, как спиртовые. При хранении масляных лаков следует учитывать их горючесть, в частности способность самовозгорания пропитанных им тряпок.

Скамья состоит из доски сиденья ножек и планок, соединяющих ножки. В зависимости от длины скамьи ее снабжают двумя либо тремя парами ножек с сечением 50–60 мм. Ножки соединены с доской сиденья скрытыми шинами на клею либо сквозными шинами с расклиниванием. Ножки соединяют между собой планками с сечением 40x60 мм и сквозными шинами на клею. Часто встречаются скамьи, ножки которых сделаны из досок, а не из брусков. В этом случае скамьи имеют более прочную конструкцию, причем продольную планку заменяют подпорки.

Изготовление скамейки. Один вариант скамейки показан на рис. 1. Способы вязки видны на чертеже.

Фанеровать не следует, так как скамейка может понадобиться и в ванной комнате и в палисаднике под окном, ею непременно воспользуются дети для своих игр.

Наиболее сложной будет вязка в один шип. Столяры и модельщики вычерчивают все будущее изделие, его узлы и детали па больших листах фанеры, стараясь уместить на одном листе все детали, в том числе разрезы в разных направлениях. На рисунке, сделанном в произвольном масштабе, не проставлены размеры, на чертеже в натуральную величину они будут лишними. Так проще представить себе последовательность изготовления заготовок, деталей, способы соединений, сборки. По чертежам делается и разметка Заготовок. Если нет Подходящего листа миллиметровой бумаги, воспользуйтесь газетным листом, цветной карандаш будет хорошо виден. Удобство и в том, что линейки и строчки на газетных страницах, поперечные и продольные, всегда расположены с большой точностью под прямым углом.

Заметим сразу, что в таком приеме рабочих чертежей сознательно нарушаются каноны геометрического построения объемных фигур, стандарты чертежного искусства. Но известно, что архитекторы и инженеры-конструкторы в последние годы широко применяют методы объемного моделирования когда жилой дом или заводской корпус в определенном масштабе сначала конструируются, складываются из деревянных квадратов, кубов, треугольников и деталей других конфигураций, а потом уже, когда рациональное зерно найдено, макет переводят на бумагу, вычерчивают, детализируют.

При изготовлении чертежа в натуральную величину сначала вычерчивают контуры наибольшего размера, в данном случае это будет вид сиденья сверху, ибо высота скамеечки и длина не превышают размеров крышки. Затем вычерчивается карандашом другого цвета контур, каким он виден с широкой стороны, и, наконец, контур торца. Остается сделать разрезы, показать способы соединений деталей в узлы. Для сложных изделий не лишней будет деталировка узлов, тем более таких, которые еще не встречались в практике.

Широко известна конструкция скамейки из 13 деталей: четыре ножки, четыре проножки, четыре царги (верхние, более массивные проножки) и сиденье. В предлагаемом варианте скамеечки 11 деталей, на две меньше, но устойчивость и прочность компенсируются “разлапистостью” посадки ножек. А вот оплата за экономию, за отступление веками проверенной схемы табурета, стула: в восьми узлах применяются не простые прямые, а скошенные под небольшим углом соединения деталей. Более сложная разметка, не прямые, а скошенные гнезда, специфические особенности запрессовки “неправильных” угловых соединений в струбцинах и паймах, рассчитанных на сжатие под прямым углом,– все это оправдывается конечным результатом труда. Никто не скажет, что скамеечка – это укороченный табурет, низкий стул. Нет, это именно скамеечка, удобная подставка для ног при работе сидя.

Выпиливание и строгание заготовок ничем не отличается от обычного. Все заготовки имеют прямоугольное сечение, только концы поперечных царг запиливаются под углом 30–40°. И последовательность операций по запиливанию шипов, разметке выдалбливанию проушин несколько иная, нежели при изготовлении, например, угольника, струбцинки. В двух продольных деталях (проножка и царга), шипы делаются прямые, размечаются с помощью угольника по отметкам, сделанным путем накладывания заготовок на чертеж в натуральную величину. Сквозные шипы на ножках размечают по отметкам на кромках заготовок, отметки соединяют линиями с помощью линейки в угольника.

По-иному размечаются три проножки (одна продольная и две поперечные). Первая имеет прямые сквозные шипы прямоугольной формы, во время сборки и склеивания их расклинивают для прочности, расклинивают также все другие для образования шипов квадратного сечения размечают по кромкам путем наложения на чертеж, отметки переносят на пласти под прямым углом. Разметка шипов в продольном направлении по толщине производится только рейсмусом.

В поперечном направлении шипы запиливают, в продольном – скалывают стамеской с четырех сторон. При этом чтобы не срезать лишнего, надо учитывать направление волокон древесины. Шипы на свилеватой древесине лучше запиливать и в продольном направлении, для чего заготовки зажимают в тисках в вертикальном положении.

Проушины образуют только после того, как все шипы сделаны, выверены по чертежу, зачищены стамеской. Гнезда размечают путем наложения заготовок с готовыми шинами на заготовки, в которых должны быть проушины. Сначала на одной стороне ставят карандашные метки, потом с помощью угольника и рейсмуса переносят их на обе кромки проножек и пласти, царг и ножек. Выдалбливать расположенные под углом гнезда рекомендуется с двух сторон заготовок.

Когда сделаны все шины и проушины, надо произвести пробную сборку деталей в узлы, сначала попарно ножек с проножками и царгами, затем с продольными царгой и проножкой. Возможные перекосы легко устранить во время запрессовки в струбцинах. Если соединения выполнены более или менее чисто, значительных перекосов нет, то можно обойтись без запрессовки: ее заменит расклинивание сквозных шипов, исключение составляет лишь продольная царга. Углы овальные, запиливаются лобзиком по предварительной разметке с помощью шаблона, вырезанного из картона. Разметку овалов можно сделать и циркулем, но проще всего по контуру наложенного на фанеру подходящего круглого предмета.

Надо приготовить заранее и деревянные клинышки таких размеров: длина 20–25, ширина 8–10, толщина не более 3 мм. Делают их из куска косослойного дерева, который раскалывают широкой стамеской или обыкновенным ножом, концы заостряют. Клинышков потребуется более десятка – по числу гнезд.

Когда все готово, можно приступить к сборке узлов к склеиванию. Порядок тот же, что и при пробной сборке клей не должен быть слишком густым и холодным, так как на все работы с запрессовкой уйдет не менее 10 мин, за это время холодный и густой клей превратится в студенистую массу и плохо впитается в поры древесины.

Клей наносится как на шипы, так и в проушины. Шипы склеенных попарно ножек сразу же расклинивают. Клинышки, смазанные клеем, лучше забивать не по краям гнезд, даже если есть щели, а в торцы шипов, предварительно сделав насечки узкой стамеской. Больших усилий при забивке клиньев прилагать не следует, концы их надо срубить стамеской сразу же после склейки только на царгах.

Затем соединяют на клею пары ножек с проножкой, расклинивают шипы, намазывают клеем шипы продольной царги, вырезы в поперечных царгах, а также пласти всех трех царг, к которым приклеивается крышка сиденья. Последнюю следует прижать струбцинами. Под винты подкладывают кусок дерева или фанеры, а еще лучше дощечку на всю длину крышки. Если одна сторона дощечки выпуклая, то именно этой стороной укладывают ее на сиденье, тогда прижим будет надежнее.

Как правило, одного клеевого соединения бывает достаточно. Однако если окажется, что края крышки не прилегают плотно к концам поперечных царг, то их можно укрепить четырьмя шурупами длиной не более 22 мм. Склеенную скамейку надо поставить на ножки для просушки на 4–5 ч. Предварительно проверяют на глаз параллельность деталей. Имеющиеся отклонения исправляют легкими ударами молотка или просто рукой.

Отделка заключается в обрезке выступающих шипов и клиньев, зачистке стамеской засохшего клея, шпаклевке торцов, зачистке всех поверхностей шкуркой, окраске. Концы ножек после выверки двумя параллельными линейками, как это делалось при проверке правильности строгания, надо отпилить под соответствующим углом, чтобы торцы были параллельными плоскости крышки, пола. На кромках делают фаски.

Садовая скамейка. Второй вариант. Лак для отделки непригоден, возможна только масляная покраска. Склеивать заготовки следует не мездровым, а казеиновым клеем.

А вот для конструирования садовой скамейки творческий простор необозрим. Их делают деревянными и плетеными, из пней и бревен, металла и кирпича, бетона и керамики. Есть даже травяные скамейки. Со спинками и без, стационарные и передвижные, с откидной спинкой и складывающимся на случай дождя сиденьем, низенькие, как детские, и высокие, с выдвигающейся или откидывающейся дополнительной скамеечкой под ноги. Не перечесть и способов отделки. Но мы предлагаем один вариант переносной, очень легкой деревянной садовой скамейки и то лишь для того, чтобы показать возможные способы и приемы столярных соединений, которые будут постоянно подвергаться разрушительному воздействию влаги и солнца.

Для изготовления такой скамейки потребуются до щечки длиной 1200 мм, шириной от 40 до 80 мм и толщиной до 20 мм; бруски для ножек сечением 50х50 и короткие дощечки или брусочки для царг и проножек сечением 60х20 мм. В конструкции преобладает шиповая вязка деталей под некоторым углом, так как четыре ножки будут не вертикальными, а скошенными в стороны. Такое положение ножек обеспечивает хорошую устойчивость скамейки на неровной земле, в траве. Разметка сквозных шипов и гнезд потребует высокой точности, по этому лучше выполнить ее по чертежу в натуральную величину.

Как видно из чертежа, все шипы достаточно широкие, что обеспечит прочную склейку. Все шины сквозные, это позволяет применить расклинивание, что также увеличит прочность скамейки, изготовляемой из легких материалов. Ее сможет переносить и переставлять дошкольник. Будучи хорошо, со вкусом окрашенной, она может занять достойное место и у праздничного стола на террасе.

Материалом для заготовок может быть древесина любых пород дерева, но без крупных и сквозных сучков. Прочность соединений предполагает обработку всех основных деталей фуганком, аккуратную запиловку шипов и выборку гнезд для них. Клинышки лучше изготовить из древесины твердых пород, они должны быть достаточно широкими, не менее 20 мм, и заостренные стамеской под углом не более 25 ° .

Дощечки для сиденья выстрагивают с трех сторон, все остальные заготовки – с четырех. Разметка производится путем наложения на чертеж. Сначала запиливают щипы, затем после проверки их по чертежу размечают и выдалбливают проушины. Пробная сборка перед склеиванием обязательна.

Окончательную сборку на клею выполняют по узлам. Сначала попарно ножек скамейки. После запрессовки их, сушки в течение 6–8 ч, зачистки клея и клиньев производится повторная сборка всей скамейки “насухо” проверка углов и, если требуется, дополнительная подгонка.

Для работы на земляничных грядках удобна небольшая легкая скамейка, которую ставят не сбоку гряды, а поперек, над нею, ножки ее опираются на два междурядья. Высота скамейки зависит от высоты гряды, это примерно 300 мм, длина сиденья равна ширине гряды. Ножки раскошены и связаны на шипах или способом в полдерева царгами. проножек нет. Устойчивость обеспечивается двумя дощечками, прибитыми к торцам ножек параллельно междурядьям.

Отделка – масляная окраска за два раза.

1.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

Конструкция изделия состоит:

1) Ножка.
2) Поперечный брусок.
3) Продольная планка.
4) Брусок сидения.

Технология изготовления деталей:

1) Для изготовления ножки нужны четыре бруска размерами длина 160 мм, высота 410 мм, толщина 45 мм.
2) Поперечный брусок изготавливается из заготовки размерами длина 320 мм, высота 40 мм, толщина 35 мм.
3) Продольная планка изготавливается из заготовки размерами длина 1400 мм, высота 80 мм, толщина 20 мм.
4) Брусок сидения изготавливается из заготовки размерами длина 1800 мм, высота 45 мм, толщина 80 мм.

Последовательность изготовления деталей подробно приведена выше.

Используемый материал сосна, физико-технологические свойства которой отображены выше.

Расчет потребляемого количества материалов.

ИТОГО: 0,0342 м 3

II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Маркетинговый план

Распространение изделия на начальном этапе будет осуществляться через собственный склад-салон, для этого будет выделено 50 м кв. площади арендуемого помещения. В дальнейшем предполагается организовать салоны-магазины в разных районах города и в других крупных городах.

Фирма применяет подход к ценообразованию: цены в зависимости от цен конкурентов. Средние цены на мебель из сосны, изготовленная по индивидуальному заказу по России колеблются от 6000 р. до 15000 р. за 1 погонный метр. Выходить на рынок планируется с ценой 6000 р. за 1 погонный метр. Но цена может расти в зависимости от сложности изготовления продукции и от наличия фурнитуры. Мы считаем, что такая цена позволяет нашей продукции быть конкурентноспособной и соответствует имиджу фирмы как производителю качественной и надежной продукции.

Будет существовать система скидок:

  • при заказе на сумму более 20000 р. – скидка 5%,
  • крупным оптовым партнерам (заказ от 100000 р.) – до 15%.

2.2.Организационный план и риски

Для налаживания стабильной работы необходимо набрать следующий штат:

Для стимулирования производительности труда целесообразно кроме ставок применять систему процентов.

2.3.Финансовый план

1. При планировании объема выпуска на 2004 г. необходимо учитывать следующее:

  • потенциальную емкость рынка (по данным газеты “Бизнес” фирмы- производители с производственной мощностью около 50 п.м./мес. (именно такую мощность будет иметь наш цех) в месяц (в год 50x12=600 п.м.) не успевают удовлетворять спрос);
  • емкость рынка увеличится на 20% за 2004 г. и 25% на 2005 г., за счет снижения спроса на импорт;
  • наше производство при полной загрузке может выпускать продукции, примерно в два раза больше.

2. Расчет себестоимости (в руб.) 1 ед. мебели (скамейка).

При расчете себестоимости воспользуемся следующей формулой:

S=S (уп) / N + S (пер.), где

S – себестоимость;
S (уп) – условно-постоянные расходы;
N – планируемый годовой выпуск продукции;
S (пер) – переменные расходы.

Условно-постоянные расходы в руб. (на год)

Переменные расходы(расчитанные на одну единицу продукции)

Расчет себестоимости на 2004 г.

S1 = 35567, 40/360 + 156,38= 239,47 руб.

2005 г.

S2 = 35567,40/432+156,38= 228,56 руб.

2006 г.

S3 = 35567,40/540+156,38= 222,10 руб.

Расчет точки безубыточности:

Т 2004 г.= Р пост. / Ц-Р пер. = 35567,40 / 200,00 – 156,38= 231,30 ед.

Т.о. безубыточность нашего предприятия будет обеспеченна при реализации 231,3 п.м. в 2004 году.

График точки безубыточности

Для обеспечения нормальной работы в течение первого года необходимо привлечь инвестиций на сумму 50209 руб. Предположим, что будет получен банковский кредит с условием возврата в конце первого года 20%, в конце второго года 25 % и в конце третьего года 55% и 15% годовых (с учетом возврата по кредиту).

Расчет сумм по кредиту:

Дата Получен кредит Возврат кредита %
20.12.2003 г. 50209
31.12.2004 г. 10041,80 7531,35
31.12.2005 г. 12552,25 6025,08
31.12.2006 г. 27614,95 4142,24
ВСЕГО

Расчет прибылей/убытков

2004 г.

Показатели Прибыль Убытки
1 Выручка 72000
2 50209,2
3 Прибыль от реализации 24937,80
4 Уплачены % по кредиту 7531,35
5 Налогооблагаемая прибыль 17406,45
Налог на прибыль 5221,94
Чистая прибыль 12184,52

2005 г.

Показатели Прибыль Убытки
1 Выручка 86400
2 Себестоимость готовой продукции 55537,92
3 Прибыль от реализации 30862,08
4 Уплачены % по кредиту 6025,08
5 Налогооблагаемая прибыль 24837
6 Налог на прибыль 7451,10
Чистая прибыль 17385,90

2006 г.

Показатели Прибыль Убытки
1 Выручка 108000
2 Себестоимость готовой продукции 60534
3 Прибыль от реализации 47466
4 Уплачены % по кредиту 4142,24
5 Налогооблагаемая прибыль 43323,76
6 Налог на прибыль 12997,13
Чистая прибыль 30326,63

Расчет коэффициентов финансовой оценки за 2004 г:

Рентабельность продукции= Прибыль реализации/Себестоимость=24937,80/50209,2=0,50

Норма прибыли=Чистая прибыль/Инвестиции= 12184,52/50209,2=0,24

Срок окупаемости:

Год Чистая прибыль Остаток кредита
50209
2004 12184,52 38024,48
2005 17385,9 20638,58
2006 30326,63 0

2004 год: 20638,58/30326,63=0,68 года=8 месяцев.

Т.о. срок окупаемости проекта 2 года 8 месяцев.

Библиографическое описание: Галашкин Н. Е., Роменский А. Д. Творческий проект «Изготовление скамьи» // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 125-128..05.2019).





Последовательность выполнения творческого проекта.

  1. Постановка задачи и цели;
  2. Актуальность проекта;
  3. Теоретические сведения;
  4. Выбор и описание проекта;
  5. Требования к изделию;
  6. Оборудование, инструменты и материалы;
  7. Смета изделия;
  8. Спецификация;
  9. Технология изготовления;
  10. Техника безопасности;
  11. Экологическое обоснование.
  12. Самооценка;
  13. Словарь терминов;
  14. Список литературы и других источников;
  15. Рецензия руководителя.
  16. Выводы.

1. Постановка задач и цели проекта.

Задачи:

‒ Развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи.

‒ Воспитание в себе трудолюбия.

‒ Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

Цели: Научиться пользоваться электрическими инструментами и различными приспособлениями.

2. Актуальность.

Работа с деревом - это очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна. Ему, безусловно, требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд, который пригодится дома.

3. Теоретические сведения

Изделие, которое я решил изготовить, должно быть красивым, аккуратным и прочным. Скамью я предпочел изготовить из древесины, а точнее из древесины сосны.Сосна-хвойная порода, недорогая, достаточно прочная и имеет красивую текстуру

4. Выбор и описание проекта.

Прежде всего, мой проект должен быть красивым, недорогим, эстетичным, функциональным, небольших размеров, полезным дома.

5. Требования к изделию.

  1. Изделие должно быть выполнено аккуратно.
  2. Изделие должно соответствовать согласно спецификации.
  3. Изделие должно быть красивым.
  4. Изделие должно быть прочным.

6. Оборудование, инструменты и материалы

В работе мне понадобились:

Оборудование:

‒ верстак

Инструменты :

‒ электролобзик;

‒ электродрель;

‒ шуруповерт;

‒ пилка по дереву для электролобзика;

‒ напильник по дереву;

‒ угольник;

‒ рулетка;

‒ сверла;

‒ карандаш;

наждачная бумага;

‒ банка стеклянная;

‒ перчатки.

Материалы:

‒ доска 18*200*1200;

‒ доска 18*200*800;

‒ шурупы универсальные по дереву 4,5*20–10 штук;

‒ шурупы универсальные по дереву 5*40–10 штук;

‒ крепежные уголки 20*40*40–8штук;

‒ Лак -0,5 л., цвет - дуб.

7. Смета изделия.

‒ доска 18*200*1200- 162 руб.;

‒ доска 18*200*800–109 руб.;

‒ шурупы универсальные по дереву 4,5*20–14 руб.;

‒ шурупы универсальные по дереву 5*40–9 руб.;

‒ крепежные уголки 20*40*40–40 руб.;

‒ Лак -0,5 л., - 111 руб.;

‒ Кисть -40 руб.;

‒ наждачная бумага - 50 руб.;.

‒ сверло и напильник - 60 руб.;

‒ перчатки - 15 руб;

‒ электричество - 45 руб.

Итого: 655 рублей.

8. Спецификация.

Спецификация - это документ, который полно описывает элемент проекта. В нашем случае, на рисунке № 1 изображена детальная инструкция по выполнению работы, которая в точности описывает, как что-то нужно изготовить.

9. Технология изготовления

  1. Делаю разметку на древесине с помощью карандаша, угольника и рулетки согласно размерам заготовок.
  2. Распиливаю древесину на верстаке электролобзиком и получаю заготовки: сидение, две боковинки, перемычка.
  3. Размечаю места для сверления и соединяю ножки с перемычкой.
  4. Для большей надежности в боковинах скамьи и в соединяющей перемычке просверливаю направляющие отверстия под саморезы сверлом меньшим по диаметру диаметров саморезов.
  5. Соединяю боковинки скамьи с перемычкой, используя саморезы с помощью шуруповерта.
  6. Соединяю боковинки скамьи с перемычкой крепежными уголками при помощи саморезов и шуруповерта.
  7. Размечаю места для крепежных уголков на сидении и ножках, присоединяю сидение к ножкам с перемычкой.
  8. Зачищаю готовое изделие наждачной бумагой.
  9. Покрываю лаком готовое изделие в два слоя и оставляю сушиться.

Рис. 1 Спецификация «Скамья»

10. Техника безопасности

Во время работы

  1. Пользовать инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
  2. Ножовка должна быть остро наточена, зубья разведены.
  3. Строгальные инструменты должны быть остро заточены
  4. Технологические операции (пиление, шлифование, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
  5. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками.
  6. Не отвлекаться во время работы.
  7. В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

После окончания работы

  1. Остатки материалов, незаконченные изделия выбросить в контейнер для мусора.
  2. Проверить состояние инструментов и положить на места.

11. Экологическое обоснование

Изделие из натуральной древесины экологически безопасно. Оно не наносят вред окружающей среде и полностью подлежат вторичной переработке. Небольшую экологическую проблему может создавать применение мебельного лака. В общем, моё изделие полностью безопасно для человека и окружающей среды.

12. Самооценка

По моему усмотрению разработанный мной проект получился вполне удачно. Для его изготовления мне не потребовалось много времени, им просто пользоваться, имеет небольшие размеры, улучшает интерьер помещения и одно из самых главных достоинств- то, что на его изготовление не потребовалось много денег.

Как мне кажется, я обоснованно поставил краткую формулировку задачи, так как я исходил из собственных потребностей и возможностей. Составленная мною спецификация очень проста в понимании.

Процесс изготовления в целом прошёл удачно. Если подвести итоги моей работы, то я доволен процессом разработки и изготовления своего проекта.

13. Словарь терминов

Древесина - ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.

Заготовка - предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.

Изделие - предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.

Основные виды изделий - это детали, сборочные единицы и комплекты.

Перемычка - усиливающая часть конструкции, необходимая для прочности изделия.

14. Рецензия руководителя

Несомненным достоинством проекта является то, что он прост в изготовлении, имеет малый вес, и всё что требуется - это всего лишь немного терпения. Он долгое время будет радовать окружающих своей красотой. Важна сама идея ненавязчивости проекта.

15. Выводы:

‒ работая над проектом, учащийся знакомятся с историей изготовления всевозможных различных образцов мебели;

‒ осваивают способы изготовления различных проектов мебели;

‒ учащийся учиться пользоваться различными видами инструментов;

‒ украшают кабинет технологии и любое жилые помещение.

Литература:

  1. Коваленко, В. И. Объекты труда: обработка древесины и металла/ В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. - М.: Просвещение,1990.
  2. Рихвик, Э. В. Мастерим из древесины: книга для учащихся 5–8 классов средних школ.- М.: Просвещение, 1998.
  3. Энциклопедический словарь юного техника/ сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков.- М.: Педагогика,1980
  4. Коваленко В. И., Куленёнок В. В. Объекты труда: - М.: Просвещение, 1990.
  5. Переплётов А. Н. Столярное дело 10–11кл.:-М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Пояснительная записка к творческому проекту «Стол для пикника»
Проектант: Кафаров И. ученик 11 класса Руководитель: учитель технологии Климов В. П. 2014

Слайд 2

Слайд 3

Выбор изделия Лавочки и скамейки весной и летом весьма востребованные изделия на даче, когда люди много трудятся, сажают растения и обрабатывают землю. Они дают возможность отдохнуть, и потому являются неотъемлемой частью загородного участка. Надежные и долговечные изделия из натурального дерева украсят любой садовый участок и прослужат много лет на пользу родным и близким. Изготовление садового столика и стало моим проектом. Стол своими руками делается очень легко и без особых усилий, при наличии большого желания и непритязательного инструмента. Причем на практике, столик строится намного легче, нежели изначально, кажется. К тому же, сделанные столики для дачи своими руками становятся эксклюзивным и наглядным примером нашего усердия и заботы о близких.

Слайд 4

ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА ИЗДЕЛИЯ. Анкета по изучению покупательского спроса на стол для пикника. 1. Вы хотели бы приобрести стол для пикника? а) да; б) нет 2. Какие критерии Вы считаете наиболее значительными при покупке стола для пикника? а) эстетичность внешнего вида; б) оригинальность модели; в) долговечность использования и надежность; г) удобство в эксплуатации; д) доступность в цене. 3. Делая покупку, Вы: а) испытываете необходимость в этом предмете; б) очень понравилась модель; в) решили оживить интерьер; г) стол пополняет Ваш интерьер д) что-то другое. 4. Совершая покупку, Вы предпочитаете: а) купить дорогую, но качественную вещь; б) дешевую - неважно как она выглядит, лишь бы долго служила. 5. Есть ли у Вас стол для пикника? а) да; б) нет
№ п/п Фамилия анкетируемого 1 2 3 4 5
1 Амиров Р. А В А А Б
2 Болдов С. А А А А Б
3 Евдокимов О. А В А Б Б
4 Маштанов В. А В В А Б
5 Шумилов Д. Б А А Б Б

Слайд 5

ВЫВОД! Опросив 5 своих одноклассников: четверо купили бы стол для пикника и лишь один не нуждается в такой покупке. Значительными критериями считают: трое надежность, а оригинальность - двое. Делая покупку, большинство испытывает необходимость в этом товаре. Совершая покупку, трое купили бы дорогую, но качественную вещь, и двое подешевле и красивее. Ни у кого не оказалось столика для пикника. Вескими аргументами стали: а) качество; б) красота и эстетичность; в) надежность. Я решил изготовить кресло для отдыха.

Слайд 6

Стол для пикника
Для удобства отдыха
Доступность в изготовлении
Инструменты: Ножовка Дрель Лобзик Киянка
Единичное изделие
Отделка: Покраска и покрытие лаком
Доступность в цене

Слайд 7

Выбор материала Для выполнения данного проекта нужен прочный и легкообрабатываемый материал. Я остановился на сосне.

Слайд 8

Экологическое обоснование изделия
Используется для отдыха
Изготавливается из хвойных пород древесины
Обрабатывается лаком и краской
Соединения на шурупах
В сложенном положении занимает мало места

Слайд 9

Дерево: + При эксплуатации не токсично. + Вреда окружающей среде и природе не приносит. + Легко утилизируется.
Клей ПВА: - Производство клея вредит окружающей среде. - Испарения вредны для человека. + Испарения меньше чем у других клеев. + После высыхания безвреден.
Лак: - При нанесении токсичен. + При нанесении токсичность меньше чем у других лаков.

Слайд 10

Разработка первоначальных идей
Не трансформирующиеся модели
Занимает слишком много места
Не имеют столешниц

Слайд 11

Эскиз описание
Это компактный столик для отдыха, который можно взять с собой на пикник или установить на дачном участке. В сложенном положении занимает достаточно мало места. Для изготовления используется сосна. Соединения производятся на клею ПВА и саморезах. Готовое изделие покрывается краской и лаком.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Технологическая карта
Описание операции Графическое изображение Оборудование станки, инструменты, приспособления
1.Подготовка материала и разметка Рулетка, карандаш, шаблон, угольник.
2.Выпиливание всех деталей. Лобзик, ножовка, стусло.
3.Сборка ножек. Клей, дрель, шуруповерт, струбцина.

Слайд 15

4.Сборка держателей крышки стола. Клей, дрель, шуруповерт, струбцина.
5.Сборка механизма. Дрель, болт на 8, ключи.
6.Прикрепление скамеек. Дрель, шуруповерт, саморезы, клей.
7.Склеивание столешницы. Клей ПВА, струбцины.
8.Установка столешницы. Клей ПВА, саморезы, дрель, шуруповерт.

Слайд 16

9.Регулировка и установка заднего упора. Клей ПВА, дрель, шуруповерт, саморезы.
10. Установка подлокотников. Клей ПВА, дрель, шуруповерт, саморезы.
11. Покрытие краской и двумя-тремя слоями лака. Кисточка.

Слайд 17

Основные правила техники безопасности При пилении: Перед распиливанием заготовки следует правильно установить ее на верстаке. Работать пилой или ножовкой надо без рывков и изгибов полотна. Нельзя направлять полотно пилы пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски. Нельзя держать левую руку близко к полотну пилы. Стружку со столярного верстака убирайте щеткой-сметкой. При строгании: Во время работы надо очищать строгальные инструменты от стружки при помощи деревянного клинка. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы оборотная поверхность не опускалась ниже размеченных линий. Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности и остроту лезвия. В перерывах в работе строгальные инструменты надо класть на бок лезвием резца от себя. При сверлении: Перед сверлением отверстий необходимо надежно закрепить заготовку и подкладную доску на столярном верстаке. Сверло должно быть закреплено без перекосов. Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков. Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и в конце сверления должен быть небольшим, вращение руками - небольшим. Стружку с поверхности изделия сдувать нельзя, их надо сметать специальной щеткой. При отделке древесины: После работы инструмент, которым производят зачистку неровностей на поверхности изделия, следует очистить от опилок. Работать можно с рашпилем наложенной ручкой. С красителями надо обращаться осторожно, нельзя допускать их попадания на одежду, кожу рук, тела. При окончании работы надо тщательно вымыть руки с мылом. Опилки и шлифовальную пыль с поверхности изделия надо удалять специальной щеткой.